Строительство и недвижимость 
30.09.2015

«Вопрос не в том, что в Татарстане мало воды, а в том, что мы ее не используем в среде»

Главный архитектор столицы России рассказал, как волжская вода спасла Москву-реку. Но спасет ли она Казанку?

О развитии московских набережных рассказывал вчера студентам КГАСУ главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Также он объяснил, почему при тотальном озеленении Москвы жители все равно недовольны этой работой, поделился секретом, как стать самым молодым архитектором Москвы, и посоветовал Казани при благоустройстве набережных не давать все на откуп бизнесу. Кроме того, корреспонденту «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, как работается в Москве с выходцами из Татарстана.

КАК РАБОТАЕТСЯ С ТАТАРСТАНЦАМИ? НУ РАБОТАЕТСЯ

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов вчера приехал в Казань, чтобы в качестве члена жюри оценить проекты по развитию набережных озер Кабан (победитель определится завтра). Заодно он выступил перед студентами КГАСУ с лекцией о градостроительном опыте Москвы и развитии городских набережных. В 2014 году Кузнецов сам был инициатором конкурса на развитие набережной Москвы-реки, и вот теперь аналогичный путь проходит Казань. Словом, неудивительно, что аудитория на 100 человек явно не вмещала всех интересующихся. Среди слушателей можно было увидеть зампреда татарстанского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фариду Забирову, председателя комитета ЖКХ Искандера Гиниятуллина и других. Когда Кузнецов и помощник президента РТ Наталия Фишман зашли в зал, студенты сидели на ступеньках, на полу, в итоге несколько стульев даже поставили на сцене в паре метров от самого гостя.

Кузнецова это не смутило, и он начал с ремарки, что в Казани бывает регулярно с 2009 года, по его проекту построен Дворец водных видов спорта и вообще город для него интересный и сегодня фактически родной. Он напомнил, что большая часть нынешней московской команды, занимающаяся вопросами строительства, также начинала в Татарстане. В это время на экране показали слайд с иерархической лестницей «мэр Сергей Собянин — вице-мэр Марат Хуснуллин (экс-министр строительства РТ) — главный архитектор Сергей Кузнецов». Кстати, на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, как ему работается с выходцами из Татарстана, Кузнецов после лекции ответил: «Ну работается. Есть, конечно, своя специфика, понятно, что другой город несколько по-другому влияет. Но в целом рабочие отношения».

Кузнецов начал лекцию со слов о том, что для всех городов России свойственна одна проблема с водным пространством: «Вода в городе — это интересное рекреационное пространство, это интересные виды, то есть все предпосылки для того, чтобы быть самым качественным и интересным местом в городе. При этом в больших городах, как ни странно, берега рек таким образом не используются, остаются не центром притяжения, а, скорее, периферией. В Москве эта проблема выражена очень ярким образом: вдоль берегов — свалки, гаражи, какие-то совершенно неприятные криминализированные места, куда просто страшно заходить».

Москва, конечно, изучает мировой опыт по возвращению городам воды. Кузнецов вспомнил Стамбул с его «витриной» — Босфором, Лондон, который начал заниматься развитием Темзы в 50-х годах, Нью-Йорк, начавший развивать «водный фронт» относительно недавно. «Если вы поплывете по Неве по Петербургу, то поймете, что Нева — это главный проспект, даже более главный, чем Невский проспект для Петербурга», — рассказал главный архитектор Москвы. По его словам, примером для российских городов могут послужить территории Манхэттена...

Словом, столичные власти поставили задачу использовать водный потенциал: «Мы взяли большой охват территории, это Крымская набережная, это набережная «Зарядье». Планируем несколько сократить движение машин, увеличить пешеходную зону набережной, сделать нижнюю террасу, сделать выход с Красной площади через парк «Зарядье». Таким образом, появится точка контакта с водой в центре города», — рассказал главный архитектор Москвы, отметив, что таких точек необходимо делать как можно больше. По сути, главный совет для всех городов — дайте жителям доступ к воде.

Второй совет — создавать условия для бизнеса, который может взять на себя часть проблем. «Строительство на берегу и развитие территории нужно обязательно делать совместно, ни в коем случае не запускать заранее застройку, а потом — благоустройство или, наоборот, пытаться делать благоустройство без привлечения потенциальных инвесторов», — посоветовал он.

КАК СТАТЬ САМЫМ МОЛОДЫМ АРХИТЕКТОРОМ МОСКВЫ

Рассказывая о своей деятельности в должности главного архитектора Москвы, Кузнецов упомянул работу с вертикальными поверхностями и навигацию городского ориентирования. Он отметил, что в Казани с этим все обстоит довольно неплохо, а вот в Москве еще несколько лет назад можно было наблюдать большое количество визуального шума — город был завешан огромным количеством объявлений, рекламы и вывесок (да и Казань несколько лет назад — тоже). Дома были «залеплены буквально сверху донизу». Решить проблему помогло введение стандартов размещения. «Мы стараемся идти через некие правила и уходить от ручного управления, — рассказал Кузнецов. — Надо сказать, что вообще система создания городских форматов — это очень правильное движение, когда воля одного человека, принимающего решения, нивелируется и уходит вообще из поля зрения, потому что есть четко прописанные правила. Это помогает снимать коррупционные риски и помогает приводить город к опрятному, очень приличному состоянию». Кроме того, сейчас в столице России ведется активная работа с вывесками. Она еще не закончена, но в центре города уже не найдешь домов, залепленных хаотично разнородной информацией, — все располагается в пределах первого этажа.

Кузнецов отметил, что отличная черта сегодняшнего времени — возможность для работы молодых команд, что всячески побуждает людей уходить в частную практику, создавать свои коллективы: «И это отрадно видеть, потому что в Москве за довольно долгое время работы предыдущей команды правительства для архитектуры возникла достаточно тяжелая пауза в возрастах. Могу сказать, что я стал главным архитектором, когда мне было 35 лет — я самый молодой из всех главных архитекторов Москвы за всю ее историю. Но не потому, что я такой талантливый или особенный, просто очень большая пауза возникла в профессии в силу отсутствия таких механизмов, как конкурсная практика, механизмов доступа к рынку и профессиональных реформ». По его словам, создавать свой офис и выводить его на рынок в то время было действительно сложно, государство помогать начинающим специалистам не спешило. «Получился достаточно серьезный разрыв поколений, — констатировал Кузнецов, — который мы сейчас пытаемся заполнить, чтобы привлекать молодых архитекторов, которые потом будут ритмично работать, и за ними пойдут следующие, чтобы эта цепь не прерывалась».

СПАСЕТ ЛИ ВОЛГА КАЗАНКУ, КАК МОСКВУ-РЕКУ?

Затем перешли к части вопросов и ответов. Студент пятого курса Евгений Краснов поинтересовался, с чего Кузнецов начал бы реконструкцию набережной Кабана. «Не хватает воды в Казани. Основная Казанка уже неглубокая. Вот мы хотим пустить Волгу в Казани. Это вообще возможно, вы не думали об этом?» — поинтересовался он. Кузнецов сначала вопрос переадресовал местным властям: «У вас думает все-таки власть». Затем рассказал, что в Москве нехватка воды решалась именно с помощью волжской воды: «Сегодня 80 процентов воды в Москве-реке — Волга. Я не знаю, готовы ли власти на подобные свершения, но думаю, что технически это возможно». По его словам, в Казани есть возможности и для углубления дна, и для развития русла, и для изменения его формы. В Москве в связи со строительством канала русло также менялось, и сегодня Воробьевы горы регулярно «сползают» в реку.

Фишман отметила, что ощущение нехватки воды обусловлено отсутствием к ней доступа. «Когда, дай бог, реконструируем набережную от речпорта до «Локомотива», сделаем пешеходный переход к Казанке, когда в парке Победы что-то сделаем, когда сделаем доступы и активацию к Кабану, у вас сразу изменится ощущение, — заверила она. — В Татарстане очень много воды, это регион с самой большой долей водных объектов, водной глади от общей территории регионов России. Поэтому вопрос не в том, что у нас мало воды. Вопрос в том, что мы ее не используем в среде, она у нас не активирована».

Кузнецов поддержал этот тезис, проведя аналогию с «зелеными точками»: «У нас есть проблема доступности зеленых насаждений. Москва — самый зеленый город среди мегаполисов — около 50 процентов зеленых территорий, то есть уже можно сказать, что это не парки и леса в городе, а город, в лесу стоящий. А центр при этом слишком минеральный, запечатанный. И у многих людей, живущих в Москве, есть ощущение, что зелени мало. Хотя, если взять статистику, ее очень много. То же самое касается торговли. В вашем районе может быть большой торговый центр, на каждого жителя может свой квадратный метр торговли выходить, но если у вас рядом нет маленького магазинчика на первом этаже, у вас будет ощущение, что с торговлей в городе плохо».

Часть студентов явно остались неудовлетворены лекцией и недовольно говорили про «общие слова». Часть учащихся были довольны возможностью постоять рядом с высоким гостем, сделав «фото на память». В результате по пути из университета на улицу Кузнецову приходилось периодически останавливаться и улыбаться в кадр.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    30.09.2015 08:46

    Согласен. В Казани воды много, но горожане ее не видят. Одной Казанки с Кабаном мало. Волга закрыта.

    • Анонимно
      30.09.2015 14:18

      "по его проекту построен Дворец водных видов спорта" - вообще-то ДВВС построен по проекту Казанского Гипронииавиапрома.

    • Анонимно
      30.09.2015 14:21

      А еще когда строим набережную необходимо предусматривать спуски к воде а не сплошную отвесную стену как сейчас в центре. С набережной ведь и в воду кто-нибудь упасть может,(ребенок например) а вылезать из воды некуда, вдоль всего берега отвесная стена.

      • Анонимно
        30.09.2015 18:15

        архитектор Кузнецов четко запретил одному Главному архитектору Казани принимать решения по набережным - вежливо намекнул, что народ в Москве работает по регламентам, но дружно. И не зависит от воли и вкуса одного чиновника... но кажется Горгульи все же будут стоять у Чаши назло народу - Городской архитектор воплотит свою мечту.

  • Вдоль Волги нужна туристическая инфраструктура, базирующаяся на малом бизнесе: аренда частного жилья, небольшие гостиницы, прокат мотороллеров, пляжи и культ-массовые программы, здоровая конкуренция. Исходя из наличия больших прибрежных ареалов, в Казани большой потенциал развития, однако если ориентироваться на интересы мелко-олигархического крупняка, то потенциал останется лишь потенциалом.

  • Анонимно
    30.09.2015 09:09

    Опять модные словоблудия про общественные пространства. Они никого не кормят. Приоритет для города строительство промышленных предприятий и транспортной инфраструктуры для связи мест проживания и основных зон работы: дорог и парковок, т.к. идет отказ от общественного транспорта в пользу личного. Вот о чем думать надо.

    • Экономика страны сползает, продажи автомобилей падают - о каком отказе от общественного транспорта идет речь?Общественные рекреационные пространства однозначно нужны:1. Это свидетельствует о развитости города, привлекает инвестиции2. Привлекает туристические потоки, двигает торговлю3. Повышает качество жизни горожан: спорт на природе, прогулки с детьми и друзьями4. Составляет транспортную инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов5. Выполняет социальную коммуникативную функцию: площадка для развития и культурного обмена городских сообществ, место встречи разных социальных слоев.

  • Анонимно
    30.09.2015 10:09

    Короче надо переносить ЖД-вокзал и открывать Волгу.Это анахронизм уже какой-то уж.

    • Анонимно
      30.09.2015 10:14

      Волгу открывать смысла никакого - там холодно 10 месяцев в году.Надо развивать старое русло Казанки и делать там по настоящему широкий парк.

    • Анонимно
      30.09.2015 18:19

      так наши руководители по архитектуре много лет про это говорт. Еа Казанке набережную заканчивают -люди до воды доберутся только на берегу Волги - но как решит проект Главный архитектор - если как уже получилось - конечно Волгу надо "одеть" в мундир" высотой метров в пять, и чтоб в граните! А пляжи пусть будут в Саратове - у них тепло!

  • Алексей К.
    30.09.2015 11:26

    Что мешает сделать полноценную волжскую набережную в Адмиралтейской слободе? Не надо переносить вокзал "Казань-1". Есть бОльшая проблема, грузовые пути речного порта. Если сделать подъезд к порту от станции Вахитово и убрать за пределы центра все службы ЖД, убрать снеговую свалку, убрать конвойный(?) батальон- будет огромная парковая зона между автовокзалом, речным портом и ЖД "Казань-1", 1-2 пути над этим по эстакаде или дамбе с мостами в сторону станции Вахитово мешать не будут.

    • Анонимно
      1.10.2015 01:55

      А нашем ауле сразу хотят больше и сейчас: пуская слюну уже там видят элитное жилье и отели. Мозгов и порядочности не хватает подумать о благе для горожан и немного потерпеть, чтоб собрать богатый урожай капитализации чуть позже после насаждения парков и набережных на территории.

  • Алексей К.
    2.10.2015 09:10

    Увы, всё намного серьёзней, чем я думал! *грустный смайлик*http://prokazan.ru/news/view/104714"иналисты конкурса на развитие набережной системы озер Кабан рассказали о градостроительных проблемах Казани и, совместно с архитекторами города, предложили способы устранения недочетов"И всё бы ничего, да попалось в тексте "...финалистка конкурса из Самары Ирина Фишман". Наталия тоже из Самары, так что теперь Фишман будет много? ???

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль