Культура 
2.10.2015

«Российская драматургия для детей, не говоря уже о татарской, – это полное дно»

Завлит театра им. Камала обрушился на местных драматургов, многие из которых «вообще ничего не читали»

Местные авторы не видят казанских сюжетов, финансирование культурных проектов находится на низком уровне, пьесы для детей ниже всякой критики. Эти проблемы обозначили вчера участники пресс-конференции, посвященной конкурсу пьес «Pro/движение» центра современной драматургии и режиссуры «Первый». Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что цель конкурса — поднятие уровня драматургических текстов и открытие новых имен. Но реально ли это?

«ОТ ТАТАРСТАНА БОЛЬШОГО УРОЖАЯ АВТОРОВ НЕ ЖДЕМ»

Пресс-конференция по случаю окончания приема пьес на конкурс «Pro/движение» не вызвала интереса журналистов — всего в зале присутствовали 6 человек. Им в начале мероприятия генеральный директор центра современной драматургии и режиссуры «Первый» Анастасия Радвогина рассказала о том, для чего недавно создан этот проект. «Центр. Первый» — не оригинальный проект, он имеет несколько аналогов в России. Первый такой центр появился в Москве, он с 1990-х открыл уже такие имена, как Кирилл Серебренников или Василий Сигарев, подобное учреждение также существует в Екатеринбурге под художественным руководством известнейшего драматурга Николая Коляды. Еще один проект работает в Ижевске, его возглавляет режиссер Павел Зорин.

Организаторы объясняют появление центра и самого конкурса в Казани тем, что Татарстан — двуязычная среда, со своими легендами, историей, событиями, которые могли бы послужить сюжетом для современных драматургов. «Характерная черта этих центров — потребность в новых именах в драматургии, режиссуре, исполнительском искусстве и во всех тех сферах, которые связаны с театральным искусством, поиском новаторских подходов в работе к драматургии, — объяснила Радвогина. — В Казани такая потребность назревала уже давно — проводилось множество лабораторий, таких, как «Свободная сцена», конкурс «Новая татарская пьеса», проект «Казань, я люблю тебя» и другие».

На конкурс «Pro/движение», организованный «Первым» при поддержке минкульта РТ, СТД РТ, фонда «Живой город» и театров им. Камала и им. Качалова, прислали 52 пьесы от 35 авторов, из них 8 на татарском языке. Несмотря на то, что в конкурсе участвуют и известные драматурги, к примеру, Ильгиз Зайниев и Ркаиль Зайдулла, основатели «Pro/движения» надеются открыть хотя бы одно новое имя. «Хорошие драматурги — это штучный процесс, вырастить их — это большая работа», — объяснил театровед и председатель отборочной комиссии конкурса Нияз Игламов. — Если говорить о «новой драме» — в последнее время пьес появляется много именно в этом направлении, но количество перешло в качество совсем недавно. От Татарстана такого урожая мы не ждем». Кроме того, по словам организаторов, мотивация участия опытных авторов в конкурсе совсем другая. «Есть странная вещь: чем дольше автор участвует в экспериментах, не замыкается, тем интереснее с ним говорить, возраст не имеет над ним силы, — рассказал Игламов. — Но кроме этого, я знаю много режиссеров-стариков, которым по 30 лет. Они мыслят и ставят свои произведения как старики, это старческая немощь во всем, а казалось бы, молодые люди».

В экспертную комиссию конкурса помимо Игламова вошли завлит Качаловского театра Диляра Хусаинова, а также филолог и преподаватель КФУ Елена Шевченко. Самым лучшим авторам выдадут поощрительные призы, какие — пока неизвестно. Кроме того, будут устроены читки пьес, которые попадут в шорт-лист. Те работы, которые вызовут наибольший зрительский отклик , будут доведены до стадии эскизов, и они, возможно, дорастут до полноценных спектаклей на экспериментальных или малых площадках. Победители будут определены 15 октября.

«На некоторые темы сложно говорить со сцены академического «театра с колоннами». Это шутливый термин — как корабль, обросший ракушками. Представьте себе Малый театр — это цитадель архаики, — считает Игламов. — Но когда он начинался, он был театром современной сцены, был в авангарде театральной мысли. Я не могу сказать, что сейчас он находится в арьергарде, он занял нишу классического репертуара, им тяжело заниматься современной драматургией. В этом смысле национальный театр себя чувствует лучше. Но этого, разумеется, недостаточно, качество не всегда хорошее, поэтому у нас есть определенная миссия по выращиванию новых имен».

Нияз Игламов
Нияз Игламов

ЧТОБЫ ВИДЕТЬ МЕСТНЫЕ СЮЖЕТЫ, НУЖНА НОВАЯ ОПТИКА

Однако, несмотря на то, что большое количество потенциальных местных сюжетов — одна из причин, по которой конкурс появился именно в Казани, в ходе обсуждения тот же Игламов раскритиковал татарстанских авторов за неумение их видеть и использовать. «Местные авторы в массе своей... — тут завлит театра им. Камала начинает использовать непарламентские выражения. — Я им это говорю в лицо с удовольствием. В прошлом году у нас была лаборатория («Свияжск ARTель» под руководством Олега Лоевского — прим. ред.), куда мы позвали Полину Бородину, Ярославу Пулинович (екатеринбургские драматурги — прим. ред.). Нас спрашивали: почему не работаете с местными авторами? Да потому что они не видят этих сюжетов! Я не хочу их обвинять, может быть, я даже грубее сказал, но им нужна смена оптики — хорошее видно издалека».

Игламов привел несколько примеров хороших сюжетов, которые остаются незамеченными: «Казань — вообще уникальный народ, здесь училось и жило столько значимых для отечественной и мировой культуры людей. Тот же Лев Толстой, например, почему бы не сделать пьесу о том, как он создает рассказ «После бала»?»

Это же, по мнению главы отборочной комиссии «Pro/движения», касается темы национального фольклора, к которой местные драматурги относятся с безразличием: «Мы предложили копнуть авторам на конкурсе в этом направлении, но это мало кто сделал, потому что мало кто хорошо в этом разбирается. Мол, есть «Шурале» — и ладно».

Одна из самых сложных проблем в драматургии — это сюжетостроение. «Иногда проще взять фабулу прозаического текста и сделать хорошую инсценировку. В Татарстане это пока не очень развито, — продолжает Игламов. — Есть писатели, которые писали о Казани — от татарских или русских авторов до Ярослава Гашека. Можно, например, сделать пьесу по материалам приезда Пушкина, есть масса тем, которые могут быть очень интересными».

2.jpg
Анастасия Радвогина

«ПУСТЬ ХОТЯ БЫ НАЧНУТ ЧИТАТЬ ТЕКСТЫ ДРУГ ДРУГА»

Также жестко он высказался на встрече с журналистами относительно уровня детской драматургии, которая составляет отдельное направление на конкурсе «Pro/движение». По его мнению, она переживает глубокий кризис, и это процесс, который происходит не только в России: «Психология ребенка очень сильно поменялась, это связано с информационной революцией, они быстрее учатся планшету и компьютеру, а не письму. Им сказки про зайчиков, бабочек неинтересны. Попросту скучно смотреть, как у белочки потерялся хвостик, а зайчик его нашел. Поэтому российская драматургия для детей, не говоря уже о татарской, — это полное дно. Мы хотим это дно наполнить хоть каким-то смыслом. Это должна быть форма, созвучная времени. В том числе наш конкурс будет помогать писать хорошие детские пьесы. То, что сейчас происходит в детских театрах, — это очень плохо».

Игламов добавил, что те театры, которые хотят развиваться, будут постепенно менять плохие детские пьесы на хорошие, однако проблема в том, что «не все театры в Казани хотят развиваться», а также не понимают свою задачу. «Лучше всего с этим в театре кукол, хотя по форме он застыл в 70 - 80-х годах, он прозрачен по содержанию. В других театрах есть такая проблема, но дело не в том, что они не хотят перемен», — завершил свою пламенную речь самый известный казанский театральный критик.

Кроме того, корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Радвогиной о бюджете центра «Первый» и самого конкурса. «Мы представили этот проект на молодежном форуме, и нам дали самое минимальное финансирование. Мы представляли три сметы, я не буду озвучивать сумму, но это действительно самые минимальные деньги не сезон», — ответила она.

Также мы спросили у Игламова о замкнутости местных драматургов на самих себе, и не усилит ли конкурс «Pro/движение» эту тенденцию: «Пусть хотя бы начнут читать тексты друг друга, многие из них вообще ничего не читали». И обратился к работам, присланным на нынешний конкурс: «У нас на конкурсе есть тексты, которые могут быть им интересны, например, свою пьесу прислала московский драматург, она одна из ведущих авторов «Новой драмы» Юлия Тупикина. Я думаю, что чтение друг друга их подхлеснет к чему-то еще. Пусть те, кто пишут, условно, серьезные пьесы, прочитают тексты на детскую тематику. Вдруг он подумает: что за хрень? И родится хороший детский драматург. На этом уровне им надо читать друг друга, а дальше пойдет. Пока у меня складывается ощущение, что местные авторы плохо знакомы даже с творчеством своих коллег».

Справка

При поддержке министерства культуры РТ и фонда поддержки современного искусства «Живой город», при участии союза театральных деятелей РТ, ТГАТ им. Камала и КАРБДТ им. Качалова в Казани начал свою деятельность центр современной драматургии и режиссуры «Центр. Первый».

Цели центра: развитие современной драматургии на татарском и русском языках; создание репертуарной базы актуальных пьес; помощь в поиске драматургом своего читателя и режиссера, режиссером — своего драматурга и зрителя; продвижение современной драматургии как на экспериментальные площадки, так и в репертуарные театры Татарстана и России.

В рамках мероприятий Года литературы «Центр. Первый» объявляет республиканский конкурс пьес «Pro/движение» по 4 направлениям:

  • «Межнациональные контакты»;
  • «Татарский национальный фольклор»;
  • «Казань и Татарстан в произведениях литературы»;
  • «Детская драматургия».

Конкурс включает в себя несколько этапов:

  • С 10 июля по 1 октября 2015 года — сбор заявок и пьес на русском и татарском языках;
  • 15 октября — определение победителей;
  • С 1 по 10 ноября — читки всех пьес, вошедших в шорт-лист;
  • В декабре — постановка режиссерских эскизов лучших пьес конкурса.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.10.2015 09:17

    Конкурс включает в себя несколько этапов:С 10 июля по 1 октября 2015 года — сбор заявок и пьес на русском и татарском языках.15 октября — определение победителей.С 1 по 10 ноября — читки всех пьес, вошедших в шорт-лист.А МЫ И НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ПРОВОДИЛСЯ ТАКОЙ ВОТ КОНКУРС.

  • Анонимно
    2.10.2015 10:15

    Нияз, прекратите самоутверждаться за счет бюджета. У театра нет своих драматургов - ни детских, ни взрослых. Только кто в этом виноват? Почему то при Салимжанове были Минуллин, Гилязов - не потому что они такие великие, а потому что с ними был контакт, они давали продукт, театр их ставил периодически, хотя не все спектакли были удачными. Если не было пьес - завлиты лично писали - и инсценировки и детские пьесы, которые шли с успехом. А что лично Игламов сделал для развития драматургии? Ну привез москвичей или москвичек, посидели они с постными лицами, обгадили местных драматургов - а в чем польза то?

  • Анонимно
    2.10.2015 10:37

    Да, Нияз, сам напиши стоящую вещь и скажи: вот так надо писать! ))

  • Анонимно
    2.10.2015 12:06

    Странное жюри... Согласна с Ниязом и Хусаиновой, они завлиты театров, работают с драматургами. Но откуда взялась тетенька - не филолог, а учительница немецкого языка, в советские времена окончившая казанский пед? Вам не кажется, что это просто профанация конкурса?

    • Анонимно
      2.10.2015 13:28

      Эта, как вы называете "тетенька", профессор казанского университета и очень серьезный специалист в области немецкого театра и немецкой драматургмм. И негоже обижаться на то, что вы не включены в данный состав данной комиссии - это надо заслужить и, желательно, талантом, а не пустыми писульками.

  • Анонимно
    2.10.2015 13:50

    А то, что она " серьезный специалист" кто- то, кроме вас, знает? Где её труды, каков её вклад в развитие современной российской драматургии?

    • Анонимно
      2.10.2015 15:01

      Здесь даже и обсуждать нечего. Вам она, вероятно, двойку влепила за скудоумие. Кандидатура Елены Николаевны не вызывает никаких вопросов у организаторов и авторов. А вам что за дело?

  • Анонимно
    2.10.2015 14:02

    Конечно, профанация. Почему в жюри нет профессиональных татарстанских литераторов?

  • Анонимно
    2.10.2015 15:11

    Вот удивляет постоянно тот объем желчи, который выливают стабильно анонимные комментаторы на людей, которые занимаются делом, полезным и правильным. Если уж есть какие то конструктивные предложения или критика - ну идентифицируй себя как то.
    Ребята молодцы - с драматургией беда в Татарстане, и если даже и есть драматурги, не было центра притяжения, не было команды, способной объединить всех и придать этому неорганизованному хаосу стройную форму. Только через такой путь мы медленно , но верно продеремся сквозь тухлое театральное болото Казани.

  • Анонимно
    2.10.2015 15:11

    Про этот конкурс никто и не слышал, поэтому многие, наверное, авторы и не прислали свои произведения. На следующий год многие из них обязательно что-то напишут на заданные темы, если они их не поменяют. Так что все впереди!

  • Анонимно
    2.10.2015 15:54

    Про тухлое театральное болото - полностью согласна! Но конкурс надо было проводить более общий - пьесы для взрослых и пьесы для детей, одноактные пьесы, потому что за несколько месяцев сочинить пьесы по местным мотивам очень сложно, если уже нет написанных ранее заготовок. Новый конкурс, скорее всего, надо объявлять сразу же по завершению этого, чтобы все заранее знали темы.

  • Анонимно
    2.10.2015 18:08

    Аллегория про болото и взрывы понравилась. Год назад уже взрывал тут один:http://www.business-gazeta.ru/article/118781/ Зрители вот только разбежались после антракта, когда учуяли, что брызги - совсем не из шоколада...

  • Анонимно
    2.10.2015 19:40

    Нияз, молодец! Всегда говорит то, что думает. Уважаю!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль