Культура 
5.10.2015

Премьера в театре им. Камала: десятый экспонат музея «Галиябану»

Татарская классика, вырванная из исторического контекста

На старте нового сезона, который станет юбилейным, 110-м для «камаловцев», главный татарский театр презентовал музыкальную драму «Галиябану» Мирхайдара Файзи в постановке Ильгиза Зайниева. Среди зрителей на показах в минувший уик-энд был и московский критик Максим Чуклинов, который в материале для «БИЗНЕС Online» размышляет о том, что сохранение театральных традиций в том виде, в котором это подано в спектакле «Галиябану», отнюдь не способствует решению подобной важной задачи.

Ильгиз Зайниев
Ильгиз Зайниев

ПРОВОКАЦИЯ, НА КОТОРУЮ ПОДДАЕТСЯ РЕЖИССЕР

Для человека, выращенного на плодах культуры либо совсем западной, либо совсем восточной, крайне сложно говорить о татарском национальном театре, расположившемся где-то посередине. Под любым суждением здесь можно разглядеть попытку зайти в чужой монастырь со своим уставом, чего делать совершенно не хотелось бы. Тем не менее в любом уставе можно найти что-то полезное, посмотреть с его помощью несколько иначе на собственные принципы и взгляды. Все это необходимо написать в начале, чтобы избежать последующих оговорок, которых может появиться достаточно много при разговоре о премьере «Галиябану» Ильгиза Зайниева в театре им. Камала.

В юбилейный 110-й сезон пьеса Мирхайдара Файзи была поставлена здесь в не менее юбилейный 10-й раз. Мелодраматическая история о любовном треугольнике, сложившемся между представителями деревенской молодежи, не претерпела на этот раз сильных изменений: режиссер почти полностью сохранил текст, музыкальную партитуру, созданную сто лет назад Салихом Сайдашевым, образную систему и эстетический язык, диктуемый самой пьесой. В спектакле есть все, что нужно для того, чтобы заставить публику аплодировать стоя. Любовная интрига, комичные недопонимания, драматичные монологи, живая музыка, песни и танцы, стрельба, герой, злодей, трагичный финал и свет в конце тоннеля — этот рецепт на протяжении уже очень долгого времени безотказно привлекает как зрителей, так и театральных деятелей. Сама пьеса «Галиябану», написанная на заре еще юной татарской драматургии, своим музыкально-драматическим форматом провоцирует на такой подход к себе. И либо умышленно, либо нет Зайниев на эту провокацию поддается.

В его «Галиябану» ничто не противоречит тому, что называется в общем понимании «традицией», здесь сплетаются татарские язык и мелодии, пространство обустроено статичной окаймляющей сценографией, актеры стремятся к технике переживания и честно играют написаный текст, окрашивая его и эмоционально, и психологически. В отличие от недавно поставленного «Ричарда III», здесь режиссер не стремится вывести сколько-нибудь оригинального театрального языка, доверяясь актерам и тексту. Такой подход может быть вполне продуктивен, но в данной ситуации возникают вопросы к самой пьесе, которая при всем своем обаянии не является венцом литературного искусства, способным выстроить вокруг себя столь сложный механизм, как спектакль. По крайней мере, сегодня. И если речь идет о некой дани традиции, то стоит задать вполне традиционный критический вопрос: «Зачем?»

ЧТО ЕСТЬ СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ?

Ошибочно полагать, что ответом на этот вопрос может послужить рассуждение о том, насколько важно сохранять национальный колорит, искусство и прочее. Это не вполне применимо к театру, продукт которого не может стать объектом традиционного искусства. Спектакль — это явление, существующее здесь и сейчас, способное стать объектом только на то время, пока он идет. Живой театр не может стать музеем в принципе, такова его природа, сложившаяся еще во время Дионисий. И если говорить о сохранении традиций, то в первую очередь надо понять, что мы подразумеваем под этим словом. Мы утверждаем, что традиционным русским драматургом является, например, Островский или Чехов. Но в таком случае не стоит забывать о масштабе театрального переворота, осуществленного пьесами Островского, и того, что Чехов в начале XX века относился к течению, называемому «Новая драма».

Классиками во всех видах искусств становились, как правило, те, кто отрицает или выворачивает наизнанку принципы предшествующих художников. По этой системе развивалась история искусств: каждая новая эпоха противоречила канонам прошлой, классицизм сменялся романтизмом, барокко — возрождением и так далее. Каждый раз это становилось причиной раскола в обществе, жутких полемик, скандалов и так далее, но сегодня мы воспринимаем как классику и античность, и сентиментализм. Самым главным преступлением по отношению к традиции является бесконечное желание ее законсервировать. Потому что в ее основе лежит принцип актуальности и применимости к сегодняшнему дню. Если сегодня художник возьмется усердно копировать Брейгеля, то он не станет продолжателем великой традиции, потому что ее продолжение исключительно в движении дальше. В таком же ключе можно рассуждать о судьбе Малого театра и МХАТа, в 60-е годы ушедших в тень Таганки, «Современника», БДТ, которые, в свою очередь, ушли в тень современных театральных течений. Это естественный процесс, игнорировать который бессмысленно.

ТЕАТР ИЛИ СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ С ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКОЙ

При постановке спектакля, помимо всего прочего, необходимо помнить о двух вещах: о том, что мы живем в XXI веке, и что до него был XX век. За это время немало демаршей превратилось в традицию. Все это привело нас к той действительности, в которой мы, к счастью или к сожалению, оказались. Для того чтобы одевать людей в национальные костюмы и просить говорить их странным старым языком, нужен какой-то мотив, какая-то задача, которая заставит зрителей в новом ключе взглянуть на окружающие события, явления и проблемы. Если же мы хотим видеть на сцене сувенирную продукцию с исторической тематикой и называть это театром, то нам необходимо отказаться от своих смартфонов, автомобилей, от нашей экономической и политической системы — словом, ото всего, что отличает нас от человека XIX века. Потому что есть изрядная доля лицемерия в том, чтобы пользоваться всеми благами современности, а театральное искусство удерживать где-то там, позади, где мы его уже поняли. Но тот театр, который все-таки вырвался вперед, продолжает развиваться, задавать вопросы и требует относиться к себе не только как к шуту.

Также есть еще один тип театра, использующий тот подход к постановке классики, который сейчас принято называть таинственным словосочетанием «новое прочтение». Новое прочтение может никак не коррелировать с актуальными вопросами, но оно может быть интересным с точки зрения обычного человеческого любопытства. С помощью пространства, интонаций, изменения структуры текста — да чего угодно — можно извлечь практически из каждой пьесы темы и смыслы, которые прежде скрывались или которых вообще там не было. Но, во всяком случае, театр вынужден постоянно стремиться к тесной коммуникации с публикой, а для этого необходимо говорить с ней на одном языке. Если, конечно, мы говорим о том театре, задачи которого выходят за рамки организации веселого досуга. Но здесь возникает еще одна проблема — при этом всякий спектакль должен оставаться в контексте того, что происходит в искусстве вообще.

Так исторически сложилось, что по непонятным причинам театр всегда на пару десятков лет отставал от веяний, идей и тенденций, присущих остальному миру творчества. В XX веке этот разрыв начал сокращаться, и сегодня мировой театр максимально приблизился к темам contemporary art и начал активно интегрироваться в общее движение искусства. Поэтому сегодня особо важно не только видеть, но и учитывать тот контекст, в котором мы существуем — и художественный, и социальный, и политический, и этический.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА СПЕКТАКЛЯ

Основная проблема спектакля «Галиябану» заключается в том, что он вырван из этого контекста, он как бы не учитывает того, что происходило прежде и происходит сейчас. Это сквозит и в мизансценах, и в подходе к актерам, и в сценографии, которая, несмотря на читающийся образ и деревни, и дома, и леса, не рождает идеи сама по себе. Это пространство, которое лишь обозначает локации, но в шекспировском театре эту функцию с тем же успехом выполняли таблички с надписями «Лес», «Замок», «Площадь» и т. д. А ведь из решения пространства зачастую формируются совершенно новые и неожиданные концепции спектаклей. Безусловно, в этой вневременности спектакля есть свое обаяние, но, кажется, что театр им. Камала сейчас стремится как раз в сторону интеграции в мировое культурное сообщество, что вполне возможно благодаря самобытности национальной татарской культуры и той политике, вектор на которую взял театр.

Тот самый вектор, который обычно раскалывает публику на два лагеря, сеет смуты и конфликты, но в итоге становится тем, что спустя время называют традицией. И нам только остается желать команде театра терпения и творческих сил, потому что нет ничего сложнее, чем сохранить зрителя, не уйти в конъюнктуру и оставить все лучшее в своей национальной идентичности.

Максим Чуклинов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (44) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.10.2015 09:26

    Очень странный текст- это лекция о том, как надо ставить спектакли? А что с " Галиябану"?

    • Анонимно
      5.10.2015 19:05

      Создаётся впечатление, что Чуклинов не прочёл пьесу до конца.Иначе он бы заметил отсутствие последней сцены, а по другому-изменение финала спектакля. В постановке Зайниева убийца уходит от наказания так же, как отпрыски руководителей на крутых джипах покидают место ДТП, оставляя за собой трупы. Режиссёр показал как раз то, что происходит сейчас в обществе...

  • Анонимно
    5.10.2015 09:53

    Вот работа камаловцев-это достойная дань традиции.не то,что её перемолка,которую затеял главреж ТЮЗа Имамутдинов,заставляющий там таких звезд как Ерыгин заниматся актерскими тренингами,вокалом,участвовать в международных проектах и всяких творческих поисках!Ерыгина надо ставить худ.руком Тюза и все станет спокойно.

  • Анонимно
    5.10.2015 09:59

    Московский автор поднимает очень важную тему: а как сейчас в 2015-м нужно ставить татарскую классику, которой уже 100 лет. Очень важный и дискуссионный вопрос.

  • Анонимно
    5.10.2015 10:01

    Прочитал резюме - и именно из-за того, что не понравилось автору, захотелось пойти на этот спектакль. Если нас ругают враги, значит мы все делаем правильно (с).

  • Анонимно
    5.10.2015 10:14

    Этот Имамутдинов не работает так как надо,как пишут в учебниках и учат великие педагоги театра.Он разрушает систему!разве так можно?!его шею надо нагнуть и дать четкие инструкции как и что ставить в Тюзе.

    • Анонимно
      5.10.2015 10:58

      Не совсем понятно почему в обсуждении спектакля камаловцев возникла тема Имамутдинова? И, если уж вы так ратуете за учение наших великих мастеров, то вам не стоит забывать о том, что среди прочего великие мастера приветствовали и эксперимент, так как полагали, что театр развивающийся организм, а не нечто, стоящее на постаменте.

  • Анонимно
    5.10.2015 10:40

    Почему все молчат об этой опасной гиперактивности,которую ведёт Имамутдинов в Тюзе?Он же оторвёт наш тюз от вечных корней и славных традиций.Ерыгин и ко собирайте срочно публичные дискуссии!напишите куда-нибудь ещё соотв.письма и жалобы в АПП РТ

  • Анонимно
    5.10.2015 10:41

    материал предъявляет театру "гамбургский счет"и это уже хорошо. Но не стоит забывать, что художественное руководство театра формирует новый камаловский театр на протяжении лет, потому что новая формация не возникает мгновенно и сразу. Здесь много нюансов и один из них - формирование зрителя, способного воспринимать современный театральный язык. И лично мне приятно видеть бережное отношение к традиции с постепенным вкраплением в нее театральных новаций.

  • NIYAZ
    5.10.2015 10:43

    По-моему изначально стало ошибкой дебют в одном спектакле неопытного режиссера и неопытных артистов, один не смог объяснить "что и как", другие не смоги сыграть лучше. В итоге зрители получили неудачный повтор старого доброго спектакля, который в исполнении труппы камаловского театра, заставил вспомнить постановки провинциальных самодеятельных театров. Не хватило академичности.Понятно, что актеры выбирались на переспективу на долгоиграющую пьесу, но аванс режиссеру, вызывает скепсис, оплачиваемый рублем зрителя. Не является ли И.Зайниев, как говорят в народе, "удащливым"? кто и зачем выдает ему такие авансы?Желаю творческих успехов И.Зайниеву и всему коллективу.

  • Анонимно
    5.10.2015 11:05

    Почему в театре Камале нет Ерыгина?было бы очень актуально труппе театра взять у Романа мастер-класс по технике речи актерскому искусству.ему уже тесно в Тюзе.а как он блистает в театре Акт!!!

  • Анонимно
    5.10.2015 11:21

    Слыхал,что этот Имамутдинов улетает в Париж! Со своим новым монстро-проектом по этому сумашедшему художнику Ван-Гогу. В этом спектакле используется какая-та японская техника Будо.ну зачем нам это здесь надо?!пусть его Академики Камаловцы поднатаскают,поучат как в Казани ставить надо и какую драму брать,чтобы людям нравилось.А то приехал тут-контрреволюцию устраивать!

    • Анонимно
      5.10.2015 11:40

      Наслышаны о словах Имамутдинова про "Галиябану"..Хочется сказать "не нравится-не ешь"

      • Анонимно
        5.10.2015 13:06

        Видимо, господин Имамутдинов, как татарин считает себя вправе давать оценку татарскому театру

  • Анонимно
    5.10.2015 11:27

    Давно перестала ходить в ТЮЗ. Раньше был один из любимых театров. Ерыгин как ведущий программы новостей нравился, а в театре - почему то нет. Мне тогда показалось, что спектаклю актеры постарались придать пошловатости своей игрой, фразами и пошлыми намеками.

  • Анонимно
    5.10.2015 11:43

    А к какой категории отнести тех зрителей, кто стоя аплодировал и сопереживал этим героям? Они что все придурки?

  • Анонимно
    5.10.2015 12:43

    Автор хочет показать себя знатоком приводя какие то примеры.Конкретно,толково про "Галиябану"ничего не сказано.Как уже отмечали, не понятная статья

  • Анонимно
    5.10.2015 13:35

    Татарский народ и татарский театр - неприкасаемое сокровище.нельзя это критиковать.нельзя!категорически!ильгиз зайниев-молодец.камаловцы-молодцы.все правильно делают.

    • Анонимно
      5.10.2015 14:07

      Все делается именно так! Все хвалят! С неистовой силой нахваливают, ибо иначе никак! Скажешь плохо, обвинят в национализме

  • Анонимно
    5.10.2015 14:08

    Молодцы камаловцы! У них яркая премьера, про которую говорят и по-хорошему обсуждают. Чего не скажешь про качаловский театр и русский ТЮЗ, творчество которых большинство казанских зрителей просто не принимает душой.

  • Анонимно
    5.10.2015 14:32

    Старая постановка "Галиябану" была чудесной.Артисты были хорошие.Ладно хоть в новой "Галиябану" увидел чудесную игру И.Тухватуллиной.Новым исполнителям не хватило таланта что ли или может молодые очень.И режиссер еще малоопытный.Но очень приятно, что наш национальный театр вернулся к истокам в этой постановке.Хватит нас зрителей мучить такими спектаклями как "Меня зовут красный","Однажды летним днем" и к примеру премьера осени "Вне закона"

    • Анонимно
      5.10.2015 15:03

      Зритель, не мучайся. был вчера на премьере, немного остался в недоумении. Чего то не хватило.. Другое дело "красный".)

    • Анонимно
      5.10.2015 15:47

      Очень люблю камаловцев, театр и спектакли. НО согласна с комментарием, "Меня зовут Красный" и "Однажды летним днем" для меня тоже были мучением. Очень пыталась их понять и получить удовольствие, но увы, видимо моего образовательного и культурного уровня не хватило.

  • Анонимно
    5.10.2015 15:13

    Не понравился спектакль.Старый намного лучше был.Если беретесь за проверенное временем произведение, так уж дотянитесь до уровня прежних спектаклей.Спасибо оркестру, их работа единственная удача спектакля! И Тухватуллина и Габдуллин хороши!

    • Анонимно
      5.10.2015 17:10

      Наверно в сравнении старого и нового спектакля всегда победит "старый". В рамках недели спектаклей Туфана Минуллина сейчас в театре Камала идут спектакли по его произведениям. В числе представленных постановок "Старик из деревни Альдермеш", не взяла на него билеты, зная, что буду сравнивать с шедевром с Ш.Биктимировым и Р.Шарафиевым - до уровня того спектакля никто не дотянет. Я не видела старую версию "Галиябану", надеюсь мне понравится.

      • Анонимно
        5.10.2015 17:42

        Ах, Биктимиров и Шарафиев! Обожаемые! Какие артисты! Сейчас молодежь Камал театра блеклая, неинтересная.Отличить их не могу даже.Все девушки серые, неинтересные.Как не артистки, нет осанки, стати.Парни как с завалинки.Мелкие все какие-то.Девочка в роли Галиябану вроде даже миленькая, а не хватает ей таланта, индивидуальности.

        • Анонимно
          5.10.2015 19:20

          На вкус и цвет товарищей нет. Категорически не согласна с оценкой молодежи театра Камала. Колоритные, талантливые, веселые, разные - мне очень симпатична молодежь театра Камала. Не буду давать подробную оценку каждому, но наслаждаюсь игрой каждого артиста.

          • Анонимно
            5.10.2015 22:47

            Хорошая молодежь в театре Камала закончилась на Хайруллине, Бариеве, Каюмовой и этом поколении.Ныне это уже мастера.А все, что после них девочки и мальчики без индивидуальности.Талипов обаятельный, выделяется европейской внешностью просто, а как артист пока так себе.В "Мулле" просто ходит симпатичный малай

            • Анонимно
              6.10.2015 00:14

              Абсолютно согласна с предыдущим комментарием! Нынешняя камаловская молодежь просто безликая, может, от отсутствия опыта, конечно, но пока не видно ни одной индивидуальности и ощущение, что бОльшая часть из них просто с дарованием ниже среднего. Рядом с такими как Хайруллин Искандер они просто пропадают, как невидимки. Хлопочут лицами на сцене, имитируют и изображают типа общение в массовке. Как в школьном театре

              • Анонимно
                6.10.2015 15:17

                Молодежь в лице Хайруллина и Ко были ученики Салимжанова, который был Мастер. А Бикчантаев так лишь-подмастерье был.А нынешняя молодежь теперь ученики Бикчантаева, а как выяснилось еще и Зайниева.О чем тут можно говорить.Все мельчает, уходит эпоха

            • Анонимно
              6.10.2015 02:36

              Советую внимательнее присмотреться Алмазу Сабирзянову и Хамадинуровой.

            • Анонимно
              6.10.2015 08:39

              Меня тоже молодежь не впечатляет, а девчонок друг от друга не могу отличить! Но все равно хочу выделить Эмиля Талипова и Лайсан Файзуллину, на них вся надежда)))

              • Анонимно
                6.10.2015 10:29

                Если вы не можете отличить молодых камаловских актрис, примите мои искренние соболезнования...

  • Анонимно
    5.10.2015 18:22

    Дорогу Ерыгину-Дорогу Великому Мастеру!
    Долой молодых порубков и реформаторов.
    За Традицию!

    • Анонимно
      5.10.2015 18:54

      Прекратите мракобесие и оставьте в покое имя хорошего актера!

  • Анонимно
    5.10.2015 19:05

    Правильно!дайте уже этому выдающемуся актеру место главного режиссера.ему уже давно пора перестать быть серым кардиналом.
    Его нечистоплотная деятельность должна стать чистоплотной и все станет как прежде.

    • Анонимно
      5.10.2015 19:36

      Команда Имамутдинова Туфана Рифовича, перестаньте заниматься провокациями.Именно ваша часть труппы ведет себя как стадо шакалов, Роман Ерыгин очень достойный, и воспитанный человек. Он не опускается до тявканья и боязни быть выброшенным за борт.Он не изображает радость от таскания ног по сцене, оживляя картины Ван Гога, в отличие от Галины Юрченко.Он честен и прямолинеен.А ваша свора собак изображает радость от работы, а за глаза поносит Имамутдинова по полной программе, и говорит гадости.Ведите себя как люди! Очень смело писать анонимно-если хотите скажите это в лицо, и не делайте из непростой ситуации поганое шоу!

      • Анонимно
        6.10.2015 03:12

        В Татарстане мало театров, может быть есть смысл в создании двух самостоятельных коллектив ов. Зрители сами выберут что им нравится.

  • Анонимно
    5.10.2015 19:10

    Роман!
    Прекрати Мракобесие уже)))
    Оставь в покое главрежа
    Пусть работает - пусть старается

  • Анонимно
    5.10.2015 19:39

    Были семьей на премьере-как был театр наш национальный деревня, так им и остался.Что молодой режиссер, что немолодой, деревня беспросветная

  • Анонимно
    5.10.2015 23:13

    Все-таки сколько грязи вокруг! Люди поносят друг друга, судят - тот не так спел, этот плохо поставил спектакль... О вкусах не спорят - каждому свое, но Человеком надо оставаться в любой ситуации. Хотя, о чем это я? Осень на дворе, кто-то видит звезды в лужах, кто-то-грязь под ногами. В ком-то традиционные постановки национального театра будят только чувство брезгливости и страх провинциальности, а кого-то раздражают авангард и эксперименты. Каждому свое, лишь бы трогало. Значит, душа пока живая....учитесь видеть хорошее!

  • Анонимно
    14.10.2015 08:16

    Сходила на премьеру "Галиябану" 13.10. разочарована...

  • Анонимно
    24.10.2016 17:47

    и у меня особого восторга не вызвало.Ощущение что актеры не доиграли

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль