Общество 
7.10.2015

Рустам Минниханов: «Самый большой бардак – в строительстве, надо, чтобы вас подучили!»

Юбилей лин-технологий на КАМАЗе: Сергей Когогин в роли сенсея кайдзена для 160 татарстанских предприятий

Не словом, а делом показал КАМАЗ верность философии бережливого производства в ходе второй конференции, посвященной лин-технологиям, которая прошла накануне на заводе двигателей при нехватке кресел и наушников. Подарком на 10-летие следования КАМАЗа по пути философии кайдзена стал первый сертификат соответствия новому российскому промышленному ГОСТу. Гордый Сергей Когогин в разговоре с «БИЗНЕС Online» оценил годовой эффект от мер разумной экономии почти в 1 млрд. рублей.

КАК ИНИЦИАТИВА КАМАЗА СТАЛА ГОСПОЛИТИКОЙ

Вторую научно-практическую конференцию, посвященную бережливому производству, организовал накануне КАМАЗ с участием представителей японских и немецких производств. Президиум конференции кроме четы Когогиных составили президент РТ Рустам Минниханов, замдиректора департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга РФ Вячеслав Бурмистров, министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов и и. о. руководителя исполкома Набережных Челнов Ринат Абдуллин.

Конференцию приурочили к вручению первого — самого первого в России — сертификата соответствия действующей системы менеджмента в категории «Крупные предприятия» свежим требованиям ГОСТ Р 56404-2015. Получателем стал, разумеется, КАМАЗ — непосредственный участник разработки новых ГОСТов. Вот он, наглядный пример многоходовой стратегии: сначала компания выбирает свою фишку, внедряет ее на производстве, затем разрабатывает госстандарты под результаты своей работы, обеспечивая тем самым надежное лидерство на внутреннем рынке — пока еще конкуренты подтянутся... Впрочем, заметим, что в разработке ГОСТов участвовали и представители Группы ГАЗ, а также других отраслей, в частности госкорпорация «Росатом». Лично Сергей Когогин, как он сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», к подготовке стандартов руку не прикладывал: «Занимались наши представители, но я был первым в компании, кто стал заниматься бережливым производством вообще, так что считаю себя непосредственным участником всех процессов».

Зато продолжает активно лоббировать в правительстве данную тему супруга гендиректора КАМАЗа — депутат Госдумы РФ Альфия Когогина. После пленума она высказалась за то, что лин-инструменты нужно распространить на все государственные сектора услуг, госкорпорации, ГУПы и МУПы. «Напомню, что «майскими указами» президента перед властями поставлена задача к 2018 году увеличить производительность труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 года, а это значит, что ежегодно она должна расти не менее чем на 6 процентов, — сказала Когогина. — Отечественная промышленность в 2015 году, испытывая давление внешних вызовов, тем не менее добивается весомых результатов — на крупных и средних предприятиях производительность труда выросла на 5,3 - 5,5 процента, то есть практически целевые показатели достигнуты. Считаю одним из действенных для бизнеса стимулов право претендовать на различные виды господдержки, госзаказы при наличии сертификата соответствия ГОСТу «Бережливое производство» и соответствующей системе менеджмента».

УДОВЛЕТВОРЕННАЯ УЛЫБКА ДЕРЖАЛАСЬ НА ЛИЦЕ КОГОГИНА ДО КОНЦА

Минниханов, открывая пленарное заседание, напомнил, что республика стала одной из самых успешных площадок по внедрению бережливого производства именно благодаря КАМАЗу, который начал эту работу 10 лет назад и на первый юбилей производственной системы КАМАЗа (ПСК) получил почетную бумагу. «Спасибо, Сергей Анатольевич, ко многим вещам мы пересмотрели свое отношение...» — косвенно признал Минниханов былой скепсис правительства к лин-технологиям. Удовлетворенная улыбка держалась на лице Когогина до конца пленума.

Минниханов же между тем напомнил, что сейчас бережливое производство в той или иной форме внедряют 160 татарстанских предприятий — к примеру «Татнефть», гендиректор которой Наиль Маганов затруднился с ходу оценить экономический эффект лин-технологий для «БИЗНЕС Online», ПОЗиС, некоторые резиденты «Алабуги» и другие компании.

Кто не идет в ногу с бережливой политикой — так это, по мнению президента, строители и муниципальные служащие. После выступления директора АНО «Японский центр «Кайдзен» в Краснодарском крае» Ольги Андреевой, рассказавшей о работе с молодежью, Минниханов предложил сосредоточиться министерству образования и сразу заявил гостье из Краснодара о намерении сотрудничать по внедрению бережливой идеологии в садиках и школах. А заодно Минниханов увидел в зале и замминистра строительства и уже не в первый раз за этот день упрекнул ведомство в отсутствии порядка в отрасли.

«Самый большой бардак у вас! Надо совершенствовать свою работу, — обратился президент к представителю минстроя. — Надо вам сейчас послушать и выбрать партнера, который бы подучил вас. Мы, например, обсуждали с Торгово-промышленной палатой Набережных Челнов. У нас три таких направления — дорожное строительство, общее строительство и наши муниципальные учреждения, которые надо скорректировать в части процедур. Это было бы очень полезно. Я такое поручение даю, надо Сафарову или Халикову его подготовить».

Отметим, что с председателем правления ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье» Юрием Петрушиным президент успел переговорить не далее как сегодня, во время осмотра тематической выставки в холле АБК завода двигателей КАМАЗа.

Наиль Маганов живо интересовался тематическими брошюрами

АТМОСФЕРА ТОТАЛЬНОЙ ЭКОНОМИИ

Кстати, сам выбор площадки для конференции, которой стал актовый зал административного корпуса завода двигателей, можно назвать спорным, хотя в чем-то и соответствующим теме. Атмосфера тотальной экономии ярко отражалась и на организационном аспекте — в зале едва удалось рассадить 445 делегатов конференции, представлявших 47 предприятий и 18 регионов России, не считая зарубежных гостей. Перед началом пленарного заседания по залу бродили обделенные «генералы» в поисках места, где приткнуться, то и дело возникали диалоги вроде «А вы не могли бы пересесть, тут наш руководитель сядет?». Своеобразный кайдзен (философия непрерывного совершенствования) проявился и в техническом оснащении встречи. Когда к микрофону вышел менеджер Daimler Йохен Хеллер, как его представил выступавший модератором Зарипов, увлекательный рассказ докладчика на немецком языке смогла оценить только половина аудитории — та, которой достались наушники для синхронного перевода.

Когогин вышел к трибуне лишь на пару минут с кратким приветствием, однако пообщался с журналистами после пленума. «Меня очень порадовал обход всех заводов в прошлую пятницу, — поделился гендиректор КАМАЗа с «БИЗНЕС Online». — Каждый начальник цеха сегодня знает, что такое бережливое производство, владеет инструментарием, может рассказать и доказать, что он сделал за год в области внедрения этих методов. Главное — есть результаты: сокращение численности, увеличение производительности труда... Компания впитала в себя эту идеологию. В этом году мы оцениваем общий экономический эффект в 977 миллионов. С моей точки зрения, это реальные цифры, не показные. Тут разные факторы, есть совсем простые вещи — например, мы выявили, что у нас работают 800 погрузчиков. Цель следующего года — довести их до 400. Посчитайте, от скольки ремонтов мы избавимся, насколько сократятся затраты, а таких примеров — масса. Допустим, в этом году мы отказались от привлеченного транспорта. На территории КАМАЗа ежедневно работало около 300 машин, нанятых со стороны. Анализ показал, что они нам не нужны, в итоге осталось только 5 или 6 спецмашин, которые заезжают раз в неделю. Стремление есть в каждом рабочем, потому что они материально заинтересованы. Когда рабочий оптимизирует процесс, фонд зарплаты при этом не уменьшается, соответственно, зарплата растет».

БУДУЩИМ ИДЕОЛОГАМ УСТРОИЛИ ОЛИМПИАДУ

Миссию показать товар лицом с трибуны взял на себя первый заместитель гендиректора — исполнительный директор ПАО «КАМАЗ» Юрий Герасимов. Заявленные 977 млн. рублей, вырученные корпорацией за 8 месяцев 2015 года на внедрении кайдзен-проектов, Герасимов тоже не стал расписывать по позициям полностью, но упомянул, что на 122,4 млн. рублей или 33% сократились транспортные расходы на межзаводских перевозках, 100 млн. рублей экономии ожидается от повышения производительности труда на 15%, 72 млн. рублей составил экономический эффект от перехода на многостаночное обслуживание. Ради дальнейшего распространения кайдзен-идеологии на КАМАЗе создали фабрику процессов для обучения специалистов. Сейчас в программе фабрики 3 тренинговых курса, на этот год добавят еще 4, всего за 2014 год было проведено 55 тренингов. В рамках сегодняшней конференции с фабрики процессов устроили прямую трансляцию в зал — там параллельно проводилась олимпиада по бережливому производству студенческих сборных Татарстана, Удмуртии и Нижегородской области, которые должны были организовать предложенное рабочее пространство. Хороший фон к юбилейному, почти праздничному мероприятию КАМАЗа с участием руководства республики, учитывая грядущий в 2019 году мировой чемпионат профмастерства WorldSkills в Казани.

От лица упомянутых 160 татарстанских компаний, занятых внедрением бережливых систем на своих производствах, выступили с отчетами одно достаточно крупное предприятие — ОАО «Алнас» из Альметьевска, производитель нефтепромыслового оборудования, а также одно небольшое — местная мебельная фабрика «Идея комфорта». По словам исполнительного директора ОАО «Алнас» Сергея Шунина, с 2013 года компании удалось на одной из своих площадок в Удмуртии увеличить выручку на 90% исключительно за счет рациональной организации процессов. Теперь компания создала специальную дирекцию для внедрения системы и нацелилась на коррекцию основного своего производства — собственно завода «Алнас». Заместитель гендиректора «Идеи комфорта» Расим Нуртдинов со своей стороны попросил президента продлить на 2016 и 2017 годы программу «Набережные Челны — город устойчивого развития», в рамках которой должны комплексно решаться проблемы производительности труда, подготовки кадров и совершенствования методов управления на челнинских предприятиях. Напомним, что гендиректор фабрики Иван Шигин возглавляет сегодня и ТПП автограда, которая курирует программу.

Воочию убедиться в преображении камазовского производства делегаты смогли после пленарного заседания — их провели по заводским площадкам, а затем предоставили возможность обсудить перспективы собственных предприятий на тематических круглых столах.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.10.2015 08:37

    Убыточный завод, который не является игроком на мировом рынке, а только на российском. По трассе едешь, все фуры иномарки, камазов единицы. Вот главный показатель. Пройдет еще лет 10 и на стройках уже камазов не увидишь. Их там уже скоро только половина будет. Как можно чему то учить, если у тебя у самого бизнес не процветает. Что за насмешка? Неужели нет в России матушке успешных предприятий, на которых действительно можно было бы чему нибудь поучиться? Ну что за совок? Патриот

    • Анонимно
      7.10.2015 09:59

      господин патриот, то, что Вы изложили истину о Камазе и его руководстве в последней инстанции в нашей феодальной стране расположенной в зоне рискованного земледелия ничего не изменит - как было так и останется, потому что у власть предержащих всё есть - то есть нет стимула бороться и искать найти и не сдаваться.а вы хотите видеть на трассах камазы. но это вы хотите. может этого хочет 80% коренного населения России и Татарстана. но стимула нет - женщины есть, выпивка есть, закусь есть.ещё сказано о бардаке - вообще то для меня лично это элементарно:кто мне ответит почему:- согласно Гражданскому кодексу РФ заказчик выдаёт задание на проектирование;- согласно Градостроительному кодексу РФ задание выдаёт застройщик или технический заказчик и кстати этим двум необходимо иметь свидетельство СРО на эту тему?понятно, что и те кто бардак устраивает и те кто об этом говорят вышеизложенного просто не знают. все скажут мы знаем. тогда почему так - у одного вида работы два!!! понятия. но это враньё, так как есть техническое задание, а вообще то их штук восемь или семь, но во всяком случае не одно. а на тему бережливости - ну зачем связываться с малышами из песочницы? вы все взрослые люди и понимаете малыш хочет расказать папе, что он только, что узнал и выдаёт, что знает это давно. папа рад, что у него такой сын. не надо разрушать семейную идилию - у них всё же есть. а то что у нас с вами, а не с ними, картошка в агропарке больная и прочее, и у нас а не у них, есть отсутствие оборудования собственного производства для нефтепераработки нас, а не их не тревожит.так что господин патриот в 1918 году Ленин сказал две вещи:коренной вопрос любой политики это вопрос о власти - ну это расхожее;и второе кто кого в конце концов решает производительность труда.названные вами лица в состоянни назвать разницу между понятиями:производительность труда;и интенсивность труда?

    • Анонимно
      7.10.2015 12:52

      Вы себе какой-то неправильный псевдоним выбрали. Погуглите значение слова "патриот". Либо вы действительно патриот - но совсем нет этой страны

  • Анонимно
    7.10.2015 08:47

    В строительстве бардак будет до тех пор, пока государство не национализирует отрасль и не выгонит из нее юристов, экономистов и всякого рода посредников, зачастую имеющих не одну судимость.

    • Анонимно
      7.10.2015 09:06

      Пролетариат выгонит юристов с экономистами, а управлять государством достанется кухаркам

    • Анонимно
      7.10.2015 09:12

      Отрасль отдана на откуп жлобам и слишком многие с этого кормятся, включая тех кто должен надзирать. Ирек.

  • Анонимно
    7.10.2015 09:02

    Смех)))) как можно развивать узкое направление и показывать президенту РТ, чтобы понравиться, когда в отрасли тяжкие времена идут?

  • Анонимно
    7.10.2015 09:30

    Будто "КАМАЗ" перестали доить...

  • Анонимно
    7.10.2015 09:52

    камаз - плохая машина. старье и некачественная. поэтому и убытки у камаза.

    • Анонимно
      7.10.2015 10:18

      что ты понимаешь, КАМАЗ- отличная машина, пройдет везде и всюду, другой такой нету

      • Анонимно
        7.10.2015 11:14

        А может нам не нужно, что бы она проходила везде?!Пусть хорошо едет по дорогам! Но нет же...

        • Анонимно
          7.10.2015 12:46

          правильно - нет. дорог хороших нет

        • Анонимно
          7.10.2015 12:56

          Кому "вам"? Врагам России?Камаз отлично ездит и по дорогам, и по бездорожью. А тебе надо, чтобы русские машины вообще ездить не могли, тебе вообще очень приятно, когда всё отечественное ломается. Можно с радостью сказать, что конечно, это же не запад. А ещё можно извиниться после этого за то, что рождён в России. Ну давай, начинай: "Простите нас, европейцы, что мы не хотим быть как вы..." Вернее, что народ России не хочет - ты то сам завсегда стать европейцем) Ну и катись в свой зарубежный рай.

    • Анонимно
      7.10.2015 12:45

      а ты плохой аноним

  • Анонимно
    7.10.2015 10:15

    Уверен, организация подобного мероприятия "съела" всю экономию от бережного производства (если она была конечно)

    • Анонимно
      7.10.2015 11:14

      Точно!

    • Анонимно
      7.10.2015 12:57

      Текст статьи читайте, там наглядно в цифрах всё - и экономия, и затраты. Или Вы считаете, что организация такой конференции миллиарды стоит?

  • Анонимно
    7.10.2015 11:15

    У Зарипова Р.Х. Patek Philippe?

  • Анонимно
    7.10.2015 11:16

    повторю, т.к. очень доходчиво (текст не мой)Однажды русская и немецкая компании договорились провести совместные соревнования по гребле на восьмиместных байдарках. Обе команды долго и упорно тренировались и когда обе были на пике формы устроили соревнования, но... Немцы победили с преимуществом в 1 км. После поражения русская команда была деморализована. Топ-менеджмент решил выяснить причину провала. Была создана рабочая группа для подготовки предложений по изменению и реструктуризации в команде. После многих недель изысканий было установлено, что в немецкой команде гребли семеро и один рулевой… а в русской – один на веслах и семеро рулевых! Топ-менеджментом русской компании была привлечена консалтинговая компания для подготовки и проведения реструктуризации команды. Получив солидный гонорар и внедрив показатели KPI, ССП и ISO 9001 и проведя маркетинговые исследования, консалтинговая фирма пришла к выводу: Слишком много сотрудников в русской команде подает команды и слишком мало гребет…. После реструктуризации русская команда выглядела так: – четыре рулевых… – два старших рулевых, – один рулевой директор, – и один гребец. Кроме того для гребца была введена персональная система оценки показателей эффективности и расширен круг обязанностей, чтобы повысить его ответственность. На следующий год немецкая команда опять убедительно победила с отрывом в 2 км. В результате очередного поражения, топ менеджментом русской компании была нанята консалтинговая компания по аудиту и оценке эффективности команды. Было принято решение расформировать гребную команду… Гребец, как основной виновник неэффективности команды был уволен, все плановые инвестиции на 2014-2015 годы в новую лодку и весла были отменены. Рулевым была объявлена благодарность, а сэкономленные деньги были выплачены топ-менеджменту в качестве премии.

    • Анонимно
      7.10.2015 11:45

      Все верно. Только у нас гребец один, а вот рулевых судя по всему не семь, а семнадцадь

    • Анонимно
      7.10.2015 11:47

      Все точно в точку, исполнителей надо стимулировать , топ менеджеров прижимать и все пойдет. Производительность пойдет вверх

      • Анонимно
        7.10.2015 13:22

        Топов нельзя прижимать. Надо неправильных выгонять, а на их место брать правильных, у которых в голове цели правильные и которые сами хотят сделать все хорошо с минимум затрат и максимумом результата за эти затраты. А если плохого или неподходящего зажимать, он с помощью сопротивления скрытого еще хуже сделает.

      • Анонимно
        7.10.2015 13:28

        Господи, ну прям как дети. Кто этот некто, кто, по Вашему, должен одновременно и низы стимулировать, и верхи прижимать? Середнячок-передовичок с неограниченной властью? Аллах? имеющий возможность стимулировать исполнителей должен обладать определёнными полномочиями, что автоматически переводит его в разряд менеджеров. Он сам себя должен будет прижимать? И где таких идейных альтруистов искать предлагаете?

    • Анонимно
      7.10.2015 11:48

      нет! После второго заплыва с поражением в 2 км, была нанята консалтинговая компания, которая оценивала первую консалтинговую компанию и ее эффективность в оценке гребной команды...

    • Анонимно
      7.10.2015 13:54

      Все это происходит от отсутствия четкой причинноследственной связи прибыль - заработная плата, вся фишка в том что все работники работают формально как говорил классик "они делают вид что платят мы делаем вид что работаем" , а оптимизация труда и производительность труда приложиться сама собой без всяких тойот

    • Анонимно
      7.10.2015 14:36

      Все это происходит от отсутствия четкой причинноследственной связи прибыль - заработная плата, вся фишка в том что все работники работают формально как говорил классик "они делают вид что платят мы делаем вид что работаем" , а оптимизация труда и производительность труда приложиться сама собой без всяких тойот

    • Анонимно
      7.10.2015 20:56

      браво!!! не в бровь, а в глаз!

  • raf
    7.10.2015 13:29

    Бардак-это,когда лопата валяется,раствор не использован,бетономешалка не вымыта,т.д.,Нет лоска на стройплощадке.В строительстве,самое высокое воровство,самая высокая степень эксплуатации Рабочих,где используют гасарбайтеров.В СССР тяжёлый труд строителей компенсировали,вручением ключей от новой квартиры.Теперь деревянными.И ни каких перспектив.Хоть,умри.

  • Анонимно
    7.10.2015 16:06

    Когогина министром строительства РТ. Пусть "бережливое производство" внедряет.

  • Анонимно
    7.10.2015 17:08

    А в дорожном строительстве бережное производство когда будет?

  • Анонимно
    7.10.2015 17:22

    где Вы видели бардак в строительстве? это не бардак, а порядок такой

  • Анонимно
    7.10.2015 20:55

    на камазе весь эффект от бережливого производства только на бумаге. проекты пишутся и виртуальный эффект считается на основе своих прямых функциональных обязанностей, а не за счет своей смекалки, предприимчивости, инноваций т.д. Да и если разобраться, проанализировать последствия от ряда проектов, то еще и прямой убыток для камаза будет.

  • Анонимно
    7.10.2015 21:25

    Президент дал оценку работы Минстроя, в том числе и ГИСУ и т.п. - бардак.Теперь значит этот бардак надо разгребать. А кто это будет делать? Тот кому дана оценка и кто его создал? Файзуллин, Айзатуллин...???Так они же, как получается по словам Президента во главе этого бардака. Следовательно? Менять создателей бардака? Или как? Или это просто пока намеки на несоответствие?

  • Анонимно
    7.10.2015 23:28

    Снова надо вернуть СНип-ы, ГОСТ-ы, ЕНиРы и прочие нормативы и все контролировать по этим нормативам: и качество и расходы. На каждый строительный объект - то, что предусмотрено объектной сметой и ни копейки больше!

    • Анонимно
      8.10.2015 12:07

      Авторам от 07.10.2015 23:28 и от 07.10.2015 21:25 Первое. СНип-ы, ГОСТ-ы, ЕНиРы и прочие нормативы есть - их не надо возвращать - надо вернуть конвойную систему, на которой держалось всё капстроительство в СССР - молодые пацаны от 60 и до 5 лет (родившиеся после «культа») об этом не знают и поэтому принимают решения, основанные в своей сути на конвойной системе, совершенно но не зная о ней вообще. Решения в этой связи являются дилетантскими типа штробить на высоте 20 метров защитный слой арматуры, чтобы скрыть слаботочку.Второе. Речь у Президента РТ (специально называю должность - мы её пока отстояли) вообще то, насколько я, тупой понял, идёт об «подучивании». Слава богу что наконец об этом сказано и именно Президентом РТ. Волноваться не надо, информации больше этой не будет. Пока. Но мне, тупому очень хочется поприсутствовать в момент, когда два упомянутых в 07.10.2015 21:25, лица отвечали бы Президенту РТ на вопросы «о заданиях» и об «производительности и интенсивности» изложенные выше в ответе патриоту и его вопрос почему тупой смог поднять эти вопросы а они нет, тем самым подставив его под удар вместе с Татарстаном.Фактически получилось, что он вынужден за публику решать на торжественном сборище, посвящённом неизвестно чему (это изложено американцем лет 20 назад - о работе выполненной лет 30 назад) о самом насущном для строителей Татарстана обучении для повышения квалификации в связи с отсутствием методичной, планомерной работы по этому самому обучению - посмотрите сайты СРО. почему СРО - потому что есть ФЗ о СРО, где всё написано. но этого не знают не Президенты, ни два упомянутых лица ни сами СРО по единственной причине мы зона рискованного земледелия, а в связи с отсутствием конвойной системы живём и работаем по русской пословице «Гром не грянет - мужик не перекреститься». Некоторые наивно думают, что если он вроде другой национальности, то на него не распространяется. Судя по комментариям распространяется и ещё как!!!

  • Анонимно
    8.10.2015 19:22

    Я тоже не читаю длинные комменты. Да ну.... Нашли трибуну, Гайд-парк, понимаешь ли. Пишите статью и посылайте. А про эту систему кайдзен могу сказать: что для японца хорошо, мы всё равно испортим.

    • Анонимно
      9.10.2015 08:52

      Любую чужую систему надо внедрять до конца(если она дала где нибудь хоть какой то эффект), не только часть где прописан "кнут" , но и ту часть где прописаны условия "пряника". Фишка в том что принципы "кнута и пряника" ,"разделяй и властвуй" ни кто не отменял в системе тойот все прописано , но наши как всегда взяли только то что им выгодно на данный сиюсекундный момент то и внедрили и ждут взрывного прорыва в экономии . НЕТ так не получиться . И еще. Хочешь изменить мир вокруг себя , начни с себя.

  • Анонимно
    9.10.2015 14:51

    в общем так.если бы не делали сборище то затраченные на него деньги пошли на камазы - 1, 3, 10 не знаю. и этот камаз возил бы груз. туда - сюда, но возил.а что мы получили реально на затраченные деньги?указание строителям учиться, потому что в строительстве бардак.указание реально. а как оно отработано?или градоначальник будет ждать три года когда губернатор даст ему в морду за не отремонтированный мост?о морде - для сведения тех кто не в теме - это из анекдотов ещё той российской империи, где царями были немцы и датчане, если исходить из торы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль