Культура 
12.10.2015

«Если бы папа был жив, наверное, были и люди, которые пришли сюда ради какой-то выгоды»

Рустам Минниханов на вечере памяти Туфана Миннуллина напомнил, что знаменитый драматург «говорил не только то, что ты хочешь услышать»

80 лет со дня рождения Туфана Миннуллина исполнилось еще в августе, но театральную декаду и памятный вечер, посвященный этой дате, решили провести в октябре. Накануне со сцены театра им. Камала татарского классика вспоминали коллеги по цеху и родные. Правда, коллеги не только по литературному ремеслу, но и по работе в местном парламенте. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на вечере и узнал о том, что беспокоило Миннуллина в последние годы жизни, а также о его тайном альбоме фотографий.

«ЕСТЬ ЛИ ТО, ЧТО МЫ НЕ ЗНАЕМ ПРО НЕГО?»

8 актеров со сцены театра им. Камала по очереди читают короткие стихотворения Туфана Миннулина, на экране за ними показывают фото знаменитого писателя и драматурга с представительницами прекрасного пола. Одно из стихотворений звучит так:

Беләм инде, сиңа кызык миннән көлү,
Миңа кызык синең үртәгәнне белү.
Шулай инде, дорогая, нишләтәсең,
Картлык плюс яшьлек һәрчак равно нулю.
(«Знаю, тебе весело смеяться надо мной,
Мне весело знать, что ты меня дразнишь.
Вот так, дорогая, что поделать,
Старость плюс юность всегда равна нулю»прим. ред.)

Зал театра, репертуар которого невозможно представить без пьес татарского классика, почти полон, люди хлопают и смеются. С начала октября в столице республики проходила театральная декада, посвященная памяти почетного гражданина Казани и приуроченная к 80-летию со дня его рождения, которую венчал воскресный памятный вечер. Правда, родился Миннуллин в августе, но большого человека можно вспоминать и не привязываясь к конкретной дате, видимо, решили организаторы.

Кстати, идея включить в вечер сцену с фотографиями пришла в голову сценаристу мероприятия Ильгизу Зайниеву и режиссеру вечера, актеру театра им. Камала Радику Бариеву. «Когда великие уходят и мы проводим юбилеи — само по себе грустно, потому что из жизни ушло что-то большое. Поэтому хочется не только грустить, хочется провести вечер так, будто человек еще жив», — рассказал Бариев. «Поэтому я спросил у Альфии Миннуллиной (дочь Туфана Миннуллина — прим. ред.), есть ли то, что мы не знаем про него? И оказалось, что есть — его коллекция фотографий с женщинами, целый альбом формата А5. Там есть, например, снимки 1985 года, где он уже довольно пожилой. И мы решили совместить их с рубаи, которые он писал в том возрасте, когда ты уже не можешь пользоваться успехом у женщин. Он к своему возрасту тогда относился с юмором, это дорогого стоит. Поэтому мы решили сделать такую шутку. Конечно, старались не перегнуть палку, чтобы не звучало пошло».

Однако несмотря на то, что сценаристы задумали еще несколько веселых номеров, для начала на сцену вышла вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова. «Мое счастье, что я смогла поработать вместе с ним», — напомнила она собравшимся о Миннуллине-депутате. «Он действительно говорил, что ему доверился народ, и относился к работе ответственно, — отметила Ратникова. — В этом году мы отметили 25-летие республики, Туфан Абдуллович принимал участие в разработке Конституции РТ, Декларации о суверенитете. Я помню, что, когда он слышал в докладе другого человека какую-то неточность, тут же задавал вопрос своим громовым голосом. Сегодня в нашем парламенте нет Туфана Миннуллина и нет такого человека, как он».

Также зрителям показали видео c воспоминаниями Рустама Минниханова. Президент Татарстана вспомнил о Миннуллине-политике: «Одной фразой мог донести свою мысль. При этом могу сказать, что он не был удобным, покладистым человеком. У него всегда была своя точка зрения. Он говорил не только то, что ты хочешь услышать».

«Я НИ О КОМ ПЛОХО НЕ ДУМАЮ»

Кроме официальных лиц со сцены воспоминаниям предавались друзья и коллеги. Например, писатель, драматург и публицист Рабит Батулла вспомнил историю о поездке в Альметьевск: «Гариф Ахунов (писатель, заслуженный артист РСФСР — прим. ред.) написал свое произведение «Когда пылает огонь», и его назначили председателем союза писателей Альметьевска. Он начал звать туда своих знакомых в гости. Однажды они с Миннуллиным проезжали мимо горящих факелов, тогда в 1969 году в Альметьевске они были повсюду. Туфан сказал: «Давай сочиним стихотворение, вдохновившись этими факелами». Пробовали сочинить — ничего не получается. Потом Миннулин откашлялся, поправил очки и прочитал:

«Утлар яна учакта» дип
Язды Ахун,
Без кабызган утлар түгел,
Сүнсен нахун!»
(«Когда пылает огонь»
Написал Ахун,
Эти огни зажгли не мы,
Пусть погаснет нахун!»прим. ред.).

Позже на сцену вышли дочь драматурга Альфия Миннуллина вместе с вдовой драматурга, многолетней ведущей актрисой театра им. Камала Нажибой Иксановой. Они рассказали, что одной из главных проблем, которая беспокоила их отца и мужа, была проблема родного языка, о которой мы должны задумываться и сейчас. «Конечно, если бы папа был жив, на этом месте стоял бы сейчас он, — добавила Миннуллина. — Тогда бы, наверное, были и люди, которые пришли сюда ради какой-то выгоды, только ради статуса папы. Конечно, грустно, что его нет сейчас с нами, но зато нет и этой возни».

В самом конце зрителям показали отрывок видеозаписи интервью с Миннуллиным-старшим, где он размышляет о себе и собственном отношении к окружающему миру: «Я ни о ком плохо не думаю. Есть люди, которые мне не нравятся. Их я просто не замечаю. Могу сказать, что никогда ни о ком не злословил. Говорю прямо и громко, глядя в глаза. Нормально воспринимаю и разные слова в свой адрес. Что сказать о себе? Выходит, не такой уж и плохой я человек».

ОН БЫЛ ОЧЕНЬ СКРОМНЫМ

По окончании памятного вечера корреспондент «БИЗНЕС Online» пообщался с главой комитета по культуре Госсовета РТ, поэтом Разилем Валеевым: «Сегодня знаковое событие для Казани — вечер, посвященный великому драматургу Туфану Миннуллину. Он не только драматург, но и поэт, общественный деятель. Миннуллин творил по принципу Тукая — он говорил, что он не только поэт, но и общественный деятель, что его глаза многое видят, а уши многое слышат».

Валеев уверен, что Миннуллина знают все татары, где бы они ни жили, в Финляндии или Татарстане. «Он был очень активным депутатом нашего Государственного совета, был далеко не равнодушным человеком, — продолжает наш собеседник. — На каждое событие у него было свое мнение, которое он не боялся высказывать. Помню, он задавал вопрос судьям: какие законы важнее, писаные или неписаные? Они все отвечали, что писаные, а он возражал, что неписаные. Потому что если человек воспитан на неписаных законах — любить свой язык, мать, отца, то он ничего плохого никогда не сделает».

Также «БИЗНЕС Online» поговорил с рядовыми зрителями вечера, некоторые из них решили не расходиться сразу, а для начала обсудить увиденное рядом с гардеробом театра. Рамзия Гатина вспомнила историю своей встречи со знаменитым литератором: «Однажды мы встретились с Миннуллиным абсолютно случайно. Я стояла в большой очереди в паспортный стол. Туда пришел и Туфан Миннуллин, он наряду со всеми ждал, несмотря на свой статус. Осталось теплое воспоминание от этой встречи. Эта его черта — скромность, про нее почему-то сегодня практически не говорили. Хотя сам вечер очень понравился, думали, что будет второе отделение, а уже пора уходить. А вообще, ходили и на открытие театральной декады всей семьей — 15 человек».

«Мы очень уважали Туфана Миннуллина, потому что он фактически герой нашей нации. Смотрели все его постановки. Я сейчас вспоминала тот день, когда он умер, можно сказать, что это было национальное горе, весь город был взбудоражен, — говорит другая зрительница Флера Насибуллина. — Я его уважала потому, что в нем не было ни капли лицемерия. Он говорил все как есть — никого не боялся. Я сейчас смотрю, что Фарид Бикчантаев в Камаловском театре больше ставит другие пьесы, но все равно все ходят на Туфана Миннуллина».

Наши собеседницы считают, что национальный театр должен держаться традиций: «Не хотелось бы, чтобы в театре Камала были изменения. «Принцесса Турандот», например, нам не очень понятна. Народу нужны смех, радость и подумать — все вместе. У Миннуллина пьесы такие и есть».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.10.2015 10:03

    Я считаю ,что Туфана еще мы мало знаем,и не осознаем ,сколько татарская нация потеряла ,с уходом в иной мир великого Туфана.Надо бы организовать премию по литературе имени Туфана Мин,нуллина.Он был великим сыном татарского народа,не разменял преданность народу на карьеру в угоду москве,как все присутствующие.

  • Анонимно
    12.10.2015 10:16

    Туфан Миннуллин это глыба, наша совесть. Он и дочь свою так воспитал: порядочная, честная, с красивым внутренним миром. Права Альфия, что вокруг него суетились бы мелкие людишки, ищущие выгоду. Молодец она.

  • Анонимно
    12.10.2015 11:19

    Туфан абый был заметной фигурой в драматургии: и то видимо в эпоху Салимжанова. Расцвет пришелся на рубеж 80-90-х прошлого века. Как политик, ну не припомню ни одного яркого момента: где бы Туфан абый смог бы проявить свою принципиальность. В политике: будем честны перед историей: это был абсолютно провластный управляемый человек, для которго издание своего 8-томника на деньги кабмина были важнее: чем противостяние с власть имущими во имя идеи.Казанец

  • Анонимно
    12.10.2015 11:49

    В комментах какие то взаимоисключающие характеристики.

  • Анонимно
    12.10.2015 12:05

    Мин яратам сине Татарстан. Туфаннар очен яратам!

  • Анонимно
    12.10.2015 13:00

    Противостоять властям в одиночку невероятно сложно. Таких мало, единицы. Он с трибуны высказывался смело, его оружие- это слово. А для власти это не страшно, слово всего лишь...

  • Анонимно
    12.10.2015 13:06

    Туфан Миннуллин...наше всё и больше нам ничего не надо.

  • Анонимно
    12.10.2015 13:21

    Тут в тексте прошли фактические ошибки. Когда весной 1990 года избрался новый парламент Татарстана (провозгласивший суверенитет РТ), Туфан Миннуллин был депутатом Верховного Совета СССР. А в парламент Татарстана он избрался только на второй созыв в 1995 году, так что г-жа Ратникова ошибается, когда говорит, что Туфан-эфенди принимал участие в разработке Декларации о суверенитете РТ и Конституции РТ. Не участвовал он в этом, я тогдашнюю кухню этих событий хорошо помню, сам там варился. Вторая фактическая ошибка в том, что Гариф Ахунов не был Заслуженным артистом РСФСР, он был заслуженным деятелем искусств РСФСР. И еще. Да, покойный Туфан был гениальный драматург (и, надо сказать, артист тоже, ведь он окончил Щепкинское училище, по жизни во многом играл), но политик он был никакой. Будучи союзным депутатом в Москве, говорил с трибуны ВС СССР о том, что в Кукморский район ТАССР надо провести газ, на большее его не хватало. Когда в Татарстане собрали миллион подписей за союзный статус Татарстана, он отказался докладывать об этом с трибуны съезда народных депутатов СССР. Это сделали русские депутаты Александр Коновалов и Юрий Котов. Но как человек искусства, он был, безусловно, великий. Впрочем, в талантливом человеке всегда бывает много противоречий.

  • Анонимно
    12.10.2015 13:37

    Жаль,очень жаль что нет сегодня в Госсовете Туфана Миннуллина. При его жизни они с другом и соратником Разилем Валеевым вдвоем защищали татарский язык,национальную культуру и образование,дополняя друг друга. Сейчас в парламенте Разиль остался один. Поэтому ему будет очень трудно,пока не появятся новые настоящие защитники-борцы.

    • Анонимно
      12.10.2015 14:55

      разиль валеев всего лишь родственник талгата абдуллина и ничего больше из себя не представляет

  • Анонимно
    12.10.2015 22:25

    Не надо сравнивать с Р Валеевом уж, Туфан есть Туфан .И как политик ...таких не хватает сейчас.

  • Анонимно
    12.10.2015 23:36

    У Туфана преобладала эмоция. Разиль более изощренный опытный и подготовленный политик. Туфан сам об этом говорил.

  • Анонимно
    13.10.2015 10:41

    Туфанофилы, подскажите, пож-та, наиболее яркое произведение Туфана?

  • Анонимно
    13.10.2015 12:39

    Пьеса "Альмандар из Альдермыша"

    • Анонимно
      13.10.2015 12:47

      Да, но сюжет пьесы то не его авторство (почитайте по этому поводу Диаса Валеева, Роман "Чужой", стр.459). Второй вопрос, какая самая яркая политическая инициатива Миннулина?

  • Анонимно
    13.10.2015 15:07

    Самая значимая политическая инициатива- это вклад с национальную политику. Когда многие татарские школы начали закрываться, Т Миннуллин начал борьбу за их сохранение. Не случайно одна из гимназий носит его имя. Фактически только с его помощью сохранили и построили новое здание, ввели в строй прекрасную татарскую гимназию для девечек. Она раньше ютилась в неприспособленном помещении за колхозным рынком.

    • Анонимно
      13.10.2015 15:27

      "вклад с национальную политику" - абстрактная формулировка. Это про каждого можно сказать. Выходит, за все время советского и постсоветского депутатства заслуга Миннуллина - сохранение одной гимназии для девочек. Обобщение: Миннуллин хороший татарских драматург, не более того.

  • Анонимно
    13.10.2015 18:41

    Т. Миннулин как-то говорил, что не понимает почему нужно быть рабом Всевышнего. Может быть, он не хотел признавать, что являясь рабом бога больше ничьим рабом уже не будешь.

    • Анонимно
      14.10.2015 08:44

      Конечно, он же был бывший (может и не бывший) коммунист. А там раб не Всевышнего, а системы.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль