Общество 
13.10.2015

Митрополит Феофан: «Мне удалось пересадить казанских пастырей на более скромные автомобили»

Архипастырь РТ о том, как добиться бесплатного крещения и почему Анастасий не может быть для него врагом

О намерении выучить татарский язык и провести в Казани «православную реституцию» говорил накануне митрополит Казанский и Татарстанский Феофан на пресс-конференции в «Комсомольской правде». Мероприятие, посвященное итогам первых трех месяцев пребывания Феофана в новой для него должности, получилось очень живым: владыка рассказал, как лишил священников дорогих иномарок, прокомментировал события в Сирии и даже побеседовал с духом Никиты Хрущева.

Разговор казанского архипастыря с журналистами начался с внешней политики

«ОТКРЫВАЕТСЯ НОВАЯ ЭРА МУЧЕНИЧЕСТВА ХРИСТИАН В СИРИИ»

Разговор казанского архипастыря с журналистами начался с внешней политики, которой сегодня до отказа наполнен любой выпуск новостей. И хотя владыка Феофан (Ашурков) сразу оговорился, что не любит политическим тем, он сам начал этот диалог — с упоминания того, что утром посетил генеральное консульство Турции «вместе с представителями ислама, чтобы выразить соболезнования по поводу злодеяния последних дней — теракта в Анкаре» (два взрыва, прогремевшие в турецкой столице 10 октября и унесшие жизни, по предварительным подсчетам, 97 человек — прим ред.).

Одиноко усевшись за столом спикеров и поставив тяжелый митрополичий посох в угол, Феофан в первые же минуты сформулировал, почему ему так важно общаться со СМИ: это не просто «часть пастырского служения», но и взаимодействие с теми, кто «формирует общественное мнение». А это сейчас очень важно для русской православной церкви.

«Перед человечеством стоит вызов: или катастрофа, или же разума хватит, чтобы пойти по пути объединения и консолидации для борьбы со злом, — заявил митрополит. — И в этом плане на представителях религиозных кругов, на руководителях лежит большая ответственность. Но без вас нам трудно», — сделал широкий жест владыка в сторону зала, ощетинившегося диктофонами и видеокамерами.

После такого заявления было бы логичным спросить мнение главы казанской епархии о сирийских военных событиях, что корреспондент «БИЗНЕС Online» и сделал. Тем более что в 1999 - 2000 годах нынешний митрополит Казанский и Татарстанский состоял представителем МП в Сирии — при патриархе Антиохийском и всего Востока. Но Феофан не стал предаваться воспоминаниям.

«Этот вопрос лучше всего адресовать Владимиру Путину и другим политикам, — рассудил он. — В любом случае то, что там сейчас происходит, недопустимо. Когда открывается новая эра мученичества христиан в Сирии, когда христиане становятся вне закона, когда их убивают...»

В отношении боевиков террористической группировки «Исламского государства» (организация запрещена в ряде государств, в том числе в России) владыка был более категоричен. «Я не назову их даже носителями ислама, — высказал свое мнение Феофан. Для меня непонятна эта конгломерация — ИГИЛ. Ведь убивают не только христиан, но и мусульман. Ясно одно, что такому движению, которое идет к своей цели через кровь, слезы и разрушения, в первую очередь разрушение человеческой жизни (я не говорю уже о культурных ценностях), нет места в планетарном масштабе».

Появление самолетов российских ВКС митрополит охарактеризовал уже знакомой фразой, которая последнее время часто мелькает в высказываниях политологов: врага надо бить на дальних подступах. «Иначе в нашем общем доме будет происходить то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке. Вот этого нам не надо. А если люди, зараженные смертоносной бациллой, придут сюда, хорошего будет мало», — заключил Феофан.

«Верно ли, что Запад служит Сатане, как говорят некоторые священники?» — спросили из зала.

«У нас 2,5 миллиона абортов в России ежегодно. А мы кому служим?» — эмоционально отреагировал Феофан. И благосклонно вспомнил про канцлера Германии Ангелу Меркель за то, что она «сказала хорошую фразу, когда пошла шумиха с беженцами: для того, чтобы не исламизироваться, надо возвращаться в христианство».

Из далекого от европейских столиц казанского пресс-центра митрополит Феофан обратился к странам Старого Света: «Возвращайтесь в христианство». По его мнению, Европа и США давно взяли курс «на дехристианизацию и секуляризацию». «Это кризис цивилизационный, — определил владыка. — Мы сейчас видим, как расплачивается Запад за разгул демократии в восточных странах. Фундамент там взорвали, а построить новый не смогли. Это складывалось веками, тысячами жизней. Но, с другой стороны, религиозное самосознание растет. Человечеству в целом надо опомниться».

«САМ ПОКРЕЩУ И РАСКРЕЩУ ТОГО, КТО НЕ ПОКРЕСТИЛ»

Богатой церкви не может быть в бедной стране — считается, что приблизительно такой точки зрения, распространенной среди критиков РПЦ, придерживается и один из столпов официального православия митрополит Феофан. По крайней мере, он известен своими призывами к скромности и воздержанию, обращенными не в последнюю очередь к собственным подчиненным — церковному клиру. Известно, что вскоре после своего назначения главой казанской епархии владыка провел собрание духовенства, на котором укорил священников за то, что они ездят на слишком дорогих иномарках.

— Удалось пересадить казанских пастырей на более скромные автомобили? — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online» у митрополита.

— Удалось, — улыбнулся Феофан. — Удается...

— На какие марки, если не секрет?

— Это вы у них спросите, — пожал плечами владыка. — Я же не тайная полиция. Но в крайнем случае уже хотя бы не демонстрируют... Хотя особенно машину не скроешь — все равно на ней куда-нибудь поедешь. Но я еще договорюсь с Миннихановым-старшим (начальник управления ГИБДД МВД РТ прим. ред.) о том, чтобы мне списки давал, у кого какие автомобили. Шучу, конечно, а то вы сразу напишете...

Не приветствует Феофан и то, что большинство таинств православной церкви, как и главное из них — крещение, осуществляется исключительно за деньги. «Если кто-то придет в церковь и скажет: мне нечем заплатить, но я хочу покрестить ребенка, или захочет покреститься взрослый, а ему откажут по причине его безденежья — обращайтесь прямо ко мне, — предложил митрополит. — Я во-первых, сам покрещу, а во-вторых, раскрещу того, кто не покрестил».

Впрочем, как оговаривается владыка, церковь не может существовать в сказочном, лишенном денег пространстве. Она все равно вступает с государством и людьми в определенные финансовые отношения. «Вот живет священник, у него семья, храм, — рассуждает архипастырь. — Никто нам не дает свет и тепло бесплатно, и даже полы никто бесплатно не придет и не помоет. Поэтому существует такое понятие, как пожертвование...»

«МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЛЯ МЕНЯ ВРАГОМ»

Несмотря на свою кажущуюся суровость, митрополит Феофан так и не произвел в Казани кадровой чистки, которой от него многие ждали (одни со страхом, другие со злорадством). На пресс-конференции архипастырь так и заявил: «Кадры не ушли. Кадренки, может быть...» Уточнять имена «кадренков» владыка не стал, но известно, что в Ульяновск вместе с предыдущим митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием, получившим после своей отставки симбирскую кафедру, переехали четверо служителей РПЦ из столицы РТ. Самый известный среди них — личный секретарь Анастасия, иеромонах Филарет Кузьмин, бывший настоятель храма Кирилла Казанского.

Какое-то время, правда, по Казани гуляли слухи, что отставку вот-вот может получить настоятель Раифского Богородицкого монастыря архимандрит Всеволод, также известный своей близостью к Анастасию. Но Феофан в резкой и ироничной форме отмахнулся от этих «сплетен» и даже процитировал на пресс-конференции Высоцкого: «Ходят слухи тут и там, а беззубые старухи их разносят по умам...»

«Все когда-то куда-то уйдем, — рассудил митрополит. — В вечность. Но пока отец Всеволод живет и здравствует — пусть трудится».

Как бы между прочим Феофан упомянул и о том, что поддерживает отношения с нынешним митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием. «Немного опоздал сюда, потому что разговаривал по телефону с Анастасием, поздравлял его с днем ангела, давал рекомендации по Симбирской епархии, — признался владыка. — Он не может быть для меня врагом. Ну меняют митрополитов, что в этом удивительного?»

IMG_9195.jpg
Феофан упомянул и о том, что поддерживает отношения с нынешним митрополитом Симбирским и Новоспасским Анастасием

«НАДО ВОССОЗДАТЬ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ И КАЗАНСКУЮ ДУХОВНУЮ АКАДЕМИЮ»

Намерения осуществить в Татарстане постепенную реституцию церковного имущества митрополит Феофан не скрывает.

«Я дал задание провести ревизию всего имущества, которое было у православной церкви в Казани, — заявил он на пресс-конференции. — В первую очередь должны быть возвращены храмы. Есть закон, который обговаривает условия такого возвращения (очевидно, подразумевается ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», подписанный в 2010 году — прим. ред.)». Упреждая вопрос журналистов по поводу возвращения РПЦ Архиерейского дома в казанском Кремле, Феофан высказывается более осторожно: «Меня спросят: а как же быть с митрополичьим домом? Отвечу сразу: мы не будем ломать копья. Но это не значит, что не будем пытаться его возвращать».

Кроме реституции казанской епархии предстоят и активные реставрационные и восстановительные работы, в частности, в Богородицком монастыре, месте обретения Казанской иконы Божией Матери, где ныне хранится ее Ватиканский список. По словам Феофана, он уже беседовал о возрождении Богородицкого монастыря с Минтимером Шаймиевым. «Если мы возродим собор, который был, приведем в порядок корпуса, где будут размещаться службы и паломники, от этого выиграет Казань и Татарстан в целом, — говорит владыка. — Поедет народ сюда — будет больше, чем в любой Лавре. Со всего мира поедут. Это будет жемчужина Татарстана и образец того, как живут в республике носители разных религий».

Кроме этого, предстоит возродить Казанскую духовную академию, как об этом и заявлял Феофан с первого дня в Татарстане. В этом вопросе митрополит заручился, по его словам, поддержкой президента РТ Минниханова. «Духовные академии есть в Москве и Петербурге, и в Казани, претендующей на звание третьей столицы, такая академия тоже должна быть», — резюмировал Феофан. И напомнил, что мусульмане как раз накануне объявили об открытии с нуля Исламской академии в Болгаре. «Что же мешает воссоздать славную Казанскую духовную академию?»

48327.jpg
По словам Феофана, он заручился поддержкой президента Татарстана в вопросе возрождения Казанской духовной академии

«ЦЕРКОВЬ ДОЛЖНА МНОГОЕ ДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ»

В непростом деле воссоздания и реставрации храмов Феофан рассчитывает не только на помощь специалистов, но и на собственные силы церковной общины. «Представим, что необходимо реставрировать старый храм, — стал излагать «на пальцах» владыка. — Нужны люди, которые смогут сами работу делать. Я всегда исхожу из того, что и в церковной среде должен быть круг людей-специалистов: Петя, Ваня, Мурат, Таймураз — национальность неважна. Один может кирпич класть, другой по крышам специалист, третий — по дереву. И тогда мы бы не бегали за какими-то фирмами, а могли бы многое сделать своими руками. Это и есть разумное хозяйствование, как это всегда было при храмах».

Кроме идеи создания собственных бригад Феофан поделился с журналистами намерением (от которого, как он выразился, «кто-то вздрогнет») открыть при митрополии реставрационную мастерскую. «Суть: чтобы эта мастерская имела бы специалистов и лицензию для реставрации памятников федерального значения, — рассказал архипастырь. — Где выгода? Непосредственно было бы легче контролировать процесс реставрации. Мастерская могла бы участвовать в конкурсах и тендерах. Разумно будет, если специалисты станут работать при митрополии и выполнять дело, необходимое церкви. Сейчас ведь что бывает: реставрация производится людьми, совсем далекими от церкви. Для них это просто объект. Но в храме нельзя курить, материться и прочее. Приходится это объяснять...»

По словам казанского владыки, подобная практика была у него в Ставропольской и Владикавказской епархии.

«ВОТ МЫ СИДИМ С МИННИХАНОВЫМ. ПО РЮМОЧКЕ? НЕТ — ПОСТ»

Об обязательном введении в программу казанских школ основ православной культуры митрополит Феофан высказывается уже не так категорично, как в самом начале. «ОПК — это вопрос непростой, но в этом направлении я работаю, — говорит он. Я иду к цели не через конфронтацию, а через диалог. Что я и буду делать: стараться убедить. Я не буду говорить, но делается много уже на настоящем этапе...» Пока же приходится решать более насущные вопросы по миссионерской работе, к примеру, среди кряшенов, у которых ощущается нехватка православного духовенства. По словам Феофана, он уже «присмотрел с десяток ребят-старшеклассников из кряшенского народа для семинарии».

Еще одна интересная новость: в московском Институте перевода Библии уже практически готов перевод священного писания на татарский язык. В этом нет ничего удивительного: ведь и Коран, по замечанию владыки, переведен на русский язык. «У меня самого дома Коран лежит, я его часто почитываю, — говорит Феофан. — Нормальный цивилизованный человек основные религиозные постулаты своих собратьев-единобожников должен знать».

Но основная миссионерская проповедь, по мысли митрополита, должна сейчас звучать не среди иноверцев, а среди самих славян. «Прежде чем идти к другим народам, лезть в чужой огород, у себя надо разобраться, среди своего народа, который корнями был православным. Поле деятельности — выше крыши», — резонно замечает казанский митрополит.

В вопросе соблюдения постов и обрядов Феофану, по его признанию, нравится мусульманский подход. «Вот мы сидим с Миннихановым, — начинает откровенничать высокопоставленный священнослужитель. — По рюмочке? Нет, никакой рюмочки — пост. Это нормальное здоровое явление. Это традиции народа, той веры, в которой эти люди выросли. А мы немного вроде как подмигиваем: вот здесь мы православные, а вот когда в какой-то иной среде окажемся, атеистической или иноверческой, сразу сдаемся: я, дескать, православный, но не практикующий. А душа-то скорбит и хочет быть практикующей».

Впрочем, митрополиту нравится не только верность традициям, существующая в РТ, но и сам татарский язык, который он даже собирается выучить. «Голова, правда, старая стала, — признается Феофан. — Но когда приезжает какой-нибудь иностранец и несколько слов на ломаном русском скажет — в 10 раз к нему больше симпатии появляется. Думаешь: молодец какой! Так что знание языков — это не только способ общения, но и приобретения друзей».

«НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРАВОСЛАВНОГО СТАЛИНИЗМА. ЕГО ВЫДУМАЛИ ЖУРНАЛИСТЫ»

В заключение митрополит Феофан по просьбе «БИЗНЕС Online» выразил свое отношение к советскому прошлому, которое ныне принято идеализировать. «Помните, один из советских лидеров сказал, что в 1980 году покажет по телевизору последнего российского попа? — спросил аудиторию владыка и, подняв к потолку голову в тяжелой митре, неожиданно обратился прямо к духу Хрущева. — Никита Сергеевич! Он слышит, знает, он тем более мой земляк, — подмигнул митрополит залу. — Вот я сижу здесь, а на дворе уже 2015 год. Потому что, как сказано было в свое время апостолу Павлу: трудно идти против рожна. Против Бога невозможно бороться, потому Бог является и Творцом, и Хранителем».

По мнению Феофана, не существует никакого «православного сталинизма», которым в последние годы размахивают как знаменем некоторые патриотические круги. «Эту терминологию создали журналисты, — владыка зачем-то кивнул на корреспондента «БИЗНЕС Online». — Я вырос в семье глубоко верующих православных людей. Мой отец никогда не вступал в колхоз, при этом был замечательным столяром и единоличником. Он отвергал политическую систему СССР, потому что считал ее неприемлемой. Он даже не вступал в профсоюз, ведь на каждом из них было написано: «Профсоюз — это школа коммунизма». Поэтому я, выросший в православной семье, никогда не буду идеализировать советское прошлое. Это молодежь, которая ничего на своем опыте не знает, может идеализировать. Даже хрущевская оттепель стала для православных тяжелейшей холодной зимой».

Как заметил митрополит Феофан, если «какой-то патриот с вывихнутой психикой начинает воспевать Сталина, он не может выражать мнения всего православного сообщества».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (125) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.10.2015 08:39

    на велосипеды их пересадил бы

    • Анонимно
      13.10.2015 11:22

      вы сами ездите на велосипедах?

    • Анонимно
      13.10.2015 14:54

      сам он ездит на ауди а8лонг с номерами оаа. думаю, на вопрос, почему у него такой автомобиль, ответит: "мне служебную дали, не выбирал."

  • Анонимно
    13.10.2015 09:08

    С каждым днем власть местная отступает а Москва гнет свою линию.

    • Анонимно
      13.10.2015 10:48

      И хорошо. Мне, местному, под Москвой лучше.

      • Булгарин
        13.10.2015 11:40

        Тогда сразу в Москву, там будет еще лучше.

      • Анонимно
        13.10.2015 15:47

        ваша местность тут - сомнительное состояние и временное

      • Анонимно
        14.10.2015 06:00

        Это неместному под Москвой хорошо, а местному самоуважение не позволит прогнуться

        • Анонимно
          14.10.2015 10:27

          Я чувашин и значит БОЛЕЕ местный чем татарин.МОЯ страна РоссияСтолица моей страны это Москва. А любители арабских сказок как раз лучше подумать о очередном кочевье.

          • Анонимно
            14.10.2015 11:51

            Только не надо всех жителей Волжской Булгарии к предкам чувашей приписывать. Чебоксары для кочевья пойдет?

            • Анонимно
              14.10.2015 13:34

              Место для МОЕГО кочевья выбирать МНЕ.и мне и в Аксубаево в Нурлате хорошоособенно без арабских сказочников

            • Анонимно
              14.10.2015 13:59

              Место для МОЕГО кочевья выбирать МНЕ.и мне и в Аксубаево в Нурлате хорошоособенно без арабских сказочников

  • Анонимно
    13.10.2015 09:11

    Дай Бог здоровья и сил в благих начинаниях.

  • Анонимно
    13.10.2015 09:12

    Интересно, а муфтий Самигуллин когда своих замов пересадит на отечественные автомобили?

    • Анонимно
      13.10.2015 09:36

      Самигуллин не станет брать пример с митрополита: как богатели, так и будут богатеть

    • Анонимно
      13.10.2015 15:23

      не вам нам указывать, зам самигуллина. рустам хайруллин как ездил на рено в бугуль ме так и сейчас ездит

    • Анонимно
      14.10.2015 06:02

      Не надо клеветать

  • Анонимно
    13.10.2015 09:22

    Брехня! В Свияжске не стесняются, даже номер В...ТМ!

    • Анонимно
      13.10.2015 11:23

      авто предоставлено по программе поддержке Свияжска и Болгара. Правительственные авто, так как это достопримечательности республиканского значения.

      • Анонимно
        13.10.2015 16:15

        А как же ст.14 Конституции РФп.2 Религиозные объединения отделены от государства...Какова тогда правительство тратит бюджетные бабки на тачки для попов???

        • Анонимно
          14.10.2015 10:29

          им представлено не как "Религиозному объединению " а как туристической общественной организацииеще вопросы есть?

          • Анонимно
            14.10.2015 17:24

            Харош отмазывать свою колокольную братию! Тем более не чего каким-то общественникам тачки с блатными номерами раздаривать! И с каких это пор монахи туристической деятельностью начали промышлять???

  • Анонимно
    13.10.2015 09:32

    Адекватный дядька, вызывает уважение. Думаю будет крайне популярным в Татарстане.

  • Анонимно
    13.10.2015 09:33

    И животов тоже не должно быть, какие могут быть животы когда человек держит столько постов. А держание постов это дисциплина и самоконтроль.

    • Анонимно
      13.10.2015 11:24

      Это вы решили что должно быть, а чего не должно быть?Вы сами атлет?

    • Анонимно
      13.10.2015 13:03

      Да, нее)) батюшка с животом должен быть)) иначе как-то не воспринимается).

  • Random
    13.10.2015 09:39

    Вчера в 18:15 ехал по ул. Миславского в сторону Большой красной и на перекрестке поворачивал на Карла Маркса (налево в сторону Неон-арта, у консульства Казахстана).Стою с включенным поворотником...Слева по встречке подъезжает БМВ Х5, с пассажиром...При повороте налево, данный авто втопил по полной и перед носом свернул в... Епархию, проехав 15 м от перекрестка! Пассажир, должно быть, очень доволен собой!

    • Анонимно
      13.10.2015 11:26

      Ну написать можно что угодно, да и скажу ка я тебе - почти все бизнесмены очень верующие люди (разных религий)

      • Random
        13.10.2015 16:06

        Ты о чем? Бизнесмены в Епархию РПЦ вечером ездят... и пульт управления воротами Епархии есть у каждого)))Ты вообще, КТО?

  • Анонимно
    13.10.2015 09:41

    "Сейчас ведь что бывает: реставрация производится людьми, совсем далекими от церкви. Для них это просто объект. Но в храме нельзя курить, материться и пр. Приходится это объяснять...»А ещё в библии написано:И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.(Мф. 21:12-13)Кто объяснит это священнослужителям?Церковь стала коммерческой организацией, только налоги не платит.

    • Анонимно
      13.10.2015 10:58

      Наверное,вам тоже стоит объяснить)Есть храм, а есть придел к нему (от глагола приделать). Если были в храме хоть один раз,то должы были видеть,что все церковные лавки в приделах находятся.

      • Анонимно
        13.10.2015 11:13

        Биьлию хоть раз в руки возьмите,а не толкуйте слова божьи в свой карман

      • Анонимно
        13.10.2015 11:33

        Это от лукавого

      • Анонимно
        13.10.2015 17:42

        Ничего подобного. Зайдите в Церковь на Арском поле. Раньше и в Петропавловском так было, потом вынесли.

    • Анонимно
      13.10.2015 11:11

      “Не судите, да не судимы будете” (Матф. 7:1). В Храм Божий молится идут, а не на авто священников смотреть и завидовать(кстати зависть - тоже грех), "туда" никто ничего не заберет - голым пришел в этот мир, голым и уйдет, и каждый сам будет отвечать за свои деяния перед Господом.

  • Анонимно
    13.10.2015 09:43

    "Бизнес Онлайн" узнайте пожалуйста на каких машинах ездят священники. А также татарские муллы. Народ должен знать об этом.

  • Анонимно
    13.10.2015 09:44

    Крут, владыка! Молодец.

  • Анонимно
    13.10.2015 09:45

    Зря старается, его время ушло.

    • Анонимно
      13.10.2015 09:58

      Весьма глубокое заблуждение. Его время как раз пришло. Терпение и труд все перетрут.

      • Анонимно
        13.10.2015 14:01

        Время религии давно ушло и митрополита тоже

        • Анонимно
          13.10.2015 16:37

          Позвольте с вами не согласиться и сослаться лишь на такого известного ученого как Наталья Петровна Бехтерева. Наталья Петровна Бехтерева — всемирно известный нейрофизиолог и научный руководитель петербургского института мозга человека. Этой области она посвятила 500 научных работ и 60 лет жизни.Бехтерева исследовала механизмы мышления, памяти, эмоций, гипноза и разрабатывала методы лечения нервных расстройств. При этом она была глубоко верующим человеком и говорила, что науке помогает религия, а не атеизм.

  • Анонимно
    13.10.2015 10:13

    Такой не прогнется

  • Анонимно
    13.10.2015 10:17

    Очень рад, что Феофан владыка в Татарии. Этот низачто не прогнется под местных!

  • Анонимно
    13.10.2015 11:35

    Пусть пешком ходят машины еще им ! Знаю Один поп в Казани ездит на крутой тачке и с красивыми номерами ! Вот скажите это разьве правильно !!!

    • Анонимно
      13.10.2015 13:07

      Во первых он не один, многие на нормальных машинах передвигаются. Они их не купили, им их подарили. Это нормально. Мусульманские священники тоже наверняка не на Ладах передвигаются. И, завидовать не хорошо.

      • Анонимно
        13.10.2015 17:46

        Подарили не им, а церкви. А если им лично за определенные заслуги, то принять такой подарок - грех. Если подаяние церкви, а священник только проводник - тогда продать и пустить на нужды прихожан и на поддержание самой церкви.

        • Анонимно
          13.10.2015 19:33

          нет, есть практика, что и напрямую дарят. тут запретов нет, главное чтоб кошелек позволял такие подарки делать.

          • Анонимно
            14.10.2015 14:21

            Вообще-то с подарков предусмотрено по НК РФ налог платить. Пока 13%.

    • Анонимно
      13.10.2015 18:03

      Почему они должны ходить пешком? Чем они отличаются от людей не священников?

    • Анонимно
      14.10.2015 10:41

      в патриархии на этот вопрос вам откровенно все равно не ответят Вы лучше задайте этот вопрос на официальном сайте ВАТИКАНА (вон как у них швейцарцы вокруг мерса бегают)Ну или духовным лидерам мусульман в виде арабских шейхов. Эти то просто сама скромность - как не музей с раритетными авто так самый большой, что ни лошадь так самая дорогая..

  • Анонимно
    13.10.2015 11:43

    В разных церквях разные цены на свечи и другие вещи. И почему так происходит? Сами они устанавливают таксу...

  • Анонимно
    13.10.2015 11:48

    Владыка не крут: а хитер. Настоящий современный политик, ни на один вопрос не дает прямого ответа. По Сирии это особо резануло.И еще заметно стало как поостыл владыка, с наскока не получилось взять Казань, поэтому вопросы преподавания в школе, собственности и прочая прочая озвучивает предельно осторожено. Это хорошо, так как в Татарии нужно быть очень и очень остороным, особой-с регион.Что бросается в глаз: мало говорит о духовности и Боге, много о мирском, бизнесе, строительстве и прочем. Алибабай

    • Анонимно
      14.10.2015 10:43

      Алибаба, для большей достоверности надо работать с первоисточниками, а не статейками в полужелтом издание. И все сразу станет на свое место.О духовном он говорит в церкви. Можете посетить и убедиться.

  • Булгарин
    13.10.2015 11:50

    Это все называется популизмом. Как церковь утопала в роскоши так и будет, а такие действия призваны только для поднятия авторитета какой-то личности. Ситуация же в целом не изменится, яхты стоимостью во много миллионов долларов, украшения из золота и драгоценных камней, да их богатству Гохран позавидует. И они все больше получают от государства. И армия самих священников только увеличивается. А их ведь тоже надо и кормить и одевать и обеспечивать им условия для хорошей жизни. Не над подаяния же старушек у церкви они живут.

    • Анонимно
      13.10.2015 12:02

      как-то стоял в очереди, в храме, чтобы заплатить за крещение, так за это время(10 мин) около семи тысяч рублей выручка в раифском магазине

      • Булгарин
        13.10.2015 12:10

        Значит все это хороший бизнес. И не надо забывать слова Иисуса - «Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли».

        • Анонимно
          13.10.2015 13:09

          Слушайте, судя по вашему нику - Вы мусульманин. Почему бы вам не поговорить и не рассказать о служителях вашей веры. Как они, например, живут? На чем ездят... И т.д.

          • Булгарин
            13.10.2015 13:56

            По-моему, тут статья не в религиозном вестнике для православных. Это во-первых. И во вторых, судя по нику, я атеист.

            • Анонимно
              13.10.2015 16:19

              По первому пункту: бо - вестник, конечно, не религиозный. Но и охаивать религию миллионов не нужно. По второму пункту: поторопился, перепутал немного. Извините, если нарушил ваши атеистические чувства)

              • Булгарин
                13.10.2015 19:07

                Вы бы сначала определились, где тут охаивание, а где правда. Религию постепенно превратили в своеобразный бизнес, причем очень и очень доходный. Хотя, она и была им и ранее. Продажа индульгенций, откуп за грехи и т.д. Даже воду из естественных источников, родников продают, отгородив их от остальных граждан. И государство им в этом помогает. Тоже, видимо, так откупается от грехов.

          • Анонимно
            13.10.2015 14:51

            Гыыы...А с какого перепугу он муслим-то?Булгары всегда были язычниками и поклонялись ПриРОДе и благодаря своей РОДной Вере и процветали.

            • Булгарин
              13.10.2015 22:30

              В зоне что ли так учат смеяться. "Гыыы..."? Ну кого тут только нет!

            • Анонимно
              14.10.2015 07:33

              Ваши источники устарели на тысячу лет, предки татар - булгары приняли Ислам.

              • Анонимно
                14.10.2015 10:38

                враньепотомки булгар это чуваширеально была попытка насадить им иудаизм, но не очень удачнаяа татары прикочевали сюда недавно и арабские сказки им насадили совсем недавно и не очень то охотно они их вначале принялиа до мракобесия с хиджабами и пр. у них так и не дошло

                • Анонимно
                  14.10.2015 12:04

                  Видно, что истории Вы не знаете даже 19 века, что уж говорить про 10 век. Волжская Булгария приняла Ислам официально - это факт. Татары - мусульмане, и Ислам идет с тех времен. Почему чуваши - немусульмане? Их предки в Волжской Булгарии не приняли Ислам, остались язычниками, но это только часть населеничя.

                  • Анонимно
                    14.10.2015 13:36

                    "Волжская Булгария приняла Ислам официально - это факт."скан газеты в студию

                  • Анонимно
                    14.10.2015 13:41

                    парторг, не тебе судить что я знаю а что нетлапшу про "приняла официально" лохам по ушам развешиваймои деды не такие лохи были что бы свою исконную веру так просто променять на арабские сказки

  • Анонимно
    13.10.2015 12:09

    Бизнес двух тысяч лет.....Вложись в проект)

    • Анонимно
      13.10.2015 12:38

      Все семитские религии порабощают народ, тенгринианство сделает нас свободными и сильными.

      • Анонимно
        13.10.2015 13:16

        Тенгрианство и Славянское РОДноверие - лищна я за Возрождение и Широкое Распространение двух эти Древнейших,Величайших и Справедливейших Религий.Тенгрианство - тюркам,Булгарам.РОДноверие - Славянам,Русским.ТАК ПОБЕДИМ!!!!

      • Анонимно
        14.10.2015 07:34

        Тенгрианство - это миф в том виде, как некоторые сейчас его приподносят.

  • Анонимно
    13.10.2015 12:35

    Уважаемый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан вразумите ливаду, может Вас побоится. Не боится ни власти, ни черта. Грешит, людей обманывает, крова лишает.

  • Анонимно
    13.10.2015 12:46

    One more! Большой успех!

  • Анонимно
    13.10.2015 13:07

    http://vk.com/video-38890994_171258284?list=0dcbce0612256aec96

  • Анонимно
    13.10.2015 13:56

    насчет татарского он абсолютно прав, надеюсь через год сможет уже использовать и татарскую речь. надеюсь не лукавил. поживем увидим. да еще, не обращайте внимания на вопли тех кто борется против татарского языка.

    • Анонимно
      13.10.2015 16:21

      А что, неужели кто-то борется против татарского языка?

      • Анонимно
        14.10.2015 10:32

        конечнонапример Фандас Сафиуллин предлагает в ВУЗах ввести преподавание на татарском, а это типичное "выращивание кукурузы за полярным кругом"

  • Анонимно
    13.10.2015 14:10

    О чем он говорит ?!! Священники в большинстве живут бедно !!! Особенно в деревнях. Живут своим огородом
    . На иномарках ездят единицы -их как раз он и не трогает -тот же Чубаков. Как только язык поворачивается такое говорить !

  • raf
    13.10.2015 15:36

    Пересел с мерса на ауди,вместо мяса ест только красную рыбу,всё это внешние атрибуты.Под пропагандой "скромности"попытка стать близким семье,членом семьи.Не зря же не любят,когда называют их по А.С.Пушкину-поп.Им подавай "святой отец".Им надо,чтобы миряне душу отдали в заклание,их проповедям.Чтобы их прославляли.Христос то мёртв,но они его"воскресили"в картинах,своих замкнутых образах жизни.Главное Режим их включил государственные институты.Идёт планомерный захват школ,детских садов,высших учебных заведений.То ли ещё будет,на работу будут брать через церковь.На этом фоне арабские страны представляют исключительно мусульманскими,где обижают христиан.После крестовых походов,их можно считать оправданными.Только религия не решает фундаментальные задачи.А под ногами будут болтаться.И тащить,тащить в средневековье,что РПЦ,что Ислам.

    • Анонимно
      13.10.2015 19:41

      Как практика показывает, ты и такие же, как ты, под конец своего жизненного пути, меняют кардинально свои убеждения ))))

      • raf
        14.10.2015 10:20

        Если ты труслив,не распространяй эту черту характера на других.Я лучше приму яд,чем пойти к мулле.

  • Анонимно
    13.10.2015 16:26

    Ездить на автомобиле наверное грех... Их придумали ученые.

  • Анонимно
    13.10.2015 17:02

    Религия сейчас -это пятьсот двадцать второй способ бизнеса.И без разницы ислам или православие. Никакой морали ,запретов и границ не осталось.

  • Анонимно
    13.10.2015 17:26

    Выше к посту ! Я и не завидую автор !) но и пьют алкоголь сейчас тоже они хорошо ! На это ты мне тоже напишешь автор - не завидуй !)

  • Анонимно
    13.10.2015 18:02

    Посредники перед Всевышним.

  • Анонимно
    13.10.2015 19:14

    Господа критики и критиканы, а слабо вам было детей из бесланской школы под автоматным огнем вытаскивать? Этим вы и отличаетесь от Его Высокопреосвященства, что кроме офиса и клавиатуры ни на что не способны. Бывший офицер спецназа.

    • Анонимно
      13.10.2015 19:35

      +

    • Анонимно
      13.10.2015 19:38

      Это все от бессильной злобы, тявкуют из за угла-))). В глаза спросишь-все самые толерантные в мире-)))

    • Анонимно
      13.10.2015 19:52

      А с чего вы взяли,что те,кто критикует не на что не способны,а?Или считаете,что вы один единственный в стране "бывший ветеран спецназа",а других в стране нет и все думают так же?

  • Анонимно
    13.10.2015 19:36

    По вопросу реституции: необходимо вернуть церкви и отреставрировать красивейшее историческое здание по ул. Большой, рядом с домом 98. Сейчас здание варварски используется как тюрьма. Тюрьме там вообще не место. Берег Волги, три автобусных остановки от Кремля!

  • Анонимно
    13.10.2015 21:58

    Чувствуется Лидер. За таким хоть куда.

  • Анонимно
    14.10.2015 09:33

    Молодежь, которая стремится в попы и муллы, движима одним - приобщиться к кругу религиозного бизнеса. Бизнеса на вере, основанного на основном постулате - "вся власть от Бога". И в своем стремлении стать очередным "князем церкви", зачастую теряет ту саму самую связь с Богом - Веру. Это происходит в тот момент, когда его целью становится "ездить на дорогой иномарке", "жить в огромном доме", "поддерживать местную власть", но не заботиться о сиротах, заблудших и обездоленных. Ничего личного - чисто бизнес.Тут в коментах пишут - да вы дескать завидуете, да мы, попы не такие. Смешно даже) Это как сказка о попе и его работнике Балде) Кого обмануть пытаетесь?

    • Анонимно
      14.10.2015 12:30

      По себе людей не судят. А если не завидуете, то зачем очевидную клевету пишите?

      • Анонимно
        14.10.2015 15:14

        А я должен завидовать клирикам с дорогими часами и разъезжающих на дорогих автомобилях, давно считающих себя чиновниками?)) Которые выторговали это у власти и давно превратились в номенклатуру, положение и довольствие которых давно определят государство. И эти люди еще говорят так много о Боге и нравственности, высоких материях и загробной жизни. Вы это серьезно?))) Но почему так мало людей верит им?Не потому ли, что РПЦ еще недавно было крупнейшим импортером в России алкоголя и табака?)))Это не зависть - это осуждение этакого "товарищества на вере".

    • Анонимно
      14.10.2015 13:42

      ага настоящие люди информацию черпают из сказок, баек Задорнова и откровений Петросянакуда уж нам

  • Анонимно
    14.10.2015 14:09

    Забавные комментарии. Кто-то всерьез думает, что ему грехи и место в раю должны священники отмолить и бесплатно предоставить, как посредники.Что-то ни кто здесь не тратит свое время на отпевание умерших или мытье полов в храмах.Многим проще отдать деньги, а потом оправдывать свою лень и неусердие в богослужении, говоря о своей сгрешной работе (часто с нарушением заповедей и религиозных требований). Священник, как налоговая инспекция, напоминает нам о том, что придет время расплаты и оценки жизни. И чтобы задобрить этих "добрых духов" и надеяся откупиться, мы стараемся откупиться. Кто подарив дорогой автомобиль, кто дав кирпич на строительство храма.

    • Анонимно
      14.10.2015 15:51

      Бесполезный спор никто от своих убеждений не откажется: что считающий себя мусульманином даже не зная не одной молитвы ,что считающийся христианинином не зная не единого псалма или молитвы.Многие считают себя принадлежащим к той или другой конфессии чисто по традиции (семьи,села,региона),по привычке.Как то встретился в магазине с соседом -покупает водку ,говорит праздник ,Спрашиваю а что за праздник,какие обряды надо совершать - а он отвечает а Х... его знает,знаю что празник и все.Так вот и живем.А спорим рассуждаем как святые угодники.

  • Анонимно
    14.10.2015 21:56

    Посадили бы и мусульманских священослужителей на скромные машины, а то они совсем огламурились

    • Анонимно
      15.10.2015 16:08

      Муллы и так очень скромно живут, в отличии от РПЦ. И живут муллы на средства не государства а на средства мусульман - прихожан.

  • raf
    15.10.2015 00:13

    Свобода вероисповедования. М.В.Попов (https://www.youtube.com/watch?v=NKg5KHBCXZg)

  • Анонимно
    15.10.2015 15:52

    15 лет работал в церкви.Могу сказать одно - не верьте ни одному слову этого лукавого политикана.Все ложь!!Главное,что интересует и его и 99% священников - это деньги.Толпа жадных,хитрых фарисеев.

  • nikpetro
    16.10.2015 11:09

    Хороший, мне нравится этот митрополит

  • Анонимно
    10.03.2016 04:35

    Помогите с отправкой жалоб. Скачал материал для дипломной себе с сайта http://landreferat.ru/ - материал оказался плагиатом. Из за этого диплома не защитил и провалил. Помогите отомстить им! Шлите жалобы на этот сайта, пусть получал по делом!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль