Бизнес 
15.10.2015

Кулинарные войны: миллион за порцию Pesto

Питерские рестораторы, в заведении которых праздновал юбилей принц Уильям, ополчились на владельца Театра на Булаке

Как стало известно «БИЗНЕС Online», казанское кафе Pesto на Лево-Булачной, принадлежащее известному предпринимателю Виктору Степанцову, схлестнулось в суде с одним из крупнейших российских ресторанных холдингов GinzaProject, который развивает сеть под названием «Песто кафе» и требует 1 млн. рублей за нарушение своих прав на товарный знак. Первый раунд Степанцов проиграл, но не сдается, рассчитывая лишить оппонентов прав на товарный знак.

В сеть GinzaProject питерского происхождения входит 112 ресторанов (в том числе и «Песто кафе»), открытых в Москве, Нью-Йорке, Лондоне и других городах
В сеть GinzaProject питерского происхождения входит 112 ресторанов (в том числе и «Песто кафе»), открытых в Москве, Нью-Йорке, Лондоне и других городах (фото: ginza.ru)

ПАРТНЕРЫ ГРИГОРИЯ ЛЕПСА И КСЕНИИ СОБЧАК НАШЛИ СОПЕРНИКА В КАЗАНИ

Один из крупнейших российских ресторанных холдингов GinzaProject через Арбитражный суд Татарстана добился запрета на использование названия «Песто» одноименным рестораном в Казани, который принадлежит предпринимателю Виктору Степанцову, известному также как владелец турагентства «Казань-Интур» и театра на Булаке. Компания GinzaProject, владеющая как сетью «Песто кафе», так и правами на товарный знак «Песто», посчитала, что название казанского кафе на улице Левобулачной сходно с ним до степени смешения.

На днях Арбитражный суд встал на сторону истца, постановив взыскать с казанского «Песто» 800 тыс. рублей ущерба (компания GinzaProject запрашивала 1 миллион). Степанцов, однако, не опускает руки: он собирается обратиться в суд по интеллектуальным правам с требованием аннулировать регистрацию товарного знака. По его мнению, слово «песто» (итал. «растирать») общеупотребительное и не должно подлежать защите. Так называют традиционный соус итальянской кухни из перетертого базилика, сыра, кедровых орехов и оливкового масла.

В сеть GinzaProject питерского происхождения входит 112 ресторанов (в том числе и «Песто кафе»), открытых в Москве, Нью-Йорке, Лондоне и других городах. Рестораторы с гордостью сообщают у себя на сайте, что наследник британской короны принц Уильям свой 30 день рождения отпраздновал именно в лондонском заведении GinzaProject — ресторане «МариVanna». Группа к ресторанному бизнесу подходит творчески. Так, в 2010 году сообщалось об открытии караоке-бара Leps Bar совместно, как не трудно догадаться, с певцом Григорием Лепсом. Сотрудничают питерцы и с другими звездами — сети «Бублик» и ресторан «Твербуль», например, созданы совместно с Ксенией Собчак.

О «Песто кафе» в GinzaProject говорят, что поставили цель «сделать качественную итальянскую кухню максимально доступной, не снижая привычную для холдинга высокую планку в плане подхода к интерьеру, меню и обслуживанию». В интернете можно найти отзывы, где утверждается, что «Песто кафе» и правда самый бюджетный ресторан в сети GinzaProject.

Наши источники, близкие к столичным рестораторам, отмечают, что для управления сетью доступных итальянских ресторанов из Ginza было выделено отдельное юрлицо — «Галерея вкуса», но по их данным, «Песто кафе» все равно входят в сферу влияния группы. «Однако эта сеть работает через франшизу, а не напрямую», — утверждает наш источник. Впрочем, на сайте GinzaProject нет упоминаний о том, что сеть поменяла хозяина. Примечательно, что ответ на запрос «БИЗНЕС Online», посланный в GinzaProject, пришел именно от ООО «Галерея вкуса» и гласил, что они воздержатся от комментариев. Однако отрицать причастность к проекту в компании не стали.

Одноименный ресторан в Казани принадлежит предпринимателю Виктору Степанцову
Одноименный ресторан в Казани принадлежит предпринимателю Виктору Степанцову

РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС ПУТЕШЕСТВУЮЩЕГО ТЕАТРАЛА

В ком увидел соперника гигант ресторанного бизнеса? Заведение, расположившееся на Лево-Булачной, 28 в рейтинге TripAdvisor занимает почетное 26-е место из 1363 заведений казанского общепита. Любопытно, что два отзыва указывают: кафе «можно сказать копия московской сетки «Песто» от Ginza, хотя никакого отношения, говорят, к ним не имеют» и «место очень похоже на питерские итальянские рестораны, расположенные неподалеку от Невского».

Казанское «Песто» попадало и в кулинарный обзор «БИЗНЕС Online». Тогда наш кулинарный критик пришел к выводу, что Pesto, скорее, довольно прямолинейное переосмысление итальянской кухни, чем следование ее традициям. Посещение кафе обошлось в 1550 рублей.

Степанцов пояснил «БИЗНЕС Online», что в «Песто» (которое сейчас зарегистрировано на другого собственника) идет процедура переоформления, и скоро он станет не только фактическим, но и юридическим собственником кулинарного бизнеса. По его словам, у него в собственности находится все двухэтажное здание на Лево-Булачной, 28. В постройке XIX века на верхнем этаже располагается офис «Казань-Интур». На первом этаже традиционно размещались заведения общепита. Последним из предшественников было Pronto, которое также специализировалось на итальянской кухне.

Когда помещение освободились, Степанцов решил попробовать развивать новое для себя направление бизнеса самостоятельно. Открытие кафе состоялось два года назад — в сентябре 2013 года. Название, по поводу которого выдвинуты претензии, по словам Степанцова, не было использовано умышленно: «Если бы знал с самого начала, что оно зарегистрировано, ни за что бы не взял». О существовании одноименных кафе сети GinzaProject он, начиная проект, и не подозревал. «Иском были обескуражены, так как до суда к нам никто с претензиями не обращался», — говорит Степанцов.

По словам Степанцова, название не было использовано умышленно: «Если бы знал с самого начала, что оно зарегистрировано, ни за что бы не взял»
По словам Степанцова, название не было использовано умышленно: «Если бы знал с самого начала, что оно зарегистрировано, ни за что бы не взял»

Хотя тревожные предвестия были: ресторатор рассказывает полудетективную историю, как его заведение навестила компания из трех стильно одетых молодых людей. Посетители не были склонны к общению, при этом явно разбирались в блюдах. Заказ выбрали необычный — весь ассортимент паст: «Попробовали, попросили поменять ингредиенты, остались довольны, жалоб не было. И уехали». А вскоре стало известно об иске. Степанцов абсолютно уверен, что столкнулся в тот день именно с «агентами» GinzaProject.

Кроме того, столичные кулинары наняли частного детектива, который сделал фото заведения Степанцова изнутри и снаружи, фотографии имеются в деле, отмечает казанский бизнесмен. «Почему они просто не обратились с претензией, а пошли сразу в суд? Просто решили денег получить», — делает ресторатор однозначный вывод. Он не против даже поменять название: «Это вовсе не самое главное в нашем заведении». Но требуемая компенсация в 800 тыс., по его мнению, несправедлива и завышена.

Что касается сходства между кафе, то Степанцов считает, что оно только в «звучании» названия. Да, оба кафе специализируются на итальянской кухне, но, по словам Степанцова у них совершенно разная концепция. Даже нет совпадения в меню — «совершенно разные блюда». Нет совпадений и по цветовому оформлению — «у нас более холодные, а у них более теплые цвета», отмечает Степанцов.

Отзывы посетителей, говорящих о тождестве, опровергает аналогией: «Я раньше думал, что медведь из мультфильма «Маша и медведь» — это точная копия диснеевского медведя Балу. Но если их поставить рядом, видно, что это совершенно разные персонажи. Так и в этом случае».

Столичные кулинары наняли частного детектива, который сделал фото казанского заведения изнутри и снаружи
Столичные кулинары наняли частного детектива, который сделал фото казанского заведения изнутри и снаружи

«ОНИ ИСПОЛЬЗУЮТ ЕГО И ТАК И ТАК»

На арбитражном заседании по делу присутствовал и корреспондент «БИЗНЕС Online». Алексей Тюленинев — представитель «Галереи вкуса» — подтвердил, что их сторона настаивает на своих требованиях. «У нас товарный знак зарегистрирован в кириллице, они используют его и так и так». Тюленинев уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что нарушение было обнаружено маркетологами около полугода назад.

На вопрос нашего корреспондента о том, не планируется ли появление в Казани питерской сети, представитель «Галереи вкуса» отметил, что сеть постоянно расширяется, и не исключил такую вероятность. Отметим, что на рынке ходят слухи, что Ginza собирается открыть в Казани сразу две точки, причем именно под брендом «Кафе Песто».

Представитель казанских компаний Наталья Георгиева попросила приостановить дело до рассмотрения их иска о признании недействительным торгового знака в суде по интеллектуальным правам. Однако судья отметил, что отмена товарного знака будет действительна только с момента вступления решения суда по интеллектуальным правам в законную силу. То есть данный спор с ним никак не пересечется.

В итоге суд признал правоту «Галереи вкуса» и запретил использовать торговый знак Pesto. Кроме того, обе казанские компании, связанные с рестораном, обязаны выплатить по 400 тыс. рублей. Впрочем, представитель казанского «Песто» заявил корреспонденту, что решение будет обжаловаться.

«БЫЛО МНОГО РАЗГОВОРОВ, ЧТО ОНИ ХОТЯТ ПРИЙТИ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов о данном «кулинарном» споре.

Зуфар Гаязов — председатель правления ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «Татинтер Ресторантс»:

— GinzaProject — крупная сетевая компания, которая успешно прогрессировала, из Питера перешла в Москву и сейчас даже имеет несколько проектов в Лондоне. Я с учредителями был знаком раньше. Было много разговоров в среде рестораторов, что владельцы Ginza хотят прийти на рынок нашего города, но, как я понимаю, у них пока в Казани ничего нет. Кроме того, здесь много своих очень успешных рестораторов, которые могут хорошие проекты предлагать. Поэтому сложно сказать, с каким из своих проектов и когда они хотят зайти.

Ренат Халиуллин — коммерческий директор агентства по интеллектуальной собственности ООО «Таумарк»:

— Согласно судебной практике суммы, связанные с нарушениями прав в сфере интеллектуальной собственности, варьируются от 1 рубля до нескольких миллионов. Истец имеет право указать в иске любую сумму, как он считает, которую он потерял в связи с нарушениями его прав. Бывает, что высчитывается сумма ущерба согласно контрафактно проданным товарам, а бывает и так, что изначально указывают огромную сумму, не указывая объективные причины для этого. Каждый судья принимает здесь индивидуальное решение согласно полученным документам и материалам.

Примерами общепринятых терминов могут быть такие обозначения, как «температура», «термос», «сила тока», «рубероид» и другие бытовые и условные научно-технические категории. В данном же случае специализированное иностранное слово рesto употребляется в качестве наименования заведения и никак не является общепринятым словом. И вряд ли суды откажут в предоставлении охраны товарному знаку «Песто». Но, возможно, две эти организации смогут договориться между собой и заключат соглашение, в рамках которого смогут спокойно работать, не мешая друг другу. Так как слово фонетически сходно до степени смешения, то написание на латинице также подпадает под защиту.

Справка

ООО «Галерея Вкуса» (Москва)

Специализируется на деятельности ресторанов и кафе, аренде легковых автомобилей, поставке продукции общественного питания и прочем.

Уставный капитал: 10 000 рублей.

Владелец — Романов Алексей Викторович.

Дата образования: май 2014 года.

Среди связанных компаний «Галерея вкуса» указывается ООО «Гинза Проджект. УСП» (Москва, управление сетевыми проектами).

Специализируется на деятельности в области бухгалтерского учета и аудита.

Уставный капитал: 10 000 рублей.

Генеральный директор и владелец — Эльдияр Имангазиев. Ранее владельцем являлся Алексей Романов.

Учредители: 100% — Эльдияр Имангазиев.

ООО «Песто» (Казань)

Специализируется на деятельности баров, эксплуатации гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов, деятельности ресторанов, кафе и прочем.

Уставный капитал: 300 000 рублей.

Генеральный директор — Виктор Степанцов (также является владельцем и учредителем ООО «Молодежный театр на Булаке»).

Дата образования: апрель 2013 года.

По данным системы «Контур-Фокус».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.10.2015 09:06

    Хороший ресторан, не для объедания, а для эстетики вкуса. Удивительно, что при выборе названия не заглянули в интернет. Вряд ли стали бы копировать чужое, ведь мировая сеть всегда может прийти, тем более в Казань.

  • Анонимно
    15.10.2015 09:46

    Нет ли там следов Сигала, не того, кто Стивен, а Павел?

  • Random
    15.10.2015 09:47

    "рesto" является соусом! Поэтому, оно считается общепринятым словом! Пусть попробуют еще судиться с производителями соуса "песто", за нарушения авторских прав!Можно ли считать не общепринятым, как полагает Ренат Халиуллин (коммерческий директор агентства по интеллектуальной собственности ООО «Таумарк»), слова: "яичница", "майонез", "хлеб", "горчица"?!На мой взгляд, суд принял незаконное решение и его нужно обжаловать!Удачи в отстаивании своих прав на название, Виктор Степанцов!

    • Анонимно
      15.10.2015 11:55

      Нет никакой темы для судебного разбирательства. И слово общепринятое. И написание в одно случае латынью, во втором - кириллицей. И в изображении никакого намёка на смешение. Полный абсурд!

  • Анонимно
    15.10.2015 09:53

    Наша компания трижды пыталась зарегистрировать товарный знак с разными названиями, даже специального агента нанимали, но все три раза приходил отказ так как название на кого-то похоже. Сейчас кафе расплодилось больше, чем вообще слов как то связанных с едой. Попробуйте сами продумать звучное и красивое название и проверьте его. Наверняка что-то похожее уже есть. Так что не надо до фанатизма доходить. Чем наше казанское кафе помешало московским, у нас что, блюда тухлые и после нашего кафе клиент в ихнее ни за что не пойдет? Реального ущерба то нету!

  • Анонимно
    15.10.2015 09:54

    Достойное заведение с достойной кухней. Таких немного в Казани. Удачи им.

  • Анонимно
    15.10.2015 09:58

    абсолютно не понимаю в чем здесь "сходство до смешения"? да, название одно и тоже, но интерьер, дизайн вывески и всего остального совершенно разные. причем казанский вариант мне, лично, кажется более удачным.

  • Анонимно
    15.10.2015 10:21

    согласен, сходства не вижу. удачи хозяину ресторана в отстаивании прав.

  • Анонимно
    15.10.2015 10:32

    Кухня в ресторане вкусная, но наценка за блюдо ого-го!!!

  • Анонимно
    15.10.2015 12:35

    Да назовите "Базилик", делов то

  • Анонимно
    15.10.2015 12:40

    Да это целый бизнес всяких халявщиков на товарных знаках , кто-то слово хлеб запатентует и усе все попали, магазины кафе, бред и абсурд.

  • Анонимно
    15.10.2015 13:31

    Пойду слово "Кетчуп" за собой застолблюи пойду по судам

  • Анонимно
    15.10.2015 14:03

    В казани не умеют и не хотят платить за креатив и маркетинг: поэтому разного рода степанцовы и попадают. Украсть они думают проще... Благодарен москвичам за такой урок.Маркетолог

    • Анонимно
      15.10.2015 15:50

      Благодаря такого рода маркетологам, как Вы, маркетинга и нет в России. Прежде чем писать в таком тоне про Степанцова нужно хотя бы процентов 10 добиться в жизни того, чего он добился. Эта история скорее досадное недоразумение, чем урок. Но ВЫ бы поуважительнее к людям...

  • Анонимно
    15.10.2015 14:12

    Переименуйте в "Тесто" - и все в плюсе.

  • Анонимно
    15.10.2015 14:31

    у Гинзы хорошие вкусные рестораны в Питере!

  • Анонимно
    15.10.2015 14:33

    Не думаю,что казанское кафе умышленно позаимствовало слово у питерского собрата,"пострадавшую" сеть в нашем городе почти никто не знает,да и слово-название не продукт чьей-то гениальности.Сейчас столько всяких наименований кругом,что сложно не повторяться...В казанском Pesto была 1 раз,вечером в будний день:ближе к 20.00 все столики в заведении были заняты;вежливый и толковый персонал;приятные бонусы для гостей;располагающий уютный интерьер (просто и со вкусом);средние цены по городу,довольно интересная подача блюд и достаточно вкусно.Неожиданно порадовал живой концерт струнных.В такое место хочется приходить дружеской,семейной компанией,хочется быть с любимым человеком-очень располагает обстановка.Кроме звучания ничего общего между 2мя заведениями нет,питерцам не нужно так задираться,иначе в их "Песто кафе" никто из казанских жителей не придет.Виктор,желаем Вам удачи!!!

  • Анонимно
    15.10.2015 16:13

    Я люблю ресторан, но к этим защитникам товарных знаков из принципа не пойду!А к потерпевшему обязательно схожу.

  • Анонимно
    15.10.2015 16:15

    НИОЧЕМ. Похоже на нездоровую конкуренцию со стороны питерцев.

  • Анонимно
    15.10.2015 16:18

    А не пошли бы эти питерские лесом!?? Они здесь кто такие вообще?! Пусть в Питере бизнесменов душат, а от наших РУКИ ПРОЧЬ!!!!!

  • Анонимно
    15.10.2015 16:54

    кто первый, того и тапки

  • Анонимно
    15.10.2015 21:27

    Поддерживаю, к питерцам больше ни ногой=) Пусть даже не суются в Казань. Когда там лондонские и дубайские лапшичные взыщут с Wok@Go пару миллионов?=)

    • Анонимно
      17.10.2015 10:45

      Надоела уже эта лапшичная и их высокомерный совладелец Марат

  • Анонимно
    15.10.2015 23:00

    С Собчак уже не сотрудничают)

  • Ну какое уж тут смешение и копирование? Нет в Казани никакого "Песто Кафе", а значит, и смешивать не с чем.Степанцову нужно обжаловать (хотя судьи кто? продажные девки российского недокапитализма) и бороться за свои права.Тем более что заведение его более чем приличное. Успехов ему и процветания!

    • Анонимно
      16.10.2015 11:19

      Горячо приветствую тебя, полковник! Слава братскому лидеру и руководителю первосентябрьской Великой революции Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии!

  • Анонимно
    16.10.2015 11:18

    Похоже здесь собрались они защитники Степанцова:-) А то что зарегистрированный торговый знак действует на территории всей России вас не волнует? И общеизвестное слово оно на то и общеизвестное,что должно быть известно каждой бабушке.

  • Анонимно
    16.10.2015 13:06

    Решили сделать кальку с известной питерской сети. Не верю, что не знали о существовании ресторанов с таким названием.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль