Машиностроение 
16.10.2015

«Когда люди видят 2 миллиарда убытка, хватаются за голову, как будто жизнь остановилась...»

Выручка КАМАЗа к октябрю упала на четверть до 52,7 млрд. рублей — до уровня 2010 года

Очередным эпизодом падения стала опубликованная накануне отчетность КАМАЗа за 9 месяцев. Впрочем, на самом автогиганте провальные цифры традиционно объясняют условиями рынка и обращают внимание на антикризисное чудо: несмотря на девальвацию и подорожание импортных компонентов, себестоимость удалось удержать под контролем. Между тем экс-главбух КАМАЗа в разговоре с «БИЗНЕС Online» предположил, что резкое пике — это и результат приукрашенной ранее отчетности, которой пускали пыль в глаза Daimler.

КАМАЗ ПЕРЕШЕЛ К ПЕРЕСТРАХОВОЧНЫМ ПРОГНОЗАМ

Почти на четверть снизилась выручка ПАО «КАМАЗ» по итогам 9 месяцев 2015 года — такие данные содержатся в опубликованном накануне бухгалтерском отчете автогиганта. Если в прошлом году оборот компании за три квартала достиг 70,2 млрд. рублей, то нынче данный показатель составил 52,7 млрд. рублей — это слабейший результат 9 месяцев с посткризисного 2010 года. Учитывая, что себестоимость продукции автогиганта снизилась на 21% до 50,5 млрд. рублей, валовая прибыль за отчетный период упала на 4,05 млрд. рублей и составила 2,26 млрд. рублей. В сухом остатке КАМАЗ зафиксировал за январь-сентябрь 2,02 млрд. рублей чистого убытка против 1,52 млрд. рублей чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Сравнимый убыток в последний раз завод получил в 2011 году — тогда цифра со знаком минус достигла 2,7 млрд. рублей.

Нельзя не отметить, что удержать себестоимость под контролем КАМАЗу удалось на фоне тотальной девальвации и встречного процесса подорожания автокомпонентов. Руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отмечает, что ценники на часть комплектующих — в первую очередь российских, но также локализованных зарубежных и даже некоторых импортируемых — снизились. Однако подорожание иных компонентов составило от 30% до 60%. «Российский рынок за 9 месяцев упал на 62 процента, — напоминает Афанасьев. — Убыток в таких обстоятельствах неизбежен. Но нам удалось кардинально снизить себестоимость в агрессивных условиях. Это очень тяжело дается. За счет снижения коммерческих, управленческих расходов мы максимально сократили убыток, но компенсировать падение продаж невозможно. Для КАМАЗа примерная точка рентабельности в последние годы — это продажа 30 - 40 тысяч грузовиков в год. Сегодня при снижении себестоимости она смещается ближе к 30 тысячам, но по итогам года мы выйдем на 21,5 - 22 тысячи грузовиков. Плюс 7 тысяч продадим за рубеж».

Отметим, что коммерческие расходы компании сократились на 15,6%, управленческие — только на 1,4%. В этом отношении, видимо, сыграла роль полугодовая программа дополнительных работ, которые выручки не дают, но управленческих расходов требуют.

Напомним, что в сентябре совет директоров ПАО «КАМАЗ» заявил прогноз по 2015 году, согласно которому чистый убыток может достигнуть 3,59 млрд. рублей, а это еще минус 1,5 млрд. от текущего показателя. По словам Афанасьева, столь пессимистичный бизнес-план — это всего лишь перестраховка на случай нового обвала рубля. «Мы как ответственная компания предупредили наших инвесторов и акционеров о такой возможности, — говорит Афанасьев. — В прошлом году именно на четвертый квартал пришлись основные негативные явления в экономике, мы учли возможность повторения сценария. Фактически же у нас на четвертый квартал достаточно солидный объем заказов. Активно продается новый модельный ряд, который и стоит уже по-другому, и торгуется в новом для нас сегменте. Естественно, по нашим внутренним прогнозам, четвертый квартал будет лучше. С июня по сентябрь у нас продажи уже выросли на 13 процентов, в октябре выйдем примерно на тот же уровень. Где-то около 3 тысяч в месяц мы будем продавать на российском рынке. Если по итогам полугодия у нас падение продаж составляло 53 процента, то в сентябре — только 40 процентов. За тот же период общий рынок укрепился на 10 процентов, немного похуже, чем КАМАЗ. К концу года мы рассчитываем отбить еще где-то 5 процентов продаж в зависимости от ситуации».

Экспортные продажи, по расчетам КАМАЗа, по итогам года вырастут примерно на 1 тыс. грузовиков по сравнению с прошлым годом. Интересно, что казахстанский рынок, который до сих пор давал основной спрос на «КАМАЗы» за рубежом, сейчас падает вслед за российским, однако компании, по словам Афанасьева, удалось компенсировать потери за счет других рынков и все равно выйти в плюс.

«В ИТОГЕ ДЕВАЛЬВАЦИЯ СЫГРАЕТ КАМАЗУ НА РУКУ...»

Эксперты финансового рынка усилия КАМАЗа оценивают скорее положительно. Директор отдела финансового анализа BPS Consult Нарек Авакян, в частности, не считает, что перестраховочный бизнес-план компании реализуется и убытки вырастут в полтора раза. «Я думаю, убыток по году составит порядка 2,5 миллиарда рублей, — полагает Авакян. — Все факторы, которые можно было учесть, уже учтены. В 2014 году первые три квартала прошли относительно спокойно, только в четвертом рубль стал резко дешеветь. База с того периода оставалась низкой, и я не ожидаю каких-то новых серьезных факторов, которые могли бы сказаться на снижении выручки и значительном росте убытков. Зафиксированный спад на 3,5 миллиарда за год нельзя считать каким-то провалом, поскольку есть объективные факторы — это девальвация рубля. Не секрет, что часть комплектующих компания приобретает за рубежом, поэтому финансовый результат отрицательный. Но в итоге девальвация сыграет КАМАЗу на руку, поскольку продукция завода становится более конкурентоспособной, он увеличивает свою долю на рынке. Год назад доля КАМАЗа была 45 процентов, а сейчас уже больше 50 процентов. Снижение себестоимости производства — еще одна позитивная тенденция. Разумеется, нужна и некоторая господдержка, в первую очередь в виде госгарантий».

Профессиональные аудиторы тоже склонны видеть за общей ситуацией положительные предпосылки для автогиганта. Директор по аудиту компании «Аудэкс» Виктор Тимохин полагает, что КАМАЗ может улучшить свое экономическое состояние к концу года, политика компании, которая привела к снижению себестоимости производства, — тому свидетельство. «Другое дело, что двигаться дальше в этом направлении предприятию будет тяжело, сокращение расходов должно стать более вдумчивым, — считает Тимохин. — Кадровый состав надо сохранять, ведь любой кризис заканчивается... По нашим сведениям, компания потратила много времени и ресурсов на продвижение на экспортных рынках, зато заложила для себя большие перспективы. Поэтому я не ориентируюсь на прогнозируемые по году 3,6 миллиарда рублей убытка. Любой пытается соломинку подстелить, но для таких негативных показателей должно произойти что-то катастрофическое. Напротив, я думаю, что работа, проделанная менеджментом, даст свои плоды и четвертый квартал для КАМАЗа будет более успешным, чем первые 9 месяцев года».

Несколько иного мнения придерживается совладелец ООО «Региональная ТелеМедика», бывший главный бухгалтер КАМАЗа Евгений Гольдфайн. Падение с 1,5 млрд. рублей прибыли до 2 млрд. рублей убытка он считает слишком стремительным, чтобы относить его только на счет состояния рынка, затраты и девальвацию. Гольдфайн предполагает, что такой провал может быть обусловлен не вполне четкой прошлогодней отчетностью: «Не исключаю, что отчетность за 9 месяцев 2014 года могла быть законным способом несколько улучшена с тем, чтобы хорошо выглядеть перед Daimler. Ведь год назад у КАМАЗа была цель продать Daimler свои акции по хорошей цене. Когда эта цель отпала, какие-то накопившиеся бухгалтерские операции, не отраженные ранее или не оцененные правильно, могли быть представлены в нынешней отчетности. Это законно и нормально для крупных корпораций — всегда остается возможность для некоторых отклонений в сторону улучшения или ухудшения отчетности до тех пор, пока цели не меняются. Сейчас КАМАЗу нет нужды «накачивать» стоимость своих акций».

Что касается перспектив, то и совладелец ООО «Региональная ТелеМедика» оптимистичен в прогнозах. Четвертый квартал он видит в контексте оздоровления ситуации, рост убытков предполагает незначительным. «Был такой риск серьезного удорожания комплектующих иностранного производства, в том числе и от Daimler, но КАМАЗу удалось эту проблему минимизировать. Кроме того, резерв бережливого производства еще не исчерпан, компании надо продолжать двигаться в этом направлении».

В КОНЦЕ ГОДА НАЧИНАЕТСЯ МАССОВАЯ ЗАКУПКА СУБСИДИРУЕМОЙ ТЕХНИКИ

Все эксперты единогласно заявляют о необходимости дальнейшей плотной работы КАМАЗа с государством. «КАМАЗ может реально уменьшить присутствие иномарок на наших дорогах и увеличить свой спрос, отрабатывая федеральные проекты по транспортной безопасности страны, снижению логистических издержек в себестоимости отечественных товаров, — уверен Гольдфайн. — Но этот процесс должен быть подкреплен налоговыми льготами в пользу потребителей. Будут льготы — потребитель начнет отказываться от китайской или европейской продукции».

Напомним, что в этом году, в отличие от 2014-го, прямой поддержки автопроизводителей госзаказами не было. Их место заняла стимулирующая продажи политика, которая, по мнению Афанасьева, тоже спасла ситуацию. Если новых проектов, связанных с господдержкой, в этом году для КАМАЗа уже не предвидится, то действующие программы — в частности, льготного лизинга и субсидирования муниципальных закупок техники — только развернутся в полную силу. «К концу года доходят бюджетные деньги до конечных потребителей, они начинают платить за технику, — напоминает Афанасьев. — Поэтому в первом квартале со стороны тех же муниципалитетов практически никаких закупок нет, во втором — начинаются, к концу года идет массовая закупка».

Руководитель пресс-службы также сравнил текущее состояние автогиганта с обстоятельствами прошлого кризиса. «Когда люди видят 2 миллиарда убытка, все начинают хвататься за голову, как будто жизнь остановилась. Но у нас в 2009 году убыток был больше 3 миллиардов, хотя российский рынок в тот период чувствовал себя даже лучше».

Еще одним показательным фактом опубликованной отчетности стал баланс процентных поступлений и выплат. Выплаты по процентам для КАМАЗа выросли на 695 млн. рублей до 1,62 млрд. рублей, а отрицательное сальдо процентных поступлений и расходов увеличилось в 2,6 раза до 929 млн. рублей. Из отчета следует, что погоду в этом отношении сделали долгосрочные займы, которые «потяжелели» сразу на 8,39 млрд. рублей до 20,48 млрд. рублей. В целом кредитный портфель увеличился на 36% — с 23,2 млрд. рублей на 30 сентября 2014 года до 31,6 млрд. рублей на 30 сентября 2015 года.

«У нас есть график погашения платежей по кредитам и займам. На определенные месяцы приходится вал расчетов, в том числе с поставщиками, — поясняет Афанасьев. — Что касается долгосрочных займов, то речь тут идет о наших облигациях, которые мы размещаем для финансирования нашей инвестиционной программы модернизации производства. Не далее как 30 сентября мы погасили облигации БО-03 на 2 миллиарда рублей и на 104,7 миллиона рублей выплатили купонный доход. Никаких проблем с погашением займов мы не испытываем, все идет по плану. Хотя с показанным убытком здесь прямой зависимости нет, в глобальном отношении выплаты влияют на показатели, ведь мы расплачиваемся за модернизацию. Мы же закупаем огромное количество нового оборудования. У нас новый цех сварки, на двигательном производстве идут серьезные преобразования, на автомобильном заводе, на литейке модернизируются печи. Это огромные траты, которые тоже ложатся в финансовую отчетность».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.10.2015 18:49

    Сергей! Сколько в процентном выражении составляют на КАМАЗе управленческие и коммерческие расходы?

    • Анонимно
      16.10.2015 19:03

      то тайна сия велика есть

    • Анонимно
      16.10.2015 19:28

      Скоро в отчете КАМАЗовском будет две графы: управленческие расходы (перелеты топов из Москвы в Челны) и зарплата топов.

    • Анонимно
      19.10.2015 08:17

      а бухбаланс скачать с сайта и посмотреть не судьба?

  • Анонимно
    16.10.2015 19:02

    Мы в тебя верим Сергей Анатольевич, спасибо за Ваш труд!

    • Анонимно
      17.10.2015 07:05

      А вот мы не верим! Кинь в реальную экономику и месяц не протянет- привык на подсосе жить

      • Анонимно
        19.10.2015 08:17

        а он в вымышленной экономике живет и работает что ли?)

  • Анонимно
    16.10.2015 19:03

    «Татспиртпром» на фоне инфляции проиндексировал зарплату сотрудников, увеличив ее на 30 %. Зато на КАМАЗе руководители среднего звена ( депутаты) задекларировали свои заработные платы- 3,3; 3,4, 12 мл. и. т.д. Из этого складываются убытки.

  • Анонимно
    16.10.2015 20:10

    При коммунистах и Бехе камаз выпускал 150 тысяч и камазы были дефицит и сейчас они в хороших руках еще работают!

    • Анонимно
      16.10.2015 22:45

      С июня 1979 года по декабрь 1999 года выпущено 1500000 автомобилей. В среднем 75000 автомобилей в год.

    • Анонимно
      16.10.2015 22:53

      Тогда сканий и вольво ге было. Полупланоыая экономика

    • Анонимно
      19.10.2015 08:28

      КАМАЗ никогда не выпускал 150тыщ автомобилей в год. Это была проектная мощность его, но СССР распался раньше, чем завод вышел на эти показатели.Да и не корректно сравнивать с этими показалателями. КАМАЗ то может и произведет 150тыщ грузовиков при надобности, но отечественный рынок грузовиков меньше. Если представить идеальную ситуацию, то произведи КАМАЗ 150тыщ и займи 100% рынка, то все равно бы остались не распроданные КАМАЗы. Проблема не завода, а внешних факторов - рынка, распада страны итд.Вот были бы "комсомольские стройки", то продажи бы взлетели до небес.

  • Анонимно
    16.10.2015 20:41

    Бюджет спасает Камаз каждый раз хотя он и частный давно.

  • Анонимно
    16.10.2015 21:06

    http://www.business-gazeta.ru/article/143332/

  • Анонимно
    16.10.2015 21:10

    Все таки командовать КАМАЗом труднее чем администрацией Зеленодольска. Слабоват Когогин, честно надо признать.

  • Анонимно
    16.10.2015 22:01

    Сам ты слабоват теоретик! , если бы не Сергей Камаз бы был как Уральский завод - даже в прошлые хорошие года у них ничего хорошего!

  • Анонимно
    16.10.2015 22:06

    Не надо паниковать. Последние высказывания Когогина указывают на то, что он осознал свои управленческие ошибки и идет верным курсом. Есть определенная уверенность, что все на КАМАЗе войдет в нормальный ритм. А основная ошибка была такой: предприятие готовили к продаже и это повлекло соответствующие последствия в виде недофинансирования основных фондов и отсутствия реальной стратегии развития. Осознание того, что продажа КАМАЗа не является актуальной, привело к смене приоритетов - КАМАЗ будет развиваться в рамках общего промышленного развития России.

    • Анонимно
      17.10.2015 18:04

      Ну продать свои акции дорого, как хотели, не удалось. Сидеть теперь до пенсии на КАМАЗе....работать хочешь не хочешь, а надо.

  • Анонимно
    16.10.2015 22:09

    Они уже отказываются от детской футбольной школы

  • Анонимно
    16.10.2015 22:24

    Слабоват ты который в жизни ничего не смог сделать, а не он!

  • Анонимно
    16.10.2015 22:28

    На словах без булдырабыз, а по факту булдырдык полный) узнаю РТ)))

  • Анонимно
    16.10.2015 23:53

    Вот это больше похоже на правду. А то беспилотный Камаз а в салоне душ и индукционная плита. Показуху устраивают.

  • Анонимно
    17.10.2015 01:42

    Эх, КАМАЗ. КАМАЗа уже нет. Был недавно на конвейере, там висят движки,комплектация двигателя: генератор Венгрия, электронный блок управления бош, коробка зф импортная. Челнинский двигатель камминз, на нем только блок цилиндров наш, а остальное Китай, США.... Закупают белорусские станки, так там стойка сименс, привода сименс, вот и импортозамещение. Начальников как говна, хоз работы за станками - экономия нехилая для КАМАЗа.

  • Анонимно
    17.10.2015 08:03

    Делают откровенно говоря не машины а г..вно,а стоит как нормальная машина , поэтому кроме наших никто и не берет.

    • Анонимно
      17.10.2015 10:11

      и наши берут только потому что заставляют- армия да госы типа газпрома

  • Анонимно
    17.10.2015 08:10

    КАМАЗ это прошлое и держится он на плаву благодаря огромным бюджетным вливаниям и заказам газовиков,нефтяников,МЧС,МВД.

  • Анонимно
    17.10.2015 10:11

    очередное разочарование...

  • Анонимно
    17.10.2015 15:35

    Раньше носились с ISO 9001, теперь с бережливым производством. Показуха и только. Хоть все заборы заклеить сертификатами.

  • Анонимно
    17.10.2015 16:41

    Каждый руководитель на КАМАЗе хочет поиметь много денег (независимо это оклад, или откат), о чем только СМИ сообщили ( на одной из "дочек" пресечена деятельность ОПГ.....").Каждый рвет сколько может и как может. Поэтому КАМАЗ никогда не выберется из ямы. И каждый кто пишет всякие "оды восхваляющие" из этих.

  • Анонимно
    17.10.2015 17:19

    Я не понял еще не давно в Б.О. была статья о успехах Камазах и выручках-)))) и Камазовцы били себя в грудь-))).

    • Анонимно
      19.10.2015 08:45

      Это вопрос к БО - у них каждый день прямо противоположные материалы выходят, а про камаз так и вовсе по нескольку в день, где уж тут быть последовательным?

  • Анонимно
    17.10.2015 17:38

    На КАМАЗе всегда так - всем всегда доказывать - они пуп Земли, но иногда правда спускаются с небес и говорят, что на дне.

  • Анонимно
    17.10.2015 17:41

    Молодцы камазовцы, слепо и туп.. идут вперед на благо.... вот кого? Они то знают на благо кого...

  • Анонимно
    17.10.2015 18:57

    Бюджет России, бюджет Татарстана .... где то хоть заложили средства на содержание КАМАЗа и его держателей акций?

  • Анонимно
    18.10.2015 07:24

    Почему он до сих пор у руля?!В депутаты!

  • Анонимно
    18.10.2015 15:27

    Судя по всему, с приходом на КамАз Когогина, завод уверенно идёт ко дну, несмотря на гос.дотации. Это не в Зеленодольске и не в министерстве экономики-бюджетом рулить. Здесь производство, мозги и желание работать надо иметь.

  • Анонимно
    19.10.2015 08:57

    Ох и полно же умников, которым больше заняться нечем, кроме как в коментах быть крутыми экономистами, политиками, автопроизводителями и прочими спецами. На деле-то управлять не вам, и отвечать за людей, за их зарплаты и судьбы тоже не вам. Вы уж сидите за своими компами, да ведите свои уютные бложики, зачем в серьёзную прессу лезть со своими смешными комментариями? Серьёзные люди решают серьёзные проблемы, а у Камаза, как у большого предприятия этих проблем огромное количество. Без советов тех, для кого самый огромный трабл - за кредит заплатить ипотеку, можно обойтись запросто.

    • Анонимно
      19.10.2015 18:17

      не совсем правильно рассуждаете. Умниками - это должны быть наши топы. А так кланово - дружеское предприятие.

      • Анонимно
        20.10.2015 09:11

        То есть правильно рассуждать как вы? В стиле теории заговоров?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль