Маркетинг, СМИ и реклама 
26.10.2015

«Я считаю, что это упущение министерства, тем более Никифоров – выходец из Татарстана...»

Деятели культуры написали челобитную Рустаму Минниханову: минкомсвязи РФ не признало татароязычные издания социально значимыми

Список из 650 социально значимых СМИ страны опубликовало в конце прошлой недели минкомсвязи РФ. В перечень, попадание в который дает льготы на подписные тарифы в 2016 году, вошли лишь 4 издания из Татарстана — и ни одного на татарском языке, хотя есть газеты на башкирском, бурятском, мордовском, ненецком, якутском и иврите. Эксперты «БИЗНЕС Online» видят в сложившейся ситуации вину самих представителей татарских медиа.

Экспертный совет при федеральном ведомстве продлил срок заявок еще на месяц
Экспертный совет при федеральном ведомстве продлил срок заявок еще на месяц

ШОК — ЭТО ПО-НАШЕМУ

«Нас шокировало то, что в этот перечень не попало ни одно национальное издание Татарстана, — говорится в письме президенту Татарстана Рустаму Минниханову от общественности, возмущенной тем, что федеральное ведомство не признало ни одно издание на татарском языке социально значимым. — Татарстан является единственной республикой, где статья 14 Конституции гарантирует сохранение татарского языка, татарских газет, журналов и книг в том числе в других областях и краях, где работают национально-культурные автономии татар».

Авторы письма просят президента направить в минкомсвязи письмо со списком СМИ, которые требуется включить в перечень социально значимых. В письме указаны 14 изданий, например, газета «Ватаным Татарстан», журналы «Сабантуй», «Казан Утлары», «Салават Купере». Под письмом стоят подписи народных писателей и поэтов Татарстана, лауреатов премии им. Тукая Равиля Файзуллина, Гарая Рахима, Вахита Имамова, главных редакторов журналов «Сабантуй» — Айдара Гимадеева, «Ялкын» — Юлдуз Миннуллиной, «Идел» — Радика Сабирова и др.

По условиям минсвязи РФ, издания, попавшие в список, получат дополнительную скидку в 15% во время декады подписчиков. Для того чтобы попасть в перечень, нужно существовать на рынке пять или больше лет, не нарушать закон о СМИ в течение двух лет, заниматься проектами для детей и подростков. При этом около двух третей объема материалов должны составлять материалы на общественно-политическую, научную, образовательную, экономическую и культурную тематику. Также СМИ должно публиковать материалы с пропагандой здорового образа жизни, о национальной и религиозной толерантности. В критериях социальной ориентированности есть довольно расплывчатый критерий популярности, который измеряется по подписной истории или высокому тиражу в рознице. Если эти условия соблюдены, издание может подать заявку на попадание в список.

Судя по предварительному списку изданий из Татарстана, это смогли сделать всего четыре СМИ — это «Республика Татарстан», журнал «Татарстан», «Нижнекамская правда» и «Казанские ведомости», все они издаются на русском языке. Однако из-за того, что многие издания не отправили заявку или отправили неправильный список документов, экспертный совет при федеральном ведомстве продлил срок заявок еще на месяц.

Нажмите, чтобы загрузить документ
Нажмите, чтобы загрузить документ

«Я НЕ ВИЖУ ОСОБОЙ ПОЛЬЗЫ ОТ ЭТОГО СПИСКА»

Никакого политического подтекста здесь нет, а то, что в списке нет СМИ на татарском языке — вина главных редакторов, считает руководитель газеты «Казанские ведомости» и член экспертного совета по региональным печатным СМИ Венера Якупова: «Они, скорее всего, не подали заявки. Никаких других причин, я думаю, нет. Министерство связи РФ повесило на сайте предложение давным-давно».

Она также рассказала «БИЗНЕС Online», что рассылку с предложением подать заявку на социальную ориентированность минкомсвязи России сделало еще в начале года. Все, что требовалось от изданий, — заполнить критерии и отправить документы в министерство. «Наше издание опоздало, но с опозданием попало в этот список. Дело здесь в том, что большинство редакторов проигнорировало это предложение».

В «Безнен гэжит» («Наша газета») рассказали, что сознательно не подали заявку, так как нужно соблюсти около 20 условий, а они невыполнимые для газеты

«Мы, как члены экспертного совета, посмотрели список и задали вопрос: почему, например, не попал «Ватаным Татарстан»? Мне ответили, что не знают. Здесь речь идет об активности руководителей СМИ. В этот список попадают не по предпочтениям, а по активности, если они хотят иметь статус и скидку во время подписной кампании, надо было вовремя заполнить бумаги, — продолжает Якупова. — Руководители СМИ невнимательно отнеслись, может быть, не поняли, в чем смысл предложения. То, что СМИ не попало в список, — это ответственность главного редактора».

При этом главный редактор частного издания «Безнен гэжит» («Наша газета») Ильфат Файзрахманов рассказал, что сознательно не стал подавать заявку в этот список и неудомевает по поводу того, как некоторые издания могли там оказаться: «Для того, чтобы попасть в этот список, нужно соблюсти около 20 условий, они невыполнимые для нас — мы освещаем эти темы, которые прописаны в критериях, но не так часто. Поэтому решили не подавать заявку, думали, что все равно не пройдем. Сейчас я смотрю этот список — здесь есть газета «АиФ. На даче». Что это за издание, оно точно социально значимое?»

По условиям минсвязи РФ, издания, попавшие в список социально значимых СМИ, получат дополнительную скидку в 15% во время декады подписчиков

Политические версии того, что в списке нет изданий на татарском языке, Файзрахманов даже не обсуждает. По его мнению, чтобы попасть в список, нужно было подать заявку, а большинство татароязычных редакций этого попросту не сделало. «К тому же, я не вижу особой пользы от этого списка, — добавил он. — Там дается 15-процентная скидка изданиям во время подписной кампании. Мы ежегодно участвуем в декаде подписчиков и совместно с почтой снижаем цену, но от этого столько проблем, все это не организовано. Когда «Татарстан почтасы» существовал отдельно, все было хорошо. Цены тогда были ниже, а «Татарстан почтасы» работал прибыльно. Как только они вошли в состав почты России, прибыль исчезла и в работе перестал быть порядок».

«У ТАТАР ВСЕГДА БЫЛИ ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ»

С тем, что большинство руководители местных СМИ апатичны, согласен журналист и общественный деятель Римзиль Валеев. По его мнению, многие издания ждут помощи от государства, они не готовы узнавать о конкурсах и заявляться на них. «Коллеги часто дремлют, а потом обижаются», — резюмировал он. Правда, тут есть и общее нигилистическое отношение к национальной культуре, добавляет Валеев. «Накопление национальных проблем начинается именно с этого. Сначала гнобят национальное образование, СМИ, а потом удивляются, откуда появляется недовольство у людей», — считает наш собеседник.

a615bf44ae4a3e0156f32767a0074218_L.jpg
В исполкоме всемирного конгресса татар считают, что в отсутствии в списке татароязычных СМИ виноваты минкомсвязи страны и лично министр Николай Никифоров (фото: government.ru)

«В целом в Татарстане есть социально значимые СМИ, и они не могут зарабатывать деньги самостоятельно. Одним из критериев на включение в данный список является популярность издания. Но я именно его и подвергаю сомнению, — считает Валеев. — Если СМИ популярно, у него большой тираж, есть рекламодатель, оно почти самодостаточно, они еще и помощь получают — это ненормально. Таких изданий достаточно в списке. А если взять, к примеру, детские издания, необходимость в которых тоже присутствует, им помощь больше необходима. Воспитание и просвещение пользуются государственной поддержкой во всем мире».

Однако председатель исполкома всемирного конгресса татар Ренат Закиров считает, что в отсутствии в списке татароязычных СМИ виноваты минкомсвязи страны и лично министр Николай Никифоров: «Подобное отношение — это нонсенс, и непонятно, чем это обусловлено. Надо пересмотреть, может, просто работники ведомства не сориентировались». Закиров уверен: «У татар всегда были популярные издания, выходившие огромными тиражами в свое время: «Азат хатын», сегодняшний «Сююмбике», «Татарстан яшьлэре» и так далее. У каждого из них свой круг читателей, своя проблематика. Сейчас рассуждать о популярности не стоит. Сегодняшние тиражи — это не показатель, потому что слишком много проблем, которые наслаиваются на жизнь национальных изданий».

При этом национальные СМИ совершенно не смогут обеспечить себя. «Я считаю, что это упущение министерства, тем более Никифоров — выходец из Татарстана, из нашей среды, он-то уже должен знать, что означает национальная пресса для нашей республики, для татарского народа», — считает Закиров.

Между тем у татарских СМИ, в том числе и руководителей изданий, написавших возмущенное письмо президенту РТ, есть еще месяц, чтобы исправить ситуацию и уже по итогам предъявлять, справедливые или нет претензии к федеральным чиновникам.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (48) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.10.2015 08:17

    Читать потому что нечего в ваших изданиях. И никто не подписывается. А как такое может быть социально значимым?

  • Анонимно
    26.10.2015 08:22

    Представляю сколько сейчас будет нытья о необходимости господдержки татароязычным сми.

  • Анонимно
    26.10.2015 08:27

    сми, которые никто никогда не читает, если правде в глаза смотреть. только лес переводят. в принципе газетную отрасль надо прекращать. успешный проект БО тому подтверждение. есть все и для всех. надо просто сделать ещё и на татарском.

  • Анонимно
    26.10.2015 08:31

    Почему за счет моих отчислений в госбюджет должны поддерживаться татарские издания?! При доле татарского населения 54% и действительно их заинтересованности в приобретении данных изданий, эта периодика должна быть самоокупаемой. А поддержка Республики в сохранении татарского языка должна проявляться и проявляется в проведении культурных мероприятий и обучении татарскому языку в школах.

  • Анонимно
    26.10.2015 08:36

    Ох... Вот бы в школах ещё отменили принудительную подписку библиотек на татарские журналы. Сколько денег в трубу вылетает, это ужас просто. Уж деньги не жалеют государственные, хотя б деревья пожалели, бумаги сколько переводится...

    • Анонимно
      26.10.2015 09:08

      Немного осталось, скоро народ совсем читать разучится, одичает и разбежится по дремучим лесам.

  • Анонимно
    26.10.2015 08:38

    Цитата: Под письмом стоят подписи народных писателей и поэтов Татарстана, лауреатов премии Г. Тукая Равиля Файзуллина, Гарая Рахима, Вахита Имамова, главные редактора журналов «Сабантуй» Айдар Гимадеев, «Ялкын» Юлдуз Миннуллина, «Идел» Радик Сабиров и др.Тут, в БО часто пишут в комментариях: "мы с вами братья на век", а на деле ни одной не татарской фамилии нет. Слова..., одни слова.

    • Анонимно
      26.10.2015 22:04

      Про братьев." В перечень, попадание в который дает льготы на подписные тарифы в 2016 году, вошли лишь 4 издания из Татарстана — и ни одного на татарском языке..."Вы об этом?

  • Анонимно
    26.10.2015 08:47

    Согласен, если принудительную подписку гос. учреждений отменить, то они сами себя читать будут. И ещё пытаются что-то говорить о социальной значимости!

  • Анонимно
    26.10.2015 09:04

    Интересно будет услышать комментарии от Татмедиа. Это ведомство меняет и назначает редакторов, диктует обязательное содержание, распоряжается деньгами, которые редакции получают от государства и рекламными средствами. Имея огромный аппарат и связи "наверху", - они обязаны лоббировать интересы татарской прессы. Иначе не понимаю, для чего они вообще нужны?

    • Анонимно
      26.10.2015 09:20

      Что характерно, года 2 назад примерно те же подписи (Валеевы, Закиров и т.д.) стояли под обращением к Минниханову с просьбой восстановить агентство "Татмедиа", когда его наконец-то ликвидировали, видимо за полной бесполезностью.

  • Анонимно
    26.10.2015 09:07

    Лучше бы подумали о качестве татарских газет и журналов. Это же примитив сплошной. Шэхри Казан совсем пожелтела, газету ВКТ ниикто не выписывает и т п. Раньше Казан утлары, Сююмбика тоже были интересными. Надо соответствовать времени, а не искать причины в других.

  • Анонимно
    26.10.2015 09:12

    Татарские сми читаются по республике. Во всех деревнях, почтовые ящики набиты ими, когда приходит почтальон. Вообще, учите национальный язык в школе, ничего кроме этэч, сарык сказать не можете..

    • Анонимно
      26.10.2015 09:30

      "Вообще, учите национальный язык в школе, ничего кроме этэч, сарык сказать не можете"Ну так вы, для этого хотя бы учебники нормальные создайте, а не ту дурость по которой учатся сейчас дети в наших школах.. За это подобие учебников авторов надо всех званий (не известно как им доставшимся) лишать.. Это и не учебники вовсе, а набор упражнений для домашнего приготовления - ни одного правила в "учебнике", Если вы русских собираетесь обучить татарскому и они этого хотят, то что-нибудь сделайте для этого, вместо того, чтобы стихи на татарском заставлять придумывать в 3 классе (как мы придумывали вчера), когда они элементарных построений предложения не понимают и ни одного нормального пособия, ни одного нормального переводчика, ни одного нормального учебника. Где вся эта академическая камарилья местная? Статейки про то как России жить нужно пишет?

      • Анонимно
        26.10.2015 14:39

        Согласен. У дочки 1 класс татарский язык 4 раза в неделю. В учебнике Ералаш.С пятого на десятое - видимо составители придумали инноваСионную методику..

    • Анонимно
      26.10.2015 16:16

      А зачем нам русским нужен татарский язык?

      • Анонимно
        26.10.2015 18:05

        50\50 проблема не в том, зачем нужен? Проблема титульная нация не знает его. Плюс Татарстан мнит себя Сингапуром и т.п., а тут нужен английский....

      • Анонимно
        27.10.2015 01:10

        Татары стали русскоязычными из-за хорошего советского образования. Теперь образование разрушено, нам, татарам, русский язык тоже не нужен. Отменим русский татарам, русским татарский. И все будут счастливы и довольны. Будем учить английский и немецкий. Что касается татарских изданий, все правильно. Там читать нечего, хотя очень хочется читать на родном языке. Пусть борются за читательскую копейку, спасибо Никифорову, может, наконец, появятся татарские газеты с достойным для чтения содержанием.Не сомневаюсь в этом.

        • starr
          27.10.2015 12:38

          >>нам, татарам, русский язык тоже не нуженЗачем так самих себя обманывать? В России без русского языка никуда - в том числе и в субъектах. А с родным языком вы дальше родной деревни никуда не подадитесь.Даже комментарий этот пишете на русском языке, потому что знаете, что так его поймет большинство читателей. Пишите и разговаривайте только на родном языке - сразу узнаете реальную востребованность языка, а не ту, которую сами себе придумали.

  • Анонимно
    26.10.2015 09:22

    Ищите корреспондентов за границей, если сами выучить не можете! Первая претензия журфаку. Или где учатся журналисты, пишущие по татарски.

  • Анонимно
    26.10.2015 09:28

    Шагиахметов сам татарский не знает и язык гнобит

  • Анонимно
    26.10.2015 09:32

    Выписывать сельчан заставляют или кто- то спонсирует по разнарядке, чтобы некачественные татарские СМИ совсем не загнулись.

  • Анонимно
    26.10.2015 09:36

    У Литвинова был хороший учебник.

    • Анонимно
      26.10.2015 10:01

      К сожалению, мы учим татарский по тем учебникам которые есть, а это - просто издевательство над здравым смыслом.. Да еще и на каждой странице упоминания про турецкий .. Такое впечатление, что учебники по татарскому языку для русскоязычных школ писали бывшие преподаватели татаро-турецкого лицея.. Абсолютная неадекватность.. Поэтому и знаний к концу школы нет никаких.. Хотя желание изучать татарский было изначально, но с каждым годом пропадает и ничего кроме раздражения не остается..

  • Анонимно
    26.10.2015 09:43

    "Безне? мирас" кул куйган, ? аны исемлекк? кертм?г?нн?р.

  • Анонимно
    26.10.2015 10:02

    Я против. Пусть ищут спонсоров.

  • Анонимно
    26.10.2015 10:12

    Кызганычка каршы, инициатив торкемнен бу такдиме, ин изге хэм яхшы нияттан булса да, уйланылмыйча, ашыгыбрак эшланган хэм безне матур яктан курсатми кебек. Элеге исемлек тозу турында инде жэен ук иглан ителеп, барлык тиешле талэплар РФ Элемта министрлыгы сайтында хэм махсуслашкан матбугат сайтларда (ГИПП, АРПП, Планета СМИ) бар иде. Икенчедан, ташлама 6 айга 1 тапкыр, "Язылу декадасы" вакытында гына бирела, э ул 15-25 октябрьда утте инде (хат язган мохаррирлар ул хакта белгандер?). Уз хаталарыбызны танып, халне тиз арада тозатасе хэм министрлыкка тиешле документларны юллыйсы урында, бу хатны язу Президентка элаклашу кебек кабул итела. Эле хаклы булсак, документ тапшырып та исемлекка кертудан баш тартсалар, бер хал иде. Лакин андый очрак турында хабарлар юк.

  • Анонимно
    26.10.2015 10:28

    А где журнал "Безне? мирас"?

  • Анонимно
    26.10.2015 12:08

    Разжирели на госденьгах - это же очевидно. А государство, поощряя это безделье и проматывание денег, подкладывает большую свинью под национальную именно татарскую культуру. Как воздух необходимо конкурентное (в полном смысле этого слова) распределение относительно небольших грантов, особенно для малого и среднего бизнеса в сфере национальной культуры. Нужно создавать диверсифицированную и широкую сетку предпринимателей, ориентированных на бизнес с национальным уклоном. Они смогут и произвести конкурентную продукцию и продать ее не только в библиотеки и иные учреждения культуры по госзаказу

    • Анонимно
      26.10.2015 12:44

      Поздно вы товарищ материализовались. Все распределители жиросодержащих веществ, которыми вы так хотите порулить, давно розданы.

  • OPEN
    26.10.2015 12:15

    Бизнес Онлайн никто не поддерживает и на дотациях не сидит.

  • Анонимно
    26.10.2015 12:59

    Много картофельных тем в татароязычных газетах. Чем не социальная тема? Однозначно социальная. Но пока собирали картошку и писали ей многостраничные оды, поезд льготной подписки ушел. Теперь подключили заслуженных, кто не о картошке пишет, а строчит о вечном. Ну, последние, конечно, в теме, могут в пределах дозволенного о московской политике порассуждать.

  • Анонимно
    26.10.2015 15:09

    Это не справедливо!!!! "Ватаным Татарстан", "Татарстан яшьляре" выписывают многие деревенские жители. И для них это единственный источник информации. Как эти издания могут быть не признаны социально значимыми???!

    • Анонимно
      26.10.2015 15:25

      Вот и пусть будут социально значимыми на местном уровне.. Или на республиканском..

    • Анонимно
      26.10.2015 16:18

      Если им нужен то пусть они и поддерживают!!!

  • Анонимно
    26.10.2015 16:33

    "Акчарлак", "Ирек майданы" айбат басмалар.Аларга Татмедиа да Никифоров та кирэк тугелдер.Чын матбугат бэйсез булырга тиеш.

  • Анонимно
    26.10.2015 17:57

    Учебники татарского языка - вредительство какое то! Предлагаю БО обсудить этот вопрос и выяснить, почему наши дети лучше знают английский, чем татарский.

    • Анонимно
      26.10.2015 18:08

      потому, что английский нужнее, это выход в мировое сообщество, а татарский дань культуре

  • Анонимно
    26.10.2015 18:12

    Работать надо лучше, а не РНМ отвлекать, привыкли к халяве и показухе. Удивительно результата даже здесь нет

  • Анонимно
    26.10.2015 18:33

    Я совсем запутался - а зачем Валеев в Татмедиа работает, если ему наплевать на татарские газеты. Речь ведь обо всех-и о частных газетах. А их собственники точно умеют считать деньги. Кто сегодня откажется от 15%?

  • Анонимно
    26.10.2015 19:51

    А разве в статье не про скидки почты для социально значимых СМИ ? Значит мы с вами могли б дешевле подписаться на газеты и журналы из данного списка. Хорошо , конечно,если интернет под рукой, но не во всех селах РТ и не только РТ есть возможность получать информацию таким образом. Что ж вы считаете пусть народ живет в информационном вакууме ? При текущих пенсиях и зарплатах и 300-400 р немаленькие деньги. Все это касается и русскоязычных СМИ . Давно вы сами покупали газету или журнал не развлекательного характера ?

  • Анонимно
    26.10.2015 20:28

    Что значит, "руководители сми апатичны"? Если бы они были апатичны, то подобных обращений не писали бы. Почему до них вовремя не довели актуальную информацию, вот в чем вопрос. Никто из редакторов не может и не должен висеть на сайте федерального министерства в ожидании, типа, а не напишут ли про скидки.

    • starr
      27.10.2015 12:44

      >>Почему до них вовремя не довели актуальную информациюДа потому что никто не обязан это делать! Информация на сайте министерства вывешена официально. Хотите ей воспользоваться - воспользуйтесь. И в тексте статьи написано, что многие СМИ об этом знали. Однако никто не захотел ничего делать. А вот жалобы после времени строчить - это да, это можно. Лишь бы кто-то другой был виноват, а не они сами.

  • Анонимно
    27.10.2015 20:39

    Нафиг они нужны эти издания? Из за одной запечной бабки где нибудь в селе ромашки? Хватит порождать иждивенческое отношение, пусть перейдут на самоокупаемость.

  • Анонимно
    27.10.2015 22:26

    Обучайте детей русскоязычных разговорному татарскому, тогда будет толк и газеты эти тогда покупать будут, а пока обязаловка по татарскому в детсадах и школе только отбивает всякое желание учёбы татарского, вот бы на что обратить внимание Р.Закирову из ВКТ, а не ныть.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль