Культура 
27.10.2015

Без булдырдык: случай на царской охоте по-татарски

В театре им. Камала поставили смелую пьесу Салавата Юзеева

В эти дни на малой сцене Камаловского театра можно понаблюдать за ярким образцом современной татарской драматургии — идут премьерные показы спектакля Рамиля Гараева «Улетные танцы» по пьесе Салавата Юзеева. Она о том, что свобода выбора есть даже у лакея. Корреспондент «БИЗНЕС Online» вглядывался на премьере в яркие образы, созданные актерами-камаловцами, и размышлял над тем, что «аульная аристократия» в сущности не имеет национальности.

«ВСЕ ВЫ ТАКИЕ, ИСКЛЮЧЕНИЙ Я НЕ ВИДЕЛ»

«А стоит вам оказаться с ними вдруг совсем рядом, за одним столом, глазки у вас становятся масляными, и вы — герои — становитесь такими жополизами, каких свет не видел. И все вы такие, исключений я не видел. И ты как все — лживый жополиз. Ну что, правильно я говорю?» — говорит опытный Атабай (Наиль Дунаев) своим молодым коллегам, распорядителям царской охоты в живописной местности.

Все действие спектакля режиссера Рамиля Гараева по пьесе Салавата Юзеева происходит на небольшом помосте, где прислуга устраивает диспуты о жизненной философии, тимбилдинговые пятиминутки или просто дурачится в ожидании очередного сеанса «кушать подано». Под ним — пропасть, которая подспудно привлекает каждого из героев, в его конце, на самом краю сцены, — шатер, куда периодически направляются, чаще с подносами в руках, Атабай, Руфин (Ильдус Габдрахманов) и Раян (Алмаз Гараев).

Что происходит в шатре, об этом мы можем только догадываться, его обитатели так и не появятся перед глазами публики, давая знать о себе только пьяным гулом и отдельными, редкими членораздельными репликами. Но ясно, что там идет пир горой. И пирует, ожидая «пьяной» охоты, та самая, страшно сказать, «аульная аристократия». Причем для того, чтобы стать жестким обличителем современных социальных нравов, драматургу Юзееву оказалось достаточно буквально мелочей — дать тем самым хозяевам из шатра татарские имена и отчества, плюс тонко намекнуть на их происхождение, в одной из сцен распорядители бегут за полотенцами, поскольку гости решили устроить борьбу на поясах. Ведь стоило этим политикам-чиновникам-бизнесменам-бандитам, неважно кому, дать абстрактные имена мистер Джон или господин Джеймс, даже Иван Иванович или Иван Никифорович, и пьеса бы так ярко и свежо не прозвучала со сцены татарского театра. Но Мирсагяд Ахметович, Алмаз Назипович, Марсель Миндубаевич, кажется, этот самый главный, Вагиз Агдамович и пр. не будут давать покоя зрителю все полтора часа, которые длится спектакль.

«ПРОЩЕ ВСЕГО УВИДЕТЬ В ПЬЕСЕ СОЦИАЛЬНУЮ САТИРУ»

При этом сами авторы всячески открещиваются от попытки «шить» им политику. «В своем спектакле я хотел подчеркнуть важность свершения человеком правильного выбора. У человека он всегда есть. Но порой к этой возможности мы относимся очень легкомысленно, не задумываясь над последствиями того или иного решения», — говорит режиссер Гараев. «Проще всего увидеть в пьесе социальную сатиру, доходящую местами до гротеска, — указывает завлит театра им. Камала Нияз Игламов. — Но отнюдь не социальная несправедливость увлекает автора, капризные и избалованные нувориши — просто фон, на котором, увы, существует жизнь человека в ситуации выбора: потерять свое я или обрести свободу».

Собственно ситуация выбора появляется у героев далеко не сразу. Поначалу они так соревнуются в желании услужить господам, что даже надевают фраки прямо с плечиками. И довольно убедительно поясничают на сцене, благо драматург и режиссер в этом смысле постарались на славу. Дополняет гротескности и фарсовости происходящему нарочито киношный саундтрек спектакля — от «Мимино» до «Крестного отца», от «9 1/2 недель» до «От заката до рассвета».

Все меняется с появлением героини, имени которой зрители так и не узнают. Она (запоминающаяся работа Айгуль Миннуллиной) приехала, чтобы станцевать перед разомлевшими «охотниками», которые за время действия пьесы подстрелят только человека, танец живота. И, очевидно, не должна была ограничиться этим. И неожиданно появление этой «то ли девушки, а то ли видения», внесшей сумятицу в дружный мужской коллектив лакеев, вдруг заставляет задуматься последних о таких категориях, как свобода и достоинство, о чем предлагал забыть ветеран «сферы услуг» Атабай еще при первом инструктаже.

Дальше будет и любовь («камаловцы» даже попробовали себя в роли воздушных гимнастов), и мучительный выбор, а та самая пропасть, над которой и расположилось местечко для VIP-пикников, сыграет у Юзеева роль «ружья, висящего на стене». Причем правильный моральный выбор сделают все герои, даже тот самый Атабай, особенно терзаемый сомнениями, отправится вслед за «племенем младым, незнакомым», а его часто произносимое, после каждой удачной смены блюд, «без булдырдык» приобретет особый смысл.

И все-таки, несмотря на гротескность и фарсовость происходящего, у этой истории мог быть и другой конец. Драматург, любящий и сочувствующий маленькому человеку, затюканному ежедневной необходимостью проявления чинопочитания, о котором и сочинил пьесу, нашел для него хоть и трагический, но выход из положения. Однако кажется, что ничто не мешало героине Миннуллиной даже после всех разговоров о вечном поправить прическу, вновь стать девушкой по вызову и отправиться в шатер к Марселю Миндубаевичу, где ее так ждали.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.10.2015 11:06

    Хаттэ, Карыйсым киля башлады.

  • Анонимно
    27.10.2015 11:15

    хэттэ билет алып кайттым) карарбыз кичен буген

  • Анонимно
    27.10.2015 11:20

    Как бы не рекламировали камаловский, но после обрезанного наполовину "Ричарда III" не пойду.

    • Анонимно
      27.10.2015 12:35

      После постоянной рекламы Камаловского туда не пойду.Навязывают-навязывают.Пока удач не было за последние несколько лет.

      • Анонимно
        27.10.2015 13:49

        не хотите - не идите, но за последние годы были очень удачные постановки, такие как Мулла, Мэхэббэт фм. В нынешнем сезоне премьера Галиябану собирает аншлаги, билетов даже на январь уже почти нет.

      • Анонимно
        27.10.2015 14:04

        А Вы вообще там были?

    • Анонимно
      27.10.2015 15:10

      сходите на Банкрот, думаю не пожалеете!

      • Анонимно
        27.10.2015 15:16

        Да вы что с ума сошли?!"Банкрот"-это кошмар просто

        • Анонимно
          27.10.2015 15:30

          А почему кошмар? Были недавно, нам понравилось. И был полный зал. А вам почему не нравится?

  • Анонимно
    27.10.2015 11:27

    Ильдус Габдрахманов - очень органичный актер. обязательно нужно посмотреть, и подача, кажется, интересная.

  • Анонимно
    27.10.2015 13:01

    Что то сатирическое, возможно даже с неким сарказмом на наши политические реалии.

  • Анонимно
    27.10.2015 14:32

    "Галиябану"-лучшее, что было за последние лет десять.Зритель изголодался по хорошей татарской пьесе.Не беру прошлый спектакль, нынешнему до того спектакля еще далеко, но даже несовершенная премьера "Галиябану" переплюнула визитную карточку "Голубая шаль".

    • Анонимно
      27.10.2015 15:07

      Категорически не согласна. Очень разочаровалась на Галиябану. Откровенно не рекомендую своим знакомым идти на нее. В этом году тихо исчез из репертуара спектакль Женщины 41, очень жаль, хорошая была постановка.

      • Анонимно
        27.10.2015 15:37

        "Женщины 41" был хороший спектакль."Галиябану" нам тоже не понравился, ждали большего.А если так уж смотреть-Камаловский как был всегда колхозно-совхозной тематикой, так им и остался

  • Анонимно
    27.10.2015 14:53

    Был ещё замечательный спектакль Перстень в постановке Лилии Ахметовой.

  • Анонимно
    27.10.2015 15:22

    Вот много пишут про ТЮЗ, а почему никто не поднимет вопрос о том, что главный режиссер Камал театра в начале этого сезона уволил неплохих перспективных актрис, своих учениц, с формулировкой за профнепригодность?! Если он сам их учил несколько лет, значит он видел в них потенциал и значит он увольнением хороших способных девочек расписался в собственной неспособности педагога?! Одна из актрис очень ярко дебютировала в спектакле "Ричард III" в главной роли и полюбилась зрителям, но ее почему-то уволили.Откуда такой беспредел?!

    • Анонимно
      27.10.2015 15:44

      Вспомните еще бедного Рамиля Тухватуллина,которого и Славутский уже уволил. И кино не снимает. Нигде себя не может найти, бедненький. Все кресло министра под себя примеряет, уже 10 лет

    • Анонимно
      27.10.2015 16:00

      Выходит не только в ТЮЗе беспредел!

    • Анонимно
      27.10.2015 16:10

      Актриса в роли Ричарда? Это что-то новенькое. Сами наверное пишут великие актрисы про себя.

    • Анонимно
      27.10.2015 17:54

      Не уволил, а сами не захотели остаться!

      • Анонимно
        27.10.2015 19:21

        Все знают какие игры происходят в Камала! И знают почему с девочками так поступили! Знают и бояться сказать, потому что если дать этому ход и придать огласке, то будет мерзко и некрасиво.Не хотят ставить под угрозу репутацию некоторых людей!

        • Анонимно
          27.10.2015 19:39

          Расскажите, нам интересно. Мы не знаем.

        • Анонимно
          27.10.2015 22:18

          да, расскажите. И мне интересно. Очень близок к "кухне" камаловского театра и ни о чем мерзком и некрасивом не слышал.

          • Анонимно
            27.10.2015 22:29

            Некоторые молодые актрисы вам могут поведать об этом!

            • Анонимно
              28.10.2015 11:01

              Я представляю, какое увлекательное произведение читателям Казани могут подарить эти молодые актрисы.

            • Анонимно
              28.10.2015 11:51

              Так поведайте, не стесняйтесь. Только от своего имени, девочки. Чтобы потом отвечать перед судом за клевету.

  • Анонимно
    27.10.2015 15:38

    А чем так выразительна Айгуль Минуллина? Так себе артистка, разве что родственница Туфана Минуллина.Есть много лучше нее!

    • Анонимно
      27.10.2015 21:29

      А причем тут родственные связи?! Она еще и жена Искандера Хайруллина. И что?! Они же за нее играть не будут! А в этом спектакле у нее хорошая роль, с которой она прекрасно справилась!

      • Анонимно
        27.10.2015 21:56

        Да бросьте вы!

        • Анонимно
          27.10.2015 22:07

          Это вы бросьте - молодая красивая актриса и совсем не бездарная, думаю, у нее очень хорошая перспектива

  • Анонимно
    27.10.2015 17:19

    Не знаю почему так въелись в театр Камала-это единственная сцена где режиссер ф Бекчинтаев с постоянством дает и молодым режиссерам совершенствоваться и ставить премьерные спектакли и даже им при этом помогает советами...почему все же началась\мышиная возня не довольствия -а потому что старый зритель привык к спектаклям о своей отчизне про любовь про деревню-а тут им вдавливают всякую иностранщицу секс наркоманию....и кстати и впрямь молодежь показывает класс и тем самым раскрывают более свой талант и в качестве режиссеров

  • Анонимно
    27.10.2015 18:08

    Извините,но театр уже идет много лет по наклонной! Менять срочно режиссера!И на такого чтобы был равен легендарному Марселю Салимжанову. Считаю,что при нем только театр шел вперед,а нынешний идет к деградации.Почему никто этого не видит,или просто не хотят видеть.Или все бояться перемен,всем видимо наплевать на будущее театра.Не увидел ни у одного молодого актера,творческого темперамента,на которого можно было смотреть и восхищаться. Вернуть в театр Рамиля Тухватуллина!Не верю,чтобы ему не нашлась роль в любом из спектаклей.Почему молчит старшее поколение,если бы не они,театр потерял бы свой авторитет давным-давно,который,к сожалению,уже исчезает.

    • Анонимно
      27.10.2015 18:36

      о, еще один тролль! кыш! с камала все в порядке, в отличии от того же качаловского или тюза! засланный вы наш

    • Анонимно
      27.10.2015 21:33

      Ооо, какие решительные все - тут менять, там менять! Что, есть на кого?! Вон, в ТЮЗе появился один, которого тоже больше года искали по всей России, и что - не справился ни с труппой, ни с репертуаром, при том что режиссер-то не бездарный, а как руководитель оказался нулем.

  • Анонимно
    27.10.2015 19:25

    Габдрахманов мега артист, достойный большой серьезной роли.А он все на вторых ролях.Разве он хуже Бариева? В том же "Банкроте" он бы лучше сыграл.Непонятно почему Радик Бариев столько играет, не выдающийся артист.

    • Анонимно
      27.10.2015 21:28

      Радик Бариев не только отличный актер, ну и хороший режиссер. 3 спектакля поставил на сцене этого театра. И.Абдрахманов тоже хорош,не надо их противопоставлять.Нет маленьких ролей, есть плохие актеры! А в последней постановке у него роль не маленькая была и актер справился.

      • Анонимно
        27.10.2015 22:52

        Бариев, Хайруллин, Габдрахманов - лучшие артисты в камаловском

  • Анонимно
    27.10.2015 19:26

    Если положа руку на сердце все гнеет с головы-а именно с политике самой Власти -вить им диктуют сейчас какие надо ставиь спектакли чтобы не в коем случае не политизировать Народ....раньше больше были темы о революции о вождей о Советском человеке и воине про Мусе Джалиля А Матросове и др-сейчас уже герои другие и поэтому и столько споров и не пониманий и тем более сейчас нищает все и сама жизнь деятельность общество и вот сейчас просто необходимы спектакли о жизни о семье дружбе и о личностей-вот недавно в своем концерте-смело осмеял саму Власть-что для него не похоже Народный артист Татарстана-САЛАВАТ-смело осмеял какого памятника еще нет в Татарстане...вот такие спектакли на злобу дня и необходимо в настоящее время народу и зрителям...мне кажеться

  • Анонимно
    27.10.2015 21:19

    Есть хорошие постановки для молодежи- Мэхэббэтт ФМ, серьезные - Хужа Насретдин,Ричард, на Меня зовут Красный сходим Алла бирсэ обязательно! И Салаватовский Хафалы уеннар тоже очень интересный. Они все разные, на то и интересные.Камаловцы постоянно радуют своих зрителей, и Ф.Бикчентаеву отдельное спасибо за то что дает молодым дорогу,и помогает, поддерживает.

    • Анонимно
      27.10.2015 21:59

      Ради Аллаха не ходите на "Меня зовут красный"-люди толпами уходят с этого спектакля.Мы просто из воспитания досидели, были на премьере потому что.Очень страшное потрясение-о чем?! Про что?! И главное зачем???!

      • Анонимно
        27.10.2015 22:13

        Толпами уходили недалекие люди. К сожалению у нас такой контингент колхозный, что им такой спектакль не понять. 23 числа ходил, сзади сидели как раз три такие тетки, точно с района. Начали что-то в этом духе, мол спектакль им не понять. Уходите, ради Аллаха, даже не приходите на спектакли. Для вас в камала в августе поет салават. Как в известном фильме, только перефразирую: "мне стыдно, что я тоже татарин".

      • Анонимно
        27.10.2015 22:21

        Мне вот интересно увидеть таких критиков в лицо! Вы хоть книгу то читали?? Видимо плохо смотрели спектакль, раз не поняли про что он. эхх, очень жаль наш народ.

  • Анонимно
    27.10.2015 21:49

    Что ж вы, любители театра Камала, безграмотные то какие! Бикчантаев правильно писать фамилию!!!! А то расхваливаете до истерии, а фамилию писать не научились.

  • Анонимно
    27.10.2015 23:08

    пришли с нового спектакля улетные танцы.Очень понравился спект! Конечно, это не будет долгоиграющей постановкой, и актуальность его - можно сказать, затухающая, но игра актеров оч понравилась, а воздушные номера впечатлили

  • Анонимно
    27.10.2015 23:57

    блин.читаю все это и просто не знаю что и думать.Если хвалят-плохо.Ругают- тоже плохо.Вам что надо то?Столько чуши и глупости понаписали.Вам самим не стыдно?Мне тоже интересно увидеть этих критиков!Такое ощущение что люди пишут от скуки и ради забавы!Какой театр не возьми-гнать режиссера.Кто то чей то родственник и т.д и т.п.Кто то Салимжанова вспомнил.Так Тинчурина надо было!Полный шандец!!!

  • Анонимно
    15.06.2017 15:19

    Сколько людей, столько и мнений. Уважаемые, посещайте мероприятия, которые Вам по душе и не будет столько разочарования , сколько вы тут понаписали))) Что бы то ни было актеры на сцене переживают маленькую жизнь , и каждый раз после спектакля у меня только один вопрос к ним:"ничек Сезнен йорэклэрегез шартламый?" (Как только Ваши сердца выдерживают?). Благодарю Вас, за переживания, за эмоций которые я получаю в каждом спектаклем. С уважением, Чулпан.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль