Общество 
8.11.2015

Эволюция: «арабская весна» и Татарстан

Число владеющих татарским языком за 8 лет сократилось в России на миллион человек

Почему так и не был осуществлен глобальный арабский проект, подразумевавший создание единой арабской нации на основе арабского национализма и панарабизма? В самом ли деле за многими историческими событиями в мире прячется коварная рука США? Как получилось, что в начале ХХ века татарское общество с точки зрения развития буржуазности и модернизации стало лидером мусульманского мира? Обо всем этом рассуждает член координационного совета всемирной ассамблеи тюркских народов, кандидат исторических наук Рафаэль Мухаметдинов.

«ПРОШЛА ЗИМА, НАСТАЛО ЛЕТО. СПАСИБО ПАРТИИ ЗА ЭТО!»

У нас, как правило, за многими историческими событиями в мире видят коварную руку США, а более конкретно — ЦРУ. Я не сторонник такой демонизации всесилия Запада. Это у нас осталось, как отрыжка совкового менталитета, когда советский человек говорил: «Прошла зима, настало лето. Спасибо партии за это!» Это привело к убеждению, что в мире все тотально под контролем и все происходит лишь по команде сверху. Это, по сути, обожествление власти, представление о ней как о Боге, который все видит.

Конечно, США наблюдают за политическими процессами, но они не создают эволюции исторического развития общества. Оно развивается по своим объективным историческим законам. США лишь стараются использовать в своих политических интересах некие социальные взрывы, которые происходят как итоги предшествовавшей длительной эволюции. А потому я предлагаю рассмотреть некоторые исторические события с точки зрения не поиска руки «вашингтонского обкома», а социальной эволюции.

В ТУРЦИИ ПОЯВИЛИСЬ ТЫСЯЧИ ПРЕДПРИЯТИЙ И СФОРМИРОВАЛСЯ СРЕДНИЙ КЛАСС

Из истории известно, что во всех полуфеодальных обществах религии играли роль государственных идеологий. Даже большевизм играл ту же роль государственной религии, так как СССР в социальном плане оставался все-таки полуфеодальным образованием. Некоторые государства под флагом религии создавали глобальные проекты: Турция — всемирный халифат, Россия — Третий Рим. В России после 1917 года Третий Рим был заменен на мировую большевистскую революцию. В Турции же отказались от глобального проекта, халифат был отменен, был взят курс на создание турецкой нации.

В европейском понимании (например, по Эрнесту Геллнеру) нация возникает при формировании буржуазного общества в индустриальную эпоху, ее социальным движителем является буржуазия (особенно мелкая и средняя) как социальный класс. Условиями возникновения нации являются также распространение всеобщей грамотности и наличие высокой национальной культуры (национальные университеты и национальный административный язык).

В Турции ислам был заменен идеологией национализма и системой светского национального образования. Так как в Турции буржуазии не было как широкого социального слоя (класса) вплоть до 70 - 80-х годов ХХ века, то занялись построением лишь надстроечной части нации, а именно «высокой» национальной культуры.

Как ни парадоксально, средний класс (мелкая и средняя буржуазия) в Турции начал формироваться лишь в среде мусульман во время реформ Тургута Озала. В провинциальных городах мусульманские общины устанавливали негласный добровольный налог для своих членов, который и был первоначальной инвестицией для организации какого-нибудь бизнеса. Дивиденды от доходов получали все члены общины. Таким образом, появились тысячи предприятий, сформировался средний класс, который и привел к власти партию Реджепа Эрдогана. Роль ислама здесь, на мой взгляд, заключалась в том, что он способствовал возникновению праведного бизнеса или, другими словами, широкого народного турецкого капитализма с человеческим лицом.

КАКИЕ-ТО ПОДСПУДНЫЕ ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИЙ ВСЕ ЖЕ ИДУТ

В арабском же мире до сего дня так и не сформировались индустриальное общество и буржуазия как класс. Даже сейчас, если отбросить добычу газа и нефти, совокупный валовый продукт 35-миллионной Испании больше, чем совокупный продукт 22 арабских стран с населением более 200 млн. человек.

Вследствие этого глобальный арабский проект, подразумевавший создание единой арабской нации на основе арабского национализма и панарабизма, так и не был осуществлен. Такие лидеры панарабизма, как Гамаль Насер, Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи, в свое время потерпели поражение.

Но какие-то подспудные процессы формирования наций все же идут, возможно, так называемая «арабская весна» была как раз внешним отражением этих процессов.

Неудача «арабской весны» состояла в том, что авторитарные режимы смогли повысить уровень образованности интеллигенции и молодежи, то есть создали лишь надстроечную часть в структуре создаваемой нации, но не создали ее базовой части, то есть широкого производства и самостоятельной буржуазии. Итогом был рост безработицы среди молодежи, и сама борьба оппозиции выразилась лишь в форме стихийного протеста, не более, потому что у оппозиции не было ни экономической, ни политической базы для вхождения во власть.

Думается, что неудача светских региональных арабских национализмов была в том, что они были простой калькой европейского национализма. А ведь восточный национализм должен был быть самобытным и расти из своих ментальных и мировоззренческих корней, связанных с исламской культурой.

Кстати, именно татарский национализм в начале ХХ века через джадидизм был тесно связан с исламской культурой и был самобытным явлением.

ЭЛИТАРНЫЙ АРАБСКИЙ ПРОЕКТ САУДИТОВ ПРОСТО ИСПОЛЬЗУЕТ «ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО» КАК ТАРАН ПРОТИВ ИРАНСКОГО ПРОЕКТА

Что касается роли религии в формировании нации, то еще в начале ХХ века Юсуф Акчура считал, что ислам должен видоизмениться с тем, чтобы допустить в своем лоне формирование наций. «Что касается этого видоизменения, то оно почти неизбежно: главная тенденция развития, которая просматривается в современной истории, — это тенденция развития рас (этносовприм. авт.). Религии как таковые постепенно теряют свое значение и силу. Религии все более и более переносят свою деятельность из общественной сферы в личную сферу жизни человека... Вследствие этого религии могут сохранить свое политическое и общественное значение, лишь объединяясь с этносами, помогая и даже служа им».

Таким образом, исходя из вышеуказанной тенденции, появился глобальный иранский проект, основанный на шиитском исламе, союзниками которого выступают алавиты Сирии во главе с Башаром Асадом и Хезболла в Ливане.

С другой стороны, есть арабский глобальный проект мусульман-суннитов Саудовской Аравии и монархий Персидского залива, движителем которого выступает богатая нефтяная элита этих стран. Сторонники же эгалитаризма и социальной справедливости из суннитской среды выдвинули свой глобальный проект под названием Всемирного Халифата или «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.). Создается впечатление, что элитарный арабский проект саудитов просто использует «Исламское государство» как таран против Иранского проекта.

После крушения биполярного мира появилась тенденция создания некоторыми государствами своих глобальных проектов. Все близкие по культурам и языкам государства и народы стараются войти в свой определенный глобальный проект. Примеры: Израильско-американский глобальный проект, Евросоюз, Китайско-Тихоокеанский проект, проект под названием «Русский мир», Арабский и Иранский проекты, Глобальный проект тюркских государств и народов под условными названиями «Тюркский мир» или «Тюркская цивилизация». У тех государств и наций, которые не создадут своих глобальных проектов или не вольются в какие-то уже созданные проекты, неизбежно возникнут проблемы. Ярким примером такой нации является украинская.

В РУСЛЕ ДЖАДИДИЗМА ВОЗНИКЛА СВОЕГО РОДА ТАТАРСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Если говорить об эволюции татарского общества и роли ислама в нем, то можно отметить следующее. Уже в начале ХХ века вплоть до 1917 года татарское общество с точки зрения развития буржуазности и модернизации было лидером мусульманского мира. Сформировалась национальная буржуазия, которая была тесно связана с народом своим меценатством в содержании мечетей и медресе, благотворительных обществ. Была поголовная грамотность, формировалась высокая культура в виде высших медресе, существовали политические партии и развитая пресса. Мусульманская махалля была прообразом института гражданского общества. В этот период жили и творили такие выдающиеся мыслители общемусульманского уровня, как Муса Бигиев, Зыя Камали, Ризаэтдин Фахретдинов, Галимджан Баруди. Такого общества не было тогда даже в Османской Турции, не говоря уже об арабском мире.

Переход от патриархальности и феодальных норм к буржуазному стилю и модернизации жизни проходил в рамках обновленческого движения, получившего название джадидизма.

В русле джадидизма возникла своего рода Татарская модель развития, которая содержала в себе три направления для достижения прогресса: исламизм (уважение религиозных традиций, реформа религиозного образования), тюркизм (тюркское национальное самосознание, ощущение единства всех тюрков, исследования по тюркской истории), модернизация (развитие буржуазных отношений, свободы женщин, социальный и экономический прогресс).

Можно сказать, что суть татарского джадидизма в идеолого-политическом плане сводилась к тому, что татарская элита пыталась создать гармоничный синтез ислама с национализмом и сопутствующей ему (национализму) модернизацией.

У ТАТАРСКОЙ НАЦИИ СЕЙЧАС СУЩЕСТВУЕТ ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ

На мой взгляд, ислам будет развиваться в татарском обществе лишь тогда, когда он будет удовлетворять его определенные общественные потребности. Например, у татарской нации сейчас существует проблема создания национальной высокой культуры, которая связана с сохранением татарского языка как государственного. Это большая проблема. По данным российских переписей 2002 и 2010 годов, число владеющих татарским языком сократилось на миллион человек. Если в подобной атмосфере мусульмане и Духовное управление объявят татарский язык языком ислама, откроют кафедры татарского языка во всех медресе, курсы татарского языка для детей и взрослых повсеместно (для этого при мечетях должны работать культурные центры), тогда нация будет считать ислам своим спасителем и авторитет религии резко возрастет. Это был бы синтез ислама с национальной идеей.

В сфере буржуазной модернизации перед нами стоит задача построения базиса нации, то есть создания широкого социального класса мелких и средних национальных (а не компрадорских) предпринимателей, тесно связанных с народом. Для этого можно воспользоваться опытом Турции, упомянутым мною ранее. Кстати, на селе уже есть прецеденты подобной модернизации. Например, есть деревни, где все земельные паи крестьян юридически находятся под контролем местной махалли и махалля одновременно может выступать также в роли кооператива в сельскохозяйственном производстве. Это что-то похожее на израильские кибуцы. Это можно назвать мусульманскими кибуцами. Молодежь не уезжает из таких сел, и они процветают благодаря спаенной мусульманской общине.

Рафаэль Мухаметдинов

Рафаэль Фардиевич Мухаметдинов — видный общественный деятель и ученый тюркского мира, первый председатель ассамблеи тюркских народов (в 1991 - 1993 годах).

Родился 4 мая 1947 года в городе Березовский Свердловской области. В 1974-м закончил турецкое отделение (филологию) восточного факультета Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета.

До 1981 года работал в качестве переводчика в индустрии туризма в Ленинграде. В 1981 - 2013 годах работал в системе АН Татарстана, был старшим научным сотрудником отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Марджани. Кандидат исторических наук, в 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Юсуф Акчура и Зия Гекалп: формирование идеологии тюркизма (70-е гг. XIX в. — 30-е гг. ХХ в.)».

Основное направление научной деятельности — исследование истории формирования идеологии татарского национализма и тюркизма (пантюркизма). Является автором трех монографий по этой тематике: «Зарождение и эволюция тюркизма» (Казань-1996), «Нация и революция (Трансформация национальной идеи в татарском обществе первой трети ХХ века)» (Казань-2000), «Идейно-политические течения в постсоветском Татарстане (1991 - 2006 гг.)», (Казань-2006). Ученым также опубликованы более сотни статей на татарском, русском, турецком и английском языках в отечественных и зарубежных изданиях.

Один из инициаторов создания в Татарстане общества культуры им. Марджани.

С 4 ноября 2007 года является членом координационного комитета всемирной ассамблеи тюркских народов. Принимал участие в работе многих международных конференций и политических форумов по проблемам тюркских народов, проводившихся в СНГ, Турции, США.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.11.2015 09:31

    Хорошая статья.

  • Bure
    8.11.2015 10:14

    В рамках Независимого государства можно решить многие проблемы стоящие перед татарским народом .Сейчас в Татарстане одна имитация в лучшем случае а в регионах рф где живут татары и этого нет . Кто виноват ?

    • Анонимно
      8.11.2015 11:19

      Границы этого Независимого государства?

      • Анонимно
        8.11.2015 14:19

        Дэшт-и-кыпчак :)
        Но если серьёзно, утерянного не вернуть. Граница - любой татарский населённый пункт. Сплошная территория не обязательна, она есть и поддерживается Россией.

        • Анонимно
          8.11.2015 15:52

          Дэшт-и-кыпчак :) Астане кланяться?

          • Анонимно
            8.11.2015 17:08

            Дорогой друг Казак! Ну корнечно клянается!Наши Отцы и Карт-Аталар всегда были вместе! Только слово кланается у Русских есть другой смысл,не как у наших народов!

            • Анонимно
              8.11.2015 19:01

              Всегда читаю с интересом ремарки Казака Поволжья. Но где вы здесь увидели его ремарку?

          • Анонимно
            8.11.2015 18:55

            Астана, это город Целиноград, если не ошибаюсь. Переименованный казахским словом Астана, буквально означающим "столица". Пусть комсомольцы ему кланяются. А нам не нужно никому кланяться кроме Всевышнего. Не было этого в наших предках и из себя тоже нужно вытравливать.

            • Анонимно
              12.11.2015 13:14

              До Целинограда уже был областной центр Акмолинск без всяких комсомольцев.

      • Bure
        8.11.2015 15:01

        Граница сейчас только сознание людей одни с пониманием того народы должны иметь равные права и другая большая часть с имперским мышлением где все "заточено" под одну национальность и религию . Будущее нам неизвестно и где пройдет реальная не виртуальная граница можно только гадать .

  • al-kazani
    8.11.2015 11:10

    Хорошая статья, есть интересные мысли. Не нравится только то, что наши учёные больше "теоретизируют" и не соотносят свои предложения с реальностью. /// Если в подобной атмосфере мусульмане и Духовное управление объявят татарский язык языком ислама, откроют кафедры татарского языка во всех медресе, повсеместно курсы татарского языка для детей и взрослых (для этого при мечетях должны работать культурные центры), тогда нация будет считать ислам своим спасителем, и авторитет религии резко возрастет. Это был бы синтез ислама с национальной идеей. ///Реальность такова, что даже существующие институты для преподавания татарского языка по сути не работают. Даже в татарских школах дети и учителя общаются между собой на русском, преподавание татарского в школах даёт практически нулевой эффект - если ребёнка не научили татарскому в семье, после многих лет его изучения в школе он двух слов связать не может. Вряд ли простое увеличение количества мест, где преподают татарский изменит ситуацию - нам нужны качественные изменения. В этом отношении турки с их системой турецких лицеев для нас отличный пример - свой язык в чужой стране они могут давать нашим детям куда лучше, чем мы своим - родной.

    • Анонимно
      9.11.2015 17:23

      Точно, у турков есть чему поучиться. Существующая система преподавания и обучения татарскому языку УБИВАЕТ интерес к языку даже у тех детей, которые на этом языке говорят в семьях. Нужно начинать с малого (большое придет потом), учить разговорному языку, пропагандировать разговорный язык через СМИ, искусство (театральное, кинематограф), а не вдалбливать знания посильные филологам высшей квалификации (это прямое вредительство, способ отвратить молодежь от языка и культуры). Нужно поддерживать современную татарскую эстраду, а не этих задрипаных "артистов" которых постоянно показывают по национальным каналам.

  • Анонимно
    8.11.2015 11:16

    Что бы сохранить нашу Татарскую нацию нужно правительству Татарстана подумать и изменить себя и не быть показушниками а заниматься делом во блага своей Татарской наций .

    • Анонимно
      8.11.2015 15:32

      Я думал о том, почему правительство РТ не делает ничего толкового в этом направлении, а если делает, то что-то нелепое. Мой вывод- то мышление, которое они получили в среде, в которой они выросли и сформировались, не позволяет им понять и осознать эти проблемы. Нет понимания - нет решения. Понимаете, этого для них нет, и они соответственно не могут решить то, чего их разум не видит. Отсюда эта неуклюжесть и отсутствие внятного поведения. Т.е. с моей точки зрения русский человек откуда-нибудь из Питера или Ебурга решит эти задачи для татарского народа лучше нашего правительства, если ему поставить целью решение этих задач.
      Хотя, может быть есть и другие, более грустные причины.

  • Анонимно
    8.11.2015 12:28

    "Конечно, США наблюдают за политическими процессами, но они не создают эволюцию исторического развития общества. Оно развивается по своим объективным историческим законам. США лишь стараются использовать в своих политических интересах некие социальные взрывы, которые происходят как итоги предшествовавшей длительной эволюции." -проблема курицы и яйца, бытья и сознания Англо-саксы пусть и не боги но всё держат под контролем и все войны ,сейчас локальные и терроризм их рук дело . А СВОИ МЕСТЕЧКОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ ,ВЫ РЕШАЕТЕ ЧЕРЕЗ ДОЛЛАР,ВОТ ВАШЕ МИРОВОЗРЕНИЕ.

    • Анонимно
      8.11.2015 13:48

      "...ВОТ ВАШЕ МИРОВОЗРЕНИЕ".08.11.2015 12:28Так у вас-то вообще никакого нет. На две строки цитаты выдали свой трюизм в две с половиной строки, да и то - капслоком. Что-нибудь содержательное явите нам, неразумным местечковым.

  • Анонимно
    8.11.2015 13:44

    очень разумный подход, ислам должен служить сохранению и процветанию татарской культуры и самосознания нации.

    • Анонимно
      8.11.2015 14:21

      Согласен. Татарский язык должен как раньше стать официальным языком Ислама на наших землях.

      • Анонимно
        8.11.2015 23:00

        Коран и на немецкий переведен... и на русский ( для понимания), но исполнение всегда по канону. Татарский - один из множества языков мусульман, и татар стало меньше на миллион - наверно откочевали в Европу, Америку, Австралию, Китай - иначе где же миллион? Или перепись врет? Поря смириться, что остатки с пятого на десятый говорят, а думают на русском -так как им говорит ЭХО Москвы и ВЕСТИ 24...

  • идущий
    8.11.2015 14:06

    Полностью соглашусь с последним тезисом относительно того, что исламские институты должны напрямую участвовать в деле сохранения этноязыкового и этнокультурного потенциала. Только тогда когда будет полностью претворена в жизнь идея "ислам для татар, а не татары для ислама" только тогда мы сможем спасти татарскую этнонацию. Только тогда сможем предотвратить размывание татарской этнонации то обрусением, то наоборот псевдоисламской "арабизацией". Пока же мы только вначале этого пути, получится это у татарского народа или нет, покажет лишь время.

  • Анонимно
    8.11.2015 15:07

    Вот наконец я прочитал достойную статью Рафаэля Фардиевича Мухетдинова. Могу подписаться под каждым пунктом его положений. Именно так должно быть! Именно к этому нас призывает Аллах!

  • Анонимно
    8.11.2015 16:11

    История татар доказывает, что все проблемы и драмы нации были результатом того, что религия (ислам) рассматривалась в качестве служанки нации (вроде, национальной надстройки, национального украшения, колора, частью ее культуры ("сбоку бантик"), а не ее основы. Ислам должен быть основой нации, ее экономики, банковской системы, бизнеса, культуры, образования, здравоохранения и т.д.). К сожалению, историк подходит к данному вопросу с секулярно-материалистических позиций, ставя "национальное" выше "духовного". По его мнению решение национального вопроса путем "нациолнализации религии" приведет к тому, что и "И волки будут сыты и овцы целы" (лишь бы овцы волкам служили). Джадидизм как раз был таким компромиссным вариантом (секулярного ислама (превратил ислам в "сбоку бантик"), а в результате положил начало разрушению релиии (атеизации нации). Надо вернуться к чистым истокам (не надо экспериментировать с религией и наступать на старые грабли, предлагая чуждые исламу модернизированные (а по-сути - разрушительные!) модели (типа, неоджадидизм или (как Рафаэль Хакимов) "евроислам"). А чистый источник расцвета нации, ее экономики, культуры, благосостояния, здравоохранения и т.д. (причем, любой нации) - изложена в Священном Коране и была продемонстрирована в Сунне Пророка Мухаммада (образе жизни Пророка и Его общества (уммы).А для этого историку нужно заглянуть в историю ислама, и, самое главное - верить в Аллаха и исповедовать ислам. А не быть в позиции "над исламом".

    • Анонимно
      8.11.2015 18:14

      Мне кажется, Мухаметдинов не ставит Ислам в подчиненную роль. Не надо додумывать за него. Он тонко подмечает замечательное выражение Ю.Акчура, что Религия с "общественной сферы должна переходить в личную сферу жизни человека". Именно так. Тут нет никакого противоречия Корану. А если личная сфера человека наполнена Исламом, то тут вектор жизни ясен.

  • Анонимно
    8.11.2015 16:11

    Почему то местные чиновники ,от малого до велика,по долге службы должны были развивать татарский язык,как государственный,ничего не делают,все молчат,и никому ненадо

  • Анонимно
    8.11.2015 16:27

    40 лет назад мои однокурсники студенты-узбеки с горечью рассуждали что через 50 лет все узбеки будут говорить на русском языке и узбекский язык исчезнет. История всё решила по своему. Хотелось бы читать эти замечательные статьи наших учёных в БО на татарском языке.

  • Анонимно
    8.11.2015 17:24

    Все течет и все меняется и нужно новое понимание Ислама.По сути Все термины Ислама проявляют свой смысл с русского языка. По сути Коран -это книга завета. И если раньше это все было одно учение, то нужно новое понимание основ библейских книг. По сути это нравственность, любовь и мудрость.Все сложное нужно свести к простому, к Бытию.Бытие то, что есть в жизни. Конечно в современном мире все прогрессивные люди пошли дальше и не стали догматиками.Не нужно путать веру в Бога, верой Богу. Когда веришь Богу- не будет никакого догматизма, появиться сила внутри и все сразу проясняется. Внешние ритуалы заменяются внутренним Видением жизни, мира. Бог или Аллах приходит к человеку и поселяется в нем.Рай и ад это две половинки души. Идея Рая Ада вне человека самый прибыльный проект всех времен и народов. Кто это понимает выходит за придуМАННУЮ картину мира. Аллах находиться ближе чем наша СОНная артерия.Пора просыпаться.

    • Анонимно
      8.11.2015 18:35

      Внимательно читайте Коран, там не сказано верьте в Бога лишь душой (внутри). Вы по-своему интерпретируете Слова Всевышнего. Там конкретно и ясно сказано - как верить в Него и + как Ему поклоняться, как жить по-божески.

  • Анонимно
    8.11.2015 17:27

    если каждый кафедральный сотрудник подготовит к печати одну сказку для детей на основе учебников английского или турецкого - народ и учителя получат сотни три готовых материалов в год. Если каждая кафедра попытается за год выдать аналог возрастного учебника как у англичан и турок - народ и учителя получат пятьдесят пособий в год - и так раз десять - тогда будет веселая ситуация: народ начнет оживать и понимать работу этих кафедр и выпускников этих педучилищ... не сложно, однако невозможно, поскольку конкретно!

  • Анонимно
    8.11.2015 18:14

    Умная статья,но реальность хуже.

    • Анонимно
      23.11.2015 10:38

      У автора каша в голове. Происхождение нации по автору связано с появлением социальной формацией - иначе зачем цитировать Геллнера? А где тогда этнос? По автору получается, что можно управлять процессами этногенеза. На самом деле такое происходит в реальной жизни,например, депортация чеченского народа, в ходе которой фактически был произведен генетический отбор наиболее жизнеспособной части (см. последнее интервью М.Эсамбаева) - пассионаризация чечен, что и объясняет новейшую историю Чечни, но при чем тут социальная формация и культура? У автора к сожалению эклектические представления об этногенезе, впрочем как и у большинства публичных деятелей. У нас уже целое поколение татарских ученых воспринимает Гумилева Л.Н. как икону, но не принимает его теорию этногенеза.Эта статья яркий тому пример.

  • Анонимно
    8.11.2015 20:19

    18.35.Богу нужно верить, а не в Бога. Лучше использовать для этого инструмент спасения-голову!

    • Анонимно
      9.11.2015 01:26

      20.19. Если у Вас есть голова, то надо верить, во-первых, что она (голова) есть, а затем верить в то, что она (голова) способна выражать мысли.

  • Анонимно
    8.11.2015 22:06

    И все же почему теряется татарский язык? Миллион- это очень много! Молодежный форум , кажется, старается, ВКТ тоже что- то делает. А говорящих на татарском катастрофически уменьшается. Ну почему?!

    • Анонимно
      11.11.2015 23:21

      Нужно внедрять татарский во все сферы жизни. Сейчас же он только на бытовом нужен, в остальных случаях(да и на бытовом тоже) можно обойтись и русским. С этим и нужно бороться

  • Анонимно
    8.11.2015 22:54

    татарский язык потерял миллион говорящих и думающих на этом языке. Это примерно каждый пятый человек татарский. Это плата за высокомерное пренебрежение к тем кто уходил из татар теряя язык, это старшие посмеивались, а теперь старших все мешьше ( уходят из жизни), но свое они сделали - небрежно отвадили миллион татар ... нации больше нет и не будет, поскольку без языка нет народа. Турки будут, саксонцы будут, китайцы будут, а татар уже нет! Миллион исчез в мгновение... наивная статья! Это как будто всех в рабство увели или война прошла по городам и селам! И это сделало старшее поколение татар само!

    • Анонимно
      9.11.2015 12:22

      Не паникуй! Настоящий татарин не паникует! Рафаэль Мухаметдинов показал пути преодоления этого. А примеры Елюзани, Шагырдана о чем говорят?

  • Анонимно
    9.11.2015 04:16

    "СССР в социальном плане оставался все-таки полуфеодальным образованием."дальше можно не читать

  • Анонимно
    10.11.2015 00:23

    Различные страны и народы проводили реформы языка, развивают свои мовы специально, искусственно. Почему мы этого не делаем, почему не учимся у других? Простой пример, в украинском, белорусском языках конфета это цукерка, почему бы нам не научиться и не создать такое простое и логичное слово как щикяркя вместо конфит. Может быть это будет интересно?

  • Анонимно
    10.11.2015 13:01

    Наконецто что то открытое и честное про татарские или исламские темы. Другие колумнисты только разводят и имитируют темы...

  • Анонимно
    12.11.2015 14:15

    \\Например, у татарской нации сейчас существует проблема создания национальной высокой культуры, которая связана с сохранением татарского языка как государственного\\ - Мне думается, тут автор не совсем точно и логично формулирует проблемы высокой культуры татарской нации. Современная татарская нация сформировалась на рубеже XIX-XX веков, тогда же и зародилась его высокая культура (новая литература, профессиональный театр, зачатки академической музыки, образовательные учреждения высшего уровня, массовые библиотеки и т.д.). Вообще, народ превращается в нацию только с появлением его высокой культуры. И если мы говорим о нем, как о нации, то это уже подразумевает наличие у него высокой культуры. Так что, высокая культура татар уже создана, поэтому правильнее будет говорить о его дальнейшем развитии. И вот тут нынче, к сожалению, наличествуют серьезные проблемы. Сегодня у татар есть Республика Татарстан, какая никакая-никакая государственность нашего народа. Так вот, высокая национальная культура является базовым институциональным элементом этой государственности. Ибо только при наличии государственности можно развивать высокую культуру народа: искусство театра, кино, оперы, балета, академической музыки, гуманитарные науки по татарскому языкознанию, литературе, истории татарского народа и т.д. И когда говорят, что никаких национальных республик не должно быть, а нужно переходить на принципы "национально-культурной автономии", у нас есть мощный аргумент против такой демагогии: у татарского народа есть высокая национальная культура с большой историей, которая может развиваться только на базе государственности, никакая культурная автономия с этим не справится. Но, к сожалению, в руководстве РТ не видно понимания серьезности этих проблем. Сегодня Татарский театр оперы и балета им. Джалиля не ставит татарских опер, Государственный симфонический оркестр не играет татарскую классическую музыку, никто серьезно не занимается национальной кинематографией. Ну и, конечно, основой высокой культуры народа является его национальное образование. Не будет национального образования на родном языке всех уровней (начальное-среднее-высшее), иссякнут истоки кадров тысячелетней литературы, национального языкознания, гуманитарных наук, театра, музыки и т.д. К сожалению, тут ситуация катастрофическая, если бы руководство РТ взялось решать эти проблемы, народ бы поддержал его с энтузиазмом. Высокую культуру народа невозможно сохранять и развивать на кухне, для этого нужна государственная основа.Талгат Бареев.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль