Машиностроение 
5.11.2015

Шпионские страсти на КАМАЗе: чертежи ценой в 270 млн. чуть не уплыли в Китай

По версии следствия, запчасти у СП ZF KAMA полтора года в сговоре с охраной крали члены подзабытого ныне ОПС «48-й комплекс» 

Подробности недавней резонансной спецоперации полиции и ФСБ стали известны «БИЗНЕС Online». Оперативники задержали группу челнинцев, которые с июля 2014 года вывозили с одного из СП КАМАЗа комплектующие, а потом, случайно похитив и чертежи, пытались продать за рубеж. За схемой стояла та же банда, члены которой некогда избили молотками в то время директора ЗМА Васила Каюмова. Между тем, по оценкам экспертов, Китай и Индия становятся все более серьезными конкурентами гаражных умельцев автограда.

СЛУЧАЙНАЯ КРАЖА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Первое скупое сообщение о том, что в результате совместной работы службы безопасности ПАО «КАМАЗ», УФСБ РФ по РТ и органов МВД по РТ пресечена деятельность преступной группы, совершавшей хищения в одной из дочерних компаний КАМАЗа, еще 16 октября распространила пресс-служба самого автогиганта. Однако раскрывать какие-либо подробности там отказались, переадресовав запрос в силовые структуры. В конце октября завесу тайны над операцией приоткрыло МВД по РТ, однако полностью картину «БИЗНЕС Online» удалось установить благодаря своим источникам в силовых структурах.

Как выяснилось, серией дерзких ограблений напомнили о себе члены ОПС «48-й комплекс». Жертвой стало ООО «ЦФ КАМА» — созданное в 2005 году СП КАМАЗа и немецкой ZF Friedrichshafen AG по производству трансмиссий и коробок передач. По версии следствия, в преступной схеме участвовали «несуны» — работники предприятия, которые с июля 2014 года вывозили с территории детали. Сначала — в тайниках служебных автомобилей, а затем — и в открытую, договорившись с охраной на КПП.

Дело спорилось, а объемы продаж были так велики, что для организации сбыта в Челнах было открыто аж три магазина. МВД по РТ сообщало, что доказанный ущерб составил всего 5 млн. рублей. Однако, по-видимому, это лишь стоимость изъятых запчастей. Чтобы установить окончательную сумму хищений, полицейские сейчас проводят бухгалтерскую ревизию.

В преступной схеме участвовали «несуны» — работники совместного предприятия, которые вывозили с территории детали
В преступной схеме участвовали «несуны» — работники совместного предприятия, которые вывозили с территории детали

Особый интерес к делу связан с тем, что помимо банального воровства материальных ценностей члены ОПС подозреваются в гораздо более интригующем преступлении — краже коммерческой тайны. По данным наших источников, сотрудники завода вместе с запчастями однажды прихватили три комплекта конструкторской и технологической документации. На ее основе СП производило коробки передач для автомобилей. Интересно, что стоимость этих разработок сами немцы оценивают в огромную сумму — 270 млн. рублей (МВД по РТ сообщает о 150 млн.).

Похоже, воры осознали ценность похищенного — по нашим сведениям, они занялись активными поисками крупного покупателя аж в Китае, что, впрочем, не помешало продать пиратскую копию бумаг одному из челнинских умельцев, который занимался нелегальным изготовлением комплектующих. Стоимость сделки оказалась чисто символической — 3 тыс. рублей. Предприниматель даже начал мастерить в гараже одну из деталей коробки передач, но бизнес накрыли сотрудники правоохранительных органов.

Преступники вынесли также конструкторскую и технологическую документацию. Стоимость этих разработок немцы оценивают в огромную сумму — 270 млн. рублей
Преступники вынесли также конструкторскую и технологическую документацию. Стоимость разработок немцы оценивают в огромную сумму — 270 млн. рублей

Продажа российско-немецкой технологии стала поводом для возбуждения отдельного уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 183 УК РФ («Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб»). За это им грозит 10 лет лишения свободы — ровно столько же, сколько за кражу самих запчастей. После возбуждения уголовного дела активные участники группировки вместе с выполнявшими их поручения рабочими завода были задержаны. Первоначально полиция сообщала о 7 задержанных, но затем их число расширилось.

«КТО-ТО ДОЛЖЕН СИГНАЛИЗИРОВАТЬ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЮ, ОТСЛЕДИТЬ ВСЕХ СЕРЫХ ПРОДАВЦОВ СЛОЖНО»

По данным экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», многие государства проявляют интерес к разработкам КАМАЗа, но о фактах коммерческого шпионажа до этого случая им не было известно, да и вряд ли предприятие будет их афишировать. «Традиционно камазовскими разработками интересуются Китай и Польша, — рассказал наш источник. — Польша делает много автокомпонентов для «КАМАЗа», которые идут на вторичный рынок. Если говорить о ближнем зарубежье, то это Украина».

Собеседник «БИЗНЕС Online» добавил, что вторичный рынок запчастей делится на цивилизованный и серый. «На легальном вторичном рынке реализуются автокомпоненты высокого качества, их чертежи утверждены зачастую через НТЦ КАМАЗа, — уточнил эксперт. — Серый же рынок — это копии запчастей непонятного качества, он, к сожалению, существует и вредит автопроизводителям, потому что в погоне за дешевизной кто-то предпочитает серые запчасти. Естественно, эти компоненты быстро выходят из строя, что сказывается на безопасности автомобиля».

С производителями серых КАМАЗ ведет беспощадную борьбу, но это все равно что пытаться препятствовать торговле наркотиками на улицах: пока есть спрос, будет предложение. «Профессиональный водитель «КАМАЗа», который сам обслуживает свой автомобиль, никогда не купит серую деталь — он понимает, что речь идет о собственной безопасности», — подчеркнул наш источник.

В числе основных игроков серого рынка называют прежде всего гаражных мастеров Набережных Челнов и других городов России, Индию и Китай. «Достаточно посмотреть любую выставку автокомпонентов, китайские компании с камазовскими запчастями всегда на них присутствуют, — заметил эксперт. — К примеру, на «Комтрансе», на MIMS — китайцы спокойно выкупают стенды, выставляют «свои камазовские» запчасти и торгуют ими. Чтобы такую торговлю пресечь, кто-то должен сигнализировать автопроизводителю, отследить всех серых продавцов достаточно сложно».

На основе похищенной документации СП производило коробки передач для автомобилей
На основе похищенной документации СП производило коробки передач для автомобилей

В интересе к разработкам КАМАЗа со стороны производителей автозапчастей, предпочитающих держаться в тени, не сомневается другой источник «БИЗНЕС Online». «Насколько теневой рынок производства запчастей для «КАМАЗа» большой, я оценить не возьмусь, но знаю, что он есть», — сообщил он нашей газете.

«Если это совсем новейшие разработки, то не исключу, что они были бы интересны и ведущим компаниям, — рассуждает собеседник издания. — Но только интересны они сами по себе. На самом деле не думаю, что кто-то из них решился бы на такую сделку, так как у них самих очень мощные инженерные службы. Поэтому, по моему видению, в первую очередь можно говорить об интересе азиатских производителей — на рынке есть немало запасных частей к «КАМАЗам» индийского или китайского производства, а также других стран».

Одно из самых влиятельных в Набережных Челнах ОПС «48-й комплекс» возникло в одноименном микрорайоне в 1997 году
Одно из самых влиятельных в автограде ОПС «48-й комплекс» возникло в одноименном микрорайоне в 1997 году

ВЫХОД НА СЦЕНУ ПОЗАБЫТОГО ОПС

Не менее любопытный аспект этого дела — выход из тени некогда одного из самых влиятельных в Набережных Челнах ОПС «48-й комплекс», которое возникло в одноименном 48-м микрорайоне автограда в 1997 году. Дело в том, что приговор 15 участникам этой группировки был вынесен Верховный судом РТ еще в 2008 году. Однако его создатель Рауль (Равиль Салимов) до сих пор находится в розыске.

Участники ОПС обвинялись в четырех убийствах, а также покушениях и вымогательствах и были признаны виновными во всех инкриминируемых им преступлениях, в том числе по ст. 210 УК РФ («Организация и участие в преступном сообществе»). Под контроль «сороквосьмовских» попали многие коммерческие структуры: ночные стоянки, продовольственные рынки, магазины. Тех, кто не хотел платить и вступал в конфликт, ждали серьезные проблемы. Так, бизнесмен Сергей Стрелецкий, не поделивший с братками один из рынков, был убит.

Разумеется, в сфере интересов группировки был и автомобильный бизнес. Не случайно в 2000 году «48-й комплекс» покушался на генерального директора завода микролитражных автомобилей, а ныне замгендиректора КМПО Васила Каюмова. Нападение на него было совершено в подъезде, несколько человек били его молотками по голове.

Аресты членов ОПС «48-й комплекс» начались в 2004 году после попытки вымогательства ими 7 млн. рублей у владельца автосервиса. Всем подсудимым, как и просило на прениях гособвинение, было назначено наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима: Рамилю Салимову (брату Рауля) — 15 лет, а остальным — от 7,5 до 23 лет.

После этого про ОПС «48-й комплекс» ничего не было слышно — вплоть до вышеописанного эпизода.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.11.2015 08:42

    Рынок серых запчастей Камаза огромен. В самих Челнах всего один магазин который торгует только оригинальными запчастями, но клиентов мало т.к. цены кусаются. А так везде продают или восстановленное или китайское барахло, которое реально может стоить большого числа человеческих жизней, особенно если это детали рулевого управления или тормозной системы.

    • Анонимно
      5.11.2015 10:05

      Правильно Сергей Майоров сказал. Профессиональный водитель не будет покупать серые детали. А те, кто хочет сэкономить на этом сам подкармливает серый рынок. Однако в итоге сами гробят свою технику. Как говориться, скупой платит дважды.

  • Анонимно
    5.11.2015 08:56

    По тексту статьи непонятно, при чем здесь ОПГ "48 комплекс"? В те времена запчастями не торговали только ленивые. Кто-то легально, а кто-то нет.

  • Анонимно
    5.11.2015 09:06

    Камазу нужно развивать отдел по информационной безопасности, чтоб наработки свои защищать от инсайдеров.

    • Анонимно
      5.11.2015 10:06

      Совместное предприятие имеет собственную службу безопасности, к Камазу они не относятся и не подчиняются.

      • Анонимно
        5.11.2015 10:16

        а у нас с иностранными партнёрами всегда сложно работать - они первым делом своим забугорным начальникам докладают и замять всё до последнего пытаются, пока совсем палёным не запахнет

  • Анонимно
    5.11.2015 09:36

    Однозначно, "дыры" в службе безопасности (служба охраны, информационная и экономическая безопасность) привели к этому. К тому же уровень зарплат побуждает людей идти на преступления.

    • Анонимно
      5.11.2015 10:11

      Нужно камазу взять на себя вопрос об охране и безопасности на СП. Вот что выходит когда безопасники не подчиняются заводу, а наняты со стороны.

  • Анонимно
    5.11.2015 10:05

    безопасники ЦФ недосмотрели. Если бы подчинялись камазовской службе безопасности, такого бы не было

  • Анонимно
    5.11.2015 10:13

    Опять охрана виновата. Что бы ни случилось, первыми охранников арестовывают, а чаще всего и только их. их проще всего виноватыми выставить. Чушь бездоказательную пишете, что охрана в открытую воровство допускала, не было этого.

  • Анонимно
    5.11.2015 10:14

    Просто специалистов по информационной безопасности нет (их единицы) и стоит такая безопасность дорого. У нас пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

  • Анонимно
    5.11.2015 10:24

    Из статьи следует, что камаз - это клондайк. Слава Когогину!

    • Анонимно
      5.11.2015 10:46

      из статьи много чего следует, всему верить не стоит. МВД не даёт комментариев по поводу причастности охраны к деятельности преступной группы, однако здесь об этом пишут как о доказанном факте.

  • Анонимно
    5.11.2015 10:51

    Китайцы не дремлют! Наверное, столько камазов уже по винтику разобрали, скопировали, а при сборке на выходе всё равно камаза не получается! русская загадка! вот и решили с чертежей начать.

  • Анонимно
    5.11.2015 10:53

    По идее доступ к полной документации должен быть у ограниченного количества сотрудников. Либо там такой бардак, что чертежи может кто угодно брать либо кто-то из допущенных сливает.

  • Анонимно
    5.11.2015 10:55

    А опг 48 взяла на себя ответственность в хищениях? или их для пикантности добавили к фигурантам? вроде раньше только про сотрудников завода писали?

  • Анонимно
    5.11.2015 11:28

    Тяжело на такие предприятия попасть, тут тебе не камаз, где возьму любого. Тут тебя спросят обо всем. Китайцам документацию можно не воровать, китайцы уже все измерили и сделали копии. У них тоже есть СП. Рабочие все равно ничего не получат, даже если перекрыть весь черный рынок.

    • Анонимно
      5.11.2015 11:50

      Вот на камаз как раз любого не возьмут, с судимостью очень трудно устроиться, особенно если судимость "профильная". а на этом предприятии, между прочим, почти половина сотрудников отсидели за разные нехорошести. так что туда, получается, набирали удобных людей.

    • Анонимно
      5.11.2015 11:59

      эх тяжело вам там на уркаине

  • Анонимно
    5.11.2015 12:31

    К сожалению КАМАЗ всегда привлекал криминальные структуры.Вспомните уже забытый "пожар" выведший из строя автозавод.Что касается этого случая, то он показывает, что в условиях капитализма понятия нажива и измена государству нередко совпадают.Неслучайно этим делом сейчас занялась ФСБ, организация более чем серьезная.

  • Анонимно
    5.11.2015 12:42

    Если б им удалось продать чертежи за рубеж - им бы надо было госпремию выписать.

  • Анонимно
    5.11.2015 14:58

    Стрелецкого в бизнесмены записали.Улыбнуло!

  • Анонимно
    5.11.2015 15:38

    /Китайцы не дремлют! Наверное, столько камазов уже по винтику разобрали, скопировали, а при сборке на выходе всё равно камаза не получается! русская загадка! вот и решили с чертежей начать./Точно, как в старом анекдоте: "После сборки у китайцев все равно получалось лучше и дешевле"...)))

  • Анонимно
    5.11.2015 16:29

    Китайцы просчитали данную статью. В ВСМ нп рубля не получите.

  • Анонимно
    5.11.2015 18:47

    Китайцы на много ушли вперед в техническом и не только... развитии, зачем им чертежи старья?

  • Анонимно
    5.11.2015 18:50

    Если они(китайцы) копии картин великих художников рисуют, мало какой эксперт различит, если они впереди планеты всей, как то не понятно с чертежами камазовскими.

  • Анонимно
    6.11.2015 07:01

    внимательно коробка 16с 151 зф выпуска 1993 года .кому понадобились чертежи от этого автохлама.

    • Анонимно
      13.11.2015 21:00

      Дутые цифры. Оценили в 150 млн, а даже за 3 штуки продать не могли! Кому это надо - только авторам статьи.

  • Анонимно
    7.11.2015 09:44

    Случайно похитили документацию - это как? Что, документы и чертежи разве вместе с деталями хранятся? Случайная кража коммерческой тайны? Не смешите!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль