Общество 
7.11.2015

Доклад Сергея Глазьева: «Возникает окно возможностей совершить «экономическое чудо»

Перестройка наоборот: госконтроль, дешевые кредиты и жесткая ответственность. Часть 3-я

Россия должна сменить модель встраивания страны в мировую экономику, иначе ее ждет поражение в гибридной войне с США. Провозглашая этот тезис в своем докладе, советник президента РФ Сергей Глазьев предлагает конкретные меры по формированию новой модели. В публикуемой «БИЗНЕС Online» третьей части нашумевшего документа экономист рассказывает, как создать суверенную систему кредитования, научиться стратегическому управлению экономики и совершить «модернизационный рывок», которого так боятся либералы.

Сергей Глазьев
Сергей Глазьев

«ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ СТАНОВИЛИСЬ НА ЭТОТ ПЕРИОД БАНКАМИ РАЗВИТИЯ»

Для обеспечения расширенного воспроизводства российская экономика нуждается в существенном повышении уровня монетизации, расширении кредита и мощности банковской системы. Необходимы экстренные меры по ее стабилизации, что требует увеличения предложения ликвидности и активизации роли ЦБ как кредитора последней инстанции. В отличие от экономик стран — эмитентов резервных валют основные проблемы в российской экономике вызваны не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала на износ вследствие острого недостатка кредитов и инвестиций.

Необходимый уровень денежного предложения для подъема инвестиционной и инновационной активности должен определяться спросом на деньги со стороны реального сектора экономики и государственных институтов развития при регулирующем значении ставки рефинансирования. Настоящее таргетирование инфляции невозможно без реализации других целей макроэкономической политики, включая обеспечение стабильного курса рубля, роста инвестиций, производства и занятости.

Эти цели могут ранжироваться по приоритетности и задаваться в форме ограничений, достигаясь за счет гибкого использования имеющихся в распоряжении государства инструментов регулирования денежно-кредитной и валютной сферы. В сложившихся условиях приоритет следует отдавать росту производства и инвестиций в рамках установленных ограничений по инфляции и обменному курсу рубля. При этом для удержания инфляции в установленных пределах необходима комплексная система мер по ценообразованию и ценовой политике, валютному и банковскому регулированию, развитию конкуренции.

Табл. 4. Повышение нормы накопления в периоды экономического рывка (нажмите, чтобы увеличить)
Табл. 4. Повышение нормы накопления в периоды экономического рывка Нажмите, чтобы увеличить

Как показывает мировой опыт, для реализации открывающихся возможностей подъема на новой волне роста нового технологического уклада требуется мощный инициирующий импульс обновления основного капитала, позволяющий сконцентрировать имеющиеся ресурсы на перспективных направлениях модернизации и развития экономики. Его организация предполагает повышение нормы накопления до 40% ВВП с концентрацией инвестиций на прорывных направлениях нового технологического уклада (табл. 4). Источником финансирования этих инвестиций в наших условиях, как и в большинстве других стран, совершавших скачки из отсталости и бедности на передовой уровень жизни и технического развития, может быть только целевая кредитная эмиссия, организуемая денежными властями в соответствии с централизованно устанавливаемыми приоритетами.

Для ее реализации можно воспользоваться опытом стран, успешно использовавших окно возможностей для технологического рывка — все они прибегали к политике финансового форсажа, увеличивая в разы объем кредитования инвестиций в перспективные направления экономического роста (табл. 5). Их центральные банки становились на этот период банками развития, эмитируя необходимое количество денег для реализации централизованно спланированных инвестиционных проектов и программ.

Табл. 5. Масштаб кредитования экономического рывка (нажмите, чтобы увеличить)

Табл. 5. Масштаб кредитования экономического рывка
Нажмите, чтобы увеличить

Как показывает международный опыт и оценки нынешнего состояния отечественного научно-производственного потенциала, необходимый для перехода на траекторию опережающего развития на основе нового технологического уклада инициирующий импульс требует двукратного повышения уровня инвестиционной активности. Единственно возможным при нынешнем состоянии российской экономики источником финансирования этого подъема является целевая денежная эмиссия. Последняя должна носить целенаправленный характер, исходя из объективно оцениваемой потребности в кредитах со стороны разных сфер хозяйственной деятельности и с учетом устанавливаемых государством приоритетов долгосрочного развития экономики.

Из теории экономического развития и практики развитых стран следует необходимость комплексного подхода к формированию денежного предложения в увязке с целями экономического развития и с опорой на внутренние источники денежной эмиссии. Важнейшим из них является механизм рефинансирования банков, замкнутый на кредитование реального сектора экономики и инвестиций в приоритетные направления развития. Это можно сделать путем использования хорошо известных и отработанных в практике развитых стран косвенных (рефинансирование под залог обязательств государства и платежеспособных предприятий) и прямых (софинансирование государственных программ, кредиты под госгарантии, фондирование институтов развития) способов денежной эмиссии. Не следует также исключать возможность направления денежной эмиссии на государственные нужды, как это делается в США, Японии, ЕС путем приобретения центральными банками государственных долговых обязательств (рис. 40).

Рис. 40. Денежная база доллара США, млрд долл., % (нажмите, чтобы увеличить)
Рис. 40. Денежная база доллара США, млрд. долларов, %
Нажмите, чтобы увеличить

Необходимо выравнивание условий деятельности российских предприятий по сравнению с иностранными конкурентами по стоимости финансовых ресурсов, срокам их предоставления, уровню рисков. Это требует снижения ставки рефинансирования, которая центральными банками многих ведущих стран устанавливается последние несколько лет на уровне ниже инфляции на долгосрочный период с целью стимулирования инвестиций и деловой активности для ускорения роста нового технологического уклада. При этом упор делается на формирование целевых длинных и сверхдлинных ресурсов (в США, Японии и Китае — до 30–40 лет) под обязательства государства, в том числе связанные с финансированием долгосрочных инвестиционных проектов, которые дополняются инструментами среднесрочного рефинансирования, что создает мощную основу длинных кредитных ресурсов в экономике. При этом денежно-кредитная политика увязывается с приоритетами научно-технической и промышленной политики, сочетание которых свидетельствует о формировании инструментария денежно- промышленной политики.

С учетом необходимости удвоения инвестиций для модернизации экономики Банку и правительству России необходимо увязывать монетарную политику с решением задач кредитования модернизации и роста экономики. В нынешних условиях это возможно только на основе внутренних источников монетизации за счет расширения долго- и среднесрочного рефинансирования коммерческих банков под обязательства производственных предприятий и уполномоченных органов государственного управления. Целесообразно также провести последовательное замещение иностранных заимствований контролируемых государством банков и корпораций внутренними источниками кредита.

Рис. 41а. Существующий механизм денежной эмиссии (нажмите, чтобы увеличить)

Рис. 41а. Существующий механизм денежной эмиссии
Нажмите, чтобы увеличить

Для формирования современной национальной кредитно-финансовой системы, адекватной задачам подъема инвестиционной активности в целях модернизации и развития российской экономики, ЦБ должен функционировать как институт развития, обеспечивающий кредитами как потребности частных предприятий в расширении и развитии производства, так и инвестиции на реализацию государственных программ, стратегических и индикативных планов (рис. 41а и 41б). Это может быть сделано путем многократного увеличения масштабов использования уже применяемых ЦБ специальных инструментов рефинансирования с расширением их состава и снижением процентных ставок в зависимости от целей кредитования. Целевая кредитная эмиссия может вестись по воспроизводственным контурам: оборонно-промышленного комплекса, государственных программ и институтов развития под нулевую процентную ставку (в связи с отсутствием риска благодаря бюджетному финансированию); строительного и агропромышленного комплексов под ставку не выше 2% (требуемых, исходя из оценки рисков невостребованности продукции); импортозамещения и пр. Банки и предприятия, участвующие в этой системе целевого рефинансирования, должны принимать на себя обязательства целевого использования денег для производства конкретных товаров и финансирования инвестиционных проектов в соответствии с индикативными планами, формируемыми совместно с государством в соответствии с установленными им стратегиями развития.

Это предполагает заключение системы хозяйственных договоров между предприятиями, банками и органами государственного управления, участвующими в системе целевого кредитования развития экономики.

Рис. 41б. Предлагаемая схема денежной эмиссии (нажмите, чтобы увеличить)

Рис. 41б. Предлагаемая схема денежной эмиссии
Нажмите, чтобы увеличить

Может быть принято и другое решение, запускающее параллельно существующей денежно-кредитной политике механизм целевого кредитования инвестиционной и инновационной активности посредством институтов развития, действующих в соответствии с государственными программами, стратегическими и индикативными планами. Для этого, по аналогии с немецким KFW, может быть создан специализированный государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд, призванный рефинансировать институты развития и коммерческие банки в необходимых объемах.

По сути, это означает создание параллельно действующей системе денежного обращения специального контура, ориентированного на достижение целей развития экономики. Наряду с обеспечением фонда кредитными ресурсами в необходимом объеме, который может достигнуть половины денежной базы, ЦБ должен будет следить за целевым использованием денег.

«ГОССТРУКТУРЫ ДОЛЖНЫ ТРАНСЛИРОВАТЬ ИМПУЛЬСЫ РОСТА В РЫНОЧНУЮ СРЕДУ»

Исходя из изложенного, предлагается следующий комплекс мер в сфере денежно-кредитной политики.

1. Настройка денежно-кредитной системы на цели развития и расширение возможностей кредитования реального сектора.

1.1. Законодательное включение в перечень целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России создание условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости. Переход к многоцелевой денежно-кредитной политике, предусматривающей одновременное достижение целей экономического роста, инфляции и увеличения инвестиций, а также системное управление процентными ставками, обменным курсом, валютной позицией банков, объемом денежной эмиссии по всем каналам и другими параметрами денежного обращения.

1.2. Переход к многоканальной системе рефинансирования банковской системы с проведением денежной эмиссии преимущественно для рефинансирования коммерческих банков под залог кредитных требований к производственным предприятиям, облигаций государства и институтов развития. При этом наряду с ныне действующим механизмом рефинансирования на цели пополнения ликвидности по ключевой ставке должны быть развернуты каналы целевого рефинансирования коммерческих банков под спрос производственных предприятий, ставка процента по которым не должна превышать среднюю норму прибыли в инвестиционном комплексе за вычетом банковской маржи (2–3%), а сроки предоставления кредитов должны соответствовать типичной длительности научно-производственного цикла в обрабатывающей промышленности (до 7 лет). Доступ к системе рефинансирования должен быть открыт для всех коммерческих банков на универсальных условиях, а также для банков развития на особых условиях, соответствующих профилю и целям их деятельности (в том числе с учетом ожидаемой окупаемости инвестиций в инфраструктуру — до 20— 30 лет под 1–2%).

Кроме того, предлагается развернуть специальные антикризисные целевые кредитные линии на восстановление деловой активности, расширение и модернизацию производства. Размещать такие кредиты коммерческие банки и институты развития должны на принципах целевого кредитования конкретных проектов, предусматривающих выделение денег исключительно на оплату установленных ими расходов без перечисления денег на счет заемщика.

1.3. Развернуть целевое кредитование производственных предприятий, сбыт продукции которых гарантирован экспортными контрактами, госзаказами, договорами с внутренними потребителями и торговыми сетями. Эти кредиты по ставке 2% должны рефинансироваться ЦБ под обязательства предприятий через подконтрольные государству банки с доведением до конечных заемщиков по ставке 4% на срок от 1 до 5 лет с жестким контролем за целевым использованием денег исключительно на производственные нужды. требуемый объем таких кредитов — не менее 3 трлн руб., включая 1,2 трлн руб. для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

1.4. Развернуть целевое финансирование одобренных государством инвестиционных проектов за счет кредитов ЦБ институтам развития по ставке 1% на 5–15 лет под облигации госкорпораций, правительства, субъектов Федерации, муниципалитетов, международных организаций. Объем — не менее 2 трлн руб.

1.5. Увеличить в 3 раза объем льготных кредитных линий на поддержку малого бизнеса, жилищного строительства, сельского хозяйства, рефинансируемых ЦБ через специализированные институты развития федерального и регионального уровня не более чем под 2% годовых, включая ипотеку.

1.6. Разработать и реализовать государственную программу импортозамещения в объеме не менее 3 трлн руб. ЦБ предоставить уполномоченным банкам целевую кредитную линию на эти цели до 1 трлн руб. Запретить импорт и лизинг за государственные средства (средства бюджета и средства госкомпаний) любой продукции, аналоги которой производятся в России, включая импорт самолетов, автомобилей, лекарственных препаратов, напитков, мебели и пр.

1.7. Обусловить низкопроцентное кредитование частного бизнеса его встречными обязательствами перед государством по производству определенной продукции (или оказанию услуг) в определенном объеме в определенные сроки по определенным ценам. Невыполнение обязательств должно вести к образованию долга перед государством в размере стоимости непроизведенной продукции.

1.8. В целях обеспечения стабильных условий кредитования запретить коммерческим банкам пересматривать условия кредитных соглашений в одностороннем порядке.

1.9. Изменить стандарты оценки стоимости залогов, используя средневзвешенные рыночные цены среднесрочного периода и ограничить применение маржинальных требований. В том числе предусмотреть отказ от маржинальных требований к заемщикам со стороны Банка России и банков с государственным участием.

1.10. Многократно увеличить капитал институтов развития путем эмиссии их долгосрочных облигаций, выкупаемых Банком России и включаемых в его ломбардный список.

1.11. Создать государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд по образцу немецкого KFW с его рефинансированием за счет Резервного фонда правительства и выкупа облигаций Банком России в соответствии с государственной инвестиционной программой.

1.12. Открыть кредитную линию ЦБ на рефинансирование через ВэБ корпораций и банков, сталкивающихся с прекращением внешнего кредита по причине санкций на тех же условиях, что и замещаемые иностранные займы. Ее объем может составить до 5 трлн руб. 1.13. Многократно увеличить финансирование институтов лизинга отечественной техники путем целевого рефинансирования ЦБ под 0,5% годовых с маржой этих институтов не более 1%.

1.14. Ограничить заимствования контролируемых государством корпораций за рубежом; постепенно заместить инвалютные займы контролируемых государством компаний рублевыми кредитами государственных коммерческих банков за счет их целевого рефинансирования со стороны Центрального банка под соответствующий процент.

1.15. Кардинально расширить ломбардный список Центрального банка, включив в него векселя и облигации платежеспособных предприятий, работающих в приоритетных направлениях, институтов развития, гарантии федерального правительства, субъектов Федерации и муниципалитетов.

1.16. Во избежание стимулирования вывоза капитала и валютных спекуляций прием иностранных ценных бумаг и иностранных активов российских банков в качестве обеспечения ломбардных и иных кредитов ЦБ следует прекратить.

2. Стабилизация работы банковской системы.

Необходимо принять следующие меры по устранению угроз дестабилизации банковской системы, возникающих в связи с цепочкой банкротств лишаемых лицензий коммерческих банков.

2.1. Предпринять срочные меры по поддержанию текущей ликвидности банков: снижение отчислений в Фонд обязательных резервов; увеличение возможностей кредитования банков под залог «нерыночных активов»; расширение разнообразия таких активов. При необходимости устанавливать понижающие коэффициенты при расчете величины активов, взвешенных с учетом рисков для российских предприятий, имеющих рейтинги российских рейтинговых агентств. Обеспечить прозрачность и автоматизм механизмов оказания финансовой помощи.

2.2. Отложить внедрение в России стандартов Базеля-3 на 2–3 года — до восстановления объемов кредитования реального сектора экономики на докризисном уровне первой половины 2008 г. Скорректировать стандарты Базеля-3 с целью устранения искусственных ограничений инвестиционной деятельности. В рамках Базеля-2 расчет кредитного риска вести на основе внутренних рейтингов банков взамен рейтингов международных агентств, несостоятельность и непрофессионализм которых проявились в ходе финансового кризиса 2007–2008 гг. 3. Создание необходимых условий для увеличения мощности российской финансовой системы.

3.1. Постепенно перейти на использование рублей в международных расчетах по торговым сделкам государственных корпораций, провести последовательное замещение их инвалютных займов рублевыми кредитами государственных коммерческих банков с предоставлением соответствующего фондирования со стороны ЦБ.

3.2. Номинирование котировок обменного курса в привязке к рублю, а не к доллару и евро, как это происходит в настоящее время. Установление заранее объявляемых границ колебаний курса рубля, поддерживаемых длительное время. При угрозе выхода за пределы этих границ неожиданное для спекулянтов проведение единовременного изменения курса с установлением новых границ в целях избежания провоцирования лавинообразного бегства капитала и валютных спекуляций против рубля, а также обеспечения мгновенной стабилизации его курса.

3.3. В целях предотвращения перетока эмитируемых для рефинансирования производственной деятельности и инвестиций денег на финансовый и валютный рынок необходимо обеспечить целевое использование таких кредитов посредством соответствующих норм банковского надзора. Ограничить валютную позицию коммерческих банков, прибегающих к рефинансированию ЦБ.

3.4. Для сдерживания финансовых спекуляций следует расширить систему регулирования финансового рычага, включив в нее небанковские компании.

3.5. Постепенный переход на использование рублей для оплаты внешнеторговых операций.

При формировании денежной политики Банку России следует проводить оценку макроэкономических последствий эмиссии рублей по различным каналам: для рефинансирования коммерческих банков под обязательства производственных предприятий, под облигации государства и институтов развития, под замещение инвалютных кредитов, под приобретение иностранной валюты в валютный резерв, под внешний спрос на рубли для кредитования внешнеторгового оборота, капитальных операций и формирования рублевых резервов иностранных государств и банков. Методологическое обеспечение этой работы, включая построение имитационных экономико-математических моделей денежного обращения, могла бы взять на себя РАН в сотрудничестве с исследовательским подразделением Банка России.

Организация целевого долгосрочного дешевого кредитования реального сектора требует соответствующих государственных программ, устанавливающих перспективные направления роста и модернизации производства. В том числе каналы долгосрочного дешевого кредита должны выстраиваться через контролируемые государством банки под индикативные планы роста инвестиций и производства в оборонно-промышленном, агропромышленном и строительном комплексах, под программы импортозамещения и развития инфраструктуры, экспортные контракты, спрос на кредиты со стороны малого и среднего бизнеса.

Увязывание индикативных планов роста производства и инвестиций, с одной стороны, масштабов и цены их кредитования, с другой стороны, может проводиться посредством договорной кампании в форматах частно-государственного партнерства в рамках создаваемой системы стратегического планирования.

Государственные структуры должны составить основу этой системы, транслируя импульсы роста в рыночную среду. Интеграция этих задач в единую систему мер возможна только на уровне главы государства, при котором в этих целях могут быть созданы комитеты по стратегическому планированию, научно-техническому развитию, антимонопольному регулированию (рис. 42).

Рис. 42. Предлагаемая схема органов стратегического управления при президенте России (нажмите, чтобы увеличить)

Рис. 42. Предлагаемая схема органов стратегического управления при президенте России
Нажмите, чтобы увеличить

КАК СФОРМИРОВАТЬ СИСТЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ

Нынешнее состояние российской экономики и ее перспективы тесно связаны с состоянием мировой экономики, находящейся в процессе перехода к новому технологическому и мирохозяйственному укладу. Выход из кризиса мировой экономики связан со «штормом» нововведений, прокладывающих дорогу становлению новых технологий. Нынешний системный кризис закончится через 3–5 лет с перетоком оставшегося после коллапса финансовых пузырей капитала в производства нового технологического уклада. Именно в подобные периоды глобальных технологических сдвигов возникает «окно» возможностей для отстающих стран вырваться вперед и совершить «экономическое чудо».

В предыдущем разделе охарактеризована схема организации целевого кредитования роста инвестиций и производства. Она должна стать рабочим механизмом реализации стратегических и индикативных планов модернизации и развития экономики на основе опережающего развития нового технологического уклада.

Необходимая для успешной модернизации стратегия развития заключается в опережающем становлении базисных производств нового технологического уклада и скорейшем выводе российской экономики на связанную с ним новую длинную волну роста. Для этого необходима концентрация ресурсов в создание ядра нового технологического уклада и достижение синергетического эффекта формирования кластеров новых производств, что предполагает согласованность макроэкономической политики с приоритетами долгосрочного технико-экономического развития.

Для осуществления такой политики необходимо создание системы стратегического управления, способной выявлять перспективные направления экономического роста, направлять деятельность государственных институтов развития и инструментов экономического регулирования на их реализацию. Она включает в себя: прогнозирование научно-технического прогресса, стратегическое планирование, выбор приоритетных направлений наращивания научно-технического потенциала, их реализацию посредством принятия и бюджетирования целевых программ и индикативных планов, внедрение методов контроля и механизмов ответственности за достижение запланированных результатов. С учетом ключевого значения государственных банков, корпораций, институтов развития необходимо принимать среднесрочные планы деятельности госсектора, сбалансированные по производственным, инвестиционным и финансовым параметрам. Документы социально-экономического, отраслевого и территориального стратегического планирования должны составлять единый комплекс и разрабатываться на общей методологической основе.

Для организации и обеспечения системы стратегического управления нужен государственный комитет по стратегическому планированию при президенте России.

Ключевую роль в модернизации и развитии экономики на основе нового технологического уклада играет резкое повышение инновационной активности. В современной экономике на долю НтП приходится до 90% от совокупного вклада всех факторов прироста ВВП. С учетом критического значения и высокой неопределенности результатов научных исследований государство принимает на себя функции интеллектуально-информационного центра регулирования и стратегического планирования развития экономики, поддержания соответствующей научно-технологической среды, включающей в себя развитую базу фундаментальных знаний и поисковых исследований, институты прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, систему стимулирования освоения и распространения новых технологий. Во всех странах мира последовательно увеличивается финансирование НИОКР, доля которого в ВВП достигает 4%, что втрое превышает наукоемкость российской экономики (рис. 43).

Рис. 43. Внутренние затраты на исследования и разработки в России и странах ОЭСР, % к ВВП (нажмите, чтобы увеличить)

Рис. 43. Внутренние затраты на исследования и разработки в России и странах ОЭСР, % к ВВП
Нажмите, чтобы увеличить

В настоящее время в Российской Федерации сложилась критическая ситуация с развитием научных исследований и осуществлением технологической модернизации производства, связанной с переходом к новому технологическому укладу. Причины неблагоприятной ситуации кроются в хроническом недофинансировании развития науки, разрушении кооперации науки и производства, старении научных кадров, «утечке мозгов». Во многом они стали следствием приватизации, которая привела к разрушению отраслевого сектора прикладной науки. Осуществляемое в настоящее время реформирование РАН не затрагивает эти основные проблемы управления НтП, не предусматривает совершенствование институциональных форм и методов организации прикладных исследований, не ориентировано на развитие и внедрение высокоэффективных наукоемких технологий.

Главной угрозой экономических санкций является изоляция России от доступа к новым технологиям. Если ее не нейтрализовать, через несколько лет наша экономика окажется в состоянии необратимого отставания в освоении производств нового технологического уклада, выход которого на длинную волну роста связан с перевооружением — как промышленности, так и армии на качественно новом уровне эффективности, чтобы не допустить этого отставания, необходимо, с одной стороны, многократно увеличить ассигнования на НИОКР в ключевых направлениях роста нового технологического уклада, а с другой — обеспечить кардинальное повышение ответственности руководителей институтов развития за эффективное использование выделяемых средств. Для этого необходимо создание современной системы управления научно-техническим развитием страны, охватывающей все стадии научных исследований и научно-производственного цикла и ориентированной на модернизацию экономики на основе нового технологического уклада.

При управлении научно-инновационной деятельностью необходимо учитывать, что она пронизывает все сферы экономики, что делает управление наукой как отдельной отраслью в формате министерства заведомо неэффективным. В целях реализации системного подхода к управлению НтП, сквозного и всемерного стимулирования инновационной активности целесообразно создание надведомственного федерального органа, отвечающего за разработку государственной научно-технической и инновационной политики, координацию деятельности отраслевых министерств и ведомств в ее реализации — Государственного комитета по научно-техническому развитию Российской Федерации (ГКНтР РФ) при президенте России как коллегиального органа в составе руководителей соответствующих министерств и ведомств, РАН, федеральных институтов финансирования и поддержки НИОКР. Такая система управления НтП должна помогать всем хозяйствующим субъектам определять перспективные направления развития в целях максимально эффективного использования имеющихся ресурсов.

Важнейшей задачей этого органа должно стать создание условий для скорейшего восстановления прикладной науки, основные структурные составляющие которой были разрушены в ходе массовой приватизации. Повальное уничтожение проектных институтов и конструкторских бюро предопределило тенденцию перехода промышленности на иностранную технологическую базу, для преодоления которой необходима системная работа государства и научно-инженерного сообщества в создании широкой сети инжиниринговых компаний, проектных и конструкторских организаций. Необходимо наладить «конвейер знаний» от фундаментальной науки через прикладные разработки к использованию инноваций на предприятиях.

Третьим элементом формирующейся системы стратегического управления призван стать Госкомитет по антимонопольной политике и защите конкуренции, который также целесообразно вывести из подчиненности правительству РФ. Кроме антимонопольной политики, защиты конкуренции, тарифов и цен в его ведении должны быть административные споры между госорганами и бизнесом, включая регулирование надзорной и правоприменительной практики. Развертывание системы стратегического планирования и механизмов кредитования роста производства и инвестиций должно сопровождаться созданием условий для повышения конкурентоспособности предприятий.

«СОХРАНЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭКОНОМИКИ ОТ ЗАПАДНОГО ЯДРА ВЛЕЧЕТ ПОРАЖЕНИЕ В ГИБРИДНОЙ ВОЙНЕ»

1.1. Разработка и реализация целевой программы модернизации и опережающего развития экономики на основе нового технологического уклада. Для этого необходимо многократное увеличение рефинансирования институтов развития Банком России одновременно с введением планирования их деятельности, исходя из установленных приоритетов модернизации и развития экономики на основе опережающего роста нового технологического уклада.

1.2. Запуск президентской технологической инициативы путем реализации системы мер по кардинальному подъему инновационной активности, созданию условий для творческой самореализации граждан. Упорядочивание и многократное расширение деятельности сети венчурных фондов, инжиниринговых компаний, инновационных предприятий, институтов развития, ориентированных на практическую реализацию имеющегося научно-технического потенциала.

1.3. Выделение стратегически и социально значимых предприятий: в отношении первых не допускать перехода под контроль иностранного капитала или закрытия (например, ВПК), в отношении вторых — закрытия (например, градообразующие предприятия и системообразующие банки). В случае их банкротства предоставление возможности трудовым коллективам их обращения в народные предприятия с реструктуризацией обязательств.

1.4. Проведение переписи предприятий в целях восполнения имеющихся пробелов в идентификации собственников, менеджмента, работников предприятий, а также восстановление соответствия между субъектами экономики и субъектами права. Требует расширения практика предоставления предприятиями так называемой интегрированной отчетности, позволяющей комплексно оценивать не только текущее состояние, но и перспективы функционирования предприятия в изменяющейся среде по широкому кругу показателей его деятельности.

1.5. Создание центра мониторинга деятельности предприятий в целях сбора, накопления, анализа и обобщения статистической, опросной, феноменологической и иной информации о состоянии отечественных предприятий.

1.6. Установление четких оснований для привлечения к ответственности: менеджеров — за негативные последствия принимаемых решений в условиях конфликта интересов, специалистов — за нарушение технических норм и регламентов, работников — за нарушение производственной дисциплины. Степень гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности должна соответствовать величине наносимого предприятию ущерба и уровню полномочий виновных сотрудников. Свою долю ответственности должны нести и собственники в случае их прямого вмешательства в деятельность предприятия или распоряжения правами собственности в ущерб интересам предприятия (увод прибылей и активов, принуждение к фиктивным операциям, злонамеренное банкротство, рейдерство и пр.).

1.7. Законодательное установление права трудового коллектива, специалистов и управляющих на создание своих коллегиальных органов (совет работников, научно-инженерный совет, совет управляющих) и избрание своих представителей в высший орган стратегического управления (совет директоров), который должен учитывать интересы всех участников деятельности предприятия в сочетании с интересами развития самого предприятия как хозяйствующего субъекта.

1.8. В случае если банкротство предприятия ведет к его ликвидации и уничтожению рабочих мест, трудовой коллектив должен иметь право взять на себя ответственность за управление им, в том числе путем реорганизации в народное предприятие.

Охарактеризованные выше предложения по обеспечению безопасности российской экономики и созданию условий для ее опережающего развития в условиях разворачиваемой против России мировой гибридной войны ориентированы в основном на повышение эффективности работы государственных институтов. Наряду с этим должны поддерживаться благоприятные условия для предпринимательской инициативы и роста частной деловой активности. Кроме предложенных мер по формированию внутренних источников дешевого долгосрочного кредита, они должны включать проведение налогового маневра в целях переноса налоговой нагрузки со сферы производства на сферу потребления, а также повышение эффективности государственного регулирования естественных монополий в целях снижения структурообразующих издержек.

Реализация перечисленных мер по устранению причин стагфляции и созданию необходимых условий для экономического роста должна быть проведена в течение ближайшего года. В противном случае эскалация экономических санкций против России повлечет разрушение многих воспроизводственных контуров во всех секторах экономики и резкое падение доходов субъектов экономической деятельности, остановку производств и банкротство многих зависимых от внешних источников кредита предприятий. Это вызовет ощутимое падение уровня жизни населения (к концу 2015 г. — до уровня 2003 г., нивелировав позитивный эффект роста доходов в течение 10 лет), что даст возможность нашим противникам перейти к следующей фазе хаотической войны против России.

Без долгосрочного целеполагания, без общей системной работы государства, предприятий и граждан по реализации курса на суверенное развитие на передовой технологической основе выстоять в развернутой против России гибридной войне, обеспечить устойчивость внутреннего социального и экономического порядка невозможно. Россия поставлена в условия борьбы за само свое существование, когда сохранение зависимого положения экономики от западного ядра мировой финансово-экономической системы влечет поражение в развязанной США гибридной войне и угрозу утраты национального суверенитета. Нейтрализация этой угрозы невозможна без смены модели встраивания страны в мировую экономику, формирования суверенных источников и механизмов развития, без создания широкой антивоенной коалиции стран на основе механизма равноправного партнерства, взаимной выгоды и уважения национального суверенитета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИССИИ МВФ В РОССИИ В СЕНТЯБРЕ 2014 ГОДА

(перевод с английского с выделением рекомендаций, реализованных ЦБ РФ)

В заключительном заявлении излагаются предварительные выводы экспертов МВФ по завершении официального визита сотрудников МВФ (или «миссии») в большинстве случаев в страну — член МВФ. Миссии проводятся в рамках регулярных (обычно ежегодных) консультаций по Статье IV Статей соглашения МВФ в связи с просьбой об использовании ресурсов МВФ (заимствований у МВФ), в рамках обсуждений программ, осуществляемых при мониторинге персонала МВФ, или в рамках других видов мониторинга персоналом экономической ситуации.

Официальные органы дали согласие на публикацию настоящего заявления. Взгляды, выраженные в настоящем заявлении, принадлежат персоналу МВФ и не обязательно отражают точку зрения Исполнительного совета МВФ. Итоги настоящей миссии не будут обсуждаться Исполнительным советом МВФ.

Геополитические противоречия оказывают замедляющее воздействие на российскую экономику, которая и без того ослаблена за счет структурных ограничений. В подобной ситуации поддержание жесткой (сдерживающей) макроэкономической политики и ограничений могло бы помочь снизить риски дальнейшего ухудшения ситуации. Центральному банку России имеет смысл продолжить курс на ужесточение ДКП и поднять процентные ставки с целью снижения инфляции и продолжения своего движения в сторону таргетирования инфляции, достижимого в рамках полностью гибкого курсообразования. В то время как по прогнозам налогово-бюджетная политика в 2015 г. продолжит оставаться умеренно жесткой, России требуется дальнейшая фискальная консолидация (ужесточение) в ближайшие годы. Функциональная и операционная независимость ЦБ РФ должна быть защищена и гарантирована (властями), а соблюдение и следование «бюджетному правилу» должно быть продолжено. Повышение потенциала экономического роста в России требует «смелых структурных реформ и дальнейшей глобальной интеграции».

Экономические перспективы представляются неблагоприятными. Ожидается, что рост ВВП составит всего 0,2% в 2014 г. и 0,5% в 2015 г. Ожидается, что уровень потребления будет снижаться по мере замедления роста реальной заработной платы и потребительского кредитования. Геополитическая напряженность (в том числе санкции, ответные санкции и опасения по поводу их возможной дальнейшей эскалации) усиливает неопределенность и отрицательно воздействует на уровень доверия к экономике и инвестициям. Объем оттока капитала, как ожидается, достигнет в 2014 г. 100 млрд долл. и несколько снизится, но по-прежнему будет высоким в 2015 г. Согласно прогнозам, темпы инфляции сохранятся на уровне выше 8% к концу 2014 г., в основном в связи с ростом цен на продовольствие в результате ограничений на импорт и снижения курса рубля. При непринятии дальнейших мер экономической политики темпы инфляции, как ожидается, останутся в 2015 г. на уровне выше целевого показателя. Несмотря на замедление темпов роста, ожидается, что нереализованный потенциал экономики (отрицательный разрыв выпуска) будет ограниченным из-за структурных препятствий росту.

Риски прогноза смещены в сторону ухудшения. Текущие прогнозы исходят из предположения о постепенном смягчении геополитической напряженности в течение следующего года. Снижение доверия к экономике, эскалация или сохранение геополитической напряженности могут привести к более активному оттоку капитала, усилению давления на обменный курс, росту инфляции и снижению темпов экономического роста. Снижение мировых цен на нефть может усугубить эти негативные факторы.

Сохранение и поддержание стабильной и предсказуемой макроэкономической политики имеет решающее значение для поддержки доверия к экономике, особенно в текущих условиях. эта задача включает в себя соблюдение бюджетного правила, дальнейшие шаги по переходу к таргетированию инфляции с опорой на режим полностью гибкого обменного курса, а также размещение средств Фонда национального благосостояния только при соблюдении надлежащих мер предосторожности. Россия обладает значительным запасом прочности в виде большого размера международных резервов, положительной чистой международной инвестиционной позиции, низкого уровня государственного долга, а также небольшого дефицита бюджета. Однако, учитывая неопределенность относительно дальнейшего сохранения геополитической напряженности и устранения основополагающих структурных проблем, разумное использование этих буферных запасов имеет решающее значение для обеспечения устойчивости экономики.

Для снижения инфляции потребуется ужесточение денежно-кредитной политики. Банк России в последние месяцы принял над- лежащие меры, повысив процентные ставки по своим операциям и возобновив переход к большей гибкости обменного курса. Однако темпы базовой инфляции ускорились, вследствие чего для стабилизации и сдерживания инфляционных ожиданий потребу- ется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики. Повышение процентных ставок также поможет ограничить отток капитала, особенно в условиях сокращения ликвидности на мировых рынках, и уменьшить дефицит ресурсов в банковской системе путем установления устойчиво положительных реальных процентных ставок по операциям Банка России.

Следует обеспечить сохранение операционной независимости Банка России. Хотя широкое участие заинтересованных сторон в определении среднесрочных целей по инфляции желательно, за реализацию мер политики, направленных на достижение целевых показателей по инфляции, должен отвечать исключительно Банк России. Определение четких полномочий будет иметь ключевое значение для обеспечения убедительного перехода к режиму таргетирования инфляции.

Приоритетными задачами остаются укрепление надзора и усиление мер по обеспечению финансовой стабильности. Банки и корпоративный сектор находятся в сложных условиях в связи со слабостью экономики, ограниченностью доступа к внешнему финансированию и удорожанием кредитных ресурсов внутри страны. Имеющиеся международные валютные резервы в сочетании с надлежащими ответными мерами монетарной политики Банка России пока сдерживают финансовую нестабильность. тем не менее текущая неопределенность даже в краткосрочной перспективе может вызвать трудности для отдельных банков и компаний. В случае серьезного сжатия ликвидности следует на временной основе предоставить отвечающим требованиям контрагентам механизмы чрезвычайного финансирования при наличии надлежащего залогового обеспечения, а стоимость использования таких механизмов следует установить на таком уровне, чтобы он был привлекательным только в стрессовые периоды. При возникновении сбоев в функционировании финансового рынка и чрезмерной волатильности обменного курса рубля следует также проводить валютные интервенции, но не устанавливать в качестве целевого показателя какой-либо определенный уровень обменного курса.

Предполагаемый в 2015 г. курс налогово-бюджетной политики является обоснованно и умеренно нейтральным. Предложенный федеральный бюджет, соответствующий бюджетному правилу, пред- полагает некоторое ослабление налогово-бюджетной политики в 2015 г. Однако это ослабление компенсируется некоторым ужесточением политики на уровне субфедеральных бюджетов, что создает должный баланс между необходимостью в осуществлении консолидации в среднесрочной перспективе, учитывая сохранение ненефтяного дефицита на уровне, близком к исторически максимальным значениям, и необходимостью проведения налогово-бюджетной политики, направленной на оказание поддержки экономи- ческим агентам в условиях текущего замедления.

Следование сформированным принципам налогово-бюджетной политики является критически значимым. Бюджетное правило должно стать основным фактором обеспечения доверия к макроэкономической политике государства. Руководству России необходимо противостоять растущим запросам в области увеличения бюджетных расходов и сократить масштабы государственных инвестиций, чтобы удовлетворить имеющиеся крупные потребности в финансировании инфраструктурных проектов. Вполне допустимым является направление средств Фонда национального благосостояния на внутренние инфраструктурные проекты при условии, что такое финансирование будет осуществляться в рамках бюджетного процесса и при соблюдении надлежащих мер предосторожности. Отказ от направления взносов в накопительную часть пенсионного обеспечения подрывает жизнеспособность пенсионной системы, дестимулирует формирование пенсионных сбережений и ослабляет доверие к бюджетному правилу.

В условиях растущей неопределенности ключевое значение имеют структурные реформы. Санкции, ответные санкции и повышенная неопределенность приводят к дополнительному государственному вмешательству в экономику, замедлению реализации структурных реформ, а также к снижению возможностей по интеграции в мировую экономику. Необходимо, чтобы меры, направленные на снижение воздействия геополитической неопределенности, не приводили к усугублению существующих диспропорций в экономике. Даже если в следующем году неопределенность исчезнет, по прогнозам, внутренний спрос и потенциальный рост останутся слабыми в среднесрочной перспективе в результате недостаточных объемов инвестиций и снижения производительности.

Согласно прогнозам МВФ, рост ВВП России составит около 1,2% в 2015 г. и достигнет 1,8% в 2019 г., но риски ухудшения прогнозов будут присутствовать. Структурные реформы должны создать надлежащие стимулы для роста инвестиций и распределения ресурсов, обеспечивающего повышение эффективности. Как и прежде, ключевое значение для оживления экономического роста имеет защита прав собственности инвесторов, снижение торговых барьеров, борьба с коррупцией, возобновление программы приватизации, повышение конкуренции и улучшение делового климата, а также продолжение усилий по интеграции в мировую экономику.

P. S. Обновленная полная версия доклада Сергея Глазьева носит название «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития». Брошюра (в 60 листов с приложением на 30 страницах) издана на днях под шапкой Российской академии наук тиражом всего в 1 тыс. экземпляров. Чтобы сделать это исследование доступным более широкому кругу читателей, «БИЗНЕС Online» публикует электронную версию доклада, который наверняка войдет в историю как попытка стряхнуть с российской экономики «западное иго» и выстроить в короткие сроки суверенную макроэкономическую политику.

Читайте также:

Доклад Сергея Глазьева: «Нам навязывают войну на два фронта: с НАТО на Западе и ИГ на Юге». Часть 1-я

Доклад Сергея Глазьева: «Развитие нашей экономики подчиняется манипулированию из-за рубежа» Часть 2-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.11.2015 09:54

    СССР давно история и её экономисты должны уйти в историю. Без прохождения капитализма, Россия не станет благополучной.

    • Анонимно
      7.11.2015 10:55

      Зачем в историю? На базаре, за ларьком с шаурмой надо бы открыть Глазьеву обменник, чтобы он хотя бы что-то начал понимать в экономике, если справится через годик ломбард в Южном Бутово можно уже доверить, но не больше. Ещё не мешало бы конечно по врачам пройтись, на всякий случай, там и обсудить свои графики, не дающие жить спокойно.

  • Анонимно
    7.11.2015 10:09

    Ключевая ошибка - деление экономики на реальный сектор и, видимо,нереальный. К последнему относят торговлю, услуги, туризм, досуг, т.е. все то, что последние десятилетия приносит основную часть доходов развитых стран.Сама программа напоминает советскую индустриализацию без закупки современного оборудования и технологий у "врагов", а с "открытием" их в отечественных НИИ.Интересно, почему не получилось в 30х годах 20 века и почему получится теперьЕще интересно как он застрахует закачку денег в экономику от вывода этих средств в оффшоры.Я понимаю, что настоящий частный бизнес заинтересован создать предприятие, организовать на нем работу и получать прибыль от его функционирования. И совсем по другому мыслит лицо, которому удается сесть на гос деньги и проекты. Во-первых, это лицо заинтересовано в раздувании сметы, во-вторых, оно просто выводит деньги и подчас вообще ничего не может организовать, т к выбрано не за способности, а из верности. Назовите мне примеры стран, где произошло эк чудо на гос деньги.

    • Анонимно
      7.11.2015 11:03

      Вы что, серьёзно относитесь к написанному, сказка про Колобка гораздо серьёзней и ответственнее по смыслу.Доклад это вроде проверки на наличие здравого смысла у читателей, что ли?

    • Анонимно
      7.11.2015 21:48

      Специально для Вас называю - Китай. Но там направления развития науки определяет компартия. Она же контролирует деятельность ректоров. Сначала на любой договор ставится красная печать парторга, а потом синяя ректора. На полученные деньги закупается оборудование, как Вы понимаете не как в КНИТУ, а честно. Потом заключаются договора с предприятиями. Часть прибыли идет ученым, остальная часть возвращается государству. Самое главное там нет НДС. Откровенно скажу китайцы тупее наших, но у них нет воров ректоров из-за государственного контроля. Наука реально работает на экономику. А у нас в науку вливают реальные миллиарды рублей без контроля со стороны государства и почти все разворовывается. Какие уж тут чудеса?

  • Анонимно
    7.11.2015 10:27

    Как понимать название доклада "Вывод Российской экономики на траекторию опережающего развития" - это в условиях стабильного ухудшения экономики? За такую кашу в голове школьникам в сочинениях ставят двойки.
    Базовый смысл - .."Постепенно перейти на использование рублей в международных расчетах по торговым сделкам", очень красивый, только результатом любых не рыночных действий станет острый дефицит и взлёт цен на всё, начиная с туалетной бумаги и очереди за продуктами. Даже Китай, который обеспечивает себя и ещё полмира собственным производством до такого не додумался.
    А чтоб понять абсурдность популистских заявлений совсем уже окончательно, просто попробуйте разок в Европе рассчитаться хотя бы в долларах, сразу всё поймёте, - от банков до магазинов.
    Поэтому Глазьева полезно отправить с рублями в кармане в Европу, и как только он там перейдёт на свои расчёты, может возвращаться и советы давать.

  • Анонимно
    7.11.2015 10:48

    Из прочитанного результат может быть только один - возвращение продуктовых карточек, на месяц в одни руки: мука 2 кг, сахар 1 кг, колбаса 500 грамм, стиральный порошок 300 грамм, как то так. Как чиновника, жаждущего большей власти над людьми - его понять можно, лучшие продуктовые наборы в советские времена у кого были.

    • Анонимно
      7.11.2015 12:41

      Считаете себя умнее Глазьева? Или его считаете недалеким человек (мягко говоря)? Или просто неадекватное отношение к собственной персоне - Ваше личное кредо?

      • Анонимно
        7.11.2015 13:45

        Он безусловно очень умный, только цели у него какие угодно, кроме улучшения жизни людей. В докладе настолько очевидные просчёты, что по смыслу доклад о том как быстро развалить, там заложены такие потрясения и последствия, которые представить страшно. Доклад больше для оценки способности граждан верно оценивать ситуацию, реакцию проверить.

      • Анонимно
        7.11.2015 15:10

        А вы считаете, что самый умный и главное единственный на всю страну умный это Глаз ев? Вы про ум по должности судите?

  • Анонимно
    7.11.2015 11:21

    Глазьев глаза открыл. Как это мы раньше то не додумались напечатать побольше денег и раздать всем под 1 процент?Прочитав статью, понял почему Бизнес Онлайн в названии написали в кавычках "экономическое чудо". Но учитывая, что сегодня всё же не 1 апреля, надо ещё какой предупреждающий значок поставить, некоторые ведь могут это воспринять серьёзно.

  • Анонимно
    7.11.2015 11:24

    Товарищ Глазьев - известный фантазёр-затейник. 12 лет назад в госдуму шёл тоже со сказками, но другими. Программа партии "Родина" http://www.rg.ru/2013/01/18/rodina-dok.htmlЦитирую: "Мы считаем, что в стране необходимо создать принципиально новую экономическую систему, действующую в интересах большинства граждан - народную экономику. При этом оптимальным методом обеспечения интенсивного экономического роста является стратегия опережающего прогрессивного развития". Всё опережает и опережает он... Столько лет у власти был вместе со своим друганом Рогозиным, что лучше бы уж молчал в тряпочку.

    • Анонимно
      7.11.2015 12:22

      Что Вы несёте??? неизвестный фантазер- затейник.. В какой такой власти, которая воздействовала на экономику, был Глазьев.. Из нынешних "бизнесменов" (как большинство делает деньги кому-надо прекрасно знают)что-ли, или родственник? Не надо бояться - больно будет, но быстро.. Лишь бы Глазьев стал осуществлять то, что представил в последнем докладе.. Многим, очень многим станет очень неуютно - придется не только на себя и своих детей и родственников работать, но и о стране думать

      • Анонимно
        7.11.2015 12:39

        А разговоры о том, что если каждый будет работать на себя и своих детей, то и стране будет хорошо - известны, но что-то и почему-то не работают у нас.. Не знаете почему? Почему то работают в массе своей за счет других (населения в основном) И если деньги уже складывать негде на "родине" начинают их складывать в теплой Франции, Швейцарии, Англии и пр. затем и отпрысков своих туда же отвозят... Основная часть населения от этих геркулесовых потуг во собственное благо, обычно, ожидаемого эффекта не получает.. И, главное, не имеет ни малейшей возможности конкурировать в этой сфере или хотя бы заступить на эту "поляну" носочком рваным.. Процесс личного обогащения отчего то становиться беспрерывным, непреодолимым и бесперспективным для всех остальных

        • Анонимно
          7.11.2015 14:42

          Не работают потому, что нет возможности. Налоги, чиновники, проверки, полицейский режим, силовики, отжимающие бизнесы по частям либо полностью... Условий для развития бизнеса в стране нет. А вы что хотите чтобы на себя люди не работали? Снова за 3 копейки от звонка до звонка, выпуская танки и сковородки? Каждому по способностям и т.п. бред? Погрузить страну в совок, отобрать у всех собственность, бизнес? Ну тогда Северная Корея будет.

      • Анонимно
        7.11.2015 12:40

        Да,да! будет больно всем кроме богачей-чиновников (они повторят "подвиг" украинских - в воздух одновременно поднимется армада частных самолетов и полетит на проклятый запад).И быстро тоже будет. Раз и полный крах. Правильно, зачем делать глупости медленно. Лучше сразу

      • Анонимно
        7.11.2015 15:24

        Глазьев с 1991 года у власти. Итого 24 года. Правительство, Совет Федераций, ГосДума (трижды),а сейчас сидит в аппарате Великого Вождя.

  • Бурбаки
    7.11.2015 12:49

    Все усилия команды Глазьева связаны с одним. Они хотят сохранить существующую систему управления государством и ее экономикой, сохранить элиты, пожертвовав некоторыми фигурами во власти, заранее указав на них, чтобы избежать экономического коллапса. Для этого и написана эта программа. Но вот получиться ли? В большей свое части эти предложения сводятся к усилению роли государства в управлении экономикой, в какой-то степени к возврату тех методов управления, которые были в СССР при командно-административной системе управления. Не буду вдаваться в те предложения, которые во многом определяются тем, что Глазьев все же больше экономист, чем системный аналитик. Остановлюсь на самой актуальной на мой взгляд теме, на том, что и в докладе отмечается как важная тема. Но я бы сказал, что эта тема архиважная, это научно-техническое развитие страны. Без нее все разговоры о банковских ставках, вывозе и ввозе капитала, об инвестициях и новых правилах игры на финансовом рынке и т.д. почти бессмысленны. Все это, как говорят, будут мертвому припарки, без перехода на новый технологический уклад. И в данном вопросе есть своя особенность, это не переход, а прыжок через несколько укладов, в новое состояние. Возможно ли это в этой стране? Думаю, что нет. И главная причина в той системе управления научно-технической политикой, которая даже в этом докладе почти без изменения копирует советскую систему управления наукой. Скажут, так ведь, она показала свою эффективность в Советском Союзе. Она позволила создать атомную бомбу, ракеты и современное вооружение, которое и до сих пор стоит на защите страны. Да, согласен. В условиях милитаризованной экономики с командно-административным управлением и социалистическим способом производства она оказалась, да и в принципе была создана, как основной структурный элемент управления наукой в стране. Но как выясняется, в других странах с рыночной экономикой, с другой системой управления страной и экономикой дела в этой сферы оказались намного эффективней. Не буду останавливаться на том, что даже во времена наибольшего расцвета советской науки, она все же в большей степени просто копировала чужие достижения, пользуясь закрытостью общества от остального мира. Но вот в современных условиях все это не проходит. Так что же надо бы сделать?В первую очередь надо еще более осмысленно и решительно проводить реформу АН, перевести всю систему управления наукой из командно-административного старого стиля управления на новые методы, которые все же должны отвечать рыночным отношениям в экономике и новой системе управления самого государства, а не пытаться опять возвращаться к старым методам. А вот тут проблемы. Отношения то у нас в экономике сложились рыночные, а вот стиль и методы управления остались прежними, еще те, которые были присущи советской власти, правда, слегка закамуфлированные под «демократический» стиль, под «либеральные» взгляды. Это и есть самая большая проблема страны. Эта система управления государством и экономикой никогда не изменит стиль управления наукой. Она так и останется той старой, замшелой и очень неэффективной, которая годиться только для распределения денег из бюджета, выделяемая на науку по своим людям. Ну, как и вся вновь воссозданная система управления в стране. Академики тем и занимаются в своей академии, делят деньги, но очень мало занимаются наукой. Да она в этой системе и не нужна, ведь основная цель – это выбить деньги под себя, а наука только для отчетности в использовании денег. Так что у меня нет никакой надежды, что мы сможем перейти на новый технологический уклад, а, следовательно, выйти из падения в экономическую пропасть. Пока только проедаем те запасы, которые возникли из-за высокой цены на нефть и живем с надеждой, что они опять поднимутся и все вернется на свои круги. Элита и чиновники будут опять ни в чем себе не отказывать. Но и тут проблемы. Страны с новым технологическим укладом начинают мало потреблять углеводородных ресурсов, а значит и цена на нее так скоро не поднимется. А значит и дальше мы будем катиться в пропасть. И как итог. Для прочтения доклад хорош, но вряд ли поможет стране выйти из кризиса. Кризис системный, он затрагивает даже не экономику, а саму систему управления государством, все ее властные структуры. Поэтому решать эту проблему только экономическими методами не получиться, а на другое нет силы и воли у народа.

    • Анонимно
      7.11.2015 13:43

      Вы знаете, Вы не пишите так длинно.. После прочтения первого предложения становится всё понятно...И дальше совсем не нужно читать продолжение..

  • Анонимно
    7.11.2015 14:15

    Глазьев всю свою сознательную жизнь находится во власти (начиная с 1991 года) и никак оттуда почему-то не уйдёт: министр внешнеэкономических связей России; депутат Государственной думы I, III, IV созывов; кандидат в президенты Российской Федерации (2004); заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС (с 27 ноября 2008 года). Интересно, почему? Как вообще можно доверять деятелям, которые погрузили страну в кризис? Перегрузка 2.0? Перегрузка 3.0? Перегрузка ундецелион?Все эти доклады - это игра перед Великим Вождём Народов с целью получить пост премьер-министра РФ. Ненужно читать этот бред. Япония, Корея, Германия вышли из кризиса благодаря США. У Сергея же США - это главный враг. Кстати, кто-нибудь видел доходы Глазьева за 2014 год?

    • Анонимно
      7.11.2015 18:06

      Во первых, Вы неточно цитируйте биографию Глазьева и сознательно упускаете основную (научную) сферу его жизни... Видимо Вы принадлежите к неславной когорте либералов российских... И ни одно из перечисленных Вами должностей Глазьева просто никаким образом не могла повлиять на принятие каких бы то не было решений определяющих развитие или развал страны.. Причислять Глазьева к тем, кто разваливал экономику страны...Ну это надо как то по особому устроенный мозг иметь...

  • Анонимно
    7.11.2015 14:29

    Остановить модель встраивания страны в мировую экономику это безумная идея в современном мире, с разделением труда и сфер производства между разными странами. Крошечное население в 140 миллионов не может создавать все, что создают остальные 7 миллиардов. Конкурировать со всем миром невозможно. Этот путь прошел совок и его экономика к концу 70-х стала руиной именно из-за неконкурентоспособности с мировой, из-за неинтегрированности, из-за отсутствия конкуренции, частной собственности и рыночных принципов. Повторятьс ейчас то, что привело к краху в 80-х это идти против истории и здравого смысла.

    • Анонимно
      7.11.2015 15:18

      Безумная идея - это безумное встраивание в мировую экономику.. Типа нынешней Украины.. Ее еще не приняли в Евросоюз, а свидомые уже приняли закон о запрещении продажи с/х продукции с личных участков. На чем пол-Украины зиждилось.. Это маленький пример развала собственной экономики под лозунгами встраивания в общий рынок. Нет никакого общего рынка, это придумано для третьих и четвертых стран с марионеточными режимами.. Безумство думать, что мы живя в самой холодной стране мира (на надо про Канаду и Норвегию - почитайте про это получше) никогда не сможем конкурировать со странами, которые находятся в более теплых широтах в десятках, если не сотнях областей, начиная со строительства дорог и домов, заканчивая с/х продукцией.. Провокация и безумство встраиваться на общих основаниях в ВТО, которого не существует уже давно, и американцы своим Тихоокеанским экономическим содружеством нагло и беззастенчиво это показали..

    • Анонимно
      7.11.2015 15:20

      Конкурировать со всем миром невозможно. И что.? Что предлагаете? Мысль какую то ну совсем очевидную сказали и что? Если по-Вашему сделать, то тогда в общей системе кооперирования с учетом наших климатических реалий, конкурировать мы сможем (и то недолго) в добыче сырья и все) Что хотите то? Не пишите глупости

  • Анонимно
    7.11.2015 15:12

    Пан Алекс!у вас сегодня полный рабочий день?

  • Анонимно
    7.11.2015 15:21

    Я не против реформ Глазьева, но только давайте без меня. Пусть фанаты Глазьева на себе что-нибудь сначала покажут, как это всё работает.

    • Анонимно
      7.11.2015 16:50

      Думаю фанатов Глазьева (как Вы это решили назвать) процетов 80 населения страны.. Это те кого достали либеральныен эксперименты над нашей страной с 90-х и сейчас.. Никуда эти "потомки" младореформаторов не делись, все у руля и рулят.. Полгода за 25лет только без либералов в экономике было.. Помните Маслюкова и Примакова.. И все..

  • Анонимно
    7.11.2015 15:35

    Прочитал. Доклад понравился - прописан правильный порядок действий и мер необходимых для становления нашей экономики. Эту неэффективную сырьевую экономическую систему пора менять.

    • Азат Д
      7.11.2015 16:15

      "Эту неэффективную сырьевую экономическую систему пора менять." - так Глазьев не первый об этом говорит и до него говорунов таких полно было, экономику на иинновационные рельсы ставили, когда Медведев президентом был. Вот, например, у нас появился технополис "Нова Тура". Ещё такой хотите? Или думаете, что при тех же кто у власти, в том числе и Глазьев, получится что то другое?

      • Анонимно
        7.11.2015 17:00

        Что-то умное Вы сейчас сказали. Да, думаем, что при Глазьеве измениться. У Вас какие объяснения сомнений на его счет? Как Глазьев соотносится с ныне руководящими российской экономикой? Или Вы что-то про Глазьева знаете такое, чего никто не знает? поделитесь

        • Азат Д
          7.11.2015 17:51

          Он всё время у власти, встроен в вертикаль.Можно сказать, соучастник текущих событий.И главный вопрос - если даже программа эффективна - кто будет её выполнять?

      • Анонимно
        7.11.2015 17:13

        ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ - НИЧЕГО НЕ БУДЕТ. Пусть уж лучше предлагают и делают!!!

  • Анонимно
    7.11.2015 16:58

    Тут кто-то, что-то про встраивание России в мировую экономику сказал, о необходимости мировой конкуренции.. Скажите рецепт: как конкурировать отечественным сельхозпроизводителям со страной, где три раза в год урожай собирают, в силу ее климатических особенностей.. И в силу этих же особенностей у нас лето - полтора месяца в году..Как? Якобы тоже северная страна Канада, но большая часть населения живет по узкой полоске территории на широте нашего Сочи.. Норвегия...Что-то мне подсказывает, что где-то там Гольфстрим обрывает свое теплое течение и как назло, аккурат у наших границ.. В Антарктиде? Ну вот пожалуй с Антарктидой можно конкурировать в сельском хозяйстве и еще с Гренландией.. Наши дома стоят и будут стоить в разы дороже немецких и американских, не говоря уже про азиатские страны. Им не нужно делать такие толщины и так утеплять. Им не нужно по большому счету даже дороги на такую толщину делать как это нужно делать у нас. (если делать хотя бы на несколько лет) Прежде чем городить чушь про встраивание в мировую конкурентную экономику надо оговаривать в какой именно области, а не просто давайте встроимся...

    • Анонимно
      7.11.2015 23:29

      Это старая советская байка что нам климат мешает. Финны живут в таком же, минус ресурсы. Канадцы примерно в таком же. Японцы живут на клочках земли между гор сострясаемые ежедневно, Голландия подтопляется и тоже клочок без ресурсов ( экономика мощнее всей РФ), и тд.
      Проблема в тех, кто сочиняет эти байки и мифы.

  • Анонимно
    7.11.2015 18:16

    Наконец то конкретно и по сути,только необходимо уменьшить налоги на реальный производственные сектор и вперед!!!

  • Прочитав все комментарии, не нашел ни одного нормального опровержения доклада Глазьева. Все комментарии только популистические возгласы, что может говорить только о некомпетентности комментаторов, либо простой работе по грантам. Необходимые меры по докладу, это не дело одного, двух годов, а постепенная, упорядоченная работа, с учетом всех рисков. Этот доклад не популистический возглас, как например в НОДе, а стратегия выхода из кризисной, зависимой ситуации, которая подтверждается аналогией и здравым смыслом. Реформирование не должно перетекать в революцию. Это не возврат к советским временам, а путь всех стран, которые сейчас находятся на пике экономической жизни (даже можно сказать простое заимствование).Нынешняя зависимость от МВФ, алигархичекой верхушки, принадлежности российского бизнеса иностранным собственникам и оффшорности капитала, противостоит нормальным идеям, подтвежденным мировым опытом. Это выражается в отсутсвии укзанного доклада на центральных каналах, его не аргументированном отрицании и переврании сути, что и подтверждается находящимися здесь комментариями.

  • Анонимно
    26.09.2018 17:26

    Академик Глазьев Ю.С. не экономист, а бухгалтер.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль