В Тукаевском районе мусульмане деревни Калмаш намерены противостоять строительству селекционного центра агрохолдинга «Камский Бекон». Как выяснил «БИЗНЕС Online», побывав в деревне, жители беспокоятся за чистоту канонов ислама и плодородие собственных паевых земель, хотя «Камский Бекон» удобряет навозом свои поля. Вредят свиньи земле или нет, но запахом производства никто дышать не желает, а ведь скоро в Калмаш по госпрограмме поедут еще и многодетные семьи из Челнов...
Массовый протест местного населения вызвал очередной инвестиционный проект Ильдара Галяутдинова (справа) |
МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ СВИНЕЙ
Массовый протест местного населения вызвал очередной инвестиционный проект главы челнинского Акибанка Ильдара Галяутдинова. Во вторник жители деревни Калмаш Тукаевского района вышли на народное собрание и подписали петицию против строительства нового свинокомплекса рядом с деревней, мощность которого, по слухам, составит 800 голов. Участок площадью 23 га арендовало ООО «Камский Бекон» — агрохолдинг из структур Галяутдинова. Как сообщает сегодня радиостанция «Азатлык радиосы», жители преимущественно мусульманской деревни считают, что разведение «нечистых» животных под боком у исповедующих ислам недопустимо, а собственно народный сход организовал имам-хатыйб сельской мечети Ахметбезян Бурганов. Имам, кстати, был задержан полицией сразу после собрания, поскольку акция не была согласована — администрация района проигнорировала соответствующее обращение из Калмаша, равно как и руководство «Камского Бекона».
Непосредственно в Калмаше корреспондент «БИЗНЕС Online» не застал имама местной центральной мечети — Бурганов срочно уехал в город. Не оказалось на месте и главы сельсовета Равии Габдуллиной, однако ситуацию с общественным протестом из первых рук описали жители — участники народного схода. «Строить свинокомплексы рядом с деревнями, где преобладает мусульманское население, — это совсем неправильно. Кроме этого, ведь вся вонь будет идти со стороны свинофермы и к нам, и в деревню Югары Байлар. Участок, на котором хотят построить свинокомплекс, еще ближе находится к деревне Югары Байлар, чем к нам, — по-татарски рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» женщина лет 65, не пожелавшая представиться. — Там ведь красивейшие, почти заповедные места, там растут ягоды разные, кустарники, люди туда отдыхать ездят, пусть лучше они там санаторий построят! Неужели «Камский Бекон» другого места не мог для фермы найти?»
Две другие бабушки и мужчина, с которыми также пообщался корреспондент нашей газеты, выразили единодушное мнение — свиньям рядом с Калмашем не место! «А как ты сам думаешь, сынок, как в татарской деревне жители должны реагировать на новость о том, что рядом с их жильем будет строиться свинокомплекс? — вопросом на вопрос ответила почтенных лет бабушка. — Конечно, мы не желаем такого строительства». Женщина помоложе рассказала, как жители собрались на сход и выступили с протестом. «Там же родники, вода вкуснейшая, они же все отравятся, если там ферму поставят» — добавила она. Под конец разговора с жителями Калмаша выяснилось, что, кроме всего прочего, рядом с участком, выделенным «Камскому Бекону» в аренду, находятся и паевые земли многих жителей села. «Все паевые земли, которые мы получили, как раз находятся рядом с этой землей, их свиньи испортят там все в округе своими экскрементами. Земля вся придет в негодность, нельзя там строить», — резюмировали калмашевцы.
«ЛЮДИ ПРОСТО ВОЛНУЮТСЯ, МЫ ВЕДЕМ РАЗЪЯСНИТЕЛЬНУЮ РАБОТУ...»
В администрации района «БИЗНЕС Online» заявили, что никакого обращения о разрешении на проведение акции в исполком не поступало. Сам глава района Василь Хазиев на данный момент пребывает в отпуске, но, по мнению его заместителя Люции Ахметовой, не было собственно и митинга. «Просто люди волнуются, татарское население, мы со своей стороны ведем разъяснительную работу. И это не свиноферма, а селекционный центр, арендатор выиграл аукцион на участок, сейчас идет процесс согласования», — сообщила Ахметова «БИЗНЕС Online». Также замглавы сообщила, что участок располагается в 4 км от Калмаша.
Жители считают, что строить свинокомплекс рядом с деревнями, где преобладает мусульманское население, неправильно (на фото мечеть в деревне Калмаш) |
Руководство «Камского Бекона» со своей стороны как-либо комментировать ситуацию «БИЗНЕС Online» отказалось. Зато позицию уммы обозначил имам-мухтасиб Тукаевского района Жавдат хазрат Харрасов. Сам он к строительству подобного объекта возле мусульманской деревни относится крайне отрицательно. «В нашей религии свиньи считаются харамными, то есть запрещенными, — напомнил Жавдат хазрат в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Исходя из этих соображений, почти на территории деревни строить такое считается отрицательным явлением. К тому же Калмаш — не единственная татарская деревня, рядом расположены Кузкеево, Верхний и Нижний Байлар. И между ними хотят построить этот селекционный центр. Это, конечно, не свинокомплекс, но он с ним непосредственно связан».
Мусульманский лидер района подсказал верующим единственно правильный, по его мнению, выход из положения — решать проблему через главу администрации, а если не поможет, то идти выше. «У нас есть президент, Госсовет. Надо к ним обращаться. Если мусульмане поднимутся и соберут сход — это тоже по нашим законам наказуемо. Поэтому идти надо законным путем. Мы же все-таки не в исламском государстве живем, а в светском», — резюмировал Жавдат хазрат.
Поясним, что Калмаш является административным центром Калмашского сельского поселения, в деревне, по данным последней переписи 2009 года, проживали 1 130 человек, в основном татары. Насчитывалось более 400 личных подсобных хозяйств.
РЯДОМ СО СВИНЬЯМИ ПОСЕЛЯТ МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ
Оппонент сельчан — «Камский Бекон» — это крупнейший производитель свинины в Татарстане, который располагает четырьмя свинофермами на 16,8 тыс. свиноматок в общей сложности. Общее поголовье свиней на конец 2014 года, по официальным данным компании, составило 223,6 тыс. голов. До прошлого года Галяутдинов владел 90% акций компании, однако, как уточнила «БИЗНЕС Online» пресс-служба Акибанка, в прошлом году структура собственности изменилась. Сегодня «Камский Бекон» юридически разделен на два ООО с одинаковым названием, формально основным собственником челнинского общества числится некий Сергей Федотов, а тукаевского — Александр Клевцов. Записанными на свое имя Галяутдинов оставил только по 10% в обоих ООО, но де-факто компания остается активом владельца Акибанка. Именно поэтому, например, в сентябре именно Галяутдинов встречал президента РТ Рустама Минниханова на мясном производстве.
«Камский Бекон» — это крупнейший производитель свинины в Татарстане, который располагает четырьмя свинофермами на 16,8 тыс. свиноматок в общей сложности |
Компания уже несколько лет занимается организацией закрытого производственного цикла (в частности растениеводством и собственной переработкой), а также селекцией животных. В 2013 году «Камский Бекон» запустил цех убоя и переработки мяса в Набережных Челнах, способный забивать по 165 свиней и 10 голов КРС в час. В Тукаевском районе «Камский Бекон» держит племенной репродуктор в поселке Комсомолец мощностью 11,5 тыс. т свинины в год. Селекционно-гибридный центр в Комсомольце способен производить в год до 27 тыс. племенных родительских свинок, животные для селекции закупаются у компании Topigs Internationail, для которой «Камский Бекон» является дистрибьютором в Приволжском и Уральском федеральных округах. При своих масштабах производства далеко не вся продукция «Камского Бекона» перерабатывается в закрытом цикле — компания торгует свининой как в живом весе, так и в полутушах, снабжая мясоперерабатывающие предприятия Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, Ульяновской, Челябинской областей и других регионов. Добавим, что по итогам 2014 года «Камский Бекон» вошел в пятерку крупнейших агрохолдингов Татарстана с 5,3 млрд. рублей выручки и 1,6 млрд. рублей чистой прибыли.
Любопытно, что мусульманам республики сам Галяутдинов известен не только как бизнесмен, но и как яркий меценат. К примеру, Акибанк в свое время профинансировал издание самого большого в мире Корана, а впоследствии самым активным образом участвовал в восстановлении Болгара, Галяутдинов даже лично провел экскурсию по мусульманским святыням для СМИ. Впрочем, по его собственным словам, себя председатель правления Акибанка ни к какой конфессии не относит и не считает религиозным человеком.
Галяутдинов известен не только как бизнесмен, но и как яркий меценат — он финансировал издание самого большого в мире Корана и активно участвовал в восстановлении Болгара |
Отметим, что против строительства выступили не только мусульмане Калмаша. Русское население включилось в акцию протеста из экологических соображений. По словам протестующих жителей, аналогичное агропредприятие в 25 км от Калмаша распространяет тяжелые запахи далеко вокруг, экскременты животных захораниваются в земле, впоследствии остатки вымываются грунтовыми водами в ближайшие водоемы. Отметим, что упомянутый сельчанами свинокомплекс «Сосновоборский» также принадлежит «Камскому Бекону» — именно на базе этой фермы и была создана компания в 2005 году. Фактически предприятие и не отрицает того, что свиной навоз закапывается в землю — в качестве удобрений на полях, где «Камский Бекон» выращивает злаковые и бобовые культуры для комбикормов на 9 тыс. гектаров. При этом производственные запахи действительно распространяются далеко — они интенсивно ощущаются даже водителями на трассе, расстояние до которой как минимум в полтора раза превышает калмашские 4 километра. Сложно даже представить, какую «ароматную» жизнь сулит жителям разведение свиней близ деревни. Отметим еще один любопытный факт: в ближайшем будущем Калмаш серьезно разрастется — в основном за счет детского населения, поскольку именно здесь выделяются 30 га по госпрограмме для строительства индивидуального жилья для многодетных семей Набережных Челнов. Наверное, если дышать свиным навозом с детства, свыкнуться с таким качеством жизни проще...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 690