Общество 
11.12.2015

Элман Гасанов: «Политика стабилизируется, а боль у народа останется надолго»

Челнинский бизнесмен, лично знакомый с первыми лицами Турции, рассказал «БИЗНЕС Online», кто на планете может помирить Путина с Эрдоганом

В числе жертв антитурецких санкций оказались и планы автограда и братского Казана на $10 миллионов. Если бы не сбитый Су-24, в ближайшие пару лет в Набережных Челнах запустилась бы обувная фабрика, в соседних районах началось бы возрождение зажиточного фермерства, а кардиологи БСМП получили бы новые навыки. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал идеолог этих проектов, гендиректор «НПО «Полимер» Элман Гасанов — близкий друг сподвижника Эрдогана Халюка Ипека и многолетний внештатный советник премьера Турции.

В июне этого года Набережные Челны и турецкий Казан стали городами-побратимами (на фото мэр Казана Локман Эртюрк и мэр Челнов Наиль Магдеев)

ЧТО ХРАНИТ БРАТСКИЙ КАЗАН

В следующий вторник в турецком городе Казан, побратиме Набережных Челнов, должны были быть подписаны соглашения о совместной работе. Администрация и бизнес турецкого центра военной промышленности, как отрекомендовали челнинцам Казан в июне, ждали делегацию автограда во главе с мэром Наилем Магдеевым 15 декабря.

Уже во второй половине декабря по итогам визита в Челнах собирались объявить о создании татаро-турецкого промпарка. На площадях производственной базы «Полимер» первым по стадии готовности бизнес-проектом развернулась бы обувная фабрика. В окрестностях Казана челнинские предприниматели планировали открыть первый турецкий санаторий. Соглашение о сотрудничестве между челнинским БСМП и турецким университетом с сетью клиник Йылдырым Беязит, которое также планировалось подписать 15 декабря, предполагало практику челнинских врачей, в первую очередь кардиохирургов, в Турции — там они должны были освоить закупленную в автоград высокотехнологичную аппаратуру. Именно из этих планов, а не наоборот, собственно, и родилась июньская братская клятва между Магдеевым и мэром Казана Локманом Эртюрком.

Однако визит отменен: расписанная по часам программа визита, портфель совместных проектов примерно на $10 млн. — все пошло, что называется, Су под хвост 24 ноября, в день атаки турецким истребителем российского бомбардировщика. Тем не менее, как выяснил «БИЗНЕС Online», идеологи побратимства двух городов по-прежнему надеются, что ситуация утрясется и совместные проекты будут реализованы. Они надеются, что «поцеловались и разбежались» — это история не про Челны и Казан, ведь планы сотрудничества вынашивались 10 лет и ждали лишь зеленого света от городских администраций.

Некоторые подробности перспективных взаимоотношений двух промышленных центров, которые сегодня заморожены внешними отношениями с Турцией, «БИЗНЕС Online» выяснил у инициатора идеи побратимства — гендиректора ООО «НПО «Полимер» Элмана Гасанова, который продвигал этот проект с 2005 года.

В свое время Гасанов был известной личностью в автограде — уроженец Азербайджана, 17-летним подростком в 1972 году он приехал на комсомольскую стройку, в 1985 году начал строить крупнейший в СССР завод по производству пластмассовых изделий «Полимер», в 1991-м создал одноименное научно-производственное объединение, где выпускал по 7 тыс. т продукции в год.

В период руководства городом Рафгата Алтынбаева с 1990 по 1995 годы Гасанов был депутатом горсовета. В Челнах он построил мечеть «Абузар», названную так в честь его отца, в 1989 - 1990 годах поучаствовал и в реставрации Боровецкой церкви, вложив в ремонт 170 тыс. рублей — столько тогда стоили 11 «КАМАЗов». По линии политической деятельности Гасанов много работал в контексте межнациональных отношений, в частности, контролировал с позиции городских властей активность ТОЦ, когда организация только создавалась, позже работал с беженцами из Азербайджана, в свое время убеждал первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева не пускать в медресе выходцев из арабских стран, что впоследствии на волне влияния течения ваххабитов уже официально декларировалось на уровне руководства республики. Те же идеи сближения народов он пропагандировал и между Россией и Турцией, ставшей для него вторым домом с 1991 года благодаря обилию родственников и друзей, в том числе из среды политической элиты страны.

Элман Гасанов: «Турки мне не чужие, но я здесь 43 года»

«Я ДОЛГО ЖИЛ МЕЖДУ МОСКВОЙ И АНКАРОЙ...»

— Элман Абузарович, каким образом вы оказались в центре взаимоотношений между Татарстаном и Турцией?

— Я гражданин России, но у меня много друзей в правительстве Турции, как и в российской Госдуме, в Совфеде, и среди татарстанских политиков. 30 лет знаю министра иностранных дел Турции Мавлюта Чавушоглу. Столько же знаю и Минтимера Шаймиева — когда он был министром мелиорации в Татарстане, я производил трубы на «Полимере», что уж тут объяснять...

Как только в Турции пришла к власти Партия справедливости и развития, началась моя миссия в России, задачей было выстраивание отношений между нашими странами, и я занимался этим 13 лет. Партию вместе с Эрдоганом создавал бывший ее генсек Халюк Ипек, мой близкий друг. Чавушоглу и другие министры в то время были его помощниками. Теперь Ипек ушел в депутаты, чтобы возглавить в парламенте комитет по России. В конце года он вступит в эту должность и начнет работать с российским парламентом.

— Что удалось сделать на поприще сближения двух народов лично вам?

— В 2003 году я привез в Россию парламентскую делегацию, было понимание этого вопроса в Совете Федерации. Потом мы организовали российскую делегацию в Турцию, потом и президента Путина свозили. С 2005 года я стал внештатным советником премьера Турции по взаимоотношениям с Россией (премьером тогда был Реджеп Эрдоганприм. ред.). В последний мой визит мне предлагали этот пост уже на штатной основе, но я отказался. А потом начались все эти события, которые я пропустил, потому что мне шунтовали сердце, я отошел от дел на несколько лет.

Мы, депутаты обоих парламентов, занимались интеграцией бизнеса, продвигали отмену визового режима. Турецким чиновникам мы показывали Россию изнутри, культуру и менталитет, чтобы они увидели, насколько похожи наши народы и насколько важен союз России с главным оплотом исламского мира, европеизированным больше, чем арабы и другие народы. У нас в генах умение прощать, милосердие и благородство, и только сильный союз России и Турции сможет остановить надвигающиеся Китай и Индию, а также исключить влияние США в восточном полушарии.

— Вы вели эту деятельность в Татарстане?

— Нет, я долго жил между Москвой и Анкарой. У нашей команды, состоящей из депутатов Госдумы и членов Совфеда, все получалось. Со временем мы увидели, что есть другие политические игры — мы мешали своей деятельностью интересам США и Европы. Мы тогда поняли, что надо менять формат и что дружба первых лиц — не гарантия на политической арене. Нужно было завязывать много крепких ниточек между бизнесменами. Если президент допустил ошибку, народ скажет: эй, дядя, у нас в России свои интересы. В Турции такое возможно, и наши сподвижники сейчас от имени политических партий Эрдогану об этом говорят. А я, вернувшись в Татарстан, пытался завязать эти ниточки, имея свою производственную базу.

«Зачем туркам строить у нас дома, если, предложи те же деньги нашим людям, они построят лучше?»

«НАШИ ЛЮДИ ЗА ТЕ ЖЕ ДЕНЬГИ ПОСТРОЯТ ЛУЧШЕ...»

— В Закамье уже работают турецкие предприятия — как в Челнах, так и в «Алабуге», насколько крепки эти связи, на ваш взгляд?

— Я не очень слежу за ними, мне не по душе направленность этого бизнеса. Зачем туркам строить у нас дома, если, предложи те же деньги нашим людям, они построят лучше? Турки мне не чужие, но я здесь 43 года, из них 30 лет — генеральный директор. Мне не понятно, зачем в «Алабуге» сажать на безналоговый режим конкурента тому же КБК. Надо производить то, чего у нас нет. Теперь в «Алабугу» запускают прямого конкурента нам — производителя пластиковых труб «Дизайн Групп», их отложили только из-за атаки на самолет. Так если нужны трубы — дайте заказ, я вам 7 тысяч тонн продукции поставлю! Неужели турки лучше меня сделают, если я кафедру композиционных материалов в КамПИ открывал? О тех разработках, которые мы внедряли, Турция даже мечтать не могла! У меня тоже стоят немецкие линии. Мы втроем — «Оргсинтез», «Техстрой» и я — можем половину России трубами обеспечить. Но с резидентами у нас неравные условия, и многие директора пластиковых производств подписались под обращением к Медведеву, чтобы не пускали «Дизайн Групп». Я вот купил пресс-формы, чтобы всю канализацию выпускать на «Полимере». Как мы будем конкурировать с резидентом ОЭЗ? Автокомпоненты — тоже не та тема. Если мы сотрудничаем, нужно, чтобы наши люди управляли бизнесом, у нас фундаментальная наука намного выше, чем в Турции.

— Какие совместные с Турцией бизнес-проекты планируете внедрить вы, если ситуация стабилизируется, и на какой стадии они были к середине ноября?

— По большому счету у нас 11 проектов для Челнов: обувь лучших турецких брендов, джинсы, одежда, белье, носки, мебель; сельскохозяйственные: фермерские куры, индейка, перепела, овощи и турецкие сладости. Они в разной стадии проработки, но основные проекты — обувная фабрика и производство мини-заводов для переработки сельхозпродукции — имеют полностью готовые бизнес-планы. У меня научно-производственное объединение, над проектами работали ученые, три кандидата наук. Они уже давно разработаны, я их предлагал, но местные власти не воспринимали. А с Наилем Гамбаровичем дело пошло, мы вообще решили дать новый импульс отношениям с Турцией. Готовые проекты я отдал турецкому минэкономики, они собрали своих производителей, спросили, кто хочет заниматься. Все затраты и выгоды расписаны до рубля, всем стало интересно. Мы с Наилем Гамбаровичем решили создать специальную кафедру в НИСПТР (Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов прим. ред.), потому что пединститут — единственное местное юрлицо среди челнинских вузов, не филиал. Кафедра должна была заняться разработкой бизнес-планов, чтобы в готовом виде отдавать их либо турецким, либо нашим бизнесменам. В Турции — филиал, в котором турки обучались бы языку и российскому праву перед приездом к нам.

«Если нужны трубы — дайте заказ, я вам 7 тысяч тонн продукции поставлю! Неужели турки лучше меня сделают, если я кафедру композиционных материалов в КамПИ открывал?»

«НИ ОДИН КИТАЕЦ НЕ СМОГ БЫ КОНКУРИРОВАТЬ...»

— Под обувную фабрику вы предлагаете свои площади? Сколько она стоит, кто чем участвует в ней?

— У меня стоит здание, ему 25 лет, 4 этажа. Строили его когда-то под производство одноразовых шприцов, но турки посмотрели — здание годится, весь проект сделали под него. Надо было только два лифта поставить. В общей сложности проект стоит 2 миллиона долларов, инвестиции турецкие. Компании, которые готовы вложиться, правительство Турции освободило от налогов, оплатило 50 процентов аренды здесь, всю рекламу в Татарстане готово было оплатить.

Нашей конечной целью является обучение своих специалистов: турки завод запускают, три года работают, потом передают нашим. Под производство в Турции уже стоит готовое оборудование на 1,2 миллиона долларов, частично турецкое, точная аппаратура — японская. В декабре мы планировали подписать соглашение, в январе — привезти оборудование.

— В Казани есть «Спартак», в чем конкурентоспособность вашей фабрики?

— С нами даже ни один китаец не смог бы конкурировать. Мощность фабрики — миллион пар в месяц, себестоимость одной кожаной пары выходит 7 долларов. При этом средняя зарплата заложена — 1000 долларов, примерно 200 человек можно трудоустроить. Четыре года мы над этим проектом работали, расписали всю логистику закупок по коже, по фурнитуре, этапы полной сырьевой локализации за три года. Когда пришел Магдеев, я увидел адекватного мэра, который и концепцию понял, и долю не стал просить. Наиль Гамбарович весной встретился с нашими учеными, сказал, что проект уникальный, давайте начинать. Съездили в Турцию, турки приехали к нам — и все, весь механизм был готов к запуску.

«Сельхозоборудование сейчас производит мой друг в Азербайджане. Фермер может легко поставить такой завод во дворе, их можно ставить по всей России»

«В РОССИИ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОВОКАТОРЫ УЖЕ НАЧАЛИ ТУРОК ОБИЖАТЬ»

— Расскажите, пожалуйста, и о сельскохозяйственных мини-заводах.

— Глядя, как торговые сети не дают фермерам продавать свою продукцию, мы придумали создать свою сеть маленьких торговых точек «Дары природы Татарстана». Торговые точки предприниматели берут в аренду у города. Мы даем им продукцию, а фермерам — выгодные условия, чтобы ее производить.

Сельхозоборудование сейчас производит мой друг в Азербайджане, его завод Asena — один из ведущих в мире по своей специфике. Он может выпускать птицеубойные, комбикормовые, маслозаводы — все мини, средней площадью 20 на 20 метров. Фермер может легко поставить такой завод во дворе, их можно ставить по всей России. Сначала мы покупаем их в Азербайджане, потом переносим производство на базу «Полимер». Железо делаем сами — станки у меня есть, инструментальный цех не загружен, а электронику закупаем у немцев в Siemens. Пилотным районом мы видим Менделеевск — берем под опеку около 500 фермерских хозяйств, ставим для них заводик в Тихоново, это бывшее зверохозяйство, оно ближе к Челнам. Для начала занимаемся производством куриного мяса, ставим автоматический комбикормовый цех на 300 тонн в сутки, убойный цех, шоковую заморозку, упаковку. Центр занятости дает каждому фермеру по 50 тысяч рублей, еще около 300 тысяч — субсидия по линии минсельхоза. Во главе с мэром мы создаем некоммерческий инвестиционный центр в Тихоново. Район всю продукцию сдает нам, мы отдаем рознице. Я этот проект уже внедрил в Азербайджане, там все сразу бросились кур растить, и теперь большие фабрики плачут, потому что фермерские куры без антибиотиков, без гормонов роста, на натуральных кормах и добавках. На фабрике курица растет 35 - 40 дней, наша — 54 дня, весит не больше килограмма. Но себестоимость нашей курицы все равно меньше, потому что фермер с семьей работает, больше никто не нужен, и никаких откатов.

— Что имеет фермер, и что — продавец готовой продукции?

— Фермер покупает цыпленка по 25 рублей, растит его, сдает обратно в Тихоново. Если он за год таким образом выращивает 7 тысяч кур, то ему, во-первых, возвращают эти 25 рублей, а во-вторых, на всех фермеров, выполнивших эту минимальную норму, распределяется 70 процентов годовой прибыли самого завода, пропорционально объему сданных кур. Выходить будет по 2 тысячи долларов на семью в месяц — основные деньги получает тот, кто в навозе ковыряется, а не посредники, как сегодня. Причем 7 тысяч кур — это не много, будут сдавать и по 40 тысяч. Но кто не сдаст минимум, получит только разницу между ценой курицы и цыпленка. В течение 3 лет семье запрещен найм работников, за счет этого опыт быстро распространяется. Затем молоко — его мы хотим продавать через вендинговую сеть. Опытная партия торговых аппаратов уже сделана в Германии по нашему заказу, оплатили их турецкие предприниматели. 600 тысяч рублей стоил один аппарат, сейчас уже 1,2 миллиона. Кидаешь деньги, аппарат цедит тебе свежее молоко. Если предприниматель, который купил и обслуживает аппарат, продает в день тонну молока, он имеет 6 тысяч рублей. Фермер, который коров держит, отдает молоко по 25 рублей. Я спрашивал у фермеров: «Сколько коров будете держать, если по такой цене буду молоко брать?» 100 коров фермер готов держать.

— На турецкой земле челнинцы, в свою очередь, собирались построить санаторий. Этот проект имеет шансы сегодня?

Турки не отказываются сотрудничать, это нам пока не дают. У них в принципе нет санаторной культуры, как явления, я это обнаружил, когда ездил в Турцию в последний раз. В Казане есть горячий источник, но они просто заходят в ванну, а я показал их министру здравоохранения, что такое реабилитация, лечение травами. Мы должны были в 2016 году полностью все сделать и научить их, как правильно лечиться природными средствами. Эрдоган одобрил проект и отдал под санаторий лучшую гостиницу, которую строили для правительства, все протоколы уже подписаны. С нашей стороны проект курировал директор санатория «Ижминводы». По соглашению, которое должны были подписать в декабре, 60 процентов турецкого санатория должны были выкупить татарстанские предприниматели. Собственно, в 30 миллионов долларов был оценен наш интеллектуальный вклад, мы ведь подключали науку — речь, опять же, шла о договоре между НИСПТР и университетом Йылдырым Беязит. Моим условием для турецкой стороны было: все директора, как у них в гостинице, так и здесь, в промпарке, должны были быть нашими. Все как у Начальника Чукотки в фильме — ресурсы есть, нужны только условия для производства, адекватные тарифы как за сырье, так и за продукцию, и грамотный абориген у руля.

«Местное население в Турции сейчас благодарит Эрдогана. Раньше апельсины 4 лиры стоили, а теперь 1,5 лиры, помидоры, огурцы — бери не хочу»

— Каков ваш прогноз развития ситуации между Россией и Турцией?

— Сейчас невозможно сразу все откатить назад, все должно «устаканиться». Главное — не дать конфликту зайти слишком глубоко, тогда хуже будет не Турции, а нам. Вы знаете, что местное население в Турции сейчас благодарит Эрдогана? Раньше апельсины 4 лиры стоили, а теперь 1,5 лиры, помидоры, огурцы — бери не хочу. Арабский мир готов забрать овощи, от которых отказалась Россия, Австралия просит им отгрузить. А Европа что делает? Сразу открыла Турции безвизовый режим! Американский госдеп тут как тут — прилетел мирить Турцию с Кипром. Катар начал строить газохранилище, готов возместить весь ущерб по российскому газу.

А в России отдельные провокаторы уже начали турок обижать. Нельзя, чтобы это зашло далеко, потому что когда политика стабилизируется, боль у народа останется надолго. Мне сейчас нельзя летать, иначе я вылетел бы в Турцию в первый же день. Но кое-какие шаги предпринять мы смогли дистанционно. Открою, что кое-какие высокопоставленные доверенные люди на прошлой неделе отправились в Казахстан к Нурсултану Назарбаеву. Назарбаев — аксакал тюркского мира, причем официально признанный, и он лучший союзник России в тюркском мире. Его влияние очень велико на обеих территориях, лучше него никто не сможет помирить Путина с Эрдоганом. В конечном счете Россия и Турция обречены жить вместе, от этого не уйдешь.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (104) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.12.2015 08:47

    Хорошее интервью, грамотный человек. Как можно связаться для возможно проработки совместных проектов?

    • Анонимно
      11.12.2015 09:26

      должность и компания указаны, поищите в интернете НПО "Полимер" в Челнах

    • Анонимно
      11.12.2015 09:44

      телефон в Набережных челнах(8552) 77 000 7

  • Анонимно
    11.12.2015 08:54

    ткрою, что кое-какие высокопоставленные доверенные люди на прошлой неделе отправились в Казахстан к Нурсултану Назарбаеву. Назарбаев — аксакал тюркского мира, причем официально признанный, и он лучший союзник России в тюркском мире. Его влияние очень велико на обеих территориях, лучше него никто не сможет помирить Путина с Эрдоганом.===========================Назарбаеву не выгодно мерить Путина и Эрдогана. Если эта вражда надолго, то Турецкий бизнес перетекет в Казахстан, и оттуда выйдет на рынок России.

  • Анонимно
    11.12.2015 09:01

    Красиво написано!

    • Анонимно
      11.12.2015 10:29

      Слишком красиво. Я понимаю, когда такое политик говорит, постоянно работающий с Турками и живущий там, и в московской высшей политтусовке. А тут из провинциального городка, и Госдума здесь, и Совет федерации, и возил делегации.

      • Анонимно
        11.12.2015 14:35

        Набережные Челны трудно назвать обычным провинциальным городком. Этот город развивается постоянно, участвуя во многих проектах, программах по развитию территории. С численностью людей свыше 500 тысяч в городе найдутся инициативные граждане, которые готовы развивать свой город, создавая для этого необходимые условия.

      • Анонимно
        12.12.2015 16:03

        Ломоносов,Пугачев,Ленин,Сталин,Ельцин и т.д. и т.п. тоже "маасквичи" ?

  • Анонимно
    11.12.2015 09:17

    Вот таких людей не хватает в правительстве Татарстана и России...

  • Анонимно
    11.12.2015 09:36

    Весьма разумные рассуждения, причем не болтливого блогера, а реального и успешного предпринимателя.Согласен с ним, что нельзя бездумно давать преференции турецким фирмам, когда мы можем строить дома и производить трубы лучше чем они.Сотрудничать надо на обоюдовыгодной основе.Что касается его политических прогнозов, то не надо возлагать особых надежд на Назарбаева, у него своя игра, как и у Лукашенко. Да и главой тюркского мира его далеко не все считают. Тут ведь на Гасанова могут и Алиев и туркмен баши и Каримов обидеться. Думаю, что посредники нам не нужны.Жесткий ответ на "удар в спину" нанесенный по наводке США был необходим.Не зря Марин ле Пен, "железная мадам" Франции сказала, что если станет президентом то будет действовать в интересах своей страны как Путин.Та же Маргарет Тэтчер, когда затронули интересы Англии пошла на открытый военный конфликт с Аргентиной.Мы конечно воевать не будем, но средств для наказания Эрдогана хватает. Думаю, что ему недолго осталось править, хотя по выражению Гасанова он и сделал помидоры и огурцы доступными для всех турок.

  • Анонимно
    11.12.2015 09:40

    А зачем их мирить? Придет новый руководитель Турции, начнутся переговоры. К самим туркам отношение не поменялось. Предателем оказался эрдоган. Как можно ради обувной фабрики и зажиточных фермеров, переступить через погибшего летчика и пожать руку эрдогану.

    • Анонимно
      11.12.2015 10:27

      не только можно, но и нужно. сопли не распускайте: пилот был солдатом, зарабатывал деньги тем что людей бомбил. И как солдат должен был понимать что государство в своих интересах использует его как посчитает нужным: как пушечное мясо, как героя, а если нужно будет то и забудет.

      • Анонимно
        11.12.2015 11:21

        Только вот не нужно по себе о людях судить. С Вашей философией хорошо было бы существовать в конце 80-х, когда сливали пендосии Великое государство за те же печеньки и стеклянные бусы. Сейчас времена уже другие, но вставать на твёрдые ноги будем ещё долго и ой как тяжело.С.П.

        • kaz_orphan2
          11.12.2015 19:16

          Под "твердыми ногами" вы подразумеваете протезы вернувшихся с войны?

          • Анонимно
            11.12.2015 21:08

            Нормальный человек и поймёт правильно, а неадекватам, кои у нас встречаются ещё, разжёвывать себе дороже. С.П.

      • Анонимно
        11.12.2015 11:26

        Разговор не о возможной гибели солдат на войне, а о предательстве Эрдогана. А так никаких соплей. И придерживаясь Вашей логике - солдат зарабатывал деньги и перестал, сапожники и фермеры зарабатывали и перестали(пусть сопли не распускают)

        • Анонимно
          11.12.2015 12:42

          Предательство в чем? Нас в Сирию позвал Асад, а Эрдоган с Асадом давно на ножах. Про \"совместную борьбу с терроризмом\" можно даже не заикаться, если бы с ним там кто-то реально боролся, террористы не смогли бы расширять свою територию.

    • Анонимно
      11.12.2015 11:05

      Никто не собирается перешагать пилота. Тут разговор идет о миллионах людей которым дальше жить. А жить они хотят без войный и сытно. Свои меркантильные чувства оставьте при себе.

      • Анонимно
        11.12.2015 12:01

        Пилота уже не перешагаешь, он погиб. "Меркантильный" - не надо вставлять в предложения незнакомые слова. Меркантильный (истор., экон.) прил. к меркантилизм, торговый, основанный на чисто коммерческом расчете, на стремлении к непосредственной выгоде; (перен.) мелочно-расчётливый, торгашеский. Это о Вас

  • Анонимно
    11.12.2015 09:50

    Удачи Вам и долгого доброго здоровья. Равиль

  • Анонимно
    11.12.2015 09:52

    БО,пж.,больше материала с турками и т.бизнесом. По-меньше- Шевченко и т.п.

    • Анонимно
      11.12.2015 11:20

      А меня вот совершенно не интересуют турки и их бизнес. И?

      • Анонимно
        11.12.2015 12:10

        и просто не читай про работу этих людей - от этого Турция не перевернется.

        • Анонимно
          11.12.2015 13:30

          Ну так читайте на других ресурсах подробнее про Турцию, а это региональная российская бизнес-газета, мне интересны прежде всего материалы о нашей республике, стране.И если уж читать об иностранном бизнесе, то не в подавляющем большинстве о турецком.

          • Анонимно
            11.12.2015 16:40

            Тут в основном про инвестиции в Татарстан рассказывайте, в контексте турецкого вопроса. А Вам уважаемый надо читать сказку про конька горбунка. Ваш уровень.

  • Анонимно
    11.12.2015 10:28

    Интересный материал получается только на интересных людях - заставляет задуматься.. больше таких статей с логичными рассуждениями, без ненужного накала страстей..

  • Анонимно
    11.12.2015 10:43

    Таких здравомыслящих людей и нужно в политику..

  • Анонимно
    11.12.2015 11:23

    В Австралии не хватает огурцов и томатов? А с/х бизнес в Турции так же благодарен Эрдогану как и простой народ?

  • Анонимно
    11.12.2015 11:24

    хорошая протурецкая статья. кто тешит себя надеждами на дружбу и бизнес с турками, пусть учебник истории перечитают. и это не эрдогана благодарить надо за дешевые огурцы а мистера ПУ.

    • Анонимно
      11.12.2015 12:44

      Учебники можно перечитывать до бесконечности, а люди мира хотят, жить не впроголодь.. если турки открывали производства, давая россиянам работу, что в этом плохого?

  • Анонимно
    11.12.2015 11:35

    Эльман Абузарович! Кафедру полимеров в КамПИ открывал ваш друг, ныне покойный Тимергалеев Равиль Галимзянович...

    • Анонимно
      11.12.2015 13:11

      Да-да, там они совместно создавали, Тимергалеев возглавлял проект, в Полимере у него лаборатория была

  • Анонимно
    11.12.2015 11:49

    "Арабский мир готов забрать овощи, от которых отказалась Россия, Австралия просит им отгрузить. А Европа что делает? Сразу открыла Турции безвизовый режим! Американский госдеп тут как тут — прилетел мирить Турцию с Кипром. Катар начал строить газохранилище, готов возместить весь ущерб по российскому газу." Куда ещё дальше заходить?С турками нельзя,НИКОГДА нам дружить.При Эрдогане они будут "цепными псами"США, Европы на Ближнем Востоке.Вся история в пример.Не надо покупать у них ничего.Турки вышли на передовые рубежи в гибридной войне с нами.Греф когда закроет свой банк в турции?

    • Анонимно
      11.12.2015 12:18

      Жалко, что Ваш комментарий внизу. Там на верху анонимы все за дружбу с эрдоганом, не взирая ни на что.

  • Анонимно
    11.12.2015 12:05

    Сегодня ровно двадцать один год начала Чеченской войны,11декабря 1994 года российские Федеральные вооруженные силы и подразделения МВД по приказу главнокомандующего ВС России Б.Ельцина отправились наводить конституционный порядок в республике Чечня.Помянем всех погибших,с обеих сторон.

  • Анонимно
    11.12.2015 12:19

    Ну тогда все встает на свои места... Америка и Катар специально спровоцировали Турцию на атаку нащего самолета. Цель ослабить Россию и переключить партнера который платил около 70 МЛРД долл. на свои рынки. Украина, Турция, Европа скоро минимизируют закупки газа и нефти у РФ. Вот тогда и цены пойдут вверх, только Российское уже не кому будет продавать...

    • Анонимно
      11.12.2015 14:26

      Я работал на Полимере до пенсии 15 лет, там получил квартиру, там зарплата всегда хорошая была, мы не хуже КБК были. Руководитель толковый.

  • Анонимно
    11.12.2015 12:21

    Турки соседи, а значит будем мирно с ними жить. Всякое бывало и с немцами и с китайцами и с финнами. А с японцами до сих пор мир не заключён. Отец воевал с японцами тесть с немцами. Миллионы погибли. Но жизнь без прощения невозможна. Поэтому ездим на тойотах и бмв и будем есть турецкие фрукты.

  • Анонимно
    11.12.2015 12:22

    очень реалистичный мудрый руководитель и человек по больше бы таких рассуждает по государственному

  • Анонимно
    11.12.2015 12:33

    Это ж Эрик Кантона!

  • Анонимно
    11.12.2015 13:10

    Знаю Гасанова с начала 90-х. Толковый,разумный человек. Не живу в Татарстане, поэтому не знал, что с турками он настолько плодотворно работал.
    Политика всегда реальному делу мешает. Что в России, что в Турции или Украине. Те, кто создают блага для общества в заложниках у политических шоуменов, отсюда и весь раздрай. И в Штатах, и где либо еще одни манипуляторы, а народ ведется на это. Не поддавайтесь эмоциям и зомбированию, сохраняйте здравое понимание, осознание того, что каждый прав только в том, что обязан в этом мире создавать благо и нести добро. Если кого бес попутал, жизнь не складывается, то это показатель того, что на ложном пути находится. Надо самому меняться, а не людей менять или же обвинять.

  • Анонимно
    11.12.2015 13:18

    "очень реалистичный мудрый руководитель и человек"кто это пишет интересно знает ли его лично ? те кто прошел "полимер"вам подскажут что болтун и аферист он, да в ЕГПИ проучился 8 лет имел отношение с ОПГ...

  • Анонимно
    11.12.2015 14:06

    Не хотелось бы конечно чтобы эти связи порушились

  • Анонимно
    11.12.2015 14:09

    Столько было проделано работы!!!! Столько сил, средств потрачено!!!! И что??? сегодня дружим - завтра не дружим. Ребята, это же бизнес... Давайте думать и об экономике, а не только о том, у кого яйца круче!Юрий Солегуб

    • Анонимно
      11.12.2015 18:39

      Согласен, столько финансов и времени вложено, чтобы одним махом все перечеркнуть.

  • Анонимно
    11.12.2015 14:12

    Г-Н Гасанов непоследователен во всем, кроме тех позиций, когда дело касается его прибылей. Сначала пишет о необоснованных преференциях турецким компаниям:"Зачем туркам строить у нас дома, если, предложи те же деньги нашим людям, они построят лучше? Теперь в «Алабугу» запускают прямого конкурента нам — производителя пластиковых труб «Дизайн Групп», их отложили только из-за атаки на самолет. Так если нужны трубы — дайте заказ, я вам 7 тысяч тонн продукции поставлю! Неужели турки лучше меня сделают, у нас фундаментальная наука намного выше, чем в Турции. О тех разработках, которые мы внедряли, Турция даже мечтать не могла!Мы втроем — «Оргсинтез», «Техстрой» и я — можем половину России трубами обеспечить. Но с резидентами у нас неравные условия". Потом, когда под угрозой оказываются его прибыли от санатория в Турции. он утверждает обратное: дружбу с Турцией надо сохранять, несмотря на сбитый российский самолет. А то, дескать, турецкий народ обидится. А что, российский народ не должен обижаться, когда российских летчиков расстреливают в воздухе за 17 секунд полета над турецкой территорией? Нам предлагается растоптать свое национальное достоинство, чтобы такие вот воротилы от бизнеса сохранили свои сверхприбыли с Турцией? Ведь им, в первую очередь, и выгодно иметь дело с с этой османской империей. А мы, простой народ, не имеем ничего ни от газа, ни от нефти, ни от оттопыренных у государства заводов, рудников. У народа, ничего не осталось, кроме чувства оскорбленного достоинства. Поэтому не дождетесь, Гасан-эфенди, мы не будем терять остатки национального самоуважения ради Вашего кармана

    • Анонимно
      11.12.2015 14:48

      А мне, например, тоже не понятно -зачем создавать конкурентов с налоговыми льготами нашим производителям, строителям, сокращая рабочие места? Хорошо, когда внедряют технологии, которых у нас нет.

    • Анонимно
      11.12.2015 16:03

      Можно сидеть -упиваться "оскорбленным национальным достоинством", и тем самым оголять тыл, ведясь на провокации, которые портят нашу жизнь. А мы, простой народ, хотим достойно, а, главное, мирно жить, получая достойную зарплату, растить детей и поддерживать родителей. И абсолютно не хочется опускаться до выдуманой вами ущербности, как вы сказали "терять остатки национального самоуважения". Патриоты не те кто самоунижением занимаются, а те кто ищет разумный выход из создавшейся ситуации с минимальными потерями.

      • Анонимно
        11.12.2015 18:45

        Правильно, ломать- не строить! А тут кто-то третий сломал и посыпалось, как карточный домик. Зато будем во всю глотку кричать об оставшемся достоинстве, усугубляя ситуацию похоронами всех возможных отношений.

  • Анонимно
    11.12.2015 14:21

    Что вы заныли,нельзя рвать отношения с Турцией.Мы наследники Великой Золотой Орды,которых никто не победил.Наши предки их били,и поделом.Большевики,в первые дни Революции им отгрузили 10 млн золотом,но они держали против нас дивизии в Великой Отечественной войне.За счёт нас они поднялись в 90-ые,2000 ные.Быстро забываете прошлое,желаете повторить?Тогда Алга.Пока вступайте в Сирийскую армию,клавиатурные воины.Все карты раскрыты.Создав ИГИЛ,укрепив,они через турок пошли бы в Среднюю Азию,на Кавказ,Поволжье.Шло тотальное окружение РФ.С ними нельзя вести экономических отношений,или удушать надо их.Посмотрите вся Европа против нас.Китай затаился.США готова экономически нас душить.Это не бирюльки вам.Папа римский в 2013 году,заявил,что третья мировая война,уже началась.

    • Анонимно
      11.12.2015 16:47

      Ого, как националы взвились! Аж Золотую Орду вспомнили.

    • Анонимно
      11.12.2015 18:36

      Вас послушать так свет выключать перестанешь по ночам. Панику тут наводите.

    • kaz_orphan2
      11.12.2015 19:46

      А Белковский на Жозе сегодня сообщил, что она уже закончилась. Причем давно.

  • Анонимно
    11.12.2015 14:50

    "...себестоимость нашей курицы все равно меньше, потому что фермер с семьей работает, больше никто не нужен, и никаких откатов" - сказочная фраза.Не про Россию однозначно. Ну а позиция против углубления конфликта с турками считаю правильная. Россия только начала набираться сил.

  • Анонимно
    11.12.2015 15:02

    Очень красиво сказано дай Бог все получиться и решиться ......

  • Liko
    11.12.2015 15:02

    С Турцией будет тоже самое что и с Крымом: получили маленький кусок - потеряли большой рынок и стратегические территории. Обычная компрадорщина. Сдача российских интересов идет семимильными шагами.

    • Анонимно
      11.12.2015 15:43

      Не сдача российских интересов.А сдача интересов компрадорскх ушлёпков.Подпиндосников.Кто ограбил страну,вывез деньги,семьи,а народ уничтожает.Свою экономику,промышленность надо подымать.Мы сказочно богаты.Турки голодранцы.Ещё размечтались об Османской империи.Что русским Российскую империю возрождать?

    • Анонимно
      11.12.2015 15:46

      Одни интересы идут в ущерб другим - это ни хорошо, ни плохо, а как данность.

    • Анонимно
      11.12.2015 15:47

      Так давай, уважаемый Liko, сдадим Курилы (лучше все, а не только южные) и получим хороший такой рынок и офигенные такие возможности, а затем Калининградскую область. А что, землицы у нас много ещё... пока. А потом твои и мои правнуки (если повезёт) будут песни сочинять "...отдавай-ка родимую взад!"С.П.

      • kaz_orphan2
        11.12.2015 19:28

        Здравая мысль.

      • Liko
        11.12.2015 20:51

        Если переводить в знакомые вам географические объекты, то правильнее написать - не отдадим Курилы, но отдадим Сибирь китайцам. Вот это вам явно более знакомая аналогия.

  • Анонимно
    11.12.2015 15:05

    Политика остается политикой, а о простом народе никто не думает. Ни у турок, ни у нас.Вроде только начала жизнь налаживаться, бизнес стал развиваться, новые интересные проекты появляться, но опять вмешалась политика, и все откатилось назад. И чтобы мы не говорили, о чем бы не писали, пока этот вопрос не будет решен в верхних эшелонах власти, вряд ли что-то изменится в отношениях бизнеса. А жаль... На самом деле очень интересные проекты. И могли бы принести немалую выгоду, в первую очередь нам. Теперь остается только ждать, как выйдут из этого конфликта Турция и Россия. А разглагольствовать можно очень много и долго, и каждый будет прав по-своему.И все же решение будет зависеть не от нас,а от тех, кто затеял эту "возню".

    • Анонимно
      11.12.2015 16:49

      Проекты-то только у удащливых бизнесменов. Простому народу от них ни тепло, ни холодно

      • Анонимно
        11.12.2015 18:50

        Если бы деревни поднять так, как я тут прочитал. Разве простых людей это не касается?

  • Анонимно
    11.12.2015 15:27

    Отношения с Турцией налаживать надо, но Эрдоган должен официально извинится за происшествие и выплатить компенсации родным и близким погибших солдат РФ .. После этого можно отнрошения налаживать, и еще нефть из сирии в турцию и в другие соседние страны надо прекратить... террористов спонсировать нельзя ни при каких обстоятельствах сдесь Эрдоган неправ.

    • Анонимно
      11.12.2015 15:49

      Народ,который не может постоять за себя,подобен животному,что ведут на убой.Я не хочу этого.

  • Анонимно
    11.12.2015 15:35

    Можно сидеть -упиваться "оскорбленным национальным достоинством", и тем самым оголять тыл, ведясь на провокации, которые портят нашу жизнь. А мы, простой народ, хотим достойно, а, главное, мирно жить, получая достойную зарплату, растить детей и поддерживать родителей. И абсолютно не хочется опускаться до выдуманой вами ущербности, как вы сказали "терять остатки национального самоуважения". Патриоты не те кто самоунижением занимаются, а те кто ищет разумный выход из создавшейся ситуации с минимальными потерями.

  • Анонимно
    11.12.2015 15:46

    Все слова Элмана Гасанова разумны. Можно только насчет турецких строителей поспорить. Конкуренция не мешает, воочию увидеть и посостязаться -это хорошо. Только при равных условиях.

  • Анонимно
    11.12.2015 16:01

    Турки-наши братья.Нужно развивать наши дружеские отношения.Кто-то любит воевать,а кто-то трудиться.В итоге,победит тот кто пашет,строит дома,производит трубы и дарит людям радость труда.Не останавливаться ни перед чем и не бояться ничего.Только что то мне подсказывает,что уважаемого Назарбаева не послушают,потому что он не из русского мира.

  • Анонимно
    11.12.2015 16:29

    Проекты интересные, даже с точки зрения простых обывателей. Успехов в реализации! Что же касаемо сложившейся ситуации, то печально когда политика действует через ни в чем не повинных людей.

  • Анонимно
    11.12.2015 16:53

    Что же эти братья далеко не по-братски поступают- самолеты сбивают, не моргнув глазом! И ничего нас делить на русский и нерусский мир! Мы в Татарстане всегда жили дружной многонациональной семьей, и хотя пятая колонна, подготовленная турками в турецких лицеях, а также дельцы. стригущие купоны на турецких проектах, пытаются вбить клин, не дождетесь. Мы в Татарстане едины

    • Анонимно
      11.12.2015 18:17

      Дельцы не стригущие купоны на турецких проектах как раз клин между странами и вбивают. Да и пятая колонна известно кем создается. Нечего единство Татарстана антитурецкими клиньями подогревать. Мы в России живем едино, потому что исторически научились находить общий язык и уважать друг друга и религиозную принадлежность.

  • Liko
    11.12.2015 17:20

    Замечательный человек, замечательно говорит. Вот только турецкие власти как-то совсем не так ведут, чтобы этот процесс можно было урегулировать.

  • Liko
    11.12.2015 18:10

    Думаю ситуация стабилизируется, когда турки перестанут поддерживать террористов и закроют границу. Такого маленького и очевидного условия будет достаточно.

    • Анонимно
      11.12.2015 18:29

      А еще должны извиниться на уровне Президента. Это и есть главное условие восстановления отношений

      • kaz_orphan2
        11.12.2015 19:31

        А можно извиниться, но границу не закрывать?

        • Анонимно
          11.12.2015 20:06

          А по части извинений - к Эрдогану. Не Россия ведь, а турки самолет сбили за 17 секунд полета над турецкой территорией.

  • Анонимно
    11.12.2015 18:28

    Санкций на запчасти не было, а таможня не торопиться пускать турецкие машины с комплектующими на заводы.. Кому нужен рост цен на автомобили, а ведь как следствие ведет-то к тому. Опять же остановка конвейера скажиться на простых рабочих. https://news.mail.ru/economics/24246644/

  • Анонимно
    11.12.2015 19:14

    красиво написано " было бы " "если бы у бабушки были усы то она была бы дедушкой" если все проекты такие же как проект с обувью то это все сказки . Что бы произвести 1 млн пар кожанной обуви в потребительском ассортименте в год нужно не менее 900 чел производственного персонала , а себестоимость 7 дол. - на кожу не хватит , а тут 1 млн в месяц и 200 чел.или врет или некомпетентен , осторожнее !!!

    • Анонимно
      11.12.2015 21:00

      Вы производитель обуви? Расскажите, пожалуйста, реальные цифры. Тоже хочу специализироваться на обуви, произвели свои расчеты, но у нас размах не фабричный . Его цифры актуальны при определенном объеме, экономически фабричные. Дайте, пожалуйста, ваши цифры.

  • Анонимно
    11.12.2015 19:32

    Пыль пускает в глаза. Не строил он полимер - это завод госснаба выделенный в отдельный субъект и позднее приватизированный.Да и работал он только в начале 90х, дальше так себя...давно уже ничего не выпускают.А так Гасанов всегда говорил о "высоких" людей, то из правительства Азербайджана...которых никто и в глаза не видел, а сейчас из Турции.Подальше его надо держать от политики.

    • Анонимно
      11.12.2015 20:51

      Я был у истоков строительства завода Полимер. Изначально весь проект завода согласовывал у госснаба Гасанов. Это его детище. что-то вы не то говорите.

    • Анонимно
      11.12.2015 21:02

      мы давно работаем с предприятием Гасанова- что-то не складывается в вашем сообщении

    • Анонимно
      11.12.2015 21:09

      Вот это неправда. Про госснаб, когда он завод организовывал все знают, кроме вас похоже.

  • kaz_orphan2
    11.12.2015 20:07

    «Местное население в Турции сейчас благодарит Эрдогана

    Интересно послушать какими словами его кроют те, кто эти овощи-фрукты выращивал

  • Анонимно
    11.12.2015 22:31

    Товарищ не хочет конкуренции по трубам и строительству. Турецкие трубы везде есть , а его где? Фундаментальная наука ни СССР не помогла выжить, ни России сейчас.

    • Анонимно
      12.12.2015 09:47

      Суть не ловите. Никогда вражда не являлась фундаментом. Все нормальные адекватные люди хотят мира.

  • Шпажист
    12.12.2015 00:09

    Примирение Путина и Эрдогана невозможно по факту, т.к. второй просто не то что унизил первого, а полностью подорвал авторитет Путина и России на межд.арене, кот. Путин выстраивал 15 лет.После такого не то что не мирятся, а очень жестко наказывают за предательство, не говоря о том, что больше никогда в жизни не имеют ничего общего с таким человеком, вкупе с прецендентом чтоб даже мыслей не появлялось в будущем восставать у других. Месть как говорят подают холодной, но Эрдогана Комитет порвет просто как тузик грелку.

  • Анонимно
    12.12.2015 06:30

    Эти османы не первй раз вонзают нож в спину России.Пусть наконец разберуться со своими мозгами и советью.

    • Анонимно
      12.12.2015 09:41

      Читайте внимательнее статью. Здесь не историю перекраивают. А людям помочь хотят.Нашим людям. Не надо включать эмоции там, где они только мешают.

  • Анонимно
    12.12.2015 11:23

    Что предложил Гасанов? Наш бизнес поддержать, наших людей поддержать, а не заниматься грязью и не терять человеческое лицо. Никто не осмелился бы сегодня поднять эту тему. Спасибо ему и его единомышленникам, что он хочет возобновить дружбу Турции с Россией. У нас смешенные браки, и я одна из них, что будет с нами и нашими детьми. Прежде чем осуждать, подумайте, что Вы сами сделали для народа и человечества.

  • Анонимно
    12.12.2015 12:48

    Мир держится на таких, как Гасанов. Больше таких людей было бы, может воин меньше стало. Спасибо, г-н Гасанов, что выражаете мнение, которое бояться сказать вслух.

  • Анонимно
    12.12.2015 16:25

    Все логично.Жаль, что Эрдоган пошел на конфликт, видимо по просьбе Обамы.Не умно.Столько труда пропало.Думаю, что такие люди как Гасанов способны восстановить деловые и дружескик связи между нашими странами.Удачи в его деятельности на благо России. Андрей

  • Анонимно
    13.12.2015 00:11

    весь конфликт в сирии основан на экономических интересах его сторон. Думаю, Россия защищает там экономические интересы газпрома и нефтяных корпораций. Как и Турция защищает свои интересы в этом соседнем регионе. Относительно случая с российским самолетом, то безусловно политические меры воздействия здесь актуальны (разрыв дип отношений, транспортного сообщения),хотя и мало эффективны. Приостановка турецкого патока тоже понятна и вполне адекватна. Однако относительно экономических ограничений, затронувших представителей среднего бизнеса целесообразно было бы оставить принятие решения о сотрудничестве за самими бизнесменами и рядовыми гражданами, которые бы сами выбирали лететь отдыхать в Турцию или нет,покупать турецкое или нет.

    • Анонимно
      13.12.2015 12:37

      Никто не знает как именно произошла ситуация с самолетом.Кто отдавал приказ турецким пилотам. Может и Эрдогана поставили на место за то, что Турция мало того, что не включилась в санкции против нас, так еще и серьезные проекты с РФ обозначились. В таком случае понятно, почему президент Турции не может извиниться- это все равно, что подписаться в собственной несостоятельности как главы государства, который не управляет военными в стране. Очень не продумано выглядит это действие на фоне реальных интересов.

  • Анонимно
    13.12.2015 16:23

    Дальше - больше. Уже турецкий сейнер на российский корабль тараном идет. И все - "бедняжка" Эрдоган?

  • Анонимно
    13.12.2015 18:40

    толковые советы молодец.Мне тоже непонятно Зеленодольск выпускает качественные холодильники а хотят китайцы чтоб производили холодильники.

  • Анонимно
    13.12.2015 19:42

    В Херсонской области, по заявлению депутата Украинской Рады, турецкая ОПГ по типу ИГИЛ" "Серые волки " появились. Связь у них через крымских татар, которые всю жизнь мечтали о присоединении к Турции.Украина в панике. Во наши "братья"-турки отжигают,не слабо!

  • Анонимно
    14.12.2015 08:30

    Убивают собственное производство в угоду "турецким друзьям" за бакшиш...

  • Анонимно
    2.01.2016 21:34

    В России достаточно денег. Надо отрегулировать практику корпоративного управления и защиту миноритариев, вместо того, что бы создавать тепличные условия иностранцам ( туркам в том числе).

  • Анонимно
    3.01.2016 21:07

    С одной стороны тепличные условия для иностранцев формирует развитие технологий производства и повышает рейтинг инвестиционной активности страны, с другой стороны - это должно касаться либо недостаточно развитых сфер, либо сводиться к модернизации действующего производства.

    Приведу пример. На днях с сыном смотрели фильм 30-летней давности производства США. Какого было его удивление - когда он увидел кроссовки на герое фильма, которые по технологии производства в РФ появились максимум лет 5 назад. По технологиям нам еще догонять и догонять.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль