Общество 
21.12.2015

Митрополит Феофан: «Какой-то разгул зверства! Что происходит?»

Как глава Татарстанской митрополии разглядел в гербе республики «золотого тельца», а муфтий РТ зачитал пророчество Мухаммеда о ДАИШ

Сеанс массового покаяния СМИ в грехах и разврате прошел в субботу в КФУ под маркой круглого стола, посвященного вопросам нравственности. Грехи отпускали митрополит Феофан и муфтий Камиль Самигуллин, а каялись другие участники: глава ТНВ Ильшат Аминов, вице-спикер Госсовета РТ Римма Ратникова и даже советник ректора университета Юрий Алаев, назвавший госцензуру благом. О том, как митрополит заклеймил тусовки и золотую молодежь, а муфтий рассказал, чем кончит ДАИШ, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

«ВОН ТАМ, ГДЕ СИМВОЛ РЕСПУБЛИКИ... ЧТО ТАМ СТОИТ? ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ, БОГАТСТВО»

Сделать «духовно-нравственную культуру» молодежным трендом попытались накануне в КФУ, где на круглом столе в присутствии студентов встретились два заглавных религиозных деятеля республики: митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) и муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. Им и отвели центральное место за условным круглым столом (которого на самом деле, разумеется, не было ни в овальном, ни даже в квадратном варианте), а по сторонам рассадили светских деятелей: ректора университета Ильшата Гафурова, заместителя председателя Госсовета РТ Римму Ратникову и гендиректора телерадиокомпании ТНВ Ильшата Аминова. Заявленный в анонсе член российского Совфеда Олег Морозов в президиуме не появился и в зале замечен не был, хотя некоторые СМИ второпях причислили и его к участникам встречи.

Тем не менее собрание, проходившее под вывеской «Духовно-нравственная культура молодежи и традиционные ценности российского общества», пользовалось популярностью: в небольшой актовый зал Института филологии и межкультурных коммуникаций КФУ набились не менее 300 человек, зрители стояли даже в проходах. Гафуров, как и положено ректору вуза и бывшему елабужскому градоначальнику, начал заседание сухо и академично — с перечисления «большой работы», которую проводит университет в сфере межконфессионального взаимодействия. Отчет занял минут 10, в течение которых аудитория обреченно впитывала исходящие от ректора эманации нравственности. Казалось, что и обсуждение сведется к тому, какими успехами, судя по словам Гафурова, увенчалось в Татарстане «многовековое совместное проживание конфессий». Но тут модератор, в роли которого выступал советник ректора Юрий Алаев, передал слово митрополиту Феофану, и атмосфера мгновенно оживилась.

«Что происходит? Что нам преподносят СМИ, какие сюрпризы?» — начал митрополит запальчиво, и зал поневоле начал переглядываться: уж не случилось ли чего и не пора ли делать ноги? Впрочем, владыка недолго держал слушателей в неведении и начал приводить примеры: «То сын у нас в Казани жестоко убивает мать, то 15-летняя девочка со своим другом убивают отца, то вообще отец убивает детей своих и жену. Какой-то разгул зверства! Что происходит?»

Кинув в пространство несколько риторических вопросов, Феофан тут же на них и ответил: «Происходит подмена ценностей. Подмена смысла жизни как такового». И творится это на протяжении последних двух десятков лет. А отсюда такие «уродливые явления религиозной сферы, как ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.)». Впрочем, не только оно.

Воздев глаза к потолку актового зала, глава Татарстанской митрополии неожиданно заявил: «Вон там, примерно на вершине, где левочка нарисован, символ республики, посмотрим туда, как бы мы пошли к тому центру? Что же там стоит? То, что называется золотым тельцом, богатством...» — продекларировал Феофан, чем произвел еще большее замешательство, особенно среди сотрудников вуза, которые с беспокойством озирали стены и купол: вдруг там и вправду телец, а не величественный белоснежный барс на красном фоне с державно приподнятой правой лапой? Но все было вполне пристойно. Архиерей, между тем, громил богатство: «Смысл какой? Миллионы, миллиарды... И что самое порочное: через богатство — к удовлетворению своих прихотей и самых низменных чувственных инстинктов. Вот говорят: золотая молодежь... А в чем ее золото? Это гнилые попойки, грязные тусовки, это различные корпоративчики, о сути которых стыдновато говорить...»

И, смешав в одно целое «разгул зверства», ДАИШ, золотого тельца и попойки, Феофан как-то легко затянул в тот же порочный круг и Аминова, который до этого мирно сидел в президиуме, рассеянно изучая собственные ботинки. «Ну а здесь я перехожу прямо к нашему собрату, носителю СМИ — голубому огоньку, — бросил пламенный взгляд в сторону Аминова митрополит. — Как раз очень много ложных посылов дает телевидение как воспитатель. Давайте мы проанализируем телевизионные программы, что мы видим? Я как-нибудь возьму и пощелкаю: на центральных каналах — кровь, банда, какие-то петербургские разбитые фонари. Но самое главное — души разбиваются. Помните, как в «Бесах»: «Заблудились мы, сбились с дороги и не знаем, куда идти», — вздохнул владыка.

«КОГДА УВИДИТЕ ЧЕРНЫЕ ФЛАГИ, ПРИНИКНИТЕ К ЗЕМЛЕ»

Разговор тем временем плавно сместился к Ближнему Востоку. Татарстанский митрополит вспомнил, как многие годы жил и работал в этом регионе: в Египте, Сирии, Ливане, как «исколесил всю Африку». «Мне припоминается, что я в любое время дня и ночи в одеянии православного священника мог идти, не опасаясь за свою жизнь, — рассказал Феофан. — Не опасаясь, что какой-то экстремист-террорист на меня нападет. И что получилось за последние 10 лет или даже меньше? Искусственно навязанные противостояния конфессионального характера, умело подогретые, с посылами иной красивой жизни, свободной и демократической, нарушили привычный порядок вещей. Тектонические сдвиги получились...»

По словам главы Татарстанской митрополии, арабский мир до вмешательства Запада жил и развивался, укорененный в своих традициях. Но стоило ему искусственно навязать ценности иного характера, как случилось полное смятение. «Случился разлад с исторической данностью, религиозной и национальной укорененностью народа, — констатировал Феофан. — В результате человечество сейчас стоит перед очень опасной чертой, потому что наметившееся противостояние носит цивилизационный характер. Никогда Восток не примет нормы жизни западных цивилизаций. Иной менталитет, иная религиозная сущность. Кому выгоден этот ад? Видя, что происходит там, мы ни в коем случае не должны наступать на те же грабли в своей стране».

Впрочем, говоря о войне в Сирии, митрополит еще раз дал понять, что никогда не поставит знак равенства между мусульманином и террористом. «Нет более врага для мусульман, чем эти террористы», — подчеркнул он и тепло посмотрел в сторону сидящего от него по правую руку татарстанского муфтия Самигуллина. Таким образом, слово за круглым столом перешло от православных к мусульманам.

«Благодарю владыку за то, что он разглядел этот нюанс, — дипломатично кивнул Феофану Самигуллин. — В хадисах пророка Мухаммеда сказано, что эти люди (террористы ДАИШ прим. ред.) будут вылетать из ислама подобно тому, как стрела вылетает из лука. То есть у них не будет отношения к нашей прекрасной религии», — заверил он митрополита.

Выступление муфтия тоже оказалось по-восточному цветистым и сдобренным цитатами не хуже какого-нибудь древнего арабского трактата. Начал он с того, что напомнил слова татарско-башкирского богослова Ризаитдина Фахретдина о том, что воспитание без религии — это отсутствие воспитания. «Потому что только вера в отчет, который предстоит дать за прожитую жизнь, заставляет человека не совершать грехов, — объяснил Самигуллин. — Иначе за каждым человеком придется поставить полицейского, а за этим полицейским — еще одного полицейского, и так далее».

ДАИШ муфтий назвал болезнью, которая разгрызает человечество изнутри. «Буквально вчера я прочитал очень красивый пост, его написал шейх Хабиб Али Джифри, популярный мусульманский проповедник в арабских странах: «Никогда не говори, что суннит убил шиита, и не смейте говорить, что шиит убил суннита. А скажи: преступник убил человека», — рассказал Самигуллин.

И тут же глава Татарстанской митрополии огорошил зал апокалипсическими предсказаниями о том, что появление запрещенной в России ДАИШ было предсказано еще основателем ислама, пророком Мухаммедом. В качестве доказательства Самигуллин привел хадис из книги «Аль-Фитан» Али ибн Абу Талиба: «Когда увидите черные флаги, приникните к земле и не шевелите ни руками, ни ногами». «То есть не идите в ту сторону и не помогайте им, — пояснил муфтий и продолжил цитирование. — «Потом появятся слабые люди, которым никто не будет придавать значения». То есть они не смогли реализоваться в этом мире, ничего у них не получилось», — растолковал Камиль хазрат. Далее каждая цитата сопровождалась своеобразным синхронным тафсиром. «Их сердца будут черствыми как железо» — вы видите, что они делают с детьми и женщинами. «И у них будут притязания на государство» — вы видите, что происходит. «Они не будут сдерживать обещания и выполнять договоры. Они будут призывать к истине, а сами не будут следовать ей. Они будут звать друг друга по куньям и давать себе прозвища по городам» — Абу-Бакр, Абу-Идрис и так далее. «А их волосы будут длинными и распущенными, как у женщин. ...В последнее время выйдут люди, молодые годами, глупые, они будут использовать хадисы пророка, они будут читать Коран, но слова не будут спускаться ниже их глотки».

Модератор Алаев, видимо, зачарованный точностью и наглядностью предсказания, не удержался от вопроса: «Раз все так заранее подробно расписано... В ваших книгах не сказано, чем эти люди кончат?»

«Сказано, — успокоил Алаева Самигуллин и выдал последнюю цитату. — «А после они впадут в разногласия между собой, и тогда Аллах явит истину тому, кому пожелает», — и заключил уже более-менее светским языком. — Нам надо сплотиться, быть вместе, улучшать свою образованность, и тогда по воле Господа нас никто не собьет».

САМИГУЛЛИН: «ИМАМ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ СТАТЬ ВЛАДЫКОЙ». ФЕОФАН: «СМОЖЕШЬ, ЕСЛИ ЗАХОЧЕШЬ»

После этого логичным выглядел вопрос, почему же молодые люди из России все-таки уезжают в ДАИШ. Его и задал студент КФУ по имени Роман. Камиль хазрат опять предпочел ответить примерами, хотя и более исторически близкими, чем послания пророка. «Недавно на границе поймали одного иудея, совсем еще молодого человека из Израиля, который тоже собрался в ДАИШ, — поведал он, подчеркнув, что все были удивлены поступком израильтянина. — Когда его спросили, зачем он пошел на это, парень ответил, что «там все настоящее, все живое». То есть он уехал от интернета и прочего искусственного существования. А другому, уже взрослому мужчине, сидевшему без работы, жена (как он выразился) проела плешь, он психанул и уехал в Сирию. То есть, как я уже сказал, туда отправляются люди слабые, у которых мир ускользает из рук».

Митрополит Феофан по этому же поводу высказался еще предметнее: «Вот если сейчас в этой аудитории, по крайней мере, среди ее славянской части провести соцопрос, я уверен: выяснится незнание своих традиций и религиозных корней. И здесь надо задуматься власти, к чему ведет безграмотность», — указал владыка, прозрачно намекая на свою любимую тему: необходимость преподавания основ православной культуры и основ ислама для подрастающего поколения республики.

Пока же главы двух основных конфессий Татарстана заключили на глазах изумленной публики джентельменское соглашение о том, чтобы общаться общинами. Оба охотно признали, что это вполне возможно. Тем более что, как подчеркнул Феофан, «есть постулаты, которые объединяют православных и мусульман в нынешнем лукавом развращенном мире: вера в единого Бога, бессмертие души и ответственность за прожитую жизнь». Камиль хазрат с этим охотно согласился, заметив лишь, что «имам никогда не сможет стать владыкой». «Сможешь, если захочешь», — лукаво подзадорил муфтия митрополит. «Вы тоже», — улыбнулся Самигуллин. Феофан хмыкнул и вспомнил, что в РПЦ был «такой священник Полосин (Али-Вячеслав Полосин, разработчик социальной доктрины российского ислама, бывший калужский священникприм. ред.)». «Был моим подчиненным, а стал имамом», — посетовал архиерей. «Богословом стал, а имамом — нет», — поправил его муфтий.

Попикировавшись таким образом, Самигуллин и Феофан все-таки в очередной раз утвердили себя союзниками. Хотя бы потому, что, по словам митрополита, «человечество исторически не помнит себя безрелигиозным». И даже атеизм — это тоже религия. Из зала тотчас же попросили объясниться. «Если коротко: портреты членов политбюро в СССР висели как иконы, и в каждом официальном учреждении был обязательный святой уголок с портретом Ленина, — начал перечислять Феофан. — До сих пор мощи пролетарского вождя, правда, не святые, лежат на Красной площади. Были и догматы, главный из которых: «Бога нет», и все». И радушно махнул рукой студенту, задавшему вопрос о сути атеизма: «Приходи ко мне, я тебе расскажу».

Стоит отметить, что по итогам круглого стола татарстанский митрополит пригласил к себе на беседу как минимум трех слушателей из зала, при этом каждый раз обещая, что встреча будет личной.

Юрий Алаев
Юрий Алаев

«ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ — АДВОКАТЫ ДЬЯВОЛА»

Наконец, очередь выступать дошла до Аминова, которого Феофан еще в самом начале разговора упрекнул в пропаганде «зверств» посредством «голубого огонька». Насколько не по адресу прозвучал этот упрек, почувствовали многие, кто знает Аминова как сторонника «позитивного телевизионного вещания», в том числе и модератор Алаев, который со смешком предложил: «Рядом с Ильшатом, дай Бог, посадим и Эрнста — придет время». Однако Аминов, начиная свой спич, смиренно склонил голову перед митрополитом со словами: «Я привык к тому, что во всех бедах винят телевидение».

По словам главы ТНВ, телевидение, как и многие другие СМИ, для достижения своих рейтингов действительно эксплуатирует простейшие человеческие инстинкты: самосохранения, продолжения рода и доминирования.

«Но сейчас идет коренной слом, — постарался смягчить свою «вину» Аминов. — Монополия СМИ как институтов (включающая в себя средства изготовления информации: типографии, имущество телекомпаний, в том числе ретрансляторы, «тарелки») уходит в прошлое. Сегодня мы наблюдаем взрывное развитие неинституциональных СМИ. То есть любой человек, сидящий здесь, в этом зале, является сам себе средством массовой информации. Один молодой человек с айфоном может заменить целую телекомпанию. Так что мы все здесь — адвокаты дьявола», — заметил директор ТНВ Феофану.

По словам Аминова, сегодня меняются и подходы к подаче информации. Если в 1990-е годы не было никаких ограничителей («Кто-нибудь помнит программу «600 секунд»? — обратился тележурналист к залу, но ответом ему было молчание), то теперь совершенно другие критерии социальной ответственности. А вообще, ТV — всего лишь зеркало. Не нравится — посмотрите сначала на себя», — вздохнул он.

«Ну это расхожий тезис, — парировал Алаев. — Важно, почему начали меняться подходы. Не потому ли, что другую политику теперь проводит государство? Поневоле задумаешься, что цензура способна быть благом, как бы это кощунственно ни звучало».

Ратникова, которая помимо должности в Госсовете занимает также кресло председателя республиканского союза журналистов (СЖ), добавила от себя «покаянных нот». «Мы сами участвовали в этом (имеется в виду в информационном «разгуле» 90-х годов прим. ред.) и много, наверное, худого принесли, — призналась она, также искоса поглядывая в сторону Феофана. — Но большинство людей, сидящих здесь, еще тогда не родились. Они не виноваты».

По мнению Ратниковой, эйфория демократии пришла к нам с Запада и упала на неподготовленную почву. «Понимания религии не было, — уточнила председатель СЖ. — Хотя сами американцы — религиозные люди, у них в каждом гостиничном номере для постояльцев хранится Библия. И у европейцев тоже. Но к нам они принесли свои идеалы в тот момент, когда у нас не было Бога. Однако демократические ценности нами выстраданы: и права человека, и свободы», — неожиданно резюмировала она.

Найдя, таким образом, виноватых и заклеймив их в упадке нравственности, участники круглого стола начали подводить итоги. Кто-то предложил сделать встречи с молодежью регулярными, кто-то посетовал, что современное поколение мало читает. Митрополит Феофан, как раз подтверждая свою репутацию книгочея, отличился тем, что наизусть рассказал отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Остановись»: «Но ты хотя б однажды в мире, когда он спит или кипит, остановись, как лошадь в мыле, почуяв пропасть у копыт».

Все было вполне чинно и пристойно, пока Ратникова вдруг не надумала рассказать историю, доказывающую, по ее мнению, как в Татарстане чтут межконфессиональный и межнациональный мир в отличие от других регионов. По ее словам, какое-то время назад она была вместе с детской группой в Макарьевском монастыре (в Нижегородской области прим. ред.). Экскурсию проводила одна из монахинь, которая во время прогулки, рассказывая о здешних достопримечательностях, пнула ногой какой-то холмик со словами: «А здесь могила татар поганых, которые на нас напали». «Я спросила монахиню (тем более дети очень удивились, что их назвали «погаными»), почему она так сказала, — вспоминает Ратникова. — Она какое-то время думала, а потом объяснила, что так написано в их старинных книгах. Впоследствии мы написали письмо с просьбой разобраться, и нам ответили, что монахиню «уволили» из монастыря и перевели на скотный двор».

Повисла неловкая пауза, которую не смог разрядить даже модератор Алаев. «Это был скотный двор Оруэлла», — ни к селу ни к городу зачем-то предположил он. Митрополит Феофан, которому такой итог круглого стола тоже явно не понравился, сказал в микрофон что-то про «ложку дегтя в бочке меда» и некоторое время яростно перешептывался с Ратниковой.

Однако даже после неудачного занавеса публика расходилась воодушевленной и в гардеробе продолжала обсуждать, кто из спикеров им приглянулся больше всего. «А мне про тусовки не понравилось, — возразил какой-то парень, на внешний вид не старше первокурсника. — Зачем они так? И вообще, что они в этом понимают!»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (103) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    21.12.2015 08:40

    Грехи может простить только Всевышний Аллах! но никак не Феофан, Самигуллин или им подобные!

    • Анонимно
      21.12.2015 08:55

      Вы, видимо, молодой ещё человек. Не знаете, что такое политика партии. Спасибо ещё будете говорить, что Феофан отпущение принимает. А не младший секретарь старшего послушника.

    • Анонимно
      21.12.2015 09:23

      Верно. Но журналисты этого не понимают. Для большинства вся суть веры в кресте или полумесяце

  • Анонимно
    21.12.2015 08:45

    «Это был скотный двор Оруэлла» - золотые слова! Всегда актуально и применимо к России ))

    • Анонимно
      21.12.2015 12:04

      ну да все хорошее видимо видеться на расстояние как у Вас там в священном государстве? Мир, благодать и всеобщее благоденствие? Про казни и прочие радости "скотного двора" явно врут российские СМИ?

  • Анонимно
    21.12.2015 08:52

    Бородатые мракобесы вещают "истину" в КФУ(!!!). Очень в духе времени. Как громили лаборатории КГУ веком ранее их предшественники - семенаристы, не вспоминали под чаек?Страна превращается в днище.П.с. Аминов представлял журналистику?:)Можно было их запереть и скрытыми камерами снять фильм покруче Рязановского "Гаража".

    • Анонимно
      21.12.2015 09:25

      Веком ранее - в 1915 г. - никакого КГУ не было и в помине, был Императорский Казанский Университет.Через 2 года ИКУ разгромили не семИнаристы, а небольшое количество воинствующих студентов-безбожников, исповедовавших человеконенавистническую религию (предлагали и исполнили физическое уничтожение целых социальных слоев общества) марксизм-ленинизм.Если Вы "патриот" КГУ, то обязаны знать его историю.Почитайте хотя бы красного профессора М.Корбута.

      • Анонимно
        21.12.2015 10:02

        Простите, ошибся на век:"В 1824 году на факультете анатомии Казанского университета произошел погром.Туда ворвался архиепископ Казанский Амвросий и попечитель университета от министерства духовного просвещения, некто Магницкий. Все препараты анатомической коллекции были сброшены в специально заготовленные гробы, вывезены и под колокольное пение похоронены на специальном кладбище. Примерно четверть коллекции составляли препараты, изготовленные из коз, собак, свиней, лошадей. Более того, по правилам анатомии все препараты деперсонифицированы, т.е. они не имеют имен, это неизвестные люди неизвестного вероисповедания, неизвестных фамилий. И когда профессура Казанского университета попыталась, даже не возмущаться, а удивляться, 11 человек профессоров были немедленно уволены Магницким, попечителем университета, и Магницкий в ужасе от того, какое безбожие от анатомии произошло в Казанском университете, подал петицию-прошение в министерство просвещения с предложением снести Казанский университет вплоть до снесения стен.Вот так вот — разгромить кафедру анатомии и цензурировать научную литературу, а также предложить снести университет — это вот и есть вклад церкви в науку."П.с. я не "патриот" КГУ и ничего не обязан, тем более Вам. Просто, предпочитаю здравый смысл, древнееврейским сказкам.

        • Анонимно
          21.12.2015 10:51

          Извините, но "Вы слышали звон, но не знаете от кого он".Вы вольно пересказали злобные "сказки" воинствующих безбожников начала 1920-х годов, когда происходило разрушение научных школ ИКУ и образование марксистско-ленинской "красной профессуры".Дело было несколько иначе."Анатомичка" ИКУ в 1820-х гг. располагалась в Подлужной слободе.Профессора-медики манкировали своими обязанностями и анатомические препараты, в том числе и человеческие трупы загнили.Жители Подлужной слободы страдали от ужасного запаха и не раз жаловались в разные инстанции.Магницкий, направленный с инспекцией в ИКУ для рассмотрения многочисленных жалоб, действительно увидел многочисленные недочеты в работе ИКУ.По приказу Магницкого все пришедшие в негодность (извините за правду - просто сгнившие) анатомические человеческие препараты были похоронены по христианскому обряду.Все эти факты хорошо описаны в истории КУ.И, конечно же, архиепископ Казанский и Свияжский никогда не "врывался на факультет анатомии Казанского университета" (которого, кстати, никогда не было в ИКУ) и тем более не "производил там погром" (нельзя громить то, чего нет, если только в больном воображении?).После "ревизии" Магницким ИКУ, ректором ИКУ был избран молодой профессор Н.И.Лобачевский и "функционирование" ИКУ наладилось.Магницкий никогда не предлагал "снести Казанский университет вплоть до снесения стен".Он предлагал закрыть ИКУ, так как многие (но не все) его профессора манкировали своими обязанностями, а студенты просто бездельничали и пьянствовали.Что касается "цензуры научной литературы", то она была всех "строже" при власти большевиков и их последователей марксистов-ленинцев.Да и ныне "научная цензура" одна из самых "строгих". Чтобы опубликоваться в научном журнале, надо пройти многоступенчатую (порой число "ступеней" больше 5) цензуру: кафедральную, институтскую, университетскую, журнальную.Эта "цензура" входит в "повседневную жизнь ученых".На мой взгляд в "древнееврейских сказках" смысла гораздо больше, чем в богоборческих "большевистских сказках".История всегда все "расставляет по полочкам на свои места".

          • Анонимно
            21.12.2015 12:37

            Ну по полочкам, так по полочкам.Немного хронологии в вопрос вклада церкви в науку в России:«В 1740 году, по инициативе М.В.Ломоносова, была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили. По мнению церкви, вред книги уже в том, что "если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил?"В 1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке». В книге автор выступал против средневековых научных взглядов о строении Вселенной, что вызвало резкие нападки духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию». Книга, как и следовало ожидать, была запрещена.В 1757 году Синод потребовал «приостановить» научную деятельность М.В. Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях» и предать огню его научные труды.В 1764 году закрыт организованный М.В. Ломоносовым при Академии Наук научно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», в котором публиковались статьи по астрономии. Мотив всё тот же. Статьи были, по мнению церковников, «вере святой противные и с честными нравами несогласные».Для справки: Русская православная церковь выступала с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала XX века(!!!!!). Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в 1914 году книга священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит». Автор «опровергал» систему Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви (!).До 1815 года с "благословения" РПЦ издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением».В 1819 году были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета, по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие Творца человека на анатомические препараты» (от автора: вот "распилить" тело "святого" на мощи - пожалуйста, но для поиска причин болезни и лечения оной - ни в коем случае!).В 1850 году не допущена к печати статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея».После публикации Рулье в1859 году в газете «Московские ведомости» лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель мог «согласить с первой главой книги Бытие».В 1866 году из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими».В 1873 году был запрещён труд немецкого философа и естествоиспытателя Эрнеста Геккеля «Естественная история мироздания».В 1879 году уничтожены все экземпляры книги Георга Финлея «Византийская история с 716 по 1453 год», в которой, по мнению церковников, имелись «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви».В том же 1879 году, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции.В 1879—1880 годах запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов».В 1890 году запрещена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение». 5 лет спустя «святые отцы» добрались и до первоисточника, запретив за «материалистический характер» книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».В 1893 году изъята из распространения книга Г. H. Гетчинсона «Автобиография Земли, общедоступный очерк исторической геологии». Духовная цензура аргументировала свое решение тем, что автор не согласовал своих взглядов с церковным учением о сотворении мира, и поэтому книга «подрывает основы религии».В 1902 году сожжён весь тираж книги Геккеля «Мировые загадки», так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека».Сейчас православные попы снова, как тараканы на батарею, лезут в школы, чтобы под видом «христианской этики» нести свои бредовые «учения» в неокрепшие умы. Чему они могут научить детей? Смотрите выше. Так нужна ли школе церковь, а ученикам "православие" вместо астрономии?»

            • Анонимно
              21.12.2015 18:55

              "Однобокие" у Вас "полочки"-весы - все против верующих в единого Б-га, все за воинствующих безбожников-атеистов.Хотя первые (верующие) против последних (воинствующих безбожников) все равно что "нецелованные пионерки" против девиц стоящих на южной трассе в любое время дня и ночи при любой погоде.Воинствующие безбожники учат детей, что Земля вращается вокруг Солнца, не приводя ни единого доказательства.Просто воинствующим безбожникам необходимо опровергнуть любым путем Библию, где говорится, что Земля центр Б-жественного мироздания.Уверен, что и Вы, разлагающий все по "полочкам" не приведете ни единого экспериментального доказательства того, что Земля вращается вокруг Солнца.Вы просто врете детям, что имеете такие доказательства.А что сотворили воинствующие безбожники с современной наукой и говорит тошно.Один пример с Церном чего стоит - затрачены миллиарды евро налогоплательщиков разных стран (в том числе и России), а результат ноль.Но вранья и амбиций на Собакевича хватит.Так, что лучше посмотрите и посчитайте на своих безбожные "полочки".Хорошо известен факт - в чужом глазу и соринку заметят, а в своем и бревна не увидят...

              • Анонимно
                21.12.2015 19:39

                Т.е. на все аргументы, вы нашлись ответить только: "на себя посмотри!"?Ну так я на себя и смотрю регулярно, смотрю требовательно., Только я ведь в отличие от вас на истину не претендую, власть, бабло бюджетное - так что с нас спрос совсем разный.

                • Анонимно
                  21.12.2015 20:06

                  Что значит ответил "на себя посмотри"?Я Вас - воинствующих безбожников - обвинил во лжи, в насаждении школьникам слепой веры, во вранье о вращении Земли вокруг Солнца.Я Вас - воинствующих безбожников - обвинил в неэффективном, в бездарном использовании средств налогоплательщиков в ЦЕРНе и во вранье в интерпретации результатов экспериментов на БАКе.Вы, как яркий представитель, воинствующих безбожников, привыкли к подмене тезисов, забалтыванию конкретных вопросов и навешиванию ярлыков на оппонентов.Хотя бы на детский вопрос о том, кто вокруг кого вращается - Солнце вокруг Земли или наоборот, дайте конкретный ответ и приведите экспериментальные данные.Экспериментальных данных о вращении Земли вокруг Солнца нет и быть не может.Вы врете детям.И ясно с какой целью.

                  • Анонимно
                    21.12.2015 21:04

                    Вывсеврети!:)Ну собственно вы и проиллюстрировали, что "бородатых бизнесменов" подпускать к университетам и иным учебным заведениям нельзя на пушечный выстрел.Во первых "безбожники", как правило не воинствующие. Воинственность и нетерпимость по вашей части. Верьте хоть в Одина, главное свои заблуждения не навязывайте обществу по "госпрограммам".Ну про неэффективное расходование бюджетных средств - просто смешно слышать это от сосущих из бюджета жирных комаров, вроде вас.Если вы не знаете ответа на вопрос, что вокруг чего вращается, то вы попали в 25% тупых американцев, по недавней статистике - они тоже не знают.(процент религиозных среди которых всяко выше нашего)Если бородачи будут и далее лезть в образование, то вскоре мы америчку по таким опросам догоним и перегоним.Если бы вы читали что-нибудь научно-популярную хотя бы литературу, вместо семинарского бреда, то возможно бы знали, что помимо доказательства опытом, существуют научные исследования, НАБЛЮДЕНИЯ, а так же теоретические научные методы, моделирование.(понимаю, сложно, легче парить про то, что молния - это колесница пророка Илии гремит)Вас воинствующих клерикалов, можно обвинить в бездумном обслуживании интересов власти, но не буду. Хесус Иосифович вам судья. По вашей же теории увидит он и если откаты берете, и если бабушек разводите на бабло, и если вдруг(!) лицемерствуете, прогибаясь начальству. Да только не верите вы ни во что, т.к. боялись бы грешить, а ничего не боитесь.Есть все основания полагать, что неразвитость науки в России и отсталость России от стран Европы в культурном отношении были связаны, исторически, именно, с запретом на свободомыслие. А свободомыслие - ваш главный враг и пока вы с ним успешно боритесь."Кадило крутится - лавэха мутится", как говорил классик.Добра вам, искренне желаю. Хотя бы наедине с собой будьте честны и не обманывайте себя.

                    • Анонимно
                      21.12.2015 21:34

                      Сколько слов ни о чем.Оскорбления оппонента не являются доказательствами в классической науке.У Вас и просили-то всего ничего - привести экспериментальные доказательства вращения Земли вокруг Солнца.Если их нет, то это не научный факт, а рабочая гипотеза.И просили объяснить куда и на что потрачены десятки миллиардов евро налогоплательщиков (в том числе и российских) в ЦЕРНе и объяснить достигнутые в результате этих трат результаты.Только и всего.А тут море "воды".Похоже ответа нет или он отрицательный...Особенно смешно читать про то, что "существуют научные исследования, НАБЛЮДЕНИЯ, а так же теоретические научные методы, моделирование...".Все люди каждый день НАБЛЮДАЮТ, как Солнце вращается вокруг Земли.Научно докажите обратное.Уверен - не сможете.

                  • Анонимно
                    21.12.2015 21:20

                    Ну если экспериментальных данных нет, то в равной степени нельзя утверждать и обратное. Лукавите, однако. Или у вас есть данные, что Земля не вращается вокруг Солнца?

                    • Анонимно
                      21.12.2015 21:45

                      Да.Научных данных о вращении Солнца вокруг Земли нет (и быть не может пока мы с Вами находимся на Земле).Но я каждый день вижу, как Солнце вращается вокруг Земли.И просто верю в это, верю.Воинствующие безбожники, не имея никаких научных доказательств, утверждают, что Земля вращается вокруг Солнца и ЗАСТАВЛЯЮТ верить в это других, в том числе и детей.Гелио- и геоцентрические системы мира всего лишь научные гипотезы, но вторая мне больше нравится...Она (гипотеза о вращении Солнца вокруг Земли) более красивая на мой взгляд.

                      • Анонимно
                        21.12.2015 22:33

                        Красота - это страшная сила! Но это только гипотеза, что Солнце вращается вокруг Земли.

                        • Анонимно
                          22.12.2015 07:57

                          Но также гипотеза, что Земля вращается вокруг Солнца.Две гипотезы, но подтверждение первой (Солнце вращается вокруг Земли) мы визуально наблюдаем каждый день.

              • Анонимно
                21.12.2015 21:21

                Так приведите факты с "другого бока", когда церковь способствовала ПРОСВЕЩЕНИЮ населения, прогрессу, развитию наук. Слабо?В этом и заключается абсурдность сей тусовки в стенах КФУ.

                • Анонимно
                  21.12.2015 21:48

                  Первые университеты в современном смысле этого слова зародились в христианских монастырях.До этого достижения греческой науки сохраняли (и сохранили и передали) мусульманские богословы.

        • Анонимно
          21.12.2015 11:14

          Да, Магницкий был тот еще мракобес, но справедливости ради, надо отметить плачевное состояние и низкий уровень той анатомической коллекции, еще Загоскин отмечал этот факт, цитируя красноречивые высказывания того же Магницкого на сей счет. Но препарировать тогда было затруднительно, как сейчас сказали бы, по причине отсутствия законодательной базы и университету приходилось развиваться с трудом преодолевая реакционные догмы того же духовенства. А куда сейчас качнулся маятник истории?!

          • Анонимно
            21.12.2015 11:46

            "Магницкий" - шикарный псевдоним для Сергея Галицкого.

    • Анонимно
      22.12.2015 12:36

      Семинаристы никого не громили, вы ошибаетесь. Их самих и священников с монахами в Казани повырезали. У стен Храма Параскевы расстреливали и тут же закапывали !

  • Анонимно
    21.12.2015 09:17

    "И вообще: что они в этом понимают!»"Посмотрим, что скажешь, парень, об этих тусовках лет через 20, когда у тебя будут дети и когда ты знаешь, что там происходит.

  • Анонимно
    21.12.2015 09:27

    Мы пока вроде бы в светском государстве живем - почему "офисы бога на земле" лезут уже не только в бизнес, но и в образование, в политику? Еще учат СМИ как работать - необразованное не думающее стадо - электорат мечты? И люди у которых ген. директор их ЗАО плавает на яхтах, ездит на пуллмане с охраной и судится за "пыль" в квартире еще будут вещать нам о "духовно-нравственной культуре и традиционных ценностях", терпимости и скромности? Как там в поговорке - или оденьте трусы, или снимите крестик! Еще интересно, откуда они все повылазили в таком количестве? Или перековались из лекторов научного атеизма?

    • Анонимно
      21.12.2015 10:04

      Есть же свои СМИ и у православных, и у мусульман. Вот там пусть и освещают свои взгляды на нравственность. Но статья понравилась благодаря Берсеневу - написано уж очень классно.

      • Анонимно
        22.12.2015 10:45

        Так "светские" же учат религиозных как жить и как исповедовать религию.

    • Анонимно
      21.12.2015 11:58

      Светское государство - не значит атеистическое! Если мы живем в светском демократическом государстве, то это означает уважение к мировоззрению, образу жизни других людей, если этот образ жизни находится в правовом поле государства. Я слышала от мусульман Америки : мы гордимся, что мы американские мусульмане! Я очень надеюсь когда-нибудь сказать такие слова и в адрес нашего светского демократического государства.

      • Анонимно
        21.12.2015 12:51

        Так речь как раз о том, что вы без зазрения совести шельмуете светских характер культуры. И как только речь заходит о вас, сразу прячетесь за веротерпимость, хотя себя в этом, в терпимости и плюрализме - не утруждаете.

        • Анонимно
          21.12.2015 15:56

          А как же: "нет принуждения в религии" и уважительное отношение к людям Писания (не мусульмане)? Очевидно, вы составили свое мнение не на основе первоисточников :(((

      • Анонимно
        21.12.2015 22:13

        Церковь должна заниматься вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

  • Анонимно
    21.12.2015 09:57

    Ратникова учудила!

    • Анонимно
      21.12.2015 10:12

      Конечно "учудила".Хорошо известно, что ханы Золотой Орды давали русским православным монастырям защитные ярлыки, освобождающие от налогов и дающих ханскую защиту.Монголы и тюрки всегда очень уважительно относились к представителям всех религий.Эксцессы естественно были с обеих сторон, но совершали их безбожники, представители всех этносов.Ни один верующий в единого Б-га человек никогда ничего плохого не скажет о любой национальности.Это по определению верующего.

      • Анонимно
        21.12.2015 12:34

        )) Церковь, и именно православная, была главным бенефициаром Ордынского государства. Все остальные конфессии - были потом. Но, то же, не в обиженных ходили.

    • Анонимно
      21.12.2015 12:05

      ничего не учидила а вполне себе подтвердила депутатский мандат

    • Анонимно
      21.12.2015 14:41

      Ратникова умница и достойна уважения! Где ещё о правде говорить как не здесь?!

  • Анонимно
    21.12.2015 10:18

    вот он и есть налицо уровень КФУ

  • Анонимно
    21.12.2015 10:24

    Так как Феофан признал, что атеизм - это тоже религия, я тоже верующая. Для меня национальность никакой роли не играет, важно не "кто", а "какой".

  • Анонимно
    21.12.2015 10:25

    Видел как то этого Самигуллина, на перекрестке толстого/к.маркса за рулем крузака с номерами втм. Он тыкался в телефоне и выехал на забитый перекресток. Наверное Аллах разрешил, подумал я в тот момент))

    • Анонимно
      21.12.2015 11:25

      Да ладно вам) они такие же люди...

    • Анонимно
      21.12.2015 12:05

      Так они только говорят все красиво. А на самом деле и хазрет и владыка от власти мирской едят досыта.....

  • Анонимно
    21.12.2015 10:27

    Наместник К.Г.-главного мракобеса страны,поет его устами.

  • Анонимно
    21.12.2015 12:07

    Автор, решивший, что мои слова по поводу монашки, сосланной на скотный двор, никак не напоминают Оруэлла и сказаны "ни к селу, ни к городу" - "жжот", как выражаются ребята из этого младого племени. Добавлю еще невпопад: заголяйтесь и дальше, Валерий.Юрий Алаев.

    • Уважаемый Юрий! если вы хотели напомнить, что у Эрика Артура Блэра (он же Джордж Оруэлл) есть повесть "Скотный двор", то это Вам удалось. Хотя, надеюсь, что сие студентам известно. Если же Вы подразумевали более глубинный психоделический смысл, то, наверное, я его не понял, поскольку не припомню среди персонажей "левого" писателя Оруэлла ни одной монашки, тем более, в зооморфическом "Скотном дворе". Но, возможны, Вам были доступны оруэлловские черновики, где по страницам - целая россыпь монашек, и я не прав? В таком случае - сорри

      • Анонимно
        21.12.2015 21:58

        И к селу, и городу. Юрий Прокопьевич обладает таким тонким чувством юмора и остротой ума, что просто завораживает. Если не поняли - не стоит и обижаться. Не портите впечатление, статья-то написана классно. В духе Чернобровкиной и Юдкевич.

      • Анонимно
        22.12.2015 05:37

        Поздравляю автора сильной и честной статьей! Я не знал Береснева, теперь узнал его интеллектуальный потенциал. Значит есть шансы у БО сохранить лидерство. Ваш блогер РВ

  • Анонимно
    21.12.2015 12:27

    Валерий, браво!!! Ничего не бойтесь!!!

  • Анонимно
    21.12.2015 12:29

    Судя по репортажу, на этом круглом столе не хватало хорошего модератора.

  • Анонимно
    21.12.2015 12:36

    Мира всем!

  • Анонимно
    21.12.2015 12:53

    Рекомендую гражданину (как там его в миру?) поискать "золотого тельца" не в гербе Республики, а например:- в часах Гундяева- в его же яхте- в мерседесе пуллман, того же гражданина- в шикарной резиденцииМожет быть там где-нибудь он завалялся? А то докопался тут до нашего герба.

  • Анонимно
    21.12.2015 13:00

    Дорес суз эйткэн Ратникова. Хормэт ана!

  • Анонимно
    21.12.2015 13:12

    Валерий, браво! Спасибо вам за отличный текст! Посмеялись от души)

  • Анонимно
    21.12.2015 13:39

    Феофан все правильно говорит. Народ настолько обезумел, что все комментаторы воспринимают его слова в штыки.

  • Булгарин
    21.12.2015 14:18

    Все эти разговоры о нравственном падении, о навязываемых чужих ценностях из уст служителей церкви не очень то и убедительны. Ведь стоит обратить на себя и своих последователей. Священнослужители также совершают различные преступления, они тоже не божьи агнецы. Следует заметить, что и всё то, что перечислил священник о последних преступлениях и о связи с тем, что показывают в СМИ, это неверно. Преступления и очень даже зверские совершали и в те времена, когда весь народ молился и ходил в церкви. Сегодняшние преступления не есть особенность сегодняшнего дня. Да и золотые тельцы можно увидеть не только на гербах, но и на куполах.Меня всегда занимал один вопрос. Вот очень часто на страницах газет и на сайтах размещают объявления с просьбой помочь больному ребенку. Тут и суммы иногда не очень большие. Но сам факт того, что такие объявления появляются, свидетельствует о каких-то проблемах в обществе. Ведь по логике те, кто не способен найти деньги на лечение своего ребенка, должен идти в церовь, а церковь должна им помочь. Это прямая обязанность церкви - дать приют бездомным, накормить голодных, утешить и помочь больным, и в конце концов сопроводить в последний путь. Вот с последним путем вроде проблем нет. Дашь деньги и все будет на высшем уровне, правда в зависимости от количества денег. А вот с остальным по-моему проблемы. А ведь, если бы церковь только этим бы занималась, помогая бедным и больным, цены бы ей не было. А лезть с нравоучениями по поводу каких-то ценностей это не дело. Если уж на то пошло, то и все западные ценности основаны на заповедях Христа. Да и в исламе те же заповеди.

  • Анонимно
    21.12.2015 14:24

    Все проблемы идут не от вероисповедания, а от того, что молодежь видит, насколько расслоилось население страны, у одних сверхдоходы, другие на грани нищеты. Вся оппозиция выступает только в своих интересах, желая передела собственности, что бы набить свои карманы. Не у всех хватает сил пробиться к хорошей жизни, и самые слабые ищут другие пути, попадают в сети вербовщиков, либо спиваются. Среди священнослужителей нет образцов для подражания, они тоже стремятся к золотому тельцу, нет среди них безсеребренников, живущих по святому писанию.

    • Анонимно
      21.12.2015 21:31

      Чего только стоит цена за свечку в церкви - от 15 до 180 рублей. То есть, для бедных и богатых? А разве перед богом не все равны? Вот истина и открылась...

  • Анонимно
    21.12.2015 15:03

    Булгарину! А что бюджет минздрава и минсоцобеспечения с финансированием обязательных фондов уже отдали РПЦ? Может это госструктуры зря хлеб едят?

    • Булгарин
      21.12.2015 15:35

      Речь идет о тех случаях, в которых ни минздрав, ни минсоцобеспечения помочь не могут. Они ведь живут по тем законам, которые приняты государством, но не все случаи из жизни могут попасть под эти законы. Вот тут прямо на сайте БО объявление:«БИЗНЕС Online» и Русфонд продолжают публикацию материалов о тяжелобольных детях республики. Рузиле Шайдуллиной из села Тумутук Азнакаевского района 8 лет. У девочки детский церебральный паралич — она может ходить только с поддержкой. Рузиле требуется лечение, которое готовы провести в московском Институте медицинских технологий. Но лечение платное, его цена — 199 620 рублей. Такую сумму не собрать родителям девочки. Этой семье нужна наша помощь.Не знаю, не вдавался в подробности,почему они не обращаются в минздрав или минсоцобеспечения. Но, видимо, помочь эти учреждения не могут. Вот тут и должна на помощь прийти церковь или мечеть. Это они должны пройтись по кругу с шапкой и собрать эти деньги. В первую очередь для этого они были бы нужны в этом мире. А учить нравственности, когда есть множество примеров неправедных поступков самих служителей церкви, не очень правильно. Они должны не учить, а реально помогать.

  • Анонимно
    21.12.2015 15:28

    Кстати о птичках. Крылатый барс - заимствование древнерусского языческого божества Семаргла. О нем сообщается в "Повести временных лет" от 980 г. и сохранились его изображения. В свою очередь Семаргл - заимствование божества Симурга из иранской мифологии и зороастризма. Симург очень похож на нашего барса, даже лапа поднята. Изображения Симурга сохранились на очень многих предметах и талисманах.
    Языческий бог на гербе Татарстана - вот что странно))

    • Анонимно
      21.12.2015 18:29

      ничего странного) известный факт, что татары были язычниками!

      • Булгарин
        21.12.2015 19:04

        Более известный факт, что Повести временных лет просто не было. Есть списки, такие как Ипатьевская, в которой дают ссылку на что-то давно написанное. Но Ипатьевскую летопись нашел историк Карамзин в монастыре и есть подозрение, что она сама была подделкой. Вполне возможно им же самим и сделанная. Он ведь сам переписывал историю так как хотел государь. Там есть много всяких нестыковок. Но все объясняют тем, что якобы этот документ был многократно переписан с оригинала.

        • Анонимно
          21.12.2015 19:34

          Ну уж это откровенное вранье!Карамзин "переписывал историю"!!!???"Булгарин" "переплюнул" самого себя в искажении фактов.Потомок "Черного мурзы" "переписывал историю" - до этого даже воинствующие безбожники-большевики не довирались.

          • Булгарин
            21.12.2015 20:36

            Наберите в Гугле "Повесть временных лет фальсификация" и сразу получите уйму информации. Что-то там вранье, но факт есть факт. Нет такой рукописи. А вот была ли она, и когда написана, и что там было написано?

          • Булгарин
            21.12.2015 21:14

            Да, и про Карамзина с добавкой фальсификация истории тоже наберите. Очень много интересного и про него прочитаете.

        • Анонимно
          21.12.2015 20:22

          Симурга тоже не было? Зороастриев тоже не было? Что же было?

          • Анонимно
            23.12.2015 03:53

            Этот крылатый барс, вообще, не имеет никакого отношения к татарам. Когда в Верховном Совете РТ подняли проблему принятия герба Республики Татарстан, появился ушлый сотрудник ИЯЛИ Ханзафаров (ныне уже покойный), который предложил своему другу-художнику Фахрутдинову срисовать из альбома стариной персидской керамики рисунок этого крылатого барса. В последствии они поссорились, из-за того, что машину "Ока" дали только художнику Фахрутдинову, автору герба. Этот художник потом назойливо навязывал своего барса, где надо и не надо. Из-за этого в народе его метко прозвали "Гербалайф". На самом деле во всех древних татарских государствах в качестве герба использовалась традиционная тамга. У Казанского ханства тамга была в виде стремени от седла. Изображения животных не согласуются и с исламской традицией, а тамга никак такой традиции не противоречит.

  • Анонимно
    21.12.2015 15:28

    Бывшая супруга Путина в религию ушла вот и весь ответ почему туда идут огромные деньги и преференции во всем. Там корысти больше чем чего либо...
    Неправильно всё это и некрасиво

  • Анонимно
    21.12.2015 17:13

    Ну вот скажите мне, кому интересна эта трагикомедия? Ни богословы, ни священнослужители не правят миром, правят денежные мешки, которым в конечном итоге служат все они! А Ратникова - то как опростоволосилась - стыдно, "матушка"!

    • Анонимно
      23.12.2015 03:56

      В чем Ратникова "опростоволосилась"? Она просто рассказала поучительную историю, действительно случившуюся на ее глазах в Макарьевском монастыре. Респект ей за это.

  • Анонимно
    21.12.2015 18:10

    "общество у нас православное, общество у нас – это в значительной степени Церковь. Ведь Церковь – это все крещеные православные христиане. Так что, наверное, большинство побеждающих в конкурсе людей – это люди православные, крещеные, и поэтому тоже могут быть отнесены к Церкви".По данным Центра экономических и политических реформ, РПЦ является одним из основных получателей президентских грантов. Как говорится в докладе центра, за 2013-2015 годы было, в частности, выдано более 60 грантов на православную тематику на общую сумму более 250 миллионов рублей, средства получили церковные и близкие к РПЦ структуры.http://ria.ru/religion/20151221/1346316747.html

  • Анонимно
    21.12.2015 18:18

    Корень всех бед в самой религии. Неважно какой. Любой вообще. Религия не только опиум для народа но и источник мракобесия, экстремизма и нетерпимости к другим. Причина любой нетерпимости - невежество. Просвещение противоречит интересам любой религии. Пока существует религия, будут религиозные войны, религиозный фанатизм и террористы. Вся тысячелетняя история цивилизации тому примером. Во имя религии убито больше человек чем во имя любой другой идеи.

  • Анонимно
    21.12.2015 18:30

    Автору - спасибо! Как будто побывал на этом собрании))

    • Анонимно
      21.12.2015 19:05

      Спасибо не только автору статьи, но и представителям традиционных религий РФ, которые не бросают молодежь на произвол судьбы.

  • Булгарин
    21.12.2015 20:39

    Или вот здесь ссылку. http://rusngo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2829:2012-12-25-14-06-24&catid=55:2011-04-20-09-59-57&Itemid=18&lang=ruационального географического общества. Там тоже это обсуждают. Не так все просто.

  • Анонимно
    22.12.2015 12:46

    Монахиня имела ввиду татаро-монголов. Я была на экскурсии в этом монастыре, одна из остановок круиза на теплоходе - Макарьевский Желтоводский монастырь. Но такого, кстати, не слышала. А если бы даже и услышала, то поняла бы, что это монголы. Я думаю, большинство так же бы отреагировали. Так что, глупости какие-то Ратникова сказала, это вы правильно заметили.

  • Анонимно
    22.12.2015 13:07

    хочу спросить:чем отличается богослов от имама..(слова интервьюера)- перед народом и богом?Неужто ИМАМА ДЛЯ МУСУЛЬМАНИНА И ВЛАДЫКУ ДЛЯ ХРИСТИАН ИЗБИРАЕТ БОГ,А НЕ РАБ БОЖИЙ?)скотник.

    • Анонимно
      23.12.2015 04:07

      Ну это элементарно. Имам - такой же мусульманин, как и все. Слово это означает в переводе с арабского всего лишь "стоящий впереди". Он выборный глава мусульманской общины. Владыка - титул высших православных иерархов. Разница между имамом и владыкой огромная. В Исламе нет ни священников, ни какой-либо иерархии, ни богослужения, ни храмов. В православии все это есть, в этом огромная разница между двумя религиями.

  • Анонимно
    23.12.2015 07:44

    Нардуган - это вообще то праздник КРЯШЕН!!! И они до сих пор его СОХРАНИЛИ! Не забывают и проводят ежегодно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль