Банки 
25.12.2015

Зуфар Гараев: «Менеджмент «АК БАРС» Банка настроен на антикризисную модель функционирования и рост»

Эффект от мероприятий, предпринятых в ведущем банке Татарстана, позволит улучшить финансовый результат более чем на 500 млн. рублей в месяц

Уходящий год стал серьезным испытанием для всей банковской системы России. Не обошло оно стороной и Татарстан. Впервые за всю свою историю крупнейший банк республики «АК БАРС» по итогам 2015 года покажет отрицательный результат. В своем первом интервью «БИЗНЕС Online» новый председатель правления «АК БАРС» Банка Зуфар Гараев назвал причины убытков и рассказал о предпринятых им антикризисных мероприятиях.


Зуфар Гараев, председатель правления ПАО «АК БАРС» БАНК

«ПОВЫШЕНИЕ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ РЕГУЛЯТОРОМ В КОНЦЕ 2014 ГОДА НЕГАТИВНО СКАЗАЛОСЬ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА»

— Зуфар Фанилович, для «АК БАРС» Банка 2015 год стал, пожалуй, самым тяжелым за все время его работы. Даже по итогам катастрофического для России 1998 года банк зафиксировал балансовую прибыль. В чем, по вашему мнению, причина такого результата?

— Если в двух словах, то причиной убытка является стечение множества обстоятельств. Основное из них — это рост чувствительности финансовых показателей банка к изменениям внешних факторов. Последние несколько лет Банк работал на достаточно низком уровне маржинальности. Это было обусловлено тем, что в условиях высокой стоимости ресурсов Банк тем не менее руководствовался взвешенным подходом в кредитной политике и не наращивал объемы кредитования в высокорискованном и более маржинальном сегменте кредитования.

Повышение ключевой ставки регулятором в конце 2014 года негативно сказалось на деятельности банка. Для сравнения: если по итогам 9 месяцев 2014 года чистый процентный доход по Банку составил 4,7 миллиарда рублей, то по итогам 9 месяцев 2015 он стал отрицательным — убыток составил 1,6 миллиарда рублей. Разница — почти 6,3 миллиарда рублей!

— И что предпринимает банк в данной ситуации?

— Основные направления реализуемых мероприятий — повышение эффективности банковских операций, снижение объема низкорентабельных активов и сокращение издержек.

Так, в ноябре текущего года произошло сокращение активов на 29,97 миллиарда рублей. Основное сокращение активов обусловлено возвратом средств по собственным еврооблигациям «АК БАРС» Банка на сумму 500 миллионов долларов США. Погашение данного займа было осуществлено за счет ранее сформированного запаса валютных средств. Кроме этого, банк реализовывал ликвидные, но низкодоходные долговые ценные бумаги, номинированные в рублях и в валюте, из своего портфеля, объем которого за месяц снизился на 24 миллиарда рублей в рублевом выражении.

Достаточная ликвидность банка позволяет нам не завышать стоимость привлекаемых ресурсов и не вести агрессивную политику привлечения вкладов и депозитов.

Помимо снижения объема процентных расходов по собственным еврооблигациям, погашенным в ноябре 2015 года, банк провел мероприятия по снижению ставок по депозитам юридических и физических лиц, что в ближайшей перспективе даст положительный эффект в объеме не менее 200 миллионов рублей в месяц.

Если говорить о показателях размера издержек на ведение бизнеса, то здесь ведется достаточно эффективная работа. Например, показатель накладных расходов на одного сотрудника у нас один из самых низких среди сопоставимых банков. «АК БАРС» Банк имеет возможности для дальнейшего снижения издержек, и бюджет накладных расходов на 2016 год предусматривает снижение уровня затрат на 10 процентов по сравнению с 2015 годом.

КАК УВЕЛИЧИТЬ ДОХОДНОСТЬ НА 500 МЛН. РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ

— Недавно было принято решение о закрытии двух филиалов «АК БАРС» Банка. Будет ли расширен этот список?

— Действительно, на данный момент принято решение о закрытии двух филиалов и 16 дополнительных офисов за пределами РТ. Филиалы будут закрыты в Саранске и Ростове. Закрытие этих точек продаж обусловлено низкой долей рынка и высокими издержками банка на ведение бизнеса в этих субъектах России. Отмечу, что анализ эффективности филиальной сети банка осуществляется на постоянной основе. В целях оптимизации деятельности филиальной сети могут быть рассмотрены решения о ее консолидации и росте объемов ее деятельности вокруг наиболее крупных и эффективных филиалов, находящихся прежде всего в экономически развитых регионах страны.

Кстати, оптимизация филиальной сети предполагает не только закрытие неэффективных точек обслуживания, но и открытие новых дополнительных офисов, а также переформатирование устаревших точек продаж в офисы нового формата. Офисы являются воплощением новых стандартов качества обслуживания — меньше очередей, больше скорость проведения операций, больше комфорта. В офисах нового формата установлено самое современное функциональное оборудование, здесь обустроены эргономичные рабочие места для сотрудников и комфортные зоны ожидания для клиентов. Все это, конечно, нацелено на то, чтобы нашим клиентам было удобнее пользоваться услугами «АК БАРС» Банка. В офисах представлены и круглосуточные зоны самообслуживания: банкоматы, инфокиоски и так называемое безбарьерное обслуживание, а электронные очереди сократят время ожидания. Подчеркну, что менеджмент банка настроен на антикризисную модель функционирования. В настоящий момент одновременно реализуются мероприятия, направленные на повышение доходности всей линейки банковских продуктов банка, повышение внутренней эффективности деятельности подразделений и оптимизацию накладных расходов.

Мы учитываем требования времени и активно развиваем и продвигаем дистанционные каналы обслуживания, понимая, что за этим будущее. Наш мобильный и онлайн-банк будут становиться более доступными и функциональными, предоставляя качественные банковские услуги там и тогда, когда банк нужен клиенту.

— И каков ожидаемый эффект от реализуемых антикризисных мероприятий?

— Реализуемые мероприятия направлены на решение задач, важных для наших акционеров, и мы признательны им за оказываемую поддержку наших решений. По нашим оценкам, эффект от мероприятий в среднесрочной перспективе позволит увеличить операционную эффективность банка и улучшить финансовый результат более чем на 500 миллионов рублей в месяц.

ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕИМУЩЕСТВА «АК БАРС» БАНКА

ПАО «АК БАРС» БАНК — один из крупнейших инвесторов экономики Татарстана. В этом году банк был докапитализирован более чем на 12 миллиардов рублей через ОФЗ. Какие проекты с участием банка являются наиболее важными и масштабными и что банку дала докапитализация?

— Докапитализация сыграла важную роль в улучшении финансовой устойчивости и повышении ликвидности банка. Приняв участие в программе докапитализации через ОФЗ, «АК БАРС» Банк принял на себя часть определенных обязательств. Так, в рамках этой программы участники обязаны наращивать портфель кредитов в приоритетных отраслях и сегментах минимум на 1 процент в месяц. С целью выполнения этих требований банк прежде всего наращивал объемы ипотечного кредитования и кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. В настоящий момент взятые на себя обязательства успешно выполняются. В целом с 1 января по 1 ноября 2015 года рост кредитного портфеля юридических лиц «АК БАРС» Банка составил более чем 12 процентов, в то время как в банковской системе России данный показатель увеличился лишь на 6,5 процентов.

— Что вы считаете сегодня главным конкурентным преимуществом банка?

Первое — прежде всего сотрудники, их профессионализм и опыт. Второе — это хорошее понимание банковского рынка и государственная поддержка. И третье — это современные технологии и стремление их совершенствовать в ногу со временем.

На правах рекламы

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (41) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.12.2015 16:16

    Зуфар Фанилович - серьезный и ответственный руководитель, у него все получится!

    • Анонимно
      25.12.2015 17:46

      Ничего у них не получится, пока они не отойдут от консервативной модели развития бизнеса. Банк живет по большей части за счет протекционизма в республике. А чтобы выйти на региональный рынок этого мало, нужны инновации/идеи/стратегия развития. Этого в АББ нет. Первая идея, которая приходит на ум руководству - сократить расходы на персонал - урезать и без того нищенскую зарплату.

      • Анонимно
        26.12.2015 10:33

        Не пишете, чего не знаете! Накладные расходы - это не заработная плата, а расходы на административно-хозяйственное управление или на материально техническую базу. Для любого руководителя самый легкий способ премии урезать. Тем не менее сотрудники АББ получили все вовремя и в полном объеме!

      • Анонимно
        26.12.2015 11:57

        думаю, не следует делать поспешных выводов. хотя, по сути, интересно, в декабре уже будет какой-нибудь результат?

    • Анонимно
      25.12.2015 18:09

      Возможно, узнаем в ближайший год-полтора

  • Анонимно
    25.12.2015 17:02

    Будем надеяться , что предпринятые меры принесут результат

    • Анонимно
      26.12.2015 12:10

      принесут, в этом можно не сомневаться. вопрос только в том, как скоро это случится. к примеру, как они закроют конкретно этот год? не вырастут ли убытки за последний месяц уходящего года?

  • Анонимно
    25.12.2015 17:15

    Так держать!

    • Анонимно
      26.12.2015 12:24

      Что ж, успехов новому руководителю! АББ необходимо было что-то менять. Надеюсь, он сможет все разрулить.

  • Анонимно
    25.12.2015 17:33

    "Мы учитываем требования времени и активно развиваем и продвигаем дистанционные каналы обслуживания, понимая, что за этим будущее" - сегодня это действительно тренд

    • Анонимно
      26.12.2015 11:59

      Недавно делала возврат средств на карту Ак Барса за неподошедший товар в магазине, за который расплатилась той самой картой. Сказали деньги придут от 2 дней до 2 недель. Деньги на карту упали через три дня. Порадовало.

    • Анонимно
      26.12.2015 12:04

      Радует мобильное приложение АК БАРС Онлайн. Все платежи можно отследить, получить выписку. Но платежи совершаю только через госуслуги, там без комиссий и доверяю больше что-ли...

  • Анонимно
    25.12.2015 19:50

    Время покажет.

  • Анонимно
    25.12.2015 23:00

    Почему нет отдельных зам.предов по рознице и корпорату?
    Какова вообще их роль?
    Когда банк разработает стратегию?
    Как банк ставит цели среднему менеджменту?

    • Анонимно
      26.12.2015 11:50

      Насколько мне известно, они есть... А что касается стратегии, то другие банки на своих сайтах публикуют её, думаю абб тоже скоро возьмет пример.

    • Анонимно
      26.12.2015 12:04

      крупные банки официально публикуют свою стратегию, презентуют ее. возьмите на заметку

  • Анонимно
    25.12.2015 23:04

    Хороший мужик!!! А Банк плюшевый, держится за счёт господдержки.

    • Анонимно
      26.12.2015 10:56

      У "плюшевых" банков уже отозвали или отзывают лицензии. И хотелось бы узнать какой банк по Вашему не "плюшевый"?

    • Анонимно
      26.12.2015 12:16

      Вообще-то г-н Гараев называет господдержку одним из ключевых преимуществ банка...

  • Анонимно
    26.12.2015 08:00

    Не люблю Акт Барс Банк, но Зуфара Гараева уважаю. Удачи ему!

  • Анонимно
    26.12.2015 11:48

    Надо было оплатить налог в ПФР. Намекнули что надо сделать платёж в АББ! Решил пойти в сбербанк и оформить этот платёж! К моему большому удивлению, оператор сказала, что не может провести платёж, так как не хватает каких то данных (так и не понял чего именно). Пошёл в центральный офис АББ Нижнекамска, как мне и намекали в ПФР! Такого ужасного банка я давно не видел!!! Все по старинке, очередь живая, из 4 окон работает 2, народу очень много!!! В итоге, мне пришлось проехать ещё 3 отделения АББ, чтобы нормально , без очереди оплатить данный налог! Видимо протекционизм их только расслабляет, они уверенны, что все такие (и не только) платежи будут проводить через их банк! О каком развитии идёт речь, непонятно!

    • Анонимно
      26.12.2015 12:27

      Вам может не намекали, а советовали, чтобы платеж прошел быстро в срок?

    • Анонимно
      26.12.2015 12:30

      в абб вам намекали, потому расчетник скорее всего там открыт. соответственно платеж быстрее пройдет, данных нужно меньше. у меня также со штрафами ГИБДД, например. либо через госуслуги, либо в абб. сбер какие-то печати с БИКами просит

    • Анонимно
      26.12.2015 12:31

      скоро и до вас переформатирование доберется. и увидите вы новые просторные офисы

    • Анонимно
      26.12.2015 12:32

      зачем вообще в очереди стоять?! есть же терминалы для оплаты, портал госуслуги. бизнес онлайн читать интернет есть, а на гос услуги или в интернет банк зайти не можете...

  • Анонимно
    26.12.2015 11:51

    Когда в итоге банк выйдет на безубыточность? Месяц, два, три? Полгода,год?

    • Анонимно
      26.12.2015 12:36

      была где-то статья с комментарием Гараева по этому поводу. он, вроде, говорил, что в следующем году уже безубыточность будет

  • Анонимно
    26.12.2015 12:05

    а как там с декабрем дела обстоят? результаты уже увидим? убытков не будет?

  • Анонимно
    26.12.2015 12:07

    ДБО действительно стало на уровне. давайте, еще автоплатеж внедрите

  • Анонимно
    26.12.2015 12:14

    нужно всем топам выходить "в поля". вот от туда инновации появляются. электронные очереди придумали люди, которым в очередях стоять надоело. и интернет - банки, и прочее

  • Анонимно
    26.12.2015 12:14

    Коэффициент достаточности капитала у банка сейчас в норме?

  • Анонимно
    26.12.2015 12:15

    Сейчас убытки у львиной доли банков. То, что ак барс смог продержаться в этот непростой период, заслуживает по крайней мере уважения.

  • Анонимно
    26.12.2015 12:19

    был в новом офисе, где Савиново, давайте все такие!

  • Анонимно
    26.12.2015 12:37

    Банк государственный, о чем вообще разговоры!? как работал, так и будет работать.

  • Анонимно
    26.12.2015 13:01

    У меня в абб вклад, товарищи! Так что пусть у Гараева все по плану там идет!

  • Анонимно
    26.12.2015 13:02

    мдаа... ситуация потребовала решительных мер, даже филиалы сократили.

    • Анонимно
      26.12.2015 14:33

      скоро филиалов вообще не будет, все в онлайн уйдем или в терминалы самообслуживания с удаленным оператором

    • Анонимно
      26.12.2015 15:52

      главное, чтобы результат был

  • Анонимно
    26.12.2015 15:53

    Гараев - человек старой закалки, и подход к решению проблем у него грамотный

  • Анонимно
    26.12.2015 17:40

    Ставка на господдержку заведомо проигрышный, далеко ходить не надо - ВЭБ. АББ еле-еле удержался в 2015, в 2016 такой номер не прокатит.

    • Анонимно
      26.12.2015 19:42

      господдержка или поддержка акционеров - без этого не обошелся почти ни один из крупных банков.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль