Машиностроение 
20.01.2016

Вкалывают роботы, а не человек: поедут ли по полям Наиля Маганова беспилотные комбайны?

Амбициозный проект, продвигаемый разработчиками «мозгов» для беспилотного «КАМАЗа», обойдется в 15 млрд. рублей и завершится в 2018 году

Безнадежной архаикой уже через пять лет станут такие профессии, как тракторист или комбайнер, — во всем мире их заменит беспилотная сельхозтехника, бесплатно работающая, как часы, круглыми сутками. Стоить такой аппарат уже на старте будет лишь на 15 - 20% дороже обычного. В этом не сомневается президент компании Cognitive Technologies Ольга Ускова, чей совместный проект с «Ростсельмашем» и альметьевским «Союз-Агро» по разработке такой техники на днях прописался в Иннополисе.

Компания Cognitive Technologies создаст на базе ОЭЗ «Иннополис» холдинг «Агрополис» — меморандум о намерениях был подписан в конце прошлой недели в присутствии президента РТ Рустама Минниханова
Компания Cognitive Technologies создаст на базе ОЭЗ «Иннополис» холдинг «Агрополис» — меморандум о намерениях был подписан в конце прошлой недели в присутствии президента РТ Рустама Минниханова

«КАК ТОЛЬКО ПОЕХАЛ БЕСПИЛОТНЫЙ «КАМАЗ», НАЧАЛИ ОБСУЖДАТЬ ПРИКЛАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

Татарстан займется разработкой технологий для «умного» агробизнеса, в частности, созданием беспилотной сельхозтехники. Для этого компания Cognitive Technologies создаст на базе ОЭЗ «Иннополис» холдинг «Агрополис» — меморандум о намерениях был подписан в конце прошлой недели в присутствии президента РТ Рустама Минниханова. Пахать поля и собирать урожай будут роботизированные комбайны и тракторы, следить за которыми будет единая система мониторинга управления. Стационарные роботы, определяющие состав почв и погодные условия, сыграют роль своеобразного «умного» агронома. Помогать ему будет коптер с элементами технического зрения, который сможет определять сорняки, места для проведения мелиоративных работ и т. д.

Подробности проекта «БИЗНЕС Online» рассказала президент Cognitive Technologies Ольга Ускова. Как известно, именно эта компания работает над «мозгом» для беспилотных «КАМАЗов». Проект стоимостью 17 - 18 млрд. рублей получил название AutoNet и реализуется в рамках «Национальной технологической инициативы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) — соответствующую рабочую группу возглавляет гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Правда, на недавнем заседании наблюдательного совета АСИ Минниханов пожаловался президенту РФ Владимиру Путину, что пока вся работа идет за счет КАМАЗа и Cognitive Technologies, хотя средства в бюджет заложены (на 2016 год на всю «Национальную технологическую инициативу» выделяется 10 млрд. рублей).

Как бы там ни было, судя по отрывочным презентациям, беспилотный «КАМАЗ» делает все большие успехи: самостоятельно реагирует на препятствия и способен ехать в колонне, повторяя действия живого водителя. Правда, скорость пока не превышает 60 км в час, но разработчики в скором времени надеются разогнать его и до 80 - 90 километров. Уже к 2018 году Когогин, в частности, грозится задействовать их для обслуживания футбольного мундиаля. А к 2022 году — запустить чудо-грузовики в серию. Сейчас, как сообщили нам в Cognitive Technologies, под них уже вовсю готовится законодательная база.

Неудивительно, что окрыленные успехами беспилотного «КАМАЗа» инженеры Cognitive Technologies решили заняться вторым проектом — «Агрополисом». «Как только «КАМАЗ» поехал, когда появилась уверенность, что мы это умеем, что нет подводных камней, которые окажутся для нас нерешаемой задачей, сразу начали обсуждать прикладные направления применения: и сельскохозяйственное, и военное назначение, и коммунальное хозяйство», — отметила Ускова. Еще осенью прошлого года она в интервью «БИЗНЕС Online» рассказывала, что Татарстан рассматривался как одна из возможных площадок для такого рода проектов. И вот теперь компания созрела для «Агрополиса» в ОЭЗ «Иннополис».

Cognitive Technologies работает над «мозгом» для беспилотных КАМАЗов
Cognitive Technologies работает над «мозгом» для беспилотных «КАМАЗов»

«НА ПОЛЯХ МОЖНО ОГРАНИЧИТЬ ДОСТУП ЛЮДЕЙ ВО ВРЕМЯ ВЫЕЗДА РОБОТОВ»

К слову, Иннополис был выбран не случайно. Ускова рассказала, что побывала на 6 подобных «умных» площадках по всему миру: в Голландии, Сингапуре, Канаде и других странах. «Иннополис, конечно, поражает уровнем проработки. Тут уже не просто готовое офисное пространство и квартиры, но и социальная инфраструктура: садик и лицей, где преподают на английском, университет, спорткомплекс. Честно говоря, это уровень хорошего 4 - 5-звездочного отеля в прекрасной экологической обстановке с запущенными проектами. Нам самим туда захотелось», — призналась она. При этом человеческого ресурса — местных математиков, инженеров и программистов — будет недостаточно, понимают в компании. Поэтому к работе над беспилотниками привлекут специалистов из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Уфы, которых ради этого переселят в Иннополис.

Цель проекта формулируется амбициозно — вернуть отечественную сельхозтехнику на мировой рынок. «Советский Союз в свое время был лидером. Четыре советских предприятия были в топ-20 мировых игроков. После перестройки все развалилось. Сейчас у нас есть шанс вернуться», — надеется Ускова.

При этом Татарстан станет не только местом разработки, но и пилотным регионом для «революции роботов»: разработчиков устраивает и местная погода, и почва. «Реализованный пилот в Татарстане будет пригоден практически для любых территорий», — уверена президент компании.

По словам Усковой, проекту беспилотной сельхозтехники будет проще пройти юридические и правовые согласованиями с законодателем, ведь ни трактор, ни комбайн на дороги общего пользования выезжать не будут. «Работа проходит на полях, куда можно ограничить доступ людей во время выезда роботизированной техники», — добавила она. Несмотря на то, что работа над беспилотным «КАМАЗом» началась раньше, Ускова полагает, что сельхозпроект, скорее всего, даже опередит грузовой. Пока ожидается, что до 2018 года выпустят опытный образец техники, а вот уже к 2020 году — промышленный.

Ольга Ускова
Ольга Ускова: «Реализованный пилот в Татарстане будет пригоден практически для любых территорий»

«УСПЕЕМ, ЕСЛИ ВЫСТРЕЛИМ ДО 2018 ГОДА»

Президент Cognitive Technologies полагает, что беспилотный комбайн или трактор заинтересуют не только крупные предприятия, но и мелких фермеров. Стоимость роботизированной машины не должна превысить ценник обычного трактора или комбайна больше, чем на 15 - 20% — во всяком случае, на это надеются разработчики. «Мы считаем, что это критичная сумма, которая обеспечит платежный спрос, при том, что продукт будет крайне интересен для фермера-частника. Если мы подключим сюда еще минсельхоз с субсидиями, то человек даже с небольшим хозяйством, взявший в лизинг такую машину, резко повысит свою производительность без проблемы найма работников. В этом смысле это не только для крупных хозяйств, но и для развития малого и среднего бизнеса», — подчеркнула Ускова.

Беспроигрышным вариантом беспилотные комбайны и тракторы должны стать и для экспорта, особенно с нынешним соотношением рубль-доллар. «Очень высокий потенциал экспорта благодаря двум позициям. Во-первых, наше технологическое решение оригинально, умнее программа, интереснее софт, при этом меньше обвеса, чем у зарубежных аналогов. Также у нас есть ощутимое опережение в математике по ряду вопросов. Во-вторых, сейчас оптимальная конъюнктура по рублю», — объяснила президент Cognitive Technologies. В компании рассчитывают, что основными рынками сбыта могут стать регионы Латинской Америки, Средней Азии и другие развивающиеся страны.

Вопрос скорости — и вовсе не тракторов — при этом остается главным. Все ведущие производители техники сегодня занимаются подобными разработками, и кто успеет раньше, тот и победит в гонке. «Если мы до 2018 года выстрелим, то, скорее всего, мы успеем», — надеется Ускова. По ее мнению, в ближайшие пять лет беспилотные комбайны из фантастики превратятся в обыденное явление, что, отметим, сделает ненужными многие привычные профессии — комбайнер, тракторист и так далее.

Стоимость роботизированной машины не должна превысить ценник обычного трактора или комбайна больше, чем на 15-20%
Стоимость роботизированной машины не должна превысить ценник обычного трактора или комбайна больше, чем на 15 - 20%

ЦЕНА ВОПРОСА — 15 МЛРД. РУБЛЕЙ

Уже известно, что первые беспилотные комбайны и тракторы будут ездить по полям татарстанского агрохолдинга «Союз-Агро». Как писал «БИЗНЕС Online», компания была создана 10 лет назад на обломках разорившихся предприятий АПК. По ее собственным данным, она входит в десятку крупнейших агрохолдингов республики. На конец 2014 года «Союз-Агро» обрабатывала 70 тыс. га земли и содержала 7,5 тыс. голов скота. Согласно данным «Контур-Фокус», до конца августа 2014 года компания принадлежала ООО «Акрон-Инвест», которым на 100% владел нынешний гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. При этом на посту директора обеих компаний значилась Асия Ахсанова, которая, по некоторым данным, является родственницей самого Маганова.

Так или иначе, «Союз-Агро» по-прежнему проявляет заинтересованность к новым амбициозным проектам, а теперь и к созданию беспилотных тракторов. Для старта государство в лице минобрнауки РФ на технологическую часть выделило 68 млн. рублей, такую же сумму добавят в равных долях по 50% «Союз-Агро» и «Ростсельмаш». Сумма инвестиций Cognitive Technologies в проект в целом составит порядка 1,6 млрд. рублей, при этом общая стоимость беспилотного сельхозпроекта оценивается в 15 млрд. рублей. Как видим, разрыв между желаемым и действительным остается гигантским, и, судя по всему, остальные инвесторы еще не определены. Будет ли вкладываться Татарстан, пока тоже непонятно.

Ускова надеется, что к финансированию удастся привлечь минпромторг, а также минсельхоз (последнего — хотя бы по выделению субсидий при организации продаж готовой техники).

Наиль Маганов (справа)
Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов (справа)

ВЛАДЕЛЕЦ «РОСТСЕЛЬМАША: «НЕ ВИЖУ РЫНОЧНЫХ ПЕРСПЕКТИВ»

На «Ростсельмаше», на технике которого будут тестироваться разработки Cognitive Technologies, единого мнения по поводу перспективности беспилотных комбайнов и тракторов, судя по всему, нет. Сначала мы связались с совладельцем «Ростсельмаша» Константином Бабкиным, который высказался крайне скептически о ближайшем будущем роботов-фермеров. «Я думаю, это преждевременно. Может быть, это работа на будущее, но в данный момент не вижу необходимости и рыночных перспектив у беспилотных комбайнов, — заявил он. — Во-первых, труд комбайнера, оператора не так дорог, это не самая затратная статья для комбайна. Самое важное состоит в том, что если мы пускаем беспилотные машины в среду обитания человека, то должны тщательно прописывать алгоритм управления этой машиной. Если авария случилась, то кто отвечает: программист или тот, кто настраивал машину? Третья причина — человек не должен отрываться от земли, хотя бы раз или два раза в год нужно обойти поля, посмотреть, все ли в порядке. Человек все равно должен присутствовать на поле. Выпустить образец проблем нет, есть технологические возможности, но я не вижу рыночных перспектив».

Однако спустя некоторое время с нашим корреспондентом связался директор технического центра «Ростсельмаш» Александр Сапегин, который, напротив, убежден в востребованности беспилотников. «Мы видим перспективы развития именно интеллектуальных технологий, применимых к сельхозтехнике, в связи с тем, что сельхозтехника — большой сложный механизм, процесс, который идет как пилотирование. Машины компании «Ростсельмаш» становятся все сложнее и сложнее по своей интеллектуальной части. Исходя из этого, проект, который мы сейчас ведем с Cognitive Technologies, нацелен на то, была помощь в процессе уборки — как комбайнерам, так и управляющим, находящимся на удаленном расстоянии. Мы считаем эти проекты перспективными и востребованными на сельхозпредприятиях», — уверенно заявил он. Сапегин также подчеркнул, что эта тема интересна не только российскому, но и мировому рынку. Впрочем, о разработках зарубежных конкурентов ему ничего не известно. «Мы являемся пионерами в данной области и считаем, что это будет востребовано», — заключил Сапегин.

Константин Бабкин высказался крайне скептически о ближайшем будущем роботов-фермеров

«ЗЕМЛЯ — ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, А РАБОТАТЬ С ЖИВЫМ ДОЛЖЕН ЧЕЛОВЕК»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», со смешанными чувствами отнеслись к перспективам появления беспилотной сельхозтехники:

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ:

— Если автомобили делают, которые едут по городу в автоматическом режиме, то почему бы сельскохозяйственную технику таким же образом не сделать? Но все-таки я считаю, что мы работаем с живым организмом. И этот живой организм — земля. Поэтому задавать какие-то параметры, учитывать, что может случится, должны, конечно же, люди. Те или иные орудия могут забиться травой или грязью, также разные почвенно-климатические условия играют роль. Поэтому я думаю, что с живым должен работать человек, который более приближен к живому.

Но спрос на такую технику, если она появится у нас в продаже, конечно же, будет. Дело в том, что здесь идет борьба двух мнений: возможно ли это или невозможно. Наверное, это возможно, но еще неизвестно, как это будет влиять на себестоимость той продукции, которую мы с вами будем брать в торговых сетях. Я думаю, что применение таких механизмов приведет к удорожанию себестоимости. Потому что те товары, которые необходимы для того, чтобы качественно произвести работу такими механизмами, будут влиять на ценообразование продукции. Но лично для своего хозяйства я бы такой аппарат, такой механизм не приобрел бы.

«ПРОЩЕ ОПЛАТИТЬ КОМБАЙНЕРУ МЕСЯЦ РАБОТЫ, ЧЕМ БРАТЬ ТАКУЮ ДОРОГУЮ ШТУКУ»

Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово» (Буинский район):

— Я слышал, что где-то уже занимаются этим беспилотные комбайны, посевная техника. Но я думаю, что у нас это не будет пользоваться спросом. По крайней мере в ближайшие десятилетия. И дело не только в том, что такая техника может быть небезопасна. Ведь и водитель комбайна может уснуть и не заметить ребенка или препятствие. Плюс в новой технике может быть за счет экономии оплаты труда, ведь технике отдыхать не надо: она может и в две, и в три смены работать, и в ночное время. Но сама стоимость этого робота, думаю, окупится только лет через 10. Да еще прибавьте сюда затраты на ремонт, техническое обслуживание. Так что при низкой стоимости спрос отчасти может быть, но это трудно реализуемо. Тем более у нас в России. У нас комбайн в общей сложности работает не более месяца в год. А месяц работы проще оплатить комбайнеру, чем брать такую дорогую штуку. Лично я такой суперсовременный комбайн для своего хозяйства брать бы не стал. Мы и так новые комбайны не покупаем. Мы покупаем у разорившихся предприятий старые комбайны по низкой цене. У нас ведь площадь земли небольшая, где-то 900 гектар, нам новый комбайн покупать невыгодно. Лучше купить старый «Дон» за 500 тысяч, чем покупать новый за 5 - 6 миллионов, чтобы только месяц его эксплуатировать.

«ПОНАЧАЛУ ЭТО БУДЕТ НЕДЕШЕВЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ, НО НУЖНО ИДТИ ВПЕРЕД»

Айрат Валиев — проректор по научной работе и инновациям Казанского государственного аграрного университета:

— Это области венчурного инвестирования, и риски там, безусловно, есть. Я об этом проекте читал на страницах вашей газеты. Мы в академии это направление поддерживаем. Конечно, проблемы есть. Сегодня кризис, проблемы в экономике, все понятно. Но одним днем жить нельзя. Тяжелые времена пройдут, а то, что создаются такие вещи, — это наше будущее.

На сегодняшний день, учитывая проблемы в сельском хозяйстве и платежеспособность наших сельхозтоваропроизводителей, очень малое количество наших сельхозпредприятий способны будут заказывать такие вещи. Скорее всего, поначалу это будет недешевым удовольствием, такая опасность есть. Но нужно идти вперед, разрабатывать эту технику. Конечно, когда будут первые образцы, это будет дорого. Но потом все будет совершенствоваться и становиться более доступным. Еще недавно мы только говорили о технологиях так называемого точного, прецизионнного земледелия. А сегодня они у нас в республике работают на полном ходу. Параллельное вождение тоже элемент этой системы, можно сказать... В науке, научных проектах, риски большие и серьезные, но тем не менее этим нужно заниматься. И хорошо, что на это расходуются не только бюджетные деньги, но и, насколько мне известно, средства частных инвесторов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (107) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.01.2016 08:35

    А где сельчане будут работать? На что жить?

    • Анонимно
      20.01.2016 08:59

      Сельчан изведут роботы,а кто выживет того поработят и будут стегать наноплетками.

    • Анонимно
      20.01.2016 09:03

      Они охранять комбайны будут.

    • Анонимно
      20.01.2016 09:13

      В города переедут. К тебе.

    • Анонимно
      20.01.2016 10:34

      не переживайте просто кураторы Иннополиса в праздники пересмотрели фильм "Интерстеллар" и поняли что есть "тема под которые можно получить денег". Все ограничиться красивыми презентациями, большими конференциями и одним комбайном который будет управляться через виртуальный шлем)

    • Анонимно
      20.01.2016 10:59

      Будет спрос на их продукцию - с голода не помрут.

    • Анонимно
      20.01.2016 11:07

      Сельчане будут работать в поле и продолжать кормить изобретателей беспилотной пилы для бюджета. Обычный трактор некому уже сделать. Зато с когнитивностью вас ок.

    • Анонимно
      20.01.2016 15:57

      самое главное---ЗАБУДИТЕ КАЖДЫЕ ВЫХОДНЫЕ ЕЗДИТЬ В ДЕРЕВНЮ К РОДНЕ!Скотник.

    • Анонимно
      20.01.2016 16:18

      Все будет по-старому, не переживайте. Деньги будут быстро освоены, потом правда скажут что нужны еще инвестиции на доработку, создадут новый проект, потом еще 15 млрд вложат. Может даже и министерство новое по беспилотному сельскому хозяйству придется создать.. А куда деваться, надо так надо. Потом придется проект закрыть как нерентабельный... В конце многих наградят наверное, может даже землю на Луне выделят под беспилотную обработку лунной поверхности.

    • Анонимно
      20.01.2016 16:21

      Чтобы купить что-то ненужное надо сначала продать что-нибудь ненужное.

  • Анонимно
    20.01.2016 08:46

    Нью васюки.

  • Анонимно
    20.01.2016 08:49

    Перспективы применения роботизированных комбайнов в наших реалиях мне представляются сомнительными. Зарплата комбайнёра с лихвой будет перекрыта расходами на техобслуживание (зарплата спеца по робототехнике на порядок а то и на два превышает зарплату комбайнёра).
    А вот экспортный потенциал у этой техники колоссальный!

    • Анонимно
      20.01.2016 09:15

      Дело не в издержках на зарплату. Хотя это тоже существенно. Намного больше издержек на привлечение этого тракториста, на контроль за ним, органтзацию и содержание его.
      Не зря хозяйства перешли на мощную технику и многофункциональные посевные комплексы

      • Анонимно
        20.01.2016 10:58

        Содержание тракториста и программёра - две большие разницы...
        Вот тракторист.
        Зарплата достойная нужна? Нужна. А жильё нормальное? А пенсию платить? А садики, магазины, дороги, коммуникации? А машину ему - надо? Надо. А за всё это надо платить с того поля, которое он обрабатывает. А поле то - одно, и не более.

        А теперь программёр.
        Как -то были цифры, про дронов ВВС США. На 2010 год их было, оценочно - 10 тысяч. А штат "пилотов"? ...400 человек.
        Не 400 000, как это у очеловеченных ВВС, и даже не 4 000, а 400 ( четыреста)!

        Вот и получается, что дроны на многое способны.

        • Анонимно
          20.01.2016 12:26

          Давайте не путать теплое с мягким. Мы сейчас не о военных роботах говорим а о вполне конкретной теме - роботизированной сельхозтехнике.

          А издержки на эксплуатацию роботизированного комбайна на данном этапе развития нашего сельхоз общества будут больше причем на мой взгляд существенно. Мало того, что регулярное сервисное обслуживание сложной дорогостоящей техники обойдется дороже, чем оплата труда комбайнера два раза в году, так еще надо учесть, что этот комбайн помимо сервиса круглый год придётся охранять (в т.ч. и от комбайнеров оставшихся без работы). Кроме того сами поля потребуют гораздо большего ухода и охраны(а следовательно и расходов) в плане поддержания ландшафта и очистки полей от посторонних предметов число которых по мере увеличения числа безработных в селе также может возрости (безработный комбайнёр которому нечем стало семью кормить может ведь пойти в поле да кусков арматуры позабивать чтоб чудо техники угробить).

          • Анонимно
            20.01.2016 13:02

            Именно так.
            Всякие буераки, овраги и прочие колдобины придется убрать)) И поля переформатировать. И это правильно.
            А вот насчет ломучести - это вы по совецким меркам судите. Если у вас есть компьютер ( и, тем более, смартфон), то вы не можете не заметить: во-первых, прекрасную работоспособность, во-вторых, технологичную ремонтопригодность, и, в-третьих, чем дороже техника - тем она менее ломучая и более работоспособнее.
            Будущее уже наступило - а вы и не заметили.
            Так что, это вам не путать теплое с мягким.

            • Анонимно
              20.01.2016 15:54

              скажи-ка умник,а паводковые воды куда уйдут,если овраги засыпишь?Замена микросхемы точно не технологическая ремонтопригодность)Почему на твоих дорогих авто движки одноразовые и неремонтопригодные,А???

              • Анонимно
                20.01.2016 16:52

                слышь, срезальщик - обводные каналы сделаешь.
                И не микросхемы менять будешь, а блоки. Для этого тебе большого ума не потребуется - машина сама скажет, что и когда.
                И движки нужны не для того что бы их с новья, по-совецки, 50 лет ремонтировать, а что бы ездить 10, потом заменить и снова ездить. И что бы новые были мощнее, экономичнее и экологичнее.

                • Анонимно
                  20.01.2016 17:42

                  Ну да,ну да-блок ведь дешевле стоим микросхемы!))),зачем менять движок,когда можно с твоих слов купить "ОЧЕРЕДНУЮ ДОЗУ"новья --ПОМЕНЯТЬ))

                  • Анонимно
                    20.01.2016 18:31

                    чел пишет:обводные каналы сделаешь - это же взрыв мозга. я от смеха чуть не поперхнулся. это ты в песочнике у себя сделаешь, а на местности - на какие шишы ты его сделаешь, и какая себестоимость пшеницы будет?

            • Анонимно
              20.01.2016 17:18

              дешевые кнопочные телефоны гораздо устойчивее к физическим воздействиям, чем современные дорогие андроиды и смартфоны. ими можно гвозди заколачивать, не говоря уже о простых падениях) также дела обстоят с допотопными телевизорами и т.д. и тому есть здравое объяснение- современный производитель не нацелен на ремонт продукции, его интересуют новые продажи, а для этого техника должна быстро выходить из строя) так что будущее может и наступило, но увы, прошлое было лучше) и мясо мясистее, и колбаса колбасистее))

              • Анонимно
                20.01.2016 17:33

                А каменное зубило - так вообще вечное.
                Вы свою прокламацию расскажите создателям Вояджера, Хаббла, Оппортьюнити, Кьюиросити, Нью Горизонс. И уж точно они не зубилы.
                А с выходом из строя - так вообще - проблемы. Не ломаются, заразы.

    • Анонимно
      20.01.2016 10:49

      Вот это правильно - туда машину, а оттуда редиску, колбасу, зерно, масло. Так победим))))

  • Анонимно
    20.01.2016 08:51

    Даже прочитав эту статью, понятно, что сейчас востребована простая, дешевая, а самое главное массовая техника, имеющая высокий уровень взаимозаменяемости запчастей с автомобильной. Нужно привлекать людей к обработке земли, а государство (с привлечением огромных средств) пинками гонит остатки сельчан в менеджеры по продажам. Люди говорят - нужна техника по 500т.р, которую можно ремонтировать в поле, заправлять дешёвым топливом, а им проектируют космический корабль с космическими ценами на обслуживание.

    • Regnum
      20.01.2016 09:44

      Вот именно потому мы в такой ..., что мыслим только текущим моментом. Дроны всех видов - это уже почти реальность. Пройдет лет 10, и они будут повсюду. Уже сейчас возможности AI впечатляют.

      Можно еще мотыгой землю обрабатывать. Тут тебе и настоящая близость к земле, и занятость раз в 10 повысится.

      • Анонимно
        20.01.2016 10:41

        Если бы все занимались обработкой земли мотыгами, а не продажами телефонов, у нас не было бы ни проблем с отечественными продуктами, ни самой деревянной в мире валюты. Единственное место, где нужны дроны, это Госдума. Реально дешевле будет

        • Анонимно
          20.01.2016 11:01

          Если бы обрабатывали землю мотыгами - не было бы вообще никаких проблем - потому что все бы от голода поумирали бы. Хочется мотыгой? - Африка открыта - там в принципе ничего кроме мотыги нет - с жиру как-то не бесятся. Да и просто, с голоду мрут как мухи.

          • Анонимно
            20.01.2016 15:46

            по крайней мере мышечная и костная дистрофия не грозит,как за сидячкой)

        • Анонимно
          20.01.2016 11:03

          Тут ничего не поедет. К сожалению. И не потому что не нужно. Нужно, ещё как нужно. Просто порядки хуже некуда, для запуска таких проектов.

          • Regnum
            20.01.2016 12:01

            Все правильно. Давайте все ляжем и умрем. Поти 150 миллиново человек в стране, и все кивают друг на друга, на власти, на порядки. На власти, которые они сами себе выбрали или как минимум согласились с их существованием, и на порядкИ, котоыре они сами себе придумали. "И только китайцы молча делают свое дело" (с)

            • Анонимно
              20.01.2016 12:39

              Не надо торопится. Все там будем.
              Речь о том, что не с той стороны идет техническое переоснащение. Не от прибыли, а от затрат.
              К сведению пассажиров - затратная экономика это те порядки, которые галочкой в избирательном бюллетене не исправишь, хоть объизбирайся.

        • Regnum
          20.01.2016 11:59

          То-то я смотрю в Штатах нет проблем как с местными продуктами, так и с курсом валюты. Наверное, потому что мотыгами ковыряют... А, нет, у них беспилотники пиво по воздуху доставляют и по дорогам сами ездят. Сюрприз!

      • Анонимно
        20.01.2016 16:39

        На селе нужна техника простая и надёжная. В мире есть крутые автоматы и винтовки,а воюют автоматом Калашникова, который прост, как 5 копеек, и не имеет равных в надёжности. То же и с комбайнами- тракторами. Простота и мультифункциональность. Сегодня пашет, завтра убрает, послезавтра чистит снег.

        • Анонимно
          20.01.2016 16:56

          Какая наблюдательность.
          И какое совпадение.
          Те, кто воюет калашами - все как на подбор дауншифтеры, и сельское хозяйство у них в минусе, а те кто не ведется на простоту, а простота, как известно, хуже воровства, и сельское хозяйство, имеют, космическое и лидеры в космосе.

  • Анонимно
    20.01.2016 08:52

    Учитывая низкую зарплату трактористов, вложения ы искусственный интеллект будут долго окупаться. А ведь еще надо будет содержать службу эвакуации перевернувшихся тракторов, потому что пшеничные поля и футбольные поля очень разные. Плюс увидев дождь живой водитель подумает лезть ли в сложный овражек с бороной сзади или объехать, а компьютер будет ли так думать? Но учитывая, что в нынешнем мире дороже стоят идеи, чем товар, попробовать стоит.

  • Анонимно
    20.01.2016 08:55

    Огрничим доступ на поля при проведении работ. Полагаю будет выглядеть так: пригонят несколько КАМАЗов с солдатами с ближайшей воинской части, поставят в оцепление вокруг поля (как на полигонах при учениях) и запустят беспилотник. Рядом будут контролировать программист, связист, инженер, механик, слесарь, сварщик, агроном. Руководить этой оптимизированной работой будет генеральный, зам генерального по технике, зам генерального по растиневодству, служба безопасности. Ну и дроны в небе будут летать, чтобы никто не напал на беспилотный трактор.

    Итого вместо 1 комбайнера имеем соптимизированный штат человек 50 )))

    • Брюзга
      20.01.2016 09:44

      Совершенно согласен с вами! Операционист в любой технике нужен, так что без комбайнера все равно не обойдется!!!

    • Анонимно
      20.01.2016 10:07

      Вы ещё про спутники забыли, которые выведут на геостационарную орбиту над местом сельхозработ для дополнительного контроля.

      • Анонимно
        20.01.2016 12:11

        Точно-точно!
        Глон-АСС же есть!!!
        Как завершат наращивание подводной группировки спутников, начнут наращивать группировку на околоземной орбите. Вот тогда и заживем!!!))

    • Анонимно
      20.01.2016 15:44

      так сейчас тоже самое!-один комбайнер работает,а 10 человек его пасут)).Только наверное ещё человек под 30 надсмоторщиков хотят сунуть))

  • Анонимно
    20.01.2016 08:56

    С нашего молчаливого согласия и неудержимой жажды наживы "ЦЕНА ВОПРОСА — 15 МЛРД. РУБЛЕЙ" технический прогресс в конечном итоге уничтожит людей. "Скайнет" ждет своего часа, а мы своей участи.

  • Анонимно
    20.01.2016 08:57

    А че селчанину переживать, пусть вырастит все что надо, и живет на всем что вырастил, главное чтоб натуральное без химии было на такой продукт и спрос будет если деньги нужны будут!

  • Анонимно
    20.01.2016 09:00

    Прожектеры.
    Беспилотный КамАЗ - вообще верх абсурда. Хотя, конечно, участвовать в протестах против всеразличных Платонов он не сможет, факт.

  • Анонимно
    20.01.2016 09:04

    Роботы дояры попробовали в массовом порядке в одном схпк, который обанкротился. Можно и комбайны попробовать.
    Фирма явно зарегистрирована в офшоре и эта затея просто вывод капитала.

    • Анонимно
      20.01.2016 09:55

      Гремевшая на всю Россию СХП Рахимова?

    • Анонимно
      20.01.2016 20:51

      Есть отличные примеры применения роботов-дояров. Лично знаком.

    • Анонимно
      20.01.2016 21:00

      Народ сейчас не хочет работать. А если и работает, то уже со срывом сроков или не качественно и т.д. Освободившийся персонал вынужден будет развиваться, эволюционировать или стать жертвой естественного отбора. Пьяницы, лентяи, безответственные никому не нужны, даже роботам.

  • Анонимно
    20.01.2016 09:11

    Что только не придумают, чтобы иметь доступ к бюджетным деньгам.Абсолютно бесполезная идея.

    • Анонимно
      20.01.2016 11:35

      Также думаю. В 1954 годы кино журнал показывали часто, уже тогда трактора без машиниста пахали. Не помню настоящие были или мечта была. Мечтать не вредно и сейчас.
      Как могут так, когда и теоритические рназработки и и научные основы нет, беспилотники есть, но в воздухе.

  • Анонимно
    20.01.2016 09:14

    Новый КАМАЗ 5490 -все что сделано не на Камазе
    работает безупречно.Но собирется у нас (стыкуется) особенно в части электроники работает очень плохо-регулярные сбои и соответственно простои.Дай бог терпения эксплуатантам.В наших условиях безпредельного дорожного движения даже высококвалифицированные водители не всегда могут оперативно реагировать на этот бардак,с учетом состояния наших дорог и рельефов в т.ч. и полей до роботов нам как до Марса.Мне кажется что вся эта фантастика просто освоение не маленьких средств государства- вместо необходимой сегодня подготовки кадров- водителей, механизаторов и т.п (но ведь с ПТУ столько денег не срубишь)."Не ту страну назвали Гондурасом"

    • Анонимно
      20.01.2016 11:29

      Поражает только наше правительство -у нас других проблем нет? Что Камаз просит то и дают,видимо откатывает хорошо.Денег на абсурды в России много-на людей работающих нет и не предвидится.

  • Анонимно
    20.01.2016 09:40

    Не стоит расстраиваться, в кабину все равно посадят тракториста, который будет переводить на автоматическое управление трактор на ровных участках поля, люди наши смекалистые, освоят технику так, что без работы не останутся.

  • Анонимно
    20.01.2016 09:42

    Хватает беспилотных красных автобусов,с роботами из братских республик.

  • Анонимно
    20.01.2016 09:48

    Харвестеры, планета Арракис (Дюна), сбор пряности...

  • Анонимно
    20.01.2016 10:05

    это наука. разработки, открытия в процессе сделанные, в любом случае пригодятся во многих отраслях. главное ведь в другом - как не допустить банального распила бюджета проекта, деньги то ведь в основном государственные предпологаются

  • Анонимно
    20.01.2016 10:11

    У Джон Дира система автоматического вождения есть уже лет 10 наверное.

  • Анонимно
    20.01.2016 10:11

    Нужно создать дронов, как в фильме "Крикуны" с Питером Уэллером в главной роли. Они под землёй очень быстро передвигаются и эффективно почву разрыхляют. И ремонтировать их не надо, и вложений никаких. Запустили автономный завод по производству в бункере под землёй, и ушли по быстрому.

  • Анонимно
    20.01.2016 10:31

    У нас итак кругом безработица , кто будет работать роботы что ли??? Это называется безсталковость!!!!

    • Анонимно
      24.06.2016 16:54

      молодец трактористы и так безработы остались поля бурьяном посеяли еще трактр без пелотник сочиняют куда сельчян будете девать на ети деньги лучше сельчянам зарплату выдоть или фермы ремонтировоть ребятам хоть работа появятся пить меньше будут

  • Анонимно
    20.01.2016 10:45

    На эти 15 миллиардов луче комбайны раздали бы фермерам! На новой технике одно удовольствие работать, не какие роботы и не нужны.Вот бы производство пошло!Сколько трактористов и фермеров были бы рады, на полях на зиму не убранного урожая не осталось бы!Между прочим комбайны ночью не работают(роса,влага). Чем сразу такие деньги бухать сделайте хоть один экземпляр, посмотрите как он себя покажет на поле! Знаете даже обидно, мы старые комбайны не можем купить а некоторые на облаках летают на БЕСПИЛОТНИКЕ!!! с ув фермер

    • Анонимно
      20.01.2016 12:32

      Вамину не то что 15 млрд - 30 млрд дали. Ну и где эти деньги??

  • Анонимно
    20.01.2016 10:46

    Беспилотную технику где выгодно применять - там где человеческие возможности в дефиците или ограничены. Например техника может работать ночью, тогда как человек ночью спит. При этом технике не нужно будет отопление кабины, да и сама кабина пофакту не нужна - можно неплохо сэкономить на этом.

    • Анонимно
      20.01.2016 13:19

      Это на случай ядерной войны, сидя в бункерах управлять этой чудо техникой.

  • Анонимно
    20.01.2016 10:48


    В растениеводстве - это ближайшее будущее. Тот кто первый технологизирует процесс - тот будет на коне. Навсегда.
    И да, это другая культура земледелия.

  • Robert
    20.01.2016 10:49

    Внедрять в России что либо, утверждая что оно где то в европах или америках уже пару лет работает, это просто не умно. Вы посмотрите условия земледелия там какие. Хотя бы то что до любого поля там асфальтированная дорога. А урожайность?

    Чтобы окупалась эта техника к их значениям надо хотя бы приблизиться. Поля то у нас конченные. Выжимают все с полей последние соки. Трактористу в Европе (чаще он же хозяин) достаточна система GPS на тракторе, а робота-трактора он никогда не окупит.

    Этот проект для освоения Марса. И он доказывает еще раз бездарность менеджеров Камаза, и жалко мне всех тех кто повелись на этот проект. Позор просто

    • Анонимно
      20.01.2016 11:15

      Глупо отрицать работающие новации.

      Запрограммированный капельный автополив ещё 15 лет назад считался дикой диковинкой.
      Круглосуточное видеонаблюдение, беспроводная связь на каждый чих, считались просто фантастикой.
      А теперь это сделать может каждый.

      • Анонимно
        20.01.2016 15:36

        капельный полив делается на больные,не самостоятельные сорта растений-эдакая система-капельница.А её цена и монтаж каждый сезон стоит немалых денег.ВОТ КОГДА СУБСИДИРОВАТЬ ТЕБЯ ПЕРЕСТАНУТ,ТАК ПО ДРУГОМУ ЗАПОЁШЬ!))

  • Анонимно
    20.01.2016 10:50

    Для начала этого робота надо научить материться и понимать мат (по татарски в том числе), иначе процесс интеграции новой технологии затянется или будет не возможен.

  • Жулье атакует бюджет! Знают, что идет распил остатков резервов страны: «УСПЕЕМ, ЕСЛИ ВЫСТРЕЛИМ ДО 2018 ГОДА»

  • Анонимно
    20.01.2016 11:05

    Театр абсурда...
    вроде и люди взрослые,и вроде как с образованием...
    ну чес...слово !!!!

  • Анонимно
    20.01.2016 11:21

    Первые автомобили тоже никому не нужны были. Жрали, орали и не ездили.
    Первые трактора - так вообще слёзы, по началу. А в СССР - так этими слезами и остались.
    Ну и? Где "лошадка, везущая хворосту воз"? Правильно - в преданьях старины глубокой.

    • Regnum
      20.01.2016 12:05

      Помнится, какая истерика была по поводу первых паровозов - куры перестанут нестись, люди начнут болеть... Ничего не изменилось.

      • Анонимно
        20.01.2016 12:34

        куры перестанут нестись, люди начнут болеть,,,а что ошиблись? дарт швондер

  • Анонимно
    20.01.2016 11:25

    О каких беспилотниках речь мне бы на трактор наскрести я бы сам ездил и тракториста нашел и з/п ему платил.

    • Анонимно
      20.01.2016 11:43

      вот ить - а трактористу святым духом питаться - или подворовывая у тебя- жить?

  • Анонимно
    20.01.2016 11:50

    К сожалению, а может быть к счастью с рождением беспилотной сельхозтехники окончательно умрёт деревня - потому как смысл содержать дорогую сельскую инфраструктуру отпадёт начисто. Только крупные районные центры выживут, остальные сёла что далее 50 км. от райцентров и городов повымирают.
    Это та инновация, которая способна изменить уклад всей жизни человека. Это по сути новая веха по увеличению возможностей человека.
    По эпохальности можно сопоставить лишь создание автомобиля, когда возможности человека резко возрасти.

    • Анонимно
      20.01.2016 13:12

      И чем быстрее умрет этот атавизм рабства - тем лучше.
      Города, которыми по сути и являются райцентры, являясь административно-хозяйственными центрами в округе - это главное условие нормализации жизни на земле.

  • Анонимно
    20.01.2016 11:55

    На новый трактор у них денег нет а на инновационный есть?
    Ведь тракторист нужен был чтобы старый ржавый трактор завести и залатать в случае чего.

  • Анонимно
    20.01.2016 12:30

    Робот не пьет, не ворует, комфорта не требует, зп не надо. Но мне кажется роботизированный комбайн должен быть дешевле обычного. По причине того, что там можно обойтись без кабины и всего что там есть.

  • Анонимно
    20.01.2016 12:32

    Все равно безпилотники (комбайны, трактора, грузовики, легковые авто) придут с запада.

  • Анонимно
    20.01.2016 12:32

    Круто, прогресс надо поддерживать. Деревни 22 века, уверен, будут супер технологичными. "Деревенские" инженеры после учебы в в.у.заведениях будут управлять дронами,чинить аэрокосмическую сельхозтехнику, получать большие деньги, жить в классных домах. Жители города будут им по хорошему завидовать ) Сиразин, уверен, уже присматривается к роботам для своей фазенды

    • Анонимно
      20.01.2016 15:28

      если ты готов будишь заплатить в 5 раз дороже за туже буханку хлеба!))

  • Анонимно
    20.01.2016 12:36

    Как всегда в новом деле очень много скептиков. Да и народ у нас мало во что верит, особенно про светлое будущее. Но все же.

    Возникает несколько вопросов. Могу понять руководителей КАМАЗа. Для них беспилотный грузовик - это то, чем они могут козырять перед большими чиновниками, которые постоянно дают заказы заводу, оплачивая их из бюджета. Хотя, как я понимаю, сам завод кроме рамы для грузовиков уже почти ничего и не может делать. Мне представляется, что они должны бы сосредоточить свое внимание не на беспилотниках, а в первую очередь на самом грузовике. Там большие проблемы. Доля ведь рынка сужается и выпуском нескольких десятков тысяч машин уже завод не поддержать. Но им надо как-то успокоить "начальников" вот такими перспективными проектами.

    Беспилотные комбайны хорошая вещь, тоже самое, что и умные роботы, которые постепенно заменять людей во многих профессиях. Но вот сам проект, который будут реализовывать в Иннополисе, напоминают Нью-Васюки. Женщина хорошо умеет петь дифирамбы большим чиновникам. Возможно, много чего обещает, но ... Во-первых, почему такие комбайны не делать в Ростове? Точнее, там не размещать всех участников этого проекта, а хотят пригласить с семьями из других городов России в Иннополис для реализации этого проекта. Ведь комбайн будут делать там в Ростове, а начинку проектировать и создавать тут. Это можно, но тогда, для строителей комбайнов они как пятое колесо. Они им и не подчиняются, строят что-то новое, а они там побоку. И с деньгами не понятно, будут ли они финансировать все эти начинания, и кому будет принадлежать результат всех этих работ. Так не бывает. Во-вторых, сами строители этих комбайнов довольно скептически отнеслись к этой идеи. Это скорее будет проедание бюджетных денег, и хорошо, если Москва под нее будет что-то выделять, а не будут съедать те деньги, которые могли бы пойти на помощь тем же фермерам у нас тут. И в третьих, обычно одна фирма успешно запускает один большой проект, чтобы показать, это работает, а потом берется за следующий. И есть гарантия, что получиться и можно на это и деньги выделить. Тут пока с КАМАЗом пока висит проект на доработке и будет ли он полностью реализован не известно, и тут же начинают другой проект. А где люди, где ресурсы для этого?
    И еще. Обычно для реализации таких проектов в мире происходит мощная кооперация. И каждый участник выполняет ту работу, на которой он специализирован. Что же у нас. Есть разработчики программы, есть строители комбайнов и грузовиков. И это все в этой кооперации?

    Так что думаю, фирма решила окучить местных лохов, пока есть что из них вытрясти. А местные будут наконец как-то оправдывать те вложения в Иннополис, которые они сделали. а то ведь как-то неудобно, писать и говорить про город с 50 тысячами программистов, а в реальности десяток домов на пустыре и несколько семей живущих там на отшибе. Тут можно будет козырнуть и таким проектом. "Заменить всех комбайнеров роботами".

    Булгарин

    • Хороший вопрос задаете: Есть разработчики программы, есть строители комбайнов и грузовиков. И это все в этой кооперации?
      Ответ на этот вопрос имеется в интервью К. Бабкина, хозяина "Ростсельмаша" - он не в курсе, и не поддерживает.
      Очевидно, инициаторам они и не нужны, хотя, эту работу, при необходимости, можно было бы выполнить в мастерских "Ростсельмаша" за 15 миллионов рублей

  • Эти господа просто ох...и!
    15 млрд. руб - это 200 млн. долларов. Для сравнения: американец Элон Маск и партнеры за 200 млн. дол. разработали и запустили ракету-носитель Falcon и спутник Dragon

    • Анонимно
      20.01.2016 13:39

      Уважаемый Тахир, Вы совершенно правы.
      И это тем более обидно, что есть отрасли, где беспилотное управление автомобилем и важно, и нужно, и актуально.
      Например, городское движение: беспилотники, общаясь между собой, координировали бы движение друг с другом и избавили город от пробок и ДТП.
      Тут, правда, требуется реальная работа: надо наладить производство достаточно дешевого блока управления, научиться встраивать его в автомобили, подготовить нормативную базу - законы, поправки к ПДД.
      Это непросто, но выполнимо. И эффект экономический был был бы колоссальный. И продавать такую технологию можно. И гордиться ей - тоже.
      Проблема в том, что распильщики к реальной работе в принципе не способны.

  • Анонимно
    20.01.2016 12:47

    Булгарин, ваши мысли я бы уместил в 2 предложения. Вы что, писатель? )

  • Анонимно
    20.01.2016 13:24

    Булгарин - умница. Пишите еще. Ваш поклонник. Человек из Биляра)

  • Анонимно
    20.01.2016 13:25

    Тут еще одну забавную мысль прочел в статье. Про то, как эти беспилотные комбайны будут покупать среднеазиатские и латиноамериканские государства. То есть ориентация на этот рынок сбыта. Интересно, а что будут делать те самые работники, которые приезжают толпами в Россию? У них же переизбыток рабочей силы, какие роботы. Они же революцию там поднимут. Б

  • Анонимно
    20.01.2016 14:48

    Я думаю, что ввиду важности и нужности этой инновации, её поручат разрабатывать самым надёжным, честным, порядочным людям, патриотам России- людям с нерусской фамилией Ротенберг.)))

  • Анонимно
    20.01.2016 15:23

    Академик Сахаров осознал страшную суть своего детища только когда его создал..,а вот тов.Валиев,работая проректором(!!!) агрономов НА ЕГО ОПЫТЕ НЕ УЧИТЬСЯ И ПРОТАЛКИВАЕТ ЭТУ ЧЕПУХУ,ВЫТРЯХАЯ В БУДУЩЕМ ОСТАТКИ КРЕСТЬЯН ИЗ ДЕРЕВЕНЬ!!!КАК МОЖНО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ НА ГЕНОФОНДЕ ТАТАРСТАНА,КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ НА СЕЛЕ,говоря,что:"ЭТО НАШЕ БУДУЩЕЕ..",---ГДЕ БУДУТ РАБОТАТЬ ЭТИ ЛЮДИ,КЕМ?Скотник.

  • Анонимно
    20.01.2016 16:11

    Следующий шаг - превращение крестьян в Киборгов, чтобы на этих комбайнах пахали целыми днями,а на ночь - на подзарядку от розетки.Ляпота.

  • Анонимно
    20.01.2016 16:22

    Не лучшее время выбрали Ё-комбайн делать.

  • Анонимно
    20.01.2016 22:33

    Нанотехнологии, беспилотники и т.д., а сами вплоть до трусов китайскую одежду носим и летаем в облаках... Страну сначала надо одеть, обуть, накормить и дать работу, а затем над беспилотниками голову ломать.

  • Анонимно
    20.01.2016 22:41

    Робота дояра бы лучше сделали, не покупали бы может у голландцев и шведов потом

  • Анонимно
    20.01.2016 23:19

    Бюджет очень маленький,в гугломобиль вбили порядка 1 млрд долларов,но пока далеко до результата,минимум 15-20 лет,это с учётом их уровня развития робототехники.Здесь видимо речь идёт о создании отечественного автопилота, но на ардуино можно собрать уже сегодня,тысяч за 10 рублей..

  • Анонимно
    20.01.2016 23:54

    Нежизнеспособная идея. Роботы хороши на конвейере, в стабильных условиях, но не в поле. До первого несчастного случая с ребенком или животным, а потом - следком и посадки, по нынешним временам. Уже и про Берию вспомнили...

  • Анонимно
    21.01.2016 14:54

    "...Например техника может работать ночью, тогда как человек ночью спит..." Забавные фантазии, за которые никто не спросит. Наверное, думаете утром придёт хозяин робота-комбайна. Комбайн стоит на самом краю поля, только что закончил работы. Рядом стоят фляги с самозакрывающимися крышками, полные парным молоком и говорит электронным голосом: "Давай ещё свеклу уберу, через два часа мне овец загонять." К утру у хозяина будет инфаркт. Вирус дал сбой в программе, комбайн лежит в овраге. Два колдыря откручивают цветмет и сливают солярку. Российская действительность.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль