Культура 
17.02.2016

От Никиты Хрущева до Владимира Путина: путь современного искусства в России

Казанец Булат Галеев как основатель советского видео- и медиаарта

Завтра стартует цикл лекций, посвященный основным этапам современного искусства в России, подготовленный совместно ЦСК «Смена» и «БИЗНЕС Online». До конца года в Казани выступят известные художники, арт-критики и теоретики искусства. Первая лекция Лизы Плавинской будет посвящена «неофициальному искусству» 60-х. При Хрущеве за него отправляли в ссылку, при Горбачеве оно представляло страну на высшем уровне, а при Путине стало изучаться в художественных вузах.

КАК В «ГАРАЖЕ»

Завтра в центре современной культуры «Смена» под патронажем деловой интернет-газеты «БИЗНЕС Online» открывается большой цикл лекций «Современное искусство в России: истоки, герои, контекст». На встречах, которые будут проходить в течение этого года, речь пойдет как об истории современного искусства в России, так и о тенденциях развития, художниках и выставках, которые изменили ход ее развития, например о «Бульдозерной выставке», ставшей одной из самых известных публичных акций в СССР. Это рассказ о первых художниках-нонконформистах, квартирных выставках, московской школе концептуализма, акционизме, вплоть до политического активизма последних лет.

Такие курсы — обычная практика в крупных объединениях, которые изучают современное искусство, например в московском Государственном центре современного искусства и музее «Гараж». Однако это редкая попытка провести курс не в Москве или Петербурге, к тому же с участием специализированных искусствоведов. Докладчиками «Смены» станут известные искусствоведы, кураторы, сотрудники главных художественных институций России — Московского музея современного искусства, музея современного искусства «Гараж», Института проблем современного искусства, Государственного центра современного искусства, Русского музея, Третьяковской галереи.

О том, почему наша газета решила принять участие в этом проекте, рассказывает заместитель шеф-редактора «БИЗНЕС Online» по культурной политике Айрат Нигматуллин: «Современная жизнь многообразна, и газета «БИЗНЕС Online» стремится осмысливать ее не только в системе координат политики, экономики, бизнеса, но и в культурной плоскости. Поэтому мы не просто регулярно освещаем культурную жизнь республики и Казани, но и уже несколько лет сотрудничаем с ведущими российскими арт-критиками, материалы которых нередко вызывают бурные дискуссии среди культурной общественности Татарстана и даже становятся толчком для важных преобразований. Просветительский проект по современному искусству совместно с центром современной культуры «Смена» мы решили сделать для того, чтобы помочь нашим читателям сориентироваться в этой очень интересной, но непростой плоскости. Непростой, потому что до сих пор одним из главных вопросов современного искусства остается вопрос: «А это вообще искусство?» Надеемся, что приглашенные нами ведущие в стране специалисты в этой сфере помогут разобраться с этим и другими актуальными вопросами, поделятся с казанцами и гостями города своим экспертным мнением. Приглашаем на наш лекторий всех желающих!»

Кирилл Маевский
Кирилл Маевский

«МЫ ПЛАНИРУЕМ ПРИВОЗИТЬ ИЗВЕСТНЫХ ХУДОЖНИКОВ И ТЕОРЕТИКОВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

Перед открытием лектория «БИЗНЕС Online» задал несколько вопросов арт-директору центра современной культуры «Смена» и одному из кураторов цикла Кириллу Маевскому.

— Кирилл, почему центральной темой цикла стало именно современное искусство?

— Мы часто говорили о разрыве между Казанью и другими крупными российскими городами в отношении современного искусства. Если в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге в 90-е были активисты, которые занимались популяризацией «совриска» и это привело к появлению региональных филиалов государственных центров современного искусства и крупных частных проектов в этих городах, то в Казани лишь несколько лет назад Гузель Файзрахманова начала профессионально организовывать лекции в клубе «20/21» при «Эрмитаже». К сожалению, ситуация не позволяла ей планировать мероприятия на длительное время вперед и в конечном итоге привела к тому, что лекции под кураторством Гузель в «Эрмитаже» прекратились.

В некотором смысле наш цикл — попытка реализовать в каком-то законченном виде то, что не было реализовано ранее. «Современное искусство в России. Истоки, герои, контекст» — первый искусствоведческий лекторий, который мы планируем запустить в этом году. В скором времени мы анонсируем цикл лекций, посвященный истории и становлению казанского искусства XX века.

— По какому принципу вы выбираете лекторов, какие темы вам кажутся наиболее важными?

— Главный критерий, по которому мы выбираем того или иного лектора в этот цикл, — его профессиональная компетентность в заявленной теме. Наш совместный лекторий с «БИЗНЕС Online» — хронологический и систематический цикл, мероприятия будут проходить раз в месяц и продлятся до конца текущего года. Мы начинаем с истории «неофициального искусства» 60-х годов и двигаемся через соц-арт, московский концептуализм, ленинградских «Новых художников», акционизм 90-х и далее к сегодняшнему дню. Это довольно схематичное описание цикла, в действительности он будет значительно шире, затрагиваемых тем будет больше.

Например, вторая лекция посвящена истории советского видео- и медиаарта, которая берет свое начало в Казани и связана с именем Булата Галеева — основателя НИИ «Прометей» при авиационном институте в 60-е годы. Лектором выступит Антонио Джеуза — ведущий специалист в области медиаарта в России.

— Насколько этот цикл затронет искусство последних лет? Например, будут ли затронуты политический активизм, художественные события начала XXI века? Будет ли исторически что-то более современное?

— Да, цикл закончится лекциями о возрождении концептуализма, политическом искусстве в нулевые и десятые годы. Также историческую последовательность в цикле будут разбавлять некоторые «вставки», абстрагированные от заданной хронологии. В рамках этих единичных мероприятий мы планируем привозить с лекциями известных художников и теоретиков современного искусства.


СТРУКТУРА И ЗВЕЗДЫ

На первом мероприятии в рамках цикла, которое пройдет в «Смене» завтра, искусствовед, куратор и арт-критик Лиза Плавинская прочтет лекцию под названием «Структура и звезды. «Неофициальное искусство» 1960-х годов». Лекция будет посвящена «неофициальному искусству» в СССР или нонконформизму, который лектор рассмотрит в различные периоды развития страны, а также условиям, в которых оно развивалось. На встрече речь пойдет о таких художниках, как Владимир Немухин, Оскар Рабин, Дмитрий Плавинский, Франциско Инфанте, Эрнст Неизвестный, Игорь Вулох, Михаил Шварцман, и других.

Плавинская — известный искусствовед и ведущий специалист в области «неофициального искусства» 1960-х годов. Она была гостем на последнем книжном фестивале «Смены», где прочитала лекцию об истоках и направлениях советских иллюстраций в детских книгах. Она специалист в области теории восприятия, истории искусств, арт-критик, галерист, куратор и арт-издатель.

Перед лекцией гостья Казани также поучаствует в открытии новой выставки «Женское» известного казанского художника и одного из основателей центра современной культуры «Смена» Ильгизара Хасанова. Автор подробнее расскажет об идее экспозиции и вместе с Плавинской представит каталог выставки.

Центр современной культуры «Смена»
Адрес: Бурхана Шахиди, 7

Начало лекции Лизы Плавинской «Структура и звезды. «Неофициальное искусство» 1960-х годов» — 18 февраля в 19:00.
Вход свободный, регистрация не требуется.
vk.com/artinrussia_smena_1
Тел.: +7 (843) 249-50-23
smenagallery.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (1) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    17.02.2016 20:05

    вторая лекция посвящена истории советского видео- и медиаарта, которая берет свое начало в Казани и связана с именем Булата Галеева — основателя НИИ «Прометей» при авиационном институте в 60-е годы. Лектором выступит Антонио Джеуза — ведущий специалист в области медиаарта в России. Какие молодцы! Булат Галеев - это имя почти забыто сегодня, а ведь о его таланте знали даже в других странах. Эстонский философ-эстетик Леонид Столович до самой своей смерти (он умер в 2013 году) не мог забыть Булата, впоминал, как приезжал в Казань (где между прочим прошли его два школьных года во время войны, отца отправили в тыл как ученого). Посмотрите в яндексе, кому интересно, уровень Столовича. И соизмерьте с тем, что ТАКОЙ человек восхищался Булатом Галеевым.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль