Общество 
25.03.2016

Процентные войны: как «Акос» пошел в отказ

Один из старейших авторетейлеров Татарстана бьется с Промсвязьбанком, повысившим ставку по кредиту в 1,5 раза — с 13,7% до 21,5%

Лично отбиваться от претензий Промсвязьбанка ходит в Вахитовский суд Казани гендиректор и совладелец ГК «Акос» Александр Стариков. Банк потребовал от него досрочно вернуть долг в 50 млн. рублей и погасить увеличенные в одностороннем порядке проценты. Автодилер объяснил «БИЗНЕС Online» причину возникновения спора падением интереса в Татарстане к Mitsubishi и открыл против банка «второй фронт» в Арбитражном суде РТ.

Александр Стариков (фото: <a href=
Александр Стариков (фото: suzuki.akoc.ru)

ПРОДАЖИ УПАЛИ НА 80%, А СТАВКИ ВЫРОСЛИ

Промсвязьбанк потребовал взыскать с крупного татарстанского автодилера компании «Акос» 52 млн. рублей — соответствующее дело рассматривается в настоящее время в Вахитовском районном суде Казани. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на судебных заседаниях, кредитная линия на 50 млн. рублей была открыта в октябре 2014 года, заемные средства брались отдельными траншами и предназначались для пополнения оборотных средств компании. К октябрю 2015 года у «Акоса» образовалась просрочка, банк потребовал досрочно вернуть долг и после того, как требование не было выполнено, обратился в суд.

Согласно картотеке суда, ответчиками выступают несколько юрлиц, входящих в ГК «Акос»: ООО «Поволжский технический центр «Автотракторсервис» (дилер Mitsubishi и KIA), ООО «Автосалон-К», ООО «Автосалон-М» и ООО «СТО ТКЦ».

Кроме того, банк адресовал иск и поручителям по данной кредитной линии, которые выступали соучредителями компании: генеральному директору «Автотракторсервиса» Александру Старикову (он же гендиректор всего «Акоса»), Михаилу Котлярову (долгие годы работал коммерческим директором в компании, являлся сооснователем, но в прошлом году покинул ее), Сергею Кулагину и Эдуарду Мухтарову.

В компании «Акос» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что кредитная линия была открыта для «Автотракторсервиса», являющегося официальным дилером Mitsubishi. Основной причиной возникновения спора стало падение продаж автомобилей данного бренда, по итогам 2015 года более чем на 80%. «По остальным брендам продажи просели не так сильно, как в случае с Mitsubishi», — отметили газете в компании. Второй причиной является повышение учетной ставки ЦБ РФ, которое привело к существенному увеличению процентных выплат. Воспользовавшись положением договора о форс-мажоре, Промсвязьбанк, как и практически все остальные банки своим клиентам, поднял процентную ставку по кредиту «Акосу». Теперь путь разрешения спора в компании видят в реструктуризации кредита и заключении мирового соглашения.

Отметим, что падение продаж Mitsubishi в Татарстане действительно оказалось в прошлом году довольно внушительным. Если в 2014 году в республике было зарегистрировано 2669 новых авто этого бренда, то в 2015-м — лишь 876, то есть минус почти 80%. Падение в целом по России было меньше — минус 55% — 80 тыс. авто в 2014-м против 36 тыс. в 2015-м. Кстати, помимо «Акоса» автомобили под брендом Mitsubishi в Татарстане продает ТТС, который на сайте Mitsubishi сейчас указан как единственный официальный дилер.

Пресс-служба Промсвязьбанка воздержалась от комментариев, отметив, что позиция будет излагаться на суде.

Михаил Котляров (фото: <a href=
Михаил Котляров (фото: akoc.ru)

ЗАТЯГИВАТЬ ПОЯСА, ТЯНУТЬ ВРЕМЯ

В полном соответствии с изложенной в комментарии нашей газете позицией компания «Акос» в ответ на иск Промсвязьбанка открыла второй фронт в Арбитражном суде Татарстана, на заседании которого побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». Она потребовала признать недействительным один из пунктов кредитного договора — тот самый, определяющий процентную ставку. Судья Константин Андреев обратил внимание, что в данный пункт предусматривает проценты по кредиту: «А что дальше с этим договором? Как он будет исполняться?». На это юрист «Акоса» Олеся Савельева заявила, что оспаривает не сами проценты — «требования касаются уведомления об одностороннем повышении процентной ставки по договору».

На суде всплыли конкретные условия кредитов. Как выяснилось, Промсвязьбанком было выдано несколько траншей с различающимися ставками. Сначала ставка равнялась 13,7%, затем она была повышена до 21,5% с последующим снижением до 20%. При этом юрист Промсвязьбанка уточнил, что эти цифры нужно понимать ориентировочно, так как проценты зависели от длительности конкретного транша. Само одностороннее увеличение процентов банк, понятное дело, объясняет изменением ключевой ставки ЦБ РФ — с 10,5 до 17%.

Промсвязьбанк считает, что иск в арбитраже нужен «Акосу», чтобы затянуть рассмотрение основного дела о непогашении кредита в Вахитовском суде, на котором, по свидетельству представителя банка, присутствует лично глава компании Стариков. «Никто не мешал подать данное требование в рамках того дела. А сейчас они скажут, что обжалуется договор, и попросят остановить дело до вступления в законную силу решения арбитража», — объясняет юрист.

«АКОС» ИДЕТ НА ПРИНЦИП?

Компания «Акос» работает на авторынке Татарстана и России с 1991 года, что делает ее одной из старейших в республике и в стране, является дилером Nissan, KIA, Suzuki, Infiniti, Mitsubishi, Datsun, а также «ГАЗ» и «Русские автобусы» (автобусы «ПАЗ», «КАВЗ», «ГоЛаз», «ЛиАЗ»). Согласно данным на сайте компании, ежегодно «Акос» продает около 5 тыс. машин. Автосалоны расположены в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске.

«Акос» регулярно входил в рейтинг «БИЗНЕС Online» крупнейших предприятий Татарстана. Причем в 2013 году группа компаний, предоставив консолидированную отчетность, заняла в нем довольно высокую 30-ю позицию. Однако затем в «Акосе» отказались от такой практики, поэтому показатели оценивались по компании с самой большой выручкой в группе — ООО «Акос-СТО», что в итоге с выручкой в 1,7 млрд. рублей обеспечило ей 199-е место.

Сегодня понять финансовое положение всей группы «Акос» практически невозможно. Согласно базе данных «Контур-Фокус», Стариков в качестве учредителя или соучредителя фигурирует в 29 компаниях. Из них у 12 компаний отчетность не представлена для стороннего наблюдателя, но зато она есть у оставшихся 17 фирм, и суммарный финансовый результат у них положителен — чистая прибыль по итогам 2014 года составляет 82,8 млн. рублей.

Отметим, что Стариков является также генеральным директором (и не является учредителем) в 9 компаниях, которые показали более печальный результат — убыток в 18,6 млн. рублей. Добавим также, что финансовое положение компаний-ответчиков в рамках судебного процесса по итогам 2014 года ушло в минус: при балансе в 744,2 млн. рублей и выручке в 1,2 млрд. рублей чистый убыток всех четырех компаний составил 35,3 млн. рублей.

В любом случае для компании с такими оборотами долг в 50 млн. рублей не выглядит смертельным. Впрочем, 2015 год, ознаменовавшийся практически двукратным падением авторынка, довел многих автодилеров до состояния, когда биться надо за каждую копейку. В этих обстоятельствах почему бы и не пойти на принцип?

Фото: http://akoc.ru/
Фото: akoc.ru

«КРИЗИС ДИКТУЕТ КРЕДИТОРАМ БОЛЕЕ СТРОГОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАЕМЩИКАМ»

«БИЗНЕС Online» узнал мнения экспертов о влиянии кризиса на ситуацию с кредитами компаний.

Алексей Волков — директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ):

— Конечно, волатильность в экономике сказывается на рынке кредитования, будь то розничный сегмент или корпоративный. Например, в 2015 году доля просроченной задолженности в розничном кредитовании по некоторым типам кредитов доходила до 19 процентов. В корпоративном сегменте ситуация формально более стабильная. По данным 3,5 тысяч кредиторов, передающих сведения в НБКИ, доля просроченной задолженности по корпоративным кредитам на конец 2015 года составляла 1,9 процента (на начало года — 1,7 процента). Конечно, кризис диктует кредиторам более строгое отношение к заемщикам, нарушающим график обслуживания долга.

Анна Мингазова — юрист коллегии адвокатов Sergis:

— В период кризиса многие юридические лица столкнулись с трудностями в погашении кредитов, однако резкого увеличения судебных споров по взысканию крупной просроченной задолженности не отмечается: крупные компании-заемщики являются, как правило, финансово стабильными и имеют возможности по планомерному погашению кредитов, в том числе за счет фондов и резервов.

Если спор передан на рассмотрение в суд, это может означать, что должники не имеют намерения заключать мировое соглашение с банком либо реструктуризировать долг в связи с неимением для этого финансовой возможности. В качестве способа защиты должники прибегают к встречным мерам: оспариванию кредитного договора, дополнительных соглашений к нему, изменений процентных ставок по кредитному договору и прочее. Возможности одностороннего изменения процентов за пользование кредитом должны быть предусмотрены договором, оспаривание данного повышения может являться как и уловкой, так и добросовестным поведением при наличии фактов злоупотребления со стороны банка.

Право банка на одностороннее изменение процентной ставки по кредиту, закрепленное в договоре, не означает, что заемщик, не согласный с такими изменениями, не может доказать, что это нарушает разумный баланс прав и обязанностей сторон.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (46) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.03.2016 08:21

    дикий капитализм с шакальим оскалом принимает наидичайшие формы . опаснейшие паразиты вредители ростовщики явно хотят отжать Акос в свою пользу... Александр Стариков должен вспомнить бессмертные труды Карла Маркса о том как умерить сатанинскую алчность и жадность этих опаснейших паразитов вредителей ростовщиков

  • Анонимно
    25.03.2016 08:22

    Спасибо за статью. Будем знать "кто есть ху" на банковском рынке.

  • Анонимно
    25.03.2016 08:43

    Ставка снизилась с 17% до 11% уже в августе. Почему ПСБ не снижал процентную ставку при каждом снижении ключевой, раз уж основанием для повышения стало увеличение ставки регулятором?

    • Анонимно
      25.03.2016 09:17

      Вот об этом что-то не прочитал. А как менялась ставка по кредиту после понижения ключевой ставки ЦБ? Или сработал эффект маховика: вверх цена кредита пошла легко, а вот снижаться отказалась?

      • Анонимно
        25.03.2016 10:01

        А ни один банк не снизил проценты, как задрали так и держат.

        • Анонимно
          25.03.2016 11:51

          Не снижают по одной простой причине. Супер умные банкиры решили в конце 2014 года набрать длинных вкладов под бешенные проценты, вот и приходиться теперь ставки по кредитам задирать, чтобы без лицензии не остаться из за убытков

      • Анонимно
        25.03.2016 10:07

        Почему то никто не задается вопросом, а с чего это вдруг продажи упали на 80% и рубль просел в 2 раза? А еще у народа кончились деньги и продажи провалились у всех, а те только у автодилеров. А у банков растет просрочка и невозвраты. Может шире посмотреть на ситуацию в поисках причины.

        • Анонимно
          25.03.2016 11:43

          Ответы у Карла Маркса - капиталисты хотят много прибыли, а з/п не индексируют и остаются на прежнем уровне - зато низкая стоимость труда привлекает инвесторов, но маленькие зарплаты наемных тружеников не позволяет уже поддерживать спрос на прежнем уровне - у капиталистов не могут покупать товары. Жадные капиталисты кусают сами себя за хвост.

      • Анонимно
        25.03.2016 10:15

        Все условия изменения ставки прописаны в договоре, надо его читать прежде чем делать какие-то выводы...

  • Анонимно
    25.03.2016 08:44

    Вынужден проходить официальное ТО в Акосе. Это просто цирк, то что-то сделать забудут, то впишут не сделанные работы в смету.
    Может если нормально управлять своим бизнесем будут, и с банками будет все ОК.

    • Анонимно
      25.03.2016 08:54

      Не проходите в Акосе если не нравится, идите к другому дилеру.

      • Анонимно
        25.03.2016 09:22

        Ну да. У нас же по Ниссану, Инфинити, Датсуну, Сузуки дилеров пруд пруди. На каждом углу.
        Если б не условия гарантии, автовладельцы сразу же бросили бы обслуживаться у официалов

      • Анонимно
        25.03.2016 09:29

        вот и ушел к конкурентам в ТТС

        • Анонимно
          25.03.2016 11:52

          По ниссану в юго-восточном регионе нет ни у кого дилерства кроме акоса гранат авто вроде. И поэтому они крутят как хотят. Куда ехать за гарантийными обязательствами прикажете в Казань в Марку? ТО делал своевременно у них,но как касается гарантийных обязательств не выполняют придумывают разные причины. Да может в каких моментах отказывает Ниссан мотор рус, но они и элементарных вещей не хотят делать. По заказ наряду должны менять правую стойку стабилизатора сервисмэн меняет левую. Ладно был на втором обедал увидел чз окно как меняют, а так бы поменяли левую. Масло в двигателе при обьеме 3.8 л заливают 4.6л(правда честно залили 4.6 л не только на бумаге. После этого уровень масла оказался выше уровня мах на 1/4 ). Доказывал что 3.8 л бесполезно у них программе так.

      • Анонимно
        25.03.2016 13:44

        Это ответ сотрудника АКОС, советую топ-менеджеру компанию найти этого сотрудника, и на его примере провести разбор полетов с последующим увольнением. Иначе АКОС ждут плохие времена.

    • Анонимно
      25.03.2016 12:31

      Все довольными быть не могут,говорю потому что сам работаю в ТТС,ошибки могут допускать все,как и ТТС ,так и АКОС,но судя по вашему комментарию вы из той категории клиентов ,которые изначально идут с негативом к дилеру,что их обманут,или побьют машину и.т.д. и т.п,поверьте каждый оф.дилер сейчас бьется за качество обслуживание и лояльность клиентов,так как сейчас это главное оружие для привлечения клиентов.

      • Анонимно
        25.03.2016 15:23

        Одно делать ошибки делать другое дело их признавать их исправлять. В ттс в этом плане как то попроще. А в основном официалы ведут себя как короли. Как машину покупать пройти ТО, так тебя оближут обчешут. А как гарантийний ремонт так от ворорт поворот. В какой то мере согласен что представительство Вам не оплачивает работы и если оплачивает то с 25% дисконтом но страдает в конечном счете клиент и у него складывается негативное представление о марке и дилере. Вот был у меня случай на 5000км заскрепела из-за отсутствия смазки педаль сцепления автомобиль Ниссан. На что мне дилер см. сервиску там смазочные работы платно. Зачем я должен платить за смазку тем более машине 3 месяца, если конструктивно там не положена смазка. Если даже производителю жалко смазку, заказывай педальный узел ан нет дилер тычет в книжку и хочет срубить бабла.

        • Анонимно
          25.03.2016 15:58

          Все правильно пишите, но мы все, кто в большей, кто в меньшей, делаем из машины культ... Если мы бы к ней относились попроще, м.б. все бы не воспринималось в негативном свете...А еще мы все исходим из того, что иномарки не ломаются и очень бываем удивлены, что это не так и не готовы даже заплатить мало мало за смазку педального узла, а то что нами занимаются 1 час три человека(мойщик, приемщик, сам мастер) и это в тепле и чистоте -мы типа уже за все заплатили при покупке данного авто, а это только входной билет в мир западного автопрома.

    • Анонимно
      25.03.2016 13:08

      всё верно. абсолютно не клиентоориентированная компания. начиная с менеджеров продаж, заканчивая сервисменами меняющими воздушный фильтр вытряхиванием оного об пол, тут же около авто

    • Анонимно
      25.03.2016 20:17

      Акос делает все норм

      • Анонимно
        25.03.2016 21:34

        Менеджеры по продажам не работают, попросил уточнить цену, дал контакты, ответа не поступило. Взял у тех кто отработал заявку как положено

      • Анонимно
        28.03.2016 14:19

        У Акоса не делайте ничего и никогда: качество сервиса и ремонта очень низкое, не пускают в рем.зону, чтобы вы не видели, как целый час они якобы делают то, что можно сделать за 10 минут. Менеджеры выучили нелогичные отмазки. Развод и кидалово там.

      • Анонимно
        28.03.2016 14:19

        У Акоса не делайте ничего и никогда: качество сервиса и ремонта очень низкое, не пускают в рем.зону, чтобы вы не видели, как целый час они якобы делают то, что можно сделать за 10 минут. Менеджеры выучили нелогичные отмазки. Развод и кидалово там.

  • Анонимно
    25.03.2016 08:54

    Никого не жалко, никого...

  • Спор идет кто останется крайним. Фишка в том, что банк и Акос невиновны в данной ситуации. Виноват регулятор изменивший процентную ставку, но на него в суд подать невозможно. Если банк не изменил бы условия договора, в сторону увеличения ставки,то регулятор возмет это на карандаш и это может аукнутся банку отзывом лицензии. Если проиграет суд проиграет банк убытки понесет он. Если Акос - то проиграет субъект предпринимательства.

    • Анонимно
      25.03.2016 12:20

      Виноват регулятор))) Регулятор уже несколько раз снижал ставку, а банки нет.
      Депозиты сейчас 9-10%, банку вполне хватило бы маржи в 6-7% с учетом всех расходов. Но не 21% же драть.

    • Анонимно
      25.03.2016 21:35

      Ставка повышается не из-за того,что цб санкции будет применять, а из-за стоимости ресурсов для банка

  • Анонимно
    25.03.2016 09:18

    Акосу так и надо, покупал у них 2 машины, обслужить и гарантийный ремонт делают спустя рукава и за все просят денег. Обратился в Москву к дистрибьютору этих марок, они подтвердили - работы и запчасти гарантийные, должны бесплатно делать. И только после этого стали делать, но плохо

  • Анонимно
    25.03.2016 09:35

    АКОС предлагал мне заплатить за магнитолу Хундай Акцента в 2007 году, который как бы идет уже в комплектации, в Сапсане купил в итоге. С тех пор объезжаю стороной эту конторку

  • Анонимно
    25.03.2016 10:38

    Брал с 2004 года 7 машин в Акосе. В целом все устраивало.
    Сейчас, всем стало хуже. В стране просто нет денег.

  • Анонимно
    25.03.2016 12:17

    В акос на то по ниссану ни ногой. В Марку теперь езжу.
    А по статье. Надо строить автосалоны не за счёт кредитов, а за счёт собственных средств. Акос решил широко шагать, но вот штаны порвались.

    • Анонимно
      25.03.2016 13:23

      Хотел сделать то-90 000 км. на ниссан, позвонил в Акос- 12000руб, в Марке- 17000руб. Так и не понял почему в марке дороже. В итоге сам закупил запчасти через Укзист и Афтодок, масло Улмарте, позвонил в несколько проверенных автосервисов, узнал где какие расценки и сделал разные тех.работы в разных сервисах, ориентируясь на цену и качество работ. В итоге вышло 7000руб за все. И самое главное, лично присутствовал при работе и видел что мастер все поменял, прикрутил, заменил.

      • Анонимно
        25.03.2016 14:56

        Если бы производители не навязывали дилерам запчасти по бешеным ценам, не устанавливали план по этим запчастям, то и у дилеров тоже были бы такие цены. А если бы еще не заставляли строить такие дворцы для автосалонов, то и дилеры бы залезали в такие кредиты и банкам не приходилось бы с ними судиться.

      • Анонимно
        25.03.2016 14:58

        Авто на гарантии, в частный сервис пока нельзя.

  • Анонимно
    25.03.2016 16:31

    Вы почему к Путину не обращаетесь? Это же он виноват, что ставки повысили и денег в стране нет. В очередной раз развалил экономику в стране.

  • Анонимно
    25.03.2016 17:59

    А вот мне в Акосе всегда нравиться проходить ТО, никаких проблем. И через два-три дня звонят из Москвы ( представитель Ниссан) и распрашивает, а хорошо ли вас обслужили, всё ли устраивает? В рем.зону пускают, пожалуйста контролируй, что я и делаю с удовольствием и душа спокойна за машину. Однако если у вас нет денег, добро пожаловать к дядям-васям в гаражи, они ждут! Челнинец.

    • Анонимно
      25.03.2016 20:00

      А мне не нравиться Акос. Штата дополна. Но никто даже не подойдёт при осмотре авто. Все якобы загружены работай. Никто по существу ответить не могут.

    • Анонимно
      25.03.2016 20:13

      В казанском Акос ниссан в рем.зону не пускают. А их опросы "Оцените нашу работу по 5 бальной шкале" вообще ни о чем. Главное чтобы вам нравилось. А так в Казани есть немало сервисов дяди Васи с нормальными специалистами и оборудованием.

  • Анонимно
    25.03.2016 20:01

    А ты давно сам в акосе работаешь? Обслуживание хуже некуда!

  • Анонимно
    26.03.2016 00:43

    В Акосовском КИА отличные менеджеры, брал Киа церато полгода назад, оставлял заявку на сайте не рассчитывал больно на обратную связь, до сих пор рассказываю как позвонили через 2 минуты и это подкупило, да пусть интерес у них личный (как потопаешь так полопаешь) но заинтересованность в том чтобв я остался доволен покупкой была искренней. В итоге было приятно общаться приятно с менеджером энтузиастом,

  • Анонимно
    26.03.2016 07:54

    Даю, наводку для бизнеса: в Казани нет нормального сервиса по дизельным моторам легковых машин.
    Всю Казань облазил, единственный "Бу....т дизель" перегружен и к нормальным его не отнесешь (рем.зона - помойка). Дают телефоны дизелистов, их на город трое! Они частники и к ним не попасть (очередь) и по-безналу не оплатить.
    Остальные автосервисы просто не берутся за дизеля. Даже Акос. Вот так!

    • Анонимно
      26.03.2016 11:40

      Так зачем давать наводку. Там же все просто. Такой шикарный бизнес надо подымать самому. Только как вижу желающих нет. И дизель в нашей стране не понимаю, кто покупает, раньше скидки на них давали, хотя стоили значительно дороже бензиновых собратьев, типа уже завезли в Россию, обратно не повезут, а экономия призрачная...

  • Анонимно
    27.03.2016 20:25

    Скопытился, похоже наш родимый Акосик

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль