Сегодня в Казани презентуют программу Visit Tatarstan и новый бренд Татарстана, который будет использоваться для привлечения туристов. Разработчиком, как стало известно «БИЗНЕС Online», выступила лондонская фирма INSTID супругов Александра и Натальи Гранд, известных своим активным сотрудничеством с «Апостолом» Тины Канделаки. Эксперты нашего издания оценивают работу противоречиво и недоумевают, почему к таким заказам не допускается местная креативная индустрия.
Сегодня в Казани будет официально презентована программа VisitTatarstan — основа для развития туристической отрасли РТ
ЗАДАЧА — СНЯТЬ ПОТОЛОК
Сегодня в Казани будет официально презентована программа Visit Tatarstan — основа для развития туристической отрасли Татарстана. Заказчиком выступил государственный комитет РТ по туризму, а исполнителем — компания с лондонской пропиской INSTID. В справке, которая содержалась в приглашении СМИ на презентацию, заявлено, что Visit Tatarstan — это комплексная программа, что она направлена на развитие туротрасли внутри региона и «приведение ее к современным мировым потребностям и стандартам», открывает новый горизонт в организации работы туристической отрасли в России и за рубежом и должна решать несколько задач.
Всего задач шесть. Во-первых, повышение доходов и благосостояния Татарстана, ее жителей и бизнесов за счет развития туристической отрасли. Во-вторых, создание четкого, однородного и адекватного образа туристического Татарстана в общественном сознании как внутри региона, так и за его пределами, как в России, так и за рубежом. В-третьих, снятие потолка для развития Татарстана как туристического направления (сейчас он ограничен количеством достопримечательностей и событий в регионе). Четвертая задача — объединение деятельности всех участников туристской отрасли РТ единым видением и единым смыслом. Пятая — поднятие престижа туристической отрасли в республике, чтобы жители Татарстана с удовольствием шли работать в туризм, получали профильное образование, инвестировали свои средства в объекты туристской инфраструктуры, открывали бизнес в этой сфере. Наконец, шестая — повышение узнаваемости путем продвижения и реализации понятной маркетинговой стратегии и коммуникации.
В логотипе обыгрывается образ одной из достопримечательностей Казанского кремля — ворот с изображениями солнца и полумесяца, которые, распахиваясь, образуют букву T |
Эти задачи предполагается решать деятельностью на двух площадках: внешней и внутренней. Первая предполагает маркетинговую и коммуникационную работу по продвижению Татарстана как турнаправления. Вторая — приведение индустрии туризма в республике в соответствие с ключевой идеей и идеологией программы Visit Tatarstan.
«ИЗОБИЛЬНАЯ, БЕЗОПАСНАЯ И ВНИМАТЕЛЬНАЯ» РЕСПУБЛИКА
На сайте компании INSTID уже выложены примеры использования элементов фирменного стиля, с помощью которого Татарстан будет позиционироваться на туристическом рынке. Кроме того, в распоряжении газеты «БИЗНЕС Online» оказались материалы айдентики. Слоган республики будет звучать так: «Татарстан: 1001 удовольствие». Видимо, упор делается на восточную экзотику. Вариант на английском языке: «Tatarstan. Land of 1001 delights». Характер республики, согласно айдентике, описывается как «яркий, гибкий, активный, трудоемкий, открытый», а ценность для мира нашей республики заключается в «изобилии, безопасности, внимании».
Особый интерес представляют варианты внедрения фирменного стиля в повседневной жизни |
Особый интерес представляют варианты внедрения фирменного стиля в повседневной жизни. Фирма INSTID предусмотрела его использование на сувенирах, одежде, аксессуарах, в городских пространствах и общественных местах. Из аксессуаров есть, например, часы Swatch с орнаментом, яркие запонки, зонты. На фотографиях некоторые вещи, например резиновые сапоги мятного цвета с орнаментом цвета фуксии, смотрятся несколько эксцентрично, хотя, возможно, на улице они будут выглядеть гармонично. Есть также примеры использования визуальной части айдентики на клатчах, визитках, станциях метро и автобусных остановках. Интересно, что в айдентике используется концепция цивилизационных слоев — в визуализации можно увидеть слои с разными цветовыми решениями и с разным временным периодом: средневековье, XVIII - XIX века и т. д. В логотипе же обыгрывается образ одной из достопримечательностей Казанского кремля — ворот с изображениями солнца и полумесяца, которые, распахиваясь, образуют букву T.
Бренд «Наследие Татарстана» создала компания «Апостол», а представила его публике лично глава компании на тот момент — известная телеведущая Тина Канделаки (в центре) |
ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА
Казалось бы, зачем республике еще один фирменный стиль, если уже есть бренд «Наследие Татарстана», который был презентован в декабре 2014 года в Казани с большой помпой и при участии, кажется, всех республиканских VIP'ов? Бренд, напомним, создала компания «Апостол», а представила его публике лично глава фирмы на тот момент — известная телеведущая Тина Канделаки. Источники «БИЗНЕС Online» в отрасли говорят, что развести сферы применения двух стилей решили следующим образом: «Наследие» Канделаки — это бренд для татарстанцев, а Visit Tatarstan — это вариант, нацеленный на туристов, приезжающих в республику. Так или иначе, стоит заметить, что предложенный «Апостолом» образ лучника, скачущего на коне, широкого распространения так и не получил, так что не исключено, что сейчас предпринят второй подход к снаряду.
«Наследие Татарстана» было презентовано в декабре 2014 года с большой помпой |
Между тем владельцы британской компании INSTID — не чуждые Татарстану и «Апостолу» люди. Еще в 2013 году они — супруги Александр и Наталья Гранд — приезжали в составе рабочей группы, создававшей как раз-таки бренд «Наследие Татарстана», который включен в портфолио компании, выложенное на ее сайте. Там же указано, что зарегистрирована фирма INSTID в Лондоне, а создана в 2008 году. Помимо работы для Татарстана она, судя по данным сайта, создавала айдентику для Приморья, руководство по коммуникациям для Башкортостана, айдентику «Инвестируй в Москву» и Еревана, а также бренд Новой Москвы, официальным подрядчиком по разработке которого за 15 млн. рублей, кстати, также выступал «Апостол». История с брендом Новой Москвы, напомним, закончилось скандалом: авторов обвинили в плагиате — пользователи соцсетей обнаружили сходство нового логотипа с бесплатным шаблоном из фотобанка.
Компания INSTID Натальи Гранд известна своими скандальными брендами
Бренд Минска в 2013 году также вызвал возмущение белорусских интернет-пользователей. Презентованный бело-голубой паттерн в качестве логотипа Минска и слоган Think Minsk (на русском языке — «Минск. Интересно») вызвали негодование как рядовых минчан, так и экспертов, которые обвинили INSTID в «нарушении всех мыслимых и немыслимых законов территориального бренда». Как писал в декабре 2012 года профессиональный белорусский портал marketing.by, интернет-пользователи обнаружили в минском бренде плагиат — аналогичный слоган Think London ранее был разработан дизайнерами для Лондона, а множество вариантов паттерна было найдено в фотобанках. В интервью порталу Наталья Гранд назвала минчан людьми со скептическим мышлением. Высказался о бренде и известный дизайнер Артемий Лебедев, который написал на своем сайте: «Я бы в такой город не поехал». За разработку бренда компания INSTID получила 300 млн. белорусских рублей.
Интернет-пользователи обнаружили в минском бренде плагиат — аналогичный слоган Think London ранее был разработан дизайнерами для Лондона (фото: udf.by) |
Издание «Белорусский партизан» осенью 2012 года опубликовало большой материал об INSTID и Наталье Гранд, в котором пишет, что она является обозревателем прессы на канале BBC World в программе World Business Report, где комментирует события в странах СНГ, имеет степень доктора социологии, полученную в Лондонской школе экономики, специализируется на изучении политических идеологий, национализма и процессов национального строительства, а также политических и предпринимательских рисков в России и странах СНГ и является автором двух научных статей о посткоммунистическом развитии Беларуси, в целом критических по отношению к режиму Лукашенко. А известность компания INSTID (ранее позиционировавшаяся как Институт государственных идеологий) получила в 2009 - 2010 годах, после того как Беларусь разорвала отношения с британским пиарщиком лордом Тимоти Беллом. Кстати, указывается, что и фамилии у супругов в действительности не Гранд, а Лещенко и Федулин, оба они — выходцы из Беларуси.
Газета «БИЗНЕС Online» попросила госкомитет по туризму РТ и центр развития туризма РТ прокомментировать созданный фирменный стиль, а также назвать стоимость его разработки, однако оба ведомства отказались от комментариев до официальной презентации, которая намечена на 14:00.
Новый бренд был уже опробован на международной выставке «Интурмаркет-2016» (фото: tourism.tatarstan.ru) |
«ТАТАРСТАН, КОТОРЫЙ МОЖНО ПРОДАТЬ»
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» айдентику, созданную британцами.
Сергей Насекин — дизайнер:
— Визуализация фирменного стиля — обычная, нормальная работа. Ничего выдающегося, но и особых ляпов я не обнаружил. В институте, где я преподавал, студенты выполняли работы по фирменному стилю или стилю визуальных коммуникаций для какого-либо предприятия. Так вот хороший студент между четверкой и пятеркой сделает такую работу, как сделала компания INSTID. По визуализации айдентики видно, что люди набили руку. Но самое главное — в этой работе нет яркой индивидуальности нашего региона.
В области графического дизайна уже давно все умеют делать у нас в Казани, есть ряд хороших компаний, которые могли бы выполнить эту работу. Зачем заказывать это в каких-то далеких неместных конторах — хоть убейте, не понимаю, не одобряю и не поддерживаю. Все время слышны голоса людей с высоких постов о поддержке местного производителя, а как доходит до дела, все время ищут каких-то варягов.
Судя по выложенным на сайте паттернам, орнаментам, они хорошие, некоторые с точки зрения колористики очень удачные. Айдентика делается для того, чтобы потребители и туристы с этими элементами четко ассоциировали регион: о, вот это Татарстан! В вариантах визуализации айдентики такого нет.
Фарит Уразаев — начальник отдела по работе с татарскими предпринимателями исполкома всемирного конгресса татар:
— Что это? Что хотели сказать? Я как татарин себя здесь по большому счету не вижу. Это какая-то копия, подделка, штамповка. Душа не вложена, а если ее нет, то другой человек такой стиль не воспримет, он не притягивает, а кое-где отталкивает. Задача туриндустрии привлечь, максимально открыть душу человека.
Особенно настораживает фото с мужскими носками и короткими штанишками. Дизайн часов еще более-менее подходит для молодежной аудитории. Да, туризмом увлекаются молодежь и пожилая часть населения в Европе, но на вторую категорию такой стиль абсолютно не рассчитан. К этому вопросу нужно подойти дифференцированно — для молодежи, среднего возраста и для пожилых.
Логотип и визитная карточка Татарстана — всадник и узор — были сделаны неплохо, передана суть, а в этих рисунках цыганщины много. Эмблема — это особый стиль, концентрация образа. У татар была тамга — знак качества. Каждый элемент должен обогащать Татарстана, а не проявлять вопросительные знаки.
Тимур Мухаметзянов — дизайнер:
— Вне всяких сомнений, образцы использования фирменного стиля имеют стиль — некое визуальное единство, превращающее их в коллекцию. Он отличается яркостью и узнаваемостью, а значит, запоминается и идентифицируется.
Можно ли создать коллекцию в татарских мотивах иным способом? Вероятно, да. Но в ней будут использованы элементы народных промыслов — узоры ичигов, плетение филиграни, рисунок традиционной вышивки. Мы видим, что дизайнер обратился к материальным первоисточникам, бережно «снял» рисунок с оригиналов и весьма точно воспроизвел его на изделиях.
Проблема же, на мой взгляд, заключается в том, что автор создал современную европейскую коллекцию — стильные вещи для прогулки по Парижу или вечеринки в Лондоне — и уже в них интегрировал национальные мотивы. Дизайн вещей не прорастает из национальной традиции, а лишь переносится на носители иной культуры, в совершенно другую эпоху. Представим все те же вещи, в тех же цветах, но с другим узором — японским, украинским или норвежским. Останется ли в них что-то от Татарстана?
Яркие цвета, модные цветовые схемы, актуальный молодежный фасон — отлично, но это «Татарстан, который можно продать», а не «Татарстан, каков он есть на самом деле». Если цель — понравиться туристам и продать сувениры, то отлично. Если мы хотим их чему-то научить, передать наши традиции, продемонстрировать индивидуальность, это совсем не то, что нужно.
Артем Ермолаев — арт-директор Alto Vision:
— Все, кто живет у нас в республике, знают сказку про белого бычка, которая начинается со слов «Татарстан стоит на стыке двух культур». Я рад, что принятый туристический стиль Татарстана никак не пытается ее пересказать. Это сильная работа с точки зрения графики и концепции. Несмотря на разнообразие паттернов, строится цельная визуальная система. На моей памяти ни у кого еще не получалось так красиво поженить традиционные татарские узоры и современные тенденции в дизайне. Типографика и цветовое решение хорошо передают национальные особенности визуальной культуры. Отдельно хочу сказать про логотип. Открытые ворота башни Сююмбике и буква Т в контрформе — красивый и понятный посыл о том, что Татарстан открыт для мира.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 241