Общество 
27.03.2016

Дворник казанского зоопарка, сформировавший мусульманский истеблишмент постсоветской России

Исламский мир нашей страны завтра отметит 120-летие со дня рождения первого учителя Талгата Таджуддина и деда главного налоговика Татарстана

«Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую Заки абый, то мой остаз перевесит», — так любит говорить верховный муфтий России Талгат Таджуддин о своем первом наставнике. 28 марта мусульманская общественность отметит 120-летие со дня рождения Ахмадзаки (Заки хазрата) Сафиуллина (1896 - 1995). «БИЗНЕС Online» вспоминает человека, благодаря которому был сформирован современный мусульманский истеблишмент татарского мира.

Талгат Таджуддин: «Если положить на одну чашу весов ученых университета „аль-Азхар“, а на другую Заки абый, то мой устаз перевесит»
Талгат Таджуддин: «Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую Заки абый, то мой остаз перевесит»

ПОСЛЕДНИЙ КРУПНЫЙ ТАТАРСКИЙ БОГОСЛОВ XX ВЕКА

Временно отчисленного из единственного в СССР медресе в Бухаре молодого парня Талгата Таджуддина и 71-летнего старца Заки бабая свел вместе Аллах в далеком 1966 году. Будущему верховному муфтию России после неудачных попыток найти наставника рекомендуют обратиться к обычному прихожанину казанской мечети «Марджани» Ахмадзаки Сафиуллину. Внешне ничем не выделяющийся и не производящий впечатление крупного мусульманского ученого седовласый бабай после уговоров соглашается учить у себя на квартире жадного до знаний 19-летнего юношу. На дворе эпоха развитого социализма с его атеистической политикой, поэтому уроки проходят негласно. По легенде, парень изучает арабский язык. Как любил повторять на закате жизни сам Заки хазрат, Талгат был его первым за 40 лет и самым способным учеником. За один год интенсивного обучения он смог освоить столько материала, сколько остальные шакирды наставника будут с трудом брать за пять-шесть лет. В дальнейшем жизнь у Талгата Таджуддина наладится. Его восстановят в Бухарском медресе «Мир-Араб». Но на каникулах, даже блестяще окончив духовное училище и служа имамом мечети «Марджани», он продолжит ходить на уроки к своему остазу.

В 1973 году имама казанской мечети, впервые при советской власти, приглашают на учебу в авторитетнейший исламский вуз мира — египетский Университет аль Азхар в Каире, с дипломом которого он через пять лет возвращается в Казань. «Если положить на одну чашу весов ученых Университета аль-Азхар, а на другую Заки абый, то мой остаз перевесит», — так Таджуддин оценивал уровень знаний своего наставника. Между тем в 1980 году 31-летнему единственному в Советском Союзе обладателю диплома аль-Азхар предлагают возглавить ДУМЕС — духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири. После неоднократных попыток отказа Заки хазрат на правах наставника приказывает будущему муфтию: «Ты ведь мой первый ученик. За 70 лет никто еще от нас не отучился в Каире. Аллах дал тебе эту возможность. Как ты смеешь отказываться? Если не согласишься — буду считать тебя дезертиром, сбежавшим с поля боя. Не противься! Это удел Всевышнего».

Габдулла Галиуллин и Ахмадзаки Сафиуллин

Вняв гласу остаза, вот уже 35 лет Талгат Таджуддин в Уфе возлавляет муфтият, хотя и под разными названиями. Своего наставника он вернул к активной духовной деятельности, назначив имамом казанской мечети «Марджани». Позже Ахматзаки Сафиуллина избрали главным казыем (шариатским судьей) ДУМЕС СССР. Благодарный ученик до сих пор не забывает Заки бабая. В кабинете верховного муфтия наподобие православной иконы висит портрет остаза. К его краям Талгат хазрат прикалывает все свои ордена и медали как дань уважения первому учителю.

Талгат Таджуддин (в центре) и Ахмадзаки Сафиуллин (справа)

ОН СТАЛ НАСТАВНИКОМ ЕЩЕ БУДУЧИ РЕБЕНКОМ

Между тем было бы неточно назвать Таджуддина первым учеником Ахмадзаки Сафиуллина. Свою «преподавательскую деятельность» он начал еще учеником младшего класса медресе деревни Кизляу. Родился будущий наставник татарских имамов в селе Кульбай-Мараса ныне Нурлатского района РТ 28 марта 1896 года в многодетной крестьянской семье. Рано остался без отца. Несмотря на трудности, мать, видя большое стремление сына к учебе, отправляет его на учебу в медресе за 50 верст от родного дома. Там он показывает свои незаурядные способности в освоении шариатских дисциплин. Ему даже было позволено, в виде исключения, обучаться бесплатно. Взамен Заки сам преподавал младшим курсам. Вообще, медресе Кизляу конца XIX - начала XX веков было одним из сильнейших мусульманских учебных заведений Российской империи, уровень знаний в котором был намного выше, чем в современных богословских центрах исламского мира.

Между тем блестящему выпускнику медресе Кизляу недолго довелось служить имамом мечети в родной деревне Кульбай-Мараса. В начале XX годов, опасаясь репрессий, он был вынужден покинуть родные края и бежать в Среднюю Азию. Только через 10 лет Ахматзаки Сафиуллин вместе с семьей вернулся в Казань, где мистическим образом, а Заки хазрат придерживался суфийских взглядов, Господь после недель мытарств помог своему рабу. Он любил часто вспоминать, как, сидя на лавке, после неудачных попыток найти работу ему привиделся «ак киемле карт» (тат. старец в белом одеянии), который перед тем, как исчезнуть, сказал: «Бар батан бакчасына. Сине анда көтәләр» (тат. Иди в ботанический сад, там тебя ждут). Порасспросив прохожих, он находит зоопарк, где было вакантно место дворника и предоставлялось служебное жилье. Вплоть до выхода на пенсию он трудился в ботаническом саду Казани дворником, бондарем. Мастерски изготавливал бочки. Тихо ходил в единственную в столице ТАССР мечеть. После встречи с Таджуддином обучал и других мусульман.

У Заки хазрата обучались руководители ДУМов многих регионов страны, в том числе муфтий Татарстана (1998-2011) Гусман Исхаков
У Заки хазрата обучались руководители ДУМ многих регионов страны, в том числе муфтий Татарстана (1998 - 2011) Гусман Исхаков

ГУСМАН ИСХАКОВ: «СРЕДИ ТАТАР ДО СИХ ПОР НЕТ ЗНАТОКА ЛИТЕРАТУРНОГО, КОРАНИЧЕСКОГО АРАБСКОГО ЯЗЫКА, КАКИМ БЫЛ ЗАКИ ХАЗРАТ»

У Заки хазрата обучались председатель союза муфтиев России Равиль Гайнутдин, первый муфтий Татарстана Габдулла Галиуллин, мухтасиб Казани Мансур Джалялетдин, многочисленные имамы РТ, других областей РФ, руководители ДУМ многих регионов страны. В числе них муфтий Татарстана (1998 - 2011) Гусман Исхаков.

— Я познакомился с ним начале 1970-х. Еще до службы в армии. Брал у него уроки по сарфу (морфологии) и наху (грамматике) арабского языка, который он знал в совершенстве. Среди татар до сих пор нет знатока литературного, коранического арабского языка, каким был Заки хазрат. Талгат хазрат был первым, кто так возвысил нашего общего наставника. Мы всегда будем помнить Заки хазрата. Каждый раз, когда воздаем молитвы за ушедших в мир иной близких, упоминаем и любимого остаза. Да будет его душа вечно пребывать в Раю!

Один последних учеников Заки хазрата — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов (фото: <a href=
Один из последних учеников Заки хазрата — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов (фото: rosmuslim.ru)

ВО ВРЕМЯ ЕГО ПРОПОВЕДИ МОЖНО БЫЛО УСЛЫШАТЬ ЖУЖЖАНИЕ МУХИ

Ахматзаки Сафиуллин был непревзойденным оратором. Как вспоминает один из последних его учеников муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов, он, будучи шакирдом казанского медресе имени 1000-летия принятия ислама, приходил в мечеть «Марджани» для уточнения освоенных в учебном заведении знаний. Больше всего муфтия восхищали ораторские способности Заки хазрата.

— Я первый раз услышал его проповедь в 1989 году, когда нас, школьников из села Шыгырдан Чувашской Республики, привезли на экскурсию в Казань, в мечеть «Марджани». Мы были зачарованы его манерой говорить. Ясно, четко, без лишних слов. Во время проповеди в мечети стояла такая тишина, что можно было даже услышать жужжание мухи. Говорил он о сложных вещах весьма простым, понятным всем языком. За словом в карман не лез. Так, однажды у Заки хазрата спросили, можно ли мусульманину носить шляпу, это ведь еврейский головной убор. На что мулла-острослов пошутил: «А вы хотели бы, чтобы мусульмане вместо шляпы одевали на голову лапти?» Таких примеров множество.

Крганов называет своего наставника последним хранителем дореволюционной татарской богословской школы, традиционного ханафитского мазхаба.

Своего внука Марата Сафиуллина Заки хазрат хотел видеть муллой
Своего внука Марата Сафиуллина Заки хазрат хотел видеть муллой

КТО НАУЧИЛ ГЛАВНОГО НАЛОГОВИКА ТАТАРСТАНА МАРАТА САФИУЛЛИНА ЧИТАТЬ КОРАН ПО-АРАБСКИ?

У Заки хазрата много учеников из современного мусульманского истеблишмента, но он не смог оставить наследника, продолжившего бы его дело. Своего внука, ныне руководителя управления федеральной налоговой службы по Республике Татарстан Марата Сафиуллина он хотел видеть муллой. И это была заветная мечта великого богослова, исламского мистика, имама центральной мечети Советского Союза. Вот так вспоминает деда сам главный налоговик Татарстана.

— Он был очень умным человеком. Строгий, суровый, но очень справедливый. Искренне служил Всевышнему. Помню, в школе нам сказали, что бога нет, ведь в СССР была политика атеизма. Я передал это деду. Услышав это, с ходу он влепил мне такую пощечину... Успокоившись, сказал, чтобы я больше так не говорил. Мол, подрастешь, сам поймешь истину. Когда ночевал у давати (тат. дедушка), видел, как он ночами читал литературу, готовился к проповеди. Был системный человек. Жил мечетью. Любил своих детей. Помогал моему отцу материально. Давал деньги на покупку автомобиля. Например, «Жигули» стоили тогда 5 тысяч рублей, дедушка оплатил более половины этой суммы.

К слову, зарплата имама в СССР была довольна большая. Так, мулла в мечети «Марджани», по словам первого муфтия Татарстана Габдуллы Галиуллина, получал порядка 400 рублей. Фантастическая сумма с учетом того, что буханка хлеба стоила 16 копеек, а проезд в троллейбусе был в четыре раза дешевле. Но, как говорит главный налоговик республики, Заки хазрат был равнодушен к деньгам. Его главным стремлением было служение исламу. Своего внука он хотел видеть священнослужителем. Вообще хотел, чтобы в роду были продолжатели его дела.

Ахмедзаки хазрат Сафиуллин и Габдельхабир хазрат Яруллин

— Он хотел отправить меня в Бухару, на учебу в медресе. Но я видел себя экономистом, так как учился в школе на одни пятерки. После того, как я сказал ему об этом, давати благословил меня. Сказал, чтобы я не никогда не забывал Аллаха, — вспоминает успешный внук своего деда. — Я не стал муллой, но зато дедушка научил меня чтению Корана на арабском языке. Что касается намаза или обязательного поста в месяц рамазан, давати никогда не заставлял совершать обряды. Считал, что человек сам должен прийти к этому.

Похоронили наставника множества татарских имамов на Ново-татарском кладбище в столице Татарстана
Похоронили наставника множества татарских имамов на Ново-Татарском кладбище в столице Татарстана

Заки хазрат ушел из жизни в возрасте 99 лет. Был похоронен 2 июня 1995 года в священный для мусульман день — пятницу. Заупокойную молитву (джаназа) совершил над ним любимый ученик — верховный муфтий России Талгат Таджуддин. Похоронили наставника множества татарских имамов на Ново-Татарском кладбище в столице Татарстана.

Ежегодно казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама в первую субботу мая проводит мероприятие под названием «Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел» (тат. Цени наставника, когда он еще жив, не забывай его могилу после кончины). Шакирды медресе и гости со всей России воздают мольбы Всевышнему об упокоении душ остазов, похороненных на кладбище. И один из первых, кого вспоминают мусульмане, — это Ахмадзаки Сафиуллин. Последний крупный татарский богослов прошлого века.

Фарид Шагидуллин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (47) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.03.2016 09:30

    Почерк журналиста знаком. Так держать, Фарид. Ахмадзаки хазрат действительно был достойным человеком. Хотелось бы увековечить его доброе имя, назвав одну из улиц Казани.

  • Анонимно
    27.03.2016 09:40

    Побольше статей о достойных людях !

    Зуфар

  • Анонимно
    27.03.2016 09:47

    Улицу не надо, а вот МӘЧЕТ-кирәк, ӘҺМӘТЗӘКИ аталмасында!

  • Анонимно
    27.03.2016 10:13

    Интереная личность. Не знал о нём до этой статьи.

  • Анонимно
    27.03.2016 10:42

    в исламе два великих праздника и два менее значимые,а остальное отсебятина.

  • Анонимно
    27.03.2016 10:43

    Кульбаево Мораса Нурлатского района богата выдающимися людьми. В мае с участием всех театров,артистов,видных общественных деятелей,депутатов отмечается 130 летний юбилей основателю татарского театра Габдуллы Кариева. Действует хороший музей.

  • Анонимно
    27.03.2016 10:51

    «Вообще, медресе Кизляу конца XIX - начала XX веков было одним из сильнейших мусульманских учебных заведений Российской империи, уровень знаний в котором был намного выше, чем в современных богословских центрах исламского мира».

    Это правда. А все потому, что обучение велось по кадимитской методике.

    • Анонимно
      27.03.2016 14:49

      Медресе"Кизляу" в Нурлатском районе центр духовности России.

  • Анонимно
    27.03.2016 10:53

    ислам запрещает делать портретные изображения - об этом должен знать муфтий Таджутдин.

  • Анонимно
    27.03.2016 11:06

    Судьба этого человека наглядный пример того, как Аллах возвышает кого захочет, даже в период атеизма. При этом он же ясный пример для нас, совоеменных татар, которые даже в условиях относительной свободы вероисповедания не могут найти час времени чтобы посетить пятничную проповедь...

  • NIYAZ
    27.03.2016 11:07

    1)жалко, что не смог воспитать дух в своих детях и внуках. Как и многих священнослужителей наследники Ахметзаки хазрата сделали выбор в сторону материального богатства.

    2)Суфий.

    3)Ахметзаки хазрат стал прообразом осужденного Заки хазрата ,-персонажа одной из частей "вор в законе".

  • Анонимно
    27.03.2016 11:30

    С удовольствием прочитал статью. Есть ли видео с проповедями Ахмадзаки хазрата?

    • Анонимно
      27.03.2016 18:50

      Что удивительного? Оставили десяток мечетей в ТАССР, в Казани одну, пара десятков на Республику имамов-бабаев, которым особо не позволяли народ обучать Исламу, за это и нужные для власти слова дали хорошую зарплату, а также показывали наших бабаев и единственную мечеть на город зарубежным мусульманским гостям, пускали так сказать пыль в глаза (по крайней мере, в Москве точно возили). Вот Вам и причина большой зарплаты. Известный прием.

      • Анонимно
        27.03.2016 19:33

        Ой, промахнулся, это комментарий к комменту ниже про 400 руб.)

        • Анонимно
          28.03.2016 11:19

          Вы в точку попали...этот имам незря видно получал огромные деньги от Советской власти.

    • Анонимно
      22.06.2018 22:15

      Есть, в ютубе

  • Анонимно
    27.03.2016 12:37

    400 рублей. Вот так Советская власть угнетала религию.

  • Анонимно
    27.03.2016 13:00

    в 91 -м никах нам читал я его на всю жизнь запомнил

  • Анонимно
    27.03.2016 13:59

    Когда слышу про попа или муллу тут же вспоминаю опиум для народа- с Богом надо общаться без посредников

    • Анонимно
      27.03.2016 14:02

      Что смертный другому смертному может передать? Какое знание? Только отсебятину- так уж устроен человек что всегда будет субъективен

    • Анонимно
      27.03.2016 14:41

      Мулла никакой не посредник в общении с Богом, он просто проповедник и наставник. А так, в Исламе каждый мусульманин сам обращается к Аллаху без посредников. Поэтому в Исламе нет никаких священников, богослужений и храмов. Так называемый "верховный муфтий" Талгат Тажутдин пытается привносить в Ислам много ереси, чуждые нашему вероучению. Все эти его побрякушки, поклонения фетишам типа "волос пророка", карикатурные титулы и прочая суета не имеют ничего общего с вероучением Ислама.

      • М.К.
        28.03.2016 11:13

        "...в Исламе каждый мусульманин сам обращается к Аллаху без посредников ..."

        Давно замечено, что люди любят повторять любую чушь с умным видом.
        В православии...
        В исламе ...
        У христиан ...
        У мусульман ...

        Взять хотя бы известную фразу:"В христианстве в Рай первыми вошли разбойники". И ведь вещаюто в стиле гуру!
        И эта фраза - "к Аллаху без посредников" из того же разряда ...

      • Анонимно
        28.03.2016 13:38

        Эк, как Вы радикально настроены, однако. Шаг влево-шаг вправо - сразу смерть? Мир развивается, и любая религия должна быть увязана с обычной повседневной жизнью человека, иначе человек отойдет от неё - рано или поздно...

  • Анонимно
    27.03.2016 14:31

    Жаль, что не дали подпись под предпоследнюю фотографию этого текста, где Ахматзаки-хазрат изображен с другим почтенным старцем и ученым знатоком вероучения Ислама Габдельхабиром-хазратом. Он тоже выполнял обязанности имама мечети Аль-Марджани и был выдающийся проповедник, заслушаешься. В те годы мой родственник был членом общественного совета мечети - мутаваллиата, он часто проводил дома "Корьан ашы" (коранические чтения). Мне посчастливилось не раз присутствовать на таких домашних меджлисах и слушать красивое чтение Корана обоими хазратами. Это доставляло огромное наслаждение и переполняло сердце мистическим чувством сближения со Всевышним. Я благодарен судьбе, что мне довелось знать и общаться с такими прекрасными людьми, очень простыми и доступными в человеческом общении. Урыннары жэннэттэ булсын!

  • Анонимно
    27.03.2016 15:39

    Али.

    Очень хорошая и нужна статья.
    Спасибо автору.
    В 1989 году посчастливилось познакомиться с Ахматзаки хазратом.., у меня не хватит слов , сказать о настоящем имаме хвалебных слов.

    Такие как Ахматзаки Хазрат , приходят раз в век.!

  • Анонимно
    27.03.2016 16:41

    Чудесная, добрая статья, по больше бы информации о наших истинных героях народа

  • Анонимно
    27.03.2016 18:36

    Спасибо за статью , автор ! Очень поучительно и интересно .
    Тимур

  • Анонимно
    27.03.2016 19:45

    У него ещё двоюродный внук есть,живет в Турции.Фарид и его хорошо знает

    • Анонимно
      7.07.2017 14:48

      Про двоюродного внука в Турции знают. А про родную внучку в России?

  • Анонимно
    27.03.2016 20:26

    Мансур хазрат Джялялетдин - настоящий продолжитель дел Ахматзаки хазрата. Наверно, Ахматзаки хазрат удивился бы, увидев такую красивую мечеть и не только, а улицу

  • Анонимно
    27.03.2016 21:04

    Әхмәтзәки хәзрәт хакында узган ел гына Рәүф Ибраһимов бик матур китап чыгарды. Бу китап ҐАпанай мәчете кибетендә сатылды да

  • Istorik
    27.03.2016 22:46

    бик кызык булды, рәхмәт
    Башка да бөек имамнарыбыз турында мәкаләләр бастырсагыз иде

  • Анонимно
    27.03.2016 23:13

    Спасибо за прекрасный материал об удивительном человеке!

  • Rumpelstilzchen
    28.03.2016 09:24

    ИСЛАМСКИЙ МИР НАШЕЙ СТРАНЫ ЗАВТРА - это как так? Это по типу "...не каждый может сегодня в завтрашний день ...?"

  • Анонимно
    28.03.2016 09:36

    Да, прежде чем говорить о создании духовной академии в Болгаре, надо подумать много ли у нас сейчас, богословов подобного уровня.Ответ известен, это не говорит о том, что создавать ее не надо. Но, уровень должен быть соответствующим. А почему это произошло, 20 потерянных лет или шанс еще есть. Вопрос духовному управлению мусульман...

  • Пpохожий
    28.03.2016 13:20

    а где он учился то?
    из статьи не ясно. учился в медресе в в деревне, а потом?

    • Анонимно
      28.03.2016 13:38

      А потом стал "умнее"ученных уневерситета Аль-Асхар.

      • Анонимно
        29.03.2016 12:49

        Вам же пояснил автор статьи - дореволюционные кадимистские медресе давали несопоставимо более серьёзное образование, чем Аль-Азхар семидесятых годов XX века, про начало XXI века и говорить не приходится.

        • Пpохожий
          29.03.2016 13:30

          ок.
          а где тогда все остальные ученики это гениального медресе?

          • Анонимно
            29.03.2016 14:29

            Не стыдно задавать такие вопросы?
            Остальные ученики были физически уничтожены в годы революционной смуты и репрессий против духовенства.

    • М.К.
      28.03.2016 14:40

      Самообразование

      • Анонимно
        28.03.2016 15:46

        М.К Вы считаете зря Ломоносова поехал учится,мог бы у себя в деревне самообразованием заняться?

  • Анонимно
    28.03.2016 20:14

    Родственники Ахматзаки Сафиуллина и ныне живут и здравствуют в Кульбаево-Мараса Нурлатского района.Кульбай Мораса богата своими способными ,знаменитыми выходцами.Работает хороший музей имени Габдуллы Кариева.Работает средняя школа более 400летней историей.Мэчет тоже восстановили.Забываем Дэлатшу Сафина 1890-1950гг.- автора самого первого татарского Элифбасын(букварь).Много еще другие знаменитости выходцы из этой местности.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль