Фоат Комаров: «О проекте строительства трассы мне «нашептали» мертвые»
Альметьевский бизнесмен взял под контроль уже половину российского участка «Шелкового пути» — 1,4 тыс. километров!
На строительство российского участка «Шелкового пути» необходимо порядка 700 млрд. рублей, и эти деньги в стране есть, считает депутат Госсовета РТ, владелец компании «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Накануне в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему вложил в татарстанский участок трассы 17 млрд. рублей, но при этом не чувствует помощи от минтранса РТ, сравнил российскую экономику с «автомобилем без топлива» и раскритиковал либеральных экономистов.
![]() |
Фоат Комаров: «Денег в России навалом, надо работать, выпускать товар» |
КТО СТАВИТ ПАЛКИ В КОЛЕСА
Сегодня депутат Госсовета РТ, владелец альметьевской компании «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров — единственный частный инвестор, который ведет на территории России строительство по анонсированному более 10 лет назад межправительственному проекту «Европа-Западный Китай»: 8,5 тыс. км автотрассы (российский участок — 2,3 тыс. км) планируется протянуть от Санкт-Петербурга до китайского порта Ляньюньган. Китайцы свою часть уже построили, Казахстан свою вот-вот достроит. Российский участок начинала компания Комарова: в 145 км трассы Алексеевское — Альметьевск бизнесмен на сегодня вложил 17 млрд. рублей.
«Земляное полотно поднято на 130 километрах трассы, объем земляных работ — 38 миллионов кубометров земли, мы уже выполнили 28 миллионов кубометров, там уже есть грунтовая дорога», — рассказал Комаров, причем, по его словам, под ключ вся 145-километровая трасса обойдется не менее чем в 74 млрд. рублей, это с развязками, путепроводами, дорожной «одеждой». Однако на этом Комаров не остановился: его компания фактически контролирует 1,4 тыс. км трассы из 2,3 тыс. км российского участка «Шелкового пути» — проводит изыскательские работы, трассировку, оформление земли. Гость редакции сообщил, что в мае госкорпорация «Автодор» представит правительству России предложенный Комаровым вариант прокладки этой трассы: это дорога, пролегающая по маршруту: порт Усть-Луга — Санкт-Петербург — Москва — ЦКАД — Нижний Новгород — Казань — Кумертау — Оренбург.
Для реализации дела своей жизни Комаров создал внутри своего холдинга четыре компании, которые отвечают за изыскательные, проектные и строительные работы в Татарстане, Марий Эл, Башкортостане, Ленинградской и Вологодской областях. В каждом из этих регионов альметьевская компания заручилась поддержкой их правительств. Проблемы, как это ни странно, возникли только в нашей республике: «Татарстан — единственный регион, с которым у нас нет соглашения об инвестиционном сотрудничестве!» — возмущенно говорил гость редакции. Несмотря на то, что президент РТ Рустам Минниханов не раз высказывал поддержку Комарову, палки в колеса, по его мнению, вставляет татарстанское отраслевое министерство, которое затягивает оформление документа. В результате, как высказался бизнесмен, его компания ведет работы фактически на птичьих правах, без юридического обеспечения.
![]() |
В 145 км трассы Алексеевское — Альметьевск Фоат Комаров на сегодня вложил 17 млрд. рублей |
О ДОРОГЕ «НАШЕПТАЛИ» МЕРТВЫЕ
Компания «СМП-Нефтегаз» готова полностью построить автобан на территории республики: «Дорога отрассирована, подготовлена под строительство по всей республике, — рассказал Комаров. — Если поможет бюджет, придут другие инвесторы, по Татарстану 440 километров мы построим». Все дело, как всегда, упирается в деньги: «Если брать из расчета 300 миллионов рублей на километр дороги, то на 440 километров потребуется порядка 145 миллиардов рублей, на весь российский коридор — около 700 миллиардов», — назвал суммы Комаров. На скептическое замечание о том, что вряд ли во время кризиса стоит рассчитывать на такие колоссальные вливания, Комаров заявил, что если захотеть, то деньги найти можно. «Денег в России навалом, надо работать, выпускать товар. Во всем мире действует один закон: товар-деньги-товар. А у нас закон Адама Смита не действует, — указал Комаров, заодно раскритиковав либеральный блок правительства. — Либеральные экономисты говорят: нельзя давать деньги на экономику. Это то же самое, как если бы сказать, что нельзя заправлять топливом автомобиль! Сегодня российская экономика — это автомобиль без топлива. Во всем мире принимаются отрицательные процентные ставки, а у нас предприниматель ниже 20 процентов кредитоваться не может. При этом государство выдает контракты, где рентабельность прописывается в 8 процентов! Это же абсурд!»
Что касается планов, то в 2016 году при благоприятном стечении обстоятельств Комаров рассчитывает инвестировать в свои дорожные проекты порядка 1 млрд. рублей (столько было вложено и в 2015-м). На вопрос, почему он взялся за проект, который не то что неизвестно когда окупится, но даже непонятно, когда будет реализован, Комаров ответил: «Мне о нем «нашептали» мертвые: на трассе Казань — Оренбург ежегодно гибли люди, ее называли дорогой смерти. Но когда в страшной аварии погибли несколько сотрудников нашей компании, я для себя решил окончательно». Но и пессимизма по поводу реализации проекта он не испытывает: «Я, конечно, авантюрист, но — расчетливый!» — ответил бизнесмен сомневающимся в целесообразности им принятых решений.
Разговор с предпринимателем длился более двух часов, и присланные читателями «БИЗНЕС Online» вопросы касались не только проекта транспортного коридора. Почему Комаров отказывается от карьеры чиновника? Как выстраиваются отношения с новыми руководителями Альметьевска и «Татнефти? В чем причина «нелюбви» федеральных депутатов к Татарстану? Ответы на эти и другие вопросы — в стенограмме, которая будет опубликована «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.
«Я, конечно, авантюрист, но — расчетливый!» Сразу видно Иске Элмэт кешесе. Наш человек. Фоат Фагимович мы вас поддерживаем.
Помню что дорогу в Иннополис строили за 1млрд на 1км, а у него 300млн, таких по больше людей. Спасибо Вам честный человек.
Есть мужики в республике, мощные и народные.
Знаю лично,класный мужик.Не мешайте горы перевернет... Эх все бы руководители такие были,а не то что нынешние балаболы....
Горы может перевернет но только за гос счет)))
Много знаете людей кто построил дорогу за свои деньги? А этот человек строит. У нас вообще в инфраструктуру (дороги, путепроводы и т.п.) вкладывать частные структуры не хотят, так как инвестиции большие, окупаться будут долго, а при нашей нестабильности могут вообще не окупиться. И если уж человек вложил столько в российские дороги (а не на офшоры перевел), он точно патриот.
Да, деньги заработал здесь на нефти, но не в Панаму вывел, а дорогу строит. Будет зарабатывать на плате за проезд, я не против, но думаю и эти деньги не выведет в Панаму, а опять в дело в России вложит. Молодец
Для равильки объем готовят, поэтому и не дают бумажки от мин.транса.
Фоат, пойми. Удащливые тоже расчетливые, поэтому и удащливые )))
В Альметьевске дороги - ужас! Комаров как по ним ездит?
Комаровские ребята строят отличные дороги, там у них все по технологии. Например, улицу Строителей СМП ремонтировали 5-6 лет назад там ни одной трещины, за это время более молодые дороги уже убиты в хлам.
Просто по определенным причинам Комарову не дают строить в Альметьевске
Так и не ездит он по ним. Он же, вроде, в Москве живёт.
В Альметьевске он как жил, так и живет.
Сильный руководитель. Работал с ним при начале строительства 21 века в казани.
Молодец! Батыр йорэкле кеше!
Фоат Фагимович всего добился сам, еще бы не мешали...
Как выразился Комаров: "Сегодня российская экономика — это автомобиль без топлива." В большенстве стран экономика - капиталистическая. В СССР экономика была социалистическая. А в России экономика - кланово-олигархическая. Поэтому здесь и не работает закон Адама Смита. А вообще-то Комаров действительно человек "цели и одновременно риска". Успехов. Если получится, поставим памятник, всенародно!
Еще Пушкин писал: "Лет через 500 наверно, дорог хороших будет у нас, безмерно".Судя по герою очерка, может они и раньше появяться.Респект!
Патриот,слов нет! Вот на таких ЛЮДЯХ и держится наша республика.Биг Зур Рахмат!
По более бы таких мужиков. Понятно, что он не филантроп и хочет получить прибыль. Но ведь строит. И строит на свои деньги.Удачи!!!
Не знаю, что он взял под контроль, но проектирует эту магистраль институт из Москвы, который ищет местных субчиков, которые могут выполнить работы за сумму на два порядка меньше, чем написано в смете. Т.е денежки консеционеров оседают в Москве.
Один из немногих положительных людей во власти!
Фоат Нагимович красава!
Фагимович
Уважение и почтение... удачи и успехов.
Фоат абы иман,здоровья ,сабр вам и вашей семье пусть даст АЛЛАХ!
Молодец,Фоат!
Минтранс стыд дорога альметьевск -лениногорск
скорее сохранилось направление движения... в городе прошлогодний асфальт просто растаял.
Вопрос, почему до этого никому дела нет?
да весь юго-восток дороги г..но ,нефтяной край называется тьфу!!!
А нельзя его в министры транспорта? Может, и с ОТ нашел бы выход сам, а не лез в карман граждан.
А ему это надо,был же Главой один год,потом ушёл.Для этого "особый дар"нужен.... Помню,когда он был комсомольским вожаком в Альметьевске,под его призывом ходили на субботники,корчевали деревья на месте будущего водохранилища.Сам он молодец,но советчики, вроде Рауфа,конечно не вписываются....
дороги для большегрузов закрывать но было 1 апреля и вообше техники татнефти ухдить апрель месяц в адменистративку нечего грязь месить по полям
Харизматичный дядька!!!! Успехов Вам и удачи!
А скольким людям он помог лично! Я одна из многих. Спасибо большое Вам, Фоат Фагимович. Пусть все у Вас будет хорошо. Здоровья Вам и Вашим близким, удачи.
Фоат Фагимович построил участок дороги недалеко от Альметьевска (41-й километр в направлении Чистополя), который лет 8 был в идеальном состоянии и по которому ездили все виды разрешённого транспорта. Единственный наглядный пример, показавший, что дороги строить можно качественно. Просто эту задачу не пытаются решить всерьёз и надолго. До сих пор.
Али.
Общался с Ф. Комаровым один раз..., впечатления оставил неизгладимые.
Иманлы кеше.!
Власть выглядит на фоне таких людей , как Комаров, убого. Народ его поддерживает, ее- нет. Берегите себя, Фоат Комаров!
А может пора Комарова в премьер - министры,для начала, да и дальше "еще не вечер".Первый раз читаю пост без попыток стеба, или злорадства, это дорогого стоит.
Всетаки и среди бывших комсомольцев есть толковые Здоровья ему и удачи.
Фоат Фагимович! Желаю Вам крепкого здоровья и успехов в Вашем нелегком труде!!!
Побольше бы таких людейив нашем крупном бизнесе, на моей памяти г-н Комаров чуть ли не единственный, кто вкладывает такие деньги в строительство дорог, как частное лицо. Удачи.
Насколько мне известно Китай потерял интерес к Шелковому пути через РФ.