Общество 
10.04.2016

Кому из меценатов достанется «шапка Сююмбике»?

Через пропасть в четыре века казанская царица может спасти жизнь потомка своих подданных

Владелец уникальной коллекции старинных сокровищ, жемчужиной которой является, как допускают эксперты, шапка самой царицы Сююмбике, выставляет их на продажу. Вынужденно — врачи поставили страшный диагноз Рафаэлю Халитову, и ему нужны деньги на лечение в Германии. Но он рассказал «БИЗНЕС Online» о своей надежде, что коллекцию, которую его предки 400 лет тайно передавали из поколения в поколение, приобретет меценат — человек или организация — и передаст на хранение в музей.

Рафаэль Халитов
Рафаэль Халитов

«ЭТУ БЕСЦЕННУЮ КОЛЛЕКЦИЮ БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ЗДЕСЬ СПРЯТАЛИ, КОГДА УЕЗЖАЛИ, ИЛИ ВСЕ-ТАКИ С СОБОЙ УВОЗИЛИ?»

Владелец ошеломляющей коллекции старинных сокровищ Рафаэль Халитов в редакцию «БИЗНЕС Online» принес только их фотографии. Но фото и реальные вещи, конечно, не одно и то же. Пояснил, что сами сокровища находятся под круглосуточной охраной. И то ли шутя, то ли всерьез добавил: на каждый экспонат по автоматчику... Впрочем, может быть, это была и не шутка, во всяком случае, главную ценность коллекции — шапку, которая могла принадлежать самой казанской царице Сююмбике — уж точно охраняют как зеницу ока. Нет больше нигде такой, ни одной не сохранилось, не дошло до нас спустя долгие годы и века. Понятно, почему так была ошеломлена невероятностью появления в XXI веке столь бесценной вещи эксперт, специалист в области этнографии татарского народа Рамзия Мухамедова. Причем тогда о том, что его коллекция бесценна, Халитов лишь смутно догадывался. Так что уникальные старинные вещи, рискуя довести уважаемого эксперта до сердечного приступа, доставил ей собственноручно, без всякой охраны...

Но обо всем по порядку. О том, что его семья владеет уникальной коллекцией, наш герой знать не знал до тех пор, пока его отец не оказался на пороге смерти — в такой тайне держали его предки сокровища. Наверное, только благодаря этому они и сохранились до наших дней — через все потрясения, войны, революции, смены власти, раскулачивание, переезды семьи...

Рафаэль Тухфатуллаевич рассказал немного о себе: «Я родился и вырос в Ходжилинском районе Узбекистана, это север республики. Семья у нас была очень образованная. Папа по специальности агроном, всю жизнь на полях, всю жизнь с крестьянами. Мама была учительницей, тоже целыми днями в школе. Воспитывала нас, детей, в основном бабушка со стороны папы. Она говорила только на татарском, и благодаря ей татарский более-менее мы знаем. Но честно скажу, что татарский язык, на котором говорят в Узбекистане, и татарский, на котором говорят в Татарстане, отличаются. Немногим, но отличаются. Здесь он более такой... родной. А там он все-таки смешанный, потому что люди говорят в основном на узбекском языке. Своего дедушку со стороны папы я не застал, он умер в 1957 году от того, что у него осколок сдвинулся с места. Дедушка воевал на Великой Отечественной и там был серьезно ранен. Ему после этого ранения категорически нельзя было лежать на спине. Но, видимо, во сне он перевернулся — и уже не проснулся. Бабушка рассказывала, что он был очень активным, деятельным, трудолюбивым и даже получил из рук Калинина в Москве медаль.

Сама бабушка была верующей, она хорошо знала арабский, писала на нем — я собрал ее некоторые письма на арабском языке, они у меня до сих пор хранятся. К слову, среди переданных мне по наследству вещей имеется и бабушкин небольшой рукописный Коран. Вообще, некоторые вещи в коллекции есть со стороны предков моего папы, но большинство — отсюда, с территории Татарстана. Мой прадедушка по материнской линии Зарифулла бабай был очень зажиточным, очень состоятельным. Он жил в деревне Кушар Казанского уезда Казанской губернии, ныне это Атнинский район, оттуда был и родом. Вот от него и дошла до меня коллекция старинных сокровищ. Они, по всей видимости, достались от прадедушки, и их тайно передавали по наследству. Что интересно, в 30-е годы, в период раскулачивания, мои бабушка с дедушкой вынуждены были уехать в Среднюю Азию. В 60-е годы семья вернулась обратно. И я вот все гадаю, спросить-то уже больше не у кого, эту бесценную коллекцию бабушка с дедушкой здесь спрятали, когда уезжали, или все-таки с собой увозили? Тут можно только догадываться, потому что об этих вещах никто, кроме них, в семье и не знал...»

Ведущее Модельное агентство MT models предложило Рафаэлю Халитову фотосессию с далеко идущей идеей — сделать в будущем «шапку Сююмбике» символом города

«Я БЫЛ В ТАКОМ СОСТОЯНИИ, НИ ДО ЧЕГО НЕ БЫЛО ДЕЛА, ДАЖЕ ДО СОКРОВИЩ»

Сам Халитов о старинных семейных сокровищах узнал лишь незадолго до смерти отца, в 2009 году: «Папа перед смертью передал их мне и сказал, что родители моей мамы родом из деревни Кушар и что в основном эти старинные вещи оттуда. Отец сказал: «Оставляю все это тебе, как старшему сыну». Это произошло уже здесь, в Казани. Вот тогда я и узнал, что многие поколения нашей семьи втайне хранили эту коллекцию. Для меня получить ее было тем удивительнее, что у нас в роду, насколько мне известно, никто с искусством не был связан. Разве что я сам, но совсем немножко. Я в детстве любил рисовать, хотя уже давно не рисую, и после школы поступил в Ленинградское профтехучилище на специальность художника-оформителя. Два года там проучился, закончил, и меня тут же забрали на три года в армию. Так что по этой специальности работать не довелось. Отслужив, закончил заочно энергетический колледж, работал монтажником-высотником на большой стройке, энергоблок строили. Много лет там проработал, хорошие зарплаты были. А в 90-х, когда в стране все перемешалось, когда было непонятно, что ждет в будущем, решили с семьей — у меня жена и две дочери — из Узбекистана переехать на свою историческую родину. Хотя сначала приехали в Казань, чтобы навестить больного отца. Вот он мне и сказал: сын, зачем вам обратно возвращаться, давайте здесь обоснуетесь, будете жить на нашей исторической родине. Так мы и остались в Казани».

«Когда я узнал, что в нашей семье есть такая коллекция, и она неожиданно свалилась мне в руки, что было делать? — эхо того потрясения и сегодня звучит в голосе наследника старинных сокровищ. — Мне же надо было разобраться с ней. Но я к этому не сразу приступил, прошло какое-то время. Получилось так, что мне именно в то время, в начале 2009 года, поставили страшный диагноз — рак крови. Был в таком состоянии, между жизнью и смертью. Меня лечили химиотерапией, давали усиленные дозы... И тут папа умирает в августе, а мне еще одну операцию делают. Все одно к одному. И до конца года я был в таком состоянии, ни до чего не было дела, даже до сокровищ, честно говоря».

«КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?! Я НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ ВИДЕЛА!»

«Только когда я более-менее пришел в себя, тогда серьезно занялся коллекцией, — рассказывает Халитов. — Начал искать ученых, пришел в Национальный музей. Мне подсказали, что можно обратиться к специалисту в области этнографии татарского народа, кандидату исторических наук Рамзие Гиниатовне Мухамедовой. Она всю жизнь занималась изучением традиционного костюма народов Поволжья, имеет огромный опыт в области этнографии, у нее есть доступ ко всем фондам, ко всем архивам наших музеев. Я с ней созвонился, встретился и принес свою коллекцию и увидел у нее на лице чувства восхищения, радости, изумления: «Как такое возможно?! Я ничего подобного не видела!» Рамзия Гиниатовна сказала, что ей нужно поработать с этими вещами, и как-то робко спросила: «Вы можете оставить?» Я ответил: «Конечно, пожалуйста!» Она почти два месяца работала с этими вещами. И как же я удивился, когда услышал от нее, а потом и прочитал в ее заключении, что вещи из нашей семейной коллекции «представляют большую научную ценность». А головной убор, сказала Рамзия Гиниатовна, вообще сохранился в единственном экземпляре, и его просто не с чем сравнивать. Она это точно знала, потому что была во многих этнографических экспедициях, много работала со старинными вещами...»

Из экспертного заключения Мухамедовой: «В коллекции Р. Халитова имеются уникальные вещи, прежде всего это высокая, цилиндрической формы, женская шапка...»

«ЭТУ КРАСИВЕЙШУЮ ШАПКУ МОГЛА ДЕРЖАТЬ В РУКАХ САМА КАЗАНСКАЯ ЦАРИЦА»

«Головной убор потрясает воображение. Нет слов! Тем более когда я узнал, что он уникальный, на сегодняшний день сохранившийся в единственном экземпляре и принадлежал знатной татарке ногайского рода, — рассказывает Халитов. — А к этому роду принадлежала последняя правительница Казанского ханства царица Сююмбике. Это очень древний род, который происходит от правителя Едигея, который создал ногайскую династию. Я прямо спросил у Рамзии Гиниатовны про главную вещь в коллекции, головной убор, не мог ли он принадлежать самой царице Сююмбике? Все-таки в экспертном заключении написано осторожно: «Время изготовления шапки и ювелирных изделий можно определить лишь по косвенным данным... Ювелирные изделия из коллекции Халитова были изготовлены не позже конца XVII - начала XVIII веков». И знаете, что ответила мне Рамзия Гиниатовна? Она сказала — все может быть! Ведь сама царица Сююмбике именно ногайского рода, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея. Эксперт говорила мне, что головной убор мог принадлежать царскому роду, потому что выполнен очень элегантно, очень богато — височные подвески, серебряные украшения, полудрагоценные камни. Это все говорит о том, что шапка принадлежала очень знатному и богатому роду. Сердце замирает, когда представляешь, что вот эту красивейшую вещь могла держать в руках сама казанская царица».

Рафаэль Тухфатуллаевич с удовольствием откликается на просьбу описать уникальную шапку: «Рамзия Гиниатовна поражалась, удивлялась, восхищалась еще и тем, что головной убор сохранился в таком хорошем состоянии и в комплексе, с нагрудной и затылочной частью. Этот головной убор имеет собственно шапку — вся она покрыта полудрагоценными камнями, серебряными бляшками, украшениями. Очень хорошо сохранилась и нагрудная часть, и сама ткань, и вышивка на ней, имеются здесь и ювелирные украшения, полудрагоценные камни — сердолик, бирюза. Ювелирные украшения идут также с височной стороны, спускаются вниз. И, по словам эксперта, самое удивительное, что в затылочной части имеется накостник, он очень редко сохраняется в старинных шапках. Накостник этот на полужесткой основе, там ткань, вышитый шелковыми нитями орнамент, тоже все украшено ювелирными изделиями — камнями и серебряными предметами... Уникальный головной убор! Эксперт говорила мне, что с такими вещами человек, может быть, сталкивается раз в жизни».

Однако и другие вещи из семейной коллекции, а их чуть больше полусотни, тоже очень интересны, хотя некоторые сохранились фрагментами. «Например, височная подвеска сохранилась только одна, а должно быть две. Серьга круглая тоже одна, — перечисляет Халитов. — Из ювелирных украшений есть коранец — это такое женское нагрудное украшение, которое было чем-то вроде талисмана: там открывался колпачок, и туда вставляли листочки с сурами Корана. Есть в коллекции уникальные вещи из старинной конской сбруи. Но она тоже сохранилась только фрагментами, как будто специально кто-то их порезал: кусочки в 10, 20, 30 сантиметров. Кожа и на ней серебряные накладки с позолотой, орнамент. Это уникальное произведение искусства. Только, правда, датировка опять же непонятна: одни специалисты говорят, что это XVI век, другие — XVII век. Отдельно можно рассказывать про фрагменты ткани. Кочевники свои жилища изнутри украшали всякими орнаментами. И эти полоски ткани именно тканые, как бы основа, и на ней узоры из шерсти разного цвета, все это вручную делалось. Как-то один археолог посмотрел на них и удивился: здесь изображено древо жизни, очень древний орнамент. Как все эти вещи сохранились, я даже не представляю. Словно мои далекие предки специально это подбирали, хотели, чтобы даже фрагменты ткани дошли до прапраправнуков. Не удивительно, что я увлекся, даже сам тоже взялся за исследования».

«ПОСКОЛЬКУ ТАКОЙ АЖИОТАЖ, БЫЛО БЫ ХОРОШО ВАШУ ВЫСТАВКУ ЕЩЕ НА МЕСЯЦ ОСТАВИТЬ»

Наш собеседник продолжает: «После того, как узнал, что вещи нашей семейной коллекции уникальны и имеют огромную историческую ценность, я стал искать пути, чтобы показать их, чтобы их увидело как можно больше людей. Обратился в музеи — и в музей-заповедник «Казанский Кремль», и в Национальный музей. Со мной согласились: да, это уникальные вещи, покажем обязательно! Но там все-таки и текущей работы много, все откладывали. Тогда я письменно обратился в правительство, и через министерство культуры выставку в Национальном музее организовали. Для меня это была, конечно, огромная радость, что уникальную коллекцию смогли посмотреть многие. Я предложил там выставить и бабушкины письма на арабском языке, у меня их тоже с удовольствием взяли».

Из пресс-релиза пресс-службы Национального музея РТ: «В рамках выставочного проекта «Из частных коллекций...» Национальный музей РТ предлагает вниманию посетителей выставку предметов декоративно-прикладного искусства и этнографии кочевников-тюрков в широком временном диапазоне XVI - XX веков из собрания казанского коллекционера Р. Т. Халитова... Многие предметы не имеют аналогов в фондах Национального музея РТ и других музеев России...»

Выставку открыли в Год культуры, в марте 2014-го, под названием «Возвращение из прошлого». «Мы договорились, что выставка будет проходить один месяц, — говорит Халитов, — но она имела такой успех, что когда прошел месяц, мне позвонили и попросили — поскольку такой ажиотаж, было бы хорошо вашу выставку еще на месяц оставить. Я, конечно, согласился».

После такого успеха выставки у Халитова появились новые задумки о том, как с семейной коллекцией познакомить всех желающих: «Я планировал выставить старинные сокровища и в нашем музее-заповеднике «Казанский Кремль». Обратился туда, мне сказали, что с удовольствием включат в план на 2016 - 2017 годы. Разговаривал и с директором музея Ислама при мечети «Кул Шариф». Между прочим, она не один раз спросила: «А может быть, вы все-таки хотите продать коллекцию? Может быть, все-таки продадите?» К слову, и Национальный музей был готов выкупить эти вещи. Но я мечтал лишь выставлять коллекцию, и не только в Татарстане, но и в других регионах России и даже за границей. Потому что эти вещи достойны того, чтобы люди их увидели и восхищались ими. Наших соотечественников по всему миру много, они бы непременно пришли на такую выставку».

«Я НАДЕЮСЬ, ЧТО МЕНЯ УСЛЫШАТ»

Все шло хорошо... Но у Рафаэля Тухфатуллаевича обострилась болезнь. «До 2015 года я был более-менее нормальным по здоровью, — говорит он, — и никак не планировал продавать коллекцию. Я всегда хотел эти вещи показывать людям. Я был сторонником того, чтобы продолжать семейную традицию — сохранять сокровища и передавать по наследству, только не прятать, а показывать людям. Но жизнь диктует свои условия. После того, как в 2009 году мне поставили страшный диагноз в Гематологическом научном центре Москвы, я пережил уже 17 курсов химиотерапии. Мне хотелось бы, как говорится, жить и радоваться. Но мне очень тяжело — преодолевать все время эту болезнь, держать себя в форме, пытаться как-то выкарабкаться. Поэтому мы в семье подумали и пришли к мысли, если появится такая возможность, то надо, видимо, продавать коллекцию. Потому что другого выхода нет, таких денег, которые нужны мне на лечение, нам просто не найти. В России многие мои знакомые, с которыми я вместе лечился, с которыми лежал в больницах, в стационарах находился, уже ушли из жизни. А один из тех, кто вылечился, мне сказал: «Рафаэль, тебе нужно ехать за границу и лечиться там, меня в Германии вытащили с того света, но я заплатил большие деньги». Да, музей мне предложил продать коллекцию, но они не могут заплатить достойно, таких денег у музея нет. Поэтому очень хотелось бы не просто продать, а чтобы купил меценат и передал, подарил музею. Очень хочется, чтобы так получилось. Я надеюсь, что меня услышат, у нас все-таки люди интеллектуальные, очень развитые духовно, у нашего народа богатая история. Должны услышать».

Из-за болезни Халитов вынужден был оставить работу: «Когда мы переехали в Казань, я поработал в Метрострое, потом в службе безопасности в большой торговой компании. Но здоровье начало сильно-сильно подкашиваться, и врачи мне сказали, что работу надо оставить, надо лечиться. Я получил вторую группу инвалидности и не работаю уже с лета прошлого года. Подрабатывал немножко в охране, но это так, чтобы чуть-чуть двигаться, не сидеть дома. Врачи говорят: вам надо только лежать и не вставать. Но я так не могу! Я им говорю: вы что, если я лягу и не буду вставать, я так и не встану, умру! Я заставлял и до сих пор заставляю себя вставать рано, делать зарядку, вести более-менее нормальный образ жизни, чтобы не зачахнуть слишком. Но все равно болезнь свое берет, организм слабеет, анализы сильно меняются в худшую сторону. Нужно принимать срочные меры, надо вылечиться. Я связывался со специалистами в Германии, которые лечат таких больных, как я. Они сказали, как только будете готовы, мы сразу займемся вашим здоровьем. В России у нас есть свои представители, они вам помогут, все будет нормально — обследование, лечение. Очень хочется, чтобы так и получилось».

На вопрос, во сколько он оценивает свою коллекцию старинных вещей, Халитов отвечать не стал: «Думаю, о цене говорить будем с теми, кто непосредственно заинтересуется коллекцией. Я знаю, что еще до революции были прекрасные меценаты-татары. Нашим современникам есть с кого брать пример. Очень хочется верить, что такие найдутся и сегодня».

Чтобы понять примерный уровень цен на коллекцию Халитова, достаточно заглянуть в «Антикварную лавку». Конечно, там и близко нет таких старинных вещей (XVI - XVII век), которые достались по наследству Рафаэлю Тухфатуллаевичу, но кое с чем сравнить можно. Так, в лавке выставлено на продажу платье, вышивка бисером, 1930-е годы — цена 1100 у. е. Сумочка, бисер, латунь, эмаль, 1930-е годы (размер 22 × 16 см) — 700 у. е. Сумочка-кисет «Цветы на сером фоне», бисер, XIX (30 × 18 см) — 800 у. е. Вспомним, что «шапка Сююмбике» отделана серебром, и посмотрим на ценник серебряных вещей: портсигар в русском стиле, серебро 84 пробы (вес 169,07 г), полихромная перегородчатая эмаль, позолота, дарственная надпись внутри — 5500 у. е. Графин (высота 23 см), стекло, серебро 84 пробы, Москва, 1880 год — 4500 у. е. И еще одна вещь, поразившая воображение: платок носовой «Почтовые марки и штемпели», щелк, печать, 1927 год — 600 у. е.

«Да, очень жалко продавать коллекцию, — печально повторяет Рафаэль Тухфатуллаевич. — Но если ее купит меценат и передаст от своего имени в музей, это будет огромное счастье. Это будет отличная судьба для старинных сокровищ, и это, всем сердцем надеюсь, решит мою судьбу, поможет вернуть здоровье».

Из заключения на коллекцию замгендиректора Национального музея РТ по научно-исследовательской работе Светланы Измайловой: «Этнографическая коллекция Р. Ф. Халитова включает предметы национального костюма и повседневного быта, ювелирные украшения, монеты и книги. Значительная часть коллекции относится к женскому костюму... Среди предметов коллекции особый интерес привлекает головной убор цилиндрической формы, украшенный ювелирными подвесками различной формы, с прикрепленным нагрудником из красной ткани, украшенной роговидными узорами... В ранних изобразительных источниках отмечается существование старинных головных уборов в виде конуса, поверхность которого также покрывалась ювелирными украшениями. Их происхождение связано с золотоордынскими и кыпчакскими традициями. Подобный головной убор составляет практически полную аналогию головному убору знатной татарки XVIII века, но вместе с тем имеет существенные отличия, возможно, связанные с возрастной и социальной дифференциацией, или территорией бытования. Отсутствие подобных головных уборов в собрании Национального музея РТ и дополнительных сведений не дает возможности обозначить время создания данного головного убора-шапки или же назвать условную дату — не позднее XIX века...»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (81) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    10.04.2016 09:39

    Он не раз и не два предлагал эти предметы в продажу. Заключение на эту коллекцию делали неоднократно и музеи и академические институты. Понятно, что ни о какой царице, ханше и ее гардеробе речь не идет. Интересен лишь комплект головного убора, он действительно редкий - и явно пошит на рубеже 18-19 веков. Вещь любопытна этнографам в первую очередь. Интересно понять какому из тюркских народов она принадлежала. Человека жалко, он реально болен, считает, что вещи ценные и царские! Но это не так. Основная часть вещей - колечки, подвески и тп стандартная и музеи ими переполнены. Лучше бы он просто передал всему минукльт и министр бы походатайствовал бы перед правительством включить его в программу лечения за счёт бюджетного финансирования. Когда надо и кого надо по этой программе лечат хоть в Израиле, хоть в Германии

    • Bure
      10.04.2016 15:34

      Интересно понять какому из тюркских народов она принадлежала. ================== Хранилась в татарской семье ,передавалась из поколения в поколение .Ежу понятно какому народу . На чувашей с башкирами намекаете ?

      • Анонимно
        11.04.2016 03:51

        Его предки в Ср.Азию уезжали оттуда все и привезли посмотрите на коллекцию Музея им.И.Савицкого в Нукусе так называемого иностранцами "Лувр в Пустыне" все очень похоже.Видимо оттуда и привезли когда вернулись обратно в Казань.

    • Анонимно
      10.04.2016 16:23

      Вы можете строить свои догадки, преследуя явно корыстный умысел, однако в экспертном заключении написано: «Время изготовления шапки и ювелирных изделий можно определить....были изготовлены не позже конца XVII - начала XVIII веков». Кроме того, там же, в заключении указано для "не понятливых", к какому из тюркских народов принадлежало: "знатной татарке ногайского рода". Что же касается того, предлагал ли ранее Рафаэль Халитов свою бесценную коллекцию для продажи, то из публикации видно, что ему предлагали продать, а у него была иная позиция - только выставлять для всеобщего обозрения, а не продавать. И лишь по причине резкого обострения болезни, он вынужден был принять решение о продаже.

      • То что это ногайская одежда говорит и родовое село в Атнинскм рвйоне и именно там когда то жили ногайские гвардейцы приехавшие с Сююмбеки и уехали от сюда когда казанцы выслали Сююмбеки в город Касимов при Казанском ханстве и где она и похоронена,а ногайцы уехалина Урал ! Очень много изучал нагайбеков,их фольклер поэт Гарай Рахим ездивший в Челябинск и они там воспевают природу и реки в районе Дубьяз, где они когда то жили. Но весь народ как правило не уходит и кто то остается и это наверно предки Халитова. То что это древний костюм говорит и то,что там нет мусульманских мотивов,тенгрианские кресты,шапка,вместо хиджаба,драконы,что запрещено изображать в Исламе. И конечно там нет булгарских (чувашских) мотивов. К тому времени булгары были здесь истреблены,часть интеллигенции была угнана в Среднюю Азию Тимур Аксаком,а часть поселилась на территории современной Чувашии смешавшись с местным угорским народом,а остальным отрубили головы! И современные казанцы это гремучая смесь многих народов пришедших на выжженную землю и истребленную страну без городов и аулов(почитайте татарский эпос Эдигей) куда пришли кипчаки,ногайцы,себеры,отатаренные венгры мишары и стали казанцами ,основателем Казани стал Мухамед, изгнанного из Орды,а потом убитый своим родным сыном в Казани! Возможно и другая история этих драгоценностей,но в любом случае должны найтись меценаты или правительство Татарстана ,которое должно купить на одного футболиста меньше в Рубин,но такие драгоценности должны принадлежать всему нашему народу,независимо от происхождения и национальности!

        • Анонимно
          10.04.2016 20:53

          Когда фермер из Услона начинает преподавать краткий курс по истории, трудно не удержаться от смеха. Как говорится, тачать сапоги должен сапожник, и естественно, печь пироги - пирожник...Дауд

          • Анонимно
            10.04.2016 21:34

            Я ему больше верю чем всяким псевдоисторикам типи Хакимова.

            • Хакимов хоть и физик по образованию,но ему равных в Татарстане нет и тем более из тех кто гуманитарные вузы кончал и Это видно по тем философским статьям в БО! Вы хоть покажите кто на его уровне может писать в БО из историков кончивших исторические факультеты и есть может один Дауд пишущий комменты и который постоянно смеется без причины и это сами знаете признак чего!

            • М.К.
              11.04.2016 11:18

              Вообще-то он написал ровно то же самое, что и Хакимов, только в упрощенной форме.

          • Анонимно
            12.04.2016 13:08

            Этногенез буенча Фермер дорес эйтэ.

        • Анонимно
          10.04.2016 23:01

          Молодец Сиразин,что бы ценное,где не нашли-он обязательно найдет в них Свои тенгрианские элементы!!!

        • Анонимно
          10.04.2016 23:15

          Этот раритет удащливые могут прикупить себе и спрятать в чулане. Республика должна выкупить это сокровище за любую цену не торгуясь и поместить его в музей или в мечеть Кул Шариф и сделать достоянием всего народа Татарстана

        • Анонимно
          11.04.2016 00:19

          Улуг Мухаммад умер своей смертью, а то что его якобы убил сын сказки из русских летописей

        • Анонимно
          11.04.2016 17:34

          в какой литературе написано что Улу Мухамед был убит своим сыном,это лишь версия

      • Анонимно
        10.04.2016 17:47

        Какие еще догадки. Знаю не по наслышке, и о каком умысле Вы тут пишете? Мне то в этом в чем корысть? Дело в том, что держал все это в руках, советовался со специалистами. Кстати, Мухамедова как эксперт однозначно не во всем права, Суслова, например, оценивала коллекцию несколько иначе - не удревняя вещи. Да и Вы, меня профессионального музейшика будете упрекать в том, что я знаком с реальной ситуацией?? Предлагал, но патологическая жадность бедняги ему всю душу вымотала - все боялся продешивить. Вы, мол, музейные сотрудники, никогда цену настоящую не даете, Вам бы только обмануть... Это вот его слова. Сам себя убедил, что у него уникальные вещи на руках, имеющие "мировое значение" и оно мол стоит миллионы..((( Ну как человеку объяснить, что так можно вещи и потерять, продав в частную коллекцию. Обошел он действительно массу организаций - кремлевский музей-заповедник, национальный музей и часть, что помельче. Ходил и в Институт истории к Хакимову и в университет к этнографам. Все ему давно все обьяснили, что никто переплачивать не может, государство выделяет на закупки вполне определенную сумму. Потому пора бы ему определяться и не строить иллюзий по поводу наших меценатов. Их просто нет((( и без команды от первых лиц, уверяю, что вообще никому это не нужно. Коллекцию же надо хранить в особых условиях, реставрировать, изучать. Насчет татарки ногайского происхождения - это надо доказать вначале, вещь может действительно быть из любого региона и оказаться общетюркской - литовских татар, касимовских, ногайских, крымских, кумыков, темниковских мишарей, иных мишарских групп, казахских родов, турецких и до бесконечности. Говорю же надо внимательно изучать. О Рамзие Гиниатовне всегда все относились с глубоким уважением, но не забывайте, что она родилась в 1923 г. и к моменту подготовки ею одного из многих заключений давно уже не работала с вещами и ей было далеко за 80. Вот таковы факты...

        • Анонимно
          10.04.2016 20:41

          От своей бабушки я слышала историю как в глухую деревню приезжали раскулачивать,после эта семья уехала. А люди в селе,не все конечно, помогли этой семье.Кажется это та история. Все таки для Татарстана это бесценно, прошу меценатов помочь этому человеку и оставить экспонаты на исторической Родине.

        • Анонимно
          10.04.2016 23:37

          Музейный работник-злой вы человек,так и пытаетесь сьязвить и унизить владельца бесценной реликвии и принизить ее стоимость,с какой целью?-БОГА ПОБОЙТЕСЬ!

          • Анонимно
            11.04.2016 11:14

            Да будет вам слюной брызгать, человек всё правильно и профессионально написал. А вы, как простой обыватель, считаете, что вам за любой дырявый горшок вашей бабушки должны миллионы отваливать? Дяденьке-коллекционеру жадность глаза застит, этак он потеряет и здоровье, и коллекцию. Вещи вполне обычные, в наших музеях и получше есть, но пока он заламывает цену, предметы могут разрушиться. Посмотрите фото его тканей, сохранность плохая, они попачканы, края расползаются. Там только реставрационные работы влетят в копеечку, и тоже в у.е., между прочим.

        • Анонимно
          11.04.2016 03:56

          Посмотрите на коллекции одежд и украшений в музее им Савицкого в Ср.Азии откуда он переехал в Татарстан один в один такие же.Так что это скорее всего привезенные оттуда.

      • Анонимно
        23.04.2019 18:54

        Этот крендель работал в Каракалпакском государственном краеведческом музее в г. Нукус, столице Республики Каракалпакстан. О себе он оставил нехорошие воспоминания. Вещи с которыми он работал, потом не могли найти. Видимо часть коллекции он собрал таким вот образом, хищением. Кроме того он известен в Нукусе тем, что занимался собирательством предметов старины с целью продажи частным коллекционерам и иностранцам. Что касается экспертных заключений, то можно только сожалеть о том какие эксперты работают в научных учреждениях Татарстана. Видимо они не внимали наставлениям Бабая "УЩИТЕСЬ!" Что касается самих предметов, то мне, уроженцу Каракалпакстана, не вооруженным глазом видно, что это предметы Каракалпакском женского костюма. Орнамент вышивки типично каракалпакский, даже могу перечислить названия узоров: курбака нагыс, кос муйиз, ийт табак и т.д. головной убор представляет собой новодел из разных элементов головных уборов Каракалпакского тобелика и казахского саукеле и датируется все это началом 20 в, не раньше. Ювелирные изделия и их детали, представленные как самостоятельные изделия тоже каракалпакские за исключением некоторых видов бус. Так что делайте выводы сами кому принадлежат предметы: татарке ногайского рода или каракалпачке)

  • Анонимно
    10.04.2016 09:40

    Эту коллекцию необходимо выкупить государству. Судя по всему, ее владелец является потомком князей Яушевых - богатых татарских феодалов 16-18 вв. Коллекция уникальна, так как она привязана к конкретному роду. Женский головной убор конечно же не принадлежал легендарной царице, но в 16-18 вв. он был очень популярен у богатых и знатных татарок. Республика должна помочь владельцу коллекции, а взамен получить возможность хранить и экспонировать это наследие в Национальном музее РТ.

    • Анонимно
      10.04.2016 12:49

      Написано же, ято нет аналогов.
      А вы говорите, что был очень популярен. Видимо то что было популярным, с данным экспонатом не сравним.

      • Анонимно
        10.04.2016 19:08

        Конусообразный женский головной убор действительно был популярен.

        • Анонимно
          11.04.2016 00:23

          Про такую шапку у татарских женщин говорит и Гилъём Рубрук и Плано Карпини когда они были в Орде.

    • Анонимно
      10.04.2016 23:20

      Один привлек к сокровищам тенгрианцев ,другой яушева при взятии Казани вступившего в сговор с врагом и сдавшим ему всю свою конницу в Арской засеке

      • Анонимно
        11.04.2016 22:44

        Изучайте историю своего народа. Деревня Кушар - вотчина князей Яушевых. Все ее жители имеют отношению к этому роду.

        • Татарско - русские войска не были врагами для казани! Грозный из обломков Орды собирал Великую Тартарию,которая была на всех картах Европы. Врагами татар были Кул Шариф спровоцировавший бойню и еще три татарина поехавшие встречать с чак чаком Ивана,а потом вернулись и сказали что вас идут убивать и закрыли ворота и устроили бойню,а казанские татары на курултае казанцев провозгласили мир с Москвой и Касимовым!Яушевы и мурза Камай патриоты страны,чего нельза сказать про последнего Казанского хана Ядыгара после поражения побежавшего крестится сразу!

        • Анонимно
          12.04.2016 17:25

          первый из этого рода Явуш предал свой народ,за это впоследствии И.Грозный дал его роду русский титул князи-чем гордиться? изучайте свою историю поглубже

  • Анонимно
    10.04.2016 09:54

    Может указать счёт, скинемся, поместим в музей. Вместе мы сила.

  • Думаю прав Халитов! У нас в республике есть богачи изготавливающие многотонные скультптуры и многотонные Кораны и заказывающие их в Италии за миллионы евро! А тут и правда настоящий костюм татарки с элементами тенгринской татарской одежды и тенгрианскими крестами которые носили наши бабушки до прихода Ислама в нашу республику!

  • Анонимно
    10.04.2016 10:11

    Уважаемый Рафаэль,не читайте злобных комментариев,и не ждите у иоря погоды.Обязательно свяжитесь с АМЕРИКАНСКИМИ музеями,и вы получите самое выгодное предложение из всех возможных,возможно аукцион,но только в США!Здоровья вам,ваша семья заслуживает вознаграждения,за столь долгое и трепетное отношение к истории своего народа.

  • Анонимно
    10.04.2016 10:20

    Прочитала и сразу вспомнилась книга Гузели Яхиной "Зулейха открывает глаза". Уникальные предметы, нужно, чтобы они остались в музее Татарстана! Надо подключать руководство республики

  • Анонимно
    10.04.2016 10:25

    А еще можно подключить известного мецената нашего Алишера Усманова. Кстати, из Узбекистана он, ему это будет особенно близко

    • Анонимно
      11.04.2016 03:58

      Если эта коллекция привезена из Узбекистана то точно возьмет.

    • Анонимно
      11.04.2016 04:02

      Скорее всего вся эта коллекция из Средней Азии здесь таких украшений в музеях много,просто то что это историческая ценность оно конечно же имеет соответствующую цену,но а дальше можно придумать все что угодно цариц,знатный род, до племмяницы Чингиз хана можно таким образом дойти.

  • Анонимно
    10.04.2016 10:49

    Головной убор-явно чувашский(булгарский) вышивка тоже.

  • Анонимно
    10.04.2016 10:58

    Надеюсь нашь уважаемый президент даст команду на покупку. И татарстанские мецинаты купят эти национальные сокровища. Не хотелось бы, чтоб это историческое богатство ушло из татарстана.
    И большая благодарность роду обладателя этих национальных сокровищь, что они сумели сохранить все это сквозь века.
    Надеюсь, что наши власти не профукают такой шанс.

  • Анонимно
    10.04.2016 11:03

    Здоровья этому человеку.Саламат булсын.
    Очень интересные вещи на фотографиях, наша история.

  • Анонимно
    10.04.2016 11:09

    А на кольце с сердоликом Дракон изображен?

  • Анонимно
    10.04.2016 13:06

    Хочется пожелать скорейшего выздоровления!

  • Анонимно
    10.04.2016 13:40

    В любом случае надо вопрос с продажей (передачей в Гос музейный фонд) решать именно сейчас, скоро будет сложнее.

  • Анонимно
    10.04.2016 14:13

    Я верю в Великий дух, САМООСОЗНАНИЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА, есть у нас меценаты, почитатели нашей древней и богатой культуры и они дадут жизнь наследию, вернувшемуся к нам из далёкого прошлого, давайте сотворим БЛАГО! У нашего Президента Республики Рустама Нургалиевича Минниханова есть достойный пример, в лице его предшественника, Шайми́ева М.Ш., который всё делает для возрождения памятников истории и культурного наследия Татарстана и сейчас есть шикарная возможность показать преемственность политики и занять достойное место в истории, как мудрого политика, человека, благодаря усилиям которого, такая национальная реликвия не пересечёт океан, а останется с нами и будет "радовать глаз" нас, наших детей, внуков и последующие поколения и мы будем знать, что и правители наши, были лучшими представителями нации!

  • Анонимно
    10.04.2016 15:00

    У нас есть ТАИФ обогатившийся на торговле народной нефтью, вот он и должен выкупить коллекцию по достойной ценею

  • Анонимно
    10.04.2016 15:28

    Думаю это тот случай когда энергичные дамы помощники президента по историекому наследию, могут показать своё влияние.Президент вполне может решить этот вопрос,или Госсоветник и его фонд Возрождение.

  • Анонимно
    10.04.2016 15:36

    Надеюсь эти уникальные украшения останутся в Республике и у татарского народа!ведь и так ханскскую шапку не можем вернуть из музеев России

  • Анонимно
    10.04.2016 18:11

    Фишман надо показать эту статью и она ее продаст кому надо и заставит подарить легко музею и я ее знаю! А то парками одними занимается,а тут реликвия пропадает!

  • Анонимно
    10.04.2016 18:25

    Новодел похоже.

  • Анонимно
    10.04.2016 18:30

    Рафаель вы слабы духом все это похоже отдам все лиш бы жизнь но все в руках всевышнего и не надо прикрываться моралью о любви к татарской истории и татарского народа

  • Анонимно
    10.04.2016 19:45

    На монете написано отчеканено в Бухаре. Но шапка уникальна слов нет. Она давно должна быть в музее. Это принадлежит нашему народу. И тут торг не уместен. Надо выкупать хотя бы смоем частично тот позор и грех который лежит на нас, когда отправили её в плен.

  • Анонимно
    10.04.2016 20:52

    Хорошо составлен материал, Елена Чернобровкина и Ирина, долгих вам лет и благополучия.

  • Анонимно
    10.04.2016 21:11

    Почему должна достаться меценатам?
    Это принадлежит всему татарскому народу и эту коллекцию должна купить Республика Татарстан.
    Место этой коллекции - в музее.

  • Анонимно
    10.04.2016 21:58

    Если есть сомнения пусть изучают в чем проблема. историков полно же по моему у нас. новодел не могут отлечить от оригинала?

  • Анонимно
    11.04.2016 00:28

    По свидетельству черногорского архиепископа - путешественника Иоанна де Плано Карпини , «татарки носили на голове нечто круглое, сделанное из ивы или древесной коры; этот убор покрывался клеенкой красного цвета, весь покрыт червонцами, а по краям унизан жемчугом в несколько снизок, который висит наподобие плетешков».

  • Анонимно
    11.04.2016 01:59

    С уважением к этому человеку и его предкам!
    У меня история как под копирку данного человека, тоже бабушка с богатого рода, вынужденно были с родственниками уехать в Узбекистан, бросив все что было. Туда повезти такую коллекцию на 99% нереально, бабушка смогла взять только четки, которая передала ей ее бабушка, сделанная в перемешку, большую часть из гороха какого-то, малую часть из бусин, но не драгоценных. Спрятать же, в лесу и хранить в секрете от родных до последнего издоха, это значит быть уверенным, что у тебя будет этот последний в сознании издох, и рядом будут твои дети, на что мало кто может рассчитывать.
    Никого не зацепило, что человек работал в Метрострое, уже тогда ходили разговоры, что при работах могли (должны) были что-то найти. Тем более в таком количестве, и в таком хорошем состоянии, то есть, вещи не должны были ходить из рук в руки, они должны были "законсервированы" в 16-18 веке, и только в 21м веке вскрыты.
    Не претендую на единственный вариант, но почему-то такая версия появилась.
    В любом случае человеку Большое спасибо, что выставлял на выставках, ему Обязательно должны помочь, государство, фонд или меценаты, и реликвии Должны быть переданы в Музей.

    Акташев

  • Анонимно
    11.04.2016 10:40

    Как определили дату Туринской плащаницы? Может и эту шапку показать тем специалистам?

    • Анонимно
      11.04.2016 23:04

      Очень интересная намек у Такбашева.История История происхождения сокровищь очень уж неправдоподобная.Вещи будто 500лет в шкафу пролежали,никуда не прятались,не закапывались и не переезжали на край света в товарняках.Вряд ли эти сокровища прятали где попало в лесу и передавали из поколения в поколение 500лет! Где то он их взял,нашел или купил сам лично!МОЛОДЕЦ! СОКРОВИЩЕ БЕСЦЕННОЕ!!!

  • Анонимно
    11.04.2016 10:49

    Некоторые височные украшения и прямоуголные серебряные пластины могут относится к булгарам, т.е. не позднее 13 в. По другим экспертным данным аналогичных украшений- они могут относится и к финноугорским прдметам.

    • Анонимно
      11.04.2016 11:23

      Узоры чувашские.

      • Анонимно
        11.04.2016 13:48

        У кукморских татар на полотенцах похожие узоры вышиты. Они тоже чуваши?

        • Анонимно
          11.04.2016 23:08

          У Такбашева спросите,он все знает и про сокровища и кукморских- булгары они!

  • Анонимно
    11.04.2016 17:09

    Все тюрки. Отсюда и узоры похожие.

  • Анонимно
    12.04.2016 00:35

    Приказанские татары - это ассимилированные чуваши. Кукморские, Арские и др. - это бывшие чуваши. В Татарике можете почитать про сильные ассимилятивные процессы, когда число татар росло за счёт отатаривания чувашей.

    • Анонимно
      12.04.2016 16:13

      Коментаторы поделили всех Татар на 2 вида. Один уверяет,что все татары-это чуваши.Другой гов.-нет,тенгриянцы они все поголовно! А настоящих татар совсем нет что ли в природе? ОБЬЯСНИТЕ нам пжлста,ЗНАЮЩИЕ,но честные!

      • Анонимно
        12.04.2016 16:45

        где в Татарике журнале сказано,что ханы отатаривали чувашей? долго искал,так и не нашел-утка это...

  • Анонимно
    12.04.2016 13:31

    Головной убор это часть свадебного костюма каракалпаков " кимишек" подробную информацию можно найти в книге Ирины Богословской " Каракалпакский костюм" , да и другие предметы представленные выше принадлежат народам средней Азии. Своего рода все эти экспонаты несут историческую ценность, но другим народам, но не татарскому.

  • Анонимно
    12.04.2016 14:13

    Очень похоже на казахские или каракалпакские украшения. А ткань вообще свежая, я видел ткани XVII-XVIII вв, в музейных коллекциях она уже совсем тусклая. По любому если носили с того времени должна была порваться, если лежала в сундуке стала бы ветхой. Владельцы коллекции уже лет пять по моему хотят ее продать, вначале они показывали один вариант головного убора (без верха), потом появился верх и добавились украшения. То есть они увидели в публикациях убор Сююмбики и решили сами реконструировать его.

    • Анонимно
      12.04.2016 14:25

      Я то же видел ее в укороченом состоянии, верх отдельно добавлен и собран на металлический каркас из проволок. А ткань на самом деле ветхая, но цвета сохранились исключительно.

  • Анонимно
    12.04.2016 15:52

    На вышивках из чувашской рунической письменности отмечены:величие рода, древо рода, сила рода, дух нации, живучесть, дружба, забота о детях, жизнь и семейный очаг.

  • Анонимно
    12.04.2016 16:08

    Цвет так и остался за 500лет ярким-краски у Ханов были видно очень качественные,натуральные из денима,как легендарныt джинсы Levi Strauss/

  • Анонимно
    12.04.2016 17:41

    Пять поколений,рискуя жизнью и свободой бережно хранили сокровище и никому не продавали его,даже в ссылке умирая с голоду сберегли сокровище,не отдали за буханку хлеба. Что же произошло в 21веке,не война вроде и не голод разруха на дворе-не нужно НИКОМУ ПРОДАВАТЬ и ПРОДОЛЖАТЬ ХРАНИТЬ эту родовую,бесценную реликвию!!!

  • Анонимно
    14.04.2016 14:49

    Это комбинация во многом состоит из каракалпакских национальных украшений. Прав комментатор выше, указавший на музей им. И. В. Савицкого в г. Нукус, Узбекистан. Можете сравнить На сайте музея: http://museum.kr.uz/ekspoziciya/narodno-prikladnoe-iskusstvo/

  • Анонимно
    15.04.2016 16:26

    Так тюрки есть тюрки, все у них похоже. По этому где найден, там и использовался.
    А везти его туда - сюда, не реально. Скорее всего хранился в деревне у бабушке в закромах.

  • Анонимно
    10.09.2019 18:23

    Внесу еще ясности. Основная часть серебряных элементов изготовлена в 2011 году. Кстати, «уважаемый»Рафаэль так и не расплатился за работу и за материал. И очень странно , что наши эксперты этого не заметили, даже больше печально за это, чем странно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль