Культура 
12.04.2016

«Я пришла к тому, что молчать на сцене для меня иногда интереснее, чем говорить»

Питерский «театр post» в лице Дмитрия Волкострелова и Алены Старостиной продемонстировал в «Углу» очередной яркий театральный эксперимент

«Молчание на заданную тему» — так называется спектакль, который показал в Казани «театр post» из Санкт-Петербурга. Родившийся в недрах «Театра.doc» проект полностью соответствует своему названию: в течение часа актриса на сцене не произносит ни одного слова, а перед началом действа режиссер определяет, какой теме будет посвящен «час тишины» на этот раз. На спектакле, который окончательно размывает границы между театром и современным искусством, побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Алена Старостина в спектакле «Молчание на заданную тему»

«ЭТО ДОСТАТОЧНО СЛОЖНАЯ ИСТОРИЯ»

«Я пришла к тому, что молчать на сцене для меня интереснее иногда, чем что-то говорить», — так рассказывала питерская актриса Алена Старостина «БИЗНЕС Online» о своем участии в проекте под названием «Молчание на заданную тему». Его на сцене творческой лаборатории «Угол» в минувший уик-энд представил «театр post» в лице самой Старостиной и режиссера Дмитрия Волкострелова. Этот спектакль родился в прошлом году на самой смелой площадке Москвы — в «Театре.doc» под руководством Всеволода Лисовского, и Волкострелов называет свое «Молчание» спектаклем-клоном. Проект уже успел попасть во всевозможные рейтинги лучших спектаклей Москвы и Санкт-Петербурга от продвинутых культурных изданий.

«Это прекрасный проект, мне он очень нравится. И он очень на самом деле непростой для всех: и для актрисы, и для зрителей. Это достаточно сложная история», — так оценил режиссер «Молчание на заданную тему» в беседе с нашим корреспондентом. Суть происходящего действительно сложна и проста одновременно. На сцене находится один актер, который в течение часа в буквальном смысле молчит на заданную тему, которую определяет перед самым началом режиссер. В спектакле-оригинале это делает Лисовский, в спектакле-клоне — Волкострелов. Причем в Казани тема оказалась глобальна, но и, пожалуй, актуальна для пришедшей зрительской аудитории: «Зачем нужно искусство (в частности театр)?»

Доска, маркер и стулья — вот и весь реквизит спектакля

Это и написала на магнитной доске маркером, естественно, молча, актриса Старостина. Доска, маркер и стул — вот и весь реквизит спектакля. А еще перед началом режиссер «на берегу» договаривается с аудиторией об определенных правилах, которые необходимо соблюдать в ближайший час: «Мне нужно озвучить ряд правил и договоренностей, которым нужно будет следовать по возможности во время спектакля. Спектакль называется «Молчание», как вы понимаете, мы просим воздержаться от слов, стараться не разговаривать. Пожалуйста, не вступайте в физический контакт с актрисой. Не думайте о том, когда спектакль закончится, вам сообщат об этом. В принципе, вы можете пользоваться электронными устройствами, которые у вас в карманах или сумках. Но очевидно, что таким образом вы зря потратили деньги и время, потому что пользоваться ими можно в любом другом месте. Но если хотите, пожалуйста, вы свободны это делать. И последний пункт: в принципе, вы можете делать все что угодно, учитывая то, что было сказано до этого».

«В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ Я УШЛА, МНЕ СТАЛО НЕМНОГО СТРАШНО...»

Вообще, в одном питерскому варианту «Молчания», представленному в Казани, явно повезло. Если у московского спектакля мужское лицо, то наблюдать за тем, как Старостина, чья женская красота имеет какое-то неземное происхождение, сидит на краешке стула, проходит от стены до стены или обводит глазами зрительный зал, — одно удовольствие. «В МДТ совершенно по-другому строится работа — молчать на сцене... Да, ты можешь молчать, но, чтобы актер вышел и молчал на заданную тему, я думаю, что еще такого не было», — размышляла в интервью «БИЗНЕС Online» актриса — ученица Льва Додина, как и практически все «постовцы».

«Молчание на заданную тему» почти стирает границы между театром и современным искусством, столь почитаемым Волкостреловым, в очередной раз провоцируя дискуссию на подобные темы. А малая родина спектакля в виде «Театра.doc» вольно или невольно добавляет ему протестных смыслов. Хотя в данном случае речь не об окружающей нас действительности, к тому же режиссер Волкострелов в своем творчестве избегает прямых политических высказываний. Речь об очередном витке конфликта с традиционным «театром с колоннами», с худшими его образцами, которые можно встретить в любом городе, и Казань не исключение. Когда пафосное декламирование со сцены классических текстов при внимательном рассмотрении оказывается лишь тем костылем, на который опирается хромающая на обе ноги режиссура очередного провинциального «божка-постановщика».

Проект уже успел попасть во всевозможные рейтинги лучших спектаклей Москвы и Санкт-Петербурга от продвинутых культурных изданий

При этом режиссер не зря говорил перед спектаклем, что публика может делать на «Молчании» все что угодно в заданных рамках. Сам «отец-основатель» Лисовский, кстати, репетировавший со Старостиной, говорил о том, что не знает, кто главный автор этого действа — актер или публика. В «Театре.doc» «час тишины» оборачивался разрисованными стенами и чуть ли не целыми перформансами, которые устраивала аудитория. Видимо, после этого и появилось ограничение «пожалуйста, не вступайте в физический контакт с актрисой». «В какой-то момент я ушла, мне стало немного страшно, потому что почувствовала — зрители приближаются... Они стали выходить, писать что-то на стене, общаться друг с другом и отвечать на вопросы, в какой-то момент стали передавать приветы друг другу, передавать мелки, и все невербально. Но этот процесс происходил, и эта волна в какой-то момент меня захлестнула, они пытались и меня включить в этот процесс, стало страшно и немного тяжело», — так вспоминала Старостина свой первый спектакль «Молчание на заданную тему».

К концу спектакля магнитная доска была вся исписана размышлениями аудитории на тему «Зачем нужно искусство»
К концу спектакля магнитная доска была вся исписана размышлениями аудитории на тему «Зачем нужно искусство»

В Казани все было скромнее, хотя к концу спектакля магнитная доска и была вся исписана размышлениями аудитории на тему «Зачем нужно искусство». Хотя чистота эксперимента и была немного нарушена, поскольку среди тех, кто превращался из зрителей в соавторов происходящего, были и сами организаторы и сотрудники «Угла», так что могло показаться, что они просто стараются немного расшевелить публику. Впрочем, невербальные диалоги местами были очень остроумными. А все увеличивающееся количество людей из пресловутого местного традиционного бомонда, которое можно встретить на спектаклях в «Углу», лишь подтверждает, что присутствие этой театральной культуры уже невозможно не замечать. 23 и 24 апреля Волкострелов представит здесь свою первую казанскую премьеру — спектакль «Карина и Дрон», и это, бесспорно, одно из самых интригующих театральных событий нынешнего сезона.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (18) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.04.2016 09:59

    У меня одного такое чувство, что это профанация?

    • Анонимно
      12.04.2016 10:06

      А вы были?

      • Анонимно
        12.04.2016 11:09

        Нет, не был, и даже бесплатно не пойду. Считаю, что это не театр, так как возьмите любого человека, и он так же будет молча сидеть и не обязательно называться "модными" актрисами режиссерами. Даже новая (свежая) идея здесь отсутсвует. Нельзя придумать "Квадрат" Малевича несколько раз, он уже придуман. А с этим театром происходит то, что в Казань привозят абсолютно скучные идеи с претензией на конформизм. По большому счету это не театр, это как бы театр, это не актеры, это как бы актеры. Поэтому считаю что весь "Угол" это не больше чем профанация. А если все это делается на бюджетные деньги то и мошенничество.

        • А что вы тогда думаете про наши местные театры с колоннами, которые выдают профанацию, при этом у одного спектакля только на костюмы уходят деньги, равные бюджету "Угла" за год?

        • Анонимно
          12.04.2016 12:28

          Боже мой, по моему это не они с претензией на конформизм, а вы с претензией на интеллект.

    • Анонимно
      12.04.2016 23:44

      нет, не у одного) я бы добавил к вашему слову "профанация" еще одно - "шаманство"

  • Анонимно
    12.04.2016 10:03

    "Угол"- молодцы, интересные экспиременты

  • Анонимно
    12.04.2016 10:41

    Абсолютно правильно сказала, что на сцене молчать будет лучше, чем говорить. Это вспоминается анекдот про Зыкину. Это такая артистка с очень крупной фигурой была в СССР. В общем, было так. Зыкина приехала в Грузию, спела, ее грузины вызывают на бис. Зыкина снова спела, грузины снова вызывают ее на бис. Короче, так повторяется много раз, Зыкина выходит и говорит "Спасибо вам, грузины, но у меня уже охрип голос, я петь больше не могу". Встает тощий грузин и говорит "Слушай, дарагая, нам не нада, чтобы ты обязательно пела. Ты ходи туда - сюда, туда - сюда ... "

    • Анонимно
      12.04.2016 12:25

      Весенний такой анекдот))

    • Анонимно
      12.04.2016 17:17

      Во-первых, не в Грузию, а в Армению. Именно там любят пышных женщин.
      Во-вторых, не сравнивайте действительно заслуженно народную артистку Зыкину с кучкой начинающих актеров, которые вместо полноценной театральной стези, выбрали этакий путь, и претендуют на звание полноценных актёров театра, тем не менее.

      • Анонимно
        12.04.2016 17:58

        вы сейчас имеете ввиду выпускников Додина? они, по вашему мнению, кучка начинающих актеров ?)

        • Анонимно
          13.04.2016 23:37

          Да и сам Додин, как говорится, "широко известен лишь в узких кругах". Поэтому ничего удивительного здесь нет. Да, кучка начинающих актеров, без жизненного опыта, пустых по своему содержанию.

  • Анонимно
    12.04.2016 21:16

    Айрат, посмотрел 2 минуты видео. Что сказать? Любительщина и многозначительная бессмыслица. О чем и к чему эти молодые неоперившиеся люди молчат? Им и сказать то нечего, а тут молчать им надо!
    Айвазовский

  • Анонимно
    13.07.2017 21:10

    Предлагаю пойти дальше - спектакль без актеров. Пусть зрители смотрят час на пустую сцену.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль