«Возможно, это мы где-то недоглядели», — сказал сегодня на похоронах своего сослуживца Фарида Шакирзянова замминистра МВД по РТ Дамир Динниулов. Между тем, шокировавшая накануне республику перестрелка на спортивной базе «Динамо» в поселке Мирном продолжает обрастать слухами. Пока что основные версии крутятся вокруг стрелкового клуба «Карабин», в учредителях которого значится сын Иванова и его бывшего шефа — погибшего в прошлом году от несчастного случая Сергея Чепуштанова.
ПАНИХИДА ЗА ОЦЕПЛЕНИЕМ
Сегодня родные и близкие получили тела погибших на учебной базе МВД по РТ замдиректора спортивной базы «Динамо» Фарида Шакирзянова и подполковника, старшего инспектора УРЛС Раиля Садретдинова. Руководство МВД по РТ, видимо, решило подстраховаться и выставило на подходе к зданию судмедэкспертизы пост полиции. Прощание было назначено на 8:30, но уже в 7:30 сотрудники, одетые в зеленую защитную форму, решительно перекрыли вход журналистам «БИЗНЕС Online». Чуть позже к нам вышел мужчина, представившийся сотрудником судмедэкспертизы. Он донес до нас твердое указание своего руководства — никаких фото- и видеосъемок. Расспросы родственников — только с разрешения следователей. Спустя несколько минут оказалось, что о запрете на общение с журналистами знают и сами родственники. Услышав вопросы журналистов, расположившихся неподалеку от входа, они односложно отвечают: «Нет, нам запретили...»
Мимо, не останавливаясь, прошел заместитель министра внутренних дел по РТ Дамир Динниулов. Позже, возвращаясь с церемонии прощания, он также отказался давать какие-либо комментарии журналистам.
Между тем люди все прибывали, и перед зданием судмедэкспертизы к 8:00 образовывается уже внушительная толпа. Среди присутствующих были и жена Фарида Шакирзянова — Эльвира вместе с сестрой. Супруге стало так плохо, что она сначала без сил опускается на ступеньки лестницы, а затем близкие уводят ее в здание.
Там же была и жена Раиля Садретдинова с ребенком на руках. Чуть позже из прибывших авто выходят люди с венками в руках. На ленте одного из них видна надпись: «Дорогому Фариду Шакирзянову.... от учебного центра МВД по РТ».
В 8:27 часть собравшихся уходит за здание судмедэкспертизы, где, видимо и происходит церемония прощания. Минут через 10 они возвращаются, неся погибшего на похоронных носилках. Тело Садретдинова переносят в белый фургон. По словам родственников, его повезут в Буинский район, откуда он был родом. Деревенские родственники, забывшие или даже не слышавшие о запрете говорить, рассказывают, что погибший был очень сдержанным и рассудительным человеком.
«Грамотный был, семьянин был хороший. Он был для всей нашей родни образцом. Мы хотим, чтобы наши дети тоже были на него похожими», — говорит тетя Садретдинова Резеда Бурганова.
«Для всех он хороший был», — вторит ей другая тетя погибшего — Зайнап Валиахметова.
«Он образцовым человеком был, мы все на него равнялись. Он всегда думал, перед тем как говорить», — подтверждает слова родственниц один из его племянников. По их словам, у погибшего остались два ребенка: дочка 14 лет и 3-летний сын.
Белый автобус с телом Садретдинова уезжает в Буинск, а на его место встает серый «уазик-буханка». В 8:53 из-за здания судмедэкспертизы так же на носилках выносят тело Шакирзянова. Несколько минут близкие прощаются с ним, а затем машина уезжает. Через окно видно, как, глядя на мужа, рыдает, уткнувшись в платок, Эльвира Шакирзянова...
Фарид Шакирзянов |
«ВОЗМОЖНО, ЭТО МЫ ГДЕ-ТО НЕДОГЛЯДЕЛИ»
Похороны Шакирзянова проходили на Самосыровском кладбище в Казани. В последний путь погибшего провожали около 50 человек — родственники, друзья, коллеги. Самые близкие собрались у могилы, где мулла местной мечети читал проповедь. Там же вплотную находилась довольно свежая могила Наиля Шакирзянова — родного отца погибшего. По словам сестры покойного Фариды Шакирзяновой, это стало уже вторым сильным ударом для нее и всей семьи за последнее время.
«Ушел самый лучший человек, лучший брат, лучший отец, лучший дядя, — сквозь слезы проговорила над могилой женщина. — Кому он мог помешать? Ведь он даже мухи никогда не обидел!»
Замминистра МВД по РТ Дамир Динниулов, который также присутствовал на церемонии погребения, выразил глубочайшие соболезнования семье Шакирзянова.
«Возможно, это мы где-то недоглядели, — сказал Динниулов. — Обещаю, что мы всегда поможем семье нашего коллеги и друга в любое время».
Чуть в стороне от могилы встали те, кто пришел почтить память покойного. Друзья и близкие не толпились, едва слышно перешептывались, обсуждая произошедшее накануне. Однако в разговоре с «БИЗНЕС Online» никаких новых подробностей вчерашней перестрелки друзья погибшего сообщить не смогли. Все ждут официальных результатов расследования.
БОЙНЯ В МИРНОМ: СЫН ДАЕТ ПОКАЗАНИЯ
Тем временем, спустя более чем сутки после трагедии, правоохранительные органы предпочитают хранить молчание, ограничиваясь сухими информационными сводками: произошла перестрелка, трое погибли, двое ранены, следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство двух и более лиц»).
Практически полное отсутствие официальной информации плодит массу домыслов и слухов. Доподлинно известно, что около 10:00 на территории спортивной базы «Динамо» экс-сотрудник МВД по РТ Сергей Иванов открыл стрельбу по своим бывшим коллегам. Двое были убиты — замначальника базы Шакирзянов, с которым у Иванова возник острый конфликт на месте, а подполковник полиции, старший инспектор управления по работе с личным составом МВД по РТ Садретдинов скончался от ранения в машине скорой. Ранены два сотрудника базы «Динамо» — Рамиль Хуснимарданов и Рамиль Нурутдинов.
Отстрелявшись, Иванов забаррикадировался в одном из помещений на территории базы, где у него был целый арсенал. Приехавшие по вызову сотрудники патрульно-постовой службы застрелили Иванова, который, по свидетельствам очевидцев, не только отстреливался, но и метал гранаты. Всего их у стрелка было найдено 16. Также в его распоряжении были два карабина «Сайга», внешне напоминающие автоматы Калашникова. Стволы были переделаны для стрельбы патронами АК. К «Сайге» прилагались 14 рожков с патронами и пистолет Макарова с 8 магазинами. Получить подтверждение слухам о том, что вместе с ним был заложник, а застрелили его из снайперской винтовки, нам не удалось.
Наиболее загадочный и интригующий момент — задержание сына «стрелка» — Максима Иванова, который, по сведениям источников «БИЗНЕС Online», во время перестрелки находился рядом с отцом. Накануне он был задержан. Однако, по словам его супруги Анны, до которой удалось дозвониться «БИЗНЕС Online», сегодня его уже выпустили на свободу. «Я с детьми уехала из Казани. Мне звонили его друзья, сказали, что адвокату удалось его освободить, — рассказала Анна Иванова корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Я пока ничего больше не могу сказать , так как сама в неведении. Я даже с мужем не связывалась. Сейчас он занят организацией похорон отца».
По горячим следам совещание непосредственно на месте событий провели министр МВД по РТ Артем Хохорин при участии заместителей Рафаиля Гильманова и Дамира Динниулова, начальника УВД по Казани Валерия Красильникова, а также замруководителя следственного комитета РФ по РТ Ильяса Массалимова и заместителя прокурора РТ Сергея Старостина.
«ОДИН ИЗ ПРЫГНУВШИХ В МАШИНУ МУЖЧИН НАКРЫЛ ТЕЛОМ МЕДСЕСТРУ, НО САМ БЫЛ РАНЕН»
Разумеется, на базу «Динамо» съехались и многочисленные журналисты, среди которых были и корреспонденты «БИЗНЕС Online». Даже разразившаяся перестрелка не нарушила спокойную жизнь Мирного. На улицах поселка было много людей, возвращавшихся с покупками из магазина, детей, игравших в песочнице. Только на подъезде к спортивной базе «Динамо» проявлялись признаки ЧП: территория оцеплена, вокруг стоят машины ДПС, три кареты скорой помощи и три полицейских машины.
Один автомобиль бригады скорой помощи сразу бросался в глаза — заднее стекло разбито, виднеются три следа от пуль. Одна из них прошила автомобиль навылет, пробив переднее лобовое стекло. По словам водителя, экипаж приехал сюда по вызову на сообщение об убитом из огнестрельного оружия, но на подъезде к базе медики услышали выстрелы и увидели, как в их сторону бегут два человека, а их преследует мужчина с автоматом. Машина развернулась и остановилась, ожидая убегавших. Было ясно, что им угрожает смертельная опасность.
— Мы стали махать им руками, чтобы увезти их на машине, — рассказывал водитель. — Они запрыгнули в салон, но стрельба продолжалась. Один из прыгнувших в машину мужчин накрыл телом медсестру и, тем самым, спас ей жизнь, но сам был ранен.
Позже выяснилось, что в машину запрыгнули Нурутдинов и Хуснимарданов. Один из них сейчас находится без сознания. Второй был прооперирован, он в сознании. Кто именно спас жизнь медсестре, пока неизвестно. Однако стоит отметить, что и водитель скорой помощи был на волоске от смерти — одна из пуль, разбив заднее стекло машины, вышла через переднее — аккурат между креслами шофера и пассажира.
В толпе журналистов, которых не попускали за оцепление, медиков и сотрудников правоохранительных органов были и те, кто знает сотрудников базы. Они подтверждали информацию о том, что Сергей Иванов конфликтовал с руководством учебной базы МВД РТ.
— Почему же он открыл стрельбу?
— Военные же, как крыша едет, хватаются за оружие.
Приехали родственники Шакирзянова. Сестра погибшего Фарида Бабакова с дочерью подбегают к скорой со словами «Скажите, пожалуйста, что случилось с Фаридом Шакирзяновым? Я — его родная сестра». Услышав ответ, женщина начинает плакать, затем рыдать, едва удержавшись на ногах. Оказавшиеся рядом люди помогают дочери донести маму до скорой помощи, где женщину приводят в чувства.
Через несколько минут подъезжает женщина в розовом плаще, супруга Шакирзянова — Эльвира. Она рассказала журналистам, что о стрельбе узнала из СМИ.
— Он был честным, добропорядочным, строил базу, поднимал ее. В последнее время болел с давлением, хотел лечь в больницу, — вспоминает женщина.
— А вы знаете Иванова?
— Я никого кроме мужа не знаю...
После долгих переговоров родственников Шакирзянова и других потерпевших увезли на базу МВД. После нескольких часов осада полицейского поста была снята, однако десяток полицейских, вооруженных автоматами, остался охранять ворота.
ЖИЗНИ РАНЕНЫХ ВНЕ ОПАСНОСТИ
Стоявшие перед входом в приемное отделение РКБ санитары накануне подтвердили корреспонденту «БИЗНЕС Online», что к ним привезли двоих раненых после перестрелки на спортивной базе МВД в Мирном.
— Вся больница сейчас только об этом и говорит, — рассказал один из медиков. — Когда их привезли, один уже был в «отключке», а другой пошатывался, но был в сознании. Сейчас его прооперировали, и он, в принципе, смог бы рассказать подробности.
Но сотрудник регистратуры сразу заявила, что к привезенным пациентам даже ближайших родственников сейчас не пускают. Заместитель главного врача Марат Мазитов, услышав от корреспондента имена пациентов, попросил подождать минутку, а сам зашел в закрытую часть здания. Через несколько минут вместо Мазитова вышел молодой мужчина крепкого телосложения в гражданском деловом костюме. Он представился сотрудником управления МВД, но не назвал своего имени. Просьбу «БИЗНЕС Online» встретиться с ранеными он категорически отклонил.
Сотрудник РКБ, просивший не раскрывать его личность, сказал, что жизнь обоих «поступивших с огнестрелом» вне опасности. Проведенные операции прошли успешно, и можно надеяться, что один из них в течение одной недели уже будет выписан.
БИЗНЕС ИВАНОВА С ЧЕПУШТАНОВЫМ СВЕРНУЛИ ИЗ-ЗА НАЦГВАРДИИ?
Различные версии с изложением причин разразившейся перестрелки сейчас обсуждаются сотрудниками силовых ведомств. По данным «БИЗНЕС Online», зачинщик конфликта Сергей Иванов служив СОБРе и геройски проявил себя во время боевых действий в Чечне, в которых был задействован с 2001 по 2006 годы. В частности, в 2001 году он вместе с другими сотрудниками татарстанского МВД участвовал в ликвидации формирований боевиков в селе Белоречье. После Чечни, по сведениям наших источников, он сначала служил в отделе по обеспечению безопасности лиц, подлежащих госзащите, а потом — в управлении собственной безопасности (УСБ). Последним его местом службы СМИ называют роту охраны объектов зданий.
Знакомые Иванова в целом характеризуют его положительно, как честного и порядочного человека. Однако отмечают конфликтный характер получившего на войне контузию ветерана. Как говорят, у него нередко случались конфликты с сослуживцами в полиции. Это могло послужить причиной его увольнения из органов, впрочем, он мог выйти на пенсию и по возрасту. По данным пресс-службы МВД по РТ, службу в полиции он покинул лишь в ноябре 2015 года. По сведениям СМИ, в ранге майора.
Председатель общероссийской спортивной общественной организации «Региональная спортивная общественная организация — федерация практической стрельбы Республики Татарстан» Андрей Чуркин служил в МВД в одном подразделении с Сергеем Ивановым, однако отзывается о нем без восторга. «Служил он со мной недолго и ничем выдающимся себя не проявил», — ответил Чуркин в разговоре с «БИЗНЕС Online», отказавшись назвать подразделение. По его словам, о стрелковом клубе Иванова ему ничего не известно, однако возможной причиной перестрелки могли стать «разногласия на коммерческой почве». По данным собеседника издания, оба Ивановых — отец Сергей и сын Максим — участвовали в стрелковых соревнованиях, которые проводили федерация РФ и РТ, однако успехов на них не показали. Чуркин знаком и с Максимом Ивановым, по его словам, тот после армии работал в оружейном магазине в Азино, после чего организовал свой клуб.
Сын Иванова действительно числился директором и соучредителем стрелкового клуба «Карабин», зарегистрированного в Казани в одной из квартир на улице Даурской. Судя по выложенным на странице клуба в соцсетях фото, работал он именно в Мирном, где располагается стрельбище ФСО «Динамо» — крупнейшее в Татарстане, именно там занимаются сотрудники МВД по РТ. Судя по информации на странице, буквально осенью прошлого года там был оборудовал новый тир под открытым небом, сообщалось о планах построить и закрытый. На фото запечатлены, в частности, тренировки спецназа ВВ и МВД. «Будет более 30 направлений для практической стрельбы», — хвастался Максим Иванов. Словом, планы были весьма обширные, да и деньги вкладывались, по всей видимости, немалые. Однако есть информация, что стрельбище клубу не принадлежало: «Полигон строило «Динамо», а «Карабин» его собирался арендовать, но, видимо, из-за заскоков отца что-то не срослось, — отметил один из участников клуба. — Максим лишь упоминал, что к лету должны закончить и можно будет постоянно там тренироваться».
Отец Максима, по разным сведениям, то ли руководил стрельбищем «Динамо», то ли просто проводил там платные инструктажи. Однако, как говорят, он неплохо зарабатывал на продаже оружия клиентам. Сам он был увлечен этой сферой до фанатизма, был заядлым коллекционером оружия. С другой стороны, по словам собеседника «БИЗНЕС Online», Иванов-старший только планировал создать свой оружейный магазин, однако вряд ли успел получить на него официальное разрешение.
Юрлицо у клуба «Карабин» появилось только в январе прошлого года. Самое интересное, что помимо Иванова и Морозова Дамира Олеговича среди учредителей числился Кирилл Чепуштанов — сын экс-главы УФМС РФ по РТ Сергея Чепуштанова. Близкое знакомство и совместный бизнес Иванова и Чепуштанова легко объяснимо, ведь в 2003 - 2009 годах, до того как возглавить миграционную службу, последний возглавлял то самое УСБ МВД по РТ, где не на последних ролях служил Иванов. Однако в феврале прошлого года Кирилл Чепуштанов погиб в ДТП под Казанью, а его отец в середине мая прошлого года скончался от ранения, полученного на праздновании своего дня рождения.
Сергей Чепуштанов |
Что касается замдиректора базы Шакирзянова, конфликт с которым послужил причиной перестрелки, то он, судя по всему, был весьма доверенным лицом нынешнего руководства МВД по РТ. Дело в том, что Шакирзянов возглавлял целую серию благотворительных организаций — благотворительный фонд помощи детям и взрослым «Дарить надежду», фонд «Булыш», фонд «Хезмэт», фонд ветеранов ОВД и ВВ РТ, фонд «Калкан», а также АНО «Спортивный центр «Динамо». Словом, он контролировал внебюджетные финансовые потоки, связанные с полицией. За исключением последней организации, соучредителями Шакирзянова в фондах были Евгений Гатцук и Ирек Хисамиев.
Повлияла ли гибель друга и высокого покровителя Иванова на положение его бизнеса в Мирном, сказать трудно. По некоторым сведениям, на базе в принципе в последнее время идут серьезные пертурбации, связанные с ее предстоящей модернизацией к чемпионату мира по футболу. Согласно другой версии, стрельбище передается из ведения МВД по РТ под крыло вновь создаваемой структуры — нацгвардии. Так или иначе, по данным наших источников, буквально за несколько дней до трагических событий Иванову и его бизнесу указали на дверь. Накануне он как раз должен был вывезти имущество. Вопрос о его уходе с базы, по нашим сведениям, решался не на уровне Шакирзянова, но, вполне может быть, он этому способствовал. Как именно вспыхнула ссора, планировал ли Иванов бойню заранее, или она произошла спонтанно, пока можно только догадываться.
Однако какие бы бизнес-неудачи не стряслись с Ивановым, ясно, что для нормального и адекватного человека это не повод устраивать стрельбу в стиле голливудского боевика. Поэтому высокопоставленные источники «БИЗНЕС Online» все же придерживаются версии, что главной причиной трагедии стало расстройство психики контуженного ветерана, которое могло обостриться по тем или иным причинам. В этом же ключе отреагировал на случившееся президент РТ Рустам Минниханов, который собрал координационное совещания с правоохранительными органами республики в Доме правительства РТ. Как передает пресс-служба главы республики, он поручил силовым ведомствам уделить особое внимание работе с сотрудниками, проходившими службу в горячих точках. «Всем должна быть своевременно оказана необходимая социально-психологическая помощь, предусмотрены иные реабилитационные мероприятия, что позволило бы помочь вернувшимся из зон боевых действий адаптироваться к реалиям гражданской жизни», — отметил президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 278