Машиностроение 
27.04.2016

Чрезмерная зависимость КАМАЗа от государства разочаровала Moody’s

Рейтинг челнинского автогиганта понижен до B1 c негативным прогнозом на фоне продления режима неполного рабочего дня

Рейтинговое агентство Moody’s Investors Service накануне пересмотрело рейтинги ПАО «КАМАЗ». Корпоративный рейтинг предприятия был понижен с Ва3 до В1, прогноз «негативный». На этот шаг агентство пошло в первую очередь из-за снижения кредитоспособности компании. Что еще международные эксперты вменили челнинскому автопроизводителю, разбирался «БИЗНЕС Online».

Еще в марте Сергей Когогин отметил, что «весившие» 95 млрд. рублей планы модернизации ныне перевалили «уже далеко за 200 млрд. рублей» Еще в марте Сергей Когогин отметил, что «весившие» 95 млрд. рублей планы модернизации ныне перевалили «уже далеко за 200 млрд. рублей» (фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»)

ПРОТИВ КАМАЗА — РЫНОК...

Последние новости с челнинского автогиганта нельзя назвать оптимистичными. Сегодня «Ведомости» сообщили, что КАМАЗ продлил на полгода режим неполного рабочего времени, в котором компания живет уже два года. А накануне рейтинговое агентство Moody's Investors Service понизило рейтинги ПАО «КАМАЗ». Корпоративный рейтинг челнинского автозавода был снижен с Ва3 до В1, прогноз «негативный». Если перевести на простой язык, то облигации КАМАЗа, которые и так были «неинвестиционного уровня» (спекулятивными), стали «высоко спекулятивными», то есть пока за критическую отметку они не перешли.

Напомним, что в марте 2015 года Moody's понизило рейтинг КАМАЗа также на одну ступень с Ba2 до Ba3. А 10 марта текущего года агентство поставило на пересмотр 13 российских компаний, включая КАМАЗ.

Чем обосновывают свое решение эксперты агентства? В первую очередь снижением кредитоспособности автогиганта, обусловленным ухудшением ситуации на рынке грузовых автомобилей — он просел на 42% в 2015 году после падения на 25% в 2014 году. Напомним, что продажи лидера российского рынка в натуральном выражении в прошлом году просели на 30,5% до 22,6 тыс. машин. Компания отметила, что совокупный объем рынка грузовиков полной массой 14 - 40 т составил 38,7 тыс. единиц, ужавшись на 45,1% по сравнению с предыдущим годом. При этом доля КАМАЗа по итогам года в этом сегменте достигла 57,6% против 45,6% в 2014 году. О том, как сжимался рынок грузовых авто в 2012 - 2015 годах, мы уже рассказывали.

По итогам прошлого года выручка компании сократилась на 17% до 86,7 млрд. рублей, а чистый убыток вырос в 7,8 раза до 3,3 млрд. рублей. Это худший результат за последние 6 лет. До этого чистый убыток в 6,9 млрд. рублей КАМАЗ — правда, как группа компаний — получил в 2009 году. Для справки: по итогам трех кварталов КАМАЗ был в минусе на 2 млрд., а его выручка составляла 52,7 млрд. рублей. В общем, четвертый квартал для челнинцев выдался, мягко говоря, противоречивым: они заметно нарастили обороты, но убытки компании в сравнении с итогом 9 месяцев 2015 года взлетели более чем в полтора раза.

... ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ

Кроме того, в пресс-релизе агентства отмечается, что денежные потоки КАМАЗа ослабли (по всей видимости, в пересчете на твердую валюту) за счет снижения курса рубля в 2014 - 2015 годах. С другой стороны, это привело к удорожанию отдельных компонентов, которые номинированы в инвалюте. В результате компания сосредоточилась на усилиях по перекладыванию возросших издержек на покупателей.

Мы в своих обзорах уже отмечали, что слабый рубль только на первый взгляд дал козыри в руки челнинских автомастеров, став естественным препятствием на пути китайского импорта и подспорьем для замещения отдельных европейских моделей. В итоге все сложилось иначе. Из-за необходимости закупать импортное оборудование, в частности, те же линии для окраски кабин, существенно подорожала и инвестиционная программа КАМАЗа, оцениваемая в $3 миллиарда. Как рассказал в марте сам Сергей Когогин, «весившие» 95 млрд. рублей планы модернизации ныне перевалили «уже далеко за 200 миллиардов рублей».

Вдобавок пришлось переплачивать за импортные комплектующие для тех же новеньких тягачей. О том, что за это время случилось с внутренним спросом, который является определяющим для КАМАЗа, лишний раз напоминать не будем.

По итогам прошлого года выручка компании сократилась на 17% до 86,7 млрд. рублей, а чистый убыток вырос в 7,8 раза до 3,3 млрд. рублей. Это худший результат за последние 6 лет. По итогам прошлого года выручка КАМАЗа сократилась на 17% до 86,7 млрд. рублей, а чистый убыток вырос в 7,8 раза до 3,3 млрд. рублей. Это худший результат за последние 6 лет (фото: kamaz.ru)

... И РОСТ КРЕДИТНОЙ НАГРУЗКИ

Также агентство отмечает размещение двух выпусков бондов с госгарантией по 5 млрд. рублей каждый в августе и декабре 2015 года.

Мы указывали, что выплачиваемые КАМАЗом процентные платежи выросли на 935 млн. рублей до 2,4 млрд. рублей в 2015 году. Впрочем, часть «перерасхода» была покрыта ростом процентных поступлений на 401 млн. рублей. Разумеется, для роста затрат по обслуживанию займов были веские основания. Кредитный портфель КАМАЗа за 12 месяцев вырос на 13,3 млрд. рублей до 38,5 млрд. рублей по состоянию на 31 декабря 2015 года. Компания привлекала кредитные линии Сбербанка, Промсвязьбанка, АБ «Россия», Акибанка, банка «Зенит», Запсибкомбанка и ВТБ.

Помимо этого в прошлом году челнинцы разместили облигации суммарно на 15 млрд. рублей, в том числе, как уже говорилось, 10 млрд. с госгарантией. В составе краткосрочных заемных средств компании также отражены облигации на предъявителя серии БО-5 на 2 млрд. рублей. А в составе долгосрочных — задолженность перед минфином РФ по мировому соглашению от 7 декабря 2005 года со сроком погашения 29 декабря 2034 года. Причем в декабре 2015 года стороны заключили дополнительное соглашение, которым предусмотрено исполнение обязательств, номинированных в японских иенах, в российской валюте по фиксированному курсу японской иены к российскому рублю. Что облегчило старый «японский долг» сразу на 40%.

Эксперты Moody's подчеркивают, что правительство готово гарантировать бонды на общую сумму 35 млрд. рублей, и КАМАЗ полностью выберет этот лимит в 2016 - 2017 годах. При этом в агентстве не сомневаются, что именно гарантированные государством и полученные от государства займы будут превалировать в кредитном портфеле КАМАЗа. Аналитики поясняют, что негативный прогноз отражает находящееся под давлением качество КАМАЗа как заемщика и негативный прогноз по суверенному рейтингу России. Агентство полагает, что дальнейшее ухудшение деловой среды и сжатие российского рынка грузовиков приведут к ослаблению показателей КАМАЗа.

Владимир Путин гарантировал поддержку КАМАЗу, несмотря на все сложности в экономике Владимир Путин гарантировал поддержку КАМАЗу, несмотря на все сложности в экономике (фото: ©Алексей Никольский, РИА «Новости»)

СИЛА И СЛАБОСТЬ — В ГОСПОДДЕРЖКЕ

Что может еще ухудшить рейтинг КАМАЗа? В сообщении Moody's говорится, что он будет понижен в случае снижения суверенного рейтинга РФ; если рынок грузовиков не восстановится или если правительство вдруг ограничит беспрецедентную поддержку предприятия.

Первый вариант вполне возможен при ухудшении конъюнктуры на рынке нефти и неудачных действиях в экономической политике. Второй тесно связан с первым, так как на фоне ухудшения рыночной обстановки будут урезаны инвестпрограммы, а значит, и спрос на грузовики. А вот в третьем варианте предположения аналитиков натыкаются на обещание президента РФ Владимира Путина, который гарантировал поддержку предприятия, несмотря на все сложности в экономике.

Словом, главный фактор силы, он же фактор слабости — чрезмерная зависимость от поддержки правительства, утверждает Moody's. Хотя, по мнению руководителя пресс-службы КАМАЗА Олега Афанасьева гигантская поддержка завода — это миф.

В заключение можно добавить, что с точки зрения оборотов КАМАЗ в первом квартале текущего года, похоже, нащупал дно и увеличил выручку на четверть. Однако итог трех месяцев в виде рекордного чистого убытка в 2,2 млрд. рублей действительно способен поколебать веру в кредитоспособность предприятия на рыночных условиях. И если КАМАЗ продолжит в том же духе, то негативный прогноз Moody's может и оправдаться.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.04.2016 12:25

    Неполного рабочего ДНЯ??? Это как? По полсмены будут работать, что ли? Или всё-таки речь о неполной рабочей неделе?

  • Анонимно
    27.04.2016 12:29

    Беспрецедентая поддержка предприятия правительством? Это вы о чем???

    • Анонимно
      27.04.2016 13:09

      о вливаемых млрд через разные механизмы субсидирования. "плеснули" пары ярдов, освоили, еще давайте)))

  • Анонимно
    27.04.2016 12:43

    А не ровно ли нам на эти прогнозы? иностранцам камаз и так продавать не собирались. А для чего он еще нужен, этот рейтинг?

    • Анонимно
      27.04.2016 12:58

      Рейтинг при сотрудничестве и заключении долгосрочных ддоговоров будет поважнее побед на Дакаре

      • Анонимно
        27.04.2016 13:18

        Договоров с кем, простите? С российскими компаниями? Фиолетово им на рейтинг. С иностранными - они, если и будут с русскими контракты заключать, наклав на санкции, то лишь преследуя собственные интересы - вход на рынок РФ, например, либо преференции, как местным производителям.

      • Анонимно
        27.04.2016 13:22

        Совершенно правильно, те кто ни экономически ни стратегически не вникает тому и прогнозы брешью кажутся

  • Анонимно
    27.04.2016 13:30

    Камаз похож на Титаник, но с дыркой на борту уже

  • Анонимно
    27.04.2016 13:33

    Продавцам надо цены поднимать на машины, как это не моргнув глазом цинично сделали шинники,переработчики химии, металлурги( проплакавшись правительству), ссылаясь на экспортные цены и прочее.,НАДО поднимать, а то так будут убытки постоянно

  • Анонимно
    27.04.2016 13:35

    я так понимаю камаз понемногу умирает и тянет за собой всю страну которая должна его поддерживать он ведь и строился только из расчета на министерство обороны и идущие в то время гигантские стройки пятилеток газопроводы нефтепроводы бам то есть н7а гарантированного потребителя финансируемого из центрального союзного бюджета который был тогда полон деньгами за счет продажи нефти газа сейчас бюджет усох и покупать стало некомучастные фирмы предпочитают б/у импортные они удобнее и надежнее

    • Анонимно
      27.04.2016 14:03

      Какая прелесть, наконец-то найден тот якорь, который всю страну тянет к смерти. Спасибо вам.

      • Анонимно
        27.04.2016 14:40

        по стране таких якорей воз и маленькая тележка возьмите авиационный завод тольятинский ваз мичел

        • Анонимно
          27.04.2016 16:26

          О чем вы? Зачем якорь судну, которое и так лежит на дне?

          • Анонимно
            27.04.2016 16:40

            вы все ничего не понимаете в кораблестроении. Россия- это подводная лодка.

    • Анонимно
      27.04.2016 14:21

      Камаз начинался как завод гражданских грузовиков, военные в основном катались на капотных КРаЗах и Уралах. А причина в противоминной устойчивости. При наезде переднего колеса на мину водитель капотного грузовика отделывался контузией или легкими ранениями, а взрыв под передним колесом бескапотника практически гарантированно отправлял водителя к праотцам.

      • Анонимно
        27.04.2016 15:10

        у ссср была политика построения коммунизма во всем мире даже при помощи вооруженной интервенции своим коммунистическим братьям во всем мире ну как в чехословакии в 1968г для этого нужна была большая мобильность армии для передислокации войск и доставки боеприпасов и аммуниции из других регионов по дорогам где не было диверсантов но где невозможэны были большие нагрузки на ось поэтому развивалась тяжелая транспортная авиация антеи руслааны тяжелые вертолеты мобильные ударные танковые группировки и вот камазы с тремя осями

        • Анонимно
          28.04.2016 10:22

          В условиях войсковой операции (пусть даже в "заблуждающейся" стране-сателлите) нагрузки на ось никого не волнуют. Больше проблем от мостов и прочих путепроводов, которые могут быть не расчитаны на 40 с лишним тонн Т-72. Переброска же тяжелой техники воздухом требует полного контроля хотя бы над одной ВПП т.к. достаточно выгнать на нее несколько грузовиков и самолет приземлиться не сможет.
          Возможность диверсии в т.ч. установки мин и фугасов военнными не отметалась никогда т.к. вероятность того, что сочуствующие "изменникам" страны переправили восставшим оружие не равна нулю.

    • Анонимно
      27.04.2016 14:26

      Тогда все так строилось. Частников-покупателей грузовых автомобилей не было.

  • ПанАлекс
    27.04.2016 13:44

    КАМАЗ живет только за счет кредитов и "бондов", большинство из которых под гарантии Правительства РФ. При этом не видно никакой перспективы к их возврату! Просто проедаются! По сути эти 35 млрд.р. госгарантий и есть прямая поддержка государства, которая может закончится уже в 2016! А без госгарантий такие кредиты КАМАЗу никто не даст. Уже через год КАМАЗ может уже быть неплатежеспособен и его долги по кредитам с госгарантиями придется оплачивать фед. бюджету. Моодис как раз и уточняет, что проценты то КАМАЗ потянет, а вот (около)мусорные рейтинги России, КАМАЗа, проблемы бюджета РФ и прочие причины могут заставить кредиторов предъявить долговые обязательства к досрочному погашению, и, как следствие, банкротство...

    • Анонимно
      27.04.2016 14:04

      Бонд, Джеймс Бонд - спаситель камаза. За мой счёт он и живёт!

    • Анонимно
      27.04.2016 14:34

      Ну Вы же сами не верите в такой вариант развития событий, не так ли?))) Вы же умный человек. Ни в какой параллельной вселенной, пока есть оборонзаказ, не будет добра от государства на банкротство камаза.

    • Анонимно
      27.04.2016 14:35

      Сколько лет хороните заводик то?

      • Анонимно
        27.04.2016 15:50

        С 93-го года говорит. Как с ПРЗ его турнули - так и пророчит

    • Анонимно
      27.04.2016 14:45

      и произойдет то что еще в 90х годах предлагало сделать правительство рт распродать оборудование но министерство обороны рф не позволило и взяло груз дотаций на кошт федерального правительства а республика благополучно вышла из учредителей камаза получив крупную сумму денег от федерального правительства теперь уже и у федералов не хватает сил тащить камаз а даймлеру он не нужен даймлеру нужны какие то производства на камазе я думаю заготовительные

  • Анонимно
    27.04.2016 14:03

    Налетели пессимисты))

  • Анонимно
    27.04.2016 14:11

    Когогина давно уже пора уволить.
    КАМАЗ уже лет 10 туда-сюда переваливается не смотря на гос.вливания и поддержку, а Когогин все богатеет и в ус не дует.

    • Анонимно
      27.04.2016 14:35

      Хотите предложить альтернативу? Чтобы сюда-туда переваливался?

    • Анонимно
      27.04.2016 14:36

      Идёт Камаз качается, вздыхает на ходу, а комментатор пишет ерунду

      • Анонимно
        27.04.2016 15:04

        я бы написал так идет камаз качается вздыхает на ходу ох бюджет кончается сейчас я упаду

    • Анонимно
      27.04.2016 14:48

      ага, и тебя поставить камазом руководить)) диванный эксперт))

      • Анонимно
        27.04.2016 17:06

        14.48.ну хватит уж истерические глупые ответы посылать на даже очень дельные комментарии. Все ваши ответы типа "сам дурак" первоклассника. Афанвсьев. Ну уж научите своих грамотно и по существу отвечать на комментарии.

        • Анонимно
          27.04.2016 17:52

          Только после Вас) Как только появятся грамотные и существенные комментарии.

          • Анонимно
            27.04.2016 18:42

            У вас на все комментарии ответы - "все дураки, а мы "честно и справедливо" расскажем про все новости. А вот когда честно и по факту комментарии - вы типа "свинья в апельсинах" - всякий "марсианский" лепет..

            • Анонимно
              28.04.2016 08:17

              Спасибо за лестный отзыв)

              • Анонимно
                28.04.2016 17:55

                Хорошо, что поняли - то что от вас исходит "марсианский лепет", т.е вы говорите и пишите совсем не понятные и просто смешные фразы.

              • Анонимно
                28.04.2016 18:00

                +1000. Вот у тех, у кого одни слюни, сейчас любыми способами и средствами урвать. А что КАМАЗ помрет им "как до Луны".

  • Анонимно
    27.04.2016 14:39

    Правительству РТ,"КамАз" словно яйцо страуса на шее.Оно крупное,но тяжёлое.Всё тело тянет вниз.Отстраивать бы заново,деревни откуда приехали ныне ставшие челнинцами,и потихоньку переселять обратно.За государственный счёт.Увеличение численности сельского населения приведёт к оттоку из города-монстра.Сохранится же население.Безработица ведёт к наркомании,пьянству,безысходности.

    • Анонимно
      27.04.2016 16:35

      Яйцо страуса. На шее. У меня богатое воображение. Как теперь ЭТО развидеть???? У вас очень богатый жизненный опыт, тяжело пришлось, не поспоришь.

    • Анонимно
      27.04.2016 16:39

      За такое "яйцо" любой глава региона душу продаст. Миллиарды в ВВП республики, десятки тысяч рабочих мест - яичко золотое.

      • Анонимно
        27.04.2016 17:09

        Золотое яичко только у расхитителей-командиров.У остальных синее.

  • Анонимно
    27.04.2016 14:56

    Продажи на Украине накрылись медным тазом. Ну и что? Зато Крым наш.

  • Анонимно
    27.04.2016 15:01

    Да поменяют не переживайте, ни что и ни кто не бывает вечно. Уже 14 лет , с 2002 г, ещё лет 5 и все будет нормально.

  • ПанАлекс
    27.04.2016 15:07

    Оборонзаказ отделили от КАМАЗа. Для того и Путин приезжал, чтобы утвердить окончательный раздел (та часть КАМАЗа, что связана с оборонкой может попасть под санкции). Сам же КАМАЗ отдадут иностранному "инвестору". Но почему то эти "инвесторы" патриоты своей страны, а не России!
    А пока КАМАЗ за 1 год проел 35 млрд. кредитов! На текущие нужды и недомодернизацию. На настоящую модернизацию тут написано надо 200 млрд.р.

  • Анонимно
    27.04.2016 15:13

    Когогин за все годы правления так и не смог создать новый камаз. Взяли у немцев мерседес переделали шильдик на камаз и на это все. Это что разработка? это просто сборка!!!!

    • Анонимно
      27.04.2016 16:37

      Кабина от Мерса. Кабина! Или для тебя - это и значит - весь грузовик?

      • Анонимно
        27.04.2016 19:00

        Кроме кабины, у последней линейки тягачей шоссейных КАМАЗ (5490), движки от мерседеса, задний мост от мерседеса, коробка импортная ZF. От камаза только рама.

        • Анонимно
          27.04.2016 22:10

          Это же классно. Главное потом не жалуются пусть покупатели что в обслуге как мерс обходится.

      • Анонимно
        27.04.2016 22:11

        а своя обещанная кабина где?

  • Анонимно
    27.04.2016 15:20

    Когогина в отставку!!!
    Летает на собственном самолете,получает в кризис зарплату миллионы (это только официальные "чистые" данные)и ничего не сделал и не делает.
    А предприятие на грани банкротства,если бы не государство камаз бы давно загнулся.

    • Анонимно
      27.04.2016 17:54

      Если бы не государство, у нас бы все загнулись. Или прогнулись, как некоторые здесь комментаторы.

  • Анонимно
    27.04.2016 15:21

    Единственный путь спасения- это национализация.

    • Анонимно
      27.04.2016 16:02

      В том числе с проверкой доходов главных менеджеров - проверить за счет чего они стали олигархами, придя на завод обыкновенными чиновниками: умственные способности, таланты руководителя или повальное воровство, и переписывания ликвидных активов на жену.

  • Анонимно
    27.04.2016 15:44

    Вся тяжелая промышленность должна быть оборонной. Для населения она должна выпускать кастрюли и гантели.

  • Анонимно
    27.04.2016 15:53

    Достали уже со своей гос.поддержкой!
    У предприятия есть конкретные собственники на Кипре. Пусть ищут инвестиции сами, в том числе на модернизацию! А то, поддержку им из казны, а прибыль (в том числе и от спекуляцией акциями) в карманы...

  • Анонимно
    27.04.2016 16:38

    эти рейтинговые конторы, они ж на интересы запада работают, кто их вообще здесь слушает?

  • Анонимно
    27.04.2016 16:39

    Это эхо Панамского скандала

  • Анонимно
    27.04.2016 17:19

    У КАМАЗа как и любого предприятия, есть места, требующие совершенствования. Но есть вещь, которя прощает их - предприятие занимается ПРОИЗВОДСТВОМ. Чего так мало в либерально-чубайсовской России (даже до сих пор и не путинской). Да, с креативом, инициативой на КАМАЗе есть напряги, т.к. предприятие находится в переходной фазе от феодально-капиталистической стадии к индустриальной. Но шансы есть, что креатив появится и предприятие быстро перейдет не в индустриальную стадию, а постиндустриальную, если под этим понимать нацеленность на конкуренцию, задействование инициативы и заинтересованности работников, перемещение акцента с процесса производства на достижение РЕЗУЛЬТАТА. Этого еще нет, хотя, на первый взгляд, руководством часто декларируется именно нацеленность на результат. Пора уходить от устаревших в настоящее время представлений о капиталистическом предприятии, соответствующего временам Ленина и Генри Форда. Смелее, КАМАЗ с креативностью и демократизацией! Есть смысл изучить и применить опыт картонно-бумажного комбината им.Титова в плане наделения паями работников предприятия. Без изменения организации труда и капитала, предприятие не сможет держать высокую планку и обеспечивать конкурентоспособность. А рейтинги, это меньшее, что должно тревожить, т.к. они не корректны и не учитывают десятки важных факторов.

  • Анонимно
    27.04.2016 20:43

    Ах как много в России вредителей. КАМАЗ им не по душе . То руководители плохие. Только они такие умные.

  • Анонимно
    28.04.2016 09:34

    Прям душа радуется, когда смотришь сколько прекрасных, чесьных, открытых людей в нашей необъятной, которые так сильно переживают за Русь-матушку, не щадя живота своего пишут мнение своё ценное и веское. Ей богу, на глаза слезы умиления наворачиваются. Или это от лука, не уверен.

  • Анонимно
    28.04.2016 10:06

    Печально господа,что даже слов нет-одни слюни и буквы.Но ведь выход всё равно должен быть.Вопрос:где он этот выход?Самое интересное вот что,если КАМАз помрёт в муках совести и не совести,тогда город в более чем полмиллиона населения,просто сдохнет.Нет в нашем городе,да и близлежащих пригородах больше ни одного градообразуещего предприятия.Всё прозводство в городе и пригороде завязано строго на КАМАзе.Другой альтернативы просто нет.

  • Анонимно
    11.05.2016 11:07

    каждый работникКАМАЗа вмомент акционирования получил акции. потом без их ведома и наделения акциями выпустили миллионы акций. просто помножили на 0.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль