Бизнес 
24.05.2016

Как команда Роберта Мусина довела экс-директора DOMO до финансового управляющего

Бизнесмену, управлявшему миллиардными оборотами, аукнулся долг 9-летней давности всего в 5 млн. рублей

В результате судебных разбирательств экс-партнеров бизнес-группы DOMO на банкротные рельсы встал известный татарстанский предприниматель Антон Сайфутдинов. Суд признал, что он не может заплатить 4,9 млн. рублей, которые занял в Татфондбанке на строительство дома еще в 2007 году, и ввел в отношении него процедуру реструктуризации долгов. В беседе с «БИЗНЕС Online» Сайфутдинов назвал ситуацию внутренним корпоративным спором с ТФБ и выразил надежду на мирный исход.

Создатель и бывший совладелец торговой сети DOMO Антон Сайфутдинов прошел путь от участия в создании в крупной бизнес-структуры и депутатсства до процедуры финансового оздоровления Создатель и бывший совладелец торговой сети DOMO Антон Сайфутдинов прошел путь от участия в создании крупной бизнес-структуры и депутатства до процедуры финансового оздоровления

ТАТФОНДБАНК БАНКРОТИТ СВОЕГО БЫВШЕГО ТОП-МЕНЕДЖЕРА

Создатель и бывший совладелец торговой сети DOMO Антон Сайфутдинов почти повторил путь Вагиза Мингазова и Рината Губайдуллина — от участия в создании крупной бизнес-структуры и депутатства до процедуры финансового оздоровления. 12 мая арбитражный суд Татарстана ввел в отношении предпринимателя процедуру реструктуризации долгов. Согласно закону Сайфутдинову назначили личного финансового управляющего, которым стал член союза арбитражных управляющих «Самосознание» Ильдар Халиков. Он получит опись имущества и доходов должника и составит подробный график выплат.

Истцом в судебном разбирательстве, которое продлилось 5 месяцев, неожиданно выступило ПАО «Татфондбанк», принадлежащее известному банкиру Роберту Мусину — давнему партнеру группы DOMO (он входил в состав акционеров ретейлера). Банк потребовал от Сайфутдинова вернуть кредит в 4,878 млн. рублей, из которых 4,568 млн. — сумма основного долга и 310 тыс. рублей неустойки. «Требования банка к А. Р. Сайфутдинову обусловлены наличием длительной непогашенной задолженности по его личным обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ТФБ.

Сайфутдинов на заседание суда не пришел. Представитель Татфондбанка Айрат Файзутдинов рассказал суду, что стороны попытались заключить мировое соглашение, однако выставленные банком условия не удовлетворили предпринимателя. Впрочем, как отметил судья Ильдар Нафиев, Сайфутдинов, согласно закону, представил полную справку о доходах и имеющемся имуществе, а также копию трудовой книжки. Размер доходов и имущества ответчика на заседании раскрывать не стали. В результате судья признал заявление Татфондбанка обоснованным и ввел в отношении Сайфутдинова процедуру банкротства и реструктуризации долга. Следующее заседание по рассмотрению дела назначили на 14 июля.

Судя по всему, банк не считает судебную победу особым достижением, рассматривая ее скорее как текущий юридический процесс. «Вынесение судебного акта о введении соответствующей процедуры несостоятельности в отношении А. Р. Сайфутдинова лишь подтверждение обоснованности предъявленных банком требований, — прокомментировали событие в пресс-службе Татфондбанка. — Процедура банкротства является достаточно длительным процессом, и введение процедуры реструктуризации — это самое начало, поэтому говорить об удовлетворенности пока преждевременно».

DOMO активно развивался не только в Татарстане, но и за пределами республики DOMO активно развивался не только в Татарстане, но и за пределами республики

ПУТЬ ОТ ХОЛОДИЛЬНИКОВ И КОМПЬЮТЕРОВ ДО КИТАЙСКОЙ ОДЕЖДЫ И ДЕПУТАТСКОГО ЗНАЧКА

Напомним, 48-летний Сайфутдинов широко известен бизнес-общественности Татарстана как бывший гендиректор торговой сети бытовой техники и электроники DOMO, а также магазинов «Книжный двор». DOMO активно развивался не только в Татарстане, но и за пределами республики. В 2006 году ЗАО «Торговая компания DOMO» принадлежало 73 магазина бытовой техники и электроники в 48 городах Поволжья, Урала и Сибири, а также сеть салонов автотюнинга «Аудиомастер». После кризиса 2008 года сеть значительно ужалась по площадям — сейчас DOMO представлен в 31 городе Поволжья, большая часть торговли ушла в интернет-магазин.

Считается, что сеть DOMO всегда была близка к группе ТФБ и изначально контролировалась пулом собственников, ключевую роль среди которых играли Мусин, директор «Спартака» Райхат Гарипов, Сайфутдинов и его партнер Эдуард Зиганшин. Позже состав акционеров и управленческая команда казанской группы несколько раз кардинально менялась в сторону усиления роли Мусина. Сайфутдинов покинул проект в 2009 году, передав свою долю акций партнерам.

После ухода из DOMO в 2009 году предприниматель создал несколько бизнесов, самым громким и амбициозным из которых стал проект торгового комплекса «Шелковый путь» в Набережных Челнах. Он изначально планировался как масштабная площадка для татарстанско-китайского сотрудничества. Как рассказывал «БИЗНЕС Online» Сайфутдинов, в торгово-ярмарочном комплексе на 300 мест должны были продавать одежду по цене в 1,5 - 2 раза ниже рыночной. Несмотря на изначальное сопротивление местных властей, комплекс все-таки открылся в 2014 году. Прежде же в ходе конфликта выяснилось, что земля под ним была формально предназначена под другие нужды. В апреле-марте прошлого года Сайфутдинов передал этот бизнес владельцу компании «ЕвроГрупп» Алексею Миронову и вышел из проекта.

В 2009 - 2014 годах Сайфутдинов был депутатом от «Единой России» в составе четвертого созыва Госсовета РТ, но на пятый созыв не выдвигался. Сейчас Сайфутдинов работает вице-президентом по развитию московской компании «ААЦ-Инвест», которая занимается консалтингом в области розничной торговли.

Считается, что сеть DOMO всегда была близка к группе ТФБ и изначально контролировалась пулом собственников, ключевую роль среди которых играл в том числе Роберт Мусин Считается, что сеть DOMO всегда была близка к группе ТФБ и изначально контролировалась пулом собственников, ключевую роль среди которых играл в том числе Роберт Мусин

«НЕ ЗАТРУДНЯЕТ И НЕ ОБЛЕГЧАЕТ ПОЛОЖЕНИЕ»

Как объяснил «БИЗНЕС Online» сам предприниматель, яблоком раздора в споре с Татфондбанком стал кредит на 8 млн. рублей, выданный ему еще в 2007 году. Тогда деньги понадобились на личные нужды — строительство дома. За это время он погасил почти половину долга, а остальное — не смог. Попытки договориться с банком мирным путем ни к чему не привели. «Они сказали — плати сразу миллион-полтора, тогда мы отзовем [иск]. Я не смог их внести», — объяснил Сайфутдинов.

Предприниматель не скрывает, что на исход судебного дела повлиял «внутренний корпоративный спор» с руководством Татфондбанка в бытность его гендиректором DOMO. По его словам, существовала договоренность закрыть злополучный кредит за счет переданной доли (именно так был закрыт похожий кредит другого экс-совладаельца ДОМО Зиганшина), однако этого сделано не было (Сайфутдинов считает, что это связано со сменой менеджмента банка — нынешняя команда просто не в курсе или не хочет знать те договоренности, что были достигнуты ранее). Кредитный договор остался действующим.

Сам он не против процедуры финансового оздоровления, хотя и отмечает, что клеймо потенциального банкротства неизбежно сказывается на предпринимательской репутации. «Я уже пытался договориться, но раз уж получилась такая ситуация, она и не затрудняет, и не облегчает [положение] — я принимаю это как некую данность. Готов двигаться дальше», — сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Сайфутдинов.

По его мнению, процедура банкротства физического лица сейчас активно используется банками как один из инструментов дополнительного давления, в основном из-за того, что закон о банкротстве физлиц дает право оспорить имущественные сделки должника трехгодичной давности. «Это чисто внутренняя корпоративная проблема, которая вышла, к сожалению, в судебное русло», — констатировал Сайфутдинов. Он тем не менее рассчитывает на мирный исход дела и уверен, что до принудительной распродажи имущества дело не дойдет. Тем более что, как известно, за последние 5 месяцев, что прошли с момента подачи суда, в руководстве ТФБ произошла кадровая перестановка: предыдущий предправления Марат Загидуллин (именно его источник в окружении Сайфутдинова считает инициатором иска — Загидуллин, как известно, пришел в банк из управляющей компании ТФБ и специализировался как раз на судах, возврате долгов и реструктуризации бизнесов) покинул Казань, чтобы возглавить петербургский банк «Советский» для санации.

Марат Загидуллин, предполагаемый инициатор иска, пришел в банк из управляющей компании ТФБ и специализирвался как раз на судах, возрате долгов и реструктуризации бизнесов Марат Загидуллин, предполагаемый инициатор иска, пришел в банк из управляющей компании ТФБ и специализирвался как раз на судах, возврате долгов и реструктуризации бизнесов

«ЗАКОН НАПРАВЛЕН НА ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КАК МИНГАЗОВ»

Вступивших в банкротную процедуру татарстанских предпринимателей становится больше чуть ли не еженедельно. «БИЗНЕС Online» уже составлял список крупнейших бизнесменов, над которыми нависла угроза несостоятельности: это управленцы из самых разных отраслей экономики, в основном пострадавших после кризиса 2008 года. Среди них аграрии, владельцы автосалонов, служб такси, банкиры, есть и промышленники. Немало персоналий близки татарстанским элитам: Губайдуллин, Мингазов, Иршат Минкин.

Татфондбанк — один из банков, наиболее активно использующих этот инструмент юридического давления на заемщиков в Татарстане после Сбербанка. Последний инициировал уже 19 разбирательств по признанию несостоятельными физлиц, Татфондбанк — 9.

Руководство Сбербанка меж тем утверждает, что не особо надеется на «физическое» банкротство для возвращения долгов. По мнению зампредседателя Волго-Вятского банка Сбербанка России, управляющего отделением «Банк Татарстан» Рушана Сахбиева, это работает как инструмент юридической процедуры, а не реального взыскания с кого бы то ни было. «Это все, как мне кажется, просто будит воображение обывателя гигантскими суммами, хотя все прекрасно понимают, что это все можно делать и в рамках исполнительного производства, — заметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Мы никогда не ставили на то, что банкротство физического лица будет основным инструментом для погашения задолженности. И вообще, этот закон был направлен именно на таких людей, как Мингазов, то есть людей, действительно попавших в сложное финансовое положение. Никаких громких дел мы не готовим и, естественно, не будем использовать этот инструмент при взыскании долга раньше, чем те, которые на сегодняшний день гораздо более эффективные», — пообещал банкир.

Предприятия: Татфондбанк
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (68) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.05.2016 08:16

    Мингазов в сложном положении? Ему можно было продать свои сараи на берегу Казанки,и закрыть долги.....Почему Александр Сергеев продавал свое имущество,что бы погасить задолжности? фамилия у него не та? Так с этого и надо было начинать....

  • Анонимно
    24.05.2016 08:21

    после таких дел и не хочется кредитоваться в ТФБ.

    • Анонимно
      24.05.2016 09:44

      Если есть риск не вернуть, то лучше нигде не кредитоваться.

  • Анонимно
    24.05.2016 08:22

    И Домо пойдет ко дну,нет сомнений....Как Белый ветер....И Тимер туда же....

    • Анонимно
      24.05.2016 09:45

      Домо в прибыли, кстати.

    • Анонимно
      24.05.2016 10:01

      Причем тут Тимер? У него же вроде даже капитал недавно подняли.

      • Анонимно
        24.05.2016 10:16

        Капитал,может быть и подняли,а лицензию на работу с ценными бумагами отняли....

        • Анонимно
          24.05.2016 10:28

          Если они это направление развивать не собираются, то глупо платить за лицензию. Избавились от пустых расходов. Разве неправильно?

          • Анонимно
            24.05.2016 11:15

            Нет,не правильно.....Игра с ценными бумагами рискованна....И,кажется,недавно писали,что этот банк потерял 3 миллиарда от этих игр......

            • Анонимно
              24.05.2016 12:35

              Для начала нужно усвоить, что Тимер не самостоятельный банк, а значит функция казначейства (управления ликвидностью) ушла в ТФБ.
              Второе, что очень важное, что понимается под операциями с ценными бумагами. Если это абсорбирование излишней ликвидности банка, а соответственно резервная ликвидность банка - это одно и бумаги соответствующие, а если это игра - то так же соответствующие бумаги.
              Естественно, что центр управления ликвидностью и зарабатывания на ценных бумагах теперь на ТФБ, людей уволить оставить одного человека, кто деньги в ТФБ будет брать, либо наоборот на ТФБ отдавать в случае излишней ликвидности и валютную позу затыкаить так же на ТФБ.
              Соответственно платить за лицензию и за обслуживание на бирже смысла нет, а соответственно персонал уволили (дилеров, трейдеров и обслуживающих их Бэк-офис и бухгалтерию)
              Это логичная ситуация, когда банк становится частью группы. И увольняется часть персонала, которая выполняла казначейские функции, з/п кстати у них не маленькие.

      • Анонимно
        24.05.2016 12:24

        Согласно информации, расположенной на сайте ЦБ РФ (http://cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=920000007) уставной капитал "Тимер Банка" увеличивался в июле 2014 года и составляет 1,8 млрд. рублей. Так что инфа про недавнее увеличение неверная. Писалось, что банк только собирается это предпринять. А когда это событие произойдет еще неизвестно

  • Анонимно
    24.05.2016 08:48

    Антон, терпения тебе и выдержки ! Знаем твою порядочность и доверчивость.

  • Анонимно
    24.05.2016 09:22

    всегда казалось, что для людей такого уровня 5 млн - сумма на карманные расходы

  • Анонимно
    24.05.2016 09:27

    Вот так быть бизнесменом в России, задушили, из всех проектов выдавили, ещё и должен остался.

    • Анонимно
      24.05.2016 09:53

      Неудивительно... С Мусиным итог один...

      • Анонимно
        24.05.2016 11:32

        Мусин - умный мужик. Кстати, часто помогает другим, и по бизнесу, и простым людям. Но если кто-то начинает вредить в бизнесе, он этого не терпит. Поэтому и возникают процессы.

        • Анонимно
          24.05.2016 13:31

          Финансист он нормальный - схемы рисовать умеет. Но управление бизнесом всё таки вещь немного иного умения требует.

          • Анонимно
            24.05.2016 18:45

            С этим там все норм.

            • Анонимно
              26.05.2016 06:10

              А по фактам получается наоборот: Белый ветер, Хитон, Пятерочка, проекты по недвижимости и т.д.....

              • Анонимно
                26.05.2016 09:00

                Судя по перечисленным
                компаниям, вы далеки от понимания структуры их собственности.

    • Анонимно
      24.05.2016 10:05

      Может где-то поперек пошел с чужими деньгами, тут уж спуску никто не даст. Хз, владеть информацией надо.

    • Анонимно
      24.05.2016 10:13

      Видимо не рассчитал силы, когда дом начал строить. Но зачем говорить, что бизнес душат? )

  • Анонимно
    24.05.2016 09:50

    DOMO еще жив? Среди ВСЕХ моих знакомых ни одного человека, который там что либо покупал

    • Анонимно
      24.05.2016 10:09

      Мы покупали тв. Цены обычные, как везде. Обслуживание нормальное. Ориентирован на людей с доходами не выше среднего, судя по линейке.

    • Анонимно
      24.05.2016 10:36

      есть магазин на Декабристов, у Тандема

    • Анонимно
      24.05.2016 11:41

      Рекламу их недавно видел. Интернет-магазин вроде есть.

  • Анонимно
    24.05.2016 09:52

    Согласна. Никаких социальных лифтов.

  • Анонимно
    24.05.2016 09:55

    Работал с А. Сайфутдиновым 5 лет. Создать такую большую компанию это много стоит. Сколько людей ему доверяли и верили в него. Жаль, что наша администрация душит таких "неугодных" предпринимателей.

    • Анонимно
      24.05.2016 10:16

      Администрация? Душит предпринимателей?
      Опять власти во всем виноваты?
      Если взял кредит на собственные нужны и не возвращает долг кто должен за него платить?
      Пустая болтовня.

  • Анонимно
    24.05.2016 10:03

    Что Сбер, что Татфонд - всё правильно делают. Все банки пойдут по этому пути. Ибо это деньги вкладчиков, которые нужно возвращать.

  • Анонимно
    24.05.2016 10:04

    Был на приеме у Антона перед кризисом 1998 года...Он тогда руководил магазинами фонда "Образование"....Один из магазинов должен был мне деньги.....Сайфутдинов честно мне сказал : Я Вам советую взять товаром.....Так и случилось....." Образование" рухнуло.....через пару недель....

  • Анонимно
    24.05.2016 10:08

    Магазины DOMO есть и в Ульяновской области.Вы хоть разбирались бы между собой,не стравливая нас.

  • Анонимно
    24.05.2016 10:14

    Что по Мингазову в итоге?

    • Анонимно
      24.05.2016 10:23

      А что по Мингазову......Своих не сдаем.....Летает по Казани в дорогущем кроссовере,и плевать хотел на все законы....С Дону,пардон,с Казанки выдачи нет......

    • Анонимно
      24.05.2016 10:35

      Мингазов проходит процедуру реструктуризации долгов. Подаст список собственного имущества, в котором ничего нет (все на семью записано), его обанкротят и имущество распродадут. Кредиторы получат копеечки, а Мингазов будет чист перед законом.

  • Анонимно
    24.05.2016 10:17

    Я бы на месте банков тоже самое делал. Не возвращаешь долги, значит нужно решать через суд.

  • Анонимно
    24.05.2016 10:40

    Я в ШОКЕ от слов Управляющего Сбером- у Мингазова трудное положение...он сам понял хоть что сказал?

  • Анонимно
    24.05.2016 10:41

    А вот интересно, если бы не власть, смог бы Мусин, хоть что то сам создать с нуля?

    • Анонимно
      24.05.2016 11:17

      Смог бы....Магазин открыл бы на колхозном рынке.....

      • Анонимно
        24.05.2016 15:11

        Да даже если б магазин. Многие с этого начинали. А сейчас в списки форбс входят. )

    • Анонимно
      24.05.2016 11:23

      Если во власть смог прийти, то и создать смог бы.

      • Анонимно
        24.05.2016 12:41

        Управлять реальным бизнесом и быть во власти совсем разные вещи. Уважаемый

        • Анонимно
          24.05.2016 18:46

          Если есть голова, человек везде нормально рулит. Примеров - масса.

  • Анонимно
    24.05.2016 11:08

    Вкладчик принес деньги в банк, банк выдал их в виде кредита. Кредит не возвращают. Что должен делать банк? Естественно, любыми путями возвращать их. Для чего закон-то принимали?

  • Анонимно
    24.05.2016 11:12

    Сначала банки будут эту процедуру проводить по крупным должникам, потом перейдут к более мелким. Других вариантов нет.

  • Анонимно
    24.05.2016 11:23

    А недвижка магазинов DOMO на ком числится? Когда ждем повторения схемы Белый Ветер Цифровой?
    Как показала жизнь, Александр ЛТД был прав - все недвижку вывел, сдает в аренду и в ус не дует

  • Анонимно
    24.05.2016 13:13

    Проработала вместе со старой командой DOMO и Антоном Сайфутдиновом 6 лет. Ничего кроме хорошего про него сказать не могу, честный порядочный человек, уважающий сотрудников как личность. Было очень интересно работать. Вытаскивать личные дрязги считаю низким и непорядочным делом со стороны Мусина. Уверена, что Антон говорит правду по поводу зачета долга при выходе из бизнеса.

    • Анонимно
      24.05.2016 14:14

      Наверняка, оба хорошие, но по долгам расплачиваться нужно. Говорить можно многое.

    • Анонимно
      24.05.2016 22:44

      Ой, Наргиза Гафуровна, это Вы?!!! Очень рада, что Вы выступили в защиту Антона Сайфутдинова. Мы коллектив бухгалтерии, который работал под Вашим началом также поддерживаем Вашу точку зрения, и Антона, в данном споре. С уважением, бывшие работники бухгалтерии Домо.

  • Анонимно
    24.05.2016 13:46

    Проверяй, но доверяй: стоит ли верить кредитным рейтингам госбанков?


    http://www.rbc.ru/opinions/economics/24/05/2016/574319119a7947867a365a76?from=newsfeed

  • Анонимно
    24.05.2016 15:31

    Вопрос к БО - специально или случайно было опущено, почему Антону не зачли кредитный долг за "Сайфутдинов покинул проект в 2009 году, передав свою долю акций партнерам.", как зачли Э.Зиганшину? Может честность и особенно доверчивость Антона подвели?! В этом похоже "краеугольный камень". (если конечно он тогда деньгами не взял за свою долю. Знаю Антона очень давно, но никогда не работал с ним. Могу подтвердить высказывания других о его честности, порядочности, доверчивости и внимательности к людям. Кстати, Р.Губайдуллин тоже имеет много положительных качеств. Жаль, что теперь они оба в одном списке с В.Мингазовым...

    • Анонимно
      24.05.2016 17:22

      Губайдуллину тоже много чего обещали. Например, прекращение поручительств за предприятия, которые передаются в АБХ. В результате все передал, а поручительства теперь уже за чужие предприятия остались. Вот и обанкротили.

  • Анонимно
    24.05.2016 16:33

    Перебирал недавно разный бумажный хлам и наткнулся на акции- "Татарского национального инвестиционного фонда" за которые я вложил когда-то ваучеры всей семьи... и помнится обещали золотые горы и много дивидендов...а внизу стоит подпись некоего товарища по фамилии Мусин Р.Р... это не нынешний ли хозяин Татфондбанка?...

    • Анонимно
      24.05.2016 16:54

      Иначе как бы он стал хозяином банка, то... Может спасибо вкладчикам скажет за своё благосостояние...

      • Анонимно
        24.05.2016 18:57

        Откровенные глупости уж не пишите. )

        • Анонимно
          25.05.2016 08:38

          А Вы знаете хоть один честный способ заработать огромные деньги (без того чтобы "кинуть" других людей или налоговую)??? Можете написать? Поделитесь.

    • Анонимно
      24.05.2016 18:56

      Сейчас не знаю, но еще совсем недавно по ним выплачивались дивиденды.

  • Анонимно
    24.05.2016 17:09

    Антон Сайфутдинов системный человек, создал с нуля компанию с высокой корпоративной культурой и вовлечённостью всех сотрудников в общее дело. Но доверял совсем не тем людям, а в последние годы в Домо принимал уж совсем странные кадровые решения.

  • Анонимно
    24.05.2016 17:45

    Что за копейки ? И ещё бизнесменом называется. ...

  • Анонимно
    25.05.2016 08:23

    От народа ничего не скроешь, в Казани все друг друга знают. По Губайдуллину полностью точная информация. У него все забрали, а поручительства оставили, хотя к этим предприятиям он сейчас не имеет никакого отношения. Перед коллективом ЗК он полностью рассчитался, распродав свое личное имущество, все это знают! Вчера только в Кировском был очередное заседание по птицефабрике, опять отложили, все прекрасно понимают, что Губайдуллин все договоренности со своей стороны исполнил. Человек слова!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen