Машиностроение 
24.05.2016

Из офшорной тени выходят те самые «более 5%» Сергея Когогина

Пакет акций генерального директора КАМАЗа оценивается в 1,84 млрд. рублей

Третьим партнером Рубена Варданяна и Сергея Когогина в кипрской компании Avtoinvest Limited оказался финансист Виталий Мащицкий. Пресс-служба КАМАЗа сегодня призналась, что не владеет информацией, но стали известны доли в ООО «Автоинвест» — оно получит 23,54% автогиганта.

Сергей Когогин и Рубен Варданян (слева направо) Сергей Когогин и Рубен Варданян (слева направо) Фото: ©Михаил Кутузов, РИА «Новости»

«КОНСОРЦИУМ ИМЕНИ ВАРДАНЯНА» ВЕРНЕТ АКЦИИ С КИПРСКИХ БЕРЕГОВ В РОССИЙСКУЮ ЮРИСДИКЦИЮ

Процесс деофшоризации, который КАМАЗ начал после знаменитого призыва президента РФ Владимира Путина, обнажил суть кипрских тайн компании. Накануне «Ведомости» опубликовали структуру акционеров КАМАЗа, упрятанную в известной кипрской компании Avtoinvest Limited. Издание при этом ссылается на источники, близкие к «Ростеху» и миноритарию КАМАЗа — основателю «Тройки Диалог», а ныне президенту и партнеру инвестбутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубену Варданяну.

«БИЗНЕС Online» отмечал ранее, что КАМАЗ взял курс на перевод акций в российскую юрисдикцию. В октябре 2015 года было зарегистрировано ООО «Автоинвест», пишут «Ведомости». 30% капитала «Автоинвеста» принадлежит гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза и 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. Бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, говорит его знакомый. А «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» Виталию Мащицкому. Близкий к «Ростеху» человек это подтверждает.

Именно это ООО получит от Avtoinvest принадлежащие ему сейчас 23,54% акций КАМАЗа. Бенефициары и их доли при этом не изменятся. Исходя из распределения долей, получается, что Мащицкий контролирует 11,77% КАМАЗа, Варданян — 4,708%, Когогин — 7,062%.

Сегодня руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев отказался комментировать состав акционеров и их доли в ответ на запрос «БИЗНЕС Online», сославшись на отсутствие информации и полномочий в этой сфере. Однако в конце 2012 года сам гендиректор КАМАЗа признавался, что владеет пакетом более 5% акций автогиганта. «Первые [акции] я купил сам в 2003 году, став генеральным директором, — сообщил он. — Дальше мною были получены акции в результате опциона».

На закрытии биржевых торгов в понедельник, 23 мая, обыкновенные акции КАМАЗа оценивались по 36,8 рубля за бумагу, а капитализация составляла 26,026 млрд. рублей. Исходя из этого, долю Когогина можно оценить на сегодня в 1,84 млрд. рублей.

Чтобы увеличить, нажмите

МЫТАРСТВА АКЦИОНЕРОВ КАМАЗА

Напомним, офшорная история КАМАЗа началаcь в 2004 году, когда группа инвесторов под руководством в то время владельца и председателя совета директоров «Тройки Диалог» Варданяна начала процесс консолидации пакетов акций предприятия с целью последующей перепродажи стратегическому инвестору. Такая же параллельная операция шла и на АвтоВАЗе.

Под консолидацию попал и пакет правительства РТ, который достался ему в 2000 году в качестве уплаты налогового долга в $145 миллионов. Для их приватизации еще в 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал», в уставной капитал которого минземимущество РТ внесло 11,6% акций автогиганта, а акционеры, связанные с «Тройкой» (несколько офшоров), — скупленные ранее 18,3%. В 2008 году компания Avtoinvest Limited выкупила долю республики в этом совместном предприятии и стала владельцем 29,53% обыкновенных акций завода.

Параллельно появилась и еще одна копилка — тоже кипрская компания Dekodelement Services Limited. В ней было сложено 14,85% обыкновенных акций КАМАЗа. Для оперативного управления офшорными операциями создается третий кипрский офшор Mikam Holdings Limited, куда в качестве директора и члена совета директоров был делегирован заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ», бывший генеральный директор ОАО «КАМАЗ-Капитал» Ахат Урманов.

В 2008 году сообщалось, что «Тройка» довела свой пакет в КАМАЗе до 54%. Однако в конце того же года 10% акций приобрел Daimler AG, который позже докупил еще 5% (1% — напрямую, 4% — через ЕБРР). Однако на этом все и заглохло. Первоначальные надежды «Тройки» на то, что немецкий концерн скупит весь пакет и станет контролирующим акционером, не оправдались.

По сведениям главы «Ростеха» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна «спит и видит», как бы избавиться от акций, да подороже По сведениям главы «Ростеха» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна спит и видит, как бы избавиться от акций, да подороже Фото: kremlin.ru

По сведениям главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна спит и видит, как бы избавиться от акций, да подороже. После того как платить отказался «Ростех», география поиска покупателя расширилась: «Они [консорциум акционеров] сейчас ведут переговоры с китайскими партнерами, с немецкими. Насколько мне известно, с немцами не договорились о цене: консорциум хочет дорого, немецкие партнеры — дешево. А мы на данный момент все-таки решили не выкупать», — твердо заявил Чемезов.

В октябре 2013 года сам КАМАЗ все-таки выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд. рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд. рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги для этого они взяли у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта. В 2013 году же сделку развернули обратно — консорциум вернул займ, по которому платил проценты, а КАМАЗ выкупил акции. Тем не менее, как мы уже писали, «группа товарищей», похоже, внакладе не осталась: стоимость выкупа оказалась на 79% выше рыночной цены бумаг на тот момент, а разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн. рублей.

Впрочем, стопроцентная деофшоризация вряд ли возможна. Такую оценку Когогин высказал в апрельском интервью «России-24». Не все иностранцы готовы переходить в российскую юрисдикцию, а на рынке обращается достаточно много акций КАМАЗа. На тот момент, по словам Когогина, российскому «консорциуму частных инвесторов» имени Рубена Варданяна оставалось согласовать перевод своих акций в Россию с Daimler.

Сейчас структура акционеров КАМАЗа выглядит так: корпорация «Ростех» (49,9%), кипрская Avtoinvest Limited (23,54%), германский Daimler AG (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%, афилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания «КАМАЗ» (3,72%).

Если предприятия, собственники которых скрываются за офшорами, не переведут акции в российскую юрисдикцию, они потеряют возможность получать господдержкуФото: kamaz.ru

В ВОЗВРАЩЕНИИ ОФШОРНЫХ КАПИТАЛОВ ПОД РОССИЙСКИЙ ТРИКОЛОР КУДА БОЛЬШЕ ЭКОНОМИКИ, ЧЕМ ПОЛИТИКИ

Перевод акций в российскую юрисдикцию «БИЗНЕС Online» попросил оценить экспертов. Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова подчеркивает, что это решение акционеров связано с изменением политики государства в отношении офшорных владельцев российских компаний. «Напомню, что президент России в конце прошлого года в ежегодном послании Федеральному Собранию заявил, что российские компании с российскими активами, зарегистрированные в любой иностранной юрисдикции (не обязательно в офшорной зоне), теперь будут обязаны платить налоги в соответствии с российским законодательством, а не законодательством иностранного государства, где они зарегистрированы, — отмечает эксперт. — Кроме того, если российские предприятия, собственники которых скрываются за офшорами, не переведут акции в российскую юрисдикцию, они потеряют возможность получать господдержку, а также кредитоваться в ВЭБе».

Естественно, что такой финансовый кнут не радует ни сами компании, ни их акционеров: перекредитоваться на Западе в условиях санкций практически невозможно, поэтому сейчас важно не упускать выгодных возможностей кредитования и госзаказов.

А при смене офшорного флага на российский триколор меняются, к примеру, ставки налогов.

«С 2015 года повысилась ставка налога на дивиденды для нерезидентов (иностранных физических и юридических лиц) с 5 до 15 процентов, — говорит Мильчакова. — Раньше финансовые отношения между офшором, зарегистрированным на Кипре или в иной офшорной зоне, и российской подконтрольной организацией строились так: подконтрольная организация перечисляет офшору как своему акционеру дивиденды, уплачивает в России налог на дивиденды. Далее офшор может вернуть уплаченные дивиденды обратно подконтрольной организации в виде займа или иной сделки без налогов, так как с офшорными зонами у нас действует соглашение об избежании двойного налогообложения. Таким образом, часть чистой прибыли подконтрольной организации раньше проводилась через вполне легальную офшорную схему и возвращалась обратно в компанию совершенно официально».

Теперь такие схемы использовать коммерчески невыгодно, так как ставка налога на дивиденды увеличилась втрое, и опасно юридически, потому что российские налоговые органы стали внимательнее проверять крупные корпорации, контролирующим акционером которых является офшор. То есть сейчас подобную схему могут объявить уходом от налогов, а тогда предприятию грозят санкции. Экономики тут гораздо больше, чем политики.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (67) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.05.2016 12:14

    Бедный Камаз....Какой завод угробили временщики.....

    • Анонимно
      24.05.2016 13:05

      Никто никого не угробил, не надейтесь. Хотя бы текст материала читали перед тем, как такие комментарии писать.

    • Анонимно
      24.05.2016 13:07

      камаз растет и развивается, на радость завистникам

      • Анонимно
        24.05.2016 17:43

        Так значит письмо за подписью директора департамента финансов САТТАРОВА абсолютная правда, а то писали что информация в письме не правдивая. Вот она деофшоризация.

    • Анонимно
      24.05.2016 13:08

      че это он бедный, богатый же

    • Анонимно
      24.05.2016 13:08

      какой завод? нормас все

    • Анонимно
      24.05.2016 20:31

      Не угробили .. А сделали новый Грузовик ! Достижение немцев которое несколько десятков лет назад бороздило дороги Европы . Собирают то же из множества импортных запчастей ... Так что все хорошо там !

  • Анонимно
    24.05.2016 12:50

    Растащили

  • Анонимно
    24.05.2016 12:58

    к вашему сведению, жив Камаз

  • Анонимно
    24.05.2016 13:00

    объясните с какого перепугу государство на деньги народа спонсирует предприятие, которое принадлежит частникам?????

    • Анонимно
      24.05.2016 13:09

      завидуешь?)))

    • Анонимно
      24.05.2016 13:09

      потому, что государство нуждается в нём.
      да и главный пакет у государства так то.
      съел да, съел?)

    • Анонимно
      24.05.2016 13:11

      С такого, что у государства контрольный пакет акций.

    • Анонимно
      24.05.2016 13:19

      это все государственное. Акционеры - настоящие патриоты. Как говорится, если надо все для народа и на благо государства сделают!

    • Анонимно
      24.05.2016 13:21

      Скупили акции за копейки , а хотели продать за миллиарды !

      • Анонимно
        24.05.2016 13:52

        так еще сам Камаз и выкупит у них эти акции за миллиарды. никуда не денется

        • Анонимно
          24.05.2016 14:04

          сам у себя что ли?

          • Анонимно
            24.05.2016 17:13

            что значит сам у себя? Камаз как юрлицо купит свои акции у гендира и его фирмы. слишком плохое образование стало у хомячков. сходите в школу...
            чтобы проще было троллить, вот цитата из БО
            В октябре 2013 года сам КАМАЗ все-таки выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд. рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд. рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги для этого они взяли у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта.
            теперь напишите еще раз "САМ У СЕБЯ ЧТОЛИ?! "идите, радуйте мир новыми фэнтези-романами.

            • Анонимно
              24.05.2016 19:58

              мррр. промазали с ответом - не под тем комментарием. с очередью за акциями так не промахнитесь. а то такими темпами в хвост очереди " с вещами на выход" окажетесь.

            • Анонимно
              24.05.2016 20:37

              Когда человек будучи директор предприятия своевременно продаёт и покупает акции своего же предприятия и при этом каждый раз зарабатывая немерено -называется пользованием инсайдерской инфо... И кажется это не совсем законно ..

        • Анонимно
          24.05.2016 14:14

          откуда такая осведомленность? тебе уже предлагали чтоли?

        • Анонимно
          24.05.2016 14:17

          Камаз сам у себя для себя акции купит? не тратьте здесь время и талант - идите, радуйте мир новыми фэнтези-романами.

          • Анонимно
            24.05.2016 15:29

            У скрипача можете узнать как заработать на акциях пвтогигантов

    • Анонимно
      24.05.2016 14:18

      спонсировать предприятие - это нормально. а вот когда предприятие выкупает свои акции по цене почти в два раза выше рынка у частников - это преступление

    • Анонимно
      24.05.2016 22:50

      У ростеха половина акций. А ростех это гос-во

  • Анонимно
    24.05.2016 13:07

    Теперь средства вернутся из офшоров на историческую родину.

  • Анонимно
    24.05.2016 13:38

    Попали в лапы Варданяна наивные татары. На фото тот выглядит как черный Мефистофоль)), эдакий помощник Воланда. Интересно, Ураманов кого работает - на Когогина или Варданяна. После сегодняшний публикации я задумался и прихожу к неожиданному для себя выводу.
    Челнинец

    • Анонимно
      24.05.2016 14:16

      Кхм, прочитай еще раз классику и известное фольклорные произведения, дружок.

    • Анонимно
      24.05.2016 14:31

      Мефистофель - помощник Воланда... Не, ЕГЭ надо отменять....

    • Анонимно
      24.05.2016 20:46

      Когогин не татарин а мордвин кажется .. Так что не надо про наивных татар! Но почему то Сусанина я вспомнил...)

  • Анонимно
    24.05.2016 13:44

    То есть у Когогина как минимум 7% (23%x0,3) акций КамАЗа? Интересно, у Олега Афанасьева тоже есть акции КамАЗа?

  • Анонимно
    24.05.2016 13:48

    Когогин знатный экономист http://www.business-gazeta.ru/article/311526

  • Анонимно
    24.05.2016 14:23

    Шустрый оказывается. Когогин время зря не потерял. Фанерный в зеленодольске, камаз в челнах прибрал.

  • Анонимно
    24.05.2016 14:27

    МОЛОДЦЫ.

  • Анонимно
    24.05.2016 15:02

    "Дальше мною были получены акции в результате опциона». БО, в этой части можно поподробнее?

    • Анонимно
      24.05.2016 15:36

      Куда подробнее-то?

      • Анонимно
        24.05.2016 19:19

        По какой цене и за какие заслуги? Механизм опциона это как правило элемент мотивации менеджмента. Каких поставленных показателей и когда манагеры достигли, кто оценивал выполнение?

        • Анонимно
          24.05.2016 19:59

          для того чтобы на камаз в нулевых заманить, золотые горы обещать должны были, имхо. и заплатить.

  • Анонимно
    24.05.2016 15:49

    Если бы не военка на камазе, то давно бы сгинул этот завод. Спасибо Ремдизелю. Кому нужны эти постоянно ремонтируемые автомобили - дальше города уехать опасно. Есть один плюс - запчасти везде купить можно и молотком и отвёрткой починить.)))

    • Анонимно
      24.05.2016 16:26

      ты камаз то видел вживую, сынок?

      • Анонимно
        24.05.2016 18:21

        Да, папуль! Такой же, как в 80-х. А мерседесы с шильдиком КамАЗа я не считаю КамАЗом.

        • Анонимно
          24.05.2016 19:34

          Не считай, малыш. Раз тебе так спокойнее. Это не камазы, конечно. Называются камазами, производятся на камазе, продаются-покупаются, как камазы... но тебе виднее.

    • Анонимно
      24.05.2016 16:28

      жить вообще опасно)

    • Анонимно
      24.05.2016 16:32

      Какой завод, какой Ремдизель... При чём тут Камаз? Какая каша в головах у людей.

  • Анонимно
    24.05.2016 16:25

    Капитализация Камаза 25 млрд! Это же смешно просто. Это значит что предприятие вообще не генерирует прибыли, и его капитализация складывается только из материальных активов. Какая разница кому принадлежат акции? Все их только сбагрить хотят как неликвидный актив.
    По сути Камаз нужен только его работникам и Челнам. И ничего плохого в том, что у Когогина большой процент акций, нет. Есть стимул развивать предприятие.

  • Анонимно
    24.05.2016 16:37

    Откуда там прибыль? Посмотрите результаты за 2015 год и 1 квартал. Где-то тут на БО были.

  • Анонимно
    24.05.2016 16:37

    Частные акционеры участвуют в убытках? Или как обычно приватизация прибылей и национализация убытков???

  • Анонимно
    24.05.2016 18:15

    Прибыль есть, просто на Камазе все хитро сделано, обыватель так просто не увидит

    • Анонимно
      24.05.2016 19:23

      Обывателю прибыль видеть и не нужно, только вот инвестороа, с такими миллиардными убытками, точно не найти. Сами будем себя хвалить и успокаивать, какие мы хорошие и все хорошее у нас скоро будет.

  • Анонимно
    24.05.2016 19:08

    Да хоть 101% будет в руках государства , распоряжаться деньгами и прибылями будут единицы. сынуле должность с миллионным окладом сунут и возможностью пилить бюджет , доча на всей рекламе .....типа кроме нее никто не может, друзья. .. .племяши ....схемы ..откаты

    богатейшая страна и народ в жо..е

    строили всей страной, владельцы единицы




    • Анонимно
      24.05.2016 19:37

      а где по другому, не подскажетк? чтобы и мтоили и владели - всей страной?

  • Анонимно
    24.05.2016 19:41

    У меня 45 именных акций КамАЗа, но я не разу не получала девиденты. В прошлый раз насчитали копейки за акцию, получать даже не стала, т.к. на почте дольше простоишь за эти 100 руб.

    • Анонимно
      24.05.2016 20:02

      Поздравляю, соврамши. снйчас на камазе нет именных, привелигированных и т.п. акций. все обычные. так что ничего вам по таким насчитать не могли.

  • Анонимно
    24.05.2016 20:44

    Враги КАМАЗА не дождетесь.КАМАЗ ЖИВ КАМАЗ ЖИЛ КАМАЗ БУДЕТ ЖИТЬ.

  • Анонимно
    25.05.2016 08:05

    Стране нужна новая экономическая политика, или пропадет россия.

    • Анонимно
      25.05.2016 12:06

      ...ага, в "НЭПе" мы давно уже "копошимся"...Нам нужны подъем промышленности и передовые технологии...А самое главное-правительство должно пересмотреть внутреннюю политику, отношение к своему населению!!!...м-хм-м-м-м...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen