Общество 
27.05.2016

Посещаемость футбола в России: вся надежда на Евро и стадионы ЧМ-2018

Как «Рубин» стал пятым клубом страны по посещаемости — помогли «Казань Арена» и смена ориентиров в маркетинге

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» провела исследование заполняемости российских стадионов в прошедшем сезоне, ведь российский футбол переживает сложные времена: в части клубов большие задержки по зарплате, лидеры не столь активны на трансферном рынке... С какими цифрами в графе «Интерес зрителей» завершили сезон российские клубы?

.

«РУБИН» ПЯТЫЙ КЛУБ ПО ПОСЕЩАЕМОСТИ В РОССИИ

«Рубин» потерял в посещаемости от прошлого сезона около 2 тыс. зрителей, но даже этот факт оставил казанцев на пятой строчке по посещаемости в стране, хотя в начале года ситуация была аховая, и казанцы по итогам сезона могли оказаться в аутсайдерах, однако пересменка в руководстве клуба привела и изменению маркетинговой политики, которая стала ярче и активнее, нежели была в последние пару лет. Однако за весь календарный год на матчах «Рубина» лишь один раз был аншлаг, когда в начале ноября в рамках Лиги Европы в Казань приехала «банда» Юргена Клоппа. В графике посередине таблицы белыми ромбиками показан 2015 год, а красными, соответственно, 2016-й. График внизу иллюстрирует посещаемость казанского клуба от тура к туру. Желтым цветом отмечены игры в Лиги Европы, следовательно, игра с «Ливерпулем» была как рубеж: если до нее «Рубин» проводил свои матчи на Центральном стадионе, то после — на «Казань Арене». В рамках первенства России же наибольшая посещаемость была в заключительном туре против ЦСКА.

Нажмите, чтобы увеличить

(Примечание. В клетках с количеством зрителей голубым цветом показаны игры до смены руководителей клуба. Светло-зеленым отмечены игры после смены, но проведенные на Центральном стадионе. На графике внизу игры до прихода Метшина отмечены белым на рубиновом фоне. Игры после прихода Метшина, но проведенные на Центральном, закрашены рубиновым цветом. Игры на «Казань Арене» начинаются после матча с «Ливерпулем» и показаны зеленым и линиями.)

Стоит отдельно подчеркнуть, что во время сезона произошла смена руководства команды. Президентом клуба стал мэр Казани Ильсур Метшин. Новое руководство поставило перед собою цель вернуть болельщиков клуба на стадион. Первые три игры клуб провел еще при старом руководстве. Невзрачная игра команды и практически странное отношение руководства к болельщику привели к закономерному итогу: в самую лучшую для футбола время, а именно в конце лета, средняя посещаемость клуба была равна 7677 зрителей, при том в это время в Казань приехал чемпион страны — питерский «Зенит», а после третьего тура произошла смена руководства. На два сентябрьских матча с «Локомотивом» и «Уралом» в среднем пришли свыше 17 тыс. человек, но такой результат стал следствием появления промо-билетов. Всего таких билетов на территории Казани было реализовано порядка 15 тыс., также около 5 тыс. бесплатных «квитков» были распределены по городу во время матча Лиги Европы против французского «Бордо», причем реализация проходила не только на территории Казани, но и в других городах республики.

Стоит отдельно упомянуть, как сильно на «Рубин» повлияло участие клуба в Лиге Европы. Благодаря тому, что руководство клуба совершенно оправданно сделало так, что клуб с ноября вернулся на «Казань Арену», во многом надо сказать спасибо английскому «Ливерпулю». Именно приезд столь знаменитого клуба и заставил сконцентрировать силы на том, чтобы вернуть футбол на красавец-стадион. Все игры, кроме двух, после «Ливерпуля» казанцы провели именно на 45-тысячнике, однако это не завлекло зрителя. Средняя посещаемость «Рубина» на «Казань Арене» составила 13542 человека. И это еще с матчами против «Спартака» и ЦСКА, в котором решалась судьба чемпионства.

Каковы же причины таких показателей? Что ж, их несколько. Во-первых, невзрачная игра команды. Можно хоть сколько уверять, что работа со зрителем первостепенна, но реалии таковы, что народ пойдет на трибуны лишь при хорошей игре команды. Так было с «Кубанью» пару лет назад, так происходит сейчас с «Ростовом». Посещаемость краснодарцев показывает, что при плохой игре болельщик перестает приходить на стадион. Мы не Англия или Германия, где даже у вылетевшего «Штутгарта» средняя посещаемость превысила 50 тысяч. Так вот, даже один успешный сезон клуба не есть гарантия того, что завтра человек опять придет на футбол. Работа со зрителем у казанского клуба в прошлые годы была провалена, что дает о себе знать до сих пор. Раздача промо-билетов помогла создать базу болельщиков, но прошло слишком мало времени, чтобы вся маркетинговая активность начала давать результат.

Конечно, посещаемость в следующем году возрастет, так как все игры будут проведены на «Казань Арене». Приедет и «Зенит», «Спартак» и ЦСКА. В том, что посещаемость будет превышать 15 тыс. мы уверены, но показатели для миллионного города и двукратного чемпиона страны должны быть выше, но шлейф прошлых просчетов дает о себе знать. Безусловно, скажется тот факт, что у команды будет новый главный тренер, зритель будет заинтригован новой фигурой на тренерском мостике, и этот фактор поможет разогреть интерес к клубу.

РФПЛ: РОСТ ЗА СЧЕТ «УФЫ» И «РОСТОВА»

Средняя посещаемость РФПЛ остановилась на отметке в 11057 зрителей в среднем на матче. С одной стороны, заметен прирост относительно прошлогоднего показателя. В сезоне 2014/15 посещаемость была рекордно низкой — 10306 человек в среднем. В процентом соотношении она возросла на 7,3%, что является вполне приличным результатом. На ее увеличение повлияли несколько факторов. Так, в завершившемся сезоне 14 из 15 игр у себя дома в столице Башкирии провела «Уфа». Появление на карте нашего футбола на постоянной основе города-миллионника принесло свои плоды, однако заполняемость стадиона «Нефтяник» далека от идеала. Также существенный прирост посещаемости был отмечен в Ростове-на-Дону и в Санкт-Петербурге. Южный клуб показал лучший результат в своей истории, завоевав серебряные медали первенства и тем самым квалифицировавшись в Лигу чемпионов. «Зенит» же впервые за очень долгие годы отметился тем, что не попал ни под какие санкции со стороны КДК, тем самым все сектора на всех матчах были открыты.

Нажмите, чтобы увеличить

Однако все могло быть намного лучше. Так, лишь у 6 команд из 16 заполняемость стадиона превысила половину вместительности. Самый высокий показатель у «Ростова», но и даже там не добрались до 90%. Худший результат у другой южной команды — «Кубани». В среднем стадион был заполнен менее чем на треть. Рассмотрим и проанализируем разницу между завершившимся сезоном и сезоном прошлогодним. В качестве смешного примечания можно отметить, что две свои игры самарские «крылышки» провели в Саранске, а «Мордовия» — в Самаре. Также стоит отметить, что прирост связан и с возвращением в элитный дивизион самарских «Крыльев» и махачкалинского «Анжи». Если дагестанский клуб и не дал большого прироста, так как пришли они за место вылетевшего тульского «Арсенала», то появление Самары оказало сильное влияние. Кануло в небытие московское «Торпедо» с посещаемостью в 3 тыс. человек. Да и тот результат был заслугой домашней игры против «Спартака» на «Открытие Арены», так что разница между «Крыльями» и «Торпедо» составила почти 10 тысяч. Как раз-таки оценим разницу между прошлым сезоном и сезоном нынешним.

Нажмите, чтобы увеличить

8 команд, которые сохранили свои «прописки» в сезоне 2014/15, показали улучшение посещаемости. Наибольший рост зафиксирован в Уфе. Как уже было отмечено, местный клуб провел практически все игры сезона на реконструированном «Нефтянике». Лишь первая домашняя игра сезона была вынесена в Саранск. В тот момент стадион в Уфе был еще не до конца готов. Несмотря на значительный прогресс в Санкт-Петербурге, данный показатель не должен восприниматься как хороший.

В плюсе также оказались и «железнодорожники», однако, как говорят сами фанаты, клуб зачастую приписывает зрителей. Истинная же посещаемость на стадионе редко превышает и 7 тыс., при этом посещаемость клуба все так же остается на предельно низком уровне. Стадион «Локомотив» до сих пор является одним из лучших в стране, но из 15 игр чемпионата страны лишь на 6 количество зрителей превышало 10 тысяч, при этом всего три игры собрали половину из 28-тысячной вместимости — игры против «Зенита», «Спартака» и ЦСКА, и это все в 12-миллионном городе. Аналогично красно-зеленым можно рассмотреть и грозненский «Терек». Представители Чечни регулярно собирают по 15 - 20 тыс. зрителей, однако в эксперты уверяют, что это число стоит занизить на 3 - 4 тысячи. Мы не будем выдавать догадки за истину и будем мерить все официальными протоколами РФПЛ.

По итогам сезона наибольший отток зрителей показали три команды — «Динамо», «Рубин» и «Урал». У каждого клуба есть своя причина столь заметного убытка. Динамовцы показывали отвратительную игру в сезоне и закономерно покинули элитный дивизион. Стоит также отметить, что впервые в истории общества «Динамо» средняя посещаемость хоккейного клуба была большей, чем у футбольных одноклубников — 7179 у хоккеистов против 6485 у футболистов. Наибольший отток зрителя был замечен в Екатеринбурге. Главный стадион города, где играл «Урал», в очередной раз закрылся на реконструкцию и теперь откроется лишь в январе 2018 года. Однако следует отдать должное руководству клуба. Осознавая такую ситуацию, они еще 2 года назад начали реконструкцию родного стадиона «Уралмаш». Данный «стадиончик» крохотный, даже в Саранске больше, но, как отмечают любители уральского футбола, он очень уютный. Возможно, что при грамотной работе с болельщиком, удачном расписании календаря и хорошей игры, «Урал» будет способен собирать и по 9 - 10 тыс. из 10 возможных. К слову о руководителях клуба: они смогли продать название стадиона СКБ-банку, тем самым привнеся в свой бюджет еще немного средств, а ведь могли оставить историческое название. Сейчас в стране лишь у двух стадионов названия коммерческие: в Екатеринбурге и у «Открытие Арены» в Москве.

Также любопытно будет посмотреть таблицу выездной посещаемости. Она показывает корреляцию интереса публики к отдельным брендам.

Нажмите, чтобы увеличить

Как это ни грустно говорить, но самым непопулярным клубом сезона в других городах оказался казанский «Рубин». На него в среднем приходило в два раза меньше зрителей, чем на московский «Спартак». И чтобы окончательно убедиться в силе брендов, заметим, что на предпоследнем месте «Ростов» — серебряный призер сезона. Это в очередной раз подтверждает главную особенность нашего футбольного боления, а именно чудовищную централизацию. Единственная известная команда для большинства населения — сборная России, в которой все еще играют Аршавин и Кержаков, и даже она становится все менее популярной. Но это, конечно, до начала Евро во Франции. Во время него даже все те, кто ни разу не ходил в этом сезоне на футбол, будут кричать, что они интересуются им с пеленок. А вот все любимые клубы россиян сосредоточены в городах федерального подчинения. Придите на матч «Спартака» или ЦСКА где-нибудь в Перми или Екатеринбурге — на трибунах обязательно найдется тысяча-полторы аборигенов, болеющих за именитых гостей. Что уж говорить, если на матч «Рубин» — ЦСКА, в котором решалась судьба золотых медалей чемпионата, фанатов московского клуба было намного больше, чем людей с рубиново-зелеными шарфами.

Главная проблема популярности футбола в России (и в очередной раз результаты сезона нас в этом убедили) в том, что у нас начисто отсутствует принцип «Support your local team» («Поддерживай местную команду»), либо у нас футбол становится модным развлечением. Опять же в качестве примера можно привести краснодарскую «Кубань». Еще три года назад, когда рулевым команды был Дан Петреску и был результат, посещаемость желто-зеленых была в три раза выше, чем есть сейчас, и в то время «краснодарское дерби» не было еще таким раскрученным. Конечно, можно судить, что проблемы «Кубани» так сильно повлияли на зрителя, но таких проблемных клубов в стране десятки. Сказывается еще шлейф советской системы футбола, когда сильнейшие клубы были рассредоточены по всему СССР и болельщики в союзных республиках болели не за городские, а республиканские клубы. В хоккее, к примеру, напротив, большая часть клубов была сконцентрирована в РСФСР, и потому традиции хоккея и боления децентрализованы, но это тема отдельного материала, однако именно эта традиция частично до сих пор влияет на выездную посещаемость клубов, которые играли в Высшей лиге чемпионата СССР.

ЗИМОЙ ВСЕ-ТАКИ В ФУТБОЛ ИГРАТЬ НЕ СТОИТ

Вернемся к посещаемости РФПЛ. Многие отмечают, что причиной такой столь низкой посещаемости является климат на территории нашей страны, то есть проведение игр поздней осенью и в первых числах декабря, а потом и в начале марта нежелательно. Посмотрим на зависимость средней посещаемости от времени года:

Нажмите, чтобы увеличить

Да, она есть, и причем весьма заметная. Сентябрь был самым посещаемым месяцем года, однако уже с октября наметилось резкое падение. В итоге ноябрьские игры, чаще всего при минусовой температуре, в среднем смотрели чуть менее 8,5 тыс. человек. Декабрьский тур же показал, что при разработке грамотного календаря можно выдержать отметку на уровне 9, а то и 10 тыс. человек. Как можно исправить данную ситуацию? В РФПЛ есть четыре южных города: Краснодар, Ростов, Грозный и Махачкала, теперь еще и Оренбург. Климат в этих регионах позволяет проводить матчи поздней осенью и в начале зимы. В то же время качественная инфраструктура присутствует в Москве, Казани и Санкт-Петербурге, то есть можно по максимуму использовать данные города в это время года. Также можно провести игры и в Уфе — благо там постелен искусственный газон. И конечно, не стоит забывать про Сочи и стадион «Фишт», у которого нет клуба-хозяина. При этом желательно проведение во время этих туров как можно больше принципиальных встреч: в этом сезоне в декабре было проведено «краснодарское дерби». При должной раскрутке и удачном стечении обстоятельств средняя посещаемость в ноябре и декабре может находиться на вполне приличной отметке в 10 тыс. зрителей. Также нежелательно в это время года проведение игр в Екатеринбурге, Перми и Самаре, то есть в регионах с относительно плохой инфраструктурой, где и летом-осенью не всегда удается решить все проблемы. Но вообще, конечно, лучше всего вернуться к привычной системе игры — начинать чемпионат весной и завершать его по осени, причем последние туры проводить в начале ноября.

ЕВРОПА НАМ ПОМОЖЕТ

Проанализируем то, как ходили жители России на еврокубковые игры. Пять клубов РФПЛ квалифицировались в осеннюю стадию турниров, из них три попали в весеннюю часть:

Нажмите, чтобы увеличить

Тут уже казанский клуб во главе таблицы, однако столь высокий показатель был достигнут лишь за счет одной игры с «Ливерпулем». Это была единственная игра за сезон в Казани, где был полный стадион. По графе «Заполняемость» лучшие оказались армейцы: все матчи в Лиге чемпионов на «Арене Химки» был практически аншлаг. С переездом на стадион на Песчаной улице (открытие ожидает в сентябре) посещаемость ЦСКА в еврокубках и в чемпионате будет заметно выше, возможно, даже около 25 тысяч. Пока же лишь два еврокубковых матча собрали на трибунах свыше 20 тыс. зрителей: игра «Рубина» против «банды» Клоппа на «Казань Арене» и игра в Краснодаре местного клуба против бывшей команды немца «Боруссии».

Всего две игры свыше 20 тыс. зрителей... Это стыдный результат. В РФПЛ явно не лучше дела:

Нажмите, чтобы увеличить

Выше приведены 10 самых посещаемых матчей в сезоне плюс два еврокубковых матча. Лишь пять (!!!) игр собрали на трибунах свыше 30 тыс. зрителей. Соответственно, из них три были в рамках РФПЛ, и все они прошли на «Открытие Арене». Всего 8 игр РФПЛ прошли при скоплении от 25 тыс. человек. Из 10 самых посещаемых матчей в рамках премьер-лиги 6 прошли на стадионе «Спартака» и по две в Самаре и в Краснодаре. В 8 приняли участие красно-белые, и, соответственно, в 9 играх участвовали московские команды. Особняком стоит лишь «краснодарское дерби». Также стоит отметить тот факт, что 7 встреч были проведены летом, две осенью и лишь одна — «московское дерби» «Спартак» — «Динамо» — была весной 2016 года.

Какие же виднеются перспективы на будущий год? На самом деле они вполне радостные:

  • На новый стадион переезжает ЦСКА. Теперь фанатам армейского клуба не надо будет выезжать в Подмосковье на игры любимой команды, и принципиальные встречи против «Спартака», «Зенита» и «Локо» пройдут при куда большей публике, да и на групповом этапе Лиги чемпионов стоит ожидать одних аншлагов.
  • Также на новый стадион переезжает «Краснодар». Комфортабельный 33-тысячник должен стать одним из самых посещаемых стадионов страны. Да и в еврокубках «Краснодар» еще может себя проявить.
  • Если в элите останется «Кубань», то возможен переезд клуба на стадион «Краснодара». Это также скажется на посещаемости клуба и, возможно, лиги в целом.
  • «Рубин» также проведет все матчи на «Казань Арене», что скажет свое слово в общей картине. Плюс новый тренер и выверенный маркетинг.
  • «Зенит» с весны 2017 должен переехать на монументальный «Крестовый». По крайней мере, регламент ФИФА должен заставить город поторопиться. Ведь уже в февраля, то есть за полгода до начала Кубка Конфедераций стадион должен уже работать, хотя, судя по последним новостям, в Питере вновь могут быть проблемы.
  • Вылет «Динамо» и возвращение «Арсенала». В Туле любят футбол и собирать «коробочку» клуб сможет, а «Динамо» предстоит пройти «очищение» низшей лигой.
  • Не стоит забывать и о Сочи. Так-то по регламенту ФИФА там тоже все должно работать за полгода до начала Кубка Конфедерации. Быть может, пара игр РФПЛ пройдет на стадионе «Фишт».
  • И конечно, Евро-2016. Если сборная выступит удачно, то и зритель тоже пойдет на футбол, как это было после 2008 года.

Инфраструктура улучшается год от года, чем ближе ЧМ-2018, тем будет больше новых и красивых стадионов. Главное, чтобы клубы развивались в плане работы со зрителем, а даже до общей отметки «хорошо» там ой как далеко.

Виктор Майоров, Айрат Шамилов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.05.2016 09:52

    А будет ли он,этот самый ЧМ-2018 в России,да и вообще,а?
    Чо-та сильно сумневаюсь в этом,что будет....

  • Анонимно
    27.05.2016 10:11

    Весь город от мала до велика любит Рубин, и пусть не клевещут про футбольную барщину для учащихся

  • Анонимно
    27.05.2016 10:18

    Метшин то тут причем? Пустой пиар. В прошлом году на верхний ярус билеты стоили по 50 р. Я сам посещал почти все матчи, да еще и по 10 друзей приводил. При этом все оставляли по 300-500 руб в точках питания, плюс атрибутику иногда закупали. Вот так набирается посещаемость и собирается прибыль.

    В этом сезоне билеты резко выросли в цене. Сразу же упала посещаемость. Не пишите тут про выверенный маркетинг. Добейтесь полного стадиона, потом регулируйте спрос ценой, а иначе так и застрянем на отметке 10 тысяч.

    • Анонимно
      27.05.2016 11:46

      Какой маркетинг вы о чем?
      Они пытаются делать бизнес, не понимая как его делать.
      Ведь продавать ресурсы по выделенным квотам, пилить бюджет, и запускать мегапроекты за миллиарды, о которых через пол года не слуху не духу, это совсем не бизнес.
      У них развит лишь хватательный рефлекс и себя возвышение над другими.

    • Анонимно
      27.05.2016 12:10

      абсолютно научно - сначала по 50 рублей, а потом сложится ситуация... - услышит ли Миннахметов?

  • Анонимно
    27.05.2016 11:35

    Оказывается, я был на всех 3х наиболее посещаемых (+41тыс.)?матчей сезона России.

  • Анонимно
    27.05.2016 12:53

    Любишь футбол, бери мяч и играй , сидеть 1,5 часа не очень полезно.

  • Анонимно
    27.05.2016 13:31

    Не маркетинг надо менять, а футбол, в который команда играет.

  • Анонимно
    27.05.2016 13:35

    Наблюдаете за чужой жизнью миллионеров, создавайте свою

  • Анонимно
    27.05.2016 17:15

    много цифр ни о чём

  • Анонимно
    27.05.2016 22:23

    "Невзрачная игра команды и практически странное отношение руководства к болельщику привели к закономерному итогу: произошла смена руководства"

    При этом суммарное падение посещаемости за сезон упало с 13 550 до 11 871.
    При этом команда не одного матча не играла на стадионе в соц.городе. Яркий и активный маркетинг что уж говорить

  • Анонимно
    28.05.2016 11:55

    Нужно создать условия для болельщиков! Первое это паркинг( все паркуются где угодно, только не на парковке казань арена). Второе устраивайте матчи вечером, а не днем в субботу когда все уезжают загород! Необходимо сделать самое большое зрелище от футбола в казани!!! На стадионе нет места чтоб покурить, выпить бакал пива! Условие нахождения на стадионе как на гламурное вечеринке, если людям так приятно то ставьте у каждого сектора заводил за деньги! Необходимо создать драйв на стадионе и только тогда будет заполняймость! Болельщик с 15 летнем стажем!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль