Нуриевский фестиваль-2016 
28.05.2016

Нуриевский фестиваль на пороге своего 30-летия: караул устал

Одному из главных культурных брендов Казани требуется перезагрузка. Часть 8-я

Сегодня очередным гастрольным спектаклем от балета Бориса Эйфмана завершается программа Нуриевского фестиваля. Между тем московский критик Анна Галайда помнит работы самого ТАГТОиБ им. Джалиля еще с середины 1990-х и считает, что постоянная ставка на гостей и предсказуемый репертуар с годами выхолостили потенциал собственной труппы. Она уверена, что руководству театра необходимо проявить волю и творческий подход, а приме-балерине Кристине Андреевой — вооружиться интернетом при подготовке ролей.

В этом году казанский фестиваль проводится в 29-й раз, следующий — юбилейный. В его преддверии хочется понять, что такое фестивальное движение, для чего оно существует и какое место в нем отведено Нуриевскому фестивалю в Казани В этом году фестиваль проводится в 29-й раз, следующий — юбилейный. В его преддверии хочется понять, что такое фестивальное движение и какое место в нем отведено Нуриевскому фестивалю Фото: Оксана Черкасова

АНШЛАГИ И «ХАВА НАГИЛА» В АНТРАКТЕ

Нынешний Нуриевский фестиваль необычно растянулся на значительную часть мая. На этом, пожалуй, и заканчивается его новаторская составляющая: он проходит с аншлагами, кратким курсом молодого бойца перед началом, «Хава Нагилой» в антрактах и стоячими овациями в финале любого спектакля, независимо от художественных результатов.

В этом году казанский фестиваль проводится в 29-й раз, следующий — юбилейный. В его преддверии хочется понять, что такое фестивальное движение, для чего оно существует и какое место в нем отведено Нуриевскому фестивалю в Казани.

Фестивальное движение, разумеется, не прерогатива балета. Более того, балетная специфика в какой-то мере препятствует его широкому развитию. Хотя бы потому, что, в отличие от фестивалей классической музыки, которыми, как весенняя поляна одуванчиками, усеяны американские и европейские просторы, балет требует сцены с дорогостоящим профессиональным полом, еще более дорогостоящим светооборудованием и полной оснасткой для декораций, репетиционных площадок и помещений, где может готовиться к спектаклям труппа.

проходит с аншлагами, кратким курсом молодого бойца перед началом, «Хава Нагилой» в антрактах и стоячими овациями в финале любого спектакля, независимо от художественных результатов Фестиваль проходит с аншлагами, кратким курсом молодого бойца перед началом, «Хава Нагилой» в антрактах и стоячими овациями, независимо от художественных результатов

КАК ЭТО УСТРОЕНО В ЯПОНИИ, ШТАТАХ И ЕВРОПЕ

Тем не менее уже не одно десятилетие на всех континентах решают эту проблему. Вероятно, крупнейший и самый роскошный фестиваль уже почти полвека проводится в Токио. Раз в три года там собираются лучшие танцовщики мира. Попадание в эту сборную круче обладания званиями народных артистов и лауреатов госпремий: постоянная участница фестиваля — Сильви Гиллем, из наших — Лопаткина, Вишнева, Захарова, Малахов, Осипова и Васильев, Александрова, Сарафанов, Кочеткова, Семионова. В программах нет ни одного полузвездного имени, две программы повторяются по три раза, завершаясь третьей, собирающей сливки из сливок. В репертуаре уравновешены классические па-де-де, хореография ХХ века и совершенно новые номера.

Гораздо сложнее устроены американские фестивали. В стране, где социальная ответственность — не пустой звук, спектакли (причем обычно охватывающие многие жанры — от классики до уличного хип-хопа) сочетаются с образовательными и просветительскими программами, мастер-классами, лекциями, встречами зрителей с теоретиками и практиками. Причем приглашенные компании стараются приурочить свои мировые премьеры к датам фестиваля. Самые известные из них — Jacob's Pillow Dance Festival, проходящий с 1942 года в штате Массачусетс, и Vail International Dance Festival в штате Колорадо, возникший в 1989 году из мастер-классов Московского хореографического училища.

В Европе балет обычно вписан в более широкий контекст: он равноправная часть общего театрального процесса и представлен на важнейших фестивалях — в Эдинбурге, Авиньоне, Экс-ан-Провансе. Разумеется, сотую редакцию «Баядерки» там не ждут, зато приглашают, например, Мариинский театр с «Золушкой» Алексея Ратманского. Исключения есть в Германии. Например, Гамбургский балет Джона Ноймайера знаменит своими летними «Балетными днями», во время которых труппа показывает все находящиеся в строю произведения своего шефа, а также его премьеру, вечер начинающих хореографов и гала-концерт, в котором находится место и своим, и выдающимся танцовщикам, сотрудничающим с хореографом.

в Петербурге настало время фестиваля Dance Open. Появившись на излете 1990-х как коммерческие мастер-классы для желающих со всего света поучиться у петербургских педагогов, он рос, искал новые формы и смысл своего существования В Петербурге настало время фестиваля Dance Open. Появившись на излете 1990-х как коммерческие мастер-классы, он рос, искал новые формы и смысл своего существования Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

КАК ЭТО УСТРОЕНО В ПЕТЕРБУРГЕ

Россия, вероятно, является рекордсменкой по числу балетных фестивалей — они, кажется, есть при любом театре. И Казань была одним из первопроходцев в этом процессе, воплотив известную формулу: наши классические спектакли плюс приглашенные звезды со всего света. Это лекало использовал даже Мариинский театр, в 2000 году организовавший свой именной фестиваль. И многие годы, пока петербуржцы держали планку лучшей в мире классической компании, им удавалось приглашать действительно звезд первой величины.

Как только творческий потенциал Мариинского начал угасать, с его афиш испарились и имена, ради которых балетоманы готовы были на антисанитарийные условия РЖД, отсутствие интернет-продаж билетов и прочие издержки. Зато в Петербурге настало время фестиваля Dance Open. Появившись на излете 1990-х как коммерческие мастер-классы для желающих со всего света поучиться у петербургских педагогов, он рос, искал новые формы и смысл своего существования. Очень быстро Dance Open стал событием и для зрителей — благодаря гала-концертам, в которых вместе с Дианой Вишневой и Викторией Терешкиной танцевали Владимир Малахов, Изабель Сьяравола и Марсело Гомес. Несколько лет спустя уже никто не мог сравниться с петербургской командой в таланте собирать «сборные мира» по балету — концентрацией звезд на квадратный сантиметр фестиваль превосходит любые аналоги. Неудивительно, что именно на нем стали вручаться призы, весьма весомые в глазах международного хореографического сообщества. При этом Dance Open постепенно обрастал научными симпозиумами, выставками, лекциями, дискуссиями.

Со временем фестиваль дорос до приглашения целых спектаклей ведущих современных хореографов и балетных компаний со всего мира. И Санкт-Петербург не отверг их в негодовании, а принял с интересом и благодарностью: даже в непреклонной Мекке балетного академизма понимают — чтобы быть с веком наравне и не упустить лидерства, необходимы трансформации.

Вряд ли сохранится в анналах и упоминание об авторской версии «Эсмеральды» Андрея Петрова Вряд ли сохранится в анналах и упоминание об авторской версии «Эсмеральды» Андрея Петрова

КАК ЭТО УСТРОЕНО В КАЗАНИ

Этим и отличается сегодняшняя реальность от той, которая выстроена в Казани. Когда-то форма, придуманная руководителями театра им. Джалиля для сохранения высоких стандартов в своем театре, была почти революционной. В то время, когда другие театры едва выживали, им удалось привлечь в свои спектакли профессионалов высокого класса. Благодаря этому труппа приобщилась к современным тенденциям исполнения классики даже раньше, чем многие более заметные театры: еще в середине 1990-х она впечатляла на московских гастролях строгостью позиций, выверенностью положений, дотошностью в исполнении мелких движений.

29 лет спустя превратить фестиваль в событие непросто: если в памяти «Жизель» с Натальей Осиповой, Алиной Кожокару и Йоханом Кобборгом, Светланой Захаровой, «Лебединое озеро» с Ульяной Лопаткиной, «Баядерка» с Терешкиной, из года в год находить танцовщиков, способных поддерживать этот же уровень, — титаническая работа. Премьеры Королевского балета Великобритании Сара Лэмб и Мэтью Голдинг, выступившие на нынешнем Нуриевском в «Жизели», — образец профессионализма. Леонора Бокал, Франсуа Алю и Сэ Ын Пак, которые вели «Баядерку», позволяют надеяться, что их поколение выведет из застоя великую Opera National de Paris. Майя Махатели и Артур Шестериков, танцевавшие «Дон Кихот», достойно представляют Национальный балет Нидерландов. Владимир Шкляров и Мария Ширинкина из Мариинского театра придали свежесть национальному шедевру — «Шурале», а их коллега Евгений Иванченко в «Лебедином озере» показал достойную восхищения стабильность. Но на фестивале была только одна балерина — петербургская прима Оксана Скорик, у которой при сочетании многих обстоятельств есть шанс сказать собственное слово в искусстве.

Действие в этой «Эсмеральде» несется, едва поспевая за развитием сюжета, краткий пересказ которого стал главной целью спектакля Действие в «Эсмеральде» несется, едва поспевая за развитием сюжета, краткий пересказ которого стал главной целью спектакля

Вряд ли сохранится в анналах и упоминание об авторской версии «Эсмеральды» Андрея Петрова. Включение в репертуар этого спектакля показательно. Открыв почти 30 лет назад в фестивале секрет успеха, теперь театр стал его заложником: внимание сосредоточено помимо попыток создать национальный репертуар на классических названиях, для которых можно найти приглашенных звезд.

Постоянная ставка на гостей и предсказуемый репертуар с годами выхолостили потенциал собственной труппы. Сегодня к ее достоинствам можно отнести единообразие выучки, отличных актеров для деми-характерных партий, чуть большее, чем во многих театрах, внимание к характерному танцу. Театр по праву гордится своими солистами — и действительно, горящий праведным гневом прямолинейно-простодушный Ганс в «Жизели» и полетный, мощный Ротбарт в «Лебедином озере» Артема Белова; Ильнур Гайфуллин и Алессандро Каггеджи, блеснувшие в «Лебедином озере»; Лоренцо Дениса Мочалова и Амур Мидори Тэрада в «Дон Кихоте»; Коя Окава, успешно появлявшийся в «Эсмеральде» и «Жизели»; Олег Ивенко, чье обаяние сильнее его не слишком академичного танца, украшают труппу.

Кристина Андреева В казанском театре есть отличная молодая прима — Кристина Андреева. Но и ее танец на глазах наливается монументальностью, которой можно восхищаться, но вряд ли любить

«КАЖЕТСЯ, В КАЗАНИ ОТКЛЮЧЕН ИНТЕРНЕТ»

В театре есть отличная молодая прима — Кристина Андреева. Но и ее танец на глазах наливается монументальностью, которой можно восхищаться, но вряд ли любить. Балерина умеет создать впечатление виртуозности, она легко справляется с трюками, но, судя по всему, даже не знает, что лучезарная улыбка, бровки домиком и печально скривленные губки — это не предел актерского мастерства в роли Эсмеральды. Я охотно верю, что в глубине души она пережила все муки несчастной цыганочки, но в балете есть актерские приемы, с помощью которых это можно донести до зрителя, только Андрееву им вряд ли учили — у нас принято больше заботиться о ногах, а не о душе. При этом, кажется, в Казани отключен интернет с его бездонными балетными видеоресурсами: там можно найти и то, как интерпретировали роль Эсмеральды Габриэла Комлева и Наталья Осипова, Виолетта Бовт и Мария Александрова, Ульяна Лопаткина и Наталья Ледовская, чей опыт помог бы придумать собственную Эсмеральду.

Впрочем, это проблема не одной Андреевой, чье положение примы-балерины труппы сегодня не вызывает сомнений. Увы, соперниц у нее действительно нет. Приходится только изумляться виртуозности руководства, которое выстраивает большой классический репертуар без «скамейки запасных» (в любом театре с классическим репертуаром обычно есть в наличии как минимум три балерины). Не видно и тех, кто мог бы вырасти в ведущих солисток в дальнейшем: ни в кордебалете, ни среди корифеев нет тех, кто владел бы органикой в соединении движений рук, корпуса, головы, которых требует высокий академизм и которыми славилась отечественная школа.

Эти кадровые проблемы не уникальны, с ними — лишь в разной мере — сталкиваются все труппы, включая самые именитые. Как показывает практика, пути решения существуют. Для этого нужно вновь проявить волю и творческий подход, как это уже сделали в Казани, придумав в самые сложные времена Нуриевский фестиваль.

Читайте также:

Спецпроект «Нуриевский фестиваль-2016»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.05.2016 10:33

    Да ладно вам!!!! мы будем ходить на балет, мы будем аплодировать стоя, несмотря на художественный результат.

  • Анонимно
    28.05.2016 10:52

    Забросать грязью можно вообще все. Господа Галайда, а что вы сами создали, кроме хвалебной книги о господине Сладковском ? Зачем вообще пишутся такие книги ? Чтобы сделать приятное персонажу ? Вот и пишите дальше для него, если не умеете сами делать постановки. Ваша критика оперного театра выглядит как заказ вашего любимого дирижера, заряжена негативно - она выполняет пиарфункции, а хотелось бы больше конструктива. Предлагайте, а не просто осуждайте.

  • Анонимно
    28.05.2016 11:40

    Художественные результаты - тема бесконечная столько же , сколько пустая. Публика не дура - фестиваль всегда проходит при переаншлагах. Художественный результат - это нравиться автору этой статьи? Обвинять провинциальную публику в неразборчивости и убожестве - это значит не уважать её. И не понимать.

    • Анонимно
      28.05.2016 15:04

      Переаншлаг только потому, что с трудом удается посетить спектакли. Все разъезжают по голландскому захолустью. На деньги российских налогоплательщиков. Или все же что-то удается и заработать? Нельзя ли снизойти до объяснений достопочтимой публике наконец? Может, зряшное расстройство? Цифрой по злопыхателям, так сказать. И соотношение спектаклей, увиденных нашими и иностранными зрителями, заодно.

  • Анонимно
    28.05.2016 13:42

    Мне все равно, понимает меня критик или нет. Я смогла побывать на одном спектакле - Анюте. Тарантелла и вальс - это лучшее, что я слушала и видела. Спасибо фестивалю!

  • Очередная статья - и очередной провал. На сей раз - идеологический.

    Тетенька как будто из СССР 70-х годов 20 века в нашу реальность выпала. Откуда этот пошлейший провинциальный нормативизм?
    "А В США не так проводят фестивали". Там - что все культурные события под одну копирку делаются? Типа, по инструкции Госдепа от одна тысяча девятьсот...

    Найдите уже нормального критика. Или сами книжек почитайте. Начните с Википедии, со статьи "Постмодерн", что ли...
    Все лучше современность понимать начнете, чем тратить деньги на бездарные опусы с чудовищными ошибками.

    • Анонимно
      29.05.2016 10:19

      наш оперный театр также далек от современности, как и вы Эмиль от культуры. «Восстание масс» Ортеги-и-Гассета - это про вас

      • Анонимно
        29.05.2016 13:52

        Ортега sucks.
        Вы никак преодолеть отживший своё нормативизм не в состоянии, а беретесь судить о том, кто близок, а кто нет к "современной" культуре.
        Нет низких и высоких жанров, плохой и хорошей культуры.
        Отвечает задаче развлечения? Все ок.
        Аншлаги есть? Есть. Критики должны заткнуться.
        Все просто.
        Э.Г,

        • У нас на отделении социологии еще КГУ были неплохие преподы, о постмодерне мы, слава богу, размышляли не на основе статей в Википедии. Хочу вам, как страстному неофиту мира культуры, сообщить, что как раз театр им. Джалиля к постмодерну, как идеологии развития, вообще не имеет отношения. Это, наоборот, архаичный мир модерна, с его восприятием культуры как чего-то светлого, доброго, вечного, прививающего вечные ценности зрителю, воспринимающего его как ученика, которого учитель со сцены обучает хорошим манерам. Вот только одна моя подруга, например, сбежала с одухотворяющей мессы Баха с танцами Васильева, с этого невозможного одухотворяющего нафталина.
          И насчет аншлагов. Возникает вопрос, а как должно себя вести государство? Вот, Земфира два дня подряд в «Олимпийском» собирает по 30 тыс. человек, вот Лепс – полный Дворец спорта в Казани. «Пирамида» лопается от народа на Михайлове и Ваенге. Но это сделано на частные деньги, и это частное дело тех, кто этим занимается.
          А государство? Оно тоже должно обслуживать масскульт? Ларс фон Триер как-то хорошо сказал, что Тарковский мог появиться только в СССР, потому что в другой стране он бы просто не нашел финансирования для своих проектов. Вот в этом задача государства в сфере культуры – помогать тем, кто ее двигает вперед, а не просто развлекает теток бальзаковского возраста. Поэтому здесь критики не только не должны затыкаться, они просто обязаны об этом говорить.
          Последнее. Теперь простая арифметика. Откуда возникают аншлаги в казанском оперном театре.
          Открываем афишу на июнь:
          Казанская опера – 6 спектаклей (в балете ничего не соображаю, но три оперных спектакля с откровенно слабым составом солистов)
          Аналогичные театры в июне:
          Челябинская опера – 15 спектаклей (это не считая детских, о которых в Казани просто забыли)
          Астраханская опера – 11 спектаклей
          Красноярская опера – 13 спектаклей
          Более солидные театры из провинциальных:
          Екатеринбург – 19 спектаклей
          Пермь – 12 спектаклей
          Новосиб – 19 спектаклей
          Вот и весь секрет казанских аншлагов – 1,5 спектакля в неделю.

          • Даже и не стал дочитывать ваши кренделя.
            Вы, не делая разницы между ПОТМОДЕРНОМ и ПОТМОДЕРНИЗМОМ, строите на этой каше все свои рассуждения.

            • Аба, да у вас и правда все знания о предмете разговора основаны на Википедии. Если бы освоили хотя бы пару статеек уровня 3-4 курса универа, то не писали бы подобных глупостей, поц-модернист вы наш

  • Анонимно
    28.05.2016 18:44

    Лучший спектакль на фестивале - Спартак. Лучшие солисты - Андреева и Елагина. Я видел в 70х Спартак Григоровича в Большом. Наш лучше.

    • Анонимно
      16.03.2018 15:53

      Ну если с 70-ым годом сравнивать, может, и лучше.) А с нынешним "Спартаком" Григоровича в Большом и его солистами сравнивать даже кощунственно. Ну совсем не тот уровень у наших солистов и по внешним данным, и по технике исполнения, и по артистизму.

  • Анонимно
    28.05.2016 20:07

    А нас впечатлил Онегин

  • Анонимно
    29.05.2016 13:01

    Все правильно. Пригласить за огромные деньги Эйфмана - это еще не означает, что в Казани хороший театр, а означает, что в Казани богатый театр

    • Анонимно
      30.05.2016 09:15

      а вы были на Эйфмане?
      Я была, до сих пор под впечатлением, и рада что удалось побывать на Онегине здесь в Казани.

  • Анонимно
    31.05.2016 23:11

    Чтобы писать рецензии надо быть профи. В данном случае в балете. А что окончила некая Галайда?! Какое у нее образование:-)

    • Анонимно
      14.01.2017 23:04

      Не надо быть поваром, чтобы оценить вкус блюда. И танцевать балет самому не надо, надо в нем разбираться. Точка. А то по вашей логике разжиревших теток-педагогов балетных училищ тоже надо уволить, они уже давно сами не танцуют ведь.

  • Анонимно
    1.06.2016 10:35

    Фестиваль с каждым годом , действительно, становится менее интересен.
    Постановки из года в год одни и те же, цены на билеты все выше и выше, музыка в холле театра не меняется , одни и те же произведения из года в год в исполнении Симхи.
    Фестиваль еще несколько лет назад был для семьи торжественным событием, которого ждали, а сейчас - ждем афишу - смотрим - и понимаем, что не интересно... Сходили на Эсмеральду - балет для одного визита - великолепное оформление, и на этом все...Очень надеемся на юбилейный фестиваль,что он будет с новыми постановками , новыми музыкантами в холле театра... Не уважительно по отношению к зрителю десятый год играть одни и те произведения в перерывах.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль