Общество 
31.05.2016

«Некоторые регионы наращивают усилия, а большая часть ничем не занимается»

«БИЗНЕС Online» публикует полный текст речи Рустама Минниханова в Совете Федерации о бюджетной политике

В июне на заседании совета безопасности России будет рассмотрен доклад о новой региональной политике. Его ключевые положения — предоставление регионам большей финансовой самостоятельности. Вчера на совещании в СФ по бюджетному федерализму с докладом на эту тему выступил в том числе и президент РТ Рустам Минниханов, который подверг нынешнюю ситуацию осторожной критике.

Рустам Минниханов выступил на совещании по бюджетному федерализму в Совете Федерации Рустам Минниханов выступил на совещании по бюджетному федерализму в Совете Федерации

«КЛЮЧЕВОЕ РЕШЕНИЕ — НАРАЩИВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА»

— Уважаемая Валентина Ивановна (на совещании председательствовала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенкоприм. ред.), уважаемые участники заседания, тема, которую мы сейчас обсуждаем, очень важна для регионов, для будущего нашей Российской Федерации. Я хотел остановиться на вопросах, которые, на наш взгляд, на мой взгляд, важны для регионов-доноров.

Выравнивание уровня социально-экономического развития регионов не должно сводиться к формальному перераспределению средств. В современных непростых экономических условиях первоочередной задачей является обеспечение наполнения и сбалансированности формируемых бюджетов. От этого зависит, насколько эффективно мы сможем выполнить свои расходные обязательства.

Ключевым решением в данном вопросе мы видим целенаправленную работу по наращиванию доходной части бюджета. Все время мы говорим, как перераспределить, и мало говорим, как нарастить доходы наших бюджетов.

Результаты первоочередных проводимых в регионе мероприятий позволили нам сохранить по итогам прошлого года позиции по размеру ВРП. Объем ВРП составил 1,825 триллиона рублей, в первом квартале пока идем с ростом 2 процента. Я хотел бы назвать цифры: за последние три года на все уровни бюджетных и внебюджетных фондов с территории республики собирается свыше 700 миллиардов рублей, из них в консолидированный бюджет республики было зачислено за эти три года от 23 до 30 процентов поступлений. С учетом федеральных межбюджетных трансфертов в республике осталось от 27 до 33 процентов доходов. Соответственно, от 67 до 73 процентов доходов поступало в федеральный бюджет. При этом у нас возникает дефицит, поэтому мы и в коммерческие банки, и за бюджетными кредитами обращаемся.

«ЭТИ 5 ПРОЦЕНТОВ ДЛЯ НАС БЫЛИ БЫ ОЧЕНЬ ВАЖНЫ»

Исходя из этого, я бы хотел обозначить несколько предложений. Ранее законодательно была утверждена норма о паритетном распределении налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов. До 2001 года эта цифра была 50 на 50. В настоящее время в Бюджетном кодексе нашей страны такой гарантии нет. При этом за последние три года налоговые доходы у нас поступают в следующей пропорции: 45 процентов — в наш консолидированный бюджет, 55 — в федеральный бюджет. Я считаю, что эти 5 процентов для нас были бы очень важны, и мы бы дальше наращивали наш доходный потенциал. В федеральный бюджет в 2013 году 192 миллиарда налогов перечислили, в 2014 году — 214, в 2015 — 234 миллиарда рублей.

Конечно же, есть разные варианты, как это сбалансировать, например через перераспределение федеральных налогов. Но я бы, Антон Германович (обращаясь к министру финансов РФ Антону Силуанову прим. ред.), обратился к вам по поводу льгот, которые мы предоставляем. Я считаю, что льготы надо предоставлять очень разумно, просчитанно, но если этих возможностей у нас не будет, не будет и никаких заводов.

Мы ежегодно по несколько десятков крупных заводов открываем, развиваем малый и средний бизнес, стимулируем компании, чтобы они строили новые предприятия. Нам надо строить новый «Этилен», или два комплекса по глубокой переработке нефти строятся. Если бы мы им по региональным налогам льготы не дали, они бы на эти проекты не пошли. Нам нужны такие полномочия, но это должно быть прозрачно. Все это и сейчас прозрачно, утверждается нашим законом республики. Мы ежегодно следим, соблюдает ли он [инвестор] эти параметры, если не соблюдает, мы снимаем с льгот. При принятии решения я бы просил этот вопрос так сразу быстро не принимать.

«БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНОВ НИЧЕМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ»

Ну и еще к федеральным законодателям наша просьба. Вы принимаете решения. Ведь все эти решения — налоговый маневр, другие — они на нас отражаются. Мы тоже рассчитываем на налог на прибыль. Вы приняли решение (по поводу консолидированных групп налогоплательщиков, что уменьшило поступление налога на прибыль в региональные бюджетыприм. ред.), или распределение акцизов. Мы строим целый комплекс предприятий, чтобы эти акцизы были у нас. Раз, принимается решение — и все: уже другая пропорция, и все, чем мы занимаемся, уже интерес к этому уходит.

Еще про льготы. Федеральный законодатель принимает решения по налогам, которые зачисляются в региональные бюджеты. В 2014 году таких льгот по республике — 9,6 миллиарда рублей. Здесь тоже надо посмотреть: или нам компенсировать эти вещи, или с нами как-то советоваться. В этом вопросе я бы тоже обратился посмотреть на ситуацию.

Ну и конечно, мы поддерживаем инициативу минфина по необходимости проведения оценки эффективности льгот. В то же время надо посмотреть, возможно ли вместо льгот использовать механизмы бюджетного субсидирования. Мы бы хотели на самом деле внимательно рассмотреть вопросы стимулирования регионов по расширению налогооблагаемой базы. Механизмы пока несовершенны, их нет.

Некоторые регионы наращивают усилия — это регионы доноры, а большая часть регионов ничем не занимается. Мы сегодня уже в каждом муниципалитете строим индустриальные площадки. Это новые рабочие места, это налоги. Кому-то это не нужно, потому что требует и денег, и использования административного ресурса. Так что стимуляция должна быть. На эти вопросы мы бы просили обратить внимание.

Спасибо за внимание.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (43) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.05.2016 08:10

    Хорошая речь.
    Речь государственного мужа.
    Государственного мужа, думающего и переживающего не только за небольшой регион под названием РТ, но и за 7-ю часть суши планеты Земля под названием РФ .
    Достойный продолжатель государственных традиций Чингизхана.
    Удачи!

  • Анонимно
    31.05.2016 08:19

    «БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНОВ НИЧЕМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ»
    Вот именно, что в нынешних реалиях только Татарстан и работает на всех, отдайте наши заслуженные 5 процентов!

  • Анонимно
    31.05.2016 08:30

    При каких делах тут Чингисхан?))

  • Анонимно
    31.05.2016 08:34

    соглашусь с РН: «БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНОВ НИЧЕМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ» "Некоторые регионы наращивают усилия. Это регионы доноры. А большая часть регионов ничем не занимается. Мы сегодня уже в каждом муниципалитете строим индустриальные площадки. Это новые рабочие места, это налоги. Кому-то это не нужно, потому что требует и денег, и использования административного ресурса. Так что, стимуляция должна быть".
    взять в "пример" моногород Вятские Поляны, промпарк "строится" чуть ли не с 2009г., в самый пик кризиса на градообразующем Заводе МОЛОТ, и еще не введен в эксплуатацию (правьте, если имеется иная инфа). понятно, что нелегкая эта работа, из болота тащить бегемота... ;) полноценных 6 лет и пусто. кое-как освоили федеральные средства, построили в чистом поле "хлев" и все, даже инвестора-резидента из РТ успели "выгнать" - http://navigator-kirov.ru/content/prompark-v-vyatskikh-polyanakh-ne-mozhet-konkurirovat-s-analogami-v-tatarstane но эт не главное. думаю, он (инвестор-резидент) удачно приземлится рядом, по-соседству, в пгтКукмор - промпарк "Кукмара", который является наиболее перспективным даже для ВП резидентов. остается пожелать успехов! унышлык! а пока - новая структура для... http://www.kommersant.ru/doc/2995644 с ув., Дамир.

    • Анонимно
      31.05.2016 11:15

      Да, В Кукморе уже в Советское время занимались рынком. В 1981 году купил плащ себе, ни чем не отличается от других. Но этикетка другая и написано на английскими буквами, но по-русский - " Made in Kukmor".
      Поэтому и реализация шла быстрее, т.к тогда такие этикетки были модными.
      Н.Наиль, пенсионер.

  • Анонимно
    31.05.2016 08:48

    Хорошая речь! Сосед - Ульяновская область не донор, а льгот гораздо было больше. Спрашивается откуда деньги на льготы населению?

    • Анонимно
      31.05.2016 17:08

      То же самое можно сказать про Марий Эл. Страшно датируемый регион и с очень большими льготами для населения.

  • Анонимно
    31.05.2016 09:40

    все правильно сказал, мин за вас)

  • Анонимно
    31.05.2016 10:22

    Мы же живем в федеративной стране. Должны башлять только за содержание фед.армии какогото гос.апарата и еще немножко. Норматив энная сумма за врп на 1 гражданина. Остальное оставлять себе. Никаких федеральных налогов. Крупные стройки осуществлять за счет кооперации. И пусть москва платит за своих 10 млн. Дармоедов.

    • Анонимно
      31.05.2016 12:05

      А вы знаете сколько стоит содержать современную боеспособную армию, что бы вы могли спокойно дома сидеть и по клавишам стучать?

      • Анонимно
        31.05.2016 12:53

        Значит по вашему логично все отдавать в центр и сидеть радоваться условно сильной армии. И еще мистер умник наша страна называется Российская Федерация. А теперь погуглите смысл слова Федерация. Больше мне сказать нечего.....

    • Анонимно
      31.05.2016 23:41

      Москва это мозг. Его кормить надо.
      А Татарстан без нефти будет хуже Мари Эл.
      Кто с этим поспорит?

  • Анонимно
    31.05.2016 10:44

    Я не согласен с этим предложением! Если у нас не хватает денег, почему мы тратим миллиарды на Рубин? Сколько в Казани долларовых миллиардеров, источники получения денег которых непонятны?

    • Анонимно
      31.05.2016 11:42

      Встречный вопрос - сколько денег тратит Газпром на содержание Зенита, а также на покупку и содержание иностранных команд? Газпром -национальное достояние и масштабы не сравнить с Татнефтью. Или вы считаете ,что одна Татнефть должна содержать всю страну?

    • Анонимно
      1.06.2016 06:55

      По данным Форбс в Татарстане нет ни одного доллорового миллиардера

      • Анонимно
        5.06.2016 16:09

        В списке Форбс также нет ни одного представителя Ротшильдов и Рокфельлеров.

  • Анонимно
    31.05.2016 10:48

    Такое понятие как бюджетный федерализм еще существует? Удивлен.

  • Анонимно
    31.05.2016 11:32

    Нефтяники добывают нефть около какой то деревни, разбивают дороги, портят экологию, губят воду и платят налоги Казани; но на развитие этой деревни (села), где добывается нефть, не выделяется ни копейки, ни рубля.Все для Казани и для юго-востока рт, но ни копейки этой деревне. Почему?

    • Анонимно
      31.05.2016 11:57

      хороший вопрос. разумно. а Вы обратитесь к РН: http://president.tatarstan.ru/reception либо ap.rt@tatar.ru уверен, что будет более эффективно, нежели здесь писать о проблемах. рад, что Вам небезразлична судьба Вашей малой Родины. помогите своей деревне сами, проявите свою активную гражданскую позицию - как минимум обратитесь в свободной форме с кратким изложением сути проблем. бюрократию (в хорошем смысле слова) никто не отменял. успехов! все получится! с ув., Дамир.

    • Анонимно
      31.05.2016 12:07

      У кого сила и власть тот себе и берет. Про деревню эту скорее всего никто и не знает даже.

    • Булгарин
      31.05.2016 12:16

      Почему, почему. Вы посмотрите законы, налоговый и бюджетный кодексы и потом вопросы будете задавать. Там все и написано, кому сколько. Это не выдумки Казани.

  • Анонимно
    31.05.2016 11:43

    "Некоторые регионы наращивают усилия — это регионы доноры, а большая часть регионов ничем не занимается." А на кой черт надо заниматься, если можно жить и на шару, получая всё из центра. Такая экономика порочна, кроме как плодить иждивенчество , ни к какому развитию не приведет. Мало-мальски разбирающему в экономике человеку понятно, что должно быть несколько центров роста в стране, а возле них начнут группироваться и остальные регионы. Весь мир так развивался и развивается. А у нас решили одновременно развивать все регионы, перераспределяя доходы, используя чрезмерную экономическую централизованность. Нет такой централизованности практически нигде, даже в Китае.


    Молодец Рустэм Нургалиевич. Аплодирую стоя. Хватит. Нужно оставлять большую часть налогов у себя. Это будет огромная польза как для региона, так и для России в целом.

  • Анонимно
    31.05.2016 12:20

    Горжусь нашим президентом

  • Анонимно
    31.05.2016 12:42

    Очень важную тему подняла Матвиенко - пока часть регионов создает производства, высокие технологии, развивает туризм, другая часть тихонечко пилит и ждет субсидий из Москвы. Пора это менять.

  • Анонимно
    31.05.2016 13:26

    А должны ли жители кварталов, в таком случае, перечислять налоги на содержание из без того благоустроенного Вахитовского района Казани, если в их дворах разбитые дороги и общая неблагоустроенность?

  • Анонимно
    31.05.2016 13:59

    Квартала поэтому и неухоженные что нас обирает Москва.

    • Анонимно
      31.05.2016 14:25

      Ну ну, Москва делает дороги, которые через год переделывать нужно??!!

      • Анонимно
        31.05.2016 18:10

        Вообще-то Москва себе дороги каждый год меняет. На какие шиши?

  • Анонимно
    31.05.2016 14:43

    Красиво сказал РНМ! Поддерживаю

  • ДавлетХАН
    31.05.2016 15:13

    Надеюсь что сотрясанием воздуха это не закончится.
    А Рустам Нургалиевичу позволили поднять действительно острую тематику. Татарстан с вами Рустам абый.

  • Анонимно
    31.05.2016 15:40

    Как сказал Жириновский в одной из передач Соловьева, регионам много денег давать не надо, все равно разворуют... Вот идеология федералов.

  • Анонимно
    31.05.2016 15:48

    Видимо самим мало.

  • Анонимно
    31.05.2016 16:07

    Только не противопоставляйте в комментариях РНМ федеральному центру. Это нормальная, живая, обоснованная дискуссия на поле Совета Федерации (который в общем-то для этого и существует). Аргументы РНМ четкие и понятные, думаю что услышаны.
    Г-н Силуанов вряд ли глупее, просто каждый действует с позиций своего поста.
    Матвиенко - молодец, возвращает Совфеду его прямые функции.
    Интересно и приятно читать, похоже федеральные гайки действительно начнут ослаблять.

  • Широка страна родная,
    Только места в ней мне нет,
    Каждый день одни упрёки,
    Будто даром ем свой хлеб.

    Ну, а я обычный парень,
    Нет, теперь-то уж мужик,
    И опять: «Какой мужик ты,
    Ничего коль не достиг»?!

    Не поверите, наверно,
    Вспомнил как отец берёт,
    Меня на руки в роддоме,
    А ему: «Вот, лишний рот».

    «Для чего с женою надо,
    Вам десятого рожать»?
    И отец тут вспомнил Бога,
    «Он решил его нам дать»!

    А когда учился в школе,
    Мне ботинки принесли,
    Шефы, с ближнего завода,
    Я ведь с бедной был семьи.

    Их парторг с такою помпой,
    Речь пред классом закатил,
    Что могло всем показаться,
    Мне машину он дарил.

    Я краснею и белею,
    Мне так стыдно за себя,
    Он сказал, мол, для таких вот,
    Наша горбится страна.

    Напряженье разрасталось,
    Все смотрели на мой рот,
    Ну и мне пришлось поклясться,
    После школы – на завод.

    А оттуда по призыву,
    Ждал меня Афганистан,
    Если честно, был там лишним,
    Но приказ страной был дан.

    И меня так воспитали,
    Благодарностью цвести,
    Долг за мною - за ботинки,
    И за чёрные шнурки.

    Время-времечко бежало,
    Рухнул с грохотом Союз,
    И опять я не вписался,
    Хоть окончил было ВУЗ.

    Во мне жилка не прижилась,
    Та, что к денюшкам вела,
    Хоть простое это дело,
    Отказавшись от стыда.

    Мне ребята говорили:
    «Нужен первый капитал,
    Сам виновен недотёпа,
    Маму бы в психушку сдал»?!

    Ветер сильный был зараза,
    Слезы в бельмы натекли,
    Вспомнил как мне на ботинках,
    Утром вяжет мать шнурки.

    Наш завод потом, умора,
    Не поверить с будуна,
    Мы с рабочими пропили,
    Взяли ящик коньяка.

    Там парторг подсуетился,
    Что ботинки мне дарил,
    Обещал златые горы,
    А потом, вдруг, всё забыл.

    Оказавшись снова лишним,
    Даже партии родной,
    (Эко дело, был ЕдРосом)
    Ладно хоть ещё живой.

    В их компанию не вписался,
    Я для них всё не такой,
    Креатива нет, без денег,
    Да к тому ж не голубой.

    Часто Бога поминаю,
    Не затем, что виноват,
    И жена: «Почисть ботинки,
    Они, вон, в углу стоят».

  • Анонимно
    31.05.2016 20:31

    Видео очень к месту.

  • Раз
    31.05.2016 20:50

    Молодец президент Татарстана! Рад за Вас!

    • Анонимно
      31.05.2016 21:15

      Если прислушаются нашемуПрезиденту,то Россия может стать самой благополучной страной. Здоровья Вам,Рустам Нургалиевич, мы уважаем и любим Вас!

  • Анонимно
    31.05.2016 22:57

    Наш президент очень умный, деловой. Мы поддерживаем вас!

  • Анонимно
    31.05.2016 23:37

    "Некоторые районы наращивают усилия — это районы доноры, а большая часть районов ничем не занимается." А на кой черт надо заниматься, если можно жить и на шару, получая всё из Казани. Такая экономика порочна, кроме как плодить иждивенчество , ни к какому развитию не приведет. Мало-мальски разбирающему в экономике человеку понятно, что должно быть несколько центров роста в Республике, а возле них начнут группироваться и остальные районы. Весь мир так развивался и развивается. А у нас решили одновременно развивать все районы, перераспределяя доходы, используя чрезмерную экономическую централизованность. Нет такой централизованности практически нигде, даже в России.

    • Анонимно
      31.05.2016 23:46

      Зачем Альметьевск должен кормить Атню?

      • Анонимно
        1.06.2016 00:03

        В Атне что глава хуже? Или народ хуже чем в Альметьеске? Зачем Казань перераспредеояет из Нижнекамска в Тюлячи? Глава там плохой? Нет. Это государство и мыслить надо соотвественно.

  • Анонимно
    5.06.2016 17:00

    "31.05.2016 08:19 «БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕГИОНОВ НИЧЕМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ» Вот именно, что в нынешних реалиях только Татарстан и работает на всех, отдайте наши заслуженные 5 процентов!"
    Не только 5% отдали бы. А так при существующей сейчас кланово-родственно-бюджетной политике Татарстана, т.е. формирование бюджета только завязанными на элиту РТ структурами, подпитка из ФБ это вынужденная, обусловленная некоторыми объективными обстоятельствами. Если по справедливости, то не 50% нужно забирать , а как минимум 75%. Основания?. Пожалуйста. Одна из недавно ликвидированных госучреждений Татарстана (только одна) по самым скромным расчетам могла формировать доходную часть бюджета РТ в размере всего нынешнего бюджета РТ. НО!!! ни один из тех кто представлял эту структуру ни в каких отношениях с элитой РТ не состоял и не состоит и категорически не желали быть членкорами и академиками Академии наук Татарстана (которая кстати к Академиям наук никакого отношения не имеет). Если быть честным, то это не только в проблема Татарстана (в РТ просто открыто представлено, как никак государство РТ образовалось на год раньше РФ и с этим приходится считаться) но и многих регионов России. Поэтому например, в государственной программе РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утв. пост. Прав-ва РФ от 15.04.2014 № 328) - Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы не предусматривается. Есть ещё много чего, но на это нужно выделять время Эти факты (каждое слово подтверждено двойным официальным доказательством и одним неофициальным-аудиозапись БО) изложил, что бы у читателей БО меньше было иллюзий и они как то ориентировались и не попадались под развод. Обидно когда людей держат за лохов.
    Спасибо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль