Общество 
4.06.2016

Где истоки безнаказанности лукойловских мажоров?

Как создавалась крупнейшая частная нефтяная компания России

Прокуратура Юго-Западного административного округа Москвы уже в третий раз отказалась квалифицировать как хулиганство смертельно опасные гонки от полиции по Москве, устроенные пьяным сыном старшего вице-президента «Лукойла» Русланом Шамсуаровым. Скорее всего, неприкасаемый сынок неприкасаемым и останется, какой бы зуб на него у ГИБДД ни вырос. Уж слишком глубоко пустил свои корни офшорный «Лукойл» в российское общество...

Трижды прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела за хулиганство в отношении сына Руслана Шамсуарова - сына первого вице-президента «Лукойла» Трижды прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела за хулиганство в отношении Руслана Шамсуарова - сына первого вице-президента «Лукойла» Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

НЕПРИКАСАЕМЫЕ

История с мажорным сыночком первого вице-президента «Лукойла» Русланом Шамсуаровым, которому можно всё, с каждым днем обрастает новыми подробностями. Когда двадцатилетний «малыш», гонявший с компанией по тротуарам и через две сплошных от полиции на многомиллионном Гелендвагене, и его многомиллиардный папаша уяснили с помощью спецподразделения нацгвардии, что полностью соскочить от ответственности не получится, то они выбрали из двух зол меньшее. Они предпочли пятнадцать суток административки уголовному делу и сдались полиции в своем убежище в элитной больнице (малыш как бы сразу же приболел). Сдались, правда, после сто пятого отцовско-миллионерского предложения Азата Шамсуарова ментам порешать вопросы и забыть «мелкий инцидент».

Это же какую уверенность в собственной значимости и безнаказанности сыночка надо носить в гордо поднятой лукойловской голове, чтобы даже после трансляции гонок в сети, показа по телевидению, массовых публикаций и выступления главного московского полицейского предлагать решить вопрос полюбовно? Не знаю. Но в итоге, практически, безобидная административка. И хотя уголовные статьи о хулиганстве, о попытке подкупить сотрудников правоохранительных органов, об оскорблении представителя власти и так далее никто не отменял, сыночек так и не стал обвиняемым по уголовному делу. Мол, они и так пошли навстречу общественному мнению и «сурово» наказали малыша. Административно наказали. Ну-ну-ну, сыночек!

А знаете, меня во всей этой истории интересовал один вопрос — откуда в них, олигархических отцах и детях, такая уверенность в собственной безнаказанности, в том, что для них никогда ничего плохого не может быть? По крайней мере, в этой стране. Может быть, здесь надо отталкиваться от самой истории компании «Лукойл»? Может быть, именно многолетняя безнаказанность и стопроцентная уверенность в том, что «с нами будет всегда всё очень хорошо», и передается как новым высокопоставленным сотрудникам, так и их детям? Почти на генетическом уровне?

А давайте посмотрим на тот большой и весьма странный путь, который прошла компания «Лукойл» за последние двадцать лет. Нет, не на весь путь, который был долгим и изобиловал загадками, а лишь на некоторые весьма удивительные моменты. И, возможно, именно тогда удастся понять причины этой самой уверенности в безнаказанности и непогрешимости.

ЮНОСТЬ «ЛУКОЙЛА». КАК СТАТЬ МИЛЛИАРДЕРОМ ЗА ОДИН ГОД

«Лукойл» появился на свет в годы, когда предприятия нефтяной отрасли находились под контролем нескольких министерств, одни ведали добычей, другие — переработкой, третьи выполняли задачи по реализации продукции. Однако молодому замминистра нефтяной и газовой промышленности это удалось. Звали его Вагит Алекперов.

Тут нельзя забывать об историческом моменте, в который создавалась компания. Страна разваливалась. Предприятия оказались без прежнего контроля со стороны государства со всеми вытекающими — это плюс. Минус — куча новых проблем: где брать деньги на развитие, куда сбывать готовую продукцию.

В условиях нестабильности и отсутствия гарантий на будущее убедить руководителей собраться под одну крышу было не слишком сложно. Хотя, как признался в одном из интервью Вагит Алекперов, приходилось «убеждать и давать личные гарантии». Какие? И какими методами убеждать? Можно предположить, что это — гарантии остаться «у руля» некоей структуры концерна или гарантии получить «хлебную» министерскую должность. Как бы там ни было, постановлением Совета министров СССР № 18 от 25 ноября 1991 года был создан государственный нефтяной концерн «ЛангепасУрайКогалым-нефть», в который вошли нефтедобывающие предприятия «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз», «Когалымнефтегаз» и перерабатывающие — «Пермнефтеоргсинтез», Волгоградский и Ново-уфимский НПЗ, а также Мажейкяйский НПЗ, расположенный в Литве, который по понятным причинам из концерна вскоре выпал. На день рождения крупнейшая российская нефтяная компания получила роскошный подарок из числа министерств, нависавших над отраслью, осталось только Минтопэнерго. У ведущего чиновника, влиявшего на подготовку многих судьбоносных для отрасли решений, руки оказались развязанными. Не воспользоваться этим было бы грешно.

Первый вице-президент «Лукойла» Азат Шамсуаров Первый вице-президент «Лукойла» Азат Шамсуаров Фото:lukoil.ru

Почти сразу концерн сложное имя сменил на простое и звучное — ЛУКОЙЛ. За что автор нового брэнда — вице-президент компании Равиль Маганов — получил немалую по тем временам премию в 300 рублей.

Вопрос приватизации в начале девяностых решался стремительно. Экономисты и политики убеждали население в крайней необходимости быстрых решительных мер. Простой люд в ваучерах и акциях не понимал ни бельмеса, что понимающим было на руку. Государственная собственность только в однородной массе необъятна, когда же ее делят — много не бывает. Но те, кто был близко к правительственному телу, успели о себе позаботиться.

В середине 1992 года началась работа над указом «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения», и уже в ноябре он был подписан президентом России Борисом Ельциным. Бывший у руля Минтопэнерго Виктор Черномырдин в декабре получает кресло премьер-министра, а на его место в начале 1993-го приходит друг Алекперова Юрий Шафраник, ранее возглавлявший «Лангепаснефтегаз». Для создателя ЛУКОЙЛа зажегся негасимый зеленый свет.

Буквально через три месяца, в апреле, постановлением правительства России учреждается акционерное общество открытого типа «Нефтяная компания ЛУКОЙЛ». В его уставной капитал вносятся контрольные пакеты акций крупнейших нефтяных предприятий из Волгограда, Тюмени, Перми, на которых работают десятки тысяч рабочих. В руках компании оказываются 65 млн. тонн ежегодно добываемой нефти, многомиллиардные валютные обороты. В ноябре утверждается Сводный план приватизации и регистрируется первая эмиссия акций ЛУКОЙЛа. Государству министерские работники скромно отвели долю в 45% (за государственными интересами следили свои люди), а 45,77% запланировали реализовать через специализированный чековый аукцион. Это было только начало планомерного перевода народной некогда собственности в частную. С годами доля государства будет «худеть», а доля руководителей ЛУКОЙЛа — «толстеть».

В апреле 1995 года Борис Ельцин подписал указ, по которому разрешалось проведение в нефтяных компаниях вторичных эмиссий для обмена на акции дочерних компаний. Это означало, что можно рисовать активы буквально из воздуха и «законно» размывать долю государства.

Проводившуюся фантастическими темпами приватизацию сейчас откровенно называют раздачей «своим» государственных предприятий. Об этой позорной странице истории страны стараются лишний раз не говорить. И все же напомним, что именно тогда ЛУКОЙЛу достались контрольные пакеты акций 9 нефтедобывающих, сбытовых и сервисных предприятий в Западной Сибири, на Урале и в Поволжье.

Тогда же крупным акционером и стратегическим партнером ЛУКОЙЛа становится американская Atlantic Richfield Company (ARCO). За ЛУКОЙЛОМ закрепляется репутация проамериканской компании, и с размещением американских депозитарных расписок (впервые за историю российских нефтяных компаний) ей широко открывается дверь на международный фондовый рынок.

К особому положению самой большой и богатой в России нефтяной компании высокопоставленные чиновники относились благосклонно и помогали всеми доступными им средствами: экспортные квоты, попустительство к невыполнению обязательств перед федеральными программами и так далее. Бывший глава Минтопа Виктор Калюжный любовно называл ЛУКОЙЛ «золотым запасом» нефтяной отрасли России. Еще бы, на долю этой компании приходится более 20% добычи нефти страны. Кстати, Виктор Черномырдин не уставал убеждать сомневающихся, что где ЛУКОЙЛ, там государственные интересы. Никто не верил, но перечить не рисковали.

Справедливости ради надо заметить, что власти иногда обращали критический взгляд на своего крупнейшего льготника. В начале 1997 года Счетная палата пыталась разобраться с ЛУКОЙЛОМ: аудиторы выявили грубейшие финансовые нарушения. Обнаруженные в результате обысков документы свидетельствовали: компания при экспорте систематически уклонялась от уплаты государству налогов в особо крупных размерах. Даже зашла речь о возбуждении в отношении руководителей уголовного дела. Но закончилось все в июне 1997 года постановлением председателя правительства Виктора Черномырдина, из которого следовало, что ЛУКОЙЛ мог не торопиться с возвращением долгов государству.

Вице-президент компании Равиль Маганов — получил немалую премию за звучное название концерна - ЛУКОЙЛ Вице-президент компании Равиль Маганов — получил немалую премию за звучное название концерна - ЛУКОЙЛ Фото: lukoil.ru

В апреле 2002 года Счетная палата выявила нарушения в уплате акцизов за 2000 и 2001 годы «Нижегород-нефтеоргсинтезом» и «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезом» — дочерними структурами ЛУКОЙЛа. Используя схемы по уходу от налогов, компании «надули» бюджет в 2000 году на 245 млн. руб., а в 2001-м — на 2,7 млрд. руб. Итоги проверки были направлен в Министерство по налогам и сборам в Федеральную службу налоговой полиции. Там итоги и сгинули.

На других фронтах у нефтяного гиганта тоже все отлично. Успешно решает компания задачи транспортировки нефти и нефтепродуктов. В руках ЛУКОЙЛа оказывается контрольный пакет акций Мурманского морского пароходства, реализуется крупномасштабная программа по строительству собственного танкерного флота. Что не может позволить себе страна — может частная компания. Пять танкеров построено на «Адмиралтейских верфях», еще пять танкеров ледового класса — в Германии на верфи MTW в Висмаре. Помимо танкерного транспорта ЛУКОЙЛ инвестирует в ряд трубопроводных проектов, включая Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), различные российские проекты по строительству нефте- и газопродуктопроводов.

Интересной для наблюдателей оказалась и покупка Getty Petroleum Marketing inc, владеющей 1300 АЗС в 13 штатах на северо-востоке США. Поговаривали о помощи американских покровителей. Как бы там ни было, лидеры мировой «нефтянки», давно действующие на свободном рынке нефти и нефтепродуктов и достигшие успехов в определенной специализации, избавляются от «ненужных» НПЗ и АЗС. У российских компаний к оптовым продажам свой интерес — в этой цепочке неплохо «отмываются» деньги.

К концу 2001 года ЛУКОЙЛ окончательно сформировался как вертикально интегрированная компания. К интересам в Евразии добавились интересы в Южной и Северной Америке, в Северной Африке. Компания 50% своих доходов стала получать от продажи нефти, 40% — от переработки и оптовых продаж, 10% — от розницы. Чистая прибыль в 2001 году составила $3,012 млрд.

КАЗУС КУКУРЫ

Об этой истории много писали. Как в восьмом часу утра 12 числа на железнодорожном переезде возле поселка Внуково сразу после поворота у магазина затормозил шестисотый «Мерседес», перед ним встала подрезавшая его «Волга» с синими милицейскими номерами. Как из нее вышли четыре автоматчика в черно-белом камуфляже и масках, остановили служебную немецкую машину под предлогом проверки в ходе спецоперации. Как охранник «человека № 2» в лукойловской иерархии, тридцатилетний Алексей Шахов из частного охранного предприятия «Луком-А», вышел из машины в надежде поделиться с силовиками подозрениями по поводу «Жигулей», преследовавших незадолго до этого «мерседес». И как затем автоматчики увезли на «Волге» Сергея Кукуру, а его охранник и водитель очнулись на заднем сиденье своего служебного автомобиля, оказавшегося у деревни Зайцево. Очнулись через несколько часов с мешками на головах и с остатками героина в крови.

О том, что первого вице-президента нефтяной компании не просто так похитили, а взяли в заложники с целью получения выкупа, стало достоверно известно через день, когда сотрудники службы безопасности «ЛУКойла» и милиционеры просмотрели видеокассету с записью обращения самого похищенного. Кассету нашли на могиле другого вице-президента компании, Виталия Шмидта, загадочным образом скончавшегося после конфликта внутри корпорации. Именно это место на Анкудиновском кладбище в Подмосковье указали позвонившие в службу безопасности неизвестные. Видеообращение подтвердило серьезность претензий похитителей на три миллиона долларов и три миллиона евро в мелких купюрах.

А потом начались игры нефтяников, оперативников и аналитиков разных спецслужб вокруг выкупа и условий его передачи. СМИ использовали как оружие в информационной войне. «ЛУКойл» объявил о награде в миллион долларов тому, кто поможет найти первого вице-президента. По телевизору показали две дорожные сумки с купюрами, якобы приготовленные для похитителей, а газетчики пришли к выводу, что такое количество денег может поднять разве что вертолет. Замелькали версии: внутренние разборки, происки конкурентов из других нефтяных гигантов, рэкет силовиков. Не забыли и о чеченцах. Под горячую руку подвернулся даже «Спартак» — только что в этом футбольном клубе, входящем в империю «ЛУКойла», разразился конфликт вокруг Дмитрия Сычева.

Сергей Кукура Сергей Кукура Фото: lukoil.ru

Самой экзотической казалась версия официальная — «похищение ради выкупа». Она вызывала сомнения даже суммой выкупа (три миллиона долларов и столько же евро). Тем временем журналисты откуда-то взяли, что только акции Кукуры стоят не меньше 50 миллионов долларов. Одна газета сообщила, что он зарабатывает в месяц почти два миллиона долларов, проводили аналогии с другими известными заложниками. Стоит ли заводить такое стремное дело, как умыкание «второго человека» могущественной компании, чтобы просто перехватить немного наличных? Поэтому заговорили о заграничных счетах на имя первых лиц корпорации, которые Кукура, курировавший все денежные операции нефтяников, должен был знать наизусть. Вспомнили Шмидта, погибшего как раз после попытки упорядочить финансовые взаимоотношения «ЛУКойла» с офшорами... Узнали, что именно по инициативе Кукуры накануне отстранили Николая Куликова, руководившего в корпорации дочерней фирмой по арктическим танкерным перевозкам. В ответ Куликов скрылся с документами фирмы, которые могли касаться нового проекта по транспортировке топлива из Мурманска в США, где «ЛУКойл» купил сеть заправок.

Странное дело! Как это в нарушение всех правил охранник вышел из машины к людям в масках? Откуда такое бережное отношение к нему и водителю? Похоже на инсценировку. Скорее всего, задача не в выкупе, а в выкачивании конфиденциальной информации из Кукуры. Это может понадобиться и коллегам по бизнесу, и государевым людям, которые именно сейчас, в пору передела собственности и выхода нефтяных компаний на американский рынок, хотят получить основания для шантажа, для «откусывания» кусков «ЛУКойла». Одно его временное, неконтролируемое «ЛУКойлом» отсутствие — уже удар по компании, оно дискредитирует все наработки, о которых он мог знать, ставит под удар не только полутеневые финансовые операции, но и биржевые успехи корпорации. Кто знает, что там из Кукуры под наркотиками вытянут.

...На тринадцатый день после 12 сентября Сергей Петрович Кукура нашелся.

По его словам, на рассвете 25-го его подняли, вывезли в поле и оставили с мешком на голове. Сначала он думал, что его будут убивать, но потом обнаружил, что похитители исчезли, оставив ему аккуратно сложенный рабочий костюм и немного денег. Проплутав по сельским дорогам, вокзалам и электричкам, он выяснил, что находится на территории Брянской области (а держали его, очевидно, за соседней границей, в родной Белоруссии). Оттуда и довез его до личной подмосковной дачи брянский таксист Виктор Филин, по дороге Кукура никуда не звонил, купил два ведра яблок и бутылку пива. Пустую тару ставший звездой Филин потом демонстрировал любопытным телевизионщикам.

Первым о счастливом избавлении своей правой руки узнал Алекперов, приехавший на служебную дачу вице-президента, куда того немедленно перевезли. Потом потянулись милиционеры, прокуроры и прочая служивая публика. Ничего вразумительного о похитителях Сергей Петрович не сказал. На следующий день его протокольно показали по всем каналам. А все, кто мог иметь хоть какое-то отношение к его поискам, заговорили о собственном большом успехе. Самым солидным выглядело поведение нефтяников, которые, скорее всего, и нашли способы воздействовать на захватчиков. Но прежде чем рассказать, что известно об их переговорах, стоило все-таки сообщить параметры главной переговаривающейся стороны. Чего, разумеется, сделано не было.

Однако, по мнению аналитиков, отслеживающих внутрикорпоративные отношения в ЛУКОЙЛе, незадолго до похищения Кукуры оказалось, что именно он и только он мог с помощью своей информации влиять на расклад сил в руководстве компании. Сергей Кукура реально имел возможность ограничить власть первых лиц. Вывод напрашивается сам. Как наиболее близкую аналогию можно привести загадочную смерть Виталия Шмидта, другого вице-президента ЛУКОЙЛа. Тогда, в 1997 году он также контролировал все лукойловские офшоры и, как и Кукура, занимал серьезное место в лукойловской иерархии.

Так или иначе, но Кукуру предупредили (с намеком на покойного коллегу Шмидта) и впоследствии Кукура вел себя спокойно и лояльно.

Вагит Алекперов на встрече с Владимиром Путиным Вагит Алекперов на встрече с Владимиром Путиным Фото: kremlin.ru

ОФШОР. ЕЩЕ ОФШОР

К 2003-му году в зонах льготного налогообложения у ЛУКОЙЛа около полутора сотен «дочек» и «внучек» — в Израиле, на Каймановых островах, на острове Мэн, на Мальте... Плюс неимоверное количество трастовых фондов. Все это беспокойное хозяйство в первую очередь необходимо, чтобы выводить из России деньги, «отмывать» их и периодически возвращать под видом «портфельных» иностранных инвестиций, чтобы заработать еще несколько десятков миллиардов валюты, которые впоследствии тоже, конечно, будут выведены в офшоры.

Как это тогда делалось? Просто, как все гениальное. Выручка с продажи за рубеж российской нефти переводится в зарубежный траст, на счета компаний, зарегистрированных на Кипре, Виргинах, либо еще где. Номинально трастовые компании никакого отношения к ЛУКОЙЛу не имеют: их учредители — почтенные иностранцы, зарабатывающие на жизнь именно созданием подобного рода структур. Доказать, что реальными владельцами офшорных фирм и банковских счетов на астрономические суммы, являются топ-менеджеры ЛУКОЙЛа практически невозможно.

Периодически какая-нибудь «Малина лимитед» (это не шутка, у ЛУКОЙЛа реально имелась «дочка» с таким названием) с Виргинских островов, де-факто принадлежащая одному из членов совета директоров компании, изъявляет желание поучаствовать в российском нефтяном бизнесе в качестве зарубежного инвестора. Так чистенькие деньги со счетов «Малины» вкладываются в освоение месторождений Каспия или Тимано-Печоры, и иностранная «дочка» на полных законных основаниях выкачивает из России новые миллиарды.

Весьма показательной может служить история с Каспийским проектом. В начале 90-х ЛУКОЙЛ решил заняться разработкой нефти на шельфе Каспийского моря. Одна беда: официально у компании, перманентно жалующейся на тяжелое материальное положение и задерживающей выплату налогов, свободных денег, которые можно было бы вложить в освоение Каспия, не было и нет. Зато этих самых свободных средств в изобилии имелось на счетах зарубежных трастовых компаний. Все, что было необходимо сделать, — по-скорому создать инвестора, который мог бы официально вложиться в проект. Что и было с блеском исполнено.

Весной 1992 года на Виргинских островах некто Йоханн Дойс зарегистрировал компанию «Оман ойл компани». Спустя буквально несколько месяцев эта фирма стала одним из соучредителей Каспийского трубопроводного консорциума (два других — Россия и Казахстан). К слову, предварительная договоренность об этом была достигнута в ходе личной дружеской беседы, когда премьер-министр суверенного Казахстана Сергей Терещенко и министр нефтегазовой промышленности России Виктор Черномырдин по-простому заскочили к Дойсу в гости сразу же после регистрации «Оман ойла» (наши СМИ долго еще потом будут называть ее национальной компанией Омана). Два с половиной года спустя парламент Азербайджана ратифицировал «контракт века» по освоению трех нефтяных месторождений на шельфе Каспия: Чираг, Азери и Гюнешли...

Эстафету «национальной компании Омана» затем подхватила другая фирма, также имеющая непосредственное отношение у ЛУКОЙЛу. Отсутствие на Каспии плавучих буровых установок не смутило ЛУКОЙЛ. Подходящая недостроенная буровая нашлась в Астраханском порту. Чтобы купить ее, 23 января 1997 года была организована фирма под названием «Хазойл» (зарегистрирована в офшорной зоне на Каймановых островах). Учредитель — вице-президент ЛУКОЙЛа Виталий Шмидт. «Хазойл», выступая в роли уважаемого иностранного инвестора, заключила договор с «ЛУКОЙЛ-Астраханьморнефтью» в лице г-на Решетняка. Все происходит ласково, по-семейному. Кредиты на покупку вышки (около $30 млн.) тоже берут у «родственников» (иностранных опять же партнеров зарубежного инвестора), трастовых дочерних компаний ЛУКОЙЛа — Elliott Inv. PLC с Сейшельских островов (документы подписаны тамошним аборигеном Вячеславом Ракчеевым) и Reimond Trading and Inv. SA из Панамы, официальный руководитель которой, некий израильский гражданин по фамилии Мор, нанял на должность директора все того же Виталия Шмидта, вице-президента ЛУКОЙЛа, одного из самых богатых людей в России.

Правда, эта работа по совместительству в нескольких компаниях Шмидту на пользу не пошла. Вскоре он скоропостижно скончался. Вложенные Шмидтом в проект личные средства из контролируемых им трастовых компаний ЛУКОЙЛ отдавать наследникам не желает, и без малого $50 миллионов по поддельной генеральной доверенности уходят на счета многочисленных «дочек-внучек» и «правнучек» генеральной компании НК ЛУКОЙЛ.

Тендер на освоение каспийской нефти разыгрывается также силами «дочек-внучек». ЛУКОЙЛ-«папа» открывает в Калмыкии «ЛУКОЙЛ резерв инвестмент», калмыцкий «ЛУКОЙЛ резерв инвестмент» учреждает на Кипре «Реформ инвестментс» и «Кортинвей трейдинг ЛТД» (зарегистрированы двумя тамошними конторами, прописаны по одному и тому же адресу). У обеих фирм — солидный уставной капитал. Откуда? А как вы думаете, если даже счета за оплату офиса кипрская «Кортинвей трейдинг ЛТД» отправляет калмыцкой «маме» — «ЛУКОЙЛ резерв инвестмент», «дочке» большого ЛУКОЙЛа. Формально все чисто, и две свежеиспеченные кипрские фирмы участвуют в тендере на разработку каспийского шельфа как самостоятельные иностранные компании.

По ходу тендера две «сестры» даже не потрудились изобразить честную конкурентную борьбу. «Реформ инвестментс» выигрывает у «Кортинвей трейдинг ЛТД» с перевесом в $5 тысяч (контракт при этом, напомним, на много миллиардов).

Впрочем, перевес в пять тысяч — это еще в рамках приличий. При захвате Тимано-Печоры было круче. Когда в июне 1998 года госпакет акций бывшего госпредприятия «Архангельскгеолдобыча» (АГД) выставили на аукцион (начальная цена — $50 млн.), заявок на покупку поступило всего две: от ООО «АГД-инвест» и ООО «В.А.-инвест». Первое ООО предложило 300 млн. рублей, а второе, победившее, — больше на... 1 рубль! И 73,5% акций АГД стали собственностью ООО «В.А.-инвест». По мнению некоторых аналитиков, эти «В» и «А» — всего лишь инициалы Вагита Алекперова.

Итоги тендера по Каспию можно, пожалуй, считать даже более удачными. Ведь, помимо прочего, по условиям конкурса кипрскому инвестору ушли 9% государственных акций отечественного нефтяного гиганта, к продаже которых государство наше давно и тщательно готовилось, что не помешало выручить за них чуть более 30% реальной цены. Акции ушли ровно в тот момент, когда цена на них была минимальной.

К слову, в тендере повторно была разыграна астраханская недостроенная буровая, за которую покойный Шмидт уже частично расплатился. Чтобы не тратить деньги на новую установку (да и где ее взять?), ЛУКОЙЛ быстренько переименовал буровую. Если по документам «Хазойла» она проходила как «Морава», то через «Реформ инвестментс» ее провели как «Астру».

.
Фото: tatarstan.ru

Если одни «дочки» помогали ЛУКОЙЛу расширять сферу влияния и умножать капиталы руководства, то дело других — миминизировать затраты и помогать «папе» уходить от налогов. В этом плане наиболее занимательной представляется история лукойловских «дочек» на Байконуре, который в офшор превратился исключительно стараниями местной администрации.

Тогдашний глава этой самой администрации г-н Дмитриенко неожиданно проникся горячей любовью к «нефтяным деткам»... Вообще по жизни Дмитриенко придерживался тех взглядов, что малое предпринимательство — суть двигатель российской экономики и надо его всяко поддерживать, предоставляя, в частности, налоговые льготы. Одним из субъектов малого бизнеса, щедро облагодетельствованных г-ном Дмитриенко, стала нефтяная компания ЛУКОЙЛ — крупнейшая в России, с многомиллионным годовым оборотом. Строго говоря, с формальной точки зрения местные лукойловские «дочки» вполне были малыми предприятиями: 3–5 человек, тесный офис... Такие фирмочки регистрировались здесь во множестве. Зачем? А затем, чтобы якобы арендовать мощности на нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем ЛУКОЙЛу-«папе». Вся прибыль в этом случае числится за крошкой-дочкой, которую г-н Дмитриенко освобождает от налогов. Всего на территории города было зарегистрировано девять организаций, получивших от главы администрации крупные налоговые льготы. Они «арендовали» имущество ОАО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Нижегороднефтеоргсинтез», ОАО «Московский НПЗ». Дмитриенко так увлекся благотворительностью (которая, полагаю, щедро оплачивалась заинтересованными лицами), что даже проигнорировал правительственное постановление от 25 октября 2001 года, запрещающее байконурской администрации давать эти самые льготы по федеральным налогам.

Результатом деятельности байконурского филантропа стал грандиозный скандал — Счетная палата выявила нарушения в деятельности компаний, принадлежащих ЛУКОЙЛу, и раскрыла факты уклонения от уплаты акцизов в 2000 и 2001 годах на общую сумму почти в три миллиарда рублей. Итоги проверки были направлены в Министерство по налогам и сборам, Федеральную службу налоговой полиции и правительство. В официальных бумагах говорится, что Дмитриенко, пользуясь своими полномочиями, нанес консолидированному бюджету Российской Федерации существенный ущерб. В общем и целом, байконурский офшор прикрыли.

И это лишь малая часть вех на великом пути «Лукойла». На пути к миллиардам долларов, превратившихся из российских в лукойловские. На пути к уверенности в собственной безнаказанности и к вседозволенности собственных деток, уверенных в том, что, никаких запретов для них не существует. А, может, завтра, если в приподнятом настроении, то и пострелять можно будет. В толпу.

P.S.

Как сообщил представитель СК Владимир Маркин, по факту оскорбления сотрудников полиции молодыми людьми, устроившими гонки по столице на элитном внедорожнике Mercedes Gelandewagen, начата доследственная проверка. Он уточнил, что поведение нарушителей «может квалифицироваться статьей Уголовного кодекса РФ 319 — публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей». Статья не самая страшная и предусматривает лишь исправительные работы. А незадолго до этого, прокуратура Москвы во второй раз отменила уголовное дело о хулиганстве [теперь уже три раза]. То есть сынок первого вице-президента ЛУКОЙЛа и его дружки счастливо избежали наказания по статье о хулиганстве, предусматривающей наказание на срок до семи лет лишения свободы и отделаются максимум исправительными работами. Как всегда, из двух зол выбрали меньшее.

Но напоследок мне просто очень захотелось процитировать формулировку статьи 213 из Уголовного Кодекса РФ «Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка».

Нет! Нет! У лукойловских мажоров все совсем не так! Там может быть только «оскорбление представителей власти», которое до года исправработ. А про хулиганство, где до семи лет, ни-ни. Как же можно?! Они же дети!

Новый блог Олега Лурье, 31.05.2016

Олег Лурье — журналист, специализирующийся на журналистских расследованиях, один из создателей газеты «Версия», кавалер британского ордена Святого Станислава II степени и Серебряной Звезды «за вклад в мировую журналистику и смелость в журналистских расследованиях» (2004).

Родился в 1963 г.одув Харькове в семье учёного-гидрогеолога, доктора геолого-минералогических наук, профессора Лурье Анатолия Ионовича. Мать — Ширинская Адиля Измайловна, инженер-машиностроитель.

Журналистикой начал заниматься в 17 лет, первые публикации появилась в 1980 году в харьковской газете «Красное Знамя».

Окончил филологический факультет Харьковского государственного университета, отделение русской литературы (1988), экономический факультет Российского нового университета (РосНОУ, 2003).

1989 — в течение года жил в Канаде, в Торонто, работал консультантом в отделе русской литературы в книготорговой компании «White Way Enterprise», позднее стал её совладельцем.

Был главой созданной им компании по организации гастрольных туров звёзд советского рока и эстрады (Ларисы Долиной, Владимира Кузьмина, Александра Барыкина, Сергея Пенкина и др.), обозревателем отдела расследований холдинга «Совершенно секретно», специальным корреспондентом отдела расследований «Новой газеты», специальным корреспондентом отдела расследований «Экспресс-газеты», шеф-редактором ООО «Издательский дом «Час-Медиа», издателем журнала «Вслух о...», главным редактором основанного им же журнала «Jeans» и журнала «ВВП (Валовый внутренний продукт)», генеральным директором издательского дома ООО «Алиса Инвест», президентом Международного славянского благотворительного фонда, в течение года по приглашению Жириновского работал в пресс-службе фракции ЛДПР в Государственной Думе РФ.

2000 — подвергся нападению, но преступники так и не были найдены.

2008 — был арестован по подозрению в вымогательстве и мошенничестве, вины не признал, называя дело заказным. Был приговорён к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима с выплатой компенсации потерпевшим в размере 200 тыс. руб.

На тот момент при официальной зарплате в 7 тыс. рублей в месяц и 5 тыс. рублей у его жены имел в собственности:

  • шесть автомобилей премиум класса — внедорожники «Порше Кайен» и «Ауди All Road»;
  • легковые автомобили «Мерседес S-500», «Ауди ТТ», два автомобиля «Ауди А6»;
  • две квартиры в Москве и трехэтажный загородный особняк в 17 км от Москвы с гаражом на несколько автомашин, отдельным помещением для охраны и плавательным бассейном на земельном участке в 25 соток.

2011 — был оправдан «по предъявленным обвинениям ввиду отсутствия в его действиях состава преступления и в связи с оправдательным вердиктом присяжных заседателей», за ним было признано право на реабилитацию и компенсацию от государства причинённого вреда.

Автор книги «Украденная Россия: журналистские расследования» (2002).

Женат, двое детей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.06.2016 09:34

    "Дурят нашего брата"

  • Анонимно
    4.06.2016 09:35

    Лажа какая-то с претензией на "журналистское расследование". У нас виоланчелисты и то в оффшорах хранятся, а кто-то еще думает, что корпорации должны быть в российской юрисдикции, нашли дураков.

  • Анонимно
    4.06.2016 09:45

    Все жаловались на кавказских джигитов лихо ездящих по Москве, но уважающих и побаивающихся полиции. А тут выросший в центре России нефтемажор со своим мажориком бросили вызов полиции и всей правоохранительной системе. Вдумайтесь в лексикон папаши: " позвоню министру, буду ужинать у главы полиции и т.п. Отсюда и поведение подвыпившего или обкуренного малайки, отдавший руль приятелю и ведущий репортаж своей "гонки".Они могли не только сами сбить людей но и подставить под дтп полицейские машины. Надо было немедленно стрелять по колесам, а трех наглецов мордой в асфальт и на принудительное обследование на спиртоту и наркоту. А девушку арестовали зря, что она могла сделать с этими взбесившимися кобелями.

    • Анонимно
      4.06.2016 11:46

      пуси-райт на автомобиле с эскортом прокуроров? Те-то красавцы, закон читают как хотят?

    • Булгарин
      4.06.2016 13:00

      А че сразу не расстрелять? Почему мордой об асфальт? Так было бы распрекрасно, всех тех, кто ГИБДД не понравился и "ку-ку" в присядку перед ними не сделал, колокольчик на нос повесив, всех в расход. Или у нас все преступники, или все вретухаи на вышках, готовых стрелять, если лишний шаг в право или влево. Может понизим градус. Ведь тоже самое может с вами приключиться. Хотите, чтобы вас мордой об асфальт, или просто пристрелили за превышение скорости на дороге?

      • Анонимно
        4.06.2016 14:59

        Что-то я не поняла? Что такого со мной могло приключится? Я через двойную сплошную убегаю от полиции? С чего это? Ах да... Я уставшая с ночного клуба ехала, но в приподнятом настроении! Когда комменты пишете -головой думайте! При чем тут вертухаи? В США едешь по магистрали -не видно ни одного полицейского, но лично видела, как один нарушил скоростной режим и,откуда не возьмись, 2 машины полицейских: предупреждение по громкоговорителю- нарушитель моментально остановился и руки на капот. И стреляют там сразу, если не подчинились. И разницы нет, кто за рулем и что за тачка. А штрафы просто такие, что нарушить просто страшно!

        • Булгарин
          4.06.2016 15:24

          Простите, но не надо сравнивать США и Россию. Во-первых, там система построена по другому, там не гаишников. И во-вторых, там свободное ношение оружия. И потому такие действия полицейских. Да и адвокаты есть, которые могут и затаскать по судам того полицейского, тоже несмотря на должности и ранги. Так что там водители не такие уж и бесправные перед полицией. Потому не надо тут смешивать божий дар с яичницей.

        • Анонимно
          4.06.2016 18:06

          В России можно на участке дороги с ограничением 40км/ч, пересеч встречную и задавить пешехода на противоположной обочине безнаказанно. А Вы хотите чтобы за езду по газонам расстреливали? ГИБДД и так не совсем в "правовом поле"

    • Анонимно
      4.06.2016 13:32

      Вы про неё?
      На счету Мары Багдасарян, которая могла спровоцировать страшное ДТП на Кутузовском проспекте, оказалось более 140 штрафов за превышение скорости.
      Некоторые обстоятельства массовой аварии на Кутузовском проспекте, которая произошла в ночь на 3 октября, до сих пор не установлены. В том числе неизвестно, кто находился за рулем BMW, выброшенного на встречку: 18-летний студент одного из московских вузов Марик Гальперин, который погиб на месте, или девушка, известная в гоночной тусовке как любительница быстрой и неаккуратной езды. По данным полиции, 22-летнюю Мару Багдасарян неоднократно привлекали к ответственности за нарушения ПДД. Только за этот год на счету гонщицы скопилось 140 штрафов.
      Сейчас девушка в тяжелом состоянии с переломом таза и черепно-мозговой травмой находится в больнице. Еще двое молодых людей из BMW, а также водитель и два пассажира «Рендж Ровера» были госпитализированы. Возможно, из их показаний можно будет установить, кто находился за рулем мощного авто. На месте ДТП разобраться в этом вопросе было невозможно: и Марик Гальперин, и Мара Багдасарян от удара вылетели из машины.
      Впрочем, лидер движения стритрейсеров, создатель движения Smotra.ru Эрик Китуашвили после осмотра места аварии пришел к выводу, что за рулем находился все-таки юноша.
      — Люди, которые были в этом авто, очень сильно любят тачки. У нас не принято говорить: «Братан, давай садись за руль, я сяду рядом». Тем более Марик не посадил бы ее за руль, зная, что Мара не очень хорошо ездит, у нее огромное количество ДТП, — рассказывает Китуашвили. Сотрудники ГИБДД говорят, что они ранее задерживали девочку на этом авто, но они немного путают: у Мары был BMW X6 M. Передние части этих авто очень похожи, и цвет был почти идентичен.
      Напомним, ранее полицейские сумели восстановить приблизительную картину ночи на 3 октября. По их словам, автомобиль BMW на огромной скорости мчался по проспекту и вылетел на встречную полосу. Там он развернулся вокруг своей оси на 180 градусов и столкнулся с внедорожником Range Rover. От удара джип отбросило к остановке общественного транспорта, где он врезался в Porsche Cayenne, а после загорелся.
      Эта авария косвенно послужила причиной для еще одной. Двигавшиеся по Кутузовскому проспекту водители обращали внимание на происходящее и сбрасывали скорость. По словам очевидцев, водитель белой «лады» резко притормозил, и в этот момент сзади в его автомобиль на большой скорости врезался внедорожник Hyundai Tucson.
      Сотрудник вневедомственной охраны МВД, находившийся за рулем легковой машины, погиб. Его коллега, сидевший на пассажирском сиденье, получил тяжелые травмы и сейчас находится в больнице.

      • Булгарин
        4.06.2016 14:05

        Но не она вела машину, причем тут она. Она сидела сзади. Ее тоже мордой об асфальт или на месте расстрелять? Да и вообще не надо про другое. Тут другой случай. И не о том разговор.

    • Анонимно
      4.06.2016 14:36

      Так участники происшествия и есть все кавказцы, только выросшие в Москве, по крайней мере русского среди них нет ни одного. А то что общество столичное так разлагается. приведёт к саморазрушению этого общества.

      • Булгарин
        4.06.2016 15:29

        Тут вы уж точно ошиблись. Итак, водитель таджик. Владелец машины наполовину татарин, наполовину башкир. Сзади пассажиры. Армянка и русский. Все шишки на владельца машины, хотя он за рулем и не был.

        • Анонимно
          4.06.2016 19:39

          Вы правильно поняли, но неправильно интерпретировали уважаемый. Суь в том что среди нарушителей ни одного представителя титульной национальности, да и тот русский, что был на заднем сидении - копни глубже - далеко не русский.

          • Булгарин
            4.06.2016 20:41

            Во-первых, почему он далеко не русский? И по виду и по фамилии с именем вполне соответствуют русскости. Или вы считаете, что только нерусские совершают всякие проступки. Вот уж удивили!

            • Анонимно
              4.06.2016 21:10

              Написано же - копните глубже. Хотя, ради тешения вашего самолюбия и допущения вариативности - примем что это самый тихий участник - русский, акт бандитизма совершили как раз все "не местные" мягко , фигурально выражаясь .

  • Анонимно
    4.06.2016 10:57

    Да уж....
    А у меня счета из-за долга в 9 рублей в ПФ арестовали!

    • Анонимно
      4.06.2016 13:30

      Дак отомстить!
      Путин же учил.... Надо бить первым и как можно сильнее!

  • Анонимно
    4.06.2016 11:24

    замечательно и поучительно - про Лукойл. МАЛАДЕС

  • Булгарин
    4.06.2016 11:53

    Посмотрел их ролик с погоней и возникло ощущение, что мальчики попались под очередную компанию, вполне возможно, даже специально для этого и организованного, чтобы ударить по Шамсуарову. Что я вижу на кадрах.? Вот мальчишки гонят по пустому Ленинскому проспекту. Да, возможно, превысили скорость, высколчили на площадь и их пытаются остановить, но по тем репликам, которыми они обмениваются, они испугались, свернули на боковую улицу Вавилова, за ними погоня. И они как и многие "пацаны" в такой ситуации начинают убегать от тех, кто их догоняет. Логику двадцатилетних мальчишек не стоит сравнивать с действиями взрослых. По ролику они и сами не рады, но бравируют друг перед другом. И тут уж особо погоня по пустым улицам, правда несколько раз грубо нарушили ПДД. Я это к чему?

    Нет не оправдываю то, что они как солидные люди не остановились по приказу ГИБДД, не сидели смирно в машине, пока к ним вальяжным шагом не подошел бы инспектор и попросил права. Затем не начал отчитывать за превышение скорости и не стал выписывать штраф за превышение скорости. Сколько там штрафа?
    Так эти же мальчишки, может первоначальный импульс был - прокатит, махнут рукой, не погоняться. А тут устроили погоню, причем заведомо создав опасность для движения, имею в виду ГИБДД, Ведь можно было по номерам потом отправить штраф по адресу, наконец, вызвать в суд.

    Затем, началось обсуждение в СМИ, когда кто-то из них выложил в интернете то, что они там наснимали. Так ведь таких случаев даже в самой Казани происходит в день по много раз, причем с печальным итогом иногда. И никто по этому поводу не возбуждается. Ну гоняют по улицам, бывает и такое. А тут вспомнили про отца мальчишки, оказался вице-президент Лукойла. Но ведь не сын же Иванова, который на пешеходном перекрестке задавил насмерть женщину, а потом бросив машину своим секьюрети поехал дальше. Потом они там все зачищали. И ничего то и не было. Доказали, что она переходила переход на красный свет, свидетель таинственным образом исчез, а показания зятя, который все видел, признали, что он лицо заинтересованное, и потом чуть его не посадили за попытку шантажа.

    И теперь не уверен, что в таких случаях детей из первого, да и второго круга, будут тут так усиленно обсуждать. Сажать в кутузку, вытаскивать двумя отрядами ОМОН из больницы. Раскручивать по всем каналам ТВ. По сути, что же эти дети сделали? Именно, дети. Несмотря на то, что они дети какого-то бизнесмена. Превысили скорость и дважды выезжали во время погони на встречку, пересекая двойную линию. А такое ощущение, что они там передавили кучу народа, потом решили скрыться. Или участвовали в ограблении банка. За ними погоня несколькими машинами ГИБДД. Вот доблестные полицейские, пробив по номеру, кому машина принадлежит, получив одобрение своих действий от начальников, устроили показательную погоню.

    И тут же началась акция, мы не продаемся, нам телефонное право не указ. Мы тут самые честные и неподкупные. А этих избалованных мальчишек в "тюрму" сразу, по максимум. Думаю, с кавказцами возникла бы проблема, да и с детьми даже из третьего круга тоже думаю не стали бы связываться. Даже уже прокуратура отмела это уголовное дело как что-то излишнее.

    А потом спрашивают, почему это дети бизнесменов живут и учатся там за бугром. Там было бы все просто. Машина не в угоне, до этого не участвовала в каких-то преступных деяниях, кроме превышения скорости, за что его останавливать? Прислали бы кучу постановлений для явки в суд, владельцу машины. А в суде решали бы как наказать. Максимум, что могло грозить - это общественные работы на столько то часов, естественно без посадки к уголовникам в камеру. И штраф на умопомрачительную сумму, если нарушение было бы серьезным. А если бы доказали, что такое вождение угрожала безопасности других, то возможно и конфисковали бы машину. Все решает суд. А если остановили без явных причин, то в суд могли отправить и полицейских, как минимум за превышение должностных полномочий.

    • Анонимно
      4.06.2016 15:07

      Вообще-то за бугром поймали бы, отвезли в участок, предъявили бы обвинение, дождались адвоката, отпустили бы под огромный залог, а потом уже общались в суде.

      • Булгарин
        4.06.2016 16:04

        Вот, если бы было за что. А то ведь там такая система, что и полицейского могут как минимум выгнать с работы, а то и посадить, если допустили превышение своих полномочий. И потом, ситуация несколько иная. Во-первых, под залог отпускает только судья, а полицейский предъявляет только обвинение и потом доказывает свое обвинение в суде. Причем на стороне обвиняемого есть адвокат, который может в пух и прах разнести такое обвинение. И это затем повлияет и на карьеру самого полицейского, как специалиста. Потому прокуратура и сняла одно обвинение полицейских, потому как доказать или предъявить для доказательства нечего. Так пустые слова. И пока еще и с остальным вопрос не решен. Ведь Шамсуаров не вел машину, а его обвиняют в "Хулиганстве", в "Неподчинении и оскорблении представителей власти". Хотя в чем выразилось это хулиганство?

        • Булгарин
          4.06.2016 16:23

          Хулиганство и оскорбление выразилось в том, что они вели прямую трансляцию погони и что-то там кричали.Кстати, Ургант спародировал эту же ситуацию, когда в конце концов они подарили эту машину сотруднику ГИБДД.

  • Анонимно
    4.06.2016 12:30

    По-моему про Прокуратуру все ясно было после сюжета Навального, нет?

  • Анонимно
    4.06.2016 13:06

    Возможно, эта история и шумиха вокруг нее - ненавязчивое предупреждение ЛУКОЙЛу, что если перейти дорогу кому не надо, то можно лишиться поддержки свыше.

  • Анонимно
    4.06.2016 13:12

    Да здравствует наша неподкупная прокуратура! Привет Чайке!

  • Анонимно
    4.06.2016 13:48

    Прокурор всегда был круче полицейского. Полиция на своём уровне делов натворит а потом бегут в прокуратуру.
    Посмотрите как ездят сами полицейские ?!
    Хотели видимо денег срубить с мажора но он оказался им не по зубам. В покое оставить не могут т.к. сами резонанс создали а делу ход дать оснований 100% нет.

    Надо было стрелять по колесам и машину на штрафстоянку. Больше из этой ситуации ничего не выжьмешь

  • Анонимно
    4.06.2016 17:51

    Странные какие-то комментаторы. Статья о преступной прихватизации государственной собственности, а все обсуждают поведение мажоров на дороге.
    Когда будет пересмотр итогов приватизации? Откладывать уже нельзя.

  • Булгарин
    4.06.2016 20:50

    В России всегда может случиться так: был бы человек, а статья найдется. Вот уже СК новое дело против Шасуарова возбудил, который тянет на пять лет тюрьмы. Удивительная страна. Дочь одного депутата на машине сбила насмерть двоих, а получила условно какой-то срок. Тут погоняли на машине по Москве уже на пять лет тюрьмы тянет.

    Хотя будут знать кто в стране хозяин, кому можно, а кому нет. Вполне возможно пальцы растопырили и начали Путиным угрожать, мой папа только один звонок сделает и т.д. Пацаны, понты тоже надо кидать умеючи и знать когда и где.

  • Анонимно
    4.06.2016 21:32

    1. Оставим в покое стритрейсеров: по московским улицам еще не так гоняют, а площадка на Воробьевых горах перед МГУ практический каждый летний вечер забита дрифтерами, байкерами и прочими гонщиками, не являющимися ни мажорами, ни минорами.
    2. Лурье, вы щелкопер и дармоед, абсолютно не понимающий, чем госказна полнится, а ЛУКОЙЛ - один из трех крупнейших налогоплательщиков страны. При этом даже в вашем претенциозном сочинении нет ни одного упоминания о том, что ЛУКОЙЛ поднимал свои проекты на казенные деньги: спасибо, хотя бы, на этом. Так что бред некоторых "комментаторов" о преступной прихватизации остается бредом.
    3. Люди, которых вы пытаетесь выставить нечистоплотными аферистами, всю свою жизнь посвятили обогащению государства. На нефтяные деньги страна живет и обороняется десятки лет, а тысячи честных журналистов пишут об этом. Но вам, Лурье, этого не понять, посему и назвал я вас дармоедом (ваш личный автопарк и список недвижимости впечатляют).
    4. О куче исторических и фактологических ляпов даже говорить стыдно.

    Никакой анонимности:
    Михаил Галкин, нефтяник с 45-летним стажем

    • Анонимно
      4.06.2016 23:09

      Уж не с Алнаса ли вы случаем?

    • Анонимно
      5.06.2016 09:58

      Судя по комментарию, ЛУКОЙЛ все деньги отдает государству и управленцы думают только о народе)) бедный лукойл и как он только выживает...

  • Анонимно
    4.06.2016 21:52

    Всю России так разворовали. и продолжают воровать. Народ все нищунствует.

  • Анонимно
    5.06.2016 12:56

    Ох как достали эти воры и их родственники - беспредельщики!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    6.06.2016 16:46

    Чего-то такой же истерии не было, когда ребёнок израильского бизнесмена тоже самое сделал, только с ущербом для людей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль