Общество 
6.06.2016

Как казахский «пивной король» пытался отнять власть у «вечного» Назарбаева

«Пророссийскому» олигарху Тулешову чекисты Казахстана шьют дело о госперевороте

Казахстан пугают призраком «цветной революции»: сегодня местные спецслужбы распространили сообщение, что ее готовил известный в республике олигарх Тохтар Тулешов. Сам предприниматель с января находится за решеткой, но только сейчас ему начинают инкриминировать покушение на захват власти. Одновременно на западе РК джихадисты чуть не захватили целый город. О том, кто «раскачивает лодку» в Астане, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Тохтар Тулешов Тохтар Тулешов (скриншот с видео)

«ПРЕДПРИНИМАЛ КОНКРЕТНЫЕ ШАГИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАСИЛЬСТВЕННОМУ ЗАХВАТУ ВЛАСТИ»

Сегодня комитет национальной безопасности (КНБ) Казахстана назвал главного врага «вечного президента» республики Нурсултана Назарбаева. Им оказался крупный казахский предприниматель Тохтар Тулешов, который, как и положено олигархам, замышлял против своей степной родины госпереворот и «цветную революцию». На специальном брифинге, созванном в понедельник в Астане, представитель пресс-службы КНБ Руслан Карасев заявил буквально следующее: «Следствие располагает данными, что господин Тулешов ранее вел подготовительную работу, а с прошлого года предпринимал конкретные шаги по подготовке к насильственному захвату власти. План его действий предусматривал дестабилизацию обстановки в стране путем создания очагов напряженности, организации акции протеста и массовых беспорядков». Ну и так далее — по накатанному сценарию майданов и бархатных переворотов.

Сразу после этого громкого заявления, растиражированного информагентствами, у большинства наблюдателей возникло чувство, называемое в народе когнитивным диссонансом. Who is mr. Тулешов? Действительно ли он настолько могущественен, что посмел тягаться с «бронзовым» гигантом Назарбаевым? Ведь он же памятник — монументы «первому президенту» Республики Казахстан (РК) давно установлены и в Алма-Ате, и в Анкаре, не говоря уже об улице его имени в Казани. А Тулешов — это в лучшем случае набитый мешок с деньгами, который в любой момент можно реквизировать и вытряхнуть в другие карманы.

Судя по всему, так и произошло. Доподлинно неизвестно, демонстрировал ли владелец ТОО «Шымкентпиво» Тулешов «безумство храбрых», бросив перчатку политическому долгожителю Назарбаеву, но в одном сомневаться не приходится: его задержали еще 30 января 2016 года в ходе проведения спецоперации в Шымкенте. Тогда же у него изъяли то, с чем наивный олигарх, видимо, собирался атаковать неприступный назарбаевский дворец: огнестрельное оружие, наркотическое вещество и литературу (не уточняется, какую именно, но понятно, что экстремистскую). Но первоначально ни о каком «пивном путче» применительно к директору «Шымкентпиво» не говорилось — его подозревали в финансировании ОПГ и торговле наркотиками. Позднее к этому добавились организация убийства и похищение людей, причинение телесных повреждений различной степени тяжести, умышленное уничтожение чужого имущества и рейдерство.

Однако самое поразительное заключалось в том, что в казахстанских соцсетях сразу же после ареста Тулешова грянули фанфары: обезвредили пророссийского деятеля, который чуть ли не мечтал вернуть Астану под протекторат московского Кремля! Но для этого быть собственником Шымкентского пивоваренного завода, пусть и выпускающего 20 млн. декалитров в год, явно недостаточно. Необходимо иметь и другие изъяны в биографии. И их тут же нашли. К примеру, до 2011 года Тулешов состоял при Госдуме РФ председателем экспертного совета по экономическому сотрудничеству России, Казахстана и Беларуси. Или, например, до 2015 года он же считался полномочным представителем союза журналистов РФ в РК и центрально-азиатских государствах СНГ. А вот это вообще непростительно: с 2008 года пивной магнат числился «советником верховного атамана союза казачьих общественных объединений Казахстана по укреплению союзнических отношений с Россией».

Между тем в казачьем руководстве Южно-Казахстанской области РК корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что не знают в республике «никакого верховного атамана». «Возможно, Тулешов общался с Юрием Захаровым (в интернете позиционирует себя как «атаман Казахстана» прим. ред.), но его большинство наших казаков не признают, — недоуменно ответил собеседник нашего издания, решивший не раскрывать своего имени. — А так ни в Центральном казачьем войске, ни в Великом братстве казачьих войск фамилия Тулешова в основном никому ничего не говорит».

«СООБЩНИКИ» ТУЛЕШОВА — ИВАН ДОРН, ТИМАТИ И ГРУППА ЛЮДЕЙ В ПОГОНАХ

С самых первых дней задержания из Тулешова стали стремительно лепить «врага народа». Каких-либо доказательств его пророссийской позиции предъявлено не было, зато иного компромата нашлось предостаточно. Самыми «ударными» оказались слитые в интернет ролики с дней рождения дочерей Тулешова — Севиль и Даниель. Для того чтобы как следует поздравить их, казахский «пивной король». выписывал из России звезд шоу-бизнеса. Старшую, Севиль, развлекал Иван Дорн, а младшую, Даниель, — Тимати. Причем одно из празднеств с салютом и спецэффектами было организовано в стиле «Властелина колец». Народу, который в условиях кризиса все туже затягивал пояса, ролики, разумеется, не понравились. Но из них еще не следовало, что Тулешов — сепаратист и агент Москвы.

Тогда предпринимателя стали привязывать к волне майских митингов, захлестнувших Казахстан меньше месяца назад. Как рассказали на сегодняшнем брифинге казахских спецслужб, получены доказательства того, что акции протеста против так называемой земельной реформы, которые прошли в Атырау, Астане, Алма-Ате, Уральске, Кызылорде, были инспирированы и профинансированы Тулешовым еще в декабре 2015 года.

Что же это были за акции протеста? Народное возмущение вызвали поправки в республиканский Земельный кодекс, которые позволяли передавать землю в аренду иностранцам на срок до 25 лет. 21 мая митинги охватили Актау (бывший Шевченко), Атырау (бывший Гурьев), Актюбинск и Семипалатинск. «Зараза» «цветной революции» по обыкновению расползалась через соцсети и грозила взбунтовать весь Казахстан. Задержания производились жестко, но при этом в жертву народному гневу был принесен министр экономики РК Ерболат Досаев — его отправили в отставку, а поправки к кодексу заблокировал сам Назарбаев.

Теперь выясняется, что казахских революционеров, по мнению КНБ, финансировал Тулешов. Но как он мог сделать это, если еще с января находился в тюрьме? И на это чекисты Назарбаева знают ответ.

«Уже находясь в условиях следственного изолятора, Тулешов пытался воспользоваться сложившейся ситуацией в стране и организовать в мае 2016 года массовые беспорядки в городе Сарыагаш ЮКО, — заявил представитель пресс-службы КНБ Руслан Карасев. — Для реализации своих планов Тулешов вел целенаправленный поиск сторонников среди бывших и действующих высокопоставленных лиц правоохранительных органов, а также командования воинских частей Вооруженных сил страны».

Разумеется, такой страшный человек, как «пивной король», не мог действовать в одиночку. Он искал сторонников и обрел их с тем, чтобы их сразу повязал бдительный комитет национальной безопасности РК. «В их числе — бывший первый заместитель генерального прокурора Казахстана, бывший член конституционного совета РК, государственный советник юстиции второго класса Ильяс Бахтыбаев, бывший начальник ДВД Южно-Казахстанской области генерал-майор Хибратулла Доскалиев, бывший первый заместитель начальника ДВД Южно-Казахстанской области полковник полиции Сакен Айтбеков, командиры войсковых частей 35 848 и 55 652 регионального командования Юг министерства обороны РК полковники Бекзат Жумин и Кайрат Пернебаев соответственно. Указанные лица задержаны и водворены в изолятор временного содержания. Решается вопрос об избрании меры пресечения», — говорится в официальном сообщении республиканских спецслужб.

На что же рассчитывал Тулешов, раскачивая лодку? Как убеждены в КНБ, казахский олигарх собирался на фоне акций протеста и массовых беспорядков сформировать так называемое альтернативное правительство и изменить структуру действующей власти.

Символично, что, пока он злоумышлял против Назарбаева и только еще мечтал взять в руки оружие, настоящее вооруженное столкновение случилось в другом районе страны. В казахстанском облцентре Актобе (бывший Актюбинск) произошла перестрелка с участием террористов, прикрывающихся лозунгами радикального ислама. В воскресенье, 5 июня, Актобе подвергся нападению группы боевиков. При этом погибли 6 человек (в том числе 3 военнослужащих), 10 получили ранения. В городе на период вооруженного столкновения отсутствовал интернет, не работали увеселительные заведения и общественный транспорт. Со стороны террористов потери составляют 12 человек, еще 6 ранены, сообщает министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов.

«Я ПОЛАГАЮ, ЧТО ЭТО ВОССТАНИЕ ПОТОПЯТ В КРОВИ»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов прокомментировать, насколько объективны данные о сорванном госперевороте в Астане, распространенные казахскими спецслужбами.

Талгат Мамырайымов — руководитель аналитической службы Real politik (Казахстан):

— Бывший владелец пивзавода Тулешов — очень удобная фигура. Ранее в отношении него было возбуждено уголовное дело по обвинению в сотрудничестве с зарубежными спецслужбами, направленном на подрыв устоев государственности в Казахстане. Сейчас его легко обвинить в госперевороте.

Между тем в Казахстане высокий уровень социальной напряженности, связанный не только с экономическим кризисом, но и с недавними поправками в Земельный кодекс страны, спровоцировавшими митинги протеста. В случае их принятия существует угроза того, что значительная часть простых крестьян потеряют свои земельные наделы и в сельской местности будет ужасающая напряженность.

Я не думаю, что за событиями в Актобе стоят элитные группировки, предприниматель Тохтар Тулешов или гражданские активисты, участвовавшие в протестных митингах. Сейчас властями эти события подаются как репетиция государственного переворота. Но я полагаю, что их инициировала сама власть. Данный инцидент ей на руку, это повод закрутить гайки и усилить силовое давление на гражданских активистов и на небольшие ростки политической оппозиции в стране.

События в Актобе — это следствие того, что в конфликте сценариев развития страны жесткий путь победил более мягкий, допускавший диалог с протестующими и принятие реформ. Власть отныне будет настаивать на силовом разрешении конфликтов вплоть до пролития крови, так будет нагнетаться атмосфера страха в обществе. Вчерашние события означают, что в Казахстане не следует ждать каких-то радикальных изменений в социальной или политической системе в ответ на митинги протеста.

Сейчас все будет зависеть от действий власти. Если силовой сценарий будет продолжен, кончится это плачевно. Группы протестующих будут увеличиваться, и в конечном итоге мы получим критическую массу, которая может поднять крупное восстание в Казахстане. Подчеркну, не революцию, а народный бунт, поскольку за протестующими нет организаторов, ресурсов или элитных группировок, которые могли бы направить протест в революционное русло. Я полагаю, что это восстание потопят в крови.

«ЭТО РЕАЛЬНОЕ ДЕЛО, НЕ СТОИТ ОТНОСИТЬСЯ К НЕМУ КАК К ФИКЦИИ»

Гейдар Джемаль — публицист, председатель исламского комитета России:

— Тохтар Тулешов, на мой взгляд, одна из опорных фигур пророссийского лобби в Казахстане. Вместе с ним действовала целая группа людей с погонами и без, большинство из которых сейчас арестовано. Это реальное дело, не стоит относиться к нему как к фикции. Дело в том, что определенные силы сейчас ведут в Северном Казахстане антикитайскую игру, которая, в свою очередь, связана с новым проектом «Великий Шелковый путь», где не нашлось места для России.

Айгуль Соловьева — депутат мажилиса парламента Республики Казахстан четвертого и пятого созывов:

— Очень сложно давать оценку действиям человека (Тулешова прим. ред.), который последние полгода находился в тюрьме. Его обвиняют в попытке совершить государственный переворот, но как он мог руководить этим процессом из камеры? У меня сомнения по этому поводу, мягко говоря. Только суд может дать оценку его действиям.

Попытка госпереворота — это громко сказано. Недовольства среди населения бывают, поправки в Земельный кодекс их обострили, но не настолько, чтобы можно было говорить о бунте. Наоборот, подача информации в таком ключе, как будто протесты и митинги против нововведений в Земельный кодекс — это чьи-то происки, еще больше увеличит недовольство людей. Митинги не превратились в устойчивые движения, которые могут сдвинуть стабильность и общий тренд развития республики. Их вообще могло не быть, если бы госорганы вышли к людям и провели беседу о том, зачем нужны эти поправки. Кроме того, надо найти нормальный процесс децентрализации, отдавать решение вопросов нескольким сообществам, тогда люди будут вовлечены в процесс управления страной и будут осознавать, что они управляют бюджетом.

У нас зрелое общество, никто не хочет дестабилизации. Надо с наиболее активными поработать, а не арестами заниматься. Многих активистов я знаю по собственной деятельности, эти люди выступают за прозрачные бюджеты, я не могу их к воинствующим группировкам отнести. Надо разделять преступную группировку, которая действовала в Актобе, и граждан, которые хотят выражать свою позицию.

Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.06.2016 19:17

    Какая-то псевдосмелая типа ирония в адрес Нурсултана Айбишевича. Ай, Моська, знать она сильна ... и далее по тексту басни.

  • Анонимно
    6.06.2016 19:19

    Не сегодня так попоже рванет. Значит не всё в порядке с экономикой в стране. Люди доведены до отчаяния

    • Анонимно
      6.06.2016 19:30

      Вас послушать, все кто жаждут переворотов - доведены до отчаяния! По мне, это - бездельники, которые при любой власти будут недовольны!

      • Анонимно
        6.06.2016 19:57

        рабочие на заводах бездельники?

      • Анонимно
        6.06.2016 20:52

        А я вот рабочие места организовываю (собственный бизнес), пашу как папа карло и при этом раньше был доволен властью, до 2006 где-то года, а теперь протестую против.
        Мне как быть по-Вашему? Уйти в бездельники, чтобы соответствовать шаблону Вашей методички?

        • Анонимно
          7.06.2016 06:35

          Вот вот брат! В корень зришь! Мы не голодаем, нам просто ... мы устали!!!

        • Анонимно
          7.06.2016 09:01

          ну так не все вам воровать...

          неуплата налогов тоже самое воровство :)

  • Анонимно
    6.06.2016 19:40

    РФ необходимо отстраивать гос.границу с Казахстаном и строить лагеря для беженцев. Уже сейчас.

  • Какая-то плохо проработанная деза с этим маловразумительным путчем "пивного короля".

    • Анонимно
      6.06.2016 19:48

      Точно! На 99,95% Только что общался с жителями этой страны - они от меня эти типа новости узнали :)

    • Анонимно
      6.06.2016 20:22

      Полностью согласна. Шито белыми нитками, но многие поверят.

    • Анонимно
      7.06.2016 00:23

      согласен, белиберда какая-то

  • Анонимно
    6.06.2016 20:01

    они просто врут - дело в людях, не работают коммуникации - зарвались и забыли о людях?!

  • Анонимно
    6.06.2016 20:17

    В Казахстане экономика упала очень сильно за 2015-16 года. Там все привозное овощи, фрукты и т.д. Переворот наверное не избежен, а именно народный бунт. Говорят даже все дети президента имеют двойное гражданство. Назарбаеву надо было во время отдать правление государством.

  • Анонимно
    6.06.2016 21:23

    Скорее бы все объединились с Россией,жили бы как раньше дружно РФ и 15республик в составе России,но сейчас уже с хорошей экономикой

    • Анонимно
      7.06.2016 10:14

      зачем они нужны,огромная и территория и всего 16 млн человек населения,и рядом Китай,который как на свою кладовку на черный день смотри на Казахстан

    • Анонимно
      9.06.2016 00:54

      Союзных республик было всего 15 включая РСФСР, а по вашему получается 16.

  • Анонимно
    6.06.2016 21:51

    с 2017 по 2022 россия окажется в кольце революций. Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения. Там западные политтехнологи разожгут пожары бунтов. Это миллионы беженцев .Думать надо, как отбиваться , а не о геополитическом главенстве мечтать.

    • Анонимно
      6.06.2016 22:15

      почему вы считаете, что беженцы побегут в Россию?? здесь то не лучше чем в Киргизии или Туркмении

      • Анонимно
        7.06.2016 09:03

        это вам, бездельникам, тут плохо...

        почему то на заработки они сюда едут, а не мы туда..

        • Анонимно
          7.06.2016 10:21

          Брат, поверь, Казахи не едут! Тыкни мне хоть одним гастром, казахом?! Нет такого!

  • ПанАлекс
    6.06.2016 22:18

    Сколько твердить, что все эти "пророссийские" (особенно в самой России) олигархи - подставные фигуры, играющие роль "хозяев всего", но на самом деле имеющим только долю того, что принадлежит настоящим хозяевам! Та же роль, что и у Ходорковского, которого фактически заставили выступить против своего "царя". Только попытка путча носила еще одну задачу - в случае провала вызвать конфликт между Россией и Казахстаном. Хотя еще больший конфликт возник бы при победе путча - аналог Майдана.

  • Анонимно
    6.06.2016 23:48

    СССР воскреснет явно,мира было больше,когда вместе жили.

  • Анонимно
    7.06.2016 01:03

    Заморским демократам не терпится замутить еще одну уркаину..... нормальная там жизнь

  • Анонимно
    7.06.2016 08:04

    Любая Революция-это результат экономической и социальной политики действующих властей. Любую революцию (бунт) порождает власть, это ее родное дите. И именно власть несет прямую ответственность за любую революцию. За февральскую революцию во всем повинно царизм и т.д.

    • Анонимно
      7.06.2016 08:49

      Нет! Это всё Обама мутит и Госдеп.
      Но Захарова с Лавровым победят их.... на дэнсбатле.

    • Анонимно
      7.06.2016 09:04

      забудте учебники марксизма-ленинизма... не работают они уже.... "низы" уже никто не спрашивает.

  • Анонимно
    7.06.2016 09:21

    Аблязов сидит,пивной король сидит,зять в мире ином. кого готовят то? никто не вечен, неужели премьера?

  • Анонимно
    7.06.2016 09:51

    Какой то несерьезный путч, Казахстан не банановая республика, а вполне себе самодостаточное государство.Жалко конечно невинных жертв этой кровавой пародии. Единственный удавшийся путч на постсоветском пространстве - елцинский расстрел парламента в 1993 г., при консультации американского посла и спецназовцев одного ближневосточного государства.

    • Анонимно
      7.06.2016 10:27

      Вообщето имено в Алма-Ате в 86 началось, потом по Союзу перекинулось. Если казахи начнут, мы долго не остановимся, вот в чем вопрос)

  • Анонимно
    7.06.2016 13:22

    10.27. Ерунду не городите. Алматинские игры ерунда, гораздо серьезнее Карабах, резня турок месхетинцев и изгнание русских и татар из Узбекистана и пошло поехало. Матчасть учите.

  • Анонимно
    7.06.2016 17:49

    Конечно это не игил, а местные разборки. Не верю в про российские тенденции пивного хана, Назарбаев надежнее, его и надо поддерживать.Очень важно, что бы после "ухода" Назарбаева и Каримова, а они оба " на выданье",не взяли верх радикалы исламисты, особенно в Узбекистане. У Каримова правда "не забалуешь" ,человек жесткий, он им уже устроил малый "Тянь ан минь" по китайскому образцу, но желающих взять реванш при помощи ближнего и дальнего зарубежья хватает.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль