Строительство и недвижимость 
11.06.2016

«Кажется смешным, но...»: на смену «хрущевкам» в России придут «шуваловки»?

Мода на «муравейники»: вдохновленный первым вице-премьером РФ Рустам Минниханов велел заняться темой малогабаритного жилья Наталии Фишман

Федеральные власти в лице Игоря Шувалова накануне познакомились с опытом Татарстана по обеспечению населения жильем экономкласса, а сегодня эту тему развил на совещании президент РТ. «БИЗНЕС Online» оценил, как федеральный чиновник породил интернет-мем, сравнимый по силе со знаменитым высказыванием Дмитрия Медведева, и узнал у экспертов, каковы подводные камни «малогабариток».

«МЫ С ФИШМАН И ШУВАЛОВЫМ ДОГОВОРИЛИСЬ ПРОВЕСТИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО МАЛОГАБАРИТНОМУ ЖИЛЬЮ ЭКОНОМКЛАССА»

Сегодня на еженедельном субботнем совещании в кабмине РТ между традиционными докладами министров о безопасности на строительных объектах и ходе сельхозработ Рустам Минниханов неожиданно завел разговор о малогабаритном жилье. Это стало своеобразным эхом вчерашнего визита в Казань первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.

«Мы с Фишман и Шуваловым договорились провести международный семинар по малогабаритному жилью экономкласса. Нужны хорошие проекты, надо строить такие дома. Есть большой мировой опыт, российский нужно собрать». Ответственной за привлечение «внешнего опыта» в этой сфере и была назначена Наталия Фишман, которая согласно кивала Минниханову в ответ на его слова. Таким образом, если раньше ее команда учила строителей разбивать парки и скверы, то теперь сфера ее компетенции расширена и на жилищное строительство. Правда, в разговоре с «БИЗНЕС Online» помощник президента РТ, которую Шувалов накануне галантно водил под зонтом по Кремлевской набережной, отметила, что пока к вышесказанному ей добавить нечего, и предложила вернуться к разговору позже, когда появится какая-то конкретика.

«После выборов в конце сентября — начале октября надо будет провести подобное мероприятие», — поручил глава республики и даже назначил место проведения события — Иннополис. Как тема связана с выборами, осталось не совсем понятно, видимо, президент дал понять, что сроки по открытию новых парков и скверов, появление которых всегда способствует электоральному тонусу, остаются прежними.

Напомним, тема малогабаритного жилья вышла на первый план буквально накануне. Шувалова в Казани повели в квартал экономкласса, строящийся в рамках государственной программы переселения граждан из аварийного жилья. Дома здесь начали строить в августе 2015 года, а сдавать их будут буквально на днях, в июне 2016-го.

Накануне Шуваловау в Казани показали квартал экономкласса, строящийся в рамках государственной программы переселения граждан из аварийного жилья Накануне Шувалову в Казани показали квартал экономкласса, строящийся в рамках государственной программы переселения граждан из аварийного жилья

На площадке перед девятиэтажками первый вице-премьер правительства РФ вникнул в детали планировки социальных «квадратов». Пояснения ему давали министр строительства и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин и первый замруководителя исполкома Казани Азат Нигматзянов. В каждом из четырех домов по 88 квартир: студий — 56, однокомнатных — 24, а двухкомнатных — всего 8. «Площадь студии — 19 квадратных метров», — уточнил Нигматзянов. Столь малые метражи объясняются просто: «трущобники», которым государство компенсирует стоимость их прежнего жилья из расчета 11 тыс. рублей за 1 кв. м, выкупать большие квартиры даже с соципотечной рассрочкой попросту не в состоянии. Впрочем, так называемые «муравейники» пользуются спросом и на частном рынке.

Федеральный чиновник щедро давал замечания по ходу экскурсии, указывал, как передвинуть перегородки: «Тут сделать маленькую спаленку, там — кухню и гостиную — и получится хорошая квартира, даже если 28 метров». К обсуждению с готовностью подключился и Минниханов: «Сюда можно диван поставить, и будет кухня с гостиной», — по житейски реагировал он. Позже Шувалов пояснил свою мысль: «Сейчас важно не само наличие квадратных метров, а то, как с ними удастся распорядиться. Можно из 60 квадратных метров создать абсолютно непонятно что, а можно — удобную современную квартиру. Сегодняшние строительные технологии позволяют решать многие вопросы комфортности малогабаритного жилья», — резюмировал он. В целом поход по стройплощадкам оставил у московского гостя хорошее впечатление. На совещании в кабмине Шувалов заявил следующее: «Нам показали сегодня квартиры — 20 квадратных метров, кажется смешным, но люди приобретают такое жилье, и оно очень популярно, и на рынке есть ниша для такого жилья».

Федеральный чиновник делал замечания по ходу экскурсии: «Тут сделать маленькую спаленку, там — кухню и гостиную — и получится хорошая квартира, даже если 28 метров» Федеральный чиновник делал замечания по ходу экскурсии: «Тут сделать маленькую спаленку, там — кухню и гостиную — и получится хорошая квартира, даже если 28 метров»

«КАЖЕТСЯ СМЕШНЫМ, НО ОНИ ДЕРЖАТСЯ ТАМ, ХОРОШЕГО ИМ НАСТРОЕНИЯ, ЗДОРОВЬЯ»

Между тем вряд ли первый вице-премьер РФ рассчитывал, что слова, сказанные в Казани, выведут его в число самым цитируемых людей рунета. Однако произошло именно так.

Короткий спич Шувалова моментально стал новым мемом российской блогосферы, оборот «кажется смешным, но...» склоняют на все лады остроумные пользователи сети:

— Показали сегодня зарплаты в 10 тысяч рублей, кажется смешным, но люди ходят на такие работы.

— Показали сегодня российские поликлиники, кажется смешным, но туда ходят, и они пользуются большой популярностью...

— Показали сегодня сборную России по футболу, кажется смешным, но люди за них болеют, и это очень популярно.

А один из пользователей совместил два мема, припомнив недавнее высказывание шефа Шувалова Дмитрия Медведева: «Кажется смешным, но они держатся там, хорошего им настояния, здоровья».

Такой реакции на вырванные из контекста слова большого чиновника можно было ожидать. Хотя, согласно декларациям за 2015 год, Шувалов и не стал самым богатым членом российского правительства, тем не менее за впечатляющими доходами семьи первого вице-премьера страна следит в последние годы довольно пристально. Только за прошлый год супруги Шуваловы заработали 189 млн. рублей (муж — 97 млн., жена — 92 миллиона). Кстати, Ольга Шувалова владеет земельным бизнесом и входит в число самых богатых женщин России по версии Forbes. Согласно декларации-2015 Игоря Шувалова, у него есть четыре квартиры в России площадью от 73,8 до 175,7 кв. метров. Кроме того, он арендует дом в Австрии (площадью 1480 кв. м), а также снимает квартиру в Великобритании, площадь которой составляет 483 кв. метра. Он признавал, что поместье в Австрии он арендует у фирмы, которая принадлежит его жене. Кроме того, много шума наделала история, когда фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального обнаружил, что новенький Rolls-Royce Phantom EWB стоимостью 40 млн. рублей тоже якобы принадлежит чиновнику. В общем, сделали вывод пользователи соцсетей, неудивительно, что при таких богатствах первого вице-премьера «насмешили» квартиры в 20 «квадратов».

Продолжая юмористический аспект темы, напомним, что на организованном Фишман архитектурном воркшопе «Весенний МАРШ», который прошел в марте этого года, тема малогабаритного жилья тоже поднималась. Так, руководитель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева рассказала об исследовании, которое провели ее сотрудники. «Мы подсчитали, что в среднем москвич на свою зарплату может позволить себе купить 4 квадратных метра. На это фактически все могут найти деньги. Прикинули — и это оказался типовой санузел, — рассказала Тютчева. — В одном из ведущих изданий опубликовали смешную статью, как можно было бы сделать дом из типовых санузлов и обустроить в них жизнь. Придумали даже название такому району — «Нужники».

На архитектурном воркшопе «Весенний МАРШ» Наринэ Тютчева рассказывала, что что в среднем москвич на свою зарплату может позволить себе купить 4 квадратных метра На архитектурном воркшопе «Весенний МАРШ» Наринэ Тютчева рассказывала, что в среднем москвич на свою зарплату может позволить себе купить 4 кв. метра Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЕСТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗНАШИВАЮТСЯ КАПИТАЛЬНО»

Если же говорить серьезно, то, по словам участников рынка, квартиры экономкласса постоянно пользуются спросом у населения и спрос куда больше предложения. «Это отличная альтернатива комнатам и старым гостинкам, и малометражным хрущевкам, — говорит руководитель агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. — Если мы посмотрим стоимость гостинок на вторичном рынке, она обойдется в полтора миллиона. При этом квартира будет изрядно потрепанная временем и эксплуатацией с плохими коммуникациями. О какой свежести проекта может идти речь, если дому уже 50 лет? А тут за эти же деньги предлагается новое жилье. Причем это может быть как студия, так и маленькая квартира, где для кухни отведена специальная ниша, или она соединена с коридором. Все зависит от планировочного решения. Такие студии есть во всех странах Европы. Такие варианты можно найти и в Болгарии, и во Франции, и в Германии. И я считаю, нетактично смеяться над владельцами малогабаритных квартир».

По словам Гизатовой, до недавнего времени подобных предложений на первичном рынке вообще не было. Первый дом, в котором появились студии по 24 «квадрата», расположился по адресу проспект Победы 90. «Когда мы выходили с этим проектом 5 лет назад, тогда кризисом не пахло, — вспоминает Гизатова. — Многие предрекали ему плохое будущее, что, дескать, маленькую квартиру без внутренней перегородки с чистовой отделкой никто не возьмет, однако квартиры разлетелись как горячие пирожки».

За время эксплуатации дома вырисовался и портрет владельца экономжилья. Это либо пенсионеры 60 - 65+, которые были вынуждены разъехаться со своими детьми, или дети, наоборот, перевезли их в Казань из других городов Татарстана, а денег от продажи квартиры хватило только на 24 квадрата. Либо молодежь, которая решила уехать от родителей и все свои сбережения «ухнула» на эту квартиру.

По словам участников рынка, квартиры эконом-класса постоянно пользуются спросом у населения и спрос куда больше предложения По словам участников рынка, квартиры экономкласса постоянно пользуются спросом у населения и спрос куда больше предложения

Еще один источник «БИЗНЕС Online» в строительной сфере также поддержал инициативу развития рынка малометражных квартир. По его мнению, сейчас часто даже в однокомнатных квартирах люди убирают перегородку, превращая свою квартиру в студию.

«Многие сегодня вообще вынуждены комнаты в коммуналках покупать, а тут уже хоть и маленькая, но все же квартира с минимальными удобствами. Там есть свой туалет, мини-прихожая, кухонька... У нас малообеспеченных, кто не может купить полноценную однокомнатную квартиру, очень много. — уверен Руслан Хабибрахманов, директор агентства недвижимости «Флэт». — Просто каждому человеку хочется иметь свой угол. Лет через 30 - 40 такие дома устареют точно так же, как устарели сегодня хрущевки. Это обычное явление. Но вечного жилья не бывает». Ранее в интервью нашей газете он иллюстрировал обратную сторону медали примером дома по улице Глушко: «Лет 7 - 8 назад построили дом с квартирами гостиничного типа. Там кухни нет как таковой, только прихожая, комната и санузел. Это квартиры площадью от 16 до 25 метров — и они просто разлетелись. Когда на рынке стоимость жилья в среднем была около 30 тысяч рублей за квадратный метр, они продавали за 44 тысячи рублей, потому что абсолютная стоимость была маленькой, до миллиона рублей. И сегодня там муравейник, на дом без слез не взглянешь. Места общего пользования изнашиваются капитально. Но пока это выход для застройщиков»..

Проблему подтверждает и Гизатова: «Подобные малометражки часто являются инвестиционными квартирами и сдаются в большом количестве, — говорит она. — Соответственно, люди относятся к местам общего пользования, да и к самому жилью как не как к своему, соответственно, все это быстрее изнашивается. А по поводу парковок — с ней проблем нет, потому как люди, наскребающие на бюджетный угол, редко имеют собственный автомобиль».

«В одном доме таких квартир, естественно, будет много, и количество проживающих будет большое. По сути, это большое общежитие» «В одном доме таких квартир, естественно, будет много, и количество проживающих будет большое. По сути, это большое общежитие»

«Понятно, что плюс маленькой квартиры в том, что она дешевле. 25 квадратных метров многие могут себе позволить. В одном доме таких квартир, естественно, будет много, и количество проживающих будет большое. По сути, это большое общежитие», — считает директор строительной компании «Фарус» Рустем Юнусов. «Естественно нагрузка увеличится. Это и количество машин, и другая нагрузка на инфраструктуру. Почему этот проект продвигают? Видимо, это самое доступное направление. Но это практически коммуналка. Кто в ней может жить? Один человек. Двоим уже тяжело, а еще если ребенок... Да, в мире квартиры-студии встречаются часто и особенно популярны среди молодежи. А для взрослых, имеющих детей это не самый интересный вариант. Такими темпами новые коммуналки можно строить, а потом новый Хрущев появится».

«Появление таких домов с малометражными квартирами может обрушить рынок вторичного бюджетного жилья, цены могут снизиться, — считает Гизатова. — Однако в таком случае ввод нового жилья экономкласса должен быть масштабным. Пока дефицит в этом сегменте рынка огромный».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (138) Обновить комментарииОбновить комментарии
Булгарин
11.06.2016 19:20

Это всего лишь означает, что в перспективе население будет только беднеть. Ведь такие квартиры удел бедных. А спрос на них означает, что население ничего не может себе позволить кроме этих клетушек.
А ведь многие страны выходили из экономического кризиса достаточно простым способом. Государство выделяло земли под индивидуальное строительство, проводило к ним дороги и коммуникации, а затем продавало их в кредит с небольшим процентом. Под эти кредиты, точнее оформленные как ценные бумаги, выпускали деньги и эти деньги шли как социальная помощь неимущим под различные программы. И эти деньги уж точно не попадали на валютный рынок, а шло только на потребление, разогревая потребительский рынок, а это в свою очередь начинало разогревать производство. Другими словами нужен иной подход как в деле обеспечения жильем, так и как программа выхода из кризиса.
У нас же сейчас, народ пытаются загнать в клетушки, заранее понимая, что из бедности народ и не выйдет. Их будет все больше. Требуют опять понизить ставку ЦБ и раздать деньги банкам, а они там в свою очередь опять на валютный рынок, а валюту опять за бугор, взяв кредиты, прокрутив их через оффшоры. Вот и вся программа таких как Шувалов. Это как бы две России.

  • Анонимно
    11.06.2016 18:32

    Предлагаю до пенсии жить на работе.а при выходе на пенсию выдавть палатку для жилья.

    • Анонимно
      12.06.2016 00:49

      мда... не успели у нас как в Москве снести все хрущевки и построить на их месте народу нормальное жилье-стоп машина! возрождаем и переселяемся обратно в КОММУНАЛКИ?!?

  • Анонимно
    11.06.2016 18:34

    У Шувалова,судя по ежегодным декларациям,целые дворцы в Австрии....Вот ему и смешно.....Там,наверное,туалет 20 метров....

    • Анонимно
      12.06.2016 00:52

      вот бы кой кому взамен красного дворца предложить пожить в уютной квартирке19кв.м далеко далеко от берега Казанки?!

  • Анонимно
    11.06.2016 18:53

    На смену придут "Булатовки".

    • Анонимно
      12.06.2016 00:55

      скоро в двушки,трешки начнут подселять люмпенов с периферии и снова создавать давно забытые клоповники как при сталине -дожили б....!

  • Алексей К.
    11.06.2016 18:55

    ... Дойдет и до коммуналок, когда останутся нереализованными полноценные квартиры, но не в пользующемся спросом месте. Территории "обычных" домов будут охраняться вооруженной охраной, а кишащие бандами районы бедноты будут застроены "фишманками" на месте снесенных и просто развалившихся от времени "хрущевок" и "ленинградок"...

  • Анонимно
    11.06.2016 18:59

    Сам владелец элитной недвижимости, жена цельная лендкоролева земельки российской незнамо каким путем ставшая их владелицей, и при этом сам он король красивой, томной, но такой пустой речи.... Не связывались бы с ним лучше наши рукочодители. Он и мутноватый один чиновник, те, кого надо избегать...

  • Анонимно
    11.06.2016 19:01

    Видимо, да

  • Анонимно
    11.06.2016 19:19

    А что тут смешного?

  • Булгарин
    11.06.2016 19:20

    Это всего лишь означает, что в перспективе население будет только беднеть. Ведь такие квартиры удел бедных. А спрос на них означает, что население ничего не может себе позволить кроме этих клетушек.
    А ведь многие страны выходили из экономического кризиса достаточно простым способом. Государство выделяло земли под индивидуальное строительство, проводило к ним дороги и коммуникации, а затем продавало их в кредит с небольшим процентом. Под эти кредиты, точнее оформленные как ценные бумаги, выпускали деньги и эти деньги шли как социальная помощь неимущим под различные программы. И эти деньги уж точно не попадали на валютный рынок, а шло только на потребление, разогревая потребительский рынок, а это в свою очередь начинало разогревать производство. Другими словами нужен иной подход как в деле обеспечения жильем, так и как программа выхода из кризиса.
    У нас же сейчас, народ пытаются загнать в клетушки, заранее понимая, что из бедности народ и не выйдет. Их будет все больше. Требуют опять понизить ставку ЦБ и раздать деньги банкам, а они там в свою очередь опять на валютный рынок, а валюту опять за бугор, взяв кредиты, прокрутив их через оффшоры. Вот и вся программа таких как Шувалов. Это как бы две России.

    • Анонимно
      12.06.2016 07:36

      Бик дорес сойлисен.
      Сегодня в резервном фонде РТ скопилось земли на 4 триллионя рублей по кадастровой стоимости, ее девать некуда. Надо ее раздать хотя бы многодетным семьям по госпрограмме президента РФ. Но нет наши чиновники предпочитают объяснить всем, что 25 кв м для семьи- это норма жизни, когда в России земле нет предела. И кто займет эти пустые территории: китайцы?- да, так как местное население, как чморили, так и продолжают чморить, загоняя его в кабалу, то это штрафы ГИБДД, налоги, а сегодня "мода" на 25 кв м жилья.
      Мне стыдно за мировоззрение, алочность и бесстыдство нашего правительства.
      Господа раздайте море земли своим же гражданам, иначе завтра ее заселят другие, дайте народу почувствовать, что это их родина.

      • Анонимно
        12.06.2016 20:19

        Вы разве еще не поняли, что их задача делать ровно наоборот?

    • Анонимно
      14.06.2016 11:14

      надо до конца рассказывать историю про выпуск денег под обеспечение ипотечных ценных бумаг. Рекомендую фильм Игра на понижение

  • Анонимно
    11.06.2016 19:25

    На смену придут "плащевки"!

  • Анонимно
    11.06.2016 19:28

    Я как то на полях БО читал про проллов, то есть про нас, про то место, которое нам готовят современные власти, так вот, кажись и с жильем для нас определились. Казангетто будут Авиастрой, Горки, Московский, Кировский и часть Кварталов. Нееее, ребята, так не пойдет, думаете 25 лет дурачили нас и вам показалось, что мы все стали дураками? .... Вам показалось...

    • Анонимно
      11.06.2016 23:23

      как были дураками 25 лет назад, так и остались, дурачить не надо, все в стойле...

  • Анонимно
    11.06.2016 19:36

    С нашими бескрайними территориями можно выбрать эко место на речке, около леса, построить деревянный дом, какой хочешь площади и жить спокойно, охота, ягоды, грибы!
    Главное не видеть шуваловых, а то ведь и здесь найдут чинуши, по-очереди:
    сначала лесники, потом рыбнадзор, охотнадзор, затем стройнадзор, санэпиднадзор с пожарниками и конечно налоговая. Участковый будет заходить с военкомом... и прочие. Не смогут они спокойно жить, если человеку хорошо.

  • Анонимно
    11.06.2016 19:47

    "А потом новый Хрущёв появится" - как то двухсмсыленно очень.

  • Анонимно
    11.06.2016 20:04

    Еще чуток и начнут строить бараки так ведь дешевле ...

    • Алексей К.
      11.06.2016 20:28

      Бараки роскошь, на месте двухэтажного барака можно построить или девятиэтажную "шываловку" или восемнадцатиэтажную "фишманку" *мрачный смайлик*

  • Анонимно
    11.06.2016 20:17

    Шувалов приехал отобрать очередной участок под землю для женушкиного Леруа

  • Анонимно
    11.06.2016 20:17

    Если Фишман Н.Л. станет куратором малогабаритного строительства,то, думаю невзлюбит её народ, некую ей неблагородную роль выделяют. Будет на неё гнев народной, недовольство. тыкание, и с её персоной будут ассоциировать; бедность, неустроенность, обделённость социальных слоёв общества.

    Но вообще, для меня крайне странно, почему Н.Л.Фишман вдруг стала куратором проекта пусть по оценке возможностей, но, жилищного строительства! Какие то большие российские дяди за неё замалвливают слово? Ей готовится большая должность ?

    • Анонимно
      12.06.2016 08:18

      Вы там держитесь, на Наташу следующим поручением повесят курировать производство Ту-160М на авиазаводе...

      • Анонимно
        12.06.2016 15:39

        Судя по последнему развитию событий, - не исключено.

  • Анонимно
    11.06.2016 20:19

    Главное,в сентябре на выборах не забыть их пламенные речи,их заботу великую о нищем народе

  • Анонимно
    11.06.2016 20:26

    Никому не приходит в голову - допустим, молодой парень уходит из-под маминого крылышка, и ему такая недорогая квартирка просто спасение. Ведь у нас полстраны нищие, и первоначального взноса у него просто нет. А нашей власти это даже в голову не приходит...

    • Анонимно
      12.06.2016 09:40

      та надо создавать условия для своих,развивать производства,давать льготы тем,кто что-то реальное делает,например,швейникам,а не всяким айти-майти и сборщикам автомобилей с дорог Казани.Надо чтобы люди нормально зарабатывали ,а не загонять их в квартирные кутырки.Это в целом неправильно.Но властям так выгодно.Чем глупее народ ,тем им выгоднее

      • Анонимно
        15.06.2016 18:35

        сам себе противоречишь)

        Развивать экономику и давать льготы швейникам вместо айтишников не совместимые действия.

        Ты просто не в курсе как обстоят дела в других регионах.

  • Анонимно
    11.06.2016 20:30

    О чём вообще речь, у нас многие в малосемейках живут...

  • Анонимно
    11.06.2016 20:31

    И ведь вы,ребята снова за них проголосуете:)

  • Анонимно
    11.06.2016 20:31

    это будет гетто :)

    • Анонимно
      11.06.2016 21:50

      Когда за свой счёт купят - гадить в подъездах не будут!

  • Анонимно
    11.06.2016 20:32

    В Москве хрущевцев планово переселяют в многоэтажки, построенные в этих же районах. Как с этим в Казани, уважаемый мэр?

  • Анонимно
    11.06.2016 20:33

    На Ютубе есть видео,о квартирах в Китае.Отличие от казанских в том,что в китайских нет унитаза.Есть просто отверстие,нужник.Ещё Мао-цзе Дун так велел строить.А по метражу совпадает.

  • Анонимно
    11.06.2016 20:33

    Вам здоровья всем! Просто денег НЕТ! В АкБарс холдинге стоянку для работников хотят сделать платной! Денег НЕТ! Скаждого работника по2500р в месяц! Денег нет! Скоро за вход на работу будут брать деньги. Смех!

  • Анонимно
    11.06.2016 20:38

    Ходит такой лощеный господинчик купивший недавно роллс ройс за 40 миллионов руб и рассуждает про жилье для нищих. А россейский народ уши развесил и слушает. Браво! Сколько еще будете слушать таких?

  • Дембич писал, что в сравнении с соседями-миллионниками при всей помпезности успешно освоенных средств строительство коммунальной инфраструктуры в Казани велось в недостаточных для будущего развития объемах . Вывод здесь прост - предложений жилья там будет больше и доступнее, инвесторы побегут туда. Так что же предложит Казань? Где точки роста? Предлагаю обеспечить транспортной доступностью районы города (надземное метро вместо ЖД с переносом вокзала на объездную), обратить внимание на экологию ( выгодно позиционировать город как удобную здоровую доступную среду обитания), понизить налоги для МСП на рынке туризма (надо вовлекать население на рынок туризма, а не играться с дорогими отелями и правкой статистики ) и профессионально подойти к развитию высшего образования (!).

    • Анонимно
      12.06.2016 21:41

      Инвесторы в Казань???! Очень большой процент риска для инвестора. Татарский менталитет, щупальца родственных связей, коррупция, беспредел..... Когда руководство занято только набиванием собственных карманов и "тешением"самолюбия туда опасно вкладываться. Казань передовик по обманутым дольщикам и долгостроям!

      • Анонимно
        13.06.2016 01:38

        Ты бы Пермь видел по количеству недостроев, после этого Казань для тебя станет райем

      • Анонимно
        14.06.2016 15:53

        В каждом субъекте РФ такая ситуация. И по-моему, это уже норма ((

  • Анонимно
    11.06.2016 20:53

    и это позорное жалкое подобие крова над головой и есть самое главное завоевание этого режима !!??? пока щщинушы и псевдоолигархи не престанут грабить население чрезвычайно богатьой

  • Анонимно
    11.06.2016 20:55

    в догонку к моему посту... доколе ещё удащщливые и мутные щщинуши и лже и псевдоолигархи и их родственнички будут грабить население чрезвычайно богатой страны как Россия???!!!

    • Анонимно
      12.06.2016 20:21

      Доколе, доколе.... В истории есть прецеденты. Историю хорошо знаете?

  • Анонимно
    11.06.2016 21:20

    хрущевки с их площадью 43 кв.м. еще и сказкой покажутся грядущим поколениям.

  • Анонимно
    11.06.2016 21:23

    Я правильно понял что там электрическое отопление?

  • Анонимно
    11.06.2016 21:42

    Мировая практика. Стоимость квадратного метра жилья не должна превышать ежемесячный доход одного работающего. Повышайте благосостояние людей, господа чиновники и президенты. Мы Вас для этого и держим на высоких постах. Не можете? В отставку!

    • Анонимно
      11.06.2016 21:55

      горячо и пламенно вас поддерживаю !! не могут повышать благосостояние людей выклянчив у нас у народа этот самый мандат на управление так пусть идут ВОН!!!

      проблема России не в том что Россия якобы не может обеспечить достойную жизнь и работу всем своим гражданам , проблема России в том что так называемая власть самым наглым образом оторвалась от своего народа , возомнив себя Бог весть кем и все никак не может нажраться деньгами....

    • Анонимно
      11.06.2016 23:20

      Когда я был школяром, отец называл родные 9ти этажные панельки - курятниками. Мы жили в трешке и я не понимал. Сейчас у меня свой 41м² скворечник. Радует, что отделал сам под свой стиль. Хотя жить первое время пришлось без покрытия на полу, была только фанера. Родители у себя остались. Отец мечтает дом в деревне купить и жить там на пенсии.
      К чему эта лирика?
      20 квадратов это очень хороший вариант для молодого специалиста. Эти студии по сути общага. И в молодости это то, что нужно. Дома эти нужно строить как общего рядом (15 минут пешком) от рабочих зон. Первые этажи отдавать под нежилую инфраструктуру. Это и поликлиники, парикмахерские, магазины, места отдыха и развлечения. Чтобы молодеж общалась, знакомилась. Но по истечению 3х лет обзаведясь семьей, с устоявшимся прогнозируемым доходом переезжали уже в двушки, потом в трешки, затем дома премиум класса или частное жилье соразмерное доходу. Но ведь этого не будет... Понаплодят курятников, наверняка забыв обеспечить сетями достаточной мощности, зелеными зонами, дорожной логистикой, прочей социальной инфраструктурой. Нет системного видения. Обидно, когда живешь на огромной равнине с изобилием строительных ресурсов, а жить негде. Быстрее бы колонии на марсе основали, думаю инженеры там потребуются...

      • Анонимно
        12.06.2016 10:03

        Стройтесь хоть где, но на дороги и коммунальные сети не рассчитывайте! Живите в лесу или на опушке, там же и работайте, в магазин через поля в 3х километрах. Так нет же, вам всего сразу подавай!

      • Анонимно
        12.06.2016 12:42

        Да, такие квартирки нужны, но рассредочено, чтобы гетто не создавалось.
        Но это рынок должен решать, согласно спроса. А не чиновники.

      • Анонимно
        12.06.2016 21:44

        такой проект уже есть - "Деревня Универсиады" называется. только статус там другой - общежитие (кампус для студентов) Для временного жилья очень хорошо.

      • Анонимно
        14.06.2016 12:05

        Да послушайте, какие 20 кв.м. ? Кому это надо? У нас в стране есть все для строительства жилья, просто кто-то на рынке проталкивает свою больную идею, как не снизить цены на жильё, но продавать его - ответ прост повысить цены за кв.м. и сделать площадь меньше. Вот увидите так оно и будет. Строители начнут говорить, что увеличились затраты на санузлы, и что кв. м. в данном типе здания должен стоить дороже... Старая песня о главном. Жадность свою обуять нужно

    • Анонимно
      12.06.2016 03:09

      Верное решение проблемы!!!

    • Анонимно
      12.06.2016 03:09

      Позор вам, Шувалов!!!

  • Анонимно
    11.06.2016 21:49

    Чего уж там, продавайте сразу коробки от холодильников. Целых 2 квадратных метра со вкусом можно обставить

  • Анонимно
    11.06.2016 21:55

    Страшно представить, что там с шумоизоляцией! Как будто со всеми соседями в одной комнате. Жуть

  • Анонимно
    11.06.2016 22:06

    У нас хрущевки и малосемейки как на КАПО 30 лет в стране строили, и до сих пор тут живем. Что Фишман искать примеры за границей? Приезжайте на квартала и в Караваево. Всепокажем и расскажем.

  • Анонимно
    11.06.2016 22:58

    Очередной цирк!

  • Анонимно
    11.06.2016 23:35

    Предланаю поселить Шувалова в малогабаритку. Может поумнеет.

  • Анонимно
    12.06.2016 00:26

    Али

    Ни одного позитивного комментария.!
    Видели бы это те, в адрес кого все пишут....., или им по барабану. ?.

  • Анонимно
    12.06.2016 00:46

    одобрямс из Москвы получен. распространяем опыт на всю Россию. но Татарстан первый конечно

  • Анонимно
    12.06.2016 01:56

    Я конечно согласен насчет наших чинуш. Но вообще сам когда приехал из Казахстана и впервые в жизни увидел в Казани малосемейки и гостинки был в шоке. В Казахстане (по крайней мере в том городе где я жил) таких квартир нет вообще. Самая маленькая там, это однушка в 30 кв.м.. Я понял особенность советской системы когда в союзные республики вкладывались огромные деньги а в РСФСР строили квартиры-конуры даже без личного с.у. При том что в союзных республиках очередь на жилье продвигалась быстрее

  • Анонимно
    12.06.2016 03:08

    Не нужно строить "Малогабаритное жилье" - это очередной бзик власти. Будут издаваться отчеты о том, что стольок-то миллионов получили квартиры. А на самом деле что это? Давайте поселим человека в шкаф и путь он там живет.

  • Анонимно
    12.06.2016 07:39

    Мы вчера по Вести24 все смотрели ночью Сергея Михалкова, как он нас пугал китайской экспансией Дальнего Востока и Хабаровского края, а у нас своим гражданам земли нет, их загоняют в микрожилье. Цинизм правительства крепчал, и это при бескрайних просторах России матушки земли.

  • Анонимно
    12.06.2016 07:57

    Увеличение ассортимента, приводит к росту продаж-закон экономики!

  • Анонимно
    12.06.2016 08:25

    Деньги здесь , деньги . Кто о народе думает ? Не смешите !

  • Анонимно
    12.06.2016 08:56

    Главное, что в Казани построен цирк. Вот клоуны и приезжают. Смешно...

  • Анонимно
    12.06.2016 09:14

    Туда начнут переселять алкашей всяких из нормальных квартир всякие черные риэлторы, их квартиры перепродавать, а в этих малосемейках начнется "веселая жизнь" потом. У СССР уже был опыт строительства такого жилья, в настоящий момент наблюдается плачевный итог всего этого. Надо Фишман и Гизатову в действующие малосемейки на неделю отправить пожить - через неделю запоют по-другому, да и Шувалова не забыть вместе с ними.

  • Анонимно
    12.06.2016 09:51

    Я очень поддерживаю мнение, что надо раздать земли семьям и людям с детьми, они сами решат свой квартирный вопрос. При средней стоимости жилья 50 000 руб за кв м помножить на 25 кв м = 750 000 рублей, за такие деньги можно построить домик 70 кв м + мы получаем социальный эффект, при своем участке дети будут учиться труду, сажать помидоры огурцы, кушать яблоки без химии и чистить снег зимой, мы получаем здоровое физически поколение людей.
    Господин Шувалов и Минниханов, у вас море земли, раздайте ее многодетным и людям со стажем на производстве и госслужбе более пяти лет, вы сами почувствуете как Всевышний отблагодарит вас за хорошее отношение к благодарному народу.

    • Анонимно
      12.06.2016 10:26

      Вы что, как можно просто раздать нажитое непосильным трудом миллионы гектаров земли, тогда народ станет независимым и не смогут подконтрольные правительству компании строить дома, производить бетот и железнобетонные кострукции. До такого уровень сознания чиновников еще не дорос, не в этой жизни и не с ними.

      • Анонимно
        12.06.2016 11:20

        Значит скоро будет лозунг: землю народу, и кто его усвоит, тот и возглавит новое правительство.

    • Анонимно
      17.06.2016 08:41

      Ну во-первых, земли у него не море, да и фраза некорректна "море земли". Земли у него столько же, сколько у обычного обеспеченного человека. Во-вторых, с какого перепуга кто-то должен раздавать что-то, что действительно заработано. Почему бы вам тогда не раздавать накопленные вами деньги, найдутся же те, кто зарабатывает меньше

  • Анонимно
    12.06.2016 11:00

    Не продумали всё как всегда.Если эти хоромы в 20 кв.м сделать двухъярусными ,то получатся не хоромы ,а целые дворцы

  • Булгарин
    12.06.2016 11:05

    Не надо бесплатно раздавать земли. Это последний ресурс у государства. Надо подготовить участки под строительство (провести дороги, коммуникации), а затем продать их, но в кредит под небольшой фиксированный процент. Если у многодетных есть материнский капитал, то это часть оплаты за эту землю. А затем переоформить эти кредитные обязательства под ценные бумаги и выпустить под них деньги. В этом случае деньги выпускаются в оборот под стоимость этих земель в обороте. Затем они должны быть направлены на социальные проекты. Например, если все эти деньги пустить за исключением той стоимости, которая потрачена на инфраструктуру, на помощь бездетным, то эта и будет бесплатная передача многодетным. Но не стоить всю землю пускать только на передачу многодетным, нужно часть денег направить на помощь, например, пенсионерам, малоимущим, студентам на обучение, на пособие для детей, когда доходы меньше определенного минимума.
    Тогда эти деньги не попадут на покупку валюты, чего бояться в ЦБ и Минфине, а пойдут прямиком на потребительский рынок, на эти деньги будут покупать товары, а значит будет разогрев потребительского рынка. Начнется повышаться спрос на какие-то товары, а за спросом появиться и рост производства. Что в общем-то и поможет экономике выбираться из кризиса.

    • Анонимно
      12.06.2016 11:17

      Проценты это харам, мы потомки булгар, строго следующие по стопам предков не хотим, чтобы на нашу землю пало проклятие Аллаха.
      Хадис: В селении, где процветает прелюбодеяние и растовщичество- Аллах погубит его.
      За каждый рубль растовщичества (%) или риба, Аллах записывает 72 греза, а каждый грех приравнивается к прелюбодеянию с собственной матерью.
      Поэтому землю бесплатно, а коммуникации и дороги платно по умеренной цене, так как есть фонд газификации и дорожные фонды, по которым тоже часть средств надо направить на развитие новых поселков через закон о самообложении сельских поселений.

      • Булгарин
        12.06.2016 11:26

        Может и деньгами запретим пользоваться, тоже харам. Перейдем на натуральный обмен. А средством обмена будут верблюды. Итак за сотку пять верблюдих, вместе с самцом отдельно. Государство получит этих верблюдов в качестве оплаты. а то, что нарожают потом эти животные и будут своеобразными процентами.

        • Анонимно
          12.06.2016 12:01

          А ты не нервничай, а строго следи и живи по закону Всевышнего.
          Парень ты хороший, надо только иман поднять, чтобы тебя поддержал Аллах и народ.

        • Анонимно
          12.06.2016 12:07

          Научись слушать людей, тебе Булгарин, потомки булгар дело говорят. Речь не про деньги, а про тяжкий грех риба, которые в исламе строго запрещены.
          Людям землю, а верблюдов себе оставь, чтобы мы знали своего героя на белом верблюде.

          • Анонимно
            12.06.2016 16:18

            Космос изучайте там много земли,что в Коране про космос сказано?ничего,я считаю что космическая индустриализация спасет людей

      • Анонимно
        13.06.2016 11:17

        в чем проблема? Есть исламский банк, исламские финансы. Живу в мусульманской стране и обратиться за кредитом в исламский банк - нормальное дело.

        Между прочим, религия облегчает жизнь, а не затрудняет. Не у всех есть возможность сразу купить свое жилье.

        Рамадан Карим!

    • Анонимно
      14.06.2016 16:12

      1. Как это земля последний ресурс? А налоги на всё подряд? А платоны, егаисы и прочие поборы? А сырье в виде нефти, газа, древесины и проч.?
      2. Ваш план вряд ли поможет выйти стране из кризиса, так как в кризис мы вперлись больше по политическим мотивам. Это первое. А второе: рынок недвижимости стоит уже второй год и никому земля "под небольшой %" в кризис не сдалась. Цены на еду выросли, да так, что большая часть дохода на нее и уходит, не до ипотек сейчас.
      3. Многодетным по закону уже полагается бесплатная земля и, насколько я знаю, очередь на нее огромная.

  • Анонимно
    12.06.2016 11:18

    Господину Президенту РТ надо бы сначала с долгостроем в Казани разобраться, прежде чем позиционировать Республику лидером строительства. Достоевского 57 в Центре Казани уж как 13 лет строится, а ведь люди там купили жилье продав свое, да к тому же и ипотеку взяли, а живут до сих пор на съемном. Прежде чем за новые проекты браться надо старые завершить.

  • Анонимно
    12.06.2016 11:38

    А Шувалов я считаю прав. 20 кв.м. вместе с кухней, санузлом и прихожей - это ж ночлежка, там даже одному места мало. А если семья, то это конкретно рассадник негатива - вечные скандалы и ссоры, которые жители этой "конуры" будут распространять в социуме. Человеку необходимо личное пространство.

    • Анонимно
      12.06.2016 12:03

      Поэтому и надо людям землю дать, чтобы они в конуре негатив не копили.

    • Анонимно
      12.06.2016 12:16

      И все же это хорошая стартовая позиция для молодёжи. Лучше, чем съёмное жилье. Тут хоть за свое платишь

    • Анонимно
      12.06.2016 17:25

      Мы с мужем когда жили в большой квартире все время были порознь, каждый за 20 м от другого. Теперь живем в однокомнатной, семья заметно сплотилась, все время рядом, разговариваем)

      • Анонимно
        12.06.2016 19:39

        Сочувствую Вашему мужу. Сам женат. Домой после работы приходишь злой и голодный как пёс. И тут: как твой день, что нового?
        На самом деле ирония, но иногда нужен человеку тёмный угол, где его просто оставят в покое.

  • Анонимно
    12.06.2016 12:09

    В семьях, где маленькие квартиры, всегда скандалы и проблемы взаимоотношения в семье. Надо поэтому народу землю давать вместо 30 кв м жилой площади.

    • Анонимно
      12.06.2016 12:48

      народу надо больше давать по рукам, тогда он и обещаниям рад будет

    • Анонимно
      12.06.2016 17:27

      У моих бабушки и дедушки всегда были мир и любовь во всех общежитиях и хрущевках. А теперь и во дворцах все разводятся.

  • Анонимно
    12.06.2016 13:23

    Прочитал в одной книге. Нищета народа связана с высокими % ставками банков. То есть деньги дорогие.

  • Анонимно
    12.06.2016 14:04

    Нищета народа связано молчаливостью народа и наглостью власти.

  • Анонимно
    12.06.2016 16:16

    предлагаю обменяться с Шуваловым жильем! отдам свои 28,8, обставляйте со вкусом, живите и радуйтесь!!! а я уж как нибудь в большой поживу

  • Анонимно
    12.06.2016 18:10

    так Шувалов то и говорит о том, что 20 кв.м. это очень мало для квартиры

  • Анонимно
    12.06.2016 20:32

    Шувалов раньше старался держаться в тени, не светиться. А теперь его заставили озвучить пренеприятнейшее известие. Да, надо отрабатывать "крохи с барского стола", ничего не поделаешь. Улюкаев вон выступил с предложением увольнения работников без обязательств перед ним, и повышения пенсионного возраста.

    ...А вам, кому все это не нравится, советую крепко подумать, когда пойдете осенью голосовать за состав Госдумы. Как только проголосуете - как ОНИ хотят - так сразу и получите еще более крутое закручивание гаек.

    А самое главное - посмотрите, какие экономические новости и нововведения будут озвучены народу после "праздника" 12 июня. Это будет репетиция осеннего использования "единодушия народа".

  • Анонимно
    12.06.2016 21:43

    Можно было это так не афишировать, нишу займёт этот муравейник, но спасибо вам, уважаемые господа, не скажут, ибо это лишь брошенная кость людям. Поэтому про хрущевки молчали бы...

  • Анонимно
    13.06.2016 00:09

    У меня вопрос - где сушить постельное бельё в этом многоэтажном бунгало?

  • Анонимно
    13.06.2016 03:41

    Вы знаете, квартира в 25 квадратов не так уж и плохо! Если считать только ЖИЛУЮ площадь))) Если к этому прилагается кухня, метров на 15, это очень даже не хрущёвка... Может действительно, для большей доступности жилья, продавать в квартирах только жилую площадь, закрепив законом обязательное наличие кухни и ванной с туалетом? ???

    • Анонимно
      13.06.2016 14:57

      Разберитесь в понятии "жилой площади". Интернет у вас есть.

  • Анонимно
    13.06.2016 13:43

    Мдя... Каждой семье к 20... году отдельную конуру? Так. г-н Шувалов? Или каждому рабу будет точнее?

    • Анонимно
      13.06.2016 22:22

      О чем и речь, и это когда русскую землю китайцы заселяют, вместо того, чтобы ее своим раздавать бесплатно.

  • Анонимно
    14.06.2016 06:15

    парадокс в том, что человек приходит в этот мир простым и уходит тоже крайне простым человеком, без всяких ярусов, квадратов и прочего. За миллионы можно продлить срок между двумя этими простыми состояниями, но нельзя сделать его вечным. Увы, когда приходит время подумать о бессмертии души, становится слишком поздно.

  • Анонимно
    14.06.2016 07:38

    Мы сегодня жалеем, что многое упустили из советского прошлого, так вот, самые маленькие ленинградки были и есть сегодня это 32 кв м на однокомнатную квартиру. Я тоже считаю, что меньше строить нельзя законодательно, чтобы не вызывать депрессию людей, живущих в очень ограниченном пространстве, это приведет к антисоциальным выходкам обозленных граждан.

  • Анонимно
    14.06.2016 08:41

    Гляжу прям уверено ведут людей к Революции..

    • Анонимно
      14.06.2016 09:35

      Из Фишман упорно делают Распутина ((((((((

      • Анонимно
        14.06.2016 10:42

        А насколько отсрочило убийство Распутина февральскую революцию? ???
        И да, говоря современным языком, Распутин был фигурой федерального уровня, а Фишман медийная губернского масштаба... Не тянет Наташа на Распутина, ПОКА не тянет...

  • Анонимно
    14.06.2016 10:02

    и здесь она. фишман. ну ничего хорошего не выйдет!(((

  • Анонимно
    14.06.2016 11:23

    зачем столько шума? как будто заставляют переселяться в студии или перестали строить просторное жилье

  • Анонимно
    14.06.2016 13:15

    "А по поводу парковок — с ней проблем нет, потому как люди, наскребающие на бюджетный угол, редко имеют собственный автомобиль" - это 5. И лифт им не нужен, голи перекатной. Вместо стекол в окна вставить им слюду или по старинке, бычий пузырь натянуть.

  • Анонимно
    14.06.2016 16:03

    Вообще, идея с малометражным жильем не так уж и плоха. Для старта очень даже неплохо. В статье как раз и пишется о том, что жилье больше подойдет молодым людям, студентам. Что плохого в том, что молодежь будет жить отдельно от родителей, будут самостоятельными? Да и родителям спокойнее - не в общаге живет ребенок, а в нормальных условиях, в своем жилье.
    У меня ощущение, что большинство комментаторов просто зажрались. Все хотят сразу и роскошные квартиры и шикарные дома. А я привыкла рассчитывать только на свои силы - у меня нет миллионов на счетах, и родителей богатых тоже нет. И такое жилье, пусть небольшое, но свое - хороший старт для молодых. А когда обзаведутся семьей, то уже будут думать о расширении.

    • Анонимно
      14.06.2016 17:41

      Проблема в том, что это не для молодых, это для малоимущих. Хорошо как общага в 20 лет, но для семьи из трёх поколений уже напрягает!

    • Анонимно
      14.06.2016 17:43

      Брать в ипотеку квартиру в 25 квадратов- садомазохизм ;-)

  • Анонимно
    15.06.2016 11:45

    Идея действительно очень хорошая. Её надо активно внедрять в жизнь. А если вам не нравится - не покупайте квартиры в таких домах. Для многих это спасение, а те, кто так не считает, сами небось зажрались. А вообще, если вам так нравится жить в частном секторе - живите. Если вам нравятся проблемы частного сектора (перегораживание дорог, вечная склока с соседями по поводу незаконных построек и т.д.) - пусть нравятся. И не надо, уважаемые комментаторы, за народ решать, где жить.

    • Алексей К.
      16.06.2016 08:38

      Проблема в том, что строительство даже одного микроквартирного дома может превратить тихий и благополучный район в рассадник преступности. Если таких домов будет несколько, то тут правильно упомянули слово "гетто". Увеличится количество грабежей и изнасилований, да и для пьянок эти квартиры не предназначены, действо переместится во двор. Вы хотите иметь во дворе таких соседей? ???

      • Анонимно
        17.06.2016 15:16

        таков у них и план! потом обнести это гетто высоким забором наполнить магазины ГМО продуктами и обречь на медленное, а может даже и на быстрое вымирание.

  • Анонимно
    15.06.2016 16:49

    В 25 кв. м Шувалова и пр. заселить. А то ор жилье еще и в Англии имеет и сам себе сдает в аренду. Совсем обнаглел.

  • Анонимно
    15.06.2016 17:10

    1. когда то приехал фёдоров ему показали перцы по израильской технологии;
    2. потом появился ткачёв;
    3. теперь приехал "КАЖЕТСЯ СМЕШНЫМ" ему показали "студии";
    4. весьма интересный термин в градостроительстве...;
    5. потом кто появиться?
    6. а что с ПСО в самаре - облом?
    7. как хорошо быть правым -правильно я сказал, что Зиганшин правильный мужик!

  • Анонимно
    17.06.2016 01:07

    Татары Великая Нация и Шувалов этого пониманием относится -проверяет татар на прочность как будут защищать поста президента РТ-в конце 2016 года. Татарский Конь прошагали 34 млн.кв.км территории Евразии и РТ имеет территорию равна Трех-государства Западной Европы как Голландия Люксембург и Бельгия и там проживает 36 млн.человек -сравните и скажите почему 3-Столица России Казань так громко говорит. 70 % прибыль уходит в Центр так пишут СМИ-30 % остается в РТ и Татарстан думают самым Богатым Субъектом России. Где наш Суверенитет РТ 90-года. Нет селах СОШ с физ.залами и вот тебе Юрьев День.. Почему обескровили село-пуст построят село и вывозят с филиалами промпредприятий-МО и МР РТ.

  • Анонимно
    17.06.2016 15:14

    он людей за лошадей рабочих принимает. отработал и в стойло! благо лошадь стоя спит ей ещё меньше метров надо. он бы и людей стоя спать готов заставить, но люди, этакие сволочи, желают спать только в горизонтальном положении, вот незадача то! ещё на запад ссылается, а то что сами кругом трубят что запад вот вот сгниёт народ там уже ютится по норам без окон зачастую, это как бы во внимание не принимает. Не надо кивать на соседа у которого ещё дела идут хуже, ориентироваться надо на тех у кого лучше. У-у-у проклятые буржуины!

  • Анонимно
    20.06.2016 13:57

    Шуваловки никогда не заменят хрущевки хотя бы потому, что хрущевки людям давали БЕСПЛАТНО, а за шуваловки необходимо отвалить огромные деньги, которые для простых труженников просто-напросто недоступны.

  • Анонимно
    20.06.2016 23:20

    Интересно было бы почитать обзорную статью от БО, из чего же складывается цена жилья. Где-то читал, производство того же цемента монополизировано, поэтому и цены на стройматериалы нагреты искусственно...

  • Анонимно
    24.10.2016 10:31

    Пусть лучше предложит как курильщиков отучить в подъездах курить. Эта тема ни участковым, ни домоуправлениям ни властям не интересна. Зачем тогда закон издавали?

  • Анонимно
    24.10.2016 18:17

    Курильщиков отучить курить в подъездах не могут, - коррупцию в стране решили ликвидировать...Очередное бла-бла.

  • Анонимно
    7.02.2017 01:10

    Когда финансы поют романсы рад любому уголку с крышей над головой.По зарплате и жилье.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль