Культура 
12.06.2016

«Татарин-официант – очень известный образ, сам не употреблял, но другим наливал»

Как мусульмане Петербурга упустили шанс, который использовали евреи Северной столицы, и «компромат» на Габдуллу Тукая

В центре современной культуры «Смена» на неделе состоялась презентация книги «Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель: Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях», автором которой является уволенный полгода назад из КФУ экс-завкафедрой востоковедения и исламоведения Ренат Беккин. Он рассказал читателям, среди которых был и корреспондент «БИЗНЕС Online», о своем новом труде, в котором собраны пикантные подробности ведения ресторанного бизнеса и походов в «татарскую мечеть».

В центре современной культуры «Смена» на неделе состоялась презентация книги «Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель: Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях» Рената Беккина В центре современной культуры «Смена» на неделе состоялась презентация книги «Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель: Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях» Рената Беккина

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВО ВРЕМЯ УРАЗЫ

Покойный заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов часто любил шутливо повторять, что единственное мероприятие у мусульман, которое начинается вовремя, — это ифтар. Презентация книги «Мусульманский Петербург. Исторический путеводитель: Жизнь мусульман в городе на Неве и в его окрестностях» началась также в соответствии с «традицией», с получасовым опозданием. Часть пришедших услышать о книге, а потом ее купить, чувствовалось, заметно нервничала. Вечер пришелся на месяц Рамадан, и время до разговения катастрофически сокращалось.

Между тем сам автор научно-популярного труда Ренат Беккин, видимо, не особо торопился выйти из состоянии уразы. Один из лучших исламоведов России, не по своей воле в декабре прошлого года покинувший КФУ, ныне является ведущим научным сотрудником института Африки РАН. Смена места работы ничуть не повлияла на качество исследований 36-летнего профессора. Новая книга получилась весьма занимательной. Первое, с чего начал Беккин свой спич: почему он решил посвятить новый труд жизни мусульман Северной столицы с начала XVIII века и до 1930-х годов прошлого столетия?

— Тема интересная, но мало исследованная. Я до этого занимался исламской экономикой, мусульманским правом. Почти 7 лет назад решил приступить к изучению мусульманской жизни Петербурга. Одна из отправных точек — личный мотив. Мои предки по бабушкиной линии появились в Петербурге в начале XX века, — сообщил Беккин. — Было интересно узнать, кто они, что они. Меня это увлекло. Вторым стимулом были лекции, экскурсии, которые проводила краевед Альмира Тагирджанова, изданный ею в 2009 году словарь «Ислам в Петербурге». Вместе с достоинствами данное издание обладало целым рядом существенных недостатков, не позволяющих рассматривать его в качестве авторитетного источника по истории ислама в Петербурге. Потом нужно было также восполнить пробел. Были книги по еврейскому Петербургу, финскому Петербургу, польскому Петербургу, а по мусульманскому не было.

Результатом семилетних изысканий явился труд, вышедший тысячным тиражом и продававшийся во время презентации за 845 рублей.

Результатом семилетних изысканий явился труд, вышедший тысячным тиражом, и продававшийся во время презентации за 845 рублей Результатом семилетних изысканий явился труд, вышедший тысячным тиражом и продававшийся во время презентации за 845 рублей

«ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ БЫЛИ ТАТАРЫ»

Книга Беккина, хоть и называется «Мусульманский Петербург», тесно переплетена с жизнью татар столицы Российской Империи. И это не случайно. В Санкт-Петербурге, Петрограде и вплоть до того, как город перестал называться Ленинградом, именно татары составляли основную часть приверженцев ислама. Так было начиная с XVIII века. «Подавляющее большинство мусульманской общины были татары. В основном это выходцы из Нижегородской губернии, Касимовские татары и Пензенские мишары, к этой категории относилась и моя бабушка. В Российской Империи вообще слово «мусульмане» отождествлялось с татарами. Так и говорили: «татарская мечеть». Я постарался в своей книге показать жизнь мусульман через истории конкретных людей», — рассказал автор своеобразного путеводителя.

По словам Беккина, он постарался показать не хрестоматийных героев, а живых личностей того периода, людей со всеми ошибками и недостатками. Характерным примером взаимоотношений в общине был пример строительства мечети:

— Мечеть в Петербурге была построена только в начале XX столетия (1913 год), хотя была возможность сделать это на полвека раньше. Все произошло из-за противостояния гражданского имама города Габдельвахита Сулейманова, ставшего впоследствии муфтием оренбургского магометанского духовного собрания, и имама Мухаметамина Хантемирова. Был сперва конфликт с ним, потом с его сыном. Вендетта. Была возможность воспользоваться разрешением генерал-губернатора от 1861 года. Евреи использовали эту возможность и построили синагогу. Мусульмане же это шанс упустили. Взаимодействия людей были разные. Действия были нерациональны с точки зрения современных людей.

И таких примеров нерациональных действий внутри мусульманской общины в книге предостаточно.

По словам Беккина он постарался показать не хрестоматийных героев, а живых личностей того периода По словам Беккина он постарался показать не хрестоматийных героев, а живых личностей того периода

«РЕСТОРАНЫ НЕ БЫЛИ ХАЛЯЛЬНЫМИ В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ».

В книге наглядно показано, как татары интегрировались в петербургскую жизнь, российскую действительность. Иногда это принимало довольно интересные формы. Например, члены мусульманской общины владели ресторанами, которые славились своими загулами:

— Рестораны не были халяльными в современном понимании. Купец первой гильдии Рахматулла Халитов, например, содержал знаменитый на всю столицу фешенебельный ресторан «Самарканд», который славился цыганскими хорами. Купцы приезжали туда со своими подушками с ночевкой на несколько суток.

Петербургские татары держали все железнодорожные рестораны и буфеты по Николаевской, Царскосельской, Варшавской и Балтийской железным дорогам, от Петербурга до Москвы и даже Варшавы, а также несколько крупных городских ресторанов: на Невском проспекте ресторан «Крестовский сад» Ялышева, ресторан Карамышева и большой ресторан Николаевского вокзала Байрашева.

Интересная фигура среди них — петербургский предприниматель Хабибулла Ялышев. С одной стороны, это был ресторатор, покровитель актеров, не отличавшийся большой набожностью, с другой стороны, меценат, входивший в комитет по постройке Соборной мечети в Санкт-Петербурге, один из основателей консервативной мусульманской партии «Сират аль-мустаким» («Прямой путь»).

Еще одна деталь. Как владельцы питейных заведений, так и персонал отличались исключительной трезвостью:

— Татарин-официант — очень известный образ, сам не употреблял, но другим наливал. А тогда это считалось нормальным. Работали, копили деньги, возвращались к себе в деревню, строили там дом, покупали мельницу.

Упомянул Беккин и Габдуллу Тукая. «Баязитов «похитил» Тукая у Бигиева и забрал себе. Слушали пластинки на граммофоне, и Тукай сказал, что не хочет слушать татарские песни, на что Баязитов ответил, что у него даже нет таких пластинок», — подчеркивает профессор такую пикантную деталь.

Лицо мусульманского Петербурга поменялось. Сейчас это больше кавказско-среднеазиатская община и, многие татары аргументом своего нежелания ходить в «татарскую мечеть» называют именно эти изменившиеся обстоятельства Лицо мусульманского Петербурга поменялось. Сейчас это больше кавказско-среднеазиатская община, и многие татары аргументом своего нежелания ходить в «татарскую мечеть» называют именно эти изменившиеся обстоятельства

ТАТАРЫ ЛЕНИНГРАДА ДОНОСИЛИ ДРУГ НА ДРУГА В МИЛИЦИЮ, ФИНСКИЕ ЖЕ — В ПОЛИЦИЮ

По словам Беккина, без мусульман Петербург бы был другим. Мусульманская община постепенно становилась частью истеблишмента российского общества. Фигуры были легендарные, например генерал-майор Абдулазиз Давлетшин, который организовывал хадж для мусульман, или полярник Исхак Ислямов, впоследствии белоэмигрант, он поднял в 1914 году флаг над Землей Франца-Иосифа и объявил о принадлежности острова России.

«Татары тонко чувствовали политическую ситуацию. В сентябре 1917 года начинали распродавать имущество и уезжали в Финляндию. Например, такой персонаж, как Зиннатулла Ахсан Боре. Сперва уехал в соседнюю страну, в 1918 году обратно приехал в Петроград, купил магазин, дом. Потом продал и опять уехал в Финляндию», — говорит автор книги. В бывшей части Российской Империи создалась община. Граница была прозрачна до 30-х годов. Ходили друг к другу в гости, проводили совещания, приезжали в Ленинград, передавали деньги... Писали друг на друга доносы в финскую полицию, обвиняли друг друга в большевизме, а до этого инструментом для выяснения отношений друг с другом использовали ленинградскую милицию.

— Все это говорит о том, что нужно объединяться. Даже в эмиграции, где, казалось бы, нужно держаться вместе, происходили такие некрасивые истории, — делает вывод Беккин.

Впрочем, все это, как ни печально, уходящая натура. Та исламская община, которая существовала на протяжении столетия, уходит. Да и современное лицо мусульманского Петербурга поменялось. Татары там явно не доминируют. В силу объективных причин. Сейчас это больше кавказско-среднеазиатская община, и, как говорит автор книги, многие татары аргументом своего нежелания ходить в «татарскую мечеть» называют именно эти изменившиеся обстоятельства.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (38) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.06.2016 09:20

    "Мусульманский Петербург", "Бандитский Петербург", "Бандитский Татарстан", "Бандитская Казань" - какие интересные названия!

  • Анонимно
    12.06.2016 09:32

    На днях состоялась церемония прощания с Мухаммедом Али. Репортажи, Те куцые репортажи, которые проскочили в новостях, показали просто картинку. Но не показали суть. Али был не просто мусульманином, а членом Нации ислама - мусульманской организации афроамериканцев.

    К чему это я? К тому , о чём рассказал Р.Беккин. Все эти сказки про межнациональную умму, где каждый брат, уже были 130 лет назад поняты и не приветсвовались. Поэтому татарская нация и развивалась так быстро после 1861 года. Когда синергетический эффект предпринимательской хватки, умноженной на национальную идентичность и Татарские религиозные традиции дали такой эффект.

  • Анонимно
    12.06.2016 11:18

    Татары бояться признаться татарами,поэтому они называют себя мусульманами

    • Анонимно
      12.06.2016 12:52

      До начала 20 века так и было.

      Наши предки называли себя: мөселман, или болгар.

      • Анонимно
        12.06.2016 13:24

        наши предки называли себя татарами со времен Орды, да и еще раньше. болгары- это часть предков, да и не большая ;)

      • Анонимно
        12.06.2016 13:32

        Да, мой дед, мулла в 1910-1937 годы, говорил, что мы болгары. Был образованным человеком ( медресе в Бухаре и университет в Каире), я ему верю.

        • Анонимно
          12.06.2016 16:46

          Вы не путайте казанских татар и вообще татар. Из истории видно, что казанские татары никуда не двигались, сидя в границах губернии. Пассионариями были нижегородские мишаре -Москва, Питер, Сибирские татары - Средняя азия, Китай, Япония. И движение шло под этнонимом - татары. Поэтому местные и называли себя Булгар.

          • Анонимно
            12.06.2016 22:42

            Полная чушь. казанские татары вели всю торговлю с Казахстаном и Средней Азией. Ими основаны Сеитова слобода под Оренбургом, Троицк, Уральск и т.д. Они находились в постоянном движении, зарабатывая огромные капиталы

    • Анонимно
      12.06.2016 15:31

      Тоже неплохо, если будут зваться мусульманами.

  • Анонимно
    12.06.2016 11:24

    Если соборная мечеть в Петербурге была с самого начала татарской, то надо сохранять традиции. В этом должны быть заинтересованы все, начиная от властей города и всех диаспор.
    Ведь сохранение традиций-это залог спокойствия и уважения друг к другу. Значит там всегда должна быть проповедь на татарском языке, должен быть имам-татарин.

    • Анонимно
      12.06.2016 15:28

      Не надо ничего искусственно делать. Чем мы такие привилегии заслужили? Какую-то просто идиотскую причину придумали, чтобы не ходить в мечеть, если там нет татар, то и имам будет другой. И это будет справедливо.

  • Анонимно
    12.06.2016 12:03

    Автор "скромно" умолчал, что первая монография о мусульманском Петербурге уже была опубликована в 2003 году. Базировалась она на широком круге архивных источников (было там и о татарских официантах и буфетчиках, и о мечети), написана сотрудником Института истории Марджани И.К. Загидуллиным. Не очень хорошо приписывать все лавры себе

  • Анонимно
    12.06.2016 14:01

    Жаль, что Ренат Беккин не выжил в КФУ. Человек обладает большим гуманитарным потенциалом,чего не хватает большинству гуманитариев Университета.

    • Анонимно
      12.06.2016 22:40

      Мне не жаль. Человек он безусловно талантливый, но гордыня у него явно зашкаливает. ..

      • Анонимно
        13.06.2016 14:56

        Ну и что, что гордыня, зато мог принести много пользы. Просто ещё очень молод.

      • Анонимно
        14.06.2016 08:55

        Очень легко навешивать ярлыки, не зная человека. Никакой гордыни у него нет. Человек занят своим делом и у него нгет времени на саморекламу , в отличие от других видных "исламоведов" типа Сулейманова и Хабутдинова. Коллега Беккина по Институту

  • Анонимно
    12.06.2016 15:59

    Татары в Финляндии,и говорят на родном .и поют.и концерты ставят.Вот что значит нормальная страна,у нас не то что в Питере,в Казани незнают татарского,позор стране где ущемляют права коренного народа.

    • Анонимно
      12.06.2016 18:16

      Это в чем же ущемили лично вас? Поясните.

      • Анонимно
        12.06.2016 19:45

        Закрыли татфак Казанского университета и ликвидировали кафедру татароведения там же, чему даже зарубежная общественность выразила удивление и возмущение.

        • Анонимно
          13.06.2016 13:04

          Что ни фраза, то ложь. Видимо так и будут писать академические тролли, а БО их регулярно публиковать, хотя даже самый ленивый и недалекий читатель давно убедился в том, что "закрытое" - никогда не закрывалось, "ликвидированное" - по прежнему функционирует и всем приветы передает. А "мировая общественность" недавно извинялось, что ее ввели в заблуждение

          • Анонимно
            13.06.2016 14:33

            "Но без острых вопросов дело не обошлось. Эхо скандала вокруг судьбы татарского языка и культуры в стенах КФУ докатилось и до Дрездена. Немецкие ученые выразили озабоченность ситуацией, возникшей вокруг ликвидации в КФУ кафедры татароведения и тюркологии, которую возглавлял Искандер Гилязов. В частности, Минниханову было передано письмо от имени Института кавказских, татарских и туркестанских исследований Магдебурга за подписью его директора Мисте Хотопп-Рикке.

            «С сожалением и тревогой мы узнали о закрытии татарского факультета КФУ и надеемся, основываясь на давней истории германо-татарских отношений, на плодотворные научные контакты в настоящем и на продолжение достойной и значимой работы коллег, занимающихся татарской историей и филологическими дисциплинами в КФУ», — говорится в письме (перевод с немецкого — в справке). Сам Хотопп-Рикке принять участие во встрече с президентом не смог, так как в Магдебурге в этот же день открывалась мечеть, и он был там. По словам Вагизовой, немецкие ученые очень озабочены проблематикой изучения в Татарстане татарской истории и культуры: они в течение нескольких лет вели активное сотрудничество с закрытым в 2011 году факультетом. После того, как его расформировали, они установили взаимодействие с кафедрой, которой руководил Гилязов (та самая кафедра татароведения и тюркологии). Ее упразднение, по словам Вагизовой, стало лишь последней каплей".
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/312682

            • Анонимно
              13.06.2016 15:11

              Письмо все читали и видели. И что - это мнение "мирового сообщества"?
              Общие фразы ни о чем. Комментатору было бы полезнее не писать "смакуя" об этом, а узнать мнение самого Рикке и Гилязова. Тогда бы не пришлось попадать в неловкие ситуации. Не тем занимаетесь, господа. Остап бы по такому случаю сказал: "Внимание! Заграница нам поможет. Остановка за общественным мнением. Полная тайна организации"...

              • Анонимно
                13.06.2016 15:29

                Ну не обратила бы "заграница" внимание, что, это отменяет произвол - ликвидацию татфака?

                • Анонимно
                  13.06.2016 16:20

                  Увы, Вы точно не в курсе и не в теме. Вы сейчас о какой ликвидации и каком факультете говорите и на что обратила внимание ваша "заграница"?? Прежнего факультета татарской филологии и истории КГУ, который возглавлял Гилязов нет с 2011 г., потому что - он слился с таким же факультетом педагогического университета и был создан более крупное и мощное отделение татарской филологии Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ!!!! И никто его сейчас не ликвидировал, а переименовали в Высшую школу татаристики и тюркологии. Поэтому, прежде чем слушать болтунов и писать самому чушь, потыкайтесь хоть в Интернете. Вот вам даже готовый текст - В Восточном педагогическом институте (Казанский педагогический институт, затем Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет) в 1925 году было открыто специальное отделение для преподавания татарского языка и литературы, которое до 1944 года было единственным отделением на территории Советского Союза, где готовили учителей татарского языка и литературы. В разные годы на этом отделении научно-педагогическую деятельность вели известные ученые Г. Алпаров, Г. Сагди, М. Курбангалиев, М. Фазуллин, Н. Ибрагимов И. Хальфин, М. Махмудов Г. Нигмати, Д. Валиди, Г. Шараф, А. Сайганов, Х. Госман.

                  В 1944 году на историко-филологическом факультете Казанского государственного университета открывается отделение татарского языка и литературы. Его первым руководителем становится доцент Р.А. Хакимова. В 1989 году, по решению Ученого Совета Казанского университета, был создан факультет татарской филологии, истории и восточных языков. В 2000 году из его состава выделяется Институт восточных языков, и факультет продолжает работу как факультет татарской филологии и истории.

                  Отделение татарской филологии в Казанском педагогическом университете до 1991 года существовало внутри историко-филологического факультета, в 1995 году создается самостоятельный факультет татарской филологии, который плодотворно вел работу по подготовке педагогических кадров не только для Республики Татарстан, но и России в целом.

                  В результате слияния факультета татарской филологии и истории КГУ и факультета татарской филологии ТГГПУ в 2011 году в структуре Казанского (Приволжского) федерального университета был создан институт филологии и искусств, где организовано отделение татарской филологии. C июня 2013 года в связи с реорганизацией отделений института филологии и искусств произошли некоторые изменения в структуре и кадровом составе отделения татарской филологии. В настоящее время на отделении татарской филологии и культуры имени Габдуллы Тукая Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ работают 6 кафедр: общего и тюркского языкознания; татарского языкознания; татарской литературы; языковой и межкультурной коммуникации; музыкального искусства и хореографии; дизайна и национальных искусств. В 2016 г. переименован в Высшую школу татаристики

                  • Анонимно
                    13.06.2016 17:20

                    Зачем вы выдаете черное за белое? Факультет татарской истории и филологии объединял комплексно всю татарскую научно-образовательную проблематику. Ваша т.н. "Высшая школа фигурной татаристики" - это паллиатив, изобретенный в последнее время, чтобы сгладить мощную критику татарской общественности в адрес КФУ и его ректора Гафурова. Впрочем и на это Гафуров бы не обращал никакого внимания, если бы руководство Татарстана не обратило внимания на эту ненормальную ситуацию. Верните комплексную научно-образовательную структуру по татарской проблематике. Не надо пятое колесо телеги в виде т.н. "Высшей школы татаристики" выдавать за решение проблемы.

  • Анонимно
    12.06.2016 16:21

    На законодательном уровне надо татарский вводить.Как в странах прибалтики

  • Анонимно
    12.06.2016 17:40

    Если, что то главным мусульманином Российской империи официально был - эмир Бухарский.

    • Анонимно
      12.06.2016 19:38

      2 вам по истории. Не было "главных мусульман" в империи. Были с конца 18 века два муфтия (Оренбургский и Таврический), позднее еще два (Кавказские суннитский и шиитский). Было два вассальных исламских государства: Бухарский эмират и Хивинское ханство. Империя была очень сложной страной.

      • Анонимно
        12.06.2016 19:56

        Прежде чем умничать и ставить оценки по истории хоть википедию почитайте что ли. Я написал про главного мусульманина, а не главного мусульманского священнослужителя. Это только на уровне халифа изначально было равным. На всех других уровнях это не так. Касательно эмира Бухары - то ему официально было предоставлено право "печалования" обо всех мусульманских подданые Империи, так же он был именно "первым" из царских поданных мусульман на официальном и протокольном уровне.

        • Анонимно
          12.06.2016 20:38

          Еще раз - не было никаких главных мусульман в империи. На каждой территории существовало своя регламентация. Например, все татары европейской России и Сибири подчинялись Оренбургскому муфтию. И никогда - бухарскому эмиру. И никогда его "печалование" не касалось казанских татар. А про крымских татар и горцев - уж тем более. Его власть распространялась только на свою территорию.

  • Анонимно
    12.06.2016 18:25

    Да, жаль...

  • Анонимно
    13.06.2016 09:52

    ..Не сказать, чтобы новое издание по петербургским татарам было единственным в своем роде. Имеются издания и по отдельным знатным татарским родам Петербурга (в моей библиотеке, например, содержатся весьма любопытные воспоминания-эссе по среднеазиатской ветви рода Карамышевых и т.д..).
    Однако, судя по всему, новое издание является наиболее всеобъемлющим, хронологически цельным исследованием по истории татарской общины Петербурга. Таким образом можно сказать, что планка исследований на целый уровень поднимается выше...
    Безусловно, ключевой вехой в этой теме является основание Петром I в начале XVIII в. нового города на Неве, когда тысячи бывших служилых татар - представителей военно-феодального сословия (так называемых, "степных рыцарей"), низведенных "императором всея Руси" Петром I до уровня ясачных крестьян, лашманов-лесорубов ("чабаталы морзалар"), отовсюду, тысячами были согнаны сюда для возведения Петербурга. Так как приходилось работать в невыносимых условиях, по 12-14 часов сутки, в заболоченной местности, зачастую в холода, по колено в воде, то гибли сотнями (по приблизительным оценкам, всего от разных болезней, несчастных случаев при строительстве умерло до 10. 000 чел.). Так что Петербург выстроен, что называется, "на татарских костях".
    В целом, из-за гонений национально-религиозного, социального характера, непосильных налогов, татарам в эпоху Петра Великого пришлось особенно не сладко. И осмысление данной эпохи, жизнедеятельности татар в условиях новой России Петра I, является основополагающим ключом для понимания роли и места татар в истории, современной жизни Петербурга. Поэтому хотелось бы, чтобы в будущем автор издания этим аспектам своего исследования уделил более пристальное внимание.
    Безусловно, книга Рената Беккина востребована обществом. В особенности, татарской общественностью (не только Петербурга!), специалистами-историками и т.д.
    Поздравляем молодого историка-востоковеда Рената Беккина с его новым достижением! Желаем дальнейших творческих успехов!

  • Анонимно
    14.06.2016 10:07

    И правильно сделал, что "уехал" из КФУ . Огромный университет, а уровень руководства ПТУ и бесконечные сравнения с Елабужским ПИ просто не смешно а очень печально.
    И "советники" у ректора "мощные" - это видно по интервью...

  • Анонимно
    14.06.2016 13:25

    Да, заполучив в кои-то веки гуманитария такого класса, университет упустил его. Раньше университет такими кадрами не разбрасывался.

    • Анонимно
      15.06.2016 07:38

      Это Беккин упустил университет, так как не понял, что классический университет не академический институт в котором можно появляться раз в месяц. А для КФУ нужно еще и человеком достойным быть. И здесь были проблемы

      • Анонимно
        15.06.2016 14:17

        Все коллеги Беккина по университету очень высокого мнения о нем, а вот начальству он не угодил своим независимым характером и глубокой порядочностью

  • Анонимно
    15.06.2016 08:50

    Рассказывали про Сабантуй в Нью-Йорке, очень много татар, общаются на татарском и английском, русского вообще не знают)))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль