Общество 
20.06.2016

Как Ильшат Фардиев забрал «кубышку» мороженщиков у Роберта Мусина

Где не падает спрос: прибыль «Челны Холода» выросла наполовину до рекордных 279 млн. рублей

Российские мороженщики готовятся к летней «страде», в ходе которой любимое лакомство миллионов может подорожать еще на 10%. Предыдущее повышение цен почти не сказалось на спросе, увеличив доходы производителей — так, выручка ОАО «Челны Холод» в 2015 году выросла на 14% до 2,5 млрд. рублей. Как выяснил «БИЗНЕС Online», на фоне рекордной прибыли компания сменила «кассира», переложив свои сбережения из Татфондбанка в Сбербанк и «АК БАРС» Банк.

Выручка ОАО «Челны Холод» в 2015 году выросла на 14% до 2,5 млрд. рублей Выручка ОАО «Челны Холод» в 2015 году выросла на 14% до 2,5 млрд. рублей Фото: chelny-holod.ru

ЦЕНЫ КОМПЕНСИРОВАЛИ СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМОВ?

Ближайшие месяцы по традиции станут сезоном сбора главного урожая для ряда отраслей пищевой промышленности. В Татарстане это относится к нескольким крупным предприятиям, и в первую очередь — к ОАО «Челны Холод», у которого есть все шансы превзойти прошлогодние показатели. Но обо всем по порядку. Напомним, что около трех четвертых в структуре выручки компании традиционно занимает мороженое. Предприятие — один из крупнейших российских производителей мороженого (по итогам 2013 года его доля в общем объеме производства составляла около 2%). Самая известная торговая марка предприятия, вызывающее доверие у тех, кто застал советские времена, — «ГОСТ».

Отчетность за 2015 год челнинской компании, входящей в круг бизнес-интересов генерального директора Сетевой компании, бывшего министра энергетики РТ Ильшата Фардиева, была традиционно скупа на детали. Тем не менее в прошлом году чистая прибыль «Челны Холода» выросла на 51% до исторического рекорда на отметке 279 млн. рублей. При этом выручка компании увеличилась на 14% до 2,5 млрд. рублей. К сожалению, производственные показатели и структура выручки в отчете не раскрывались, но косвенным образом можно определить, что к успеху челнинцы пришли вовсе не путем нечеловеческих усилий, а просто подняв цены.

О том, что наценка на производимую продукцию прилично выросла, говорит следующий факт. Основные издержки «Челны Холода» прибавили всего 6%, отстав от темпов прироста выручки на 8 п. п. Это обеспечило увеличение валовой прибыли на 214 млн. рублей до 793 млн. рублей. Коммерческие и управленческие расходы предприятия подросли на четверть до 325 млн. рублей и 98 млн. рублей соответственно. Однако и это не помешало менеджменту увеличить операционную прибыль в 1,6 раза до 371 млн. рублей.

Объем производства мороженного снизился на 4,7% до 374,6 тыс. тонн: эксперты связывали это с прохладным летом 2015 года и некоторым дефицитом натурального сырья Объем производства мороженого снизился на 4,7% до 374,6 тыс. т: эксперты связывали это с прохладным летом 2015 года и некоторым дефицитом натурального сырья Фото: nabchelny.ru

РОССИЯНЕ НА МОРОЖЕНОМ НЕ ЭКОНОМЯТ

Пожалуй, тут следует сказать несколько слов о ситуации на российском рынке мороженого в прошлом году. Объем производства мороженого в натуральном выражении снизился на 4,7% до 374,6 тыс. т: эксперты связывали это с прохладным летом 2015 года и некоторым дефицитом натурального сырья — подотрасль производства молока в последние годы находится в стагнации. В то же время заметно подскочили цены: «в деньгах» производство мороженого выросло на 13,8% до 49,4 млрд. рублей. Как видите, эта динамика совпадает с темпом прироста выручки «Челны Холода». А значит, можно предположить, что и выпуск мороженого «в весе» на заводе сократился аналогично российскому — в пределах 5%. К сожалению, запрос «БИЗНЕС Online» компания оставила без ответа.

Натуральный и стоимостной объем производства мороженого в РФ
Показатель201020112012201320142015
Объем производства, тыс. тонн387,9335,3362,7384,8392,9374,6
Темп прироста, %--13,68,26,12,1-4,7
Объем производства, млрд. рублей3129,231,836,343,449,4
Темп прироста, %--5,88,914,219,613,8

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Эксперты потребительского рынка обычно отмечают, что мороженое — лакомство со слабоэластичным спросом. То есть потребители будут экономить на этой «вкусняшке» в последнюю очередь. Прошлогоднее повышение цен они практически проигнорировали, а ведь средняя цена сливочного мороженого в РФ за 2015 год выросла на 17,7% до 310,4 рубля за килограмм (для сравнения: инфляция составила только 12,9%).

Нынешним летом мороженое еще подорожает, пообещал Life.ru генеральный директор союза мороженщиков России Валерий Елхов. «Прежде всего увеличивается стоимость молочных продуктов. Растет цена и на сахар, и на упаковку, все эти составляющие продукта, конечно, заставляют немного поднимать стоимость мороженого. Я думаю, что это будет меньше, чем в прошлом году, но ожидаем максимум 10 процентов», — рассказал он. Правда, если судить по рекордной прибыли мороженщиков, темпы подорожания конечного продукта явно обгоняют «сырьевую инфляцию», причем в Татарстане используется сырье, как правило, местного производства, но оставим это на их совести.

Неудивительно, что, несмотря на общероссийский спад объемов производства, цех мороженого «Челны Холода» был расширен, модернизирован и оснащен современным высокопроизводительным оборудованием из Италии и Дании, которое позволяет вырабатывать мороженое в вафельном стаканчике и сахарном рожке до 60 т в сутки, а «Эскимо» — до 40 т в сутки. Уточним, что за прошлый год на закупку машин и оборудования (кроме офисного) компания потратила 49,8 млн. рублей плюс к тем 85,6 млн. рублей, что были потрачены в 2014 году. Так что к потенциально жаркому лету и повышенному спросу на мороженое челнинцы подошли во всеоружии. И, если не случится ничего экстраординарного, по итогам этого года мы можем увидеть новый «сладкий» рекорд.

«Челны Холод» обещает на ближайшие годы быть для семьи Ильшата Фардиева столь же надежным источником доходов, как тепличный комбинат «Майский», птицефабрика «Челны-Бройлер» и другие агроактивы экс-министра «Челны Холод» обещает на ближайшие годы быть для семьи Ильшата Фардиева столь же надежным источником доходов, как тепличный комбинат «Майский», птицефабрика «Челны-Бройлер» и другие агроактивы экс-министра Фото: «БИЗНЕС Online»

МОРОЖЕНЩИКИ УНЕСЛИ ДЕПОЗИТЫ ИЗ ТФБ

Словом, «Челны Холод» обещает на ближайшие годы быть для семьи Фардиева столь же надежным источником доходов, как тепличный комбинат «Майский», птицефабрика «Челны-Бройлер» и другие агроактивы экс-министра. (Уточним, что, согласно базе данных «Контур-Фокус», 56,9% капитала компании контролирует ЗАО «МЭКТ», в котором 50% владеет Диляра Гизатуллина — жена Фардиева. Другим ключевым бенефициаром, согласно списку аффилированных лиц, с долей капитала 31,4% выступает генеральный директор «Челны Холода» Газильян Шакирзянов.) За последнюю пятилетку компания «наморозила» прибыли уже на 1,07 млрд. рублей с мажорным аккордом в кризисном 2015 году.

Отметим, что показатели «Челны Холода» улучшились не только на ниве производства. В виде процентных поступлений компания в прошлом году получила 28,6 млн. рублей — в 4 раза больше, чем годом ранее. Мы неоднократно отмечали, что ставки по депозитам резко подскочили в декабре 2014 года после повышения ключевой ставки и держались на высоких отметках в первом полугодии 2015 года. И только самый ленивый руководитель, располагавший свободными деньгами, не увеличил отдачу с банковских депозитов.

Краткосрочные финансовые вложения ОАО «Челны Холод»
Наименование организацииДата возникновения31 декабря 201331 декабря 201431 декабря 2015
1ЗАО «ГКБ «Автоградбанк»41117111
2Сбербанк (депозит)4235200170
3Сбербанк (депозит)42369008,6
4Сбербанк (депозит)4163923,100
5«АК БАРС» Банк422060075
6«АК БАРС» Банк4233800180
7АИКБ «Татфондбанк»418350400
8АИКБ «Татфондбанк»4196701150
9АИКБ «Татфондбанк»42050000,5
10ООО «ТЗК «Челны Холод»4196302,60

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Любопытство при этом вызывает смена банков, в которых компания держала депозиты.

Так, средства, размещенные в Татфондбанке, главным бенефициаром и председателем правления которого выступает Роберт Мусин, сократились в 310 раз до символических 500 тысяч. В свою очередь, на депозитах в Сбербанке компания разместила 178,6 млн. рублей, а в «АК БАРС» Банке — 255 млн. рублей (годом ранее ни в Сбере, ни в АББ депозиты не размещались). Что бы это значило?

Основные экономические показатели ОАО «Челны Холод»
Наименование показателя20142015Абсолютное изменение 2015 к 2014Изменение в %
Выручка от реализации, млн. рублей2149245931014,4
Себестоимость, млн. рублей15711666956
Валовая прибыль, млн. рублей57979321437
Коммерческие расходы, млн. рублей2633256223,6
Управленческие расходы, млн. рублей78982025,6
Прибыль (убыток) от продаж, млн. рублей23737113456,5
Доходы от участия в других18,90-19-100
Проценты к получению, млн. рублей7,128,622302,8
Проценты к уплате, млн. рублей7,55,7-2-24
Прочие доходы, млн. рублей10911898,3

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.06.2016 08:14

    Цены то у ЧХ не выросли в ТЦ- у Славицы в 1,5-2 раза выше. Увеличение прибыльности при снижении покупательной способности населения позволяет заподозрить активное применение "пальмы"...

    • Анонимно
      20.06.2016 09:02

      Чем плоха пальма?

      • Анонимно
        20.06.2016 09:20

        Да ничем, просто возросло количество людей , у которых вскрывают грудную клетку и механически чистят кровесные сосуды...

        • Анонимно
          20.06.2016 12:20

          Откуда такие данные? Я не за пальму, а против передергивания фактов и бездумные эмоциональные аргументы. Вот наоборот пишут, что официально смертность от ССЗ серьезно упала за последние годы. https://openrussia.org/post/view/9769/ и
          http://onf.ru/2016/02/04/v-onf-prosyat-minzdrav-raskryt-realnye-predposylki-rezkogo-snizheniya-smertnosti-ot/

          Понятно, что это статистика и она вызывает сомнения. Но это официально доступная открытая информация. А вот Вы, когда пишете про рост чистки сосудов на что опираетесь? Доступ к какой информации есть? Если берете из головы или из информагенства "ОднаБабкаСказала", то уж лучше помолчите. Или укажите конкретный источник.

          • Анонимно
            20.06.2016 13:12

            Зомбоящик больше надо смотреть чтобы верить статистам и российским СМИ, для этого они большую зп получают. Никто вас лично не отговаривает есть пальму, которым в нормальных странах рельсы смазывают...У нас вон и спортсмены самые лучшие в мире, сколько медалей на олимпиаде в Сочи забрали...

            • Анонимно
              20.06.2016 13:56

              Так я и не верю. И ОНФ не верит. Только они не верят аргументировано, а автор комментария манипулирует читателем используя страх и эмоции

    • Анонимно
      20.06.2016 12:15

      Фактами нужно оперировать, а не подозрениями. И читать учиться, и думать учиться, и просто учиться. Это и статьи, и комментариев касается. Откуда взялась прибыль у Челны Холода? Только от повышения цен? Ой ли? А почему не может вырасти производительность труда? Почему не могут появиться новые рынки сбыта? В статье же прямо написано, только вывод не сделан. Инвестиции в производство, которое и делается для расширения производства и увеличения производительности труда. Даже написано, что оборудование для производства, а не какие-то непрофильные активы. И не факт, что только за 2015 год. Выросли коммерческие и управленческие расходы. Если нет роста продаж, то с какого перепугу они должны вырасти так сильно? Не так сильно выросли производственные расходы. Так тут опять новое оборудование - меньше брака, меньше отходов, выше качество продукции и хранения. Да и цены на молоко вроде сильно не росли за последние годы. Так что нечего наводить тень на плетень, если головой работать не хотите.

      • Анонимно
        20.06.2016 13:22

        "Ой ли" и "тень на плетень"? Фардиевцы не дремлют?

        • Анонимно
          20.06.2016 13:58

          Всё что можете ответить? Давайте, ещё грамматические ошибки поищем в предыдущем комментарии. Где аргументы?

        • Анонимно
          20.06.2016 14:09

          это не "фардиевцы" это "птенцы" Мусина, имхо ;) Фаридиев не парится, гребет лопатой. А у Р.Р. есть проблемки.

          • Анонимно
            20.06.2016 14:21

            Уж разберитесь наконец у кого за комментарии зарплату забирать! ):

    • Анонимно
      20.06.2016 16:36

      А что это вдруг Славицу вспомнили? Она тут каким боком? Раз цены выше, так продукция натуральная? Так это маркетинговая разводка. Натуральность продукции и её цена напрямую не связаны. Тут, скорее всего, просто нужны деньги на "благотворительность".

  • Анонимно
    20.06.2016 08:18

    А что в итоге с "приколами" в БК на 14 лямов?

  • Анонимно
    20.06.2016 08:32

    фИШ С СЕТЕВОЙ ДЕНЬГИ ВЫВОДИТ И СВОЙ БИЗНЕС РАСШИРЯЕТ (((((

    • Анонимно
      20.06.2016 13:18

      обоснуйте такое высказывание

      • Анонимно
        20.06.2016 13:56

        Смех да и только

        • Анонимно
          20.06.2016 16:17

          как можно с Сетевой деньги вывести? Разве что через свои конторы, оформленные на подставных лиц, закупку материалов и оборудования оформлять по завышенным ценам.

  • Анонимно
    20.06.2016 08:42

    Пальма сегодня всюду ! Другой вопрос кто это признает из производителей ?! Да и не понятен до конца вред данного продукта на здоровье человека . Есть достаточно много веществ которые гораздо вреднее и которые попадают в организм человека ежедневно ....

    • Анонимно
      20.06.2016 09:22

      Да врут все, наши олимпийцы тоже 5 лет допинг не принимали, это амеры тень на наших честных производителей наводят...

    • Анонимно
      20.06.2016 09:40

      Дело не в том "вредно" "не вредно", а в замене натуральных молочных жиров на гораздо более дешевые растительные жиры. Вот и покупаете дешевку по цене натурального молочного продукта

  • Анонимно
    20.06.2016 08:48

    Фардиев - опытный бизнесмен и просто так банк менять не будет. Видимо, что то не срослось с Мусиным

  • Анонимно
    20.06.2016 09:11

    А может Татфондбанку просто поплохело?

    • Анонимно
      20.06.2016 10:18

      да кстати уже 3тий крупный бизнес за полгода ушел из тфб..и при этом нам говорят что показатели их растут - видимо что-то грядет там ..

    • Анонимно
      20.06.2016 10:47

      Может в сбере или акбарсе ставку выше предложили. Татфонд вроде сейчас не носится с огромными процентами. Хз, так сходу не скажешь, надо разбираться.

  • Анонимно
    20.06.2016 09:23

    Ох, не хотелось бы мне своих детей этим пальмовым маслом кормить! А ведь они сейчас везде, причём много как раз во всем сладком и вкусом, что так любят дети! Ну как вот ребёнку это объяснить?! Приходится покупать импортные продукты, которые и без ГМО и международным стандартам соответствуют и без пальмового масла, правда раза в 2-3 дороже!

    • Анонимно
      20.06.2016 09:42

      все импортное тоже на пальмовом масле, мы вообще покупное не едим.

      • Анонимно
        20.06.2016 11:17

        канешн. Это кто вам в голову вбил? Законы ЕС и США куда строже: не забалуешь, законы реально там работают.

  • Анонимно
    20.06.2016 09:49

    Видимо, приближенные люди знают где безопасно, а где опасно держать деньги...

  • Анонимно
    20.06.2016 10:01

    Странно, у ФИШ свой банк есть - Акибанк, или пути у них с Галяутдиновым разошлись?

  • Анонимно
    20.06.2016 10:13

    Большая часть исследований ориентирована для информирования потребителей пальмового масла и пищевых предприятий с целью запугивания к употреблению пальмового масла (американцам необходимо продвигать свое арахисовое).

    Основным аргументом против использования пальмового масла в качестве пищевого масла является тот факт, что в нем содержится пальмитиновая жирная кислота, которая является насыщенной жирной кислотой и буд-то она должна повышать уровень холестерина. Однако, есть много научных исследований, как на животных, так на людях, которые четко показывают, что потребление пальмового масла не повышают уровень холестерина и не увеличивают индекс атерогенности. Помимо пальмитиновой кислоты, пальмовое масло состоит из олеиновой и линолевой кислот, мононенасыщенных и полиненасыщенных соответственно. Пальмовое масло содержит много каротина. Научно доказано в огромном количестве исследований, что пальмовое масло защищает сердце и сосуды от холестерина.

    • Анонимно
      20.06.2016 10:34

      Похоже им все равно, чем нас травить! Потом детки со всякими патологиями рождаются и все задаются вопросом , почему это интересно?! И валят все на медицину... Тут с другого надо начинать анализировать...

    • Анонимно
      20.06.2016 10:34

      Похоже им все равно, чем нас травить! Потом детки со всякими патологиями рождаются и все задаются вопросом , почему это интересно?! И валят все на медицину... Тут с другого надо начинать анализировать...

      • Анонимно
        20.06.2016 11:19

        патологии от курева, бухла, экологии и просто от слабого генофонда. Пара добавок тут погоду не делает.

    • Анонимно
      20.06.2016 17:44

      Во всех обсуждениях цена на пальмовое масло перевешивает любой аргумент. И учитывая реали нашего бизнеса, не один производитель не исключит это масло из нашего рациона. Хоть маленько, но будет добавлять, что бы его продукт был конкурентно- способен. Запретить пальмовое масло? Что от этого получим: меньше таможенных и налоговых сборов в казну, а качество масла еще больше упадет. Кто будет заниматься отлавливанием в океане барж с контрафактным маслом? а они будут идти и даже еще больше, так как бизнес станет более привлекательным как и для нелегальных поставщиков, так и для производителей продукции в России. Будет примерно что то как с сухим законом.....

  • Анонимно
    20.06.2016 10:58

    Пальма-пальма, я вот фермер, у меня ежедневно есть молоко от коровы 40-50 литров и не знаю куда кому продать. Перекупы предлагают копейки. а я вкладываю душу, кормлю и ухаживаю за коровами, молоко чистой, без всяких добавок, не разбавленное. И ведь никому не надо, все пьют порошок-молоко. вот и я вся история о здоровье. Говорить-говорим только.

    • Анонимно
      20.06.2016 11:23

      так по всей стране: говорят говорят... а ситуация в корне не меняется. Как пилили так и пилят дальше. Нафиг им ваше здоровье? -Богатства страны прибраны, 50-60 миллионов чел. обслуживать скважины и трубопроводы хватит.

    • Анонимно
      20.06.2016 11:53

      Откройте магазин в городе, очень хорошо развивается экоформат, за 1 литром молока никто в деревню не поедет, а вот если из деревни бочку привезти - в миг разлетится... Литр молока 100-150 руб продают...

      • Анонимно
        20.06.2016 13:10

        Это кто литр молока за 100-150 рублей продает? Цена фермерского коровьего молока 30-40 рублей. Берем по 35 рублей, сверху банки большая гора сливок. Делаем катык, сметану.

      • Анонимно
        20.06.2016 17:05

        спуститесь на Россию.

    • Анонимно
      20.06.2016 12:27

      Начинайте делать сыр, - у него есть добавленная стоимость, на него есть спрос и большой срок хранения/годности

    • Анонимно
      20.06.2016 13:11

      50 литров молока в день это ни о чем.

  • Анонимно
    20.06.2016 11:06

    В последние годы в США ведётся активная пропаганда вреда пальмового масла. В США пальмовое масло обвиняют во всех проблемах с сердцем, несмотря на то, что потребление пальмового масла в США ничтожно мало. Простые люди в этом ничего не понимают и охотно верят. Но многие знают, что США мастера в создании мифов. Это обычный чёрный брендинг.

    Хорошо. Зачем тогда создавать такой имидж пальмовому маслу? А всё дело в том, что пальмовое масло очень дёшево и практично. В последние годы пальмовое масло завоевало значительную часть мирового рынка пищевых масел и жиров. И США были вынуждены защищать свой внутренний рынок арахисового масла.

    В то же время не существует никаких научных доказательств вреда пальмового масла, кроме красивых рассказов от имени известных врачей, страшилок и подтасовок фактов. А исследований о том, что пальмовое масло повышает уровень вредного холестерина в крови и атерогенно, не было и нет.

  • Анонимно
    20.06.2016 11:06

    Интересный факт: линолевая кислота, которая содержится в огромных количествах во многих растительных маслах (подсолнечное, рапсовое, соевое и др.) очень быстро окисляется при хранении даже при комнатной температуре и является прямой угрозой для сердца. А во время нагревания при приготовлении пищи — тем более. Жировой состав пальмового масла крайне устойчив к нагреванию. И если подсолнечное масло нельзя есть, а готовить на нём — тем более, то пальмовое масло идеально подходит для приготовления пищи.

  • Анонимно
    20.06.2016 12:48

    И не надоело агитатору за пальму время тратить, - наверное он не бесплатно пишет! Причем жестко обманывая - полезное пищевое пальмовое масло стоит 3000 р/кг. Понятно, что ему не платят за написание воздействия технической пальмы на организм.

    • Анонимно
      20.06.2016 13:13

      Согласен. А вообще готовьте на топленом масле. Вся Индия на нем готовит и Азербайджан.

      • Анонимно
        20.06.2016 17:26

        ешьте фрукты овощи больше и приготовленное на пару.

  • Анонимно
    20.06.2016 12:59

    правильно, вот вам и ответ! здоровому организму чтобы расщипить жиры необходима температура 36.6С, а пальмовое масло в организме и при 40С будет оставаться пальмовым маслом и откладываться на стенках сосудов.

    • Анонимно
      20.06.2016 13:45

      А вы пальмовое масло сразу колете в вену? Вы хоть других читайте внимательно. Раньше хоть писали, что в кишечнике запор вызывает и стенки кишечника забивает, а тут уже напрямую в кровь... Мда. Почитайте о холестерине и холестериновых бляшках http://holesterin.info/ Холестерин синтезируется большей частью печенью. И тут я ещё не буду выкладывать новую и непроверенную информацию, которая опровергает информацию о прямой связи уровня холестерина и сердечно-сосудистыми. Хотя мысль, что к образованию холестериновых бляшек приводит совокупность факторов. То же курение, например.

  • Анонимно
    20.06.2016 14:07

    температура плавления бараньего жира в пределах 43 - 55°С, говяжьего — 42 - 49°С

  • Анонимно
    20.06.2016 16:19

    отдел маркетинга Челны бройлера и Челны холода работает в поте лица прям...

    • Анонимно
      20.06.2016 17:27

      прибыли на курятинке и мороженном хорошие есть с чего платить.

  • Анонимно
    20.06.2016 18:09

    А как это можно утверждать о смене банка по информации о краткосрочных вложениях, да ещё и только лишь по состоянию на 1 день? Где выше процент туда и положили на месяц-другой. Тем более, что и предприятие вроде сезонное. Какая-то странная статья. Куча информации из открытых источников не первой свежести и притянутые за уши выводы в виде вопросительных предложений.

    • Анонимно
      21.06.2016 08:54

      Если вы такой умный, так и напишите, что все временно, деньги вернулись в ТФБ. Не можете...
      Все же знают, что на самом деле там творится, весь крупняк уже в курсе

  • Анонимно
    20.06.2016 18:22

    Ильшат Шаехович, в Священный месяц Рамазан подумайте пожалуйста, что возле мэрии надо достроить мечеть на пр. Чулмана.
    "Отметим, что показатели «Челны Холода» улучшились не только на ниве производства. В виде процентных поступлений компания в прошлом году получила 28,6 млн. рублей — в 4 раза больше, чем годом ранее."
    Можно эту сумму в 28 млн руб потратить на стены мечети, бараката от этих денег ни вам ни предприятию не будет, потребителям вашей продукции нужна мечеть. Спасибо.

    • Анонимно
      20.06.2016 19:53

      Мечеть не на Чулмана, а на Сююмбике, и она действительно очень нужна Челнам.

      Ильшат Шаехович, с вашими миллиардными оборотами возьмите эту мечеть под свой контроль. И если вы Миронова попросите, он тоже в стороне не останется.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль