Политика 
22.06.2016

Андрей Фурсов: «Идет тотальный накат, цель которого – показать, что русские достойны удара»

Известный историк о том, кто на самом деле развязал Вторую мировую и что сближает сегодняшний день с 22 июня 1941 года

Гитлер вряд ли напал бы 75 лет назад на СССР, если бы знал, что у Сталина три эшелона обороны и далеко не все войска стоят на границе. Дезинформировал же фюрера генерал Канарис, работающий на британскую разведку. Об этом в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал известный историк Андрей Фурсов, который объясняет, почему нашей стране приходится из раза в раз таскать каштаны из огня для англосаксов.

Андрей Фурсов «Андрей Фурсов: «Наши солдаты расписались на рейхстаге. На чем распишемся мы?» Фото: ©DenTVinform Official Youtube Stream, CC BY 3.0, commons.wikimedia.org

«НАПАСТЬ НА ГЕРМАНИЮ БЫЛО БЫ БЕЗУМИЕМ, А СТАЛИН БЕЗУМЦЕМ НЕ БЫЛ»

— Андрей Ильич, 22 июня 1941 года в нашем сознании остается трагической датой, причем вина за разгром обычно ложится на Кремль и лично на генералиссимуса Сталина, который якобы до последнего момента «не верил» в войну с Гитлером. Так ли это?

— Вокруг этого дня действительно сложилось очень много мифов. Наиболее распространенный миф придуман коллективным автором из МИ-6 (внешняя разведка Великобританииприм. ред.), который пишет под псевдонимом Виктор Суворов (это наш перебежчик из ГРУ Владимир Резун). Основная мысль «суворовского» мифа в том, что Сталин сам готовил в 1941 году нападение на Германию, а Гитлер его упредил буквально двумя неделями. Делается это, разумеется, для того, чтобы возвести на Советский Союз вину за разжигание Второй мировой войны, равную той, которая возлагается на Третий рейх. Но есть несколько фактов, которые разбивают эту логику. Перечислю главные из них.

В 1937 году Рузвельт высказался в том смысле, что, если Германия нападет на Советский Союз, то США будут помогать Москве. А вот если СССР нападет на Германию или позволит себя спровоцировать, то тогда Вашингтон будет помогать Берлину. В апреле 1941 года аналогичные официальные заявления сделал Конгресс США. Соединенные Штаты старались не допустить советско-германской войны, потому что у них были свои планы в Старом Свете. Начиная с 1929 года, после того как директор Центробанка Англии Монтегю Норман закрыл Британскую империю от внешнего мира, закрыл ее от американского капитала, а вернее, закрыл зону Ротшильдов от зоны Рокфеллеров, главной задачей Вашингтона стало разрушение Британской империи. И в 1943 году Аллен Даллес прямо об этом скажет: наша задача — разрушение Британской империи.

Что касается британцев, то у них виды на Гитлера были очень простыми. Он должен был разрушить Советский Союз и решить, таким образом, европейские проблемы. То есть англосаксы — и США, и Великобритания — пытались использовать Гитлера в своих интересах . Но в последний момент британцы американцев переиграли — по всей видимости, потому что дали очень серьезные обещания Гессу (Рудольф Гесс, заместитель фюрера, по собственной инициативе в мае 1941 года вылетел в Шотландию, чтобы начать переговоры с Уинстоном Черчиллемприм. ред.). Обещаний было немного, но они были даны и частично даже выполнены. Вспомним, что до 1943 года англичане воевали очень неактивно. Второй фронт был открыт только в 1944 году, а до этого каждый год переносили его открытие. Причем в 1941 году Черчилль честно сказал советскому послу, что второй фронт откроется не прежде 1944 года. Дескать, ребята, вы пока повоюйте, поизматывайте друг друга.

В этой ситуации, когда и англичане договорились с Гитлером, а США прямо заявили, что если СССР нападет на Германию, то Штаты станут помогать Берлину, — подготовка к советскому вторжению на территории Третьего рейха была бы безумием. Достаточно посмотреть на военно-промышленные потенциалы великих держав накануне 1941 года. США — чуть больше 40 процентов, Германия — 14,4 процента, СССР — 14 процентов, Великобритания — 10,2 процента, Франция — еще меньше. Эти цифры приводит Пол Кеннеди в своей знаменитой работе «Взлет и падение великих держав». И вот представьте: в этом контексте Сталин объявляет войну Гитлеру. И получает против себя кроме Германии Великобританию, США, Францию, Японию и пр. То есть примерно 80 процентов мировых военно-промышленных потенциалов против 14 процентов. Повторяю, это было бы безумием. А Сталин безумцем не был.

Есть и другие факторы, которые побивают логику Виктора Суворова. Так что всерьез говорить о его теории не стоит. Это миф.

На ваш взгляд, этот миф успешно сработал?

— Неожиданно для многих «суворовская» книга оказалась контрпродуктивной: в России в 1990-е годы люди отреагировали на нее иначе, чем планировалось. Дескать, Сталин-то молодец, он собирался врезать по Гитлеру! И вот этого эффекта авторы книги не рассчитали.

— Почему вы говорите о книгах Резуна-Суворова как о коллективном труде?

— Был проведен лингвистический анализ работы Суворова, в результате которого выяснилось, что писал ее не один, а несколько человек. Обычно такой работой занимается МИ-6. Тем более что Резун, после того как он сбежал, и не скрывал своих контактов с МИ-6. Понятно, что при этом преследовались в первую очередь идеологические задачи.

«Наиболее распространенный миф придуман коллективным автором из внешней разведки Великобритании, который пишет под псевдонимом Виктор Суворов (это наш перебежчик из ГРУ Владимир Резун)» «Наиболее распространенный миф придуман коллективным автором из внешней разведки Великобритании, который пишет под псевдонимом Виктор Суворов (это наш перебежчик из ГРУ Владимир Резун)» Фото: nn.by

«КРАСНАЯ АРМИЯ БЫЛА РАЗГРОМЛЕНА. НО НА ЕЕ МЕСТЕ ПОЯВИЛАСЬ ДРУГАЯ КРАСНАЯ АРМИЯ»

— Вторжение немецких войск в СССР называют «вероломным» еще и потому, что оно было нарушением так называемого пакта Молотова-Риббентропа о ненападении. Но при этом сам пакт оценивается преимущественно негативно. А вы как его оцениваете?

— Инициатором советско-германского договора в августе 1939 года была немецкая сторона, так как Германия хотела развязать себе руки для решения польской проблемы, ведь посредством Польши на Берлин давили англичане. Несколько слов о предыстории этих отношений. Дело в том, что определенные круги Великобритании последовательно вели Гитлера к агрессии против Советской России. Но при этом немецкому фюреру много чего недоставало. Недоставало валюты, и ему эту валюту подарили в виде Австрии. Недоставало военно-промышленного потенциала, и ему этот потенциал восполнили за счет Чехословакии, мощнейшей страны в военно-промышленном отношении. Однако после того, как Гитлер проглотил Чехословакию, он попытался соскочить с крючка и предпринял для этого интересный маневр: Чехию он превратил в протекторат Богемии и Моравии, а Словакию сделал независимым государством. Таким образом, Гитлер отказался выходить непосредственно к советским границам, и англичане поняли, что он в данный момент воевать не собирается.

К тому же Германия в 1939 году и не была готова к войне. Тогда на Берлин натравили поляков, которые потребовали, чтобы Словакия была отдана им в протекторат. Однако Гитлер этого сделать не мог, так как он лично гарантировал независимость словацкого государства, поэтому фюрер выдвинул свои контрпредложения. В то же время он понял, что британцы будут продолжать давить на него, а значит, надо решать польскую проблему. А как ее решать? Для этого следовало договориться с Советским Союзом. Это было решение ряда серьезных проблем Германии на континенте.

— Когда хотят подчеркнуть недальновидность Сталина, говорят также о том, что советская военная машина накануне войны активно сотрудничала с немецкой, и их железные «сердца» бились в унисон. Вспомним, что и в Казани была танковая школа, которую посещал с визитом родоначальник немецкого танкостроения Гудериан, и едва ли не вся советская страна была покрыта сетью аналогичных «учебных заведений», где обучались немецкие офицеры.

— Для нашей армии эти школы оказались очень полезными. Кроме чисто практического интереса, который мы из этого извлекали, это помогло нам быстрее научиться бить немцев. Так что сотрудничество было взаимовыгодным, а о том, кто извлек из него большую выгоду, судите по результатам войны.

— Хорошо, Рузвельт и Черчилль манипулировали Германией, преследуя свои интересы. А у Сталина были виды на Гитлера?

— У Сталина, как у Черчилля и Рузвельта, конечно, были свои виды на Гитлера. Шла большая внешнеполитическая игра, и какие-то расчеты строились. Было бы, наоборот, странно, если бы таких видов не было. Но к концу 1930-х годов, когда, казалось бы, выстраивалось сотрудничество между Берлином и Москвой и когда был заключен пакт о ненападении, очень многие дальновидные люди в Советском Союзе поняли, что войны не избежать. Этот пакт войну просто отодвинул во времени. Третья пятилетка, начавшаяся в 1938 году, не была завершена, но очень многое удалось сделать за эти три года. Самые решающие изменения, обеспечившие нашу победу, были достигнуты в 1941 - 1942 годах, но и предыдущие годы даром не прошли. Мы получили передышку, которая позволила нам подготовиться к мировой войне.

«И в Казани была танковая школа, которую посещал с визитом родоначальник немецкого танкостроения Гудериан, и едва ли не вся советская страна была покрыта сетью аналогичных «учебных заведений», где обучались немецкие офицеры»

С другой стороны, следует вспомнить одну вещь. Германия не была готова к глобальному военному конфликту. Это доказала группа американских экономистов уже после войны. Кстати, данная работа не рекламируется — я сам узнал о ней совершенно случайно, когда преподавал в США и в воспоминаниях американского экономиста Гэлбрейта (Джон Гэлбрейт, один из видных экономистов-теоретиков ХХ векаприм. ред.) наткнулся на упоминание этого труда. Я тут же нашел эту книгу в библиотеке. Смысл ее в том, что Германия к концу 1930-х годов не была подготовлена ко Второй мировой войне. В лучшем случае ее потенциала было достаточно для полутора локальных войн. Так что блицкриг для Гитлера оставался единственным средством, которое позволяло достичь успеха. Три месяца — это оптимальный срок для победы, которой могла добиться немецкая армия. Если же победа не достигалась в эти три месяца, то дальше Гитлер мог рассчитывать только на ничью, но ни в коем случае не на победу. Потому что ресурсов не было у Германии на мировую войну.

С этой точки зрения совершенно по-другому выглядит летняя кампания 1941 года. Да, Красная армия терпела поражения, но в то же время наносила и серьезные удары. Давайте вспомним для сравнения, за какой срок рухнула Франция — за 38 дней. Это и была тактика блицкрига. Если отследить по мемуарам, то в конце июля - начале августа немецкие генералы писали, что война выиграна, однако уже к концу сентября некоторые из них стали говорить, что война будет проиграна. Вроде бы одна Красная армия была гитлеровцами к этому периоду уже разгромлена. Но на ее месте появилась другая Красная армия.

Вообще, трудно не заметить контраста между участием России в Первой мировой войне и Великой Отечественной (как важнейшей части Второй мировой войны). В 1915 - 1916 годах был выбит офицерский корпус, вместе с ним рухнула армия. Не стало армии — рухнуло самодержавие. В 1941 году Красная армия действительно терпела тяжелейшие поражения, огромное количество бойцов попало в плен, но на смену разгромленной армии пришла армия «второго эшелона обороны». Новые боевые подразделения составили молодые мужики, продукт советского воспитания 1930-х годов. Эта армия сразу же нанесла Гитлеру поражение под Москвой. Правда, затем последовал тяжелейший 1942 год. Но и после этого года армия сохранилась, сосредоточилась и стала наносить немцам один смертельный удар за другим. Это, кстати, говорит о том, что Советский Союз был гораздо более жизнеспособным обществом, чем позднесамодержавная Россия.

Всего у СССР, кстати, было три эшелона обороны, но Гитлер не знал об этом. Он, видимо, пребывал в уверенности, что вся Красная армия сосредоточена на границе. Сообщил же ему об этом генерал Канарис, начальник военной разведки Германии, который как минимум с 1939 года «взаимодействовал» с англичанами.

«К концу 1930-х годов, когда, казалось бы, выстраивалось сотрудничество между Берлином и Москвой и когда был заключен пакт о ненападении, очень многие дальновидные люди в Советском Союзе поняли, что войны не избежать»

«МЫ НЕРЕДКО ОКАЗЫВАЛИСЬ В ОДНОЙ КОМПАНИИ С БРИТАНЦАМИ И ТАСКАЛИ ДЛЯ НИХ КАШТАНЫ ИЗ ОГНЯ»

— Продолжая аналогию 1914 с 1941 годом (чего стоит одна только зеркальная перекличка этих дат). Как вы полагаете, если бы Николая II не поссорили с германским императором Вильгельмом, не составили бы Россия с Германией уникальную монархическую силу, которая могла бы предотвратить многие кровавые события ХХ века? Что касается конфликта Сталина и Гитлера, то некоторые задаются вопросом: насколько он был предопределен? Могли ли сосуществовать Россия и Германия в рамках тех политических систем, которые в них господствовали?

— Я думаю, что и в начале ХХ века российско-германский союз был невозможен, а спустя пару десятилетий такой союз еще сложнее себе представить. Это два принципиально разных общества, причем дело не только в том, что одно общество социалистическое, а другое — капиталистическое. Третий рейх — это был капитализм, в основе которого лежал антимодерн, то есть нацистская Германия была антимодернистским проектом, отрицающим культуру эпохи Просвещения и универсализм. Теперь посмотрим на Советский Союз, это был антикапитализм, но при этом — модернистский проект. Ведь что такое СССР, если взглянуть на него с общеевропейской точки зрения? Это был якобинский проект, реализованный на российско-советской почве.

У немцев изначально была другая история. Обратите внимание: Мартин Лютер — это отрицание католического универсализма. Ему на смену приходят немецкие романтики, и это уже отрицание Просвещения. И, наконец, к власти приходит Гитлер, который сочетает в себе антихристианский посыл с антипросвещенческим и антисоциалистическим посылами. И потом, расовая доктрина Третьего рейха, этот мрачный идеологический комплекс, заранее исключала какой-либо союз между Россией и Германией. Здесь геополитика рано или поздно уперлась бы в очень серьезные противоречия между русским и немецким векторами развития. Я знаю разговоры о гипотетическом союзе России и Германии в начале XX века, затем в 1930-е годы, но полагаю, что такой союз был невозможен.

— Но разве возможен союз России с нашим заклятым «другом» Великобританией?

— Да, на первый взгляд, у нашей страны больше общего с Францией и Германией, чем с Великобританией. Но во всех мировых военных кампаниях, включая наполеоновские войны начала XIX столетия, Россия и Великобритания как две фланговые державы (одна — суперконтинентальная, другая — суперморская) действовали вместе против любых попыток объединить континент и восстановить империю Карла Великого (самый известный император из династии Каролингов, стал именоваться правителем Запада с 800 годаприм. ред.). Кстати, поэт и дипломат Федор Тютчев хорошо сказал об этом, что после появления империи Петра Первого возрождение империи Карла Великого более невозможно. Ведь что пытались сделать Людовик XIV (правда, в меньшей степени, чем Наполеон) и Вильгельм II (правда, в меньшей степени, чем Гитлер)? Они пытались объединить Европу. Но Гитлеру эта попытка удалась больше всего. По-сути, он и создал Евросоюз — свой Евросоюз. Но он все равно потерпел поражение. Тютчев был прав: если есть империя Петра Первого, никакая империя Карла Великого уже невозможна. И очень показательно, что ЕС, который мы сегодня знаем, оформился в 1990-е годы после крушения СССР как наследника петровской державы.

— Но это ведь не отменяет того факта, что именно англосаксы, а не французы и не немцы оставались нашими злейшими геополитическими противниками. И императора Павла I они «замочили», и интриговали весь XIX век против императорской России, причем успешно интриговали...

— Да, мы помним, что была попытка покушения на Наполеона за несколько месяцев до убийства Павла, и, когда погиб Павел, Наполеон сказал: «Они не смогли достать меня в Париже, но достали меня в Петербурге».

— Но при этом мы воевали не с британской короной, а с самозваным французским императором. И в 1940-х годах Лондон и Москва оказались союзниками. Почему? В каких точках совпадают интересы России и Англии?

— Они совпадают, но на очень короткий период. Как только заканчиваются мировые войны и у России налаживаются отношения с бывшими континентальными противниками, тут же обостряются наши отношения с англосаксами. Так что дружба с англосаксами всегда очень короткая, а с их стороны она еще и фальшивая. Наш замечательный геополитик Алексей Едрихин-Вандам (генерал-майор царской армии, военный разведчик и писательприм. ред.) говорил: «Хуже вражды с англосаксом может быть только одно — дружба с ним».

Посмотрите, как вели себя англичане во время Первой мировой войны. Они прекрасно знали, что в России зреет заговор, направленный на свержение Николая II. Причем это был заговор не просто против родственника (известно, что Георг V и Николай II — практически близнецыприм. ред.), а против воюющего союзника. Если бы Бьюкенен, английский посол в России, не оказывал такого внимания Гучкову и компании (Алексей Гучков — лидер октябристов, принимал отречение из рук русского императораприм. ред.), то не было бы никакого февральского переворота 1917 года. Но Великобритания, наоборот, толкала заговорщиков к перевороту, чтобы к власти в Российской империи пришло новое правительство, кормившееся из рук англичан. Это, в свою очередь, аннулировало обещания отдать России проливы и Константинополь. То есть англичане — это очень неверный союзник.

Тем не менее геополитически мы нередко оказывались в одной компании с британцами и в известном смысле таскали для них каштаны из огня.

— А выход-то каков из этого навязанного нам и неравноправного сотрудничества?

— Выход таков, каков он есть. У Сталина есть фраза: «Есть логика намерений и логика обстоятельств, но логика обстоятельств сильнее логики намерений». Такова реальность. Другое дело: если мы возьмем войну 1812 года, то следует вспомнить, что Михаил Кутузов был категорическим противником похода в Европу. Может быть, следовало остановиться и оставить наполеоновскую Францию, пусть и потерпевшую поражение, но один на один с британцами? Пусть бы они друг с другом разбирались. Другое дело, что в отношении Гитлера так не получилось бы. А вот с Наполеоном — вполне. Но Александром Первым двигала очень серьезная обида, и он наступал все дальше и дальше — на Париж.

— Да, Кутузов умер в самом начале заграничного похода.

— Но он, даже если бы остался жив, все равно ничего не смог бы сделать. Русский самодержец должен был показать европейским государям, насколько он серьезный и решительный. Кроме того, когда-то Наполеон нанес императору Александру страшную обиду. Когда герцог Энгиенский был выкраден и расстрелян по приказу Бонапарта, вся Европа возмутилась и прислала в Париж возмущенные письма. Наполеон всем ответил более-менее спокойно, а Александру ответил в том смысле, что человек, замешанный в убийстве отца, не смеет читать ему морали. Конечно, это было страшным оскорблением.

— Но Александр I принес в Европу роялистский проект и воссоздал династию Бурбонов. А в 1945 году мы принесли в Берлин модернистский проект, если следовать вашей логике. Сегодняшняя постмодернистская идеология — это не следствие того, что советские солдаты привнесли в Европу на своих штыках?

— Нет, немного не так. Мы принесли в восточную часть Европы социалистический модернистский проект. Давайте посмотрим, когда было лучшее в социально-экономическом плане время в Восточной и Юго-Восточной Европе? Все-таки это социалистический период. Массовый восточный европеец никогда так хорошо не жил, как в это время. Поэтому не случайно народы бывшего европейского социалистического лагеря, от Польши до Болгарии — с ностальгией вспоминают советское время.

«Англичане прекрасно знали, что в России зреет заговор, направленный на свержение Николая II. Причем, это был заговор не просто против родственника (на фото - Георг V и Николай II), а против воюющего союзника «Англичане прекрасно знали, что в России зреет заговор, направленный на свержение Николая II. Причем это был заговор не просто против родственника (на фото: Николай IІ и Георг V), а против воюющего союзника

«НЕМЦЫ, ГОТОВЯСЬ К ВТОРЖЕНИЮ, ИСХОДИЛИ ИЗ ТОГО, ЧТО В МОСКВЕ ПРОИЗОЙДЕТ ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ»

— Какие аналогии вы могли бы провести между 22 июня 1941 года и сегодняшним днем? Насколько Отечество в опасности?

— Все аналогии, как говорил Гегель, носят поверхностный характер. Для того, чтобы аналогия была серьезной и содержательной, под ней должна быть основательная теоретическая база. Разумеется, в рамках интервью невозможно выстроить такую базу, поэтому мы будем говорить о внешних аналогиях.

Одна из таких аналогий, которая напрашивается, — это беспрецедентная антироссийская и русофобская кампания, развернутая сейчас на Западе. Такие вещи обычно предшествуют военным конфликтам. Даже во времена холодной войны и периода ее обострений (Карибский кризис, рубеж 1970 - 1980-х годов) такого накала истерии и русофобского поношения России не было. Пожалуй, нечто сравнимое было в Европе в конце 1840 - начале 1850-х годов, когда Запад готовился к Крымской войне. Готовилась прежде всего Великобритания. То, что мы сейчас видим на всех фронтах, начиная от того, что делают на Западе с нашими спортсменами, как относятся к нашим футбольным болельщикам во Франции — это тотальный «накат», цель которого — показать европейцу, что русский — это нечто с жирным знаком минус. И это «нечто» заслуживает удара.

— И удар будет нанесен?

— Он будет нанесен, если мы окажемся совсем слабыми. Но то, что ведется фактическая подготовка западного общественного сознания к столкновению с Россией — совершенно очевидно.

— А на каких направлениях нас сейчас больше всего дразнят, пытаясь втянуть в преждевременный конфликт, как это было накануне 22 июня? На Донбассе?

— Да, на Украине весь этот переворот и затеивался, чтобы создать плацдарм для давления на Россию, комбинируя внешние и внутренние удары. Кстати, и немцы, готовясь к вторжению в мае-июне 1941 года, исходили из того, что в Москве произойдет военный переворот. Другое дело, что он не произошел. Но один из расчетов Третьего рейха был именно на него — об этом сообщал наш резидент в Румынии. По его сведениям, немцы рассчитывали, что их наступление приведет к перевороту в Кремле. Нынешний расчет определенного сегмента западной верхушки тоже строится на том, что давление на Россию, политика санкций и пр. должны привести к олигархическому перевороту со всеми вытекающими последствиями. То есть Запад, как обычно, комбинирует внутреннее и внешнее давление.

Кроме Донбасса есть по крайней мере еще две зоны, где Запад может начать создавать России проблемы. Это Кавказ и Средняя Азия. По обоим этим направлениям линия может быть прочерчена в Поволжье, в наши мусульманские республики. Так что здесь есть масса вариантов. Тем более что экономические проблемы России никуда не деваются.

— В 1937 году Сталину удалось загодя избавиться от «пятой колонны» путем очень жестоких чисток. Но сейчас никаких аналогичных чисток не проводилось, так что «троянский конь» в любую минуту может сделать свой ход.

— В свое время Черчилль откровенно сказал, что Сталин умело решил проблему «пятой колонны», поэтому никаких проблем на этой линии у советской России не возникло. Или почти не возникло. Кстати, февральский переворот 1917 года можно смело называть результатом действия «пятой колонны» в стране. Эти люди свергают своего императора во время жесточайшей войны. Для олигархических систем вообще это очень характерно: сдача олигархами первого лица для того, чтобы решить свои проблемы. Старший Врангель, отец «черного барона», незадолго до смерти написал книгу воспоминаний «От крепостного права до большевиков». В ней он нарисовал совершенно потрясающую картину олигархизации власти в России в конце XIX - начале XX века. Там очень хорошо показана вся ничтожность Николая как правителя, из которого у нас сейчас пытаются лепить и святого, и крупного государственного деятеля. Он показывает, насколько был наивен Николай. Вот Сталин никогда бы так не поступил. Когда уже начинались февральские беспорядки в стране, император поставил несколько дополнительных дивизий на фронт, поскольку он считал себя обязанным союзническому долгу. Хотя были умные люди, которые предлагали ему отправить эти дивизии в Петроград и покончить с возмущением, которое там начиналось. И это при том, что сам Николай не мог не понимать, что союзники его непрерывно обманывают. То есть он принес страну в жертву идее верности союзникам. Сталин бы так никогда не сделал, и это лишний раз говорит о том, кто из них реальный государственный деятель, патриот и созидатель.

— Кроме того, Николай уехал с фронта, бросив там все дивизии, к семье в революционный Петроград...

— Да, по этому поводу обычно говорят, что царь спасал свою семью. Ну и что, спас он свою семью? Вот если бы он начал спасать государство, то, безусловно, он бы спас и семью. Но Николай оказался в большей степени частным лицом, чем государственным деятелем. А Сталин с его фразой, произнесенной по поводу старшего сына Якова, оказавшегося в плену, «Я солдат на генералов не меняю», выглядит патриотом. Даже если эти слова придуманы, они очень соответствуют сталинскому духу и облику. Так же как и фраза, сказанная его младшему сыну Василию: «Ты думаешь, ты Сталин? Нет, ты не Сталин. Ты думаешь, я Сталин? Нет, я не Сталин. Сталин (он показал на карту СССР, над которой висел портрет вождя) — вот он».

«В свое время Черчилль откровенно сказал, что Сталин умело решил проблему «пятой колонны» — поэтому никаких проблем на этой линии у советской России не возникло» «В свое время Черчилль откровенно сказал, что Сталин умело решил проблему «пятой колонны», поэтому никаких проблем на этой линии у советской России не возникло»

«ПЯТУЮ КОЛОННУ» СПУСТЯТ В УНИТАЗ ИСТОРИИ»

— В каком положении находится сейчас Россия в отношении тех опасностей, которые вы обозначили? «Пятая колонна» у нас есть, олигархи — тоже в наличии. На отсутствие внешних врагов жаловаться не приходится...

— Да, социально-экономическая ситуация непростая, очень острая и очень серьезная. И она будет ухудшаться, по крайней мере, по двум линиям. Нас уверяют, будто мы прошли дно экономического кризиса, но это не так. И сохранение неолиберального курса в экономике (это не совсем точный термин, но мы уже к нему привыкли) будет еще более ослаблять страну. Без модернизационной экономики наши проблемы сами по себе не решатся. Кроме того, кто бы ни пришел к власти в США в результате будущих президентских выборов, ситуация там не изменится. В большей степени это относится к Клинтон, в меньшей — к Трампу. Президент приходит и уходит, а военно-промышленный истеблишмент остается. И американские военные уже сказали, что затяжной конфликт с Россией — это надолго. Это может продлиться и после ухода Путина. И неслучайно ведь руководитель «частного ЦРУ», разведывательно-аналитической компании Stratfor Джордж Фридман за несколько лет до госпереворота в Киеве сказал, что, если Россия начнет подниматься, она получит кризис, и этот кризис будет на Украине.

С другой стороны, мы до сих пор остаемся ядерной державой. Есть и другие факторы, которые не позволят Западу так быстро решить российскую проблему. Ведь, в принципе, в 1991 году Запад мог развалить Россию вслед за Советским Союзом. Но он этого не сделал. По нескольким причинам. Во-первых, легче управлять и легче выкачивать соки из страны при централизованной системе управления. Легче контролировать ядерное оружие. И, что не менее важно, англосаксы очень опасались, что в результате распада РФ огромная территория достанется Китаю. Китайский фактор — это как раз то, что очень ограничивает возможности коллективного Запада по отношению к России. Причем опасаются не того, что Китай окажется прямым союзником Кремля, а того, что, если РФ исчезнет с карты, от этого выиграет Пекин. Вот этого наши противники допустить не могут. Это и есть их ахиллесова пята.

Правда, у нас ахиллесовых пят значительно больше. После проигранной Крымской войны уже упомянутый мной Тютчев сказал, что Россия — это Ахилл, у которого пятка везде. Нынешняя ситуация, бесспорно, не менее опасная и неприятная, и исправлять ее нужно, начиная с «пятой колонны».

— Каким образом? Расстрелять?

— Не обязательно идти по тому пути, по которому шел Сталин. Надо отсечь эту колонну от финансовых и информационных потоков, чтобы они оказались в финансовом и информационном вакууме. А затем предпринимать следующие шаги. Но первый шаг — это избавление от «пятой колонны».

— «Пятая колонна» еще не так давно прекрасно себя чувствовала и в СМИ, и в интернете. Что-то изменилось?

— Да, ситуация уже другая. Вспомним войну 08.08.08 (пятидневная война в Южной Осетии и конфликт с Грузией в августе 2008 годаприм. ред.), когда 80 процентов российских СМИ были настроены против нашей армии и правительства. Но уже совершенно другая ситуация была в связи с присоединением Крыма и украинскими событиями 2014 - 2015 годов. Там «визжали» только маргинализировавшиеся СМИ вроде «Эха Москвы» или «Дождя». И все. Как раз тогда информационная война внутри страны была проиграна либеральной клоакой или кликой. Да, эти люди хотят реванша, но никакого реванша они не получат.

— Эти люди, в вашем понимании, настоящие либералы или мы условно называем их этим именем?

— Нет, либерализм умер. Есть такая английская работа под названием «Странная смерть либерализма в 1910 - 1920-х годах». А те, кого у нас называют либералами, к либерализму никакого отношения не имеют. Я не говорю уже о концептуальных и экономических аспектах. Но либерал — это человек, который терпимо относится к другой точке зрения. А российские «либералы» абсолютно нетерпимы к другой точке зрения.

Вернемся к их судьбе. Даже если представить, что Россия потерпела поражение и сюда пришли транснациональные корпорации, то эти люди — прозападные, либеральные, которые внутри страны выступают в роли союзника наших геополитических противников, — ничего не получат. Их вышвырнут взашей. А в качестве приказчиков поставят совершенно других. Но в силу своей тупости эта публика ничего этого не понимает. Они нужны Западу только до тех пор, пока идет конфронтация. После этого «пятую колонну» спустят в унитаз истории. Но это их проблемы. Наша же задача заключается в том, чтобы крепить оборону и жить по принципу: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Вот советский бронепоезд, несмотря на летнее поражение, последовавшее за 22 июня 1941 года, оказался на запасном пути. И в конечном итоге мы оказались в Берлине, а не немцы в Москве. И наши офицеры и солдаты расписались на рейхстаге. Так и должно быть. Вопрос в другом: на чем распишемся мы?

Андрей Фурсов родился в семье военнослужащего. В 1973 году окончил историко-филологический факультет Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова. В 1986 году защитил кандидатскую диссертацию «Критический анализ немарксистской историографии 1970 - 1980-х годов по проблемам крестьянства в Азии».

В 1997 - 2006 годах руководил работой организованного им Института русской истории Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), возглавлял «Русский исторический журнал», вел семинар-клуб «Универсум». В 2002 - 2006 годах был содиректором центра глобалистики и компаративистики Института филологии и истории РГГУ.

Директор центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета с мая 2007 года, заведующий отделом Азии и Африки ИНИОН РАН с 1990 года, главный редактор научного журнала «Востоковедение и африканистика (зарубежная литература)», руководитель центра методологии и информации Института динамического консерватизма с 2009 года.

Член русского интеллектуального клуба, экспертного совета «Политического журнала».

В 2009 году избран действительным членом (академиком) Международной академии наук (International Academy of Science), Австрия.

С 2009 года — член экспертного совета международного аналитического журнала «Геополитика».

В 2010 году принят в союз писателей России.

В 2012 году стал членом изборского клуба.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (165) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
22.06.2016 12:57

Но ведь пятые колонны действительно не возникают на ровном месте. Они возникают там, где жлобы у власти, где коррупция, где дешевый популизм в СМИ настолько надоел людям, что даже лозунги пятой колонны кажутся достойными внимания.

Да, революция 1917-го спонсировалась Западом, но она попросту добила нежизнеспособный организм, отставший от Запада на десятилетия. И несмотря на то, что Николай и Георг - близнецы, между русским и англичанином в начале 20-го века была пропасть лет в 50. Пара процентов населения носили английские костюмы и катались в Париж, но это просто был фасад цивилизации. До того прогресса, который был в Британии в викторианскую эпоху, России было как до луны.

К слову, советская власть тоже не святая и на протяжении всего своего существования пыталась создать пятую колонну в Великобритании, вербуя и выращивая коммунистов. В Британии, в отличие от США, "охоты на ведьм" не было, поэтому некоторые даже преуспели (Кембриджская Пятерка). Но поскольку жизнь в послевоенной Британии была неплохой по сравнению с СССР, Британия не стала коммунистической и с легкостью пережила и Российскую Империю и Советский Союз. И, скорее всего, и Российскую Федерацию переживет.
Так что пятая колонна - это не болезнь, это просто симптом болезни. Если после попойки болит голова, то надо не отрезать ее, а бросать пить.

  • Анонимно
    22.06.2016 08:20

    Щас подпиндосников набежит - "знает каждый демократ эта путин винават"

    • Анонимно
      22.06.2016 12:57

      Но ведь пятые колонны действительно не возникают на ровном месте. Они возникают там, где жлобы у власти, где коррупция, где дешевый популизм в СМИ настолько надоел людям, что даже лозунги пятой колонны кажутся достойными внимания.

      Да, революция 1917-го спонсировалась Западом, но она попросту добила нежизнеспособный организм, отставший от Запада на десятилетия. И несмотря на то, что Николай и Георг - близнецы, между русским и англичанином в начале 20-го века была пропасть лет в 50. Пара процентов населения носили английские костюмы и катались в Париж, но это просто был фасад цивилизации. До того прогресса, который был в Британии в викторианскую эпоху, России было как до луны.

      К слову, советская власть тоже не святая и на протяжении всего своего существования пыталась создать пятую колонну в Великобритании, вербуя и выращивая коммунистов. В Британии, в отличие от США, "охоты на ведьм" не было, поэтому некоторые даже преуспели (Кембриджская Пятерка). Но поскольку жизнь в послевоенной Британии была неплохой по сравнению с СССР, Британия не стала коммунистической и с легкостью пережила и Российскую Империю и Советский Союз. И, скорее всего, и Российскую Федерацию переживет.
      Так что пятая колонна - это не болезнь, это просто симптом болезни. Если после попойки болит голова, то надо не отрезать ее, а бросать пить.

      • Анонимно
        22.06.2016 13:47

        Верно. Хорошо изложено.

      • Анонимно
        22.06.2016 14:26

        Мне больше нравится другое сравнение. Впрочем, тоже по медицинской части. Пятая колонна - это паразиты. Да, в их появлении организм виноват сам - недоглядел, гигиену не соблюдал, общался не с теми или даже съел лишнее. Но это паразиты, и их не вылечить, кроме как истребив или изгнав.

        • Анонимно
          22.06.2016 14:59

          В точку)..

          • Анонимно
            24.06.2016 12:40

            Используя ваше сравнение, это позволит удалять паразитов и через это хоть как-то сбивать негативные симптомы, но не устранит причину постоянного появления этих самых паразитов (стиль жизни ведь надо менять, гигиену соблюдать там - да?).

        • Анонимно
          23.06.2016 14:35

          То есть, Вы предлагаете лечить не причину, а следствие. Одних паразитов выведешь, а этот нечистоплотный организм с грязными руками новых наберет, и так без конца. Здесь рецепт другой нужен. Как написали выше, если болит голова, надо не голову рубить, а прекращать пить. Причину болезни надо устранить, а не симптомы.

          • Анонимно
            23.06.2016 15:18

            Я предлагаю избавиться от паразитов и кому попало руки не подавать.

            • Анонимно
              23.06.2016 15:46

              Это из-за Запада дети в шторм выходят на озеро?
              Из-за Запада миллиарды распиливаются кооперативом "Озеро"?
              Из-за Запада у нас не умеют строить ливневки в городе, в результате чего город затапливает каждое лето?

              • Анонимно
                23.06.2016 18:22

                Вы бы сначала изучили историю Запада, а потом уже пафосно произносили всякие глупости.

              • Анонимно
                24.06.2016 18:27

                Нет это Путин ливнёвки забил, детей вывез на озео и миллиардерам деньги раздал от приватизации СССР. Кто ж ещё больше некому.

            • Анонимно
              24.06.2016 13:00

              Вот так всегда. Главное - разрушить/расстрелять/избавиться.

              - А как сделать так, чтобы такое не повторилось?

              - Ооо. А мы этот вопрос не продумывали...ну...как-то...

        • Анонимно
          30.06.2016 19:39

          сыроеды избавляются от паразитов через год, всему свое время. если правительство изменит отношение к народу, займется воспитанием народа (типа - морального облика строителей коммунизма), тогда в гос. структуры не пролезут мерзавцы (паразиты), гос. аппарат оздоровиться

      • Анонимно
        22.06.2016 15:23

        Самое лучшее время в России - это правление Бату хана. 10% налогов, прогресс во всем и Запад нас действительно боялся...

        • Анонимно
          22.06.2016 16:48

          Ошибаетесь
          В неолите вообще налогов не было.

          И войн тоже почти т.е. людей было так мало что они даже не встречались.

          А если Вашу логику продлить до упора.
          Лучше всего было когда ничего не было.

          • Анонимно
            22.06.2016 20:44

            А откуда вы знаете, что в неолите наоогов не было? Человек -существо агрессивное и во все времена войны были. А побежденные платили дань, если оставались в живых. А на территории нашей страны похоже правление Золотой Орды было самым демократичным. 10% дани за безопасность. Льготы конфессиям, никаких варягов в русских княжествах, утверждали только аборигенов этих княжеств.

          • Анонимно
            23.06.2016 15:00

            Неолит-палеолит...Вы в XXI веке не можете обеспечить того, что татары создали в Золотой Орде в XIII веке, а именно:
            1)10% налогов;
            2) новейшие в тогдашней мировой истории гос. институты, такие, как таможня, деньги, почта, виза и т.д.;
            3) терпимость ко ВСЕМ религиям, а не к одной;
            4) возможность карьерного роста для любого подданного, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности;
            4) свобода, то бишь либерализм - даже раб мог стать свободный. Своих же граждан (в т.ч. русских) в рабстве практически не было - все рабы были захвачены в боях.

        • Анонимно
          24.06.2016 18:29

          Не было правления Батухана. Вас как всегда пятая колонна обманула.)

      • Анонимно
        22.06.2016 15:32

        Обычно это называется оппозиция. Если оппозицию называют пятой колонной, значит у страны очень серьезные проблемы и значит переход власти к оппозиции будет мучительным.

        • Анонимно
          22.06.2016 16:57

          вот это действительно в точку!

        • Анонимно
          22.06.2016 20:28

          Оппозицией называется партия предлагающая лучшие варианты развития страны. А когда оппозиция работает на интересы другого государства, то это не оппозиция, а 5 колонна.

          • Анонимно
            23.06.2016 10:54

            Назовите пожалуйста оппозиционные партии и движения в России

          • Анонимно
            12.07.2016 09:09

            "Оппозицией называется партия предлагающая лучшие варианты развития страны".
            Вернее, думающая, что предлагает лучшие варианты развития...

        • Анонимно
          22.06.2016 21:02

          Уважаемый а вы случайно не путаете?

          Это не оппрозицию называют пятой колонной.

          Это пятая колонна пытается из себя изобразить оппозицию.

          По этой причине нормальная ответственная за судьбу страну оппозиция вынуждена тесно сотрудничать с властью часто закрывая глаза на многое с чем не согласна.
          Т.е. Вести себя по взрослому.
          Надеюсь в детский сад мы ходиди в 17 м. (сто лет назад).

          • Анонимно
            23.06.2016 08:08

            Оппозиция - это необходимый инструмент политической системы. Это наша с вами страховка на случай, если действующая власть оторвется от реальности и станет неадекватной. Это возможность конструктивной (основанной на осмыслении текущей ситуации и с предложениями реальных альтернатив) критики действий власти.
            Сейчас в России нет оппозиции:
            - Однопартийная система
            - Давление на СМИ (остался один оппозиционный телеканал, одна радиостанция и полтора информационных сайта в интернете)
            - Прямой обман избирателей во время предвыборных кампаний созданием подконтрольных игрушечных партий (типа партии Прохорова на последних выборах)
            - Финансирование оппозиции бизнесом фактически запрещено (никто не будет лезть в политику после показательного процесса над Ходорковским, который пытался участвовать в выборах в Госдуму).

            Поэтому вам придется смириться с тем что силы, которые когда-нибудь сменят Единую Россию (а это рано или поздно произойдет):
            - Подберут власть, упавшую им в руки (так же как Ельцин в 91-м), поэтому у власти окажется не тот кто заслужил поддержку народа и принял обязательства перед народом, а тот кому повезло либо тот кого подсунули теневые силы (последнее более вероятно), поэтому они не будут чувствовать обязательств перед народом (см. Чубайс - кто его избирал на государственные должности?)
            - Однопартийная система и нынешнее отношение к оппозиции сохранится (Единая Россия не перейдет в оппозицию а разбежится, большинство ее членов перейдут в новую партию)
            - Их лидеров вы узнаете задним числом (как Путин еще за полгода до президентства был известен только узкому кругу)
            - Не имея финансовой поддержки внутри России, будут пользоваться поддержкой из-за границы
            - Переход власти может произойти силовым путем

            В России сейчас нет политической оппозиции и масса оппозиционно настроенных людей будет радикализироваться, часть этой массы действительно станет пятой колонной. Это не вопрос морали, это вопрос статистики.

            • Анонимно
              24.06.2016 18:33

              Глупость не ретранслируйте. Если власть сорвётся на то есть общество. Народный контроль. Оппозиции на зарплате у врага плевать на проблемы народу, им за другое платят.

            • Анонимно
              12.07.2016 13:00

              "Оппозиция - наша страховка" - это здорово. А мы на кой этой оппозиции, когда она к власти придет?
              Вы правда думаете, что "там, где заходит солнце" есть райские страны? Считаете, что возможны системы, меняющие курс развития каждые несколько лет по желанию большинства среднеобразованного населения? Считаете, что Ельцин получил власть случайно? Думаете, что бизнес, финансируя кандидата, заботится о благе общества, а не о собственном благе?
              Мысли излагаете грамотно, а идеи наивные. Как говорит один мой знакомый: "Как-то все это некунгурентно".

        • Анонимно
          23.06.2016 08:10

          Оппозиция - это люди, которые искренне желают Родине и своему народу добра и процветания, и просто не согласны с курсом действующей власти. А пятая колонна - это враг, который намеренно наносит вред прикрываясь лживой маской оппозиционера-патриота. Всё просто.

          • Анонимно
            24.06.2016 12:42

            И как же их отличать? У Вас есть методика?

            • Анонимно
              1.09.2016 21:03

              Кто против Путина - тот против России, не будет Путина, не будет России !

        • Анонимно
          24.06.2016 18:31

          Пятая колонна это представители потенциального противника. Оппозицией называется обычно нечто другое.

      • Анонимно
        22.06.2016 16:47

        Почти правильно.
        Иммунная система Человека который ведет здоровый образ жизни не пьет не курит занимается спортом с хорошей генетикой справляется почти с большинством болезней. НО! Есть множество болезней от которых умирает любой человек.
        Кстати если Вас или Вашего близкого ( а это почти 100% не 100% здоровый человек) Преднамеренно заразить какой то болезнью с которой теоретически 100% здоровый справится а Вы или Ваш родственник (ребенок) умрет - Вам будет достаточно что Вы сами виноваты. Вы согласитесь?
        Что то я сомневаюсь.

        • Анонимно
          22.06.2016 17:35

          Вы сравниваете пятую колонну со смертельной болезнью, что является следствием государственной пропаганды, подменяющей понятия. Ни русские, ни татары не перестали существовать как нация после развала Российской Империи и Советского Союза, поменялась только политическая система и люди у власти. Люди у власти - это единственные, кто теряют всё при смене власти, и единственные, кому надо бояться вирусы "пятой колонны". И они очень боятся, поэтому и вправляют мозги особо впечатлительным через своих глашатаев (навроде афтора статьи). Глашатаи тоже теряют всё при смене власти, потому тоже стараются изо всех сил назвать кого-то паразитами.

          • Анонимно
            22.06.2016 18:14

            При смене власти всё обычно теряют все кроме тех, кто во власти.

          • Анонимно
            22.06.2016 20:34

            Вы видимо в 90-е не жили и не представляете что такое смена системы..И пострадали именно простые люди, а бывшие при власти тогда в массе своей и сейчас живут хорошо..
            Ну или посмотри на Украину - совсем свежий пример..И посмотрим какая там будет к новому году жизнь, когда с осени пойдут новые счета на коммуналку. К слову сегодня в Корреспонденте (Украина) прочитал что задолженность населения по газу выросла за полгода в 5 раз..А это еще до основного повышения , которое установлено с апреля..

            • Анонимно
              24.06.2016 04:58

              Все это обещали год назад. И два. И ничего не произошло. Меняют институты, проводят реформы. В конечном итоге станут как Польша сегодня, которая за 20 лет евроинтеграции и декоммунизации стала процветающим государством. У них хоть цель есть и желание создавать правовое государство. А вот что будет в России, никто сказать не может. Но без желания населения становиться нормальным либерально-правовым свободным государством и с желанием снова все у всех отобрать, а несогласных уничтожить или выдворить из страны ясно что ничего хорошего ждать не стоит.

              • Анонимно
                24.06.2016 09:27

                Украина проходит российский сценарий 90-х, только в менее сдержанной манере. Те же марионетки, те же кукловоды. Ничего у нее не будет, кроме дефолта и дальнейшего обнищания населения.

          • Анонимно
            22.06.2016 21:05

            При смене власти народ ничего не теряет???

            Ни в 17 м ни в 91 мы ничего не потеряли?

            Вы сумашедший.

            • Анонимно
              23.06.2016 01:34

              Народу перемены действительно дались с кровью и потом. Но он не вымер и лет за 10-15 адаптировался.
              Адаптация далась тяжело, конечно. Но это ведь потому что и при развале РИ и СССР "охранители" десятилетиями искуственно поддерживали сгнившую систему, ставя сохранение своего положения выше интереснов государства.
              Российская Империя лет за 100 до своего развала должна была перейти к парламентской ограниченной монархии, тогда бы не было такой кровавой революции и гражданской войны. И Советского Союза бы не было. А Советский Союз бы так ужасно не развалился, если бы после смерти Сталина начали плавный переход к рыночной экономике.
              Но людям у власти было проще рассказывать бредни о войне с враждебным западом, США, Британией... Собственно, сейчас мало что изменилось, так как Советский Союз развалила не пятая колонна, а самый сок комсюков и партийной "элиты". И продолжает тот же курс, только в масштабе РСФСР.
              Так что через n опять будет ТЯЖЕЛОВАТО, не сомневайтесь.

          • Анонимно
            12.07.2016 13:04

            Ни русские, ни татары как нация существовать не перестали, хотя и не все дожили до сегодняшнего дня.
            Но это не те русские и не те татары. И в какую сторону они менялись, тоже надо учитывать.

      • Анонимно
        24.06.2016 03:13

        Да ничего она не переживет. Всем на планете пейстец настанет. Потому что идиоты. Возомнили себя не пойми кем. Забыв, что они - всего лишь протон во Вселенной, пылинка. "А что такое желание пылинки? Какая-нибудь тупость?" ((с)Пр-р Пушкарь, х/ф "Пыль") Всех уложит в одну могилку глобальным катаклизмом. Попомните мое слово, хотя сейчас, скорее, посмеетесь....

      • Анонимно
        24.06.2016 18:25

        Пятая колонна появляется там, где местные элиты не исполняют роль отведённую им мировым капиталом. Отставание России в викторианскую эпоху шибко преувеличено. Чувствуется что источник о России, у вас переведённый с инглиша.

      • Анонимно
        25.06.2016 21:52

        Пятой колонны нет только в Новой Гвинии и в джунглях Латинской Америки.

      • Анонимно
        28.06.2016 09:34

        "Да, революция 1917-го спонсировалась Западом, но она попросту добила нежизнеспособный организм, отставший от Запада на десятилетия.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/314548"

        ПС
        Враньё! Именно потому что организм был очень даже жизнеспособный и темпы развития этого организма пугали Гейропу, именно поэтому и Российскую империю добивали капиталисты всем миром. А в 1917 году большевики убрали из власти гниль подпендосную

        Учите матчасть и будет вам счастье.

      • Анонимно
        28.06.2016 15:58

        Вот она - британская цивилизация: Фото: "Колонизатор-купец использует местную женщину в качестве транспорта. Бенгалия, Британская Индия". 1903 год.
        https://media.cackle.me/62123d31aa5530feea1f4f03397b1188.jpg
        Цивилизованные европейцы ага https://pp.vk.me/c7005/v7005420/3805b/dDmUc07Ws2M.jpg
        Мужчина смотрит на отрезанные руку и ногу своей пятилетней дочери, убитой сотрудниками Англо–бельгийской каучуковой компании в наказание за плохо выполненную работу по сбору каучука. Конго, 1900-е.
        - Английский генерал-майор Горацио Гордон Робли со своей коллекцией татуированных голов маори- 1895 г.
        https://media.cackle.me/7/06/b709016ae791f511956dcaa9912ea067.jpg

  • Анонимно
    22.06.2016 08:37

    В 2012 году стал членом Изборского клуба.


    Этим всё сказано. То как прозвучали те же ответы про открытие 2-го фронта, уже даёт основания дальше не читать. Если "историк" позволяет себе повторять пропагандистский бред советского времени, прекрасно зная что по этому вопросу открыты все источники, это диагноз.

    1000! Одна тысяча подводных лодок!!!, значительная часть которых была океанскими, были построены Германией в годы войны. И абсолютно все они предназначались для перекрытия морского пути США-Англия.

    • Анонимно
      22.06.2016 12:09

      Плюсую.
      Чувак играет словами как акробат.
      Проплачен явно.

      • Анонимно
        22.06.2016 12:46

        Тоже не стал читать после первой пары страниц. Коньюктурщик.

    • Анонимно
      22.06.2016 12:37

      А учитывая, что у немцев строительство 1 подводной лодки равнялось по изготовлению 40-60 танков, то сами можете представить себе оттянутость ресурсов Германии на противодействие Англии и США. Которые только к концу 1943 года смогли уничтожить подводный заградительный фронт немцев на Атлантике и наладить морские транспортные коммуникации в Англию.

      • Анонимно
        23.06.2016 07:48

        22 06 2016 8:37 И 12:3 Так рассуждают США, Бритиши, показать свою роль в истории. Статья четкая, по существу. А эти рассуждения,чтобы размыть победу СССР. Уболтать тему. Запад мастера подобной политики. Сорос уже выпускал учебники истории. Ваш конек

  • Анонимно
    22.06.2016 08:44

    Фурсов - самый интересный и честный историк современной России. Всегда интересно его мнение.

    • Анонимно
      22.06.2016 18:55

      Клоун и демагог, какой историк? БО - спросите на истфаке признает кто нибудь этого глашатая пропагандисткой машины историком?

  • Анонимно
    22.06.2016 08:45

    Материал интересный, аргументированный, достойный внимания всех поколений и особенно старшеклассников, чтобы не было забвения нашей истории.

    • Анонимно
      22.06.2016 11:45

      Ну если почитать самого Суворова, то аргументов там больше. Например, что в 1939 году Россия серьезно продвинулась на запад и сократила защитный буфер от агрессивной германии; аэродромы были расположены в 3-4 км от границы вследствие чего большинство авиации уничтожили в первый день; танки строились на шинах, они не были приспособлены для бездорожья, но подошли бы к европейским шоссе; ну и т.д. А у Фурсова всего один аргумент, что Сталин не был безумцем (с чем еще можно поспорить). Аргументы Суворова он опровергнуть не смог и просто обвинил его в жидомасонстве. Так что не убедительно!
      А вообще, истины не знает никто, поскольку полного доступа ко всем протоколам секретных переговоров нет ни у кого и каждый пытается трактовать историю в своих интересах. И даже если узнают полную правду, все равно будут трактовать по своему.

    • Анонимно
      15.07.2016 14:46

      "История-это сказки для взрослых" Генри Форд 1.

  • Анонимно
    22.06.2016 09:12

    Ключевая фраза: "если представить, что Россия потерпела поражение и сюда пришли транснациональные корпорации, то эти люди — прозападные, либеральные, которые внутри страны выступают в роли союзника наших геополитических противников — ничего не получат. Их вышвырнут взашей. А в качестве приказчиков поставят совершенно других. Но в силу своей тупости эта публика ничего этого не понимает. Они нужны Западу только до тех пор, пока идет конфронтация. После этого «пятую колонну» спустят в унитаз истории."
    Представлять не надо - это уже случилось! Потому и Немцов не нужен стал - "хозяева слили".
    Когда же кто-нибудь начнет оперировать сегодняшним положением дел - мы уже живем в мире, где глобальные компании правят миром, а не государства, президенты и законы...

  • Анонимно
    22.06.2016 09:21

    Статья для первого канала. Вообщем сплотились, кругом враги, готовимся к обороне, забудьте про экономику и т.д. и т.п.

    • Анонимно
      22.06.2016 09:40

      Именно так и есть.
      И Вы их вольный или не-вольный пособник...

    • Анонимно
      22.06.2016 10:34

      Где это забудем про экономику?
      Ну зачем же так врать то примитивно.
      Хотя такие как Вы считаете народ быдлом.
      И поэтому не считаете нужным врать потоньше или не умеете?

    • Анонимно
      23.06.2016 08:16

      А на самом деле всё по другому? Вокруг друзья, которые желают, как они говорят, видеть Россию сильной, не зависимой, высокотехнологичной и великой?))

  • Анонимно
    22.06.2016 09:45

    Интересно России сужденно в своей истории хоть когда нибудь жить спокойно без войн и потрясений, или это судьба такая...

    • Анонимно
      22.06.2016 10:52

      Тогда когда наконец РОССИЯ попрет до простого врагов надо не побеждать а уничтожать.

      • Анонимно
        22.06.2016 13:58

        Единственное что пока удалось уничтожить - здравый смысл и грамотность. Ваше сообщение тому яркий тому пример.

        • Анонимно
          22.06.2016 16:55

          тому яркий тому пример.

          Полностью с Вами согласен на половину.

          Единственное что пока удалось уничтожить - здравый смысл и грамотность. Ваше сообщение тому яркий пример.


  • Анонимно
    22.06.2016 09:51

    А я всегда так думал...

    • Анонимно
      22.06.2016 16:59

      Я после 30-40 лет.
      раньше не получалось так а еще раньше ( в яслях) даже думать вообще и в частности.

  • Анонимно
    22.06.2016 10:05

    Когда уже закончится этот бред?

  • Анонимно
    22.06.2016 10:22

    tatar

    Надо радоваться приходу ТНК. На каком предприятии условия труда лучше Нэфис или Проктер? Ответ очевиден. Сам работаю в Казани в иностранной компании и всем советую.

    Опасения конкуренции - вот истинный мотив наших олигархов и их ставленников, разглагольствующих о патриотизме и угрозе с Запада. Подумали бы лучше о своих униженных сотрудниках и умерили свои аппетиты.

    • Анонимно
      22.06.2016 13:33

      Они уже везде пришли! Только вы видите, что у тех, кто официально работает как иностранное предприятие, вроде как условия получше и не знаете, что хозяева (в смысле конечных бенефициаров прибыли- доходов от деятельности) уже и там и там одни и те же - хозяева ТНК.

    • Анонимно
      22.06.2016 17:12

      Первая мире тнк Ост Индийская.

      По разным данным она прямо или косвенно виноватат в смерти около 20-40 миллионов индийцев.

      Современные ТНК они хорошие и главное для tatar сделают исключение tatar это же ни какие то там дикие индийцы - ни культуры ни истории.

      • Анонимно
        22.06.2016 17:40

        tatar

        Дела давно минувших дней - это не лучший пример. По состоянию на сегодня ТНК создают лучшие условия труда по сравнению с местными предприятиями. И не только для tatar... ;-)

        Словом, учите английский и др. европейские языки. В Германии, кстати, образование в ВУЗах для иностранцев БЕСПЛАТНОЕ. И не поддавайтесь на призывы создавать многодетные семьи. Двух-трех детей достаточно. Призывы к многодетности имеют не всегда очевидный мотив снизить расходы на рабочую силу для местных олигархов...

        • Анонимно
          22.06.2016 20:48

          Мне моего Высшего КГУ вполне достаточно.

          Насчет не рожать много детей спасибо за добрый совет. А то я вчера неразумно свою дочку уговаривал не делать между детьми больших перерывов - обещал помочь. За первого внука закрыл большую часть кредита за двухкомнатную квартиру.
          Особенно спасибо за совет учить английский.
          4 балла при сдачи кандидатского это конечно несерьезно. Диккенса не только в оригинале-даже в переводе не читаю. Скучно. Сам удивляюсь как это в школе осилил Оливера Твиста.

  • Анонимно
    22.06.2016 10:39

    Мне приведется пересмотреть свои некоторые взгляды.

    Всегда относился к Фурсову очень настороженно и критично - но эта статья +++++ И общий подход понравился и много нового узнал.

    • Анонимно
      22.06.2016 19:33

      соболезную. Вам придется пересматривать свои взгляды еще не раз.

      • Анонимно
        22.06.2016 21:12

        Ну почему сразу соболезнование. Наоборот отлично.

        Не изменяются взгляды на жизнь только у покойников.

  • Анонимно
    22.06.2016 10:45

    То, что вся многотомная "Резуниада" коллективное творчество запада, что из без Фурсова известно.Замечу, только что выдающийся историк не обратил внимание, что резуниада стала активно и многотиражно публиковаться при Ельцине. Не исключено, что это было частью операции по развалу СССР и фальсификации его истории. Что касается фурсофской гипотезы, что это злодей Канарис по наущению британцев обдурил наивного Гитлера и направил его в поход против СССР то она несостоятельна. Пусть посмотрит "Майн Кампф" и другие нетленки алоизыча, он еще с двадцатых годов мечтал о дранг нах остен и ликвидации унтерменшей, то есть недочеловеов вроде нас. Канарисс снюхаллся с "англичанкой" гораздо позднее когда понял, что дранг нах остен провалился, и был казнен как гос изменник, что было совершенно правильно по законам военного времени..

  • Анонимно
    22.06.2016 11:01

    tatar

    Одна из задач Изборского клуба - русификация нерусских народов (этноцид), см. их Русскую доктрину → часть II, глава 3 "Образовательный статус русского языка". Нужно быть очень осторожным, имея дело с членами Изборского клуба.

    • Анонимно
      22.06.2016 13:24

      Бетенесе бер. :)

    • Анонимно
      22.06.2016 17:14

      Полностью с Вами согласен - государственными языками должны стать ВСЕ языки ВСЕХ (около 100) народов России.

      • Анонимно
        22.06.2016 17:52

        tatar

        Иронию понял. ;-) Но в Доктрине речь не о государственном языке, а о необходимости запрета преподавания на НЕРУССКИХ языках. Открывайте вышеупомянутую главу и убедитесь сами.

        • Анонимно
          22.06.2016 20:53

          В Суверенном РТ за 20 лет так и не смогли хотя бы на удовлетворительно наладить изучение Татарского языка. Возможно специально.

          В РТ татарский язык превратили просто в еще одно сито во власть.

      • Анонимно
        22.06.2016 18:08

        Вообще-то в РФ больше 200 народов.

  • Анонимно
    22.06.2016 11:21

    Всего два тезиса:
    - Располагаемые ресурсы Западного блока и России соотносятся как 80:20, ситуация такая же какая была у Гитлера. И Россия не может влезать в конфронтацию при таком невыгодном соотношении сил.
    - В отношениях с Китаем на востоке речь идет не о том, поддержит ли Китай Россию. Речь идет о том, сможет ли Китай включить Россию и Среднюю Азию в свою сферу влияния. И какие экономические ресурсы Россия добровольно предоставит Китаю.

    Логика намерений и обстоятельств такова что Западный мир (англосаксы) пытается установить политический контроль над Россией, пока Россия не попала под контроль Восточного мира (Китая).

    Вопрос на засыпку: есть ли у России сильные военные союзники? Может пора озадачить Машу Захарову, чтобы она в твиттере зафрендила кого-нибудь?

    • Анонимно
      22.06.2016 12:08

      Ну, если вы действительно думаете, что Маша Захарова реально что-то решает...

      • Анонимно
        22.06.2016 12:48

        Маша не решает.
        Она танцует.
        Или ее танцуют.

        • Анонимно
          22.06.2016 17:17

          В общем тут народ умную мысль выдал - глобальные беды России т.к. Маша Захарова немного не то и не так делает что должна делать по их мнению.
          Но как только она одумается - все будет путем. И англосаксы станут добрыми Китайцы нашими друзьями евреи бессребрениками а ниши футболисты чемпионами.

  • Анонимно
    22.06.2016 12:42

    Фраза про "Солдата на фельдмаршала не меняю" была приписана Отцу народов в литературе. Миф это неподтвержденный.

    • Анонимно
      22.06.2016 13:29

      Так мифом оказалось и сам факт пленения сына Сталина! Немцы фальсифицировали всю эту историю...

      • Анонимно
        22.06.2016 21:16

        У Сталина вообще не было сына.
        Сталина вообще не было.
        Америки нет.
        Мы в матрице
        И это неправда.
        Солепсизм рулит.
        Дуем на воду
        Растерянное поколение
        Фрейд устарел
        Ламаркизм не в тренде
        Грустно.

  • Анонимно
    22.06.2016 12:54

    С интересом читается, содержательно.

  • Анонимно
    22.06.2016 13:30

    Да, действительно, Сталин не собирался нападать на Германию, так как он тогда был увлечен "мирным" разделом с нею "сфер влияния" в Вост. Европе. Собственно, для этого и был составлен секретный Договор 1940 г. (который, прямо скажем, был заключен "за спиною" у антифашистской Европы и Мира).
    Как известно, II Мировая война началась 1 сентября 1939 г., с нападения Германии на Польшу. В этих условиях, как повел себя тов. Сталин, в его лице, Сов. Союз?.. Вместо того, чтобы "всем миром" осудить неправомерные, агрессивные действия фашисткой Германии, начали с ней заигрывать! Мало того, напали на оказавшуюся в трудном положении Польшу с Востока ("из-за спины")! Так что, поляки вынуждены были воевать на два фронта: на Западе - против фашистской Германии, на Востоке - против Сов. Союза. Согласитесь, весьма странный тандем (впрочем, ныне о нем не принято говорить).... Последующее, фатальное как для Германии, так и Сов. Союза развитие событий известно.
    К слову сказать, по ходу оккупации Польши, в числе последних боеспособных польских частей, противостоявших немецким войскам на западном направлении военных действий, был татарский конный эскадрон, традиционно (еще со стародавних времен) имевшийся в составе польской армии. По свидетельствам, командир эскадрона, осознавая, что польская армия разбита и предстоит принять последний бой с наступающими, хорошо моторизованными немецкими частями, выстроил эскадрон и обратился к солдатам с последней, прощальной речью. В ней он вкратце охарактеризовал сложившуюся, катастрофичную для польской армии, ситуацию. Предупредил, что, возможно, для них предстоящая атака на врага будет последней, из которой многим из них будет не суждено выйти живыми. Акцентировал внимание на том, что лично он свою погибель за свободу Польши посчитает за честь. В этой ситуации, право каждого из солдат - последовать ли его примеру или же добровольно, с миром покинуть воинскую часть. Однако, из строя выдвинулись лишь единицы солдат. Эскадрон остался стоять на месте...
    Вскоре, в ходе очередной кавалерийской атаки на наступающие немецкие войска, почти весь наличный состав эскадрона был перебит, остался лежать на поле боя. Такова героическая судьба последнего татарского эскадрона в составе войска польского...
    К сожалению, лишь немногие знают об этих малоизвестных страницах II Мировой войны 1939 - 1945 гг. Они не афишируются, тиражируются..

    • Анонимно
      22.06.2016 16:20

      Это все называется пакт Молотова-Риббентропа, про который практически не слышно. Там и Прибалтика пострадала

    • Анонимно
      22.06.2016 17:04

      Двойка вам за историю! Юридически именно Польша развязала мировую войну 01.09.1939! Точнее объявление всеобщей мобилизации Польши на 2 недели раньше Германии и говорит об объявлении де-юре войны Германии! Формальным поводом послужили провокации, но это именно польские генералы на митингах в Варшаве кричали, что их 4,5 млн. армия через неделю будет в Берлине, не забывая, что Франция, по договору взаимопомощи просто обязана была вступить в войну на стороне Польши, что давало как минимум трехкратное превосходство над армией Германии.
      Красная Армия вошла в Польшу, когда польская армия была фактически разгромлена. Причем ввод войск нарушил Пакт Молотова-Риббентропа, по которому Восточная Польша должна была стать буферной зоной между СССР и Германией.

      • Анонимно
        22.06.2016 21:19

        Опаньки а вот и первый почти нормальный?

        Если бы еще указали что Чехословакию оккупировали Германия на пару с Польшой.

        Совсем было бы ладнеько.

  • Анонимно
    22.06.2016 13:33

    Инициатором договора 1939 г. была советская сторона..

  • Анонимно
    22.06.2016 13:33

    Запахло нафталином..

  • Анонимно
    22.06.2016 13:42

    Извиняюсь, Договор 1939 г.)

  • Анонимно
    22.06.2016 13:46

    Многое обьясняет:
    http://www.bbc.com/russian/features/2016/06/160622_war_start_mysteries#share-tools

    • Анонимно
      22.06.2016 21:21

      Если bbc Это БИБИСИ - то это значит значет наглая ложь и полная лажа.

      • Анонимно
        22.06.2016 21:46

        Бибиси это как раз эталон журналистики новостей. Не вам из пещеры вякать.

        • Анонимно
          23.06.2016 18:28

          Ахахах, интересно, вы действительно в это верите или вам платят, ну хоть немного?

  • Анонимно
    22.06.2016 13:51

    Большой проблемой любых аналитиков является инерционность и стереотипность мышления. Говорят что генералы всегда готовятся к прошедшей войне, это как раз про инерционность.
    В заключениях автора инерционность встает в полный рост. Нельзя в наше время ссылаться на Римскую империю Карла Великого и высказывания времен Бисмарка.
    А реалии нынешнего дня это существование мирового финансового сектора, который всего за 50 лет разросся до колоссальных размеров и может за короткое время буквально купить на корню или разорить любое государство мира. Это беспрецедентная транспортная доступность. Резкое ускорение общественных процессов. Колоссальное влияние средств массовой информации. Исторические механизмы становятся другими и надо это учитывать.

    Тот фундамент, на котором стоят традиционалисты-консерваторы-охранисты-"патриоты", уже давно устарел. Но традиционалисты пытаются задавить новые исторические процессы, усиливая давление на личность (пропаганда, контроль над интернетом, тотальный контроль над людьми), закрывая границы (санкции и контрсанкции, запрет летать в отдельные страны). Рано или придется смириться с тем что от этих методов больше вреда чем пользы.

    • Анонимно
      22.06.2016 14:46

      Именно такое давление на личность и есть в США. Нарушение следующих законов в США приводит в смертной казни или пожизненному заключению:.
      1. Призывы и действия ведущие к распаду США.
      2. Посягательство на полицейского.
      3. Неуплата налогов в крупном размере.
      Походить возле Белого дома с плакатиком в защиту животных или несогласие с каким-либо действием правительства - пожалуйста. А если посягнешь на юридическую или экономическую основу США, а также людей стоящих на страже этих основ - смертная казнь или пожизненный срок обеспечен.

      • Анонимно
        22.06.2016 15:52

        Врать не надо, вот Список активных сепаратистских движений США
        Flag of Alaska.svg Аляска
        Политическая партия: Партия независимости Аляски[1]
        Pine Ridge Flag.svg Лакота
        Поддерживающая группа: Lakotah Oyate
        Предложенное государство: Республика Лакота
        Flag of New York City.svg Нью-Йорк
        Поддерживающая группа: Peter Vallone, Free City of Tri-Insula
        Flag of New York.svg Штат Нью-Йорк
        Поддерживающая группа: Joseph Sawiki (Western Long Island), Randy Kuhl (Upstate)
        Предложенное государство: Независимый Лонг-Айленд
        Flag of Cascadia.svg Побережье северо-запада США + Британская Колумбия
        Предложенное государство: Республика Каскадия
        Поддерживающая группа: Cascadia
        Flag of the Confederate States of America (1865).svg Юг США
        Поддерживающая группа: Лига Юга
        Предложенное государство: Конфедеративные Штаты Америки
        См. также: Neo-confederate movement
        Flag of Aztlan.svg Southwest + Northern Mexico
        Поддерживающая группа: Raza Unida Party and Voz de Aztlan
        Flag of Puerto Rico.svg en:Puerto Rican independence movement
        Поддерживающая группа: en:Puerto Rican Nationalist Party Партия независимости Пуэрто-Рико
        Flag of South Carolina.svg Южная Каролина
        Предложенное государство: Республика Южная Каролина
        Flag of Texas.svg Техас
        Предложенное государство: Республика Техас
        Поддерживающая группа: Республика Техас
        См. также: Texas Secession Movement
        Боевая группа: Республика Техас (движение)
        Flag of the Vermont Republic.svg Вермонт
        Предложенное государство: Вторая республика Вермонт
        Поддерживающая группа: Вторая республика Вермонт
        Flag of the UNIA.svg Республика Новая Африка
        Предложенное государство: Республика Новая Африка
        Поддерживающая группа: Партия чёрных пантер
        Flag of Hawaii.svg Движение за независимость Гавайев
        Предложенное государство: Республика Гавайи
        Поддерживающая группа: Гавайцы

        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%A1%D0%A8%D0%90

      • Анонимно
        22.06.2016 18:31

        О "патриоты" любят врать, то придумают какие либо цитаты о том что якобы кто то что то о русских сказал или какой либо русский сказал, то целые документы выдумывают, лживые книги, статьеи, ложь ложь, куда вас приведет ваше вранье?

    • Анонимно
      22.06.2016 17:06

      Основная проблема (для нас) большинства аналитиков - это отсутствие совести и ангажированность.
      Все остальное конечно тоже немаловажно но не определяющее.

    • Анонимно
      22.06.2016 21:27

      Полностю с Вами согласен.

      Но все равно Босфор и Дарданеллы Датские проливы Кильский, Суэтский канал Гибралтар итд итп под полным наши военным контролем не помешали бы даже при наличии очень большого банковского счета.

  • Анонимно
    22.06.2016 14:58

    Ничего не понял но понял что бред)))

    • Анонимно
      22.06.2016 15:36

      Все что тебе не понятно - это бред)..

    • Анонимно
      22.06.2016 21:30

      1Бред это то что вы что то поняли.
      2Бред что вы что то не поняли т.к. что бы что то не понять тоже надо суметь.

      1+2 в сумме имеем Бред в кубе.

  • Анонимно
    22.06.2016 15:36

    Есть светлые головвы в России - имею ввиду Фурсова. СпасиБО!!!

  • Анонимно
    22.06.2016 16:24

    Не раскрыт вопрос: готово ли защищать свою страну забитое, униженное население, и есть ли ему что защищать? Много обиды в народе накопилось - от судей, которые ставят себя выше 91-летних бабушек, решениями о наименовании мостов без мнения народа и т.д.

    • Анонимно
      22.06.2016 17:09

      Вас никто не будет спрашивать. Поставят пулеметчика сзади и сами побежите на кого укажут.

    • Анонимно
      22.06.2016 17:20

      Человека на работе обидели.
      Идет домой - его пытаются ограбить.
      А он не стал драться или убегать т.к. его обидели на работе.
      Не готов он.

  • Анонимно
    22.06.2016 17:18

    Фурсов в Глобальной политике мало понимает.Иной угол зрения,пусть компенсирует у читателей БО интерес к актуальному.
    Вопрос-Ответ Пякин В. В. от 20 июня 2016 г. -https://www.youtube.com/watch?v=Y9CFv9NJOic

  • Эту книгу В.Суворова я читал очень давно и много деталей уже не помню. Но, Суворов как раз обратное говорил, опять же, насколько я помню - войны с Германией вообще могло не быть, если бы на линии соприкосновения по приказу Сталина не были разрушены
    фортификационные сооружения (доты, дзоты), и сами войсковые подразделения и коммуникации не были бы отведены вглубь страны на 10 км., и в дальнейшем войска лишились возможности выдвинуться единым широким фронтом. Суворов в "Ледоколе" привёл свои аргументы как штабист, то есть с точки зрения военной тактики и стратегии.
    Опять же, то есть, Суворов Сталина обвинял как предателя Родины, не больше, не меньше, чьи действия (бездействия) привели к катастрофическим для страны последствия.
    Опять повторюсь - Суворов в книге говорил - войну с Германией можно было вообще избежать, если бы Сталин (по непонятной причине) умышленно не внёс изменения во многие положения Советской Армии. В частности, накануне войны он почему-то практически весь командный состав Советской Армии отправил в отпуска. Германские войска просто бы не сунулись к нам. Так как прежде всего нужно было бы форсировать реку Бук, разделяющий германскую и советскую армии.

    • Анонимно
      22.06.2016 23:12

      Т.е вы считаете предателя Родины Резуна ( Суворов ) аналитиком, тактиком, стратегом и человеком заслуживающим доверия? Не смешно?

      • Анонимно
        23.06.2016 02:03

        Кем бы не был Суворов во многом он абсолютно прав и даже сегодня, то как действует Россия на еще раз подтверждают его правоту, во многом действия Росси очень похожи действиями СССР в 1939 - 1941 годах.

        • Анонимно
          23.06.2016 14:28

          Не может предатель быть правым.
          Не понимаю о каких действиях России вы пишите? Может Россия открывает военную базу в Мексике или Кубе? Или может в Канаде установился дружеский к России режим? О чем вы?

          • Анонимно
            24.06.2016 00:45

            А вы не задумывались, почему даже в Канаде или Мексике не установится дружеский к России режим?

            • Анонимно
              24.06.2016 16:34

              Наверно, потому, что мы этим не занимаемся. А зря, кстати.

    • Анонимно
      23.06.2016 01:54

      Река называется Буг, а не Бук.

  • Анонимно
    23.06.2016 01:55

    Человек страдает патриотизмом головного мозга, это очень опасное заболевание.

  • Анонимно
    23.06.2016 04:23

    Лучший ответ поклонникам резуна, (укравшего имя великого полководца), включая и одного местно юссоватого "грамотея", дал В.В.Путин на заседании военно -исторического общества 22 июня,. Он посоветовал всем нам прочитать, что готовил Гитлер русскому и другим народам СССР. Документ опубликовали сами немцы.Кстати Крым был бы включен в Германию как "земля вестготов", германского племени жившего там в раннем средневековье, задолго до татар, а им предназначалась роль бесправной обслуги на побегушках у представителей высшей расы.

    • Анонимно
      23.06.2016 10:52

      Хватит рассказывать сказки типа "если бы, да кабы". От Сталина татары получили то же самое.

  • Если с учётом того, что Резун окончил Академию генерального штаба МО СССР, то почему он не может являться аналитиком, тактиком, стратегом? Тем более в те времена фальшивые дипломы об окончании учебного заведения получить было не возможно. Да и качество образования было выше "на голову". Ни то что сейчас.

    • Анонимно
      23.06.2016 14:37

      Все ли хирурги считаются отличными специалистами своего дела только по факту окончания медицинского института или среди них есть и "мясники"?

  • Анонимно
    23.06.2016 10:56

    Как не крути, получается, что я, как гражданин Украины должен поддерживать именно англо-саксов. Ведь на скачках не ставят на хромую лошадь (Россию). К тому же автор все-же передергивает некоторые факты - например предупреждения Черчиллем Сталина о предстоящем нападении на СССР Германией, которые он перенаправлял Гитлеру или об открытии второго фронта, который фактически велся союзниками и в Греции и в Северной Африке, затем в Италии. Черчилль писал Сталину, что когда Англия вела войну с Германией одна, Сталин посылал поздравительные телеграммы Гитлеру по поводу его очередных побед, а открытие фронта в Европе было рассчитано таким образом, чтобы минимизировать людские потери, чего Сталин не понимал

    • Анонимно
      23.06.2016 18:38

      По-моему, хромая лошадь тут именно Украина, извините уж. И не стоит забывать факт, проверенный веками, - все, кто нападал на Россию, рано или поздно терпели от нас поражение. Абсолютно все. Россия стоит на пути любого, кто желает мирового господства. Я думаю, настала очередь англосаксов. Кстати, они славятся тем, что легко сдают союзников, если им выгодно. Так что держитесь там )

  • Анонимно
    23.06.2016 14:02

    Когда уже шли кровопролитные бои на территории СССР с немецкой армией наша страна продолжала поставлять определённые объёмы руды в Германию, так как эти партии обеспечивались гарантиями Ротшильдов. Такой вот патриотизм.

    • Анонимно
      23.06.2016 18:20

      Геббельс позавидовал бы твоему вранью о том, что мы поставляли руду Германии после 22 июня 1941 г. по приказу Ротшильдов. Какой то дебилизм отстучали на клаве.Что вроде бесноватость -юссноватости резунского пошиба получается.

    • Анонимно
      23.06.2016 19:04

      Вот из таких юссоватых реузнофилов и формируются заранее кадры предателей. Но они не дождутся часа прихода своих хозяев, те их выбросят за ненадобностью в случае чего, ибо единожды предавший пойдет по этому пути и дальше. Пора называть вещи своими именами и поступать с такими как они этого заслуживают, в полном соответствии с УК РФ. С ходором не оценившим гуманизма уже обожглись, такого же пошиба, имею в виду в данном случае не ходоровскую уголовщину , а нравственность, и Миша два с чем то процента..

  • Анонимно
    23.06.2016 17:16

    N-мерное пространство c ухмыляющимся, но трусоватым злом

  • Анонимно
    23.06.2016 21:16

    Нынешняя ситуация, бесспорно, не менее опасная и неприятная, и исправлять ее нужно, начиная с «пятой колонны».

    — Каким образом? Расстрелять?

    -Нет, перестать ВОРОВАТЬ!

  • Анонимно
    24.06.2016 02:30

    То, что государство активно борется с воровством чиновников весьма высокого ранга видно из недавних "посадок" губернаторов и мэров или типа из "гидры" начислившего себе "премию" за 2015 г.в размере нескольких сотен миллионов и множество других фактов. Но политическая "онкология" которой заразил страну Ельцин постоянно дает метастазы и лечение трудное и длительное. Но главное, что оно ведется.Чудесной вакцины от воровства и мздоимства нет. Что есть в арсенале "политической медицины" то и используем.

  • Анонимно
    24.06.2016 10:36

    ..Вы только посмотрите, оказывается, имп. Николай II отрекся от власти потому, что так захотел... его двоюродный брат ("почти близнец"), англ. король Георг V! Это что-то новое!... А как же экономическая разруха в стране, вызванная I Мировой войной, брожение солдат на фронтах, рабочие митинги и забастовки? Где, так называемые, "движущие силы" Февральской революции 1917 г., тов. Фурсов? Скажете, "их не было" или "они были, но это, опять-таки, последствие международного заговора"?))
    К вашему сведению, тов. Фурсов - без глубоких внутренних причин и обстоятельств на то, революции не происходят!. Гос. перевороты могут быть, но революции - нет (виданное ли дело - вызвать революцию в какой-нибудь богатой, процветающей стране?)! И отречение имп. Николая II от власти - это, как раз, тот случай, когда "верхи уже не могли, низы не хотели...".
    В основе ваших историко-идеологических, конъектурных суждений лежит, так называемая, "теория международного заговора" против России, Сов. Союза. В общем, что-то из серии "кругом враги", "враг не дремлет" и т. д. (продолжение следует - кто во что горазд))
    Очевидно поэтому, вы в своем интервью предпочли обойти стороной целый ряд ключевых событий и фактов 1939-1940- х годов (к примеру, советско-финскую кампанию 1940 г. и т. д.), без объяснения причин, движущих сил которых общая картина европейской, мировой политики тех лет оказывается не полной, ущербной. Эти события и факты, мягко говоря, несколько выбиваются из общей канвы, логики ваших рассуждений. Но согласитесь, не бывает так, чтобы "тут помню, а тут - нет")) Допустим, что оно иногда так бывает. В конце-концов, если проблему нельзя разрешить, то можно обойти...))
    Как же нам теперь, тов. Фурсов, по вашему спастись от этих нехороших международных заговорщиков, только и думающих о том, как бы россиянам навредить? Может в коконы спрятаться?))
    Мой вам совет, тов. Фурсов, займитесь-ка вы более полезным делом! Хватит людям лапшу на уши вешать!.... А то еще, чего доброго, всю страну замордуете этими своими "международными заговорщиками"..

  • Анонимно
    24.06.2016 11:34

    Лет через 50 мы узнаем много неожиданного про наше время и про нынешних полит. лидеров.

  • Анонимно
    24.06.2016 17:33

    ..Фурсов, подскажите, как избавиться от "пятой колонны"?

    • Анонимно
      25.06.2016 13:09

      Если пятая колония существует, то ее крыша это власть.

  • Анонимно
    24.06.2016 17:40

    ..Сможете расписаться лишь на задворках истории))

  • Анонимно
    25.06.2016 01:05

    Опровергнуть Ледокол Суворова-Резуна у Фурсова не получается по существу. Поэтому приходится наводить тень на плетень. То. что Резун предатель-так от этого он не утратил профессиональные навыки.

  • Анонимно
    25.06.2016 13:08

    "«Андрей Фурсов: «Наши солдаты расписались на рейхстаге. На чем распишемся мы?»
    Все просто, на стенке сортира, где кой хто мочить будет наших недругов. Неужто не ясно?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/314548

  • Анонимно
    27.06.2016 00:27

    прочел статью... Когда дошел до пункта что психически больной человек Сталин крутой правитель???? Понял что статья заказная

    • Анонимно
      12.07.2016 22:00

      Не обязательно заказная - полно людей, которые в это верят

  • Анонимно
    12.07.2016 21:59

    Какая гениальная идея - занять людей поиском предателей, чтоб они не видели, как страна несется к обрыву. И ведь работает...

  • Анонимно
    15.07.2016 10:54

    не путайте здоровую оппозицию и "пятую" колонну!

  • Анонимно
    15.07.2016 15:06

    Процесс пошел!

  • Анонимно
    1.09.2016 21:09

    Комметрариями русских людей удовлетворен, слава Путину

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль