Нефть и нефтехимия 
23.06.2016

Виктор Зубков о дороговизне «газомоторки»: «Мы с правительством попытаемся порешать...»

Как «Газпром» принял Ивана Егорова в клуб лоббистов газового топлива — в компанию к Сергею Когогину

К 10 построенным в Татарстане газовым АЗС, загруженным на 18%, сегодня торжественно добавили еще 3. А председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков весьма красочно объяснил, зачем это нужно — монополисту попросту некуда девать свой продукт. Сенсацией дня, однако, стало известие о том, что газомоторные корабли начнет строить завод им. Горького.

Приехавшая на АГНКС официальная делегация в составе Рустама Минниханова, Виктора Зубкова, Михаила Лихачева и Рафката Кантюкова сразу отправилась на осмотр газомоторной техники

«ТАТАРСТАН — ТОТ РЕГИОН, С КЕМ МОЖНО БЫЛО БЫ ЭТО ДЕЛО НЕ ПРОВАЛИТЬ»

Сразу три новые автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции (АГНКС) открыли сегодня в Татарстане — в Зеленодольске, Бугульме и Нижнекамске. Возить на открытие каждой из них не стали — гостям показали только самую маленькую, которая находится в Зеленодольске.

Для начала с журналистами провели инструктаж по технике безопасности. Начальник АГНКС Ильназ Халиков предупредил, что на станции ничего трогать нельзя — в заправочных шлангах протекает газ под высоким давлением, а также попросил передвигаться группами. Последнее, однако, выполнить не удалось: ожидание официальной делегации под палящим солнцем было томительным, а потому репортеры быстро разбежалась по «темным углам». В одном из таких углов корреспондент «БИЗНЕС Online» заметила паспорт объекта. Как оказалось, мощность новой заправки — 7,9 млн. куб м в год, пропускная способность — 300 автомобилей в сутки. Одновременно заправиться на станции смогут 4 машины. Мощность нижнекамской станции (а она самая крупная) — 8,9 млн. куб. м в год и 7 заправочных постов. В Бугульме станция на 5 заправочных постов, по мощности она аналогична зеленодольской.

Позади заправки расположилась выставочная экспозиция с техникой, работающей на метане: бортовой «КАМАЗ», мусоровоз, зерновоз, грузопассажирский автомобиль-мастерская, автовышка, бизнес-газель и трактор «Агромаш». И это, как позже пояснили в «Газпроме», всего лишь 25% видов техники, переоборудованной на метан. Приехавшая на АГНКС официальная делегация в составе президента РТ Рустама Минниханова, председателя совета директоров ПАО «Газпром» Виктора Зубкова, гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаила Лихачева и гендиректора ООО «Газпром трансгаз Казань» Рафката Кантюкова сразу отправилась на осмотр газомоторной техники. Весь пул журналистов при этом попросили остаться на своих местах, ожидая окончания прогулки.

Позади заправки расположилась выставочная экспозиция с техникой, работающей на метане

Вдоволь нагулявшись, гости вышли на сцену. Первым слово дали Зубкову. Он с удовольствием вспомнил, как все начиналось: «Три года назад мы начали эту программу, и я тогда подумал: какой регион самый продвинутый, с кем можно было бы это дело не провалить? И я посчитал, что Татарстан — регион, где то, что задумано, обязательно будет исполнено. И я тогда подъехал к Рустаму Нургалиевичу, мы с ним договорились, он собрал своих подчиненных, сделали программу».

В этом году «Газпром» планирует открыть в РТ еще 6 станций, а всего в России появятся 35 новых заправок, а также реконструируются 4 старые станции. В 2017 году появятся порядка 56 новых АГНКС (сегодня в России работают порядка 270 станций). К 2020 году компания собирается довести этот показатель до 500, что обойдется ей в 80 млрд. рублей. Зубков высказал надежду, что станции будут загружены на 100%, это непростая задача уже для субъектов Федерации. Непростая — потому, что пока загрузка, к примеру, 10 татарстанских — всего 18%, а объем реализации компримированного природного газа (КПГ) — 14,1 млн. куб. метров. Но на помощь может прийти «Газпром». Так как приобретать новые автомобили для регионов сегодня достаточно дорого, компания берет на себя смелость договориться о возможности снижения стоимости новых автомобилей на метане. Сегодня, к слову, разница составляет 18–20% не в пользу «газомоторки». «Мы работаем по этому вопросу и, думаю, с правительством попытаемся порешать так, чтобы эти машины, по крайней мере, не могли стоить дороже традиционных», — пообещал Зубков. «Газпром» намерен развивать вместе со своей программой и импортозамещение. Сегодня, по словам Зубкова, 85% оборудования на станциях произведено в России, в идеале компания планирует довести эту цифру до 100%.

Сразу три новые автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции открыли сегодня в Татарстане — в Зеленодольске, Бугульме и Нижнекамске

Минниханов в своей речи, хотя и был краток, не упустил возможности польстить московским гостям: «Сегодня не нас надо благодарить, а мы должны благодарить в первую очередь «Газпром» за такую стратегическую программу». Как оказалось, президента обнадежила новость о том, что корпорация будет выбивать у правительства скидку на «метановые» автомобили. Он напомнил, что к 2019 году количество АГНКС в Татарстане удвоится, и закончил, вновь обращаясь к Зубкову: «Виктор Алексеевич, я считаю, что первый этап нашего соглашения реализован. У нас полное понимание с коллегами». И на этой ноте нажатием одной кнопки делегация запустила все три АГНКС.

КАК РЕГИОНЫ «ГРАБИЛИ» «ГАЗПРОМ»

Общаясь с журналистами, Зубков рассказал, что «Газпром» уже заключил соглашение по развитию рынка газомоторного топлива с 40 регионами, причем это было не так легко, как могло бы казаться. Во-первых, надо было создать нормативно-правовую базу. Во-вторых, получить земельные участки. С этим были проблемы (даже у «Газпрома»!): некоторые регионы задирали цены за участок размером 1 га до 150 млн. рублей, тогда как строительство самой заправки обходится в 130 миллионов. «Мы же не можем по такой цене покупать! — возмутился спикер. — Мы должны работать с регионами, чтобы нам давали преимущество по сравнению с обычными станциями заправочными. Тем не менее все это в рабочем порядке будем решать».

Зубков уверил присутствующих, что нигде, даже в Европе, нет станций, где одновременно могли бы заправлять такое количество автомобилей. «Мы такие сейчас вводим станции, где могут 500–600 автомобилей в сутки заправиться, за год потребление метана — природного газа может достичь 8 миллионов кубических метров», — с энтузиазмом заметил он и добавил, что это очень важно. Как оказалось, сегодня «Газпром» добывает в год 600 млрд. куб. м газа, а продает всего 420 миллиардов. В такой ситуации идеальным решением для компании было бы построить «такие прекрасные заправки и увеличить потребление газа».

В этом году «Газпром» планирует открыть в РТ еще 6 станций, а всего в России появятся 35 новых заправок, а также реконструируются 4 старые станции

За счет ввода 500 АГНКС «Газпром» планирует вывести Россию на потребление в 9–10 млрд. куб. метров. «Это (рост потребленияприм. авт.) была бы большая заслуга всех: и регионов, и «Газпрома», — заметил Зубков. Для этого, добавил он, надо, чтобы все регионы работали так же, как Татарстан, Ставрополь.

Минниханов на брифинге напомнил, что стратегический партнер «Газпрома» — КАМАЗ, который производит технику, работающую на метане: «КАМАЗ — лидер по реализации совместных с «Газпромом» проектов. Если несколько лет назад было всего 5–6 моделей «КАМАЗов» на газомоторном топливе, то сегодня их несколько десятков. И это направление будет расти».

Президент вскользь упомянул о еще одном не менее важном проекте, продвигаемом в Татарстане «Газпромом». «Мы сегодня уже на старте создания производств по сжижению газа, — сказал Минниханов, видимо, имея в виду строительство завода по сжижению газа в Чистополе, — рынок сжиженного природного газа (СПГ) дальше расширится. Это прежде всего село, дачные поселки... Ведь не везде выгодно сегодня газопровод тянуть. То есть кроме транспорта мы получаем еще огромные возможности». Напомним, что завод СПГ, по оценкам «Газпрома», должен был стоить порядка 9 млрд. рублей. Проектные работы должны начаться в этом году. Мощность завода — 200 тыс. т к 2030 году. Тем не менее никаких подробностей о том, на какой стадии строительства сегодня находится завод, так и не раскрыли. Напомним, ранее говорилось, что предприятие должно заработать уже в 2016-м.

За счет ввода 500 АГНКС «Газпром» планирует вывести Россию на потребление в 9–10 млрд. куб. метров

«ГАЗПРОМ» ОБНАДЕЖИЛ СУДОСТРОИТЕЛЕЙ

После брифинга делегация умчалась на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького». И только что пришедшую оттуда новость можно назвать сенсационной. Как сообщила пресс-служба предприятия, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» (в него входит судостроительный завод) Иван Егоров и Лихачев подписали соглашение о сотрудничестве по реализации пилотного проекта по использованию природного газа в качестве моторного топлива на внутреннем водном транспорте в РТ. Главная цель сотрудничества — производство новых типов судов, работающих на СПГ, их использование на республиканских речных маршрутах.

Похоже, то, за что республика билась уже пару лет, начинает реализовываться. Дело в том, что на газомоторные пассажирские суда в РТ возлагают особые надежды. Запевалами тут выступили республиканское правительство и завод им. Горького. По заказу последнего петербургское ООО «Агат Дизайн Бюро» прорабатывает облик газомоторного судна. У завода есть идея построить для Татарстана два прогулочных судна, которые по завершении навигации можно использовать как прибрежные отели.

В чем суть идеи? Считается, что сжиженный природный газ (СПГ) в среднем на 30% дешевле традиционного, у таких двигателей больший моторесурс, а экономия на обслуживании СПГ-движков доходит до 20%. Специалисты полагают, что для судоходной отрасли снижение главной статьи расходов — на топливо — это первоочередная задача. Благодаря внедрению газомоторных судов рентабельность сразу могла бы подрасти на 15–25%.

Опытные экземпляры двигателей на СПГ есть только за границей, поэтому первые суда зеленодольской постройки будут с импортными комплектующими. Похоже, первые договоренности на этот счет уже есть. 19–20 июня Мистахов участвовал в рабочем визите делегации Татарстана в Республику Корея. На заводе Hyundai Heavy Industries он обсудил перспективу поставки двигателей, работающих на СПГ.

Впрочем, по мнению экспертов, главная сложность не в двигателе, а в особых требованиях по размещению газоперекачивающего, газозаправочного, газопитающего оборудования. Спецы указывают и на то, что нужны соответствующие заправки. Но, насколько можно понять, завод собирается решить и эту проблему — он намерен построить еще и плавучую заправочную станцию.

Активность завода понять можно — он готовится к грядущему падению гособоронзаказа (а для предприятия это 90% работы),а газомоторная тематика, по мнению гендиректора завода Рената Мистахова, может стать серьезной заменой военки. «Кто первым зайдет на рынок таких судов, тому и доверят перспективные объемы», — уверен гендиректор. А в том, что они будут, он не сомневается: «Сжиженный природный газ (СПГ) — самое перспективное топливо».

Отметим, что и здесь пригодилась бы обещанная Зубковым скидка на газомоторный транспорт — самим эксплуатантам покупку такой техники не потянуть.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (58) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    23.06.2016 20:06

    Надо просто начать производить машины с двигателями на газу, тогда и спрос будет на эти заправки.

  • Анонимно
    23.06.2016 20:08

    Шараш монтаж вся эта показуха! Кривые проекты, кривой подход, нарушение всех норм проектирования

    • Анонимно
      23.06.2016 20:48

      Вы вероятно сделаете не криво.
      И у вас даже не шарашмонтаж контора имеется, конечно.

    • Анонимно
      24.06.2016 09:20

      Рассмешил. Сам хоть раз заезжал на АГНКС? Я почти на каждой из новых был, по работе приходилось. Удобные современные станции, в отличие от АЗС. Сколько по региону старых проржавевших бензиновых заправок, где наполовину водой заправляют? Пальцев не хватит пересчитать. Я считаю, что АГНКС на уровень лучше, технологичнее.

  • Анонимно
    23.06.2016 20:11

    А где он сжиженный природный газ. Нет ни одной заправки в России. А вот у Китая - который газ импортирует, их полно.

    • Анонимно
      24.06.2016 08:02

      Чтобы сжиженный газ был. надо иметь мощные холодильные машины, которые мог бы выпускать Казанькомпрессормаш. А этот завод продали на сторону и он сегодня не способен что то делать из холодильного оборудования.

  • Анонимно
    23.06.2016 20:13

    Стройте многоквартирные дома с индивидуальным отоплением, упростите и снизьте цену на подключение индивидуальных домов. И будет вам счастье.

  • Анонимно
    23.06.2016 20:15

    В Германии машины с завода идут на метане: бмв фолькс

    • Анонимно
      23.06.2016 20:20

      А смысл делать легковушки на сжатом метане? Или маленький запас хода или забить весь багажник баллонами и огромный вес?

      • Азат Д
        23.06.2016 20:27


        А вы скольки литровый бензобак возите?

        • Анонимно
          23.06.2016 20:38

          А какого объема и веса должен быть газовый балон для сжатого метана, чтобы обеспечить запас хода 500-700 км.? Посчитай.

        • Анонимно
          23.06.2016 20:39

          А ты бензин под давлением возишь? И в газообразном состоянии?

      • Анонимно
        24.06.2016 09:43

        Если машина с завода идет с ГБО, то баллоны расположены там же, где бензобак, их даже не видно. Если оборудование в ателье ставить, то оно занимает 1/3, 1/4 багажника. Баллоны очень компактные и прочные.
        Кстати, запас хода на метане, такой же, как на бензине.

    • Анонимно
      23.06.2016 20:35

      Это же просто. Не наш путь.

  • Анонимно
    23.06.2016 20:21

    Бугульминская заправка как не работала так и не работает, устроили показуху продержав весь день рейсовые автобусы

  • Азат Д
    23.06.2016 20:22


    Ведь ВАЗ собирался выпускать битопливные машины? Где они?

  • Азат Д
    23.06.2016 20:24


    Почему городские пассажирские автобусы не на газу, а дизельные коптилки портящие воздух? Ведь есть сертифицированные газовые автобусы, на Универсиаду в Казани ездили.
    Почему?

    • Анонимно
      23.06.2016 20:45

      Ездили и только не на универсиаду, а на чемпионат и многое сдохли. А не берут из-за времени заправки, не понятности самого процесса (нужно точно знать сколько пустого места в баллоне, заправляют до выравнивания давления, если у тебя балон не пустой все равно заплатить как за полный), ненадёжности двигателей.

      • Анонимно
        24.06.2016 09:53

        Откуда ты взял такую информацию? Сам выдумал? Точно знаю, что метановые автобусы, которые на Олимпиаде работали потом всей европейской части страны разогнали, сейчас в городах служат. Если бы были проблемы с заправкой и двигателями, кто бы вообще стал технику на газе делать? А делают её лучшие мировые производители.

    • Анонимно
      24.06.2016 06:30

      весь город на метане. заправка как стационарная, так и мобильные есть. никаких проблем с этим(кроме уродцев за рулем)

  • Анонимно
    23.06.2016 20:25

    А представляете как взлетит цена на газ если хотя бы 25% транспорта страны перевести на газ?

    • Анонимно
      23.06.2016 20:30

      в десятку!

      • Анонимно
        23.06.2016 21:43

        Постановление правительства РФ не более 50% от стоимости ДТ, а потребителю в розницу он вообще по 4 приходит

        • Анонимно
          23.06.2016 21:55

          А что правительство РФ никогда не меняло правила игры по ходу пьесы?

    • Анонимно
      24.06.2016 09:59

      Цены на все виды топлива будут постоянно расти. Это элементарная экономика. Только газ всегда будет дешевле бензина и дизеля в несколько раз, потому что запасы нефти с каждым годом иссякают, а метана еще лет на 100 интенсивного использования.

  • Анонимно
    23.06.2016 20:49

    Особенно впечатлил в репортаже в Вестях доморощенный татарский "дальнобойщик" который рассекает по России на метановом КАМАЗе. И это при запасе хода 300-350 км и 270 заправках на всю страну.

    • Азат Д
      23.06.2016 21:09


      Так пусть на метане будут не магистральные тягачи, а сельхоз и самосвалы, они далеко не катаются, в пределах района.


      • Анонимно
        23.06.2016 21:45

        Из-за татарстанских весовщиков и так каждый килограмм на счёту, а тут ещё батарея баллонов которые увеличивают вес пустого автомобиля. А ещё зная уровень квалификации современных наездников, назвать их водилями язык не поворачивается, что делать если этот горе драйвер забудет направиться или не расмчитает? Канистру с топливом ему не подвезешь. Нужна буксировка на жёсткой сцепке, перекидка шланга с воздухом для растормаживания, демонтаж карданного вала.

      • Анонимно
        24.06.2016 07:15

        в каждом колхозе построим заправки ? или канистрами будем возит?

        • Анонимно
          24.06.2016 10:24

          В колхозах и АТП ПАГЗ обычно ставят. Куда хочешь, туда и кати его.

    • Анонимно
      24.06.2016 10:21

      У метановой техники запас хода такой же, как у бензиновой, а заправки расположены на ключевых маршрутах, поэтому по ЮФО, ПФО, Уралу на газе кататься только выгодней.

  • Анонимно
    23.06.2016 20:57

    Идет тупое освоение 80 млрд., Татарстан в переди планеты всей!

  • Азат Д
    23.06.2016 21:11


    Похоже нефтяники саботируют газ, а их лобби у на сильно. И почти всё газелисты на газу ездят, а это частники , которые умеют считать деньги.

    • Анонимно
      23.06.2016 21:40

      Газели ездят на пропан-бутановой смеси - попутном газе, его как раз и добывают нефтяники. Проблемы можно решить одним махом - если построить энное количество заводов по сжижению метана и сеть заправок под них. А заниматься сжатым метаном мертвая тема.

  • Анонимно
    23.06.2016 21:38

    Этот вид топлива выгоден для тех транспортных средств которые передвигаются по одному и тому же маршруту, т.е. речь может идти о грузовом речном и ж/д транспорте (не для пассажирского транспорта - СПГ слишком взрыво-пожароопасен). Экологически он более чистый, так что это правильный вектор развития.

    • Анонимно
      23.06.2016 21:50

      В Скандинавии паромы работают на СПГ. Сейчас это один из вариантов в свете борьбы с выбросами окислов серы и углекислоты. Если у зеленодольцев получится, они будут, как говориться, в тренде. Удачи им и успехов!

    • Анонимно
      23.06.2016 21:53

      Взрыво-пожароопасность миф. Газ опасен в помещении. Дизельный двигатель знаменит своим более высоким крутящим моментом - то что нужно грузовиками. Грузовик на газу скорее всего потеряет в крутящем моменте ведь он аналог бензинового. Поэтому газ для легковушек, развозных авто, коммунальной техники, автобусов и т.п. Но при условии что газ сжиженный метан.

      • Анонимно
        24.06.2016 09:57

        У дизельных двс подается газо-дизельная смесь. Потери не будет, а двс работает лучше.

  • Анонимно
    23.06.2016 22:01

    метан это наверное хорошо
    но спг - пока значительно выигрывает во всем мире

  • Анонимно
    23.06.2016 22:04

    Очень выгодно на метане ездить. Конечно только тем, кто проезжает в год не меньше 30000 км. А здесь пишут скорее всего те, кто на машине только на дачу ездит и еще на заправку раз в год. И ресурс двигателя увеличивается. За газом будущее.

  • Анонимно
    23.06.2016 22:43

    все это хорошо, но все эти заправки при работе по безналу, нужно с каждой заправкой заключать отдельный договор, т.к. нет на АГНКС терминалов для обслуживания топливных карт, а заправка за нал мы теряем 18% НДС + снабжение водителя каждый день наличкой. Пробовал заключить договор так с меня запросили пакет документов больше чем на лизинг, его только собирать 2 недели. Все не доработано, даже договор быстро не заключить.

    • Анонимно
      24.06.2016 07:42

      поддерживаю на 100 процентов, о каких переспективах развития может идти речь если газпром живет еще в прошлом веке- нет ни терминалов ни возможности заключения договора.

  • Анонимно
    23.06.2016 23:14

    А узаконить гбо кто пробывыл? Ужас и бюракратия. А ещё с января доблестный сотрудник гибдд может и на штрафстоянку авто за внесение изменения. Упростить для народа оформление и вперёд на газ

    • Анонимно
      23.06.2016 23:42

      Отсюда подробнее

      • Анонимно
        24.06.2016 03:08

        метан будет аопулярентолтко тогда... когда автозаправки можно удерживать и установить в частном доме. на нескольких соседей например.
        но мы не Украина и этого у нас никогда не будет, значит метан в нас не пойдет.

      • Анонимно
        24.06.2016 09:55

        С регистрацией газо-балонного оборудования проблема. Штраф придумали, а регистрацию оборудования пустили на самотек. Кто как выкручивается.

        • Анонимно
          24.06.2016 10:58

          Нет никаких проблем, ставь сертифицированное ГБО и регистрируй его. Проверка оборудования занимает 2 недели, стоит 8 тысяч. Вполне приемлемо, учитывая, что экономить будешь весь год.

  • Анонимно
    24.06.2016 00:12

    Зубков правильно мыслит. Главное начать а потом будет развитие. Автомобиль ездит на газу не хуже бензина а дорогое гбо надо субсидировать в счёт будущих покупок клиента.

  • Анонимно
    24.06.2016 02:08

    Весь мир электроавтомобилями занимается, у нас газовые.

    • Анонимно
      24.06.2016 09:58

      ага. Тесла сгенерировала убытков на миллиард долларов, а солнечной энергии у нас не как в Калифорнии

    • Анонимно
      24.06.2016 10:34

      Электромобилями только французы немного балуются, потому что у них розетки из земли торчат) Немцы, итальянцы предпочитают метан. В США тоже начали на него переходить. Поэтому Россия, можно сказать, в ногу с миром шагает.

  • Анонимно
    24.06.2016 04:48

    80 льРдов? не дороговато ли? на 270 заправочных станций?
    не дороговато ли?

  • Анонимно
    24.06.2016 07:28

    Короче, не интересная тема!

  • Азат Д
    24.06.2016 19:21


    Даёшь, экологичные газовые автобусы!
    Долой, дизельные коптилки!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль