Общество 
28.06.2016

«Иннокам»: «новое экономическое чудо» в отдельно взятой агломерации

Дмитрий Медведев дал добро мегапроекту Рустама Минниханова на 750 млрд. рублей

К 2020 году Заинск превратится в центр биатлона и гребного спорта, к 2017-му в Елабуге все-таки будет «мегасвалка», а к 2030 году у трассы М7 появится дорога-дублер с мостом через Каму, по которой будут нестись беспилотники и электробусы. Таковы амбициозные планы проекта «Иннокам», концепцию которого утвердил на днях Дмитрий Медведев. При этом, как выяснили корреспонденты «БИЗНЕС Online», деньги на это все еще надо будет выбивать при формировании федерального бюджета.

... По словам Артема Здунова, в концепцию заложено 79 проектов развития Камской агломерации Фото: mindortrans.tatarstan.ru

«ИННОКАМ» ПРОЧИТ ТАТАРСТАНУ ТРЕТЬЕ МЕСТО ПО КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ

В течение ближайших 4 лет в Камской агломерации промышленное производство вырастет на 52,7%, рост налоговых поступлений составит 61%, число высокотехнологичных рабочих мест увеличится с нынешних 565,5 тыс. до 721,8 тыс., а выбросы вредных веществ сократятся на 19%. Одновременно с этим средняя зарплата вырастет на 25,2%, продолжительность жизни поднимется до 74 лет (сейчас 72,2 года), а Татарстан в рейтинге субъектов по качеству жизни займет 3-е место в РФ. Именно такие цели должны быть достигнуты в результате создания к 2020 году на территории агломерации инновационно-производственного центра «Иннокам». Концепцию центра в конце прошлой недели подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Поясним, что «Иннокам» — это не какое-то отдельно стоящее здание, а «проект комплексного развития Камской агломерации». Иными словами, территорию, на которой расположены Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Заинск, Менделеевск, планируется превратить в еще более мощный промышленный узел с развитой транспортной и логистической инфраструктурой. При этом управляющая компания «Иннокама» уже действует

Накануне по данной тематике состоялась пресс-конференция с министром экономики РТ Артемом Здуновым. По его словам, в концепцию заложено 79 проектов развития Камской агломерации. Их реализация начнется с инфраструктуры. «В преамбуле распоряжения четко написано, что мы утверждаем план мероприятий, который в последующем все федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации должны учитывать при формировании госпрограмм и проектов своего развития, — сообщил Здунов. — Но все инвестпроекты рано или поздно разбиваются об инфраструктурные ограничения. Во-первых, по завозу сырья. Во-вторых, по ввозу готовой продукции. Это и послужило лейтмотивом создания этого документа, который призван в ближайшие годы развязать инфраструктурные ограничения, стоящие перед нашими предприятиями».

Отправной точкой для создания «Иннокама» стали «майские указы» президента Владимира Путина. В них, в числе прочего, говорится о необходимости развивать высокотехнологичные отрасли экономики и увеличивать рост производительности труда. А в России, как указано в медведевском постановлении, «одной из точек реализации новой модели роста, предполагающей интенсивное использование новых технологий в промышленности, является Камский инновационный территориально-производственный кластер», и именно «создание центра «Иннокам» позволит раскрыть промышленный и инновационный потенциал кластера», говорится в документе. Кроме того, Камская агломерация — «один из крупнейших в России центров создания добавленной стоимости со сложившимся производственным, кадровым и инновационным потенциалом, являющийся одним из полюсов роста». К преимуществам данной территории, на которой проживает более 1 млн. человек, относятся развитый промкомплекс, выгодное экономико-географическое положение, высокая обеспеченность природными ресурсами. Кроме того, производительность труда в промышленности здесь в 1,6 раза выше, чем в среднем по РТ. В Камской агломерации производится около 57% полимеров стирола, 45% синтетических каучуков, 55% грузовых шин РФ, доля КАМАЗа на рынке грузовиков грузоподъемностью 14 - 40 тонн составляет 51%.

Однако у агломерации есть и недостатки, которые также указаны в документе. В частности, не самые развитые транспортная, энергетическая и инженерная инфраструктуры, есть необходимость повышения глубины переработки нефтесырья, перехода к новым технологиям и имеются ограничения, связанные с наличием моногородов, а их здесь 5 из 7, имеющихся в Татарстане. Указывается и на слабую привлекательность территории с точки зрения качества жизни, в том числе неблагополучную экологию из-за обилия нефтеперерабатывающих производств, сложности с привлечением высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных, и так далее. Эти-то проблемы и должны быть решены с помощью центра «Иннокам».

МОСТ ЧЕРЕЗ КАМУ, МОДЕРНИЗАЦИЯ БЕГИШЕВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ М7 «ВОЛГА»

«Иннокам», пожалуй, самый амбициозный на сегодня проект территориального развития в России. Объем заявленных инвестиций в его субпроекты — 750 млрд. рублей, большинство из них необходимо реализовать до 2020 года. Итак, за счет чего же планируется создать на территории Татарстана экономическое чудо?

Львиная доля проектов касается развития транспортной инфраструктуры. Это вполне объяснимо, так как это ахиллесова пята Камской агломерации. В настоящее время связи между поселениями, расположенными севернее и южнее Камы, осуществляются преимущественно по плотине Нижнекамской ГЭС, которая сильно перегружена. В результате повышены издержки перевозок, сдержана мобильность населения и грузов. Да и другие дороги зачастую сильно изношены и не обладают достаточной пропускной способностью, сейчас они приближаются к предельным значениям загрузки. Чтобы разрубить этот дорожный узел, предлагается реализовать сразу несколько крупных проектов. Замминистра транспорта РТ Артем Чукин на пресс-конференции пояснил, что это в первую очередь реконструкция федеральной трассы М7 «Волга» на отрезке Казань — Челны, финансирование которой в 2015 году составило 6,5 млрд. рублей, еще 2,6 млрд. выделено на 6 участков в текущем году. Ориентировочный срок завершения работ — 2019 год.

Упоминается в проекте «Иннокама» и строительство новой автодороги, цель которой — разгрузить тот самый мостовой переход через плотину. Об этом проекте говорят давно, но перспектива его реализации становится явной только сейчас. Речь о трассе с мостом через Каму в районе села Соколка протяженностью 84 километра. В свое время ее даже думали сделать платной, но в свете последних событий эта задумка вряд ли будет претворена в жизнь, ведь новую дорогу планируется сделать федеральной. Предполагается, что она существенно понизит транспортную загруженность автомагистрали М7 «Волга», значительно сократит время в пути для экспорта продукции из Камской агломерации, сократит пробег на маршруте Нижнекамск — Елабуга на 91 км, обеспечит лучшую транспортную доступность всей территории. Этот проект Чукин назвал одним из самых масштабных. «Мы проработали технико-экономическое обоснование проекта. Существует несколько моделей реализации. К сожалению, пока на федеральном уровне не утверждена методика выделения межбюджетных трансфертов, то есть дополнительное финансирование с частно-государственным партнерством. Но с появлением этой методики мы сможем поэтапно проект осуществлять», — пояснил замминистра.

Кроме того, в число проектов «Иннокама» входит модернизация аэропорта Бегишево с общей суммой контракта 798,3 миллиона. В 2017 году планируют получить еще 132 млн. федеральных денег на завершение реконструкции. Про ж/д инфраструктуру сообщается, что ведется строительство путепровода в Заинске. Объект находится на стадии завершения — к ноябрю он уже будет запущен в эксплуатацию. Вспомнили в концепции создания «Иннокама» и о высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая пройдет и через агломерацию. Вместе с модернизацией трассы М7, которая предусматривает возведение съездов и расширений в сторону ОЭЗ «Алабуга», это позволит увеличить потенциал данной территории. Кроме того, будет осуществлено строительство второго этапа ж/д путей нефтехимических заводов Нижнекамска, включая введение в строй двухпутного моста через реку Тунгучу. Планируется также проложить новые дороги внутри агломерации, чтобы улучшить транспортную связь на южном направлении (в сторону Заинска) и северном (Менделеевск). Плюс к этому, естественно, необходимо реконструировать и существующие автомобильные и железные дороги, модернизировать парк общественных перевозок, увеличить количество маршрутов, как внутри населенных пунктов, так и между ними.

ФЛАГМАНАМИ ИНВЕСТПРОЕКТОВ ИДУТ КАМАЗ И НЕФТЕХИМИЯ

Немало внимания в концепции уделено роли автопроизводителей. Ключевая роль в этом кластере отводится, конечно, КАМАЗу. В частности, напоминается, что у автогиганта имеется собственная программа стратегического развития, которая предполагает финансирование в объеме 60 - 80 млрд. рублей. Она предусматривает реинжиниринг предприятия и создание перспективного семейства автомобилей. Кроме того, КАМАЗ совместно с КНИТУ-КАИ занимается разработкой системы эстафетных междугородных грузоперевозок с применением сменных кузовов «Каматейнер», что позволит в два-четыре раза повысить производительность транспортных систем за счет увеличения скорости доставки грузов. Напоминает концепция и о проекте создания на КАМАЗе производства электробусов (потребность в инвестициях оценивается в 900 млн. рублей), коммунальной спецтехники на электротяге, гибридных грузовиков, автомобилей на топливных элементах (инвестиции в ОКР оцениваются в 5,2 млрд. рублей, затраты на освоение производства — в 3 млрд.), а также беспилотников.

Крупным проектом федерального масштаба станет строительство Научно-исследовательского центра автомобилестроения в Челнах, основная цель которого ни много ни мало обеспечение национальной безопасности и конкурентоспособности отечественного автомобилестроения. Инвестиции в проект оцениваются в 5,2 млрд. рублей.

Что касается нефтехимического сектора, то в концепции упоминается о комплексе ТАНЕКО, где на данный момент запущена первая очередь (объем переработки 8,7 млн. т нефти в год с глубиной переработки до 74%), а к 2020 году планируется увеличить мощность комплекса до 14 млн. т с доведением глубины переработки до 95% (общий размер инвестиций — более 197 млрд. рублей). У «Нижнекамскнефтехима» свои проекты, крупнейшими из которых являются строительство установки пиролиза мощностью 1,2 млн. т олефинов, создание центра по разработке импортозамещающих компонентов и разработка катализаторов полимеризации этилена и пропилена. ТАИФ-НК планирует строительство установки гидрокрекинга, производство серы и реконструкцию товарно-сырьевых парков (общие инвестиции — более 70 млрд. рублей).

Не забыли и про менделеевский «Аммоний», который в феврале дистанционно открыл президент РФ. Общие инвестиции в комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида составили около 56 млрд. рублей. В разработке находится проект строительства газохимического комплекса «Аммоний-2».

Добавим, что на территории агломерации уже работает, создается или будет создан еще ряд кластеров, у которого также есть свои инвестпроекты. Это агропромышленный и пищевой кластер, IT, производителей пластиков, деревообрабатывающей промышленности, неорганической химии и минеральных удобрений и другие.

///Фото: http://nabchelny.ru/ В концепции создания «Иннокама» указаны такие экологические проекты, как строительство мусоросортировочных станций в Челнах и комплекса мусороперерабатывающих заводов в Елабуге
Фото: nabchelny.ru

В ЗАИНСКЕ ПОСТРОЯТ БИАТЛОННЫЙ ЦЕНТР, А В ЕЛАБУГЕ — «МЕГАСВАЛКУ»

Обеспеченность природными ресурсами в Камской агломерации довольно высокая. Но, учитывая, что производство растет, предприятия расширяются и модернизируются, можно с уверенностью сказать, что скоро потребление сырья в регионе кратно возрастет. В частности, прогнозируемый дефицит газа к 2020 году превысит 4 млрд. кубометров. Чтобы этого избежать, необходимо строительство перемычки протяженностью 70 км к газопроводу Можга — Елабуга и отвода к Нижнекамскому узлу от газопровода Миннибаево — Ижевск. Кроме того, потребуется строительство трубопровода для сырья, поступающего на ТАНЕКО в объеме 7 млн. т, поскольку уже сегодня загруженность нефтепровода Калейкино — Нижнекамский НПЗ превышает 128%. Расширение производственных комплексов агломерации потребует также увеличения мощностей электро- и водоснабжения и водоотведения.

Что касается экологии, то на территории Камской агломерации до 2020 года совместными усилиями НКНХ, ТАНЕКО и ТАИФ-НК будет создан универсальный экологический парк, который будет осуществлять комплексную переработку вторичных газо- и нефтепродуктов, отходов нефтехимии для производства товарных нефтепродуктов и композиционных материалов, а на ближайшее время намечены строительство и реконструкция очистных сооружений в Нижнекамске общей стоимостью около 2,8 млрд. рублей. Там же будет построен третий химически загрязненный коллектор за 900 млн., планируется ликвидация закрытого полигона захоронений НКНХ (222 млн. рублей), реконструкция действующего полигона этого же предприятия (447 млн.). К слову, в концепции создания «Иннокама» указаны и такие экологические проекты, как строительство мусоросортировочных станций в Челнах и комплекса мусороперерабатывающих заводов в Елабуге. Если с первым проектом более или менее все ясно, то по поводу второго кипят нешуточные страсти. Елабужане единым фронтом выступают против него, окрестив его «мегасвалкой», а тем временем его реализация уже включена в федеральный документ.

Среди других экологических проектов упомянуто производство биотоплива из отходов животноводства, строительство комплексов переработки осадков канализации в автограде, отходов деревообработки и резинотехнических изделий в ОЭЗ «Алабуга».

Также к 2020 году в агломерации должны успеть внедрить принципы безотходного производства, раздельный сбор мусора, транспорт на электродвигателях, а также создать рекреационные зоны — парки и территории для занятия спортом. К последним стоит отнести предполагаемое строительство в Заинском районе целого биатлонного центра, а также использование незамерзающей акватории Заинского водохранилища для гребных видов спорта. Кроме того, для повышения туристического и рекреационного потенциала агломерации предусмотрено развитие музейных комплексов, а также разработка новых туристических маршрутов, в основном водных и велосипедных.

Рафинат Яруллин Рафинат Яруллин посетовал, что в стране нет нехватки идей и людей, которые прекрасно знают, какой продукт надо сейчас производить, но вот правая рука рыночного механизма — банки — работают очень плохо Фото: chelny-biz.ru

ФИНАНСИРОВАНИЕ — ДЕЛО ТЕХНИКИ

Прямо скажем, большинство из представленных проектов, особенно если учесть рекордные сроки их реализации — до 2020 года, очень отдают «маниловщиной». Правда, Здунов уверяет, что все проекты прошли через федеральные министерства и ведомства, президент НП «Камский инновационный территориально-производственный кластер» и руководитель «Татнефтехиминвестхолдинга» Рафинат Яруллин в Москве доказывал их целесообразность, а гарантией выступает президент Татарстана Рустам Минниханов, который «лично в правительстве отработал этот вопрос». Тем не менее, несмотря на личные гарантии первых лиц республики, четкого ответа на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», заданный на пресс-конференции о том, сколько получит «Иннокам» на развитие из федерального и регионального бюджетов, а какую часть из общего объема будут составлять собственные средства предприятий, получено не было. Как пояснил Здунов, финансирование будет зависеть от реализации конкретного плана: «Какая сумма будет — зависит от того, как мы это отработаем. 79 проектов согласованы со всеми ведомствами. Не исключено, что появятся другие проекты, что какие-то из них будут разбиваться на два этапа, какие-то ускоряться. Но это дело техники. Что-то будет заложено в бюджете следующего года, что-то — пойдет в 18 - 19 году, а что-то — в работу госкорпораций. Вот мы со „Сколково“ сейчас ведем работу, с «Роснано», фондом развития предпринимательства, фондом развития промышленности. Для них это распоряжение является обязательным документом. Какое-то финансирование мы будем предусматривать за счет работы госкорпораций. Нам разницы нет [откуда деньги брать] — нам надо обеспечить реализацию проектов». При этом у минэкономики нет опасений, что в кризис возникнут проблемы с привлечением средств. «Мы всегда готовы к секвестированию отдельных программ. Если есть ограничение, мы делаем приоритетное включение наших программ в госпрограммы РФ. Это касается и ТОРов, и „Иннокама“. У нас хорошие проекты, и мы точно знаем, что обеспечим их реализацию», — прокомментировал Здунов.

Попасть в сферу влияния «Иннокама могут не только те предприятия, которые территориально расположены в Камской агломерации и входят в кластеры. Связи с «Иннокамом», будь то торговые или логистические, независимо от местонахождения, будут иметь отношение к реализации концепции. Здунов привел в пример инжиниринговые центры, которые в основном расположены в Казани. Тем не менее они тоже входят в концепцию. При этом основным преимуществом предприятия, входящего в «Иннокам», станет возможность доступа к созданной инфраструктуре. «Когда мы начинаем создавать промпарк и говорим — здесь будет дорога и техусловия, инвестор появляется сразу же, потому что он знает, что с него будут сняты многие вопросы по техприсоединению. Это самый важный вопрос для предпринимателя, требующий много времени, а тут государство это берет на себя», — пояснил Здунов и пообещал, что дорожная инфраструктура будет создаваться самой первой, и срок ей ставится в 2017 году.

Яруллин, тоже присутствовавший на пресс-конференции, правда, посетовал, что в стране нет нехватки идей и людей, которые прекрасно знают, какой продукт надо сейчас производить, но вот правая рука рыночного механизма — банки — работают очень плохо. И сейчас первый вопрос не в том, как достучаться до инвесторов, а, скорее, как эти идеи претворить в жизнь. По всей видимости, «Иннокам» и поспособствует решению этой вечной проблемы.

Надо сказать, что управляющая компания Камского территориально-производственного кластера под руководством Яруллина существует уже пару лет. Однако механизмы и результаты деятельности этой структуры до сих пор многим неясны. Корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался уточнить эти моменты. «Я вроде знаю Набережные Челны, несколько раз бывал и на КАМАЗе, — издалека начал Яруллин. — Оказывается у нас столько малых предприятий, о которых я понятия не имел. Сейчас у нас резидентов порядка 300. Мы со всеми этими компаниями обсуждаем актуальные вопросы. Они рассказывают, что они производят, как расширяют рынок, как двигаются дальше. Некоторые компании познакомились друг с другом. Установление горизонтальных связей, работа с ними — это очень важная сторона работы управляющей компании. Мы обучили порядка 3 тысяч людей через наши университеты — челнинский и елабужский. И все компании давали заявки и привлекали тех специалистов, которые владеют той или иной тематикой. Например, по производству углеволокна, которое производят в „Алабуге“, вообще специалистов не было. Специально готовили их в КФУ и Казанском технологическом университете», — очертил круг работы своего ведомства Яруллин. На помощь пришел Здунов, подчеркнувший важность таких мероприятий, как дни поставщика, идеологом которых была управляющая компания. «Дни поставщиков мы раньше так централизованно для предприятий не проводили, а теперь мы постоянно привозим крупные компании и организуем встречу для малого и среднего бизнеса. Потом выезды на важные международные мероприятия, которые мы оплачиваем для наших предприятий. Тоже управляющая компания знает куда выезжать, что нам там надо посмотреть. Ну и потом проекты электробусов, „Каматейнер“ и инжиниринговый центр гибких систем механообработки, робототехники — это все проекты Камского инновационного кластера», — пояснил Здунов.

... Модернизация трассы М7, которая предусматривает возведение съездов и расширений в сторону ОЭЗ «Алабуга», позволит увеличить потенциал данной территории
Фото: alabuga.ru

«ЗА 3,5 ГОДА ТАКОЙ МОЩНЫЙ ПУЛ ПРОЕКТОВ НЕВОЗМОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», не высказали большого скепсиса по принципиальному решению, но некоторые опасения все же есть.

Елена Машкова — директор центра маркетинговых исследований и аналитики, профессор кафедры управления Института управления, один из разработчиков «Стратегии развития Набережных Челнов-2030»:

— Думаю, что срок реализации этой концепции не будет жестко привязан к 2020 году. Конечно, скорее всего, что они будут отодвинуты, потому что только концепция этого территориально-производственного центра «Иннокам» прорабатывалась в течение полутора лет. Выполнялись проектные работы, постановка целей и задач, их утверждение — все это шло долго. Плюс к этому концепция долго не подписывалась. Она должна была быть подписана в августе прошлого года. Год только на подписание ушел! Так что, думаю, отодвинутся сроки.

Я бы молилась и мечтала, чтобы подобные средства в размере 750 миллиардов рублей в такую предполагаемую точку инновационного роста и развития, как Камская агломерация, были вложены. Татарстан показал свою способность осваивать средства очень продуктивно, вкладывая их в объекты, развивая их. Во время кризиса, да и вообще в последние годы, ни один из регионов не вводил столько объектов, сколько мы. Объемы, конечно, значительные. И слава богу, чтобы эти инвестиции к нам пришли. Проекты там крайне важные, в том числе для всей России, но они и очень дорогостоящие.

К сожалению, реальных образцов государственно-частного партнерства достаточно мало, а ведь именно они поставлены во главу угла при создании центра «Иннокам». Но, наверное, все это отточится в процессе работы, и проекты начнут реализовываться.

Фоат Комаров — владелец «СМП-Нефтегаз»:

— За 3,5 года, конечно, такой мощный пул инвестпроектов почти невозможно реализовать. То есть если уже вся подготовительная работа проведена, есть проекты, есть все решения, документы, то три летних сезона — срок некритический. При колоссальном напряжении построить все можно, если подготовлено все, а если нет — отводы земель, другие вопросы, то реализовать проекты не получится.

750 миллиардов рублей — это не такая уж серьезная сумма для такой страны, как наша. 10 миллиардов евро... Кризис? Да нет никакого кризиса. Кризис — это искусственное явление, придуманное финансистами, чтобы стерилизовать свободную денежную массу. Это игра, не больше того. Кроме того, США же могут проводить у себя эмиссию и выпускать электронные доллары. Почему Россия не может выпускать электронные рубли? Может. Так что если финансирование будет, если государство даст свои гарантии бизнесу в плане партнерства, примет на себя ответственность, то проблем не будет. А если государство не берет на себя ответственность, конечно, частный капитал в этих проектах участвовать не будет.

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Наличие документа, причем правительственного, подразумевает государственные гарантии. Проект «Иннокам» обсуждался достаточное количество времени, и сейчас гарантии под него заложены, а это очень важно. Это дает возможность для привлечения частных инвестиций. Это самое главное в данном случае. Потому что, когда экономика на подъеме, частные инвестиции ищут свои предложения, а когда кризис, вопрос госгарантий не ослабевает, а усиливает ситуацию. Это вопрос необходимый. Здесь все логично.

Велика ли сумма в 750 миллиардов рублей? Сейчас не так уж много крупных проектов, действительно ориентированных на инноватику. В данном случае мы имеем не какой-то абстрактный инвестпроект, а производственно-инновационную площадку. Это конкретная территория с уже имеющимися заводами, а проект рассчитан на их дальнейшее расширение, развитие и так далее. И именно в момент кризиса, когда мы говорим о прорывных наших производствах, об импортозамещении, о дальнейшем наращивании экспорта, такие вот крупные реперные точки просто необходимы, иначе деньги просто «размазываются». Концентрация ресурсов нужна, тем более что в данном случае мы видим крупный и понятный всем проект, ориентированный на наращивание нефтехимического и параллельно автомобильного производства. А если учитывать башкирские заводы, самарские, нижегородские, то можно сказать, что «Иннокам» — это сердце крупного поволжского промышленного кластера, можно так назвать, рассчитанного на нефтехимию и автопром.

Что касается сроков реализации проекта, то тут, повторюсь, он основан на действующих заводах. В этом отношении сроки действительно будут меньше, чем при новом строительстве. Поэтому, думаю, что все будет нормально.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    28.06.2016 09:23

    Сказки про белого бычка! Без фед. денег все это розовые мечты. А фед. денег точно нет - дефицит бюджета уже доходит до 50% (для лохов озвучивают % от ВВП). Вот это и называется тоталитарный режим: вместо адекватных решительных действий по решению проблем сегодняшнего дня, фактически нужны уже чрезвычайные меры, огромные ресурсы тратятся на розовые мечты имидж и пиар-проекты. ЛПР в плену фальшивой отчетности и принимают решения совершенно неадекватно текущему положению. Вот подводят итоги мая - и уже пошли панические сообщения, что падение ВВП куда сильнее планируемого!

    • Istorik
      28.06.2016 12:20

      Здунов на Гайдаровском форуме, говорил, что общая доля федерального финансирования. "Где-то это 5%, где-то – 10%" . (источник: Татцентр)
      Если журналисты парвильно поняли, то доля средств из федерального центра не будет столь определяющей.
      По сути, если регионы оставляли у себя 66 % налогов (33 % муниципалитетам, 33 % республике) - то можно было и не зависеть от решений московских чиновников. Последние бы выполняли именно функцию координаторов и интеграторов процессов общефедерального развития, а не роль бухгалтеров

      • Анонимно
        28.06.2016 12:29

        Вы иностранец? Иначе бы не цитировали лажу! Вы еще расскажите, что Универсиаду 50%/ на 50% строили!

      • Анонимно
        28.06.2016 12:33

        Для начала бы хотя бы прочитали, что здесь написано - мост через Каму с дорогой - минимум 300 млрд.р. и все из фед. бюджета! Халявщики!

    • Анонимно
      28.06.2016 14:32

      Вы же понимаете что такие проекты невыполнимы без участия федерального бюджета, зачем вечно изображать из себя Дон Кихота? Так все устроено в России, если есть претензии - пишите в правительство.

  • Анонимно
    28.06.2016 10:08

    Мегасвалка в Елабуге - без булдырабыз!

  • Анонимно
    28.06.2016 10:30

    Все эти планы (а точнее, несбыточные мечты) - редкостный бред.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:33

    Правильной дорогой идете товарищи.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:44

    Очередной мега распил

  • Istorik
    28.06.2016 12:21

    Желаю достижения запланированных высот и успехов команде Иннокама!

  • Анонимно
    28.06.2016 12:25

    Бредни какие-то. Готовые проекты запустить не могут, в носу ковыряются, а тут ...

  • Анонимно
    28.06.2016 13:56

    Ну хорошо, стройте

  • Анонимно
    28.06.2016 14:11

    Рано или поздно мы к тому придем. С китайцами, без китайцев, все равно жизнь заставит. Инфраструктура этого региона нуждается в развитии. Нужно достроить вторую очередь советской дороги Набережные Челны - Заинск. В итоге к 2018 году получим, одностороннюю дорогу от Казани до Альметьевска(остался участок от Заинска до аэропорта Бегишево и отдельные участки Казань-Мамадыш). В республике нет пассажирского железнодорожного сообщения между крупными городами. А было бы неплохо за 2-2,5 часа из Юго-востока РТ на скоростном поезде Альметьевск - Нижнекамск - Набережные Челны - Казань быстро и безопасно добраться до третьей столицы России.

  • Анонимно
    28.06.2016 17:33

    "Электробус", что его разрабатывать? Давным давно есть батареи и "тесла". А они бабки сосут из федералов. Это как Технопарк решил разработать 3d принтер для производства зубных протезов, а он уже 3 года, как продается в РФ дистрибьютером.

  • Анонимно
    28.06.2016 19:40

    Не могу понять сарказм некоторых комментаторов. Развитие - это всегда хорошо, тем более твоего региона. Значит в регионе экономика будет только расти, и часть этих денег в том или ином виде дойдет до каждого комментатора, тем более если постараться. Можете свой электробус создать, свою теслу или распилить зарплату соседа. ВСЕГДА иронизируют во-первых - бездельники, во-вторых - трусишки, которым лопату дай - картошку не смогут выкопать.
    Комаров четко дал понять про эфемерность нынешних денег. Всем лежебокам предложил бы лучше написать, какие проекты они СОЗДАЛИ бы, дай им 750 000 000 000 руб.

  • Анонимно
    29.06.2016 05:20

    Промышленность и науку во всем мире толкает частный бизнес. Почему у нас это делается за счет государства?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль