Общество 
29.06.2016

Рустам Минниханов: «С заднего входа придется приезжать, все будет занято туристами»

Как президент РТ предложил придумывать легенды и поверья, а «на смену» тюбетейке и чак-чаку призвали кожаную мозаику и золотую нить

Татарстан определился с основными направлениями развития этнотуризма — национальная кухня, производство сувенирки, сельский туризм. Власти уверены, что это сулит в будущем немалые доходы — только елабужский кластер в 2015 году заработал на туристах 200 млн. рублей. Правда, отдельной статьи на эти цели в бюджете РТ нет, но бизнесу помогут грантами. Как извлечь прибыль из национальных традиций и обрядов, узнал корреспондент «БИЗНЕС Online».

ОТ КЫШ БАБАЯ И МУЗЕЯ ЧАК-ЧАКА ДО КАРАВОНА И ПИТРАУ

Основные точки роста этнографического, культурно-познавательного туризма и рекреационных зон сегодня обговорили и одобрили в представительском корпусе казанского Кремля в ходе заседания совета при президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Общий поток туристов в республике в 2015 году превысил 2,7 млн. человек, увеличившись за последние 5 лет на 70%. Последний показатель сравним с динамикой Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Московской области. По данным госкомитета по туризму РТ, объем оказанных услуг в сфере туризма вырос с 10 млрд. рублей в 2014 году до 11,3 млрд. рублей в 2015-м (с учетом смежных отраслей доходы еще выше — 18,4 млрд. рублей).

«Татарстан обладает уникальным культурным и этнографическим наследием, особо ценны существующие поселения с сохранением традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов», — сказал открывший заседание совета президент РТ Рустам Минниханов, тут же предложивший включить в туристическую цепь такие поселения.

Глава госкомитета Сергей Иванов для начала разделил этнографический туризм на несколько основных направлений: праздники и события (Сабантуй, Каравон, Питрау, Спасская ярмарка), национальная кухня (например, гастрономический фестиваль «Вкусная Казань»), производство сувенирной продукции и интерактивные программы (резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы в Арском районе, «Татарский каляпуш», сказ Казанского кота, фольклорное шоу Kazan). К слову, в прошлом году 7 интерактивных проектов в республике было профинансировано на 2 млн. рублей — на каждый пришлось от 100 тыс. до 400 тыс. рублей. В этом году из-за сокращения бюджета финансирование прекратили, но Иванов попросил Минниханова вернуть поддержку на будущий год.

При этом собственно к объектам этнотуризма отнесли кластер сельского туризма в Высокогорском районе, дикую ферму в Рыбно-Слободском, «Татар авылы» в Зеленодольском районе, музей чак-чака в Казани и другие точки притяжения туристов.

«Сейчас этнотуризм в общем турпотоке по РФ и в РТ составляет всего 1 процент — потенциал большой и нераскрытый», — сказал глава комитета. Как потом Иванов пояснил «БИЗНЕС Online», отдельного плана по увеличению этнотуристического потока нет. Расчет на то, с увеличением абсолютного потока туристов будет расти и количество людей, проехавших по этнографическим маршрутам. Эффект от принятых мер поддержки проявится в срок от трех до пяти лет, ожидают в ведомстве.

«ИВАНОВ, ТЫ ПОНЯЛ, ДА? НАДО ПОДУМАТЬ, КАК ПОДДЕРЖАТЬ ГРАНТАМИ»

Госкомитет назвал и три основные сувенирные позиции для развития туризма: кожаная мозаика, золотошвейные изделия и ткацкая продукция (Алексеевская фабрика), попросив Минниханова основной объем помощи направить именно на них. Впрочем, список не окончательный и может меняться. «Татарстанский сувенир в понимании многих жителей — это тюбетейка, чак-чак и казылык, мало кто знает, что наш край славен не менее выразительными сувенирами», — объяснил выбор Иванов. Затем он уточнил журналистам, что и отдельных денег на этнотуризм в бюджете РТ не заложено, да и в целом финансирования туротрасли недостаточно, госкомитету хочется больше.

Грантовую поддержку ремесленников осуществляет минкультуры РТ, но на этот год сумма одного гранта настолько мала (300 тыс. рублей), что ее не хватает на покупку оборудования, говорил Иванов, обратившись к министерству с просьбой увеличить выплаты. «Потенциал развития внутреннего туризма в нашей республике далеко не исчерпан», — сказал глава минкультуры РТ Айрат Сибагатуллин, никак не прокомментировав просьбу коллеги. Вместо ответа у него нашлась собственная претензия: мол, Билярский музей-заповедник почему-то не включен в туристическую карту Татарстана.

На то, что пригородные турмаршруты надо рассматривать в комплексе, обратил внимание и Минниханов. Тот же самый Билярск глава республики предложил подключить к турмаршруту на Чистополь.

Тем временем слово взяла гендиректор Елабужского музея-заповедника (на его охранной территории 184 объекта культурного наследия) Гульзада Руденко, которая сообщила, что, по грубым подсчетам, один турист оставляет в Елабуге около 1 тыс. рублей. В прошлом году 270 тыс. посетителей принесли почти 200 млн. рублей елабужским предприятиям, формирующим туристический кластер. Но подсчеты эти, как уже говорилось, неточные, поэтому Руденко предложила оценивать, какой экономический эффект для городских бюджетов дают меры поддержки туризма.

Ближе к земле вернул участников заседания директор Татарского этнографического музея под открытым небом «Татар авылы» Дамир Камалетдинов, рассказавший о своем детище. На старте проекта в 2013 году музей в селе Исаково Зеленодольского района посетили 300 человек, а к 2015 году турпоток вырос до 2,8 тыс. человек, в этом году мельницу 1943 года и мастерские ремесленников посетили уже 2,2 тыс. человек. Пользуясь случаем, директор — разумеется, на татарском языке — попросил включить его музей в турмаршрут.

«Иванов, ты понял, да? — спросил, улыбаясь, Минниханов главу госкомитета. — Надо включить, подумать, как поддержать грантами».

Рамиль Мифтахов Рамиль Мифтахов рассказал, что в России вообще-то уже немало примеров развития этнотуризма

В ПОИСКАХ ЛЕГЕНД И ПОВЕРИЙ

Президент ассоциации туристских агентств Рамиль Мифтахов рассказал, что в России вообще-то уже немало примеров развития этнотуризма — в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, Краснодарском крае. «Но надо отметить, что практически нигде нет четко сформированного маршрута этнотуризма, — сказал он. — Кроме привлечения туристов важно, чтобы они возвращались в Татарстан повторно. Новый этнокультурный продукт позволит это сделать».

И все это позитивно повлияет на экономику в плане развития сопутствующих сфер — производства сувениров, строительства и размещения туристов, питания и других сервисов, продолжал гнуть практическую линию Минниханов.

«Пока слабо решается вопрос обеспечения туристов красочными буклетами об объектах, крайне мало печатной продукции, отражающей наши легенды, истории, сказки, — затем заметил президент РТ и подбросил идею. — Надо какие-то легенды, поверья придумывать, есть же они. Назрела необходимость внедрения анимационных программ — это новое направление требует тщательной проработки».

Зиля Валеева Зиля Валеева сообщила, что с начала года Кремль уже посетили 1,2 млн. туристов

По его просьбе директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева сообщила, что с начала года Кремль уже посетили 1,2 млн. туристов (за весь прошлый год прогуляться за его стенами и сфотографироваться на фоне башни Сююмбике собрались 1,1 млн. человек). «Дальше мы планируем расширить музейную часть Казанского кремля, — сказал Минниханов. — Здесь, Асгат (глава аппарата президента РТ Асгат Сафаровприм. ред.), с заднего входа придется приезжать на работу, все будет занято туристами».

Под занавес глава РТ попросил Иванова напечатать для каждого туробъекта туристические программки на разных языках и обновлять их по мере необходимости. По словам Минниханова, больших расходов это не потребует. А если деньги понадобятся, искать их он предложил у инвесторов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.06.2016 18:18

    В Казани основные минусы:короткое лето ,длинная зима,экология Волги и Казанки разрушена,воздух загрязнен.Поэтому в Казань Туристы приедут только один раз ,а в Краснодарский край много и много раз

    • Анонимно
      29.06.2016 19:02

      История тенгрианства замысловато сплетена с историей древнего Биляра. Очень, очень много тайн и загадок хранит древняя билярская земля.

    • Istorik
      29.06.2016 20:19

      надо помимо сабантуя придумывать другие ивенты.
      И развивать городскую татарскую культуру, в том числе актуализируя старые, исторические символы

      • Анонимно
        29.06.2016 21:32

        А не провести ли нам в этом году Октоберфест под эгидой Татспиртпрома ?
        Многим было бы интресно, я думаю. Финны должны откликнуться обязательно. Любят они это дело.

    • Анонимно
      29.06.2016 21:09

      дело в том, что туристы в казань едут круглогодично, и на новогодние каникулы, и на майские. другое дело, что в казани больше 3 дней делать нечего. вот этот момент нужно учесть.

    • Анонимно
      29.06.2016 23:44

      Был я в Краснодарском крае! Больше не хочу!!

  • Анонимно
    29.06.2016 18:27

    Была идея, вроде не плохая, сделать музей авиации с возможностью посещения самих самолетов. Один только Ту-144 чего стоит.

    • Анонимно
      29.06.2016 20:05

      Правильно! Когда я приезжаю в любой европейский город, то сразу заказываю маршрут, по которому ходят местные дети. А их там по 15-20 маршрутов!
      Мы тоже должны в первую очередь думать про местные ценности, которые должны знать все наши жители. Постепенно мы их отшлифуем.
      После все приезжие по этим тропинкам пойдут.

  • Анонимно
    29.06.2016 18:33

    а как так "выдумывать легенды"? обманывать что ли?

    • Анонимно
      29.06.2016 18:52

      это называется фантазировать)))

      • Анонимно
        29.06.2016 20:14

        Вон фантазии одного скульптора во круг Казана-Чаши уже расставили...

    • Анонимно
      29.06.2016 19:35

      Легенда — приблизительный синоним понятия миф; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

      Отличия легенды от мифа:

      легенда — реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои (Илья Муромец), либо портрет существующего героя изменен до неузнаваемости (Крали Марко).
      миф — полностью вымышленные персонажи и сюжеты (Прометей; Пандора). Однако миф может иметь моральный смысл, и таким образом миф переходит в притчи и басни (Мидас и золото).

      • Анонимно
        30.06.2016 00:02

        У нас Хакимов очень хорошо мифы и легенды сочиняет, особенно про дружбу народов.

  • Анонимно
    29.06.2016 18:39

    так и где она ваша национальная кухня?
    один раз обращался к вам, так не помогли ничем, кроме похлопывания по плечу)))

    • Анонимно
      29.06.2016 19:17

      тубэтей не предлогать! ))))

    • Анонимно
      30.06.2016 10:16

      Нет у нас русской кухни нигде в городе,это остаётся большой проблемой

      • Анонимно
        30.06.2016 16:40

        так в том то и проблема, что ни русской ни татарской нет, одни суши да воки,
        и нет никакого даже малого содействия

  • Анонимно
    29.06.2016 18:39

    Тенгринианство у нас есть. Миллионы паломников со всего мира можем получить.

  • Анонимно
    29.06.2016 18:42

    оптимисты

  • Анонимно
    29.06.2016 18:49

    В наших предках великие тэнгринианские покорители мира Атилла, Чингисхан и десятки других. Эту тему надо развивать.

  • Анонимно
    29.06.2016 19:02

    Дожили.
    С нефтяных доходов переходим на туристические и делаем на это ставку.
    Уж лучше производство развивать и науку.

    • Анонимно
      30.06.2016 00:04

      Сил республики хватит только на развитие татарской гуманитарной науки. Для этого необходимо переформатировать Академию наук Татарстана.

    • Анонимно
      30.06.2016 00:21

      ОАЭ так живёт, нормально живут

    • Анонимно
      30.06.2016 07:34

      Вы элементарно не понимаете плюсов туризма..

  • Анонимно
    29.06.2016 19:07

    Что делать туристу в Казани?
    2 часа максимум есть что посмотреть в центре, а в другие районы советую ни ногой..
    А выдумывать сказки нельзя!

    • Анонимно
      30.06.2016 20:40

      Интересно, куда девает руденко 200 млн, в горказну? Или на свои фирмы?

  • Азат Д
    29.06.2016 19:07


    Уже придумано одно поверье-Татарстан инновационный регион.

  • Анонимно
    29.06.2016 19:44

    Тэнри-йорт или Ак Тирмэ нужно разместить в центре Казани, чтобы Тэнре и духи предков знали отношение к ним. Размер его должен соответствовать его назначению со всеми вспомогательными службами для нормального его функционирования. Для Тэнри-йорт необходимо выделить землю в Казани под его застройку. Казань — столица Татарстана и одновременно является центром культурных и туристических мероприятий. Гости и туристы Казани с удовольствием посетят храм Тэнри-йорт и одновременно ознакомятся с традиционным мировоззрением татар и тюркского мира. Постройка и открытие храма Тэнри-йорт укрепило бы дружбу народов Татарстана.

  • Анонимно
    29.06.2016 20:56

    Первая Кааба была под Казанью, можно ли этому верить? Так пишут Фоменко и Носовский. Если этот так, можно увеличить турпоток мусульман из всего мира в Биляр, на черный камень. Другой автор утверждает, что черный камень это знак письма:черным по белому, по сути это говорят письмо. По сути два языка РА-русский и арабский языки управляют миром и людьми. А ведь наши предки благодаря одновременному развитию обеих полушарий мозга, смогли покорить почти весь мир.Вся оружейная палата исписана на арабском. Есть что пиарить и показывать без легенд. Все похоже правда.

    • Анонимно
      30.06.2016 00:06

      Наши предки вплоть до ХХ века не знали русского языка.

  • Анонимно
    29.06.2016 21:04

    так кудв ходят наши дети? 15-20 маршрутов? Слабо?

  • Анонимно
    29.06.2016 22:44

    Конные походы, пешие походы, путешествия на лодках/плотах/катамаранах.

  • Анонимно
    29.06.2016 23:52

    Али.

    Нужен музей Авиации.!
    У нас шикарные традиции Авиастроения в тч много хороших музейных экспонатов.

  • Анонимно
    29.06.2016 23:56

    Великую Тартарию для туристовнадо возрождать, во всех европейских картах она есть, в Европе все знают Тартарию, то есть Татарию, надо во главе минтуризма поставить татарина который душой будет болеть за историю своего народа, молодого , амбициозного. Иначе дела не ахти у нас. У российских туристов скоро деньги кончаться, что потом будем делать. Только мировое признание Татарстана нас спасет.

  • Анонимно
    30.06.2016 05:24

    Есть отличный миф! Иннополис! Как Город на 300 тысяч жителей научной сферы превратился в город коттеджных поселков и ЖК, стоимость которых за квадрат как в Казани!

  • Анонимно
    30.06.2016 05:24

    В Казани надо полностью отказаться от автомобилей и ездить только на лошадях, вот тогда будет туристично: вместо автобусов - телеги, вместо авто - верховая езда. А еще для казанцев надо ввести дресс-код: кожаные сапоги, нагайка, можно лук со стрелами, ну и что там еще.

  • Анонимно
    30.06.2016 05:42

    Нельзя быть зависимым только от внешнего туризма. Нужно охватывать весь туризм целиком. А какой может быть туризм в Татарстане, в республике где сельское хозяйство на втором месте после нефти? Что такое агротуризм? Даже беглый поиск выдает такую информацию
    http://hobiz.ru/ideas/creature/agroturizm/
    и что? несмотря на простое описание рядовых действий в РТ и такого нет... все старейшие села утратили свои традиции, все живописные места застроены частным капиталом с высоким забором! Так доживем до того, что кроме речного порта к берегу и не выйдешь. А кроме бесплатного входа в Булгар и никуда не съездишь. А ведь помимо агротуризма у нас есть много мест связанных с известными людьми - Ленин, Пугачев, Пушкин, Толстой, Горький,... есть туристические маршруты? Нет!

  • Анонимно
    30.06.2016 07:59

    Приезжал в Казань с племянником и его сыном 5 лет, а также внучатыми племянниками 10 и 12 лет .Т.е. детей было трое и мы из небольшого уральского города.. Зная неплохо Казань квартиру мы сняли недалеко от Ривьеры.
    1 день:
    10.30 - 17.00 - Аквапарк.
    18.00 - 19.00 - Парк Победы..
    19.00 - 22.00 - поездка на скоростном трамвае от парка Победы до м. Пр. Победы, оттуда на метро до Суконной слободы и прогулка по Петербургской до Кольца и автобусом на сьемную квартиру..
    2 день:
    10.00 - 16.00. - поездка на теплоходе по Волге на другой берег и там до следующего рейса купались и загорали.
    17.00 - 19.00. - посещение Динопарка у Казань-арены.
    3 день:
    10.00 - 15.00. - прогулка по Баумана, посещение Кремля, прогулка по набережной Казанки.
    16.00 - 18.00 - Купались на пляже у парка с колесом обозрения.
    18.00 - 20.00. - прогулка от пляжа с посещением территории парка с Чашей Казани и до квартиры.
    Дети в восторге от всего : от Казани, от дороги до Казани и обратно на автомобиле. Через год запланировали снова приезд с обязательной программой - Аквапарк и прогулка по Баумана. И хотим добавить поход на спектакль в Театр Сказок, поход в обновленный Зоопарк , поездку на теплоходе до Свияжска или Булгара..
    ПыСы.. Немаловажный фактор что пацанов было трое и им компанией было намного веселей, чем допустим если бы родители и один ребенок.

  • Анонимно
    30.06.2016 08:17

    Поддерживаю направления в развитии гостуризма. Турмаршруты не только по Казани. А по всему Татарстану. Но! Я живу в Казани и по просьбе немецких друзей ищу буклеты по достопримечательностям Казани и Татарстана, краткие справки на немецком языке с переводом и не могу их найти. Мелочь? Нет! Люди хотят знать о нас. Имеются справки на английском языке изданные к 1000 летию Казани, но они устарели по информациям. Всем Госструктурам необходимо учитывать различные аспекты туризма, облегчить бронирование билетов через интернет и т. д.

    • Анонимно
      1.07.2016 00:01

      в Казани жили многие ученые - этнические немцы. Своим немецким друзьям можете о них рассказать. Например о Карле Клаусе, который в 1844 году открыл такой химический элемент как рутений. В музее истории химии Казанского университета, насколько я знаю, есть даже экспозиция, посвященная Клаусу и рутению.

  • Анонимно
    30.06.2016 09:05

    А как же великий родник чингисхана дающий великую силу и богатство в Казани.

  • Анонимно
    30.06.2016 09:13

    Центр Тэнгри построить.И туристам интересно и паломников много будет.

    • Анонимно
      30.06.2016 09:44

      Поддерживаю. Тенгрианство лежит в основе двух религий которые исповедуют татары - ислам и православие.

  • Анонимно
    30.06.2016 09:14

    А также пещера древних войнов.

  • Анонимно
    30.06.2016 11:29

    Что надо туристу? В том числе и зарубежному. Возможность спокойно и безопасно побродить, покушать, зайти в театр или кино, мегамол, музеи. Гостиницы разных ценовых групп, в т.ч. и дешевые для молодежи. Все это в Казани во многом есть, но как-то все еще сумбурно, без общей концепции, продуманности. И именно с точки зрения удобства туристов и их предпочтений. Такая туристическая зона, в общем-то, вполне географически вырисовывается. От мечети Марджани (и чуть глубже в прилегающем районе)до Госсовета и по Набережной Казанки. О Московского района до Советской площади. Речной порт надо обустроить и он также будет жемчужиной для привлечения туристов. С четко обозначенными пешеходными площадками и дорожками. Это должна быть зона гарантированной безопасности - с частыми полицейскими патрулиями, указателями, рекламой, тревожными кнопками в сцециально отведенных местах (магазинах, киосках, специальных местах с видеофиксацией и др.), с явно выделяющимися своей одеждой уличными консультантами по туризму, да и многое другое.Но пока этого, как общего кластера, нет. На сегодняшний день,Казань - это хотя и отчасти туристический, но все же, обычный жилой город. Но вектор будущего развития Казани, точнее, его центральной и огромной по размеру части - однозначно - туристический. Очень перспективный, прибыльный, знаковый. Скажем, даже в Москве такой туристической мега-зоны нет и не будет, как ни стараются власти Москвы в этом направлении, в том числе и путем перевода обычных дорог в пешеходные.

  • Анонимно
    30.06.2016 12:23

    ...ага, теряет татарский народ свою самобытность...Всё приобретает эдакий среднеазиатский оттенок...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    30.06.2016 16:58

    А что производит Алексеевская ткацкая фабрика? И где продаются ее изделия? Я даже не знала, что она существует. Все-таки , "реклама -двигатель торговли и туризма", поэтому рекламы про достопримечательности нашей республики должно быть больше.Понравилась идея , плыть на теплоходе на другой берег Волги, там позагорать и вернуться обратно в Казань. Таких мест надо сделать несколько.

  • Анонимно
    30.06.2016 18:39

    Тенгринианский Биляр-хорошая идея. Почему и нет?

  • Анонимно
    30.06.2016 18:42

    А когда же болтовней заниматься перестанут? Где конкурентные предприятия?. У аграриев умка не хватает!!!!!!!!!!!!!

  • Анонимно
    30.06.2016 20:34

    есть одна легенда раскрученная-Татарстан супер инновасионный регион!! правда,кроме валенок иностранцам предложить ни чего не можем)))

  • Анонимно
    1.07.2016 10:55

    Властям Республики Татарстана ни в коем случае не нужно делать туризм основным источником дохода региона. Потому как туризм это не стабильный рынок. Туризм должен составлять не более 1% от других источников дохода. Нужна более широкая диверсификация по получению дохода регионом.

  • Анонимно
    3.07.2016 09:43

    Интересно, как Валеева сосчитала всех посетителей кремля?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль