Гонения на татароведение в КФУ 
5.07.2016

Дамир Исхаков: «Без изменения самой концепции КФУ невозможно двигаться дальше»

Сторонники модернизации образования в пылу реформаторства упустили из виду оборотную сторону глобализации. Часть 2-я

Доктор исторических наук и член исполкома всемирного конгресса татар Дамир Исхаков продолжает серию публикаций под условным названием «Казанский университет: от императорского и советского к федеральному». Во второй части своего материала автор «БИЗНЕС Online» указывает на важность наличия этнокультурного компонента в структуре преподавания гуманитарных наук. Невнимательность к этому направлению грозит серьезными социальными последствиями.

Дамир Исхаков Дамир Исхаков

ИСХОДНЫЕ ПОЗИЦИИ

Вполне понятно, что сегодняшние реалии сильно отличаются от действительности не только начала XX века, но и его конца. Так, вряд ли теперь в Казани будут готовиться кадры гуманитариев для среднеазиатских народов. Они уже в советский период сильно продвинулись и успели создать свои университеты, национальные академии с институтами востоковедения, а после обретения независимости в постсоветский период вполне успешно интегрировались в западные образовательные программы и в последние годы быстро перестроили собственные учебные заведения по лекалам европейских и американских университетов.

Если дела пойдут и дальше так по гуманитарному профилю, скорее нам придется ехать учиться в некоторые университеты восточных соседей (например, расположенные в Казахстане), чем они будут приезжать за знаниями сюда. С другой стороны, сомнительно, что к нам валом повалят и абитуриенты из соседних российских республик, имеющие неплохие собственные университеты, хорошо приспособленные под местные нужды. В частности, при сегодняшнем состоянии образовательных программ в КФУ по направлению финно-угроведения лучшие знания, конечно же, можно получить отнюдь не у нас, а в вузах самих поволжских финно-угорских республик или выехав в Венгрию, а также в Финляндию. Башкиры (но не татары из Башкортостана), пользующиеся при поступлении в Башгосуниверситет и местный педуниверситет определенными льготами, тоже не побегут сюда, тем более что по гуманитарному профилю, особенно по тюркологии, там имеются определенные достижения, хотя и не сопоставимые с мировым уровнем, но особенно не уступающие казанским.

В итоге мы имеем в качестве претендентов на обучение по гуманитарному направлению (естественные науки тут не рассматриваются) в интересующем нас федеральном учебном заведении в основном местную молодежь, а также представителей достаточно многочисленной татарской диаспоры, к которой еще могут присоединиться отдельные выходцы с Кавказа, желающие учиться здесь в силу ряда обстоятельств (не в последнюю очередь — благодаря былой татарско-мусульманской «ауре» Казани и Казанского университета, а также их некоторым не вполне реалистичным ожиданиям относительно качества гуманитарного образования). Сюда следует прибавить и совсем уже немногочисленную группу из разных стран, имеющую желание приобщиться к тюркологии или исламоведению с татарской составной: татарский мир прошлого в силу его особых достижений в XIX - начале XX веков изредка все еще интересует гуманитариев и из зарубежных государств.

Таковы, на наш взгляд, исходные позиции, которые следует учитывать при обсуждении вопроса о состоянии и перспективах гуманитарного образовательного сегмента КФУ.

«ВАЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ В СТРАНЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ, ПОДРЫВАЕМОГО ДЕЙСТВИЯМИ НЫНЕШНЕГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО НАЧАЛЬСТВА»

На самом деле факторов, без учета которых невозможно реализовать в дальнейшем оптимальный вариант гуманитарного образования в рассматриваемом учебном заведении, значительно больше, и к ним мы еще вернемся, но тут надо отметить те из них, которые уже в ближайшее время станут оказывать непосредственное влияние на вузы, расположенные на территории республики, в том числе и особенно на КФУ.

Во-первых, уже наступает период демографической ямы, когда существенно сократится число поступающих в вузы. В результате начнется жесткая схватка между разными учебными заведениями за абитуриентов, когда последние окажутся на вес золота. Во-вторых, в условиях падения доходов россиян (а такое или близкое к нему состояние «топтания на месте», судя по всему, в стране продлится еще довольно долго) территориальная мобильность абитуриентов явно снизится, ибо многие родители захотят ради экономии сокращающегося бюджета семьи обучать детей ближе к дому. В-третьих, по мере осознания республиканской общественностью и руководством Татарстана реальных последствий непродуманного до конца объединения в рамках супервуза в лице КФУ его педагогического сегмента со всеми прочими образовательными блоками для судьбы национальной школьной системы требования со стороны республики к нынешним вершителям дел в этом учебном заведении усилятся.

Ректор КФУ Ильшат Гафуров Ректор КФУ Ильшат Гафуров

В этом случае Ильшату Гафурову, Рамилю Хайрутдинову и Ко уже будет трудно заниматься словесной эквилибристикой: попытки не учитывать потребности народа, даже Александром Прохановым признаваемого одним из государствообразующих в РФ, вряд ли принесут им дивиденты, скорее наоборот, ибо в московских верхах тоже много мыслящих политиков, осознающих важность сохранения в стране межнационального согласия, явно подрываемого действиями нынешнего университетского начальства, путающего руководство провинциальным городком уездного масштаба с управлением головным вузом Приволжского федерального округа.

УПУЩЕНИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ РЕФОРМАТОРСКОГО ПЫЛА

А теперь по существу дела.

Начнем с того, что происшедшая в последние годы полная перекройка образовательного пространства РФ, очень сильно изменившая и сферу высшего профессионального образования, в том числе и в Татарстане, имеет объективные основания — в общемировом масштабе глобализация усиливается, она не ограничивается сферами технологии и экономики, вторгаясь во все другие области бытия, в частности и в образовательные дела, где между университетами разных стран резко возрастает конкуренция. В таких условиях Россия, как и обычно, находящаяся в роли «догоняющей» стороны, начала пытаться реформировать свою образовательную систему с тем, чтобы сделать ее современной и способной конкурировать с ушедшими далеко вперед образовательными заведениями других стран. Отсюда и внедрение в РФ массового дошкольного и школьного образования, основанного на единых стандартах (ФГОС), перестройка вузов, включая и их укрупнение, преимущественное использование в последней сфере русского языка с усилением внимания к иностранным языкам. Все это, конечно, происходит в духе давно описанной Гелнером теории «высокой культуры», создающей современное массовое, анонимное и мобильное общество.

Но сторонники этих преобразований в стране в пылу реформаторства совершенно упустили из виду то, что оборотная сторона глобализации — рост значения местных (локальных) культур и языков. Между тем представители таких сообществ (национальных меньшинств или коренных народов), стремясь выжить в наступающую эпоху глобального «растворения» малочисленных народов, пришедшую к нам в том числе и в виде крупных «федеральных» университетов с российской спецификой, начинают отчаянно отстаивать свое право на свободное получение знаний по собственной истории, культуре, на сохранение родных языков, собственной системы школьного образования. И международное право, опирающееся на принципы самоценности этнических культур, нуждающихся в сохранении и развитии как культурное достояние всего человечества, на их стороне. Сказанное в полной мере относится и к поликультурной, поликонфессиональной и многоязычной Российской Федерации, и, естественно, к региону ПФО, где из 14 субъектов 6 относятся к национальным республикам.

Понятно, что КФУ, изначально предназначенный быть «головным» для всего ПФО учебным заведением, должен был бы учитывать интересы всех народов, проживающих в Волго-Уральском регионе, в особенности это относится к татарам, чей этнокультурный образовательный блок высшего профессионального уровня оказался полностью «растворен» в данном учреждении. О том, что существует такая проблема, еще в 2010 году указывалось в подготовленном группой исследователей в ТГГПУ перед его поглощением Казанским университетом документе — «Концепции этнокультурного образования с привлечением потенциала головного высшего учебного заведения ПФО — К(П)ФУ» (автор данной статьи был руководителем группы разработчиков документа). К сожалению, ничего из того, что нами тогда предлагалось, в дальнейшем при формировании данного федерального учебного заведения учтено не было, результат — перед вами.

«ЧТО ЖЕ НАДО НА САМОМ ДЕЛЕ ИЗМЕНИТЬ В ДАННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ?»

На деле же КФУ, чтобы реализовать свои задачи как особого рода федерального учебного заведения, ориентированного на весь Волго-Уральский регион, предстояло выстроить сложную сеть связей со всеми учреждениями высшего профобразования, находящимися в ПФО, что было возможно сделать только в том случае, когда со стороны этого университета локальным университетам было бы предложено нечто такое, чего у них у самих не было. В первую очередь это касается этнокультурного блока образования, но не только. Например, существенное значение могла бы иметь и грамотно разработанная программа регионалистики, когда экономика, социология, политология и другие предметы изучались бы в общерегиональном ключе, чего сейчас крайне не хватает.

Ко всему сказанному следует добавить и некоторые другие моменты.

Как уже известно, давным-давно задача профессионального — особенно высшего — образования не сводится лишь к обслуживанию потребности материальной сферы, речь также должна идти о подготовке социально активных людей, способных участвовать в формировании стратегии развития общества. Следует учитывать и то, что при прогнозируемых в ближайшие годы как в нашем регионе, так и в стране в целом быстрых социальных изменениях, кроме прочего также связанных и с ожидаемым ростом среднего класса, при подготовке специалистов предпочтительнее ориентироваться на формирование кадров, способных лучше адаптироваться к быстро меняющимся условиям, что предполагает, как это показывает мировой опыт, наличие у них глубоких знаний об обществе и развитых навыков, приобретаемых при изучении именно гуманитарных наук. В структуре последних в наших условиях обязательно присутствие этнокультурного блока. Надо сказать прямо, если такого сегмента не будет в университете, он появится в других местах и формах, отнюдь не благоприятных для российского общества.

Наконец, развитие в рамках ПФО современной поликультурной среды, пропитанной духом взаимопонимания и толерантности, во многом может быть достигнуто за счет функционирования в КФУ условий для этнокультурного образовательного и исследовательского сегмента, находящегося в тесном взаимодействии с аналогичными структурами, существующими в других субъектах, входящих в ПФО.

Если принять во внимание все сказанное, то окажется, что без изменения самой концепции КФУ, не учитывающей многие весьма серьезные аспекты выстраивания этого нового типа университета, предназначенного работать на федеральный округ, невозможно двигаться дальше.

Что же надо на самом деле изменить в данном учебном заведении?

Окончание следует.

Дамир Исхаков

Читайте также:

Дамир Исхаков: «Положение, которое сложилось в КФУ в последние годы, не уникально». Часть 1-я

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (62) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.07.2016 09:53

    Омерзительны ссылки на руководство якобы "провинциальным" городком и "важность сохранения в стране межнационального согласия". Вы историки всегда так конъюктурно притягиваете за "уши" политические установки, решения съездов,пленумов руководящих партий. Искали бы и дальше монеты

    • Анонимно
      5.07.2016 10:53

      Однако этот фактор очень даже дает о себе знать в нынешнем КФУ, к каким бы инвективам в адрес историков вы не прибегали.

      • Анонимно
        5.07.2016 11:10

        вот по результатам приемной кампании и посмотрим как непосредственно целевая аудитория, в лице абитуриентов и их родителей, относится к нынешнему формату кфу

  • Анонимно
    5.07.2016 11:37

    Дамир абы, бик зур рэхмэт шундый акыллы сузегез очен!
    Все правильно пишет Дамир абы. Очень корректно и умно. Спасибо огромное! Поддерживаем!

    • Karim
      5.07.2016 16:32

      Печально то, что у идеологии « партии мелких разборок» , к которым увы причислил себя ув. Д.Исхаков нет никаких идей … Казалось бы это цвет нации, Д.Исхаков, Р.Хакимов , но от них нет ничего принципиально нового.. . Все те же до жути похожие по стилю пламенные перестроечные речи, только время то ушло… уже не работает… Нужны новые принципиально новые подходы, а их пока нет, дело вероятно за молодыми, за теми самыми , которые сейчас обучаются и работают в университете, хотя эти молодые должны были бы быть взращены в 90-ые и 2000 ые годы, но нет их… Да и откуда им взяться …. «партии мелких разборок» тогда было не до этого, им и сейчас, к великому сожалению не до этого… Они просто в колее …. разборки то мелкие, а колея большая и из неё уже давно не видно горизонта…

      • Анонимно
        5.07.2016 22:25

        Вы, Карим и руководство ПФУ так и не поняли, что в данном направлении, о котором идет речь, никому не нужны какие-то принципиально новые подходы. Надо хотя бы сохранить имеющееся и развивать не спеша, а не разрушать, не закрывать, не "оптимизировать". Причина разборок именно в этом, какими-бы они не были: мелкими или великими. А принципиальнейшая, я бы даже сказал, упрямая позиция руководства ПФУ о том, что это не ВУЗ для татар, а федеральный ВУЗ, если вам нужен для татар, идите и создайте сами - до добра не доведет. Такая позиция означает, что татары - вне федерации, что это не их государство. И вы - Карим, все это поддерживаете?

        • Karim
          6.07.2016 09:22

          "никому не нужны какие-то принципиально новые подходы" - в этом то и вся проблема для Вас ... нужны мелкие разборки, увы, к сожалению...

          • Анонимно
            7.07.2016 06:09

            Какая демагогия, ведь все прежнее КГУ в руины превратили. Вот и все ваши "новые подходы", как говорится, ломать - не строить.

            • Анонимно
              7.07.2016 08:25

              А Вы были на вчерашнем "Ночном резонансе"?
              Похоже не были, если такие необъективные вещи пишите.
              Дано такого праздника науки в Казани не было.
              Мальчишки и девчонки с восхищением и любопытством смотрели на все происходящее.
              Именно они будущее науки и образования Казани.

      • Анонимно
        6.07.2016 01:51

        Карим, Вы бессовестный человек! Знаете ли Вы, что молодым специалистам-гуманитариям в КФУ сокращают ставки и открытым текстом говорят, чтобы они искали новую работу, вне КФУ. И это - при полном выполнении (и даже перевыполнении) эффективных контрактов!!! О чем Вы пишите? Что защищаете? Господину Гафурову гуманитарии вообще НЕ НУЖНЫ!!! Создается пустая и дикая неолиберальная модель высшего учебного заведения, в котором "новые подходы" абсолютно ничего не дадут. Ваша дутая риторика отвратительна, бесчеловечна, глупа. О, когда-нибудь она будет произнесена и в отношении Вас, и мы еще посмотрим, как Вы будете себя вести. Что-то подсказывает мне, что не в роли хозяина положения вести себя Вы будете низко...

        • Анонимно
          6.07.2016 10:53

          Сильно не переживайте.
          Рынок труда есть рынок...
          Сегодня требуются одни специалисты, завтра - другие...
          Ничего не поделаешь.
          Рынок...
          А деньги "на пропитание" зарабатывать надо.
          Удачи!

  • Анонимно
    5.07.2016 11:42

    зачем экономике так много гуманитариев? Наверное, кфу сделал ставку на естественный профиль! на развитие страны, а не местные интересы.

    • Анонимно
      5.07.2016 11:54

      Хороший человек - не профессия? Ну-ну... Пришли уже к результатам, когда "пусть человек плохой, зато профессионал". Они Вас радуют? Меня нет.
      Гуманитарии нужны как воздух сегодня, грамотные, умные, добрые. В одной связке с естественниками синергетический эффект не замедлит проявиться.
      Сама я - химик.

  • Анонимно
    5.07.2016 12:04

    Хайрутдинова то за что пинает? Он историк, к национальной педагогике в КФУ отношения не имеет. За образование в универе институт психологии и институт межкультурных коммуникаций отвечает. Пинайте их, если что не нравиться в образовании. А то как то мелко выглядет: как разборки мелких провинциальных ученостей. В расчете на идиотов-читателей рассчитывает

    • Анонимно
      5.07.2016 22:29

      Если Гафурова есть за что - значит и Хайрутдинова тоже есть за что, так как он беспрекословно во всем поддерживает Гафурова, который считает, что ПФУ не для татар.

  • Анонимно
    5.07.2016 12:13

    Помню, когда я учился на истфилфаке КГУ, а это была вторая половина 70-х годов, на факультете была мощная чувашская община. Когда открыли чувашский университет, многие из них уехали в Чебоксары.

  • Анонимно
    5.07.2016 14:38

    Что-то непонятное происходит и, в целом, непохожее на Дамира Исхакова. Он, по крайней мере в своих дискуссиях четко представлял обсуждаемый предмет и высказывался понятно и корректно. Здесь же, явное недопонимание университетских современных реалий. Он трактует все со знаком минус и не видит позитивных прорывов, а с этим как-то у всех трудно, но почему он не видит работы своих коллег, которые честно выполняют свой преподавательский долг и только у них надо спрашивать - довольны или недовольны они студентами, зарплатой, атмосферой и перспективами. Почему-то сугубо академический ученый учит вузовских коллег и указывает, что они мол концептуально не созрели до высот "профессионального образования". Он до сих пор не разобрался и со структурой институтов в КФУ, отделений и школ, не знает ни образовательных программ, ни стандартов, тем более учебных планов тех гуманитарных институтов о которых пишет. Пустой текст, но видно не может остановиться уже. раз подставился, то лучше идти до конца и довести тему до абсурда. Вообще-то надо бы немного подождать и только итоги приема, дадут реальную картину с национальноориентированными направлениями и профилями подготовки

    • Анонимно
      5.07.2016 15:04

      А зачем, скажите пожалуйста, ему в этом г...не разбираться? Ведь показуха же. Все уже стонут от этого. Нормальные люди поуходили, некоторые терпят из высших побуждений.

      А итоги приема ничего не дадут! Все же идут на модные специальности. Новые кафедры, нормальных преподов толком нет. На бумаге все красиво! Но все БЕЗЖИЗНЕННО. Нет Духа, нет Души, нет Смысла. Рисуете рейтинги? Вот и рисуйте. Дорисовались уже.

      • Анонимно
        5.07.2016 16:08

        Вы продолжаете в том же духе - все на бумаге. преподов нет и тд.Как заклинание повторяете эту ерунду. И вы не поняли, что именно итоги приема покажут как по прежнему востребованы программы подготовки специалистов по татарскому языку, культуре и истории. вот уж нет проблем с этим.

  • Анонимно
    5.07.2016 16:36

    У татар самая насущная проблема-это чтобы каждый татарин заговорил по татарски. Остальные проблемы -чепуха, не стоят выеденного яйца. Только люди, озабоченные сохранением своего теплого места на территории Кремля, все талдычат и разжигают рознь.
    Направьте все свои усилия в одну точку. Найдите самый оптимальный алгоритм для решения этой проблемы.
    А Дамиру Исхакову я настоятельно советую отстаивать истинную историю татарского народа, выраженную в 7-томном многолетнем труде Института Истории Марджани, своими комментариями ко всяким бредовым статьям, где искажается история великого татарского народа ( типа статьи Мирфатыха Закиева). Вы обязаны прямо сражаться.

  • Анонимно
    5.07.2016 16:38

    Автор не только обычный "научный" хам (судя по лексике и стилю 1930-х гг.), но и очень далек от высшего образования.

    Доктор наук пишет: "...полная перекройка образовательного пространства РФ, очень сильно изменившая и сферу высшего профессионального образования
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/315856...",
    "...задача профессионального — особенно высшего — образования
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/315856...".

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО высшего образования уже давно нет...
    Даже слово "профессионального" убрали из названия вузов.
    Не нужно венчурным капиталистам такое большое количество ПРОФЕССИОНАЛОВ.
    Им нужны "квалифицированные потребители", говорящие на одном языке (английском или китайском - неважно) и одинаково думающие.
    Тогда можно достичь максимальных продаж...
    Статья не просто "пустая", а злобная...

    • Анонимно
      5.07.2016 22:36

      У вас странная логика. По вашему, если из названия ВУЗов убрали слово "профессионального", то нельзя говорить о профессиональном образовании?

      • Анонимно
        6.07.2016 07:20

        Ну и какую же "профессию" получает бакалавр или магистр КФУ?

        Даже на дворника придется "переучиваться"...
        И так во всех университетах, и не только российских...

        • Анонимно
          6.07.2016 08:43

          Слово "профессионального" убрали из названий вузов, по ряду причин и названия стандартов ФГОС ВПО заменили на ФГОС ВО, но сами ФГОС ВО определяются как "основные профессиональные программы" и ОПК и ПК (профессиональные компетенции) не исчезли.

          • Анонимно
            6.07.2016 09:11

            Вот!
            Чувствуется настоящий, толковый, знающий и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ специалист!
            А мы тут все переживаем за "образование и науку".
            Живы они и динамично и главное инновационно развиваются!

  • Анонимно
    5.07.2016 17:59

    Если бы в стране были "венчурные капиталисты", то и университеты были бы другими. Можете назвать хотя бы пару фамилий венчурных капиталистов?

    • Анонимно
      5.07.2016 18:20

      А зачем Вам фамилии?
      Для каких целей?

      Все, кто использует инновации, являются венчурными капиталистами.
      Например, Билл Гейтс со своими айти-устройствами и технологиями мощно присутствующий на российском рынке.
      Михаил Прохоров со своим "Ё-мобилем".
      Вот Вам и "пара фамилий".
      Надеюсь с ними ничего не случится?....

      • Анонимно
        5.07.2016 21:36

        Какое отношение Билл Гейтс имеет к России, а Прохоров к венчурному бизнесу?

        • Анонимно
          6.07.2016 05:24

          Вы что?
          Задаете эти вопросы серьезно?

          Вы не понимаете какое отношение имеет Билл Гейтс к России?
          Вы чьи компьютерные программы на Вашем персональном компьютере используете?
          Казанские? Из КГУ? КАИ? А может из "Иннополиса"?
          Билл Гейтс "имеет отношение" ко всему миру.
          Он изменил жизнь всех людей на планете Земля почище недоучившегося казанского студента Володи Ульянова.
          Хочется Вам этого или нет...

          Прохоров использовал в своем бизнесе многочисленные инновации.
          Самый яркий пример его инноваций "Ё-мобиль".
          Поэтому он венчурный капиталист.

          Другое дело, что эти инновации практически все закончились крахом...
          И опять самый яркий пример его "Ё-мобиль"...

          • Анонимно
            6.07.2016 21:42

            Насколько я Вас понимаю, Вы утверждаете, что политика в области образования в России определяется "венчурным капиталом". С моей же точки зрения, венчурный капитал в России трудно увидеть в микроскоп, а уж влияние его на образование и вовсе незаметно. Гейтс никакого отношения к политике в российском образовании не имеет, как и Прохоров к инновациям. Неудачный пиар-проект нельзя назвать инновацией, как и скупку акций Норникеля. Вы переводите стрелки ответственности с конкретных чиновников и политиков на абстрактный "венчурный капитал".

            • Анонимно
              6.07.2016 21:56

              Если предположить, что вся РФ "венчурный капитал", то все встанет на свои места...

              • Анонимно
                7.07.2016 18:57

                В стране, практически, нет венчурного капитала. Ничтожно мало. Не та среда.

                • Анонимно
                  8.07.2016 09:46

                  Венчурный капитализм - это РИСКОВАННЫЙ капитализм.
                  В России весь КАПИтализм рискованный...
                  Это же очень просто...

                  • Анонимно
                    8.07.2016 14:48

                    В России есть компрадорская "элитка". Ее даже буржуазией назвать язык не поворачивается.
                    И весь "капитал" их нелегитимный, потому что не вырос органически благодаря техническим новациям своего "хозяина". Люди знают откуда у кого всё вдруг "возникло".

                    • Анонимно
                      8.07.2016 15:06

                      Так это и есть "венчурный" капитал - т.е. "рискованный" капитал.

                      Рискуют - уже хорошо.

            • Анонимно
              6.07.2016 21:58

              Из 1000 (тысячи) инноваций только одна приносит прибыль.
              Прохорову просто не повезло...
              Он оказался в числе 999-ти "неудачников"...

              • Анонимно
                7.07.2016 18:54

                Если инновация не принесла прибыль, то это не инновация. А кто "удачники"-инноваторы в России? Как они влияют на образовательную среду? И кто из них вырос именно на венчурном капитале?

                • Анонимно
                  8.07.2016 09:49

                  Те, кто вкладывает деньги в МГУ, СПбУ, КФУ, Иннополис и т.д., и являются венчурными капиталистами - капиталистами, которые РИСКУЮТ...

            • Анонимно
              6.07.2016 22:06

              Из "Википедии":
              "Венчурный капитал (англ. Venture Capital) — капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий и фирм (стартапов) и поэтому сопряжённый с высокой или относительно высокой степенью риска; долгосрочные инвестиции, вложенные в рискованные ценные бумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли".

              Все это относится и к КФУ - нового борющегося за место на рынке, рискованного предприятия, от которого ожидают высокой прибыли, как результата инноваций...

              И так с "известными" университетами во всем мире

              • Анонимно
                7.07.2016 18:50

                "Известные" университеты не являются высокорисковыми предприятиями. У них иная функция. Никто их таковыми и не считает. Большинство инноваций в мире рождается не в университетах и академических институтах. Да и университеты не рассматривают себя венчурными предприятиями. Даже в MIT доходы от лицензионных соглашений не превышают 3% бюджета. Ну какие предприятия (МИПы)есть при Гарварде или Оксфорде?

                • Анонимно
                  8.07.2016 09:51

                  Сами университеты являются "предприятиями" - рискованными предприятиями.

                  Они рискуют судьбами студентов....
                  И не только...
                  Деньгами инвесторов-инноваторов...

    • Анонимно
      5.07.2016 18:29

      Нормальные у нас университеты - их выпускники легко устраиваются на работу в "силиконовую" долину" в США и т.д.
      Пользуются огромным выпускники российских университетом спросом на мировом рынке труда.

  • Анонимно
    5.07.2016 20:52

    да уж, по сути так и есть - Исхаков обозначил проблемы, надо искать выход

  • Анонимно
    6.07.2016 05:40

    "Дискуссия" о настоящем состоянии и путях развития КФУ напоминает "педагогическую дискуссию" начала 1930-х гг. между Институтом научной педагогики при 2-м МГУ и Институтом марксистско-ленинской педагогики.

    Лексика, стиль и прочая "риторика" очень, очень похожи...

    В результате этой "педагогической дискуссии" большинство "ученых педагогов" превратилось в "лагерную пыль"...
    Сперва из одного института (проигравшего), а затем и из второго ("победившего")...

    Правда немногие оставшиеся в живых стали Сталинскими лауреатами по "марксистско-ленинской педагогике" и академиками Академии педагогических наук СССР.

    Интересно, кем станут "победившие" в нынешней "научной педагогической дискуссии"...
    Похоже, что венчурными капиталистами...
    Будут "внедрять" очередные "капиталистические" инновации в педагогику на радость студентам и преподавателям...

  • Анонимно
    6.07.2016 05:45

    Из электронных СМИ:

    "Реформа российского образования, начатая в 2010 году, не принесла значимых изменений. К такому выводу пришли специалисты аналитического центра при Правительстве России, передает «Коммерсант».
    ......
    Напомним, министерство образования РФ планирует отказаться от специальности «востоковедение» и ввести «регионоведение».".

  • Анонимно
    6.07.2016 09:59

    И Р.Хакимов, и теперь вот Д.Исхаков активно пытающиеся критиковать КФУ, к сожалению, сами не создали ни одной мало-мальски крупной научной структуры. Надо отметить, что ни одна из концецпий Д.Исхакова в той или иной сфере, начиная с конца 1980-х гг. , так и не была реализована. Это и партия "Иттифак", и Татарский общественный центр, и программа развития высшего образования в РТ и многое-многое другое. Сегодня Д.Исхаков является одним из идеологов Всемирного конгресса татар. Но состояние этой декоративной организации, о работе которой и вовсе теперь не слышно, вызывает большое количество вопросов. Все, что предлагали когда-то и Хакимов, и Исхаков в своем большинстве так и осталось только на бумаге. Читая их тексты в Бизнес онлайн постоянно ловишь себя на мысли, что они это уже не раз и не два писали на протяжении долго времени. Новых мыслей нет. Вот и сейчас появилась очередная новая-старая концепция Д.Исхакова. Мертворожденная.

  • Анонимно
    6.07.2016 10:33

    В октябре-ноябре этого года исполняется 140 лет со дня образования по указу императора Александра II Казанского учительского института. Кстати, третьего в стране после СПб и Мск. Потом он стал называться Казанским педагогическим институтом и имел другие названия. Последнее - ТГГПУ. И тут в 2011году пресловутое включение в КПФУ. Судя по отзывам и разговорам с знакомыми преподавателями Казанский университет действует как кукушка в чужом гнезде, полная аналогия, если не сказать еще по-другому.
    Если Гафурову не нужны гуманитарии, то пусть откажется от всей недвижимости бывшего ТГГПУ для создания самостоятельного возрожденного педагогического института или Татарского университета (национального и т.д.). Преподаватели сами определятся и очень быстро. Ну, не ужились "супруги", надо разойтись! Ради своих коммерческих интересов нельзя гробить татарское (и не только) просвещение и культуру. Казанский пединститут, кстати, на протяжении своей истории давал большую подпитку кадрами и методиками многим вузам и другим учебным заведениям Поволжья, прочих регионов страны. Его выпускниками являются многие личности, известные в науке, образовании, народном хозяйстве

    • Анонимно
      6.07.2016 10:46

      Все Вы правильно описали.
      Кроме одного.

      Найдут ли выпускники восстановленного педагогического университета работу?
      С достойной оплатой.

      Пока абсолютное большинство "специалистов", получивших образование за счет гос.бюджета работают не по специальности.
      В КФУ много делается для того, чтобы у его выпускников было как можно больше шансов найди достойную работу - с достойной оплатой их труда.

      • Анонимно
        6.07.2016 11:37

        Оплата труда выпускников педвуза - это забота и ответственность Минобраза РТ, Минфина и кабинета министров вообще. А деньги есть.
        Почему на приобретение игроков, тренеров и других нужд казанских команд тратятся миллионы долларов и евро, а на школу для г. Елабуги нет 150 млн. РУБЛЕЙ? Если кто-то говорит о спонсорах спорта - это просто смешно. Спонсорство - это опосредованная уменьшенная зарплата работников предприятий, источников развития предприятий и уменьшенная сумма поступлений в бюджеты. Объяснять долго, но экономисты-финансисты все это знают.
        Ущемление финансирования просвещения за счет роста расходов на профессиональный спорт, фестивали-конкурсы и другие никому не нужные развлекательные мероприятия, нерациональные траты на стройки грандиозных объектов, скульптуры сомнительной эстетики и ошибки градостроительства уже дают негативный эффект в качестве т. н. "человеческого капитала". А это уже политическая ответственность современных руководителей.

        • Анонимно
          6.07.2016 12:16

          Извините, но Вы опять пишите полу-правду.
          Все знают, кто какую ответственность "несет".
          Мало переложить ответственность на Министерство образования и науки РТ и т.д.
          Спорт не менее важен для политики и политиков, чем образование.
          И Вы знаете почему.

          Татарстан живет не в "безвоздушном пространстве", не на отдельной планете.
          Татарстан малая часть огромного, но единого человечества.

          В этом году число бюджетных мест в вузах РТ превышает число выпускников средних школ.
          А большинство выпускников вузов этого года, получивших бесплатное образование за счет гос.бюджета, не будут работать по специальности, часть пойдет "переучиваться", а часть сразу же окажется безработными.
          И все это знают.
          Ну и что?
          Вы думает, что Вы один только видите "недостатки" современного общества?
          Остальные не видят?
          Стоит только Вам "открыть глаза" "руководителям" и все сразу же наладится?
          Это что?
          Наивность?
          Или провокация?

          Может быть Вы знаете как организовать общество на более "справедливой" основе?
          Поделитесь, пожалуйста.Деньги действительно есть, можно накормить все населения Земного шара.
          Но на Земле каждый год от голода умирает несколько миллионов человек...

          Пока понятно одно.
          Вы предлагаете прекратить финансирование спорта, закрыть все спортивные сооружения, не проводить никаких спортивных соревнований, а все высвободившиеся средства пустить на обучение и подготовку педагогов.
          Действительно при таком "раскладе" все выпускники школ этого года через 4 года могут стать педагогами.

          Дальше что?

          "Мы пойдем другим путем"...
          Как сказал один казанский студент почти 130 лет назад, захватив с "сотоварищами" главное здание Казанского университета...

          Не хотелось бы такого развития событий...

          • Анонимно
            6.07.2016 14:52

            Зря вы утрируете.
            Ошибки набора по специальностям студентов в 2010 и других годах - это результат попыток "запихнуть" молодежный радикализм на несколько лет в русло, контролируемое режимом. Вроде на 4-5 лет "пристроены", а там что-нибудь придумаем. А перекосы в экономике, точнее её ликвидация, все равно вылезают. Это показатель уровня государственного управления несменяемыми людьми.

            • Анонимно
              6.07.2016 21:02

              Но в точности такая же ситуация с образованием и наукой и в других странах - в Англии, Франции, Италии и т.д.
              А в некоторых и гораздо хуже.
              Так что это "болезнь" не только российская, а мировая...

          • Анонимно
            8.07.2016 11:43

            Да уж...
            Зачем же правду-то писать...
            Рано...
            Пока еще не Армагеддон...

            Но тем не менее - число мест во всех университетов планеты Земля в 2,7 раза превышает количество выпускников во всех школах Африки, Азии и прочих Европ (где самое "маленькое" количество выпускников школ...)...

            Ну уж выводы читатели БО умеют сделать и сами...

  • Анонимно
    6.07.2016 13:52

    Дамир абый бик конкрет мәсьәләләр буенча тәнкыйтьләп кенә калмый, чишелешләр дә тәкъдим итә, шуның өчен мин аны бик хөрмәт итәм.

    Г-н Исхаков не только критикует (и очень предметно критикует), но и предлагает пути решения, за что его я лично очень уважаю.

    • Анонимно
      6.07.2016 21:04

      Критикует, но не очень предметно.
      А порой просто навешивает оскорбительные "ярлыки" на своих оппонентов, как во времена "перестройки"...
      Что касается "путей решения", то их что-то не заметил.
      Может будет что-то более конкретное в следующем эссе.

  • Анонимно
    7.07.2016 06:19

    Необходимо восстановить единую научно-образовательную структуру, охватывающую целиком всю татарскую проблематику, по аналогии с прежним татфаком. Какие-то враждебные силы дробят татарскую проблематику по различным подразделениям КФУ, это есть пряма диверсия против татарского народа.

    • Анонимно
      7.07.2016 08:44

      Сильно сказано...
      Как раз читаю историю доносов "ученых" на ученых в 1930-х гг. в Казани и Москве.
      Прошло 80 лет, а лексика и тональность осталась прежней...
      Из "научных" дискуссий 1930-х гг.:
      "В нашу эпоху, когда классовый враг готов на все, чтобы ослабить, задушить, сорвать...".
      "... что, разбив верхушку, мы уничтожили корни и гнезда. Борьба должна идти и должна быть более ожесточенной, чем была до сих пор (шум, одобрение). На днях вы получите новую покаянную литературу: в журнале "За коммунистическое просвещение" будут два письма, в которых товарищи каются в своих установках (смех)...".

      Осталось лишь потребовать расстрелов...

    • Анонимно
      7.07.2016 08:57

      Извините, а можете расшифровать, что стоит за "красивым" словосочетание "единая научно-образовательная структура"?

  • Анонимно
    8.07.2016 10:40

    Ждем следующего эссе.
    С интересом.
    Мало кто ныне публично описывает свой внутренний мир.
    Но прежде чем его писать (эссе) и описывать (мир) узнайте в каком году умер последний учитель бывшей Византийской империи.
    Поможет оценивать реальность реально.
    Удачи.

  • Анонимно
    8.07.2016 14:19

    Доктор наук "родил" уже следующий гениальный текст или нет?
    Или в ожидании "родов"?
    Или уже свершилось?

    Не "стабаюсь" и тем более не надсмехаюсь.
    Действительно с нетерпением жду новых текстов научной элиты РТ.

    Докторов наук в Казани больше чем дворников, а число их текстов (не дворников) в СМИ меньше, чем число физиков-ядерщиков в "третьей столице России".
    О ядерной физике похоже в Казани в ближайшее время уже ни один доктор наук не напишет.
    Но уж об "образовании и науке" многие могли бы написать.
    И просветить...
    Насквозь...
    Или хотя бы наполовину...

  • Анонимно
    8.07.2016 16:28

    Так вышла или не вышла очередная статья о необходимости скорейшей "переделки" Имперского Казанского университета в Национальный Татарский университет?

    • Анонимно
      8.07.2016 21:23

      Читайте лучше стенографический отчет "О положении в биологической науке"...
      Там все сказано и все описано...
      Надеюсь из 200 000 напечатанных экземпляров в Казани сохранилось хотя бы 10...
      Ну хотя бы 5...
      Ну хоть 1 у автора статьи...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль