Общество 
7.07.2016

Сергей Эмдин, Tele2: «Клиенты устали от операторов мобильной связи из-за ряда моментов...»

Генеральный директор мобильной «дочки» «Ростелекома» о ценовых войнах и о том, почему не получает прибыли в Татарстане

«В телекоме сейчас очень много открытых дверей, причем некоторые из них являются дверями-ловушками», — говорит генеральный директор оператора связи Tele2 Сергей Эмдин. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, что компания собирается остаться дискаунтером, однако ставка лишь на ценовую конкуренцию «обычно приводит к банкротству».

Сергей Эмдин Сергей Эмдин

«ПЕРВООЧЕРЕДНАЯ ЗАДАЧА — УВЕЛИЧИТЬ РЫНОЧНУЮ ДОЛЮ TELE2 В ТАТАРСТАНЕ С 10 ДО БОЛЕЕ 15 ПРОЦЕНТОВ»

— Сергей Владимирович, скоро будет год, как компания Tele2 вышла на татарстанский рынок. Удовлетворены ли вы первыми результатами? Сбылись ли ваши прогнозы?

— Мы хорошо растем как по деньгам, так и по абонентам. Но так как мы начали с очень низкой базы, пока в Татарстане Tele2 прибыль не получает. Сейчас наша доля рынка в республике около 10 процентов и первоочередная задача — нарастить ее до более существенной величины, не менее 15 процентов. Телеком — это такая отрасль, где нельзя зарабатывать, будучи маленьким игроком.

— Сейчас Tele2 выходит на российский рынок с новым стандартом LTE-450 под брендом «Скайлинк». Когда планируется появление вашей сети LTE в Татарстане?

— Пока мы сделаем небольшую паузу, хотим посмотреть, как это будет работать, как на него отреагирует рынок — это массовый продукт или нишевый? Стандарт новый, уникальный по своим характеристикам — он обеспечивает высокоскоростной интернет в тех местах, где нет 3G и пока не понятно, с кем мы конкурируем.

— Для этого стандарта надо меньше вышек, правильно?

— Да. Для обычного 3G каждая вышка обслуживает устройства в радиусе 3 километра, а для LTE-450 — 30 километров. Это позволяет за экономически разумные инвестиции прийти в те регионы, где разворачивание стандартных сетей неэффективно. Это тема как для сельской местности, так и для больших городов — сигнал устойчиво ловится в подвалах и помещениях с толстыми стенами.

— И когда можно будет ожидать решения о разворачивании сетей LTE-450 в новых регионах?

— Мы как минимум полгода посмотрим, а потом будем принимать решение о разворачивании сети по всей стране. Очень важно, что это будет не только интернет, но и голосовые услуги связи. Кроме того, мы активно идем в сегменты больших корпораций и государственных структур, в первую очередь правоохранительных. Мы считаем, что наш новый продукт будет пользоваться у них спросом.

LTE-450 обеспечивает более защищенную связь?

— Да. Но кроме этого он предоставляет скорости, достаточные для проведения нормальной видеокоммуникации как на уровне смартфонов, так и на уровне цифровых продуктов.

«ОПЕРАТОРЫ НАПРЯЖЕННО ИЩУТ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДЛОЖИТЬ РЫНКУ ЧТО-ТО ТАКОЕ, ЧЕГО НЕТ У КОНКУРЕНТОВ»

— Не так давно было подписано соглашение между «Сколково» и Tele2. Какие стартапы интересны компании, какие конкурентные преимущества вы хотите получить? Нет ли желания поискать интересные стартапы в Татарстане или самим их создать в ІТ-парке или Иннополисе?

— Мы к этой теме относимся как к стратегическому выбору. Те крупные компании, которые смогут быстро находить интересные стартапы, имеют возможность оторваться от конкурентов и предложить рынку новый продукт. Так или иначе определенная коммодизация (от англ. commodity — процесс, во время которого продукты, имеющие реальную потребительскую ценность и, в принципе, отличимые от других аналогичных продуктов, становятся неразличимыми в восприятии обычных потребителей — в результате главным критерием выбора продукта становится ценаприм. ред.) услуг связи происходит несмотря на то, что это востребованная услуга, от которой сложно отказаться. Теперь операторы напряженно ищут возможности предложить рынку что-то такое, чего нет у конкурентов.

Стартапы — это как раз идеологически то место, где можно найти такие идеи и даже некие готовые продукты. Нас интересуют различные аксессуары для мобильных телефонов, особенно для брендированных телефонов. Параллельно выпуску на рынок брендированного телефона мы можем вместе с каким-то стартапом выпускать интересные брендированные девайсы или аксессуары. Ну и, конечно же, приложения. Здесь вообще непаханое поле. Операторы могут предложить стартапам — разработчикам мобильных приложений доступ ко своей абонентской базе. Здесь мы видим синергию как для стартапов, так и для мобильных операторов.

— Нет ли желания уйти в «железо», создавать какие-то собственные девайсы?

— У нас уже есть свой первый брендированный смартфон Tele2 Mini, скоро появятся Tele2 Midi и Maxi. Все это в процессе. Разумеется, мы не планируем сами что-то производить — это не наш профиль. Но мы имеем возможность в рамках тендерных процедур договариваться с крупнейшими производителями телефонов именно о том, что нам нужно. И они это производят под наш заказ.

«ЖИЗНЬ У ОПЕРАТОРОВ НЕ СТАНОВИТСЯ ПРОЩЕ, ОНА СТАНОВИТСЯ ТОЛЬКО СЛОЖНЕЕ»

— В рамках пятого «Нефорума блогеров», который прошел в начале июня в Казани, вы участвовали в дискуссии «Вызовы и тренды в мобильном digital». И как вы оцениваете развитие отрасли digital?

— С точки зрения технологий все развивается очень динамично — не успели операторы развернуть сети 4G, как на пороге уже стоит 5G.

— Но нет ли в этом проблемы для участников рынка? Инвестиции в предыдущее поколение связи не успевают отбиваться...

— Да, такая проблема есть, особенно в условиях жесткой конкуренции.

— И какой выход? Перепрыгивать через поколение?

— Отрасль телекома уникальна тем, что топ-менеджеры и акционеры компаний могут выбирать абсолютно разные стратегии развития телеком-оператора: перепрыгивать через поколение, монетизировать имеющуюся базу своих абонентов, развивать другие услуги, а не только услуги мобильной связи.

— Эксперты отмечают падение маржи на рынке телекома. Как долго вы сможете в таких условиях вести агрессивную ценовую войну?

— Ценовая конкуренция среди телекомов очень серьезная. За последние 10 лет в разы упали цены на нашем рынке, в то время как в других секторах экономики цены, напротив, выросли в разы. Жизнь у операторов не становится проще, она становится только сложнее.

— В апреле Tele2 уже резко подняла стоимость тарифов. Не приведет ли это к замедлению экспансии вашей компании в регионы?

— Несомненно, этот вопрос мы ставим перед собой. Мы очень внимательно следим за ценовой политикой. Мы понимаем, что мы ценовой дискаунтер и привлекаем клиентов ценой, хотя и не только ценой. Так что если даже какие-то ценовые параметры будут пересмотрены, мы все равно будем предоставлять рынку лучшее предложение по каждому рынку, где мы работаем.

«НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ОБЪЕДИНЯТЬ КОМПАНИИ, МОЖНО ОБЪЕДИНЯТЬ СЕТЕВУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ»

— По мнению члена правления МТС Василя Лацанича, только консолидация телекомов позволит вернуться к росту доходов. Как вы относитесь к теме консалидации телекомов? «Вымпелком» уже опроверг слухи о слиянии с Tele2 , но, возможно, обсуждаются какие-то совместные проекты?

— Совместные проекты, несомненно, у нас есть. Это так называемые проекты шаринга (от анг. to share — делить). Нет никакой необходимости строить четыре отдельных сети, можно построить три сети или даже две. Это сэкономит огромные затраты на создание инфраструктуры сети, и дальше компании будут конкурировать только на уровне маркетинга, лучшего удовлетворения запросов клиента. Это один из ответов на вопрос, как выжить в существующей ситуации: необязательно объединять компании, можно объединять сетевую инфраструктуру.

— Какие источники доходов вы видите для Tele2?

— Мы еще до конца не использовали большой потенциал роста Tele2 в традиционных секторах. И та модель дискаунтера, которую мы предлагаем, в новых условиях даже интересней. Но постепенно мы разрабатываем новую модель бизнеса — компания, которая помогает людям решать свои проблемы. И не только в области оказания услуг связи, но и в решении других вопросов, которые окружают человека в повседневной жизни. Это то будущее, которое мы видим для компании.

— Сейчас российский оператор Тele2 никак не связан со своим шведским прародителем и использует его бренд на основании лицензии. На какой срок выдана лицензия? Не видите ли вы в этом угрозы для бизнеса?

— В 2013 году мы купили 10-летнюю лицензию.

— Осталось 8 лет, а что будете делать дальше?

— Будем решать вопросы по мере их поступления (смеется).

«ЕСЛИ КАКАЯ-ТО РЕВОЛЮЦИЯ ПРОИСХОДИТ, МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЯДОМ»

— Поделитесь своими впечатлениями о недавнем «Нефоруме блогеров». Почему компания Tele2 приняла решение поддержать это мероприятие в качестве генерального спонсора?

— Нам очень важно находиться в тренде. Многие блогеры являются «евангелистами» нового мира, в который мы все идем. Поэтому нам важно понимать эту тему. Если какая-то революция происходит, мы должны быть рядом и предоставлять нашим клиентам адекватные услуги.

— Как вы относитесь к теме возможного запрета звонков с популярных месседжеров, таких как Skype, WhatsApp, Mail Agent и т. д.? Действительно ли мессенджеры составляют серьезную конкуренция для операторов мобильной связи в России?

— Да, это некая новая тенденция на рынке, но плакать и вспоминать, как было хорошо раньше, неконструктивно. К тому же операторы зарабатывают на передаче данных, в том числе и сообщений, пересылаемых через мессенджеры. Единственное, что мы, операторы телекома, подвержены полному регулированию со стороны государства, а поставщики OTT-сервисов (аббр. от англ. Over the Topприм. ред.) никак не регулируются. То есть мы конкурируем с ними не в равных условиях.

«МЫ НЕ МОЖЕМ ПОСТОЯННО ЖИТЬ ВЗАЙМЫ И БЕСКОНЕЧНО НАРАЩИВАТЬ ДОЛГИ»

— Не так давно исполнилось ровно сто дней с вашего прихода в компанию Tele2. Можно ли подвести первые итоги — что вам удалось сделать, а какие ожидания не оправдались?

— Задача у меня на этот период была одна — найти тот путь для компании, который позволит соблюсти разумный баланс между ростом и зарабатыванием денег. Мы не можем постоянно жить взаймы и бесконечно наращивать долги. Ключевые вещи, которые мне удалось за сто дней сделать: оценить качества моих коллег-руководителей, выработать некоторый консенсус: куда мы идем. Как я уже говорил, у телеком-операторов сейчас имеется очень много развилок в стратегии развития. Я работал во многих крупных компаниях — и в энергетике, и в машиностроении, и аэропорт возглавлял. Очень часто в компаниях этих секторов есть четкое понимание куда идти. Надо просто туда дойти, не потратив много денег и не растеряв качество. Вот в телекоме же сейчас уникальная ситуация — действительно очень много открытых дверей, причем некоторые из них являются дверями-ловушками. И надо выбрать правильную стратегию, сосредоточить все усилия и туда идти. Потому что идти во все двери невозможно — это размытие ресурсов, размытие фокуса.

После целого ряда мозговых штурмов у нас выкристаллизовывается понимание, кем мы хотим стать. Я думаю, что в ближайшие месяцы мы начнем предпринимать некоторые действия, которые позволят говорить про некий новый путь развития компании не только на бумаге, но и в реальных делах.

— Будет принята новая стратегия развития компании?

— Разумеется, в конечном итоге новая стратегия будет зафиксирована в каком-то документе, но мы не будем подходить формально — пока не будет красивого документа на полке, ничего делать не будем. Многие вещи уже сегодня для нас очевидны.

— И каким вы видите будущее компании?

— Самое главное, чему мы должны научиться, — предсказывать потребности наших клиентов. С одной стороны, клиенты устали от операторов мобильной связи из-за ряда негативных моментов. Они хотят прежде всего честности и прозрачности, хотят разумных цен, что уже есть в нашей истории, и это останется. С другой стороны, клиент говорит: я человек, а не обезличенный номер контракта. Вы обо мне уже много знаете, так что, пожалуйста, предлагайте мне то, что мне нужно и именно в тот момент, когда мне это нужно. Это касается как простых мобильных услуг и товаров, так и каких-то сопутствующих вещей, которые, на первый взгляд, к мобильной связи не имеют никакого отношения, но с учетом наших знаний клиента мы может помогать решать его проблемы.

— Имеется в виду монетизация ваших знаний о клиенте?

— Речь идет именно о монетизации. Сейчас в профессиональном сообществе идет много споров об этом. Многие эксперты считают, что мобильная связь должна стать бесплатной. По моему мнению, не должно быть жесткого выбора — связь должна быть обязательно платной или бесплатной. У клиента должен быть выбор — он может дать согласие на получение каких-то рекламных предложений, удовлетворяющих его потребности, а в качестве бонуса может получить бесплатную связь. А кто-то предпочтет сам платить за связь, тем самым говоря: оставьте меня в покое, я не хочу играть в такие игры.

Я думаю, что будущее будет многогранным и многоликим. Разные операторы будут работать по-разному: кто-то будет создавать свой контент, кто-то — более качественно обслуживать своих абонентов. На самом деле это хорошо. Когда у всех одна и та же стратегия, это означает только одно — жесткую ценовую конкуренцию, которая обычно приводит к банкротству.

Мы надеемся, что многообразие стратегий развития телекомов не приведет к ценовым войнам. Цены на мобильную связь в России и так одни из самых низких в мире. Я уже не говорю о США и Европе, где цена выше в разы, но есть очень много бедных стран, где услуги связи стоят дороже, чем у нас. Все-таки уровень цены — это не вопрос бедности, а вопрос конкуренции. В России сложилось так, что из-за конкуренции потребитель имеет очень хорошее качество услуг за очень маленькие деньги.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (14) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.07.2016 10:01

    Пока вы будете пол года ждать, от вас и существующие клиенты уйдут. Если есть услуги качественные, то лучше сразу предлагать. Цены конечно привлекательные, но если учесть, что за них ты не получаешь заявленные услуги, то вся выгода теряется.

    • Анонимно
      7.07.2016 10:37

      согласен, инет вообще не тянет.

    • Анонимно
      7.07.2016 10:42

      согласен. Если радиус до 30 км - это почти wimax. + нужно подготовиться технически - создать устройства для потребителя. Скорость сейчас уже все нарастили и она играет уже меньшую роль, чем радиус действия.

  • Анонимно
    7.07.2016 10:35

    "— LTE-450 обеспечивает более защищенную связь?

    — Да. Но кроме этого он предоставляет скорости, достаточные для проведения нормальной видеокоммуникации как на уровне смартфонов, так и на уровне цифровых продуктов.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/316061"
    1.если речь о 31-м канале LTE (452.5 - 457.5 /462.5 - 467.5) то ширина этого канала 2х5МГц, вряд позволит убедительно подтвердить это высказывание на живой сети, да еще и в радиусе 35км. 2.Хорошая проникающая способность этого диапазона частот в городах оборачивается минусом, поскольку не позволит спланировать радиосеть высокой емкости (поставить много баз) . 3. Данный номинал частот диктует размер антенн-нормальные характеристики можно получить при высоте панельной антенны под 3 м. Для городской застройки не очень.
    Для глухих малонаселенных мест (где не будет прибыли) это да. Самое то. Дилемма, которую уже почти 20 лет не могут разрешить меняющиеся владельцы этого частотного ресурса.
    Но чем сложнее задача тем интереснее ее решать. Желаю им успеха.

  • Анонимно
    7.07.2016 11:10

    Провальный маркетинг(((( Тратить колоссальные деньги на трансляцию роликов, что бы в них говорить, что деньги на них не тратятся, получается пытаются мотивировать враньем, которое лежит на поверхности, если даже убрать одну фразу из этого ролика "мы не тратим" с экономятся миллионы рублей на трансляции. Меняйте политику обмана и типа скрытого воздействия в роликах, не получается у Вас в войти в доверие эффект диаметрально противоположный.

    Многие сейчас Вам из-за этих роликов не доверяют и считают Вас не порядочными т.к. это слишком нагло пропихивать вранье лежащее на поверхности.

  • Анонимно
    7.07.2016 12:40

    хороший оператор, недорого и качество связи устраивает, нет принудительных подписок на всякие доп услуги, 3g инет нормальный

  • Анонимно
    7.07.2016 13:25

    пользовался год, я думаю ограничение по трафику в наше время - бред, только безлимит. качество связи и покрытия ужасное. перешел на йоту.

  • Анонимно
    7.07.2016 14:23

    инет не ловит

  • Анонимно
    7.07.2016 16:50

    Ушел от этого оператора весной. 4G в Казани не поддерживает - нет станций. Скорость интернета - никакая. Дочка пару месяцев перебирала лимит - плати или ходи без интернета!!! Обман полнейший. Сейчас вся семья в Билайне. Там полный безлимит, скорость снижается при исчерпании установленного тарифом объема. 4G и в Казани и по России (ездил в поезде до Сочи). Теле2 до них ой как далеко.

  • Анонимно
    7.07.2016 20:45

    Живу за городом,интернет отличный! Осенью был слабенький, сейчас 3 G. Интернет бы ещё безлимитный, и всё было бы Ок!

  • Анонимно
    7.07.2016 22:21

    Позавчера поменял ИХ на мтс! Задолбала их связь и интернет! И это в пределах Казани!!! Ребята ? На какую доходность вы расчитываете при таком качестве своих услуг!?

    • Анонимно
      8.07.2016 01:04

      Нашли на кого менять)) мтс-это полное ...., есть такое понятие как мошенничество, так вот по этому вопросу- это к ним!

  • Анонимно
    8.07.2016 06:06

    Я уже давно перешел на Летай, за копейки пользуюсь отличным интернетом, а у Теле2 кроме рекламы пока ничего нет

  • Анонимно
    27.08.2016 14:44

    Развиваться надобно, ребятушки. А не ждать полгода. Если вы предлагаете LTE - 450. Так будьте уж любезны развивать и в сельской местности. Сам живу в глубинке. EDGE уже порой в печенках сидит, особенно по вечерам - с 18 до 21 часа скорость передачи падает с 24Кбит\с до каких-то 2-3Кбит\с Нету близко других операторов, кроме Tele2. И если вдруг придет высокскоростной интернет я буду только рад.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль