Ретейл 
11.07.2016

Торговая недвижимость Казани: стройки стоят, арендные ставки падают

Из шести ТЦ, которые планировалось сдать в этом году, признаки жизни заметны только на двух объектах «Унистроя», а сдан всего один

«Сейчас не самые благоприятные времена в коммерческой недвижимости», — так комментируют в компании «Сувар» решение отказаться от строительства третьей очереди своего «Сити-Центра». Этот вывод подтверждают и эксперты: арендаторы все чаще требуют перехода на оплату в виде процента с оборота, а известные бренды продолжают покидать рынок.

"Горки Парк" уже обрел очертания, и, судя по внешнему виду, есть вероятность, что торговый центр будет сдан в конце этого года «Горки Парк» уже обрел очертания, и, судя по внешнему виду, есть вероятность, что торговый центр будет сдан в конце этого года Фото: Эльвира Вильданова

«ИДЕЯ ОСТАЛАСЬ НА СТАДИИ ИДЕИ»

Главный признак кризиса на рынке ретейла — отсутствие новых торговых центров. За весь прошлый год в Казани не было построено ни одного ТЦ. А в этом году девелоперы пока сдали в эксплуатацию только один крупный торговый объект, хотя, как сообщал «БИЗНЕС Online», в планах было 6 новых объектов площадью 142 тыс. кв. метров. Наше издание провело «ревизию» стройплощадок крупнейших проектов в сфере торговли, чтобы узнать, останутся ли планы только планами.

Итак, единственный объект, который уже начал работу, — это оптово-розничный торговый центр «Порт» на Оренбургском тракте. Эксперты «БИЗНЕС Online» в прошлом году сообщали, что на этой территории будет построен торговый центр «Антураж», но в ТЦ нам уточнили, что так называлась рабочая площадка, а название «Порт» изначально фигурировало в планах. Один из крупных арендаторов ТЦ — продуктовый ретейлер «Атак». Общая площадь объекта — 26,5 тыс. кв. метров. Торговый центр ориентирован на людей со средним и ниже среднего достатком и составляет конкуренцию рынкам и торговым центрам рыночного типа.

Например, планировалось, что в этом году будет завершено строительство третьей очереди торгового комплекса «Сити-Центр» девелоперской компанией ЗАО «Сувар Эстейт» в границах улиц Парина и Мавлютова. В компании нашей газете сообщили, что затея умерла, не успев обрести материальные очертания. «Сейчас не самые благоприятные времена в коммерческой недвижимости, поэтому пока идея осталась на стадии идеи. Но если появится заинтересованный инвестор, мы ему будем рады», — сказала представитель «Сувара».

Еще один нереализованный проект торговый центр общей площадью 10 тыс. кв. м (арендуемая площадь — 8 тыс. кв. м) на пересечении улиц Габишева и Кул Гали от строительной компании «Стройград». По телефону, указанному на сайте, корреспонденту «БИЗНЕС Online» ответили, что больше такой компании не существует, но сообщили, что есть компания-преемник, которая торговый центр обязательно построит. Когда – неизвестно, точной информации нет, потому что строительство еще даже не стартовало. Возможно, дело сдвинется через год.

Но вернемся к грандам строительного рынка Татарстана. У них дела с вводом торговых объектов тоже обстоят из рук вон плохо. К примеру, ТЦ от строительной компании «Унистрой» планировалось запустить в этом году на пересечении улиц Зорге и Даурской — это торгово-развлекательный центр с рабочим названием «Горки Парк» (общая площадь — 33 тыс. кв. м, торговая — 27 тыс. кв. метров).«Унистрой» также в этом году планировал завершить, помимо «Горки Парка», еще два объекта. В рамках застройки ЖК «Сокольники» компания хотела построить торгово-развлекательный центр общей площадью около 100 тыс. кв. метров и торговой площадью порядка 60 тыс. кв. метров. Объект должен был располагаться в границах улиц Павлюхина, Газовой и Спартаковской. Для разработки проекта «Унистрой» привлек известную компанию Blankarchitects, специализирующуюся на архитектурных концепциях и дизайне торговых объектов. Рабочее название — «Галерея Казань». Третий проект «Унистрой» планирует в будущем реализовать в рамках жилого комплекса «Октябрьский городок», в границах улиц Ершова и Искра.

Чтобы выяснить, какова реальная ситуация, корреспондент «БИЗНЕС Online» объехала стройплощадки «Унистроя». Никаких следов строительства ТЦ рядом с улицами Павлюхина, Газовая и Спартаковская найти не удалось, хотя и была замечена огороженная забором пустая площадь — примерно с квартал. Возможно, как раз под будущий торговый центр. За забором активности нет, все поросло бурьяном. А вот «Горки Парк» уже обрел очертания, и, судя по внешнему виду, есть вероятность, что торговый центр будет сдан в конце этого года. Объект видно издалека, с улицы Даурской — здание украшают ярко-оранжевые панели, и на нем кипит работа. На территории «Октябрьского городка» также активно идут строительные работы, но как будет выглядеть будущий торговый центр — пока непонятно. Комментарий от самого «Унистроя по поводу перспектив строительства ТЦ получить не удалось.

На территории "Октябрьского городка" также активно идут строительные работы, но как будет выглядеть будущий торговый центр - пока непонятно На территории «Октябрьского городка» также активно идут строительные работы, но как будет выглядеть будущий торговый центр — пока непонятно Фото: Эльвира Вильданова

АРЕНДНЫЕ СТАВКИ УПАЛИ ОТ 10 ДО 20%

На фоне падения среднего чека при совершении покупок и снижения посещаемости торговых центров Казани управляющим ТЦ не остается ничего другого, как предоставлять арендаторам все большие скидки и преференции. Об этом газете «БИЗНЕС Online» в один голос рассказывают все опрошенные нами эксперты по коммерческой недвижимости.

Директор ТРЦ «Южный» в Казани Лилия Ибатуллина говорит, что сегодня собственники объектов вынуждены идти на предоставление тех или иных преференций арендаторам даже в том случае, когда арендные ставки обозначены в иностранной валюте (как правило, в долларах). «Сейчас по всем договорам фиксируются верхняя и нижняя граница валютного курса, средний размер скидки достигает 5 процентов. Арендная плата также привязывается к обороту торговой точки в размере 8 - 10 процентов», — говорит она.

Управляющий директор отдела торговых помещений компании CBRE в регионах России Михаил Рогожин отмечает, что в этом году изменение ставок по сравнению с уровнем прошлого года носит разнонаправленный характер и зависит от профиля арендатора и его устойчивости к макроэкономическим шокам. «По сравнению с прошлым годом фиксированные арендные ставки по всем сегментам глобально не изменились: практически во всех проектах на сегодняшний день они либо номинируются в рублях и привязаны к фиксированному курсу доллара, либо фиксированная ставка заменена на схему „процент с оборота“ или „фиксированная ставка + процент с оборота“. Практически все арендные договоры носят индивидуальный характер и зависят от способности арендатора генерировать трафик покупателей, а также информации, которую ретейлер готов предоставить по посещаемости и динамике оборота, — рассказал он. — Вполне объяснимо, что наиболее охотно идут навстречу арендаторам девелоперы новых торговых центров и объектов с высокой долей незанятых площадей. Так или иначе, схема согласования коммерческих условий на сегодняшний день в целом отработана».

Слова эксперта подтверждает один из крупнейших игроков казанского рынка ретейла — торговый центр «МЕГА». По словам представителей пресс-службы «ИКЕА» в России, в компании «нацелены на долгосрочное партнерство с нашими арендаторами, и мы используем рублевые договоры аренды». «Мы уверены, что такой подход позволяет нам обеспечивать большую стабильность и прогнозируемость для наших арендаторов. Арендная ставка всегда планируется, исходя из категорий арендатора, рыночной ставки и многих других факторов», — ответили нашей газете.

Никаких следов строительства ТЦ рядом с улицами Павлюхина, Газовая и Спартаковская найти не удалось, хотя и была замечена огороженная забором пустая площадь Никаких следов строительства ТЦ рядом с улицами Павлюхина, Газовой и Спартаковской найти не удалось, хотя и была замечена огороженная забором пустая площадь Фото: Эльвира Вильданова

Руководитель проектов по оценке направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG Ольга Тарасова также говорит, что арендодатели охотно предоставляют льготы и отсрочки, например, арендные каникулы. По ее словам, арендные ставки существенно упали по сравнению с прошлым годом в зависимости от местоположения и типа объекта — от 10 до 30%.

Но не арендой единой. На вопрос о том, какие антикризисные меры предпринимают собственники торговых площадей, чтобы их не покинули арендаторы, директор «Южного» говорит, что в ход идут такие средства, как предоставления скидок и преференций арендаторам, усиление маркетинговой составляющей в объекте, включая кросс-маркетинг (соглашение владельца ТЦ и арендатора с целью расширения потребительской аудитории и увеличения продаж). «Задача собственников и девелоперов — удержать состав арендаторов в своем объекте. Ряд торговых объектов вводит единую дисконтную систему. Большое внимание уделяется продвижению в интернете и в социальных сетях», — уточнила Ибатуллина.

В СТЦ «МЕГА» также делают акцент на маркетинге. «Мы продолжаем инвестировать в маркетинг и развитие сервисов для наших посетителей. Основным приоритетом для нас являются активности, направленные на увеличение посещаемости наших торговых центров и продаж наших арендаторов», — сообщили в компании. Напомним, что в течение этого года «МЕГА» в Казани должна существенно обновиться — инвестиции в это составят 2,5 млрд. рублей.

О таких же тенденциях говорит и Рогожин. По его словам, ключевыми антикризисными мерами со стороны девелоперов сегодня являются уступки в вопросе коммерческих условий — фиксация коридора обменного курса в диапазоне 50 - 55 рублей за доллар, предоставление скидок по фиксированным ставкам, переход на оплату аренды по схеме «процент с оборота» вместо фиксированной ставки.

«Собственники ТЦ вынуждены идти на компромисс с арендаторами, выбирая приемлемый вариант коммерческих условий в рамках складывающейся практики на рынке. Иначе арендаторы готовы выходить как из реализуемых проектов, где могут быть подписаны соглашение о намерениях или предварительные договоры, так и из функционирующих, уведомляя собственников о расторжении договоров аренды. Также некоторые розничные сети используют различные антикризисные меры, которые могли бы повысить их „выживаемость“ в новых условиях, — говорит он и приводит примеры. — Например, усиление канала онлайн-продаж (Converse, Nike), запуск собственного производства в России (McDonald’s, Finn Flare), получение дополнительных кредитных линий на развитие от ведущих банков (Concept Group), активное развитие франчайзинговой сети с выгодными условиями „входа“ (Tom Tailor), объединение сетей („Синема парк“ и „Формула кино“, Zenden и Thomas Munz)».

По мнению Тарасовой, арендаторы, как и девелоперы, сегодня идут на сокращение расходов и на финансовые уступки. При этом девелоперы сворачивают проекты, если стройка еще не началась.

В течение этого года «Мега» в Казани должна существенно обновиться — инвестиции составят 2,5 млрд. рублей В течение этого года «МЕГА» в Казани должна существенно обновиться — инвестиции составят 2,5 млрд. рублей

ПЕРВЫЙ ARMANI НЕ В МОСКВЕ

Мы также поинтересовались у экспертов, как выживают крупные игроки в сфере ретейла, ведь в 2015 году рынок покинуло достаточно много «громких» брендов. Всего в 2015 году с рынка ушло 10 международных сетей: наиболее ощутимыми потерями стало закрытие магазинов брендов American Eagle Outfitters, Camaieu, Desigual и Rockport.

Выяснилось, что исход международных ретейлеров из крупных городов России, включая Казань, продолжается. «В 2016 году локальный рынок покинули такие игроки, как „Сбарро“, „Центробувь“, Centro, Mexx и Calvin Klein. Некоторые российские и федеральные бренды приостанавливают свое развитие или просто дольше и тщательнее рассматривают договоры», — рассказала директор «Южного» Ибатуллина.

Рогожин добавляет, что из крупных игроков с начала 2016 года российский рынок покинуло два бренда — Harmont&Blaine и Lindex. «Регионы также несут потери, например, с начала 2016 года были закрыты заведения холдинга „Г.М.Р. Планета Гостеприимства“ в Новосибирске, а бренд Karen Millen ушел из Екатеринбурга, Новосибирска и Красноярска», — говорит он.

Однако места на рынке не пустуют. По сообщению пресс-службы «ИКЕИ» в России, за последнее время пул арендаторов «МЕГИ Казань» пополнился новыми брендами: открылись магазины «Корд», Orby, Baon. А в конце лета откроется первый в российских регионах магазин Armani Exchange — самая демократичная линейка знаменитой марки с одеждой в стиле casual. Первые магазины Armani Exchange в России открылись этой весной в Москве. На сегодня их три — все в столице России. Как писала газета «Ведомости», основной партнер марки в России — Lady&Gentleman City (имеет магазин в Казани — в «МЕГЕ», в «Тандеме» магазин закрылся на прошлой неделе). В «ИКЕЕ» в России не раскрыли площадь будущего магазина Armani Exchange в казанской «МЕГЕ», однако известно, что уже открытые в России магазины марки расположились на площадях 200 - 270 кв. метров.

В конце лета в МЕГЕ откроется первый в российских регионах магазин Armani Exchange В конце лета в «МЕГЕ» откроется первый в российских регионах магазин Armani Exchange Фото: ©Raysonho@Open Grid Scheduler/Grid Engine (собственная работа) [CC0]

РЕЖИМ ОСТОРОЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

По словам Тарасовой из SRG, в этом году существенно вырос уровень вакантных площадей на рынке коммерческой недвижимости. «Процент незанятых площадей в ТЦ зависит от типа объекта и его местоположения. В центре города на проходных улицах уровень вакансии незначительный — 5 - 10 процентов. В хуже расположенных торговых центрах данный показатель выше и может достигать 20 процентов», — говорит она.

Однако казанские представители торговых центров — правда, самых популярных — называют меньшие цифры. «В сравнении с прошлым годом процент вакантных площадей не увеличился, хотя некоторые объекты считают этот показатель, исходя из количества торговых точек, а некоторые — исходя из общей площади. В ТРЦ „Южный“ показатель свободных площадей не превышает 5 процентов», — сообщила директор ТРЦ «Южный».

В пресс-службе «ИКЕИ» сообщили, что процент доля незанятых площадей в «МЕГЕ» осталась примерно на уровне прошлого года и составила 1,9%. Впрочем, в первую очередь пустые площади, как правило, наблюдаются у ТЦ второго и третьего ряда.

Тарасова рассказала также, что в этом году средний чек упал на 20% — люди стали экономить. «Отсутствие индексации зарплат и пенсий, рост тарифов и налогов отразился на покупательской способности населения, — говорит она. — А частота посещаемости торговых центров упала почти в два раза, как и время, проведенное в них. В основном посещают продуктовые и бытовые отделы, покупая товары первой необходимости».

В этом году средний чек упал на 20% — люди стали экономить В этом году средний чек упал на 20% — люди стали экономить Фото: «БИЗНЕС Online»

Переход покупателей в режим осторожного, экономного потребления подтверждает и Рогожин из CBRE. «В сегменте одежды и обуви средний чек в региональных торговых центрах крупных городов сократился в среднем на 7 - 20 процентов. В наиболее выигрышном положении находятся ретейлеры, которые уже успели завоевать лояльность покупателей, сети с активной маркетинговой кампанией, сети ценовых сегментов „средний“ и „эконом“, а также крупные международные ретейлеры, — сообщил он. — В большей степени средний чек сократился в сегментах „средний плюс“ и „премиум“, ряд из них даже покинул региональные города (например, c начала года присутствие в крупных уральских и сибирских городах сократили сети Sisley и Karen Millen). Рост среднего чека в таких сегментах, как бытовая техника и электроника, спортивные товары и спортивная одежда (у отдельных ретейлеров рост чека составил порядка 20 - 30 процентов) во многом обусловлен резким ростом закупочных, а соответственно, и розничных цен. При этом частота посещений у этих операторов по отношению к предыдущему году снизилась».

По словам эксперта, также в регионах значительно просели обороты операторов сегментов ювелирных изделий и аксессуаров. В меньшей степени колебания среднего чека коснулись розничных операторов, на товарах которых, как правило, не экономят — продуктовые сети, детские товары и детская одежда — средний чек здесь практически не изменился.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (133) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.07.2016 09:56

В самодостаточной,независимой,развивающейся державе строят заводы,фабрики,развивают своё сельское хозяйство,науку,здравоохранение,образование и повышают уровень жизни своего населения,а не гордятся строительством торговых центров,в которых торгуют товарами зарубежного производства.

  • Анонимно
    11.07.2016 08:13

    это кризис что ли таки пришел? Страшная статья

    • Анонимно
      11.07.2016 08:30

      Спокуха! Рынок всё отрегулирует.
      Просто, морально тяжело даётся Арендодателям снижение ставок. Расходы то растут: стройматериалы, энергоресурсы, НАЛОГИ и Поборы надзорщиков.
      Правительство если так и дальше будет "давить" со всех сторон малый и средний бизнес, то арендовать некому уже будет скоро торговые площади.

    • Анонимно
      11.07.2016 09:40

      Это все враньё что пишут в статье. Почитайте предыдущие про недвижимость жилую. Она вырастет через год на 30-40%. Значит и эта вырастет. Обычная корреляция. Если застой в коммерческой - то кто-то лукавит...

      • Анонимно
        11.07.2016 10:14

        Год назад тоже говорили что вырастет через год. :)

      • Анонимно
        11.07.2016 10:38

        НЕ смешите! НЕдвижка только вниз!

        • Анонимно
          11.07.2016 11:15

          Никто не смешит вас. По оценкам экспертов к 2018 году цена за квадрат в Казани обгонит центр г.Москвы.

          • Анонимно
            11.07.2016 11:23

            Эксперты не знают, что будет через месяц, а вы ссылаетесь на их прогнозы на 2 года вперед .

          • Анонимно
            11.07.2016 11:31

            уже сегодня в пределах 3 транспортного кольца в москве квартиры стоят под 2- 2,5 млн - это сопоставимо с казанью

            а разница всегда была в 4-5 раз!!! в пользу Москвы

            • Анонимно
              11.07.2016 11:46

              И в чем здесь плюсы для Казани и казанцам? Все специалисты из Москвы сразу побегут в Казань жить и работать на низкоквалифицированных местах и вкладывать деньги в третьесорного качества недвижку?

            • Анонимно
              11.07.2016 14:24

              Вы лжете, таких цен нет, однушка за 2,5 будет не ближе 10 км от мкада) с внешней стороны)

            • Анонимно
              11.07.2016 17:49

              Так это сделано для того чтобы в связи с ведением с этого года новыми методами расчета налога на недвижимость- сдирать максимально с жителей Казани.
              Потому как налоговая база теперь исчисляется не с кадастровой а с рыночной цены объекта.
              Так что радости мало от того что квартиры у нас теперь стоят как в Москве!

        • Анонимно
          11.07.2016 15:02

          с какой стати? рубли то дешевеют

      • Анонимно
        11.07.2016 10:52

        Какие 40%. Народ сидит без денег, последний жирок съедается.

      • Анонимно
        11.07.2016 11:01

        корреляция произойдет когда в будущем году в ноябре платежки придут с новыми ставками налогов на недвижку ..пока из налоговой не пришло письмо счастья с требованием оплатить люди думают что все это теория и не сейчас - а начисления за этот год уже происходят- просто до выборов эта тема замусоливается - потому что там настоящее обдиралово собственников которые не успеют грамотно перерспределить инвестиции

        рс и то что крупные торговые центры не сдаются в этом году связано именно с оптимизацией налогов крупными игроками в связи с резким скачком налога на недвижку которые просчитывают бизнес на перспективу минимум 3-5 лет

        • Анонимно
          11.07.2016 16:28

          В точку- уже подсчитывали владея участком в Казани и парой квартир на налоги придеться выложитьот 500 до 700 тыс рублей!
          Странно что все об этом умалчивают.

          • Анонимно
            12.07.2016 11:15

            что - то не то в ваших расчетах. Кадастровая стоимость при таких налогах должна быть от 22 млн. руб. и это еще при отсутствии вычетов.

    • Анонимно
      11.07.2016 11:40

      а как же успешность успешных инвестпроектов и успешных идей успешных людей? многоходовочка руководства Татарстана?))))

  • Анонимно
    11.07.2016 08:16

    Почему Атак не открылся? Очень даже открылся на Оренбургском тракте 158,кажется.....Так называемый оптово-розничный рынок "Порт".....Оптового я там ничего не заметил,но уютно и удобно....А Атак расположен в цоколе этого "Порта".....

  • Анонимно
    11.07.2016 08:17

    Господа арендодатели,нет людей более жадных чем вы......Снижайте ставки,и люди потянутся к вам.....

    • Анонимно
      11.07.2016 08:34

      Арендодатели причём?
      Постоянно растущие налоги и всевозможные сборы - вот "основание" для установления "жадных" ставок.

    • Анонимно
      11.07.2016 08:38

      Если не брать в рассчет торговые центры, то доходность коммерческой недвижимости даже не покрывает инфляцию. А возможности продать её и положить деньги на депозит, в связи с отсутствием спроса, вообще отсутствует. Но простой люд должен быть доволен - куча чиновников сидят на этой недвижке и не знают что делать с этим неликвидом, который за последние пару лет обесценился в долларах в два раза и висит мертвым грузом.

    • Анонимно
      11.07.2016 09:17

      я не арендатор, не арендодатель. имею сказать, что ставка аренды должна оправдывать интерес собственника вкладывать в недвигу. иначе покупайте сами) маржа торговли тоже должна поддерживать их интерес, иначе населению самим на фабрики ездить)) банки берут свою маржу от ставок привлечения денег и они зависят от ставки ЦБ РФ. От всех вышеперечисленных хотят снижения маржи. В итоге инвесторы не хотят вкладывать, т.к. на банковском вкладе ЛЕГЧЕ и можно больше заработать гарантированный доход. или выводят из России(( А какой гемор поднимать производство в РФ((

    • Анонимно
      11.07.2016 10:48

      Арендодателям недвижимость тоже не с неба упала. Попробуй вложить 100-200 млн. и ждать возврата 10 лет,а проценты по кредиту 14-16 в год т.е. со 100 млн 1,3 млн в месяц только процентов а ещё тело долга. Вот так то, не очень сладко.

  • Анонимно
    11.07.2016 08:18

    ТЦ «Антураж» открылся по другим именем

  • Анонимно
    11.07.2016 08:26

    Унистрой рулит)))

  • Анонимно
    11.07.2016 08:30

    Давайте Все скажем как часто или как редко Вы стали покупать одежду за последние 2 года ?

    • Анонимно
      11.07.2016 08:35

      очень редко. в тц только за продуктами к круп.ретейлерам ходим.

      • Анонимно
        11.07.2016 09:57

        Ну и зря. По одежде куча скидок теперь круглый год!

        • Анонимно
          11.07.2016 10:12

          наивный))) скидка назначается после накрутки)))

          • Анонимно
            11.07.2016 10:20

            Ну и что? Получается то выгодно. Теперь можно даже не летать в Европу за шмотками, а в Казани покупать.

            • Анонимно
              11.07.2016 10:23

              Какими бутиками заведуешь?

            • Анонимно
              11.07.2016 10:40

              В интернет магазинах дешевле получается покупать брендовую и кажуальную одежду,есть возможность примерить перед покупкой в пунктах выдачи,отказаться,если размер не подошёл

    • Анонимно
      11.07.2016 08:46

      Очень печально

    • Анонимно
      11.07.2016 08:56

      Нисколько не реже. Даже чаще. Тот кто хочет всегда заработает! И нечего жаловаться на кризис
      Блондинка

    • Анонимно
      11.07.2016 09:23

      Реже и стараемся по конкретным потребностям (одежда, продукты). Иногда просто с детьми погулять в плохую погоду.

      • Анонимно
        11.07.2016 09:57

        Гулять в музеях надо, а не в торговых центрах! Срам!

      • Анонимно
        11.07.2016 11:36

        Моим детям нравится площадка в меге

        • Анонимно
          11.07.2016 11:45

          Пожалейте своих детей, гуляйте на свежем воздухе.

          • Анонимно
            11.07.2016 12:00

            в субботу весь день дождь лил а выходной один - и что прикажете- по лужам гулять?

            • Анонимно
              11.07.2016 12:04

              Дождевики с зонтиками - и алга!

            • Анонимно
              11.07.2016 12:36

              Да, по лужам! А что такого? Не отнимайте у детей детство.

            • Анонимно
              11.07.2016 22:03

              Столько детских центров, а вы детей в магаз ведете((( В кидспэйс ведите. Красота! На целый день сдаегь, а они уходить не хотят. Очень удобно.

          • Анонимно
            11.07.2016 12:07

            Написано ж было, в плохую погоду!

          • Анонимно
            11.07.2016 13:02

            В Азино не где гулять с детьми на свежем воздухе. Здесь нет парков - здесь только парковка ТЦ Мега. Чиновники все живут за городом - им не до нас. Где нам гулять с детьми?? Где растить наше наследие?? Где вечерами отдыхать от трудовых будней?
            Недавно проходили слушания по Ноксинскому и Азинскому лесам. Исполком хочет откусить 40% от этих парков и разместить вдоль реки НОКСА канализационные коллекторы. Чиновники шлют нам привет - нам, жителям черных кварталов и бетонных коробок!!

            • Анонимно
              11.07.2016 13:36

              ну так зарабатывай себе на лучшее жилье! чего сидеть и ныть? нечего ждать что тебе кто то что то должен

              • Анонимно
                11.07.2016 14:26

                Спасибо, господин-лимон. Вы как всегда заботливы и внимательны к нуждам пигмеев.

    • Анонимно
      11.07.2016 09:34

      Начал присматриваться к секонд-хэндам. Толковые вещи иногда бывают - раз в 8 дешевле, чем в магазине. С другой стороны это правильно - нефиг плодить потребительский тренд! Если вещь хорошая, то ношу с удовольствием, если дома что-то лежит мертвым грузом (не обязательно одежда), то стараюсь продать или раздать друзьям или подарить кому-либо.

      • Анонимно
        11.07.2016 09:50

        То же самое. Но не из за денег, а потому что мода поменялась. Сейчас выглядеть как бомж вполне трендово, достаточно только часы хорошие нацепить

      • Анонимно
        11.07.2016 09:57

        Подскажите адресочки толковых секонд-хендов!

        • Анонимно
          11.07.2016 10:28

          Вот они понты. Ходить в обносках геев и хвалиться фирмой производителем одежды. Ужас. Выбросьте эту шелуху с себя. Ходите в СВОЕЙ одежде, пусть она там в Чугуеве сделана, будьте собой. ОСТАВЬТЕ ПОНТЫ.

          • Анонимно
            11.07.2016 11:20

            Ваши приоритеты понятны. Спасибо за откровенность

          • Анонимно
            11.07.2016 13:31

            он будет в обносках ходить, но пендоских - и будет счастлив, это же не тоталитарная одежда,
            от нее демократией веет

      • Анонимно
        11.07.2016 13:30

        по помойкам прошвырнись, следящий за модными трендами наш)

        • Анонимно
          11.07.2016 14:30

          До коле хамство будет являться инструментом такого "патриотизма" ?

    • Анонимно
      11.07.2016 13:29

      каждый месяц, в ТЦ народу толпы

    • Анонимно
      11.07.2016 20:25

      чаще, чем в последний год. НО - в интернет-магазинах. там нет наценки. даже премиум получается доступен.

  • Анонимно
    11.07.2016 08:32

    ты все пела это дело так поди ж ты попляши

  • Анонимно
    11.07.2016 08:37

    А зачем на Павлюхина ТЦ строить? Там дороги узкие - пробки ужасные будут же.

  • Анонимно
    11.07.2016 09:11

    В Тандеме Леди и Джентельмен закрылся

    • Анонимно
      11.07.2016 10:20

      Ну и что? Это был вечно пустой магазин. Странно, что раньше не закрылись.

  • Анонимно
    11.07.2016 09:37

    Странно, что к юго-западу от метро Родина отгрохали жилой массив. Там самое место под ТЦ! Товарищ Прокофьева, тут какая-то несуразица творится, бардак.

  • Анонимно
    11.07.2016 09:56

    В самодостаточной,независимой,развивающейся державе строят заводы,фабрики,развивают своё сельское хозяйство,науку,здравоохранение,образование и повышают уровень жизни своего населения,а не гордятся строительством торговых центров,в которых торгуют товарами зарубежного производства.

    • Анонимно
      11.07.2016 10:14

      в точку, плюсую

    • Анонимно
      11.07.2016 10:33

      Какой же молодец! Толковый парень!. Тут вон некоторые обноски европейские ищут и хвалятся потом этой мишурой. Я бы таких в рубахах холщовых на поле, собирать сено выгнал, все понты бы тут же выветрились на свежем воздухе и вышли бы с потом. Поставил бы посреди поля 10 буханок хлеба и бочку воды, и на неделю там всех оставил бы. Польза для всех, прежде всего для самих этих людей.

      • Анонимно
        11.07.2016 10:46

        Сами то прошли через это? Или с плёткой будете стоять?

        • Анонимно
          11.07.2016 11:00

          Я как раз прошел. В 40 градусную жару уже в 10 лет пололи по 2-3 га сахарной свеклы вместе родителями. Полностью открытая местность, бескрайнее свекольное поле. Уже в середине дня людей начинали выносить в посадку в конце поля с солнечными ударами. Земля горячая, воздух горячий, солнце сверху, а еще мотыгой нужно работать с 6 утра до 6 вечера. В перерыве в обед и в 4 часа съедаешь по 4 вареных яйца с хлебом и запиваешь скисшим на жаре молоком. Ладно мы домой, а родители на ферму шли прямо с поля, на работу. Доили по 25 коров после этого и только потом домой. А там тоже 2-3 коровы, нужно еду приготовить, постирать, да много чего нужно сделать. А следующим утром подоить домашних коров, покормить всю живность, утром опять на ферму в 4 часа, а в 6 часов уже мы подтягивались. И вместе опять шли на поле. Это было не так давно (не думайте, что в царские времена, когда сохой пахали), мне сейчас 32 года. Вот вас бы также, там о брендах одежды не думаешь и на жизнь по другому смотришь.

          • Анонимно
            11.07.2016 11:18

            чем гордитесь? что жили по-рабски от безысходности?

            • Анонимно
              11.07.2016 11:27

              Горжусь тем, что не отвлекаюсь на пустые явления, типа носить брендовую одежду второй свежести и хвалиться им перед такими же людьми с пустым внутренним и внешним миром. А жизнь это совсем не рабская, видите, у вас даже восприятие ненормальное. Там шутки прибаутки целый день были, вся деревня в поле. Соревновались, кто быстрее. Если задумывались бы как нам тяжко, то как вы сидели бы на антидепрессантах.

          • Анонимно
            11.07.2016 11:23

            Ого, тяжелая у вас жизнь была, батенька! А сейчас как? Все так же корову доите да скисшее молочко пьете?

            • Анонимно
              11.07.2016 11:32

              Да скисшее молоко будет лучше, чем ваше нескисаемое в принципе молоко.

          • Анонимно
            11.07.2016 11:25

            Понятно, а теперь вы городской удаЩливый бизнесмен в новой патриотичной одежде с часами за 2$.

          • Анонимно
            11.07.2016 12:24


            Азат Д

            Моё уважение к вам за труд, (тот коммент мой был) но надо более эффективней работать, это позапрошлый век.
            Кстати, всё это , что вы описывали, происходило под управлением удащливых, который народ суверенитетом качали, вкладывая деньги в пиар Уникс, Ак Барс, Рубин, а народ вот так жил и живёт.

            • Анонимно
              11.07.2016 12:42

              Сейчас уже все стало эффективнее. Нога человека на поле не ступает. Но молодежь растет отвратительная. Гайку от болта не отличают, пшеницу от ячменя, сенаж от силоса. В каждом доме компьютер, у всех сколиоз, проблемы со зрением. Все стали плаксы и неженки, косу держать не умеют, сил нет, выносливости ноль, лентяи и главное с мозгами не дружат. 15 лет, а все ребенок. Не знаю, что даст нам эта эффективность.

              • Анонимно
                11.07.2016 20:30

                не судите, да не судимы будете. зачем так агрессивно выступать против другой точки зрения на жизнь? живите своей жизнью.

              • Анонимно
                12.07.2016 11:25

                Маргинальная позиция, все вокруг не так, раньше было лучше. Жизнь она все расставляет по своим местам. С. Брин, С. Джобс, Цукерберг, тоже не работали в поле и не крутили гайки, но учились другим вещам, поверьте неплохие специалисты в своем деле. Если бы заводы работали, можно было бы отправить, а они не работают. Если вы даже сто раз скажите объявим борьбу с тунеядством, то от этого ничего не изменится. Все, как писал Булгаков, разруха она не в клозетах, она в головах.

      • Анонимно
        11.07.2016 10:49

        Агитируй личным примером

      • Анонимно
        11.07.2016 10:54

        а почему не подписался, тов. Сталин?

        • Анонимно
          11.07.2016 11:12

          Да вам чуть что сразу Сталин начинает мерещиться. Какие неженки! Вот сейчас время второго укоса сена придет, та же работа, для некоторых это обычное дело, а вы шугаетесь тени Сталина и глотаете успокоительное. Боитесь испачкать нежные ручки свои. Эх мужики, понятно, почему бабы сейчас и машину водят и руководят вами неженками. Вам бы где найти обноски брендовые и им красоваться перед женщинами. Но ни это им нужно от вас! Им не нужно ваше искусственно созданное в фитнесс клубе пустое тело. Ничего вы не понимаете. Поэтому они по вам и ходят. И уважения к вам нет, не смотря на то, что вы такие красивые. Красивый мужик, даже звучит противно! Вы этим пытаетесь ваших женщин завоевать, да обноской брендовой. Займитесь полезным делом, реально полезным делом, вас оценят сразу.

          • Анонимно
            11.07.2016 11:42

            Вам бы при Сталине в колхозе поработать без паспорта! Поработать годок как конь тяговой, чтоб мозги на место встали.

            • Анонимно
              11.07.2016 11:53

              Я работал в колхозе. И мозги на месте.

            • Анонимно
              11.07.2016 15:26

              Вот с промытыми мозгами...
              Попробуйте жителю Англии, США или любой Евространы, никогда не выезжающему из страны, что такое паспорт и огромные преимущества его обладания...

              • Анонимно
                11.07.2016 15:33

                Давайте не уходить в 60-е годы. Все, кто действительно хотел уехать из деревни, уезжали. И те, кто там оставались, особо не жаловались на жизнь. Жизнь в деревне никогда не была сахаром, и сейчас не сахар, кто живет в деревне как в деревне, а не так как на даче. Соответствующие исследования по поводу паспорта есть, доступны, изучайте. Тут в БО даже кто-то ссылку давал. Вы повторяете шаблоны ненавистников СССР. Фактами нужно разговаривать, а не домыслами или тем более слухами.

                • Анонимно
                  11.07.2016 16:00

                  Речь заходила о методах Сталина - там точка дискуссии, там точка временного отсчета. Проблемы с паспортами были - мне родители рассказывали. Не надо ля-ля. Я не ненавижу СССР, но я ненавижу авторитаризм, возврат в который для России - возврат на 3 века в прошлое. СССР зижделся на идеологии коммунизма и социализма. Я не понимаю сторонников возврата к СССР - их как котят дурят олигархи, водя их за нос как детей. На выходе все получат дикое сословное общество - полицейское государство, нищенское прозябание бессловесного населения, обмельчавших волею и мыслью, пигмеев-наследников великой страны.

                  • Анонимно
                    11.07.2016 16:25

                    А что вы так оправдываетесь? Разве плохо ненавидеть СССР - оплот рабства и лжи? Не идите на поводу у нынешних фарисеев. У них либо с памятью совсем плохо, либо при совке кормушка была, либо они там никогда не жили - не успели и питаются мифами.

                    • Анонимно
                      11.07.2016 16:59

                      Была необходимость, чтобы люди оставались в деревне и работали ради блага всей страны. И это как оказалось было оправдано. Страна сделала прорыв, в том числе в сельском хозяйстве. И на селе выезжала потом многие годы. Была создана действительно великая страна.

                    • Анонимно
                      12.07.2016 01:26

                      Ложь. Ложь того, кто боится СССР.

                  • Анонимно
                    11.07.2016 16:51

                    Олигархи бояться коммунизма. Это самое страшное для них, чтобы достояния стали государственными, а не частными. Вы совсем уже.

                    • Анонимно
                      11.07.2016 17:21

                      Олигархи не боятся дурить народ и обещать социализм через полицейский режим управления быдло-массой. Вы будете первым, кто под кнутом пойдет рыть каналы и строить заводы олигархам во имя укрепления страны!!

                      • Анонимно
                        12.07.2016 07:53

                        А тем, кто умер от голода и непосильного труда на Колыме или Беломор-канале легче было оттого что они якобы строили коммунизм? Пока не научимся уважать себя, так и будем ишачить на живоглотов вроде Сталина, кем бы они себя ни называли, под какую личину ни рядились.

                        • Анонимно
                          12.07.2016 11:09

                          в лагерях за всю сталинскую эпоху погибло 700 тыс человек, а за время либеральной экономики россии уже более 12 млн человек!!! и это в мирное время.

                          хватит про сталина глупости рассказывать.
                          смертность в сталинских лагерях не превышала 2,5 процента- это в 3 раза больше чем сейчас.

                          за все время в лагерях сидело народу меньше чем в современной россии

  • Анонимно
    11.07.2016 10:51

    Тоже плюсую) во круг одни торгаши и я за то что бы с них налогов больше брать , а с производителей меньше !

    • Анонимно
      11.07.2016 11:10

      Бизнес на то и бизнес, чтобы идти по пути наименьшего сопротивления. И если сейчас выгодно строить тц, а не производить, то винить в этом нужно не бизнес.

    • Анонимно
      11.07.2016 11:18

      Тогда ты будеш покупать все дороже. Сам гоаориш что везде торгаши.

    • Анонимно
      11.07.2016 11:45

      спекулянты большинство

  • Анонимно
    11.07.2016 11:41

    Когда уже до чиновников дойдет что в стране и в нашем городе у людей банально нет денег на покупки - покупательная способность на нуле....

    • Анонимно
      11.07.2016 12:09

      Хозяева торговых центров, как и вообще всего вокруг это щиновники.

  • Анонимно
    11.07.2016 12:13

    В Бугульме и Лениногорске постоянно то открываются магазины, то закрываются, и часто даже продуктовые... Это о чем-то говорит. Как правильно было сказано в статье: " Отсутствие индексации зарплат и пенсий, рост тарифов и налогов отразился на покупательской способности населения".
    Самое главное, чтобы не было войны! Мы держимся! Здоровья, сил и стойкости нам, пенсионерам! И детям нашим! Мы же очень за них переживаем...

  • Анонимно
    11.07.2016 12:18

    зашел на авито прочитав про сумасшедший спрос на жилье и что увидел- почти 15 000 предложений!!!! такого не было НИКОГДА!!! и всего 400 спрос - и то 99% от риелтеров! причем продажи 1 комнатных за 1 млн даже есть на окраинах

    вот это да - а как же статьи о сумасшедшем спросе в этом году? кто объяснит что происходит с недвижкой на самом деле

    • Анонимно
      11.07.2016 13:16

      Убили спрос своими спекулятивными ценами и паразитированием на стадиях согласования. Если нет спроса, значит город не растет, не развивается - значит в этом он конкурентно проигрывает другим городам.
      По развитию рекреационных зон тоже провал (а это фактор экологического качества жизни) - этот провал неспособны прикрыть скверно-парковые "подпрыгивания" госпожи Фишман.
      Чем будете заманивать в наш город людей-жителей? Чем?? Именно у них сейчас есть деньги и с ними и к ним они приходят. Чем привлекательная Казань?- Дорогим жильем и дорогим общественным транспортом, развитым рынком МСП, дорогими высокотехнологичными рабочими местами? Федеральная труба оскудевает. Пора бы повернуться к людям лицом, ведь именно они являются источником развития для города!
      Спасибо руководству города, так много было пиара и так много было не сделано. Кризис расставит всё на свои места - тут будет видно, кто работал и развивал инфраструктуру, а кто тупо осваивал бабос.

    • Анонимно
      11.07.2016 14:06

      эти "предложения" надо делить на 4, т.к. одна и та же квартира дублируется риелторами. А что до квартир за 1 млн. , то это лицо не Казань (Царево, Радужный и проч.) либо гостинки на жилке. НЕбольшое жилье в хороших местах (центр, квартал, район декабристов ...) если оно по разумной цене и сейчас идет хорошо.

  • Анонимно
    11.07.2016 13:30

    Налицо кризис перепроизводства торговых площадей. Казань вроде бы первая среди городов РФ по количеству торговых кв метров на душу населения. Виноваты согласовальщики из исполкома города. Городу необходимо жилье с квартирками по 15-20 кв метров а не торговые площади.

    • Анонимно
      11.07.2016 14:17

      ГОРОДУ НАДО НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА,А НЕ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ.Где Заря,мясокомбинат итд итп.

      • Анонимно
        11.07.2016 14:58

        Зачем заводы в городе? ОТходы производства, стоки и прочее куда девать будешь? Грузовики пробки устраивать постоянно образовывают. Ливнёвки нигде не работают.
        НЭФИС вонючка, особенно в жару, дышать нечем.
        На окраинах электромощности "свободные" простаивают.

        • Анонимно
          11.07.2016 15:35

          Не надо. Современные производства как раз посреди города на Западе. просто нужны соответствующие технологии по сокращению выбросов. А это дорого и не приносит доход олигархам. Но это другая история. Нэфис, кстати уже не пахнет. Они провели модернизацию и выбросы сильно сократились.

          • Анонимно
            11.07.2016 16:24

            "Сократились" при ветре с севера. Когда южный ветер дует в центре города вонь ... и около Пашмира и на кольце...

      • Анонимно
        11.07.2016 14:59

        Новые производства надо открывать не в городе, а в поселках вокруг города. Лучше всего на объездных дорогах.

      • Анонимно
        11.07.2016 15:01

        Открывайте,раз нужны. В чем проблема то?

        • Анонимно
          11.07.2016 16:02

          Однако, дети тоже читают БО)

        • Анонимно
          11.07.2016 20:22

          тогда не скулите,что ваши торговые площади в аренду брать не хотят.Их переизбыток,если еще кто-то не понял

  • Анонимно
    11.07.2016 15:53

    А может перестанем все вместе платить за жкх и потратим эти деньги в торговых центрах, и тогда экономика начнет расти )

    • Анонимно
      11.07.2016 16:34

      а какая разница -хозяева торговых центров и бенефициары от услуг жкх одни и те же физики! поэтому куда бы не платили - все идет в одни и те же карманы

      тут вас обложили со всех сторон - )))

  • Анонимно
    11.07.2016 20:11

    Наконец то у нас откроют Тц Горки а то надоело куда то ехать в тандемы меги и пр .

  • Анонимно
    11.07.2016 20:37

    Ха ха ха, скоро жрать нечего будет. Работы нет, зарплаты нет, алмазную промышленность уже продают иностранным инвесторам... А у нас денег нет, и нам все равно, а скоро бедные еще беднее станут, и вот тогда господа олигархи ваш замечательный бизнес встанет

  • Анонимно
    12.07.2016 09:18

    Первопричина всех наших бед-коррупция

  • Анонимно
    12.07.2016 14:05

    Был недавно в КОРСТОНе на втором этаже раньше были Армани и Черутти, а сегодня ИНТО.))))- это то, чем торгуют в Станбуле на рынках. Вот и вся тенденция на рынке, скоро снова вернемся во Вьетнамбутик.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль