Машиностроение 
12.07.2016

«Это у нас единственный выход»: как индусы шлют «шифровки» КВЗ и КАЗу из Екатеринбурга

Выпускавшийся в Казани дальний бомбардировщик Ту-22М3 впервые могут продать за границу, а в «нагрузку» — 80 вертолетов

Индия готова купить у России еще 80 вертолетов Ми-17, а также 4 ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3. Такие удивительные новости пришли сегодня с международной промышленной выставки «Иннопром-2016». Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что препятствий по Ту нет, более того, это хороший повод реанимировать военно-техническое сотрудничество с Индией, а для КВЗ индийский заказ и вовсе может стать манной небесной.

Дмитрий Медведев (второй слева) во время встречи с государственный министр торговли и промышленности Индии Нирмалой Ситхараман (справа) в рамках VII Международной промышленной выставки "Иннопром" в Екатеринбурге Дмитрий Медведев во время встречи с министром торговли и промышленности Индии Нирмалой Ситхараман на «Иннопром-2016» в Екатеринбурге Фото: government.ru

«ВЕРТОЛЕТАМИ НАСЫТИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО»

Индия хотела бы приобрести у России 80 вертолетов Ми-17, 4 дальних бомбардировщика Ту-22М3. Такая информация содержится на стенде этой страны, выставленном на международном промышленном форуме «Иннопром-2016» в Екатеринбурге, передает «Интерфакс».

Напомним, что новый индийский контракт на КВЗ (традиционный поставщик для Индии) ждут давно — информация о заинтересованности этой страны в новых поставках регулярно всплывает уже года два. Сегодня на заводе не стали комментировать новость с «Иннопрома», но источник «БИЗНЕС Online» в отрасли сообщил, что вероятность подписания контракта в обозримом будущем очень велика. Правда, речь может идти о меньшем количестве машин: в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, если КВЗ получит еще один индийский мегаконтракт, в нынешних условиях он станет для предприятия манной небесной.

Напомним, с 1 июля КВЗ вынужден был перейти на неполную рабочую неделю. Главная причина — недозагрузка производства после окончания двух больших экспортных контрактов: с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года) и Индией (на 151 машину, о завершении объявлено в начале февраля), а также на фоне отказа восточноевропейских стран от российской винтокрылой техники.

В итоге в 2015 году КВЗ реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов — 77 (2014-й предприятие завершило со 107), при этом количество машин для внешнего рынка сократилось почти вдвое, до 37 единиц. «Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, — говорил источник «БИЗНЕС Online». — Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи». Впрочем, как считает Фролов, в этом году КВЗ может неплохо поправить ситуацию. «В принципе, в этом году могут быть неплохие результаты, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Два вертолета взяли сербы, какое-то количество брал Таиланд (17 мая командующий сухопутных войск Таиланда генерал Тхирачай Накванит заявил, что эта страна купит вертолеты Ми-17В-5, по данным «БИЗНЕС Online», — 12 — прим. авт.), плюс наши военные. А если еще и Индия заключит контракт…» Добавим, до 2017 года КВЗ должен поставить Беларуси 12 Ми-8МТВ-5.

Индия хотела бы приобрести у России четыре дальних бомбардировщика Ту-22М3 Индия хотела бы приобрести у России четыре дальних бомбардировщика Ту-22М3 Фото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

Определенный оптимизм внушает такая деталь из майской квартальной отчетности КВЗ, как рост кредиторской (перед контрагентами) задолженности на 4,6 млрд. рублей до 14,4 млрд. рублей по итогам января-марта текущего года. «Кредиторка» в сравнении с 31 декабря 2015 года выросла на 1,6 млрд. рублей. Как правило, в кредиторскую задолженность включаются авансы, полученные от заказчиков, и задолженность перед подрядчиками. Не исключено, завод нашел новые заказы. «Ми-17 — бестселлер в мире вертолетной техники, как автомат Калашникова — безотказный, универсальный, способный эксплуатироваться в самых жестких условиях, все хотят купить такие машины, — поддержал оптимистичный настрой в беседе с «БИЗНЕС Online» директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. — В данном случае Индия будет делать дополнительный заказ к предыдущим партиям — такими универсальными вертолетами насытиться невозможно».

Но, как полагают эксперты, многое будет зависеть от расклада политических сил в самой Индии, от движений в российско-индийских отношениях, поэтому контракт может неоднократно откладываться, а его условия могут меняться. Не исключено, что поводом для торга станет давнее желание Индии получить самолеты Ту-22М3.

«ПОХОЖЕ НА ВБРОС ИНФОРМАЦИИ, НО…»

Нацеленность индийцев на Ту-22М3 — самая интригующая часть новости с «Иннопрома». Напомним, дальний бомбардировщик и носитель крылатых ракет Ту-22М3 начал разрабатываться в 1974 году. Первый полет состоялся 20 июня 1977-го. Серийное производство было развернуто на Казанском авиазаводе (КАЗ) в 1978-м. До прекращения в 1993 году серийного производства выпустили 268 Ту-22М3. Предположительно, сегодня минобороны эксплуатирует примерно сотню Ту-22М3, еще столько же — на хранении.

У российских военных сегодня примерно сотня Ту-22М3Фото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

Эти самолеты никогда никому не продавались, хотя желающие были. Первые новости о возможной продаже Ту-22М3 за границу можно отнести к 1992 году, как сообщает портал Militaryrussia, тогда велись переговоры о продаже 12 машин Ирану. В 2001-м на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3, а в 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз о продаже) по Ту-22М3 сообщал в то время министр обороны России Сергей Иванов. Видимо, по политическим причинам не состоялась сделка по продаже Ту-22М3 Ливии: «Хотя мы были готовы продать, а они — купить», — рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online» технический директор Казанского филиала «Туполева» (сегодня Казанский авиазавод — филиал ПАО «Туполев») Лев Недзельский.

Крайние сообщения о возможном экспорте Ту-22М3 появились в 2013 году. Тогда китайские сайты сообщили, что Китай и Россия договорились о закупке Пекином производственной линии по сборке модернизированного варианта бомбардировщиков Ту-22М3 и 36 соответствующих машинокомплектов. Указывалось, что собранные в Китае самолеты поступят на вооружение ВМС НОАК под индексом H-10 и будут использоваться для нанесения ударов по морским целям, могут серьезно изменить баланс сил в регионе — дадут новые возможности действовать в Южно-Китайском море и на Тихом океане. На этом фантастический слух и заглох.

«Вопрос о поставке Ту-22М3 Индии будет рассматриваться на высшем государственном уровне, — говорит Коротченко. — У нас не было прецедентов продажи Ту-22М3 за рубеж, поскольку этот самолет, в том числе и носитель ядерного оружия. И, вероятно, речь может идти о передаче в лизинг, сомневаюсь, что мы будем продавать Индии такие самолеты».

Индия может заказать на КВЗ еще несколько десятков Ми-17Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«Вообще, странная история, похоже на вброс информации, — отмечает Фролов. — В принципе, вариант с продажей Ту-22М3 можно допустить. Однако, судя по количеству машин, индийцы хотят не ракетоносцы, а разведчики. Четыре ракетоносца мало на что могут повлиять, а вот для разведки — вполне. К тому же крылатые ракеты Х-22 не проходят по режиму нераспространения ракетных технологий, а для индийцев Ту-22М3 без ракет бессмыслен: посылать на бомбардировку чугунными бомбами тыловых объектов двух главных противников Индии — Пакистана и Китая с их ПВО — каких-то четыре самолета просто бессмысленно…

У нас много таких самолетов на хранении, но, я думаю, могут отдать и из эксплуатирующихся — их все равно избыточное количество. Только какие-то доработки проведут для инозаказчика (обслуживанием, ремонтом и модернизацией Ту-22М3 занимается Казанский авиазаводприм. авт.), определенные блоки снимут, ведь вкладываться в новую модификацию ради четырех самолетов нет смысла. Да и индийцы понимают, что в наших условиях НИОКРы могут занять годы. Словом, думаю, Россия не сильно-то и против дать индийцам Ту-22М3. И самолет уже не очень секретный — украинцы при утилизации оставшихся у них машин продали все его секреты. И надо как-то реанимировать российско-индийское военно-техническое сотрудничество».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    12.07.2016 20:31

    Продажа Ростехом блокирующего пакета акций "Вертолеты России" инвесторам, в том числе из арабских стран, также связана с украинским расколом. Здесь ситуация сложилась хуже, чем в самолетостроении. Практически все двигатели для российских вертолетов производились в Запорожье компанией "Мотор-Сич". Срыв поставок двигателей ударил не только по внутренним поставкам, но и по имиджу "Вертолетов России", которые экспортировали свою технику. В 2015 г. новый завод "Петербургские моторы" и Казанский моторостроительный завод начали полностью локализованный выпуск отечественных двигателей ВК-2500 для вертолетов Ми-8 и Ми-17. Но за весь год "Петербургские моторы" смогли выпустить не более 50 двигателей, а необходим ежегодный объем в 500 двигателей. Привлеченные инвестиции должны дать средства не только на производство, но и создание новых моторов. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, к концу 2017 г. на полную мощность запустится выпуск моторов в Санкт-Петербурге для вертолетов серии "Ми" и "Ка", а также новые, более мощные двигатели ТВ7-117 для новейших вертолетов Ми-38.

    • Анонимно
      13.07.2016 08:06

      Сначала отняли акции у российских граждан, а потом продают их иностранцам. Хороша же "государственная" политика.

    • Анонимно
      13.07.2016 12:58

      для российских вс этот питерский двигатель может и пойдет а вот на экспорт нет он кот в мешке и надо довольно долгое время эксплуатации что бы его иностранные заказчики стали брать а вот мотор сич сейчас проводит программу ремонтизации вертолетов ми8 новыми движками и даже начинает заниматься производством самих вертолетов со своими движками

  • Азат Д
    12.07.2016 20:59


    Отлично.
    А вот госкорпорация "Роснефть" покупает у итальянцев(это те которые хотят санкции снять против России и то не все) вертолётов на 3 млрд. долларов.

    • Анонимно
      12.07.2016 22:21

      эксперт широкого профиля Азат не в курсе, что вертолеты могут быть разные. странно

      • Азат Д
        12.07.2016 22:57


        Да в курсе. Это вы не в курсе, что они покупают однотипные вертолёты с Ми 8.
        Чем нефтяникам не угодил наш Ми8(и его модификации)? всегда ими поьзовались.

        • Анонимно
          13.07.2016 01:24

          Вы не в курсе ...

        • Анонимно
          13.07.2016 07:33

          Если бы я выбирал между Ми и Еврокоптером, выбрал бы Евро. Но так ведь я не патриот, на Субару езжу.

          Равиль

          • Анонимно
            13.07.2016 10:25

            Если ты высасываешь народное достояние, то мог бы купить и свое, это я про Роснефть, а то можешь жить с женой а все отдавать другой женщине, это непотребством называется. Как-то так.

          • Анонимно
            13.07.2016 10:34

            Там не Еврокоптер, а AW. Слышал звон, не знаю где он...

            • Анонимно
              13.07.2016 14:56

              Мне плевать, ты не понял принцип, в России не делают современных вертолетов, а штампуют наработки СССР.

    • Анонимно
      12.07.2016 22:30

      Может поэтому и регионы Италии один за другим голосуют за отмену. Рыси ведь тоже не просто так взяли в своё время и те же мистрали.

  • Анонимно
    12.07.2016 21:13

    Когда комментирует Коротченко, то возникает всегда много вопросов. Слишком скрывает свою биографию. Что для экс-инженера-подполковника странно.

    • Анонимно
      12.07.2016 22:07

      Наверное.в ГРУ по молодости служил...

      • Анонимно
        13.07.2016 07:34

        Как "полковник" Наиль Магдеев (мэр Челнов), Полковник Академии Лесного хозяйства...

  • Анонимно
    12.07.2016 21:17

    а как же торговый цент на КМПО, о котором городские архитекторы писали, что очень надо вместо 105 корпуса устроить магазин для населения... ? Исполком думает и заботится о жителях Соцгорода, где нету торгового центра, - какие моторы?

    • Анонимно
      13.07.2016 15:03

      21.17. Нечего стонать, в соцгороде есть хорошие магазины, плюс метро, 5-15 минут до рынка и т.ц. А корпуса заводские трогать нельзя, что бы там арх не фантазировал.

  • Анонимно
    12.07.2016 21:50

    Это всего лишь,информационный квак,из болота россионского оборонного комплекса.Позже напишут,что не так поняли.

  • Анонимно
    12.07.2016 22:19

    Удивительность новости заключается в том, что готовность индусов потратить сумму в пределах погрешности ВВП Индии, у нас новость. Получается по половине ракетоносца на каждые сто сорок миллионов индусов. Ирак, к слову, купил в свое время 16 таких бандур.

  • Анонимно
    12.07.2016 23:04

    Ирак покупал Ту-22, а не Ту-22М3. Класс теоретически один и тот же, но характеристики - небо и земля.

  • Анонимно
    13.07.2016 00:21

    Украинцы разрабатывают "Атаман", может создать конкуренцию

  • Анонимно
    13.07.2016 03:41

    Можно подумать, что все "пикейные жилеты" включая Дазата непосредственно связаны с ОПК, хотя в большинстве случаев это забавы пенсов с клавой. Позволю себе заметить, что КВЗ давно не имел такого заказа и это есть хорошо. Просил бы БО, конечно в пределах дозволенного, дать публикацию о том как сейчас живет, когда то гремевшая на весь союз, казанская "оборонка", в частности электроника и КОМЗ. Заранее благодарен.

  • Анонимно
    13.07.2016 10:22

    Есть общие вопросы в связи с данной информацией.
    1. Где проекты новых изделий, новых технологий под них, техперевооружение производственных мощностей?
    2. Почему не создается отечественный двигатель для вертушек, да и для самолетов оптимизированный по параметрам? Почему производство движков размещается в СПБ, в городе на границе государства, который по всем прогнозам климатологов уйдет под воду в течение оставшихся десятилетий этого века?
    3. Почему правительством страны саботируется организация серийного производства на казанском заводе гражданского самолета для межрегиональных перевозок? .
    4. Почему продолжается уничтожение авиационного "кластера" в Казани полного цикла: подготовка кадров, проектирование, производство, поставки и сервисное обслуживание?
    Вопросы риторические, но очень серьезные для оценки внутренней политики президента и правительства.

  • Анонимно
    13.07.2016 18:13

    а вот 16 завод кмпо закроют к новому году

  • Анонимно
    13.07.2016 18:36

    Тут ключевое слово - ВЫПУСКАВШИЙСЯ.
    Остальное это просто разговоры!
    Для начала надо попытаться ВЫПУСТИТЬ хотя бы ОДИН новый, а потом уже и начинать делить шкуру медведя (не убитого еще)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль