Политика 
16.07.2016

«Получилась абсолютно проигрышная картинка из нашего 1991 года – армия против народа»

Неудавшийся путч в Турции: мятеж военных-кемалистов, козни Гюлена, происки США или инсценировка Эрдогана?

Главное событие недели в мире случилось в ночь с пятницы на субботу в двух главных городах Турции — Анкаре и Стамбуле. Высокопоставленные военные пытались свергнуть законно избранного президента Турции Реджепа Эрдогана. Эксперты «БИЗНЕС Online» рассуждают о том, почему мятеж провалился, кто за ним стоит и каковы будут последствия.

Турецкая столица превратилась в горячую точку вчера поздним вечером по московскому времени Турецкая столица превратилась в горячую точку вчера поздним вечером по московскому времени

МЯТЕЖ ПРОВАЛИЛСЯ

Турецкая столица превратилась в горячую точку вчера поздним вечером по московскому времени. О том, что в стране происходит попытка государственного переворота, сообщил глава турецкого правительства — премьер-министр Бинали Йылдырым. Впрочем, сам политик (во главе кабинета министров он находится лишь несколько месяцев) выразился несколько иначе. «Это пока нельзя назвать переворотом. Это мятеж», — приводит слова Йылдырыма The Hurriyet Daily News.

Слова премьера подтверждали и множественные сообщения информационных агентств. Местом событий одновременно стали два главных города страны: в столице Анкаре зазвучали выстрелы, в Стамбуле блокировали мосты через пролив Босфор и ввели в город танки.

Удивительно, но это историческое событие очень скупо фиксировалось в социальных сетях. Не в пример Ницце, где сразу же после теракта (в четверг ночью во время празднования Дня взятия Бастилии террорист за рулем грузовика наехал на многочисленную толпу, погибло около сотни человек, десятки в тяжелом состоянии) в социальных сетях появились многочисленные видеозаписи. Разгадка простая: в Турции почти сразу с началом мятежа ограничили доступ как к «Фейсбук», так и к «Твиттер».

О том, что во главе переворота стоят военные, стало известно спустя несколько минут после его начала. Главный турецкий канал — государственная телерадиокомпания NTV — сначала заявила о прекращении вещания, а затем вышла в эфир с сообщением: «Вооруженные силы Турции полностью взяли контроль над управлением страной, чтобы восстановить конституционный порядок, обеспечить соблюдение прав и свобод человека, верховенство закона и общую безопасность, которой был нанесен урон. Все международные соглашения продолжают действовать. Мы надеемся на продолжение наших добрых отношений со всеми странами». Утром, когда стало ясно, что попытка мятежа провалилась, организаторами были названы представители офицерского состава ВВС и военной полиции Турции. Об этом заявил глава генштаба страны Умит Дундар. Кстати, сами мятежники назвали себя «Советом мира». Сразу после захвата телецентра в стране было объявлено военное положение, в небе над Анкарой, как сообщало агентство «Аль-Джазира», истребитель сбил вертолет, военными оказались захвачены здания полиции в Стамбуле и Анкаре, аэропорт оказался заблокированным.

О том, что в стране происходит попытка государственного переворота, сообщил глава турецкого правительства — премьер-министр Бинали Йилдырим О том, что в стране происходит попытка государственного переворота, сообщил глава турецкого правительства — премьер-министр Бинали Йылдырым Фото: CC BY 3.0, commons.wikimedia.org

Пожалуй, главный вопрос того момента — где находился президент Турции Реджеп Эрдоган. Сам глава государства заявил, что вот-вот выйдет на улицы Турции, призвал народ страны поддержать демократию (то есть самого президента) и также выходить на улицы страны. Все это Эрдоган заявил в прямом эфире CNN Turk, однако вышел в эфир через iPhone с помощью приложения Facetime — аналога Skype, установленного в телефонах Apple. О своем местонахождении информацию он не уточнял. Ряд информагентств давал информацию о том, что глава страны находится в частном самолете и уже покинул страну, якобы президент Турции просит политического убежища в Германии. Впрочем, спустя несколько часов эта информация так и остается неподтвержденной.

Столкновения начались на улицах Анкары и Стамбула уже поздней ночью. Народ просьбу Эрдогана поддержал и вышел отстаивать законно избранную власть. Сообщалось, что просьба была продублирована массовой СМС-рассылкой, а также призывами громкоговорителей с минаретов мечетей. Люди начали заполнять площади, разоружая военных, не решившихся открыть огонь по толпе.

Сразу с момента начала столкновений лидеры мировых стран выступили с обращениями по поводу ситуации в Турции. И президент России Владимир Путин, и президент США Барак Обама единогласно высказались о том, что Турции необходимо избежать жертв. Однако, по последним данным, количество погибших приближается к двум сотням, ранения в результате столкновений получили почти полторы тысячи человек.

К утру мятежники, осознав, что переворот уже де-факто не удался, начали сдаваться — число задержанных мятежников приближается к 3 тысячам. В их числе десятки высокопоставленных турецких военных и пять генералов. Их поимка продолжается: сообщается, что одна группа военных попросила убежища в Греции, другая захватила фрегат «Явуз» с командующим турецким ВМФ на борту. Как заявил президент Турции, «никто не останется безнаказанным», а отношение к мятежникам будет как к террористам. В стране задумываются о возвращении в Уголовный кодекс смертной казни.

Кроме того, по данным российского консульства в Анталье, около 800 россиян сейчас находятся в Турции по туристическим путевкам, еще несколько сотен человек могут находиться в стране самостоятельно. Их судьба остается неизвестной. Президент РФ поручил создать условия для эвакуации россиян в случае необходимости, однако авиасообщение между Россией и Турцией пока приостановлено.

Эрдоган обратился к народу в прямом эфире CNN Turk, однако вышел в эфир с помощью приложения Facetime — аналога Skype, установленного в телефонах Apple Эрдоган обратился к народу в прямом эфире CNN Turk, однако вышел в эфир с помощью приложения Facetime — аналога Skype, установленного в телефонах Apple Фото: ©Стрингер, РИА «Новости»

ДЖЕМАЛЬ: «ВСЕ ГЮЛЕНОВЦЫ ИЗ РОССИИ СОБРАЛИСЬ В СТАМБУЛЕ ЗАРАНЕЕ, ПОДЧЕРКИВАЮ, ЗАРАНЕЕ»

Что касается версий произошедшего, то сам Эрдоган обвинил в метяже сторонников влиятельного турецкого оппозиционера, исламского общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена. «Они получили приказы из Пенсильвании», — сказал президент Турции. Именно в этом штате США живет некогда соратник нынешнего президента Турции, затем с ним поссорившийся. На родине гюленовцев осталось немало, но на протяжении последних лет их последовательно зачищали, заводя одно уголовное дело за другим. Впрочем, сам Гюлен от поддержки мятежа открестился.

Между тем еще одной популярной, в частности, на просторах сети, версией произошедших событий стала возможная инсценировка мятежа самим Эрдоганом, желавшим еще больше усилить свою власть. На это указывали некоторые несостыковки в том, как все происходило. В российском сегменте теорию инсценировки выдвинул крымско-татарский журналист Осман Пашаев. На свой странице в «Фейсбуке» он пишет: «Любой мало-мальский теракт в Турции сопровождается мгновенным решением властей запретить освещение места происшествия. А тут все стримят из-под наиболее пострадавшего парламентского кабинета премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма (в Турции, как и Британии, члены кабмина являются членами парламентского большинства). Никаких секретов. Каждый кирпичик снимают чуть ли не в 4Д-формате. Аресты военных в прямом эфире. Путчисты вывели несколько танков на Босфорский мост и сдаются в прямом эфире. Эрдоган вещал уже два раза и рассказал, кто все организовал. Конечно же, Фетхуллах Гюлен, проповедник и лидер движения «Хызмет».

«Президент Эрдоган, оказывается, заметил «оживление» военных путчистов еще вчера в обед на отдыхе в Мармарисе, — продолжает Пашаев. — И улетел. Где-то он летал, хотя это еще опаснее, чем сидеть на месте или гнать на машине, когда переворот устраивает армия с самолетами и вертолетами. Путчисты, которые армия, без проблем проводят военные операции в Сирии и Ираке, но почему-то обстреливают отель в Мармарисе после вылета Эрдогана». Однако, по данным сервиса Flightradar, правительственный самолет вылетел из аэропорта Даламан, что недалеко от Мармариса, в 1:43 ночи, в самый разгар боевых действий. Во время полета борт №1 сделал два круга над побережьем и все же направился в Стамбул, где Эрдоган вышел к журналистам.

«Путчисты, которые никогда раньше не крушили здание парламента, а нападали на резиденцию премьера и президента, в этот раз не тронули здания исполнительной власти, а бросили 7 бомб в парламент, — продолжает Пашаев. — В зале заседаний в этот момент находилось более 100 депутатов, но из них никто не пострадал. Вообще никто из власти не пострадал. Главу генштаба путчисты взяли, а потом его героически освободили. Зато погибло более 60 человек: полицейских и невинных людей».

«Путчисты, которые никогда раньше не крушили здание парламента, а нападали на резиденцию премьера и президента, в этот раз не тронули здания исполнительной власти, а бросили 7 бомб в парламент» «Путчисты, которые никогда раньше не крушили здание парламента, а нападали на резиденцию премьера и президента, в этот раз не тронули здания исполнительной власти, а бросили 7 бомб в парламент»

«К мнению, что это была инсценировка самого Эрдогана, можно было бы отнеситесь серьезно, если бы не несколько но, — рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль. — Если бы не масса русских туристов в кавычках, отправившихся после взрыва в аэропорту в Турцию, если бы не Керри, который приехал к Путину, который очень внимательно из Кремля наблюдал за этими событиями. Естественно, Гюлен и гюлениты все были в напряженном внимании. И, в общем-то, они были частью путчистов. Все гюленовцы из России собрались в Стамбуле заранее, подчеркиваю, заранее. Волна поддержки путчизма была поднята здесь. Все СМИ были на стороне путчистов. Ходорковский отдал приказ «Открытой России» поддерживать путчистов. Все американское поле от Вашингтона до Москвы было задействовано на стороне путчистов».

Главной ошибкой мятежников, по мнению Джемаля, был тот факт, что в их среде не оказалось сильного лидера, который мог бы взять власть в свои руки: «У путчистов, что самое важное, не было никакой фигуры, ради которой можно было бы совершать переворот. Не было своего будущего Бонапарта. Обычно ведь переворот проводится каким-то лидером, имеющим амбиции. Раньше перевороты осуществлялись военным лидером, а сегодня военного лидера там не было. Цель их была не привести крутого лидера, а свергнуть Эрдогана. А там дальше как получится. Это уже неважно. И, в принципе, все действия были рассчитаны на то, что это будет триггер, который запустит процесс, как писали бы оказавшиеся там как бы туристы, что он к этому давно шел, довел страну и так далее».

«Джон Керри, который приехал к Путину, очень внимательно из Кремля наблюдал за событиями в Турции» «Джон Керри, который приехал к Путину, очень внимательно из Кремля наблюдал за событиями в Турции» Фото: kremlin.ru

«ЭРДОГАН ЧЕТКО УКАЗАЛ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ВРАГ И КТО ПРИНЕС ТУРЕЦКОМУ НАРОДУ ПРАКТИЧЕСКИ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ, — АМЕРИКАНЦЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают неудавшуюся попытку военного переворота в Турции.

Максим Шевченко — публицист и общественный деятель:

— Эрдоган дважды — и ночью, выйдя по Skype, и утром — сказал, что козни заговора нужно искать в США. Он дважды назвал США, а не какую-то страну на земле, как организатора и источник заговора. Этот военно-фашистский путч связан, для меня это совершенно очевидно, с террористическим актом в стамбульском аэропорту. Подобные акции под поразительными лозунгами защиты прав человека, попытки низвержения законного президента, законного парламента, вспоминаем Украину, это, конечно, тянется оттуда. Эрдоган четко указал, где находится враг и кто принес турецкому народу практически гражданскую войну, — американцы. Гюлен — это детали. Он что там в США шаурмой торгует? Он часть американского истеблишмента, мультимиллиардер.

Федор Лукьянов — политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:

— Если судить по внешним признакам, была попытка вернуться к традициям турецкой политики XX века, когда определяющую роль играла армия. Она служила гарантом, опорой определенного политического устройства, светского, авторитарного и, в общем, прозападного. И на этом все было основано, не говоря уже о том, что сам Ататюрк пришел к власти в результате военного переворота. Ну и во второй половине XX века четырежды военные вмешивались и отстраняли от власти гражданское правительство для изменения курса (в 1960, 1971, 1980 и 1997 годахприм. ред.). И сейчас была предпринята попытка сделать то же самое, поскольку количество проблем в Турции, связанных с правлением Эрдогана, очень резко возросло. По всем фронтам масса сложностей — и внутри, и снаружи.

В принципе, в армии причин любить Эрдогана ни у кого нет, потому что все годы его пребывания у власти шло целенаправленное разрушение авторитета и политического влияния военных. Как ни парадоксально, Турция при Эрдогане действительно, особенно в первое время его правления, стала более демократическим государством. Вот эта роль армии, которая всегда вмешивалась, чтобы корректировать волю народа, она свелась к минимуму.

Вот что любопытно в этой связи. Судя по всему, военные перевороты как механизм уходят в прошлое, и мы видим, что сейчас часть людей вышла протестовать, и они сказали, что мы не за Эрдогана, но мы против того, чтобы военные вмешивались и диктовали. И в этом смысле действительно любопытно, что природа власти в современном мире сильно изменилась, и она стала на самом деле гораздо более демократической, хотя эта демократия не либеральная, она какая-то совсем другая.

Каких целей они хотели достичь, мы не знаем, потому что они не успели этого нам сообщить. Но я думаю, что схема была такая же, как и при предыдущих переворотах в Турции, когда отстраняется правительство, вводится чрезвычайный режим, после чего под контролем военных проводятся новые выборы, на которых побеждает сила, которая устраивает военных больше. Потом происходит возврат к более нормальным процедурам. То есть армия вмешивалась, чтобы сломать тенденцию, а потом уходила обратно в казармы — наблюдать.

Алексей Чадаев – политолог, политехнолог:

— Я оригинален не буду и скажу то же, что и все: в Турцию вернулся добрый, старый, знакомый с детства турецкий военный переворот. Другое дело, что Турция другая. У военных не получилось сыграть по тому сценарию, который всегда «прокатывал». Почему? Причин много. Первая — не захватили лидера. Из чего все тут же сделали вывод, что ребята побаиваются. Второе — не договорились ни с одной группой, а их в Турции туча, которые владеют мобилизационными сетками. Те, что могут быстро собрать на площади толпу сторонников, например. Тут получилась абсолютно проигрышная картинка из нашего 1991 года — армия против народа. Чем отличается нынешняя эпоха — коммуникация работает отлично. Потому противоположная сторона так быстро смогла мобилизовать сторонников. А стихийная поддержка [мятежников] часам к трем ночи, в общем-то, и выдохлась.

А Эрдоган — при всех своих недостатках — политик от Бога. Он очень быстро мобилизовал все что можно. Начали раздаваться самые разные голоса из самых разных точек мира в его поддержку, а ближе к утру и Керри с Обамой проснулись, сказали: «Да, мы за законную власть». Но там уже все понятно было.

Что все это значит для Эрдогана — укрепилось мнение, что не все спокойно в «султанате». И понятно, что сегодня в решающие моменты его противники просто побоялись выйти. Но и момент был неудачный по многим причинам. То, что напряжение присутствует, в огромной части общества есть недовольство ползучей исламизацией страны, превращением ее в «реванш османизма» с одной стороны, а во внешней политике постоянные шарахания есть: то дружим с Россией, то воюем. Эрдоган попортил отношение много с кем. А окружение начало говорить про «халифа», он, похоже, сам в это поверил и пал жертвой собственной пропаганды. Для политика нет ничего хуже, чем пасть жертвой собственной пропаганды. Кажется, с ним это произошло. А все неприятности новейшего времени для Эрдогана — это результат появившейся уверенности в собственном величии.

Руслан Пухов — директор центра анализа стратегий и технологий:

— Я рассматриваю пока два варианта: что действительно часть армии в лучших традициях, заложенных Кемалем Ататюрком, взяла на себя ответственность по смещению Эрдогана от власти. В какой-то степени этот вариант можно сравнить с египетскими военными, которые когда-то взяли на себя смелость убрать от власти демократически избранного президента Мурси. Они вообще схожи — Мурси и Эрдоган. Я позволю себе такое сравнение — «мягкие исламисты». Это первое, что приходит на ум. Однако существуют другие варианты. Как мы знаем, в Америке проживает бывший, так скажем, «духовный отец» Эрдогана — Гюлен. Это богатый исламский ученый, бизнесмен. Гюлен ушел в оппозицию, переехал жить в США и оттуда, по утверждению Эрдогана, пытается мутить воду в Турции. И, как сейчас утверждает турецкая власть, те несколько сот военных, которые пошли на переворот, люди Гюлена. Гюлен совсем не светский человек, тоже исламист. Говоря языком Владимира Ильича Ленина, это могут быть «межимпериалистические противоречия». К сожалению, данных пока мало, все-таки события развиваются меньше суток.

Я не специалист по политтехнологиям, но достаточно было взглянуть на лицо Эрдогана, когда он призывал народ выйти. Сложно это симулировать, поэтому это, видимо, была настоящая попытка отстранить его от власти.

Вне зависимости от того, удался переворот или не удался, вне зависимости от того, были это люди чисто военные или Гюлена, совершенно очевидно, что Турция, которая несколько лет назад имела ноль проблем с соседями, сейчас со всеми переругалась. Эрдоган напрямую обвиняет США, что они скрывают Гулена. Помните, как они пытались давить на Россию, угрожать нашим войскам, сбили наш самолет. То есть в принципе вся внешняя политика Эрдогана — одна большая катастрофа. Вполне возможно, что военных и толкнуло — это не просто жажда власти, они видят, что страна катится на всех парах в пропасть, что ее надо спасать. Я думаю, Эрдоган сбавит пыл. Нам это, естественно, на руку. По крайней мере, вы знаете, от него очень сильно пострадал «Лукойл», который был фактически выдавлен из страны. Вы знаете, как они морочили голову нашему «Газпрому» с «Турецким потоком». Сейчас они, наверное, хвост подожмут.

«КАК РАНЬШЕ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ГОВОРИЛИ, НАРОД ЕЩЕ ТЕСНЕЕ СПЛОТИЛ СВОИ РЯДЫ ВОКРУГ ЭРДОГАНА»

Камиль Самигуллин — муфтий Татарстана:

— Это определяется одним словом «фитна», то есть смута. Мы сами узнали об этом вчера, следим через интернет. Это еще раз должно нас заставить задуматься, что мир очень хрупок, насколько важно сохранение стабильности и спокойствия в нашей стране в общем и в частности в нашей республике. Это еще один пример, мы не должны обольщаться тем, что все так постоянно будет. Это огромный труд, и в этом труде каждый свою каплю должен влить в это море — море стабильности. Иначе никак.

Фаузия Байрамова — литератор, общественный деятель:

— Военные перевороты для Турции превратились в обыденное явление. Так как здесь у армии были сильные традиции. Эрдоган это хорошо знал. Поэтому, придя к власти, постепенно ее ослаблял. Принял новые законы, осложняющие им участие в политике. Сажал в тюрьмы генералов, поддержавших их судей и прокуроров. Это с одной стороны, но с другой авторитет Фетхуллаха Гюлена — это живущий в США большой мусульманский деятель. В свое время он был самым близким другом Эрдогана. Вместе пришли к власти, у Гюлена миллионы сторонников. И в его руках было правительство. Его министры стали диктовать Эрдогану. Он сперва был согласен с этим, но потом, укрепив власть, задвинул своего бывшего друга. Между ними пробежала черная кошка. Нация разделилась надвое. С обеих сторон мусульмане.

Гюлен из Америки проклинает Эрдогана, тот, в свою очередь, сажает в тюрьмы сторонников Гюлена, изгоняет их с работы. Дал ли Гюлен команду военным выступить, я не знаю, но, когда была в мае месяце в Турции, его сторонники среди сибирских татар сказали мне, что к Ураза-байраму Эрдоган не останется у власти. Так заявлял из-за океана Гюлен. Прошло 10 дней после окончания Рамазана, произошли взрывы в стамбульском аэропорту, вчерашние события. Это значит, что подготовка к перевороту шла уже давно.

Азат Ахунов — доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений КФУ:

— Существуют самые противоречивые мнения об этом событии. Первое: что в Турции произошел реальный переворот. Второе мнение: что это постановка, которая была выгодна Эрдогану для укрепления вертикали власти и для преследования оппозиции и инакомыслящих, которые выступают против политики Эрдогана по исламизации страны. Судя по всему, в Турции, богатой традициями переворота, первый сценарий более реалистичен. Вторая точка зрения сомнительна, ведь если это постановка, то она слишком такая масштабная, было много жертв.

Но вместе с тем эти события привели к укреплению позиции Эрдогана. Как раньше в Советском Союзе говорили, народ еще теснее сплотил свои ряды вокруг Эрдогана. Военные уже давно говорили, что он отошел от традиций, заложенных Ататюрком, традиций светского государства, исламизировал страну. Кроме того, испортил отношения как с Америкой и Европой, так и с Россией. Политика, проводимая президентом, испортила отношения с соседями. Есть много претензий к Эрдогану. Он, зная об этом, проводил ряд превентивных мер. Военные были недовольны этим. Не скрывали своего отношения.

Думаю, внутренняя и внешняя политика страны после переворота не изменится, она и так сложная. Я не думаю, что что-то изменится. Но российско-турецким отношениям все равно будет нанесен урон. Они начали налаживаться в последние дни, особенно в сфере туризма. Скорее всего, запретят въезд россиян на курорты в Турцию по соображениям безопасности.

Марс Тукаев — заместитель председателя исполкома всемирного конгресса татар:

— Представители как правящей, так и оппозиционных партий выступили против этого переворота. Президент Эрдоган призвал народ выйти на улицу. Они его поддержали. Сперва не было известно, какая часть армии поддержит повстанцев. После того как стало известно, что их малая часть, народ заполнил улицы. Но и во многих местах армия не пошла против народа. То, что это так и закончится, было понятно. Армия в последнее время была под контролем правительства. В отличие от переворотов 60 - 80-х годов, сейчас вооруженные силы находятся под контролем правительства. Как человек, проживший в Турции около десятка лет, могу сказать, что народ поддерживает Эрдогана. Это показали и президентские выборы. Оппозиция тоже сильна в стране, но у них нет единства.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (138) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.07.2016 16:38

Эрдоган не Ельцин! Не путай! Люди поддержавшие Ельцина в то время, желали перемен и устали от прошлого, а нынешняя Турция стабильная страна, тем более Эрдогана поддержал не только народ, но и руководство армии страны! Человек одним своим обращением выведший народ на улицы достоин уважения, а Ельцин был старый, больной человек которым крутили как хотели, как семья, так и ворье которое его тогда (ныне здравствующие) окружало! Ельцин сам в случае чего готов был бежать в США за политическим убежищем!)))

  • Анонимно
    16.07.2016 16:00

    Турки захотели президента турка. Военные выступили пртив исламизации страны. Эрдогана ждет судьба Каддафи и Саддама

    • Азат Д
      16.07.2016 17:35


      Каддафи, Саддам, Асад - диктаторы, державшиеся во власти на штыках, у них не было и нет народной поддержки, поэтому и свергли, в отличие от народно избранного Эрдогана, в демократической стране, в конкурентной борьбе.
      .


      • Анонимно
        16.07.2016 21:05

        Поддержке Саддама Каддафи Эрдогану и нне снилась такая))) Эрдогана мне кажется курдам отдадут на растерзание турецккие военные

        • Азат Д
          16.07.2016 21:19


          Так вы за хунту?
          В Турции Эрдоган законно избранный народом президент.

          • Анонимно
            16.07.2016 22:12

            За демократию. Что бы народ решал. Как в Ираке или Ливии.

        • Анонимно
          16.07.2016 21:20

          Часть курдов голосовала за Эрдогана, военное руководство подтвердило приверженность присяге, а не путчистам.

    • Анонимно
      16.07.2016 19:01

      Турки избрали Эрдогана на реальных выборах, в т.ч. и от того, что они устали от диктата военных, нет там исламизации, просто Эрдоган вернул гражанам их конституционные права. Поэтому участь диктаторов Каддафи и Хусейна его не ждет. Что касается армии, они тоже из народа, со временем идеи кемализма и там станут архаикой, это видно уже сейчас - большинство армейцев не встали на путь предательства.

    • Булгарин
      16.07.2016 19:53

      Это товарищ, тут как попугай все одно и то же повторяет. Ну еще замечу, что турки все же не арабы.

  • Анонимно
    16.07.2016 16:16

    Когда то тоже в 90 х наши воры поддержали пьяного Ельцина и развалили страну любимую СССР. Сейчас все эти имют миллиарды и сидят вместе тюрьмы в госдуме в совете федерации и в правительстве

    • Анонимно
      16.07.2016 16:38

      Эрдоган не Ельцин! Не путай! Люди поддержавшие Ельцина в то время, желали перемен и устали от прошлого, а нынешняя Турция стабильная страна, тем более Эрдогана поддержал не только народ, но и руководство армии страны! Человек одним своим обращением выведший народ на улицы достоин уважения, а Ельцин был старый, больной человек которым крутили как хотели, как семья, так и ворье которое его тогда (ныне здравствующие) окружало! Ельцин сам в случае чего готов был бежать в США за политическим убежищем!)))

      • Анонимно
        16.07.2016 17:30

        Ельцин хоть и алкоголик но мужик. Не убежал как эрдоган от гкчп. Асад мужик. Не бежит. А эрдоган второй керенский к бабе меркель побежал. Но онв его не приняла )))

        Кто теперь ему руку жать будет? Фу

        • Анонимно
          16.07.2016 19:03

          Эрдоган не сбегал из Турции, он полетел в Стамбул.

        • Анонимно
          16.07.2016 20:38

          Прежде чем писать разберитесь.

          • Анонимно
            16.07.2016 20:57

            Он всю ночь над Европой летал. Никто его не принял. Меркель сказала будь мужиком езжай домой.
            Второй Каддафи или Саддам

            • Азат Д
              16.07.2016 21:17


              "Меркель сказала будь мужиком езжай домой." - а вы переводили?
              Или по первому государственному каналу - вам в перерыве "Пусть говорят" сказали? Или сам Малахов сказал?


            • Анонимно
              16.07.2016 21:21

              Уже определили, что он за пределы Турции не вылетал.

    • Азат Д
      16.07.2016 17:37


      Где вы были, где была многомиллионная советская армия, когда воры и пьяница разваливали СССР? Значит такая страна была, что пьянь могла её развалить. Пьяницу толкни, он сам упадёт, а он СССР завалил.


  • Анонимно
    16.07.2016 16:20

    Комментариями делятся ведущие эксперты, аналитики.. и во многом несут откровенную чушь.. свои доводы основывают на поверхностных знаниях..

  • Анонимно
    16.07.2016 16:39

    Чистая инсценировка, даже не на уровне армии, не то что спецслужб.

  • Анонимно
    16.07.2016 16:46

    молодцы турки отстояли своего лидера и демократию

  • Анонимно
    16.07.2016 16:55

    А теперь мы идем к вам. Внедрители хаоса из США. Походу они всех успеют разнести.

  • Анонимно
    16.07.2016 17:15

    Эрдоган молодец смог противостоять мятежникам!!!!

    • Анонимно
      16.07.2016 19:38

      Эти мятежники были очень контролируемы, и слишком быстро их ликвидировали. Вам это ни о чем не говорит?)))

      • Булгарин
        16.07.2016 20:04

        Говорит только о том, что они начали опережая события. Видимо, об их планах стало известно заранее и ждали, когда все созреет. Но они начали раньше, вот отсюда и многие действия больше похожие на панику среди мятежников. А так представлять, что это был заранее продуманный спектакль со множеством смертей и реальными перестрелками, это уже что-то больше похоже на шизо.

        • Анонимно
          16.07.2016 22:04

          Соглашусь. Скорее всего власть знала и готовилась. Дала немного шума в СМИ и все ок. Только зачем фэйсбук и твиттер выключили, иначе ведь милльоны за Эрдогана вышли бы. Наверное.

          • Анонимно
            17.07.2016 11:14

            Информация об отключении соцсетей - ложь. В этот раз и фейс, и твиттер, и все остальные социальные сети и мессенджеры работали. Интернет не был перегружен, все работало на очень высоких скоростях, в отличие от предыдущих происшествий.

        • Булгарин
          17.07.2016 17:22

          Вот уже и турецкие газеты стали говорить о том, что путчисты выступили раньше времени. Они узнали, что Эрдоган знает об их планах по военному перевороту. Спецназ, полиция и национальная разведка готовит грандиозную чистку в рядах армии. Отсюда и такие поспешные и судорожные шаги путчистов. Может повезет и они все же смогут скинуть Эрдогана, тем более когда он выехал на отдых. Но у них не хватило сил и не все военные все же поддержали их. А так замах был огромным, включая и американцев, которые могли стать их опорой.

  • Анонимно
    16.07.2016 17:22

    Эти события укрепят авторитарную власть РЭ и позволят ему протащить втягивание турецкой армии в мощную войну. Всё как и прежде правители сговорились против своих народов.

  • Анонимно
    16.07.2016 17:47

    России выгоден Эрдоган. Он слаб и тащит Турцию к самораспаду. Через 2 года Константинополь будет наш. Все по плану. Путин гений. Сегодня Турция еще на несколько осколков раэбилась

    • Азат Д
      16.07.2016 18:14


      А что ж тогда его наши по телевизору ругают?
      Только что то за наш самолёт, он помидорами отделялся.

    • Анонимно
      16.07.2016 19:06

      Эрдоган только укрепится. И забудьте про Стамбул, мусульмане РФ, особенно тюркские, и весь исламский мир не позволят его захватить.

      • Анонимно
        16.07.2016 20:17

        Ты первый и побежишь Константинополь захватывать))) Несмотря что мусульманин несмотря что тюрк а потому что гражданин РФ

        • Булгарин
          16.07.2016 20:39

          А вам ничего не навеяло эти события в Турции. Тоже там чего то хотели сделать вопреки воли народа. Гражданином РФ быть еще не значит выполнять всякие дурные приказы. Вон мятежники тоже стали чего там вопить о законности и о том, что они там власть. И кто же начнет войну за Стамбул? Не вы ли. Ну тогда флаг вам в руки, не забудьте еще и саван прихватить.

        • Анонимно
          16.07.2016 20:40

          Я похож на идиота, который порется в Стамбул?! Меня и в Сирию никакими денежными посулами не заманишь

          • Время придет - никуда не денетесь, пару худеньких солдатиков пришлют, те прикладами расколошматят вам дверь в квартиру. И поведут, болезного в автобус.
            Очнетесь уже в неумелом окопе, с полным рожком и штанами.

            • Анонимно
              17.07.2016 00:41

              Я выкручусь. А в армию воевать не понятно за что не пойду.

        • Азат Д
          16.07.2016 21:15


          Только в последнее время Россия со своей имперской политикой обчекрыжывается-Польша, Финляндия, Прибалтика, Белоруссия, Украина, Бессарабия, Средняя Азия. И остальные страны отворачиваются, от нас.

        • Анонимно
          16.07.2016 21:24

          Не надо считать граждан РФ стадом баранов, никто не пойдет завоевывать Стамбул.

          • Азат Д
            16.07.2016 21:43


            Так Хабибуллин полетел за Асада воевать. Если что, нашего сбитого лётчика на земле, убили не ИГИЛовцы.

            • Анонимно
              16.07.2016 22:14

              И теперь мы в Стамбуле? Хабибуллин - контрактник, это другая история.

              • Азат Д
                17.07.2016 08:10


                Теперь мы в Сирии за Асада воюем, против его противников, в том числе против ИГИЛ, как я понимаю.




    • Анонимно
      16.07.2016 19:07

      когда гений сделает уровень жизни россиян хотя бы как в РУмынии

      • Анонимно
        16.07.2016 20:16

        Тогда когда ты встанешь и пойдешь работать. Путин тебе не нянька

      • Анонимно
        16.07.2016 20:20

        а вы были в румынии и знаете, конечно, как там живут. или вам "одна баба сказала"?

      • Анонимно
        16.07.2016 20:31

        Когда же Вы наконец-то начнёте работать? Когда же Вы дадите производительность труда как в штатах?

      • Анонимно
        16.07.2016 22:41

        Индекс человеческого развития (ИЧР) является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире.
        По этому индексу Россия выше Румынии.
        Конечно, это не повод для радости, но хотя бы оперируйте хоть маломальскими фактами.

    • Булгарин
      16.07.2016 20:06

      Как к тому времени самим не развалиться. Мечтать о Константинополе не вредно, только подавиться можно. Да он и никогда не был ваш. Тогда когда был Константинополь такой нации как русские еще и в помине не было.

  • Анонимно
    16.07.2016 18:17

    А где "визги" туроператоров? Не слышу.

  • Анонимно
    16.07.2016 18:37

    Бум клиентов, все хотят больших скидок на путевку в Турцию ) ничего не бояться ...

  • Анонимно
    16.07.2016 19:03

    Забудьте про Константинополь. Истанбул мусульманский город.

  • Анонимно
    16.07.2016 19:26

    Если комментарии читать... с бодуна, то можно и с "катушек слететь".
    Аскарович

  • Анонимно
    16.07.2016 19:36

    Марс Тукаев проучился в Анкаре много лет и не по наслышке знает, как быстро турецкие спецслужбы отбирают камеры и стараются погасить конфликт, чтобы о нем никто не знал. Зачем он говорит то, о чем знает наоборот.

    Дешевая инсценировка Эрдогана налицо. Сейчас по 1 Каналу в новостях ряд международных экспертов заявили, что при помощи этой инсценировки, Раджап Эрдоган получит возможность отменить мораторий на смертную казнь на своих противников, которые могут выйти из тюрем и поменяться с ним местами.

    Сам Эрдоган профессиональный актер, а армия реально всегда была сильной и контролировала власть в стране. При настоящем перевороте Эрдогана давно бы арестовали.

    Чтобы стать судьей в Турции надо быть профессионалом и получить дорогое и качественное образование, поэтому основная масса из них сторонники Фетхюллы Гюлена, которые жили и финансировались за счет его системы. Здесь Эрдоган получил шикарную возможность отстранить тысячи судей от власти, которые рано или поздно судили бы его.

    • Анонимно
      16.07.2016 19:53

      Согласен, только ремарка: при настоящем перевороте Эрдогана бы застрелили при аресте...

    • Анонимно
      16.07.2016 20:33

      Полностью с Вами согласен! так смешно смотрелись военные, которые заявили о том, что они отправились на учения, и ничего не знали о путче.

      • Анонимно
        16.07.2016 22:59

        Дали уж прикрытие молодым солдатикам. Что уж смешного. Поэтому и на мосту сдавались - что, как бы, не при делах.

  • Анонимно
    16.07.2016 19:51

    И ты прав Али и ты прав Бетал!
    Тут проще не спорить и противопоставлять версии надо, а объединить! Понятно, что был заговор, в котором приняли участие и военные и гюленисты. Но были еще силы и должностные лица, которые пообещали путчистам поддержать, а на делле помогли разгромить. Эрдоган был в курсе этого путча с самого начала (возможно от ам. друзей, которые из другого лагеря противостояния Трамп- Обама+Клинтон, где одни поддерживают Эрдо, а другие Гюлена). Так что зачем Эрдогану раскрывать путч до начала, когда неудачный путч решает большинство его проблем! Теперь он зачистит армию, оппозицию, критиков и личных врагов.
    И еще раз повторюсь, что бомбежка парламента уж слишком напоминает сюжет финала "Голодных игр"! Сомневаюсь. что это действительно мятежники бомбили...

    • Анонимно
      16.07.2016 23:07

      Гюлленистов не было, это дешевое обвинение Эрдогана. Гюллен входит в 100 влиятельных людей мира, он просто ждет пока Эрдогана не станет, ему и делать ничего не надо: уровень разный.
      Это как Путин ждал, когда Саакашвилли не станет.

  • Анонимно
    16.07.2016 20:22

    и все забывают, что огромное количество гюленистов живет в татарстане.

    • Анонимно
      17.07.2016 00:42

      Гюлен - выдающийся мусульманский богослов современной формации.

      • Анонимно
        17.07.2016 15:37

        Он поддержал антиисламские силы в Турции и сионистов. Конфликт Эрдогана и Гюлена начался из-за вопроса к Израилю. Какой он после этого мусульманский богослов?

  • Анонимно
    16.07.2016 20:31

    такая веселуха, движуха в мире происходит, стало интересно новости смотреть!)

    • Анонимно
      16.07.2016 20:46

      То ли ещё будет.Посмотрим,чо к концу года в стране и в Мире будет происходить.

  • Создается впечатление, что турецкая армия не готова всерьез стрелять по гражданским. Это - тактический просчет путчистов с одной стороны. С другой стороны, именно это хорошо понимал хитрый Эрдоган, призывая граждан выйти на улицы.

    Вполне возможно, что вот конкретно под танки бросались хорошо подготовленные бойцы в гражданской одежде.

    Наверное, будущие путчисты сделают соответствующие выводы и следующий путч будет более кровавым и безжалостным.

    • Анонимно
      16.07.2016 21:28

      Следующего раза не будет.

      • Будет конечно.
        Турки - народ воинственный, жестокий и памятливый. Городские люмпены, мелкие лавочники и селяне, на которых сделал ставку Эрдоган - это еще не вся Турция.

        • Анонимно
          16.07.2016 22:10

          Вот именно, памятливый, они не будут терпеть больше уже диктатуру военных и воинствующих секуляристов. Время армии ушло. Эрдоган и ПСР выигрывали различные выборы в Анкаре и Стамбуле, хоть и не так убедительно, как в остальной части Турции. Что там про люмпенов говорили?

  • Азат Д
    16.07.2016 21:00


    Я не очень понимаю, "россияне-записные патриоты" за этот переворот? за хунту?

  • Анонимно
    16.07.2016 21:01

    Прекрасная инсценировка получилась,Рэджэп возвысил себя и укрепил власть.

    • Вообще, эта тупейшая идея про инсценировку - она откуда взялась? Наши сходу выдумали?

      Если так, то понятны мотивы: "Ничего не происходит помимо воли существующей власти. Смирись, россиянин... Тебя - нет. Везде только мы".

      • Анонимно
        16.07.2016 23:15

        Эмиль ты ничего не знаешь о Турции: всегда власть в Турции контролировали военные, и что они якобы на учения вышли, стреляли из вертолета без поддержки минобороны, а танки народ остановил- это просто туфта. И сказки про Гюллена, у которого и так власть есть- это вообще верх лжи Эрдогана, одним словом Саакашвилли2.
        Раз Эрдоган, такой инсценировкой решил убрать конкурентов и сплотить вокруг себя часть населения, значит власть его ослабевает и не долго ему осталось.

        • Анонимно
          17.07.2016 15:35

          Вообще-то, погибло больше 200 человек. Вы бы, наверно, решились собственный народ давить, если так говорите. А может просто переворорт захлебнулся и команда перестала к путчистам поступать. Гюленовцнв подчистили и планировали еще, так что Гюлен свою власть теряет, это могло быть причиной для мятежа.

      • Анонимно
        17.07.2016 09:47

        Чтобы понять устройство страны и менталитет турок, там надо жить долгое время. Практика интриг и инсценировок у турок в крови со времен Султана Сулеймана. Если ты дашь турку в глаз, это будет спектакль со всеми криками, вызовом полиции и вызыванием жалости к себе, что и продемонстрировал Эрдоган. И эту идею поддерживают многие международные эксперты, поэтому назвать их мнение тупейшим нельзя, так как есть на то много факторов и доказательств.

  • Анонимно
    16.07.2016 21:23

    Инсценировка подготовленная спецами . Теперь Эрдоган будет везде желанный гость . Увидели зачатки , подогрели и успешно погасили под полным контролем .

  • Анонимно
    16.07.2016 21:35

    Попыталась ни сама армия, а какая-та маленькая часть в ней. Народ все еще на улицах флагами поддерживает своего лидера.

  • Анонимно
    16.07.2016 21:40

    Накануне путча было объявлено, что спецслужбы выявили около 1700 гюленистов среди офицеров и 400 среди чиновников, также власти в ближайшее время планировали провести еще чистки от гюленистов в армии и гос. управлении. Так что попытка переворота была отчаянным шагом, к которому готовились долгое время. И он провалился. Оппозиционные партии, как кемалистская Народно-республиканская, ранее хоть и выступали в союзе с гюленистами, на этот раз побоялись связывать себя с именем Гюлена. Эрдоган близок к победе, ему надо только дожать врагов.

  • Анонимно
    16.07.2016 22:17

    Эрдоган близок к водосточной канаве или виселице.

  • Анонимно
    16.07.2016 22:19

    Внутренний голос мне говорит, что в Турции так широко не муссировался расстрел здания Верховного Совета из танков. А нам, видимо, писать больше не о чем - одна Ницца да Турция с небольшой добавкой Украины.
    А что в России происходит-то, позвольте поинтересоваться? Верной дорогой идём, товарищи???

    • Анонимно
      16.07.2016 22:51

      Россия к сожалению деградирует,нищает с каждым днём и милитаризируется.Но мы держимся.

    • Анонимно
      17.07.2016 00:45

      В ночь военного путча в Турции случился грандиозный пожар на крупнейшем в РФ Уфимском НПЗ. А ты говоришь в России событий нет.

  • Анонимно
    16.07.2016 22:36

    Главный фактор во время мятежей народ.Если бы не народ то вряд ли Эрдоган смог бы удержаться у власти.

    • Анонимно
      16.07.2016 23:17

      Ты сам в это веришь? От твоего коммента пахнет рассказами про ленинцев и Великий Октябрь.

    • Анонимно
      17.07.2016 07:52

      Главный фактор не народ, а угроза избрания Трампа в США. Который уже давно выбрал в качестве главы Турции Гюлена.

  • Анонимно
    16.07.2016 23:27

    Надо было Эрдогана в турецком Форосе блокировать. Без пыли и шума. А когда все договорятся о расчленении страны, когда все будут довольны, сказать, что президент сам попросил его слегка поблокировать. Плохо турки изучают опыт российских спец служб.

    • Анонимно
      17.07.2016 15:27

      Наоборот, хорошо изучили и подавили преступный мятеж.

  • Анонимно
    16.07.2016 23:29

    Если мы вспомним карьеру Эрдогана, то начинал он ее с ареста ганералов миобороны Турции, прокуроров и полиции. Соответственно заполнил эти места своими людьми, и это продолжалось последние десять лет. Следовательно кто мог возглвить заговор против него- НИКТО, это его фирменные заготовки, его ШОУ.

  • Анонимно
    16.07.2016 23:43

    Раз правительство Турции прибегает к таким дещевым приемам ведения внутренней политики, путем создания мнимой революции, которую они тутже гасят за 4,5 часа- значит оно политический труп, и не долго ему осталось.

  • Анонимно
    17.07.2016 01:44

    Недолго Эрдогану осталось бегать вокруг себя, типичный чурбан, который хочет обмануть всех, но получит по шее от своих же. Тему с военным переворотом он конечно классно придумал, в начале все ему даже поверили, и даже я признаюсь честно. Сегодня понимаю четко, что это спектакль, такое было и у нас в Татарстане в 2012 году при Фаизове, когда он поджег себе машину и тоже арестовали невинных ребят, якобы терракт.
    Значит Эрдоган исчерпал политические механизмы урегулирования власти, и как следствие: скоро его уйдут. Фетхюлла поставит своего и Турция вскоре забудет Эрдогана.

    • Анонимно
      17.07.2016 15:25

      Вы - последователь Ф. Гюлена? Разочарованы, наверно, что переворот провалился.

      • Анонимно
        18.07.2016 00:42

        Было-бы в чем разочаровываться: В том-то и дело, что переворота не было, была хорошо спланированная пиар-акция Эрдогана.

  • Анонимно
    17.07.2016 06:17

    Турция очень богатая красивая страна .

  • Анонимно
    17.07.2016 06:58

    Эрдоган в НАТО,в отличии от вышеописанных,кого всякие офисные планктоны азатд и аблакаты обозвали диктаторами-Каддафи,Саддам.Могу послать азатд почитать,что имел народ Ливии при Каддафи.

  • Анонимно
    17.07.2016 09:41

    Сегодня в Турции кризис экономичесеий и политический- это результат политики Эрдогана, который до последнего верил, что его примут в Евросоюз и сделал "Удар в спину". При помощи своей интриги под соусом "Государственный переворот", он все проблемы переводит на внешних врагов, сплочает массы вокруг себя и получает возможность посадить в тюрьмы неугодных ему людей, масса которых растет каждый год. Но долго Эрдоган таким образом не протянет, так как сегодня нужно решать все вопросы конструктивно политическим регулированием. Народ Турции не захочет жить в интригах и скандалах, не захочет, чтобы его близких сажали в тюрьмы и убивали, и если Эрдоган не найдет политическое решение вопроса, то народ откажется от него.

  • Анонимно
    17.07.2016 10:36

    эрдоган политический труп. Я бы ему руку не жал, после того как он сбежал из страны и просил европейских лидеров дать убежище и ему все отказали.

    • Анонимно
      17.07.2016 15:23

      Чушь, народ с ним. Вам американское ТВ сказало, что Эрдоган улетел и просил что-то там? Он не покидал Турцию.

  • Анонимно
    17.07.2016 11:31

    Саддам, Каддафи следующий должен быть Асад, но выстоял благодаря России, Мурси, Эрдоган готовся твои ноги уже затянуло под каток под названием США. Зря с Путиным поссорился.... Твои же тебя забьют палками... У США денег хватит всех купить.

    • Анонимно
      17.07.2016 15:21

      И не надейся, Эрдоган помирился с Путиным и подавил мятеж.

  • Анонимно
    17.07.2016 13:19

    — Петро Алексеевич, В Турции военный переворот. Нужно определиться с позицией Украины по этому вопросу.
    — А Путин за кого?
    — Путин молчит.
    — А Обама за кого?
    — Давайте позвоним Обаме, спросим!
    — Точно!
    — Алло, Барак Хусейнович, в Турции военный переворот, вы и штаты за кого?
    — А Путин за кого?

  • Анонимно
    17.07.2016 14:33

    Наш долг как тюрков помочь братскому турецкому народу сбросит иго кровавого людоеда грузина-Эрдогана. Иначе Турцию ждет сценарий Ливии и Ирака.
    Наши братья нам не простят.

    • Анонимно
      17.07.2016 15:19

      Не лезь со своим нацизмом и сплетнями к нашим братьям. При Эрдогане Турецкая Республика достигла наибольшего развития, турки вышли поддержать своего Президента., и этим все сказано.

      • Анонимно
        18.07.2016 11:08

        Турки вышли не за Эрдогана, а за отсутствие войны!!! не надо путать мягкое с теплым!

    • Азат Д
      17.07.2016 17:36


      Наши братья украинцы и остальные, шарахаются от нашей "помощи". Не как отвязаться не могут, от наших "братских" объятий.





  • Азат Д
    17.07.2016 17:36


    Хунта в Турции потерпела поражение.

  • Анонимно
    17.07.2016 18:40

    Согласен турки заслужили президента турка. Эрдогана надо гнать

  • Анонимно
    17.07.2016 18:46

    Мир в шоке: сирийские террористы поздравили Эрдогана с победой!

    Главари крупнейших сирийских группировок ССА, «Ахрар аш-Шам» и «Джейш аль-Ислам» выступили со словами поддержки в адрес Эрдогана, выпустив соответствующие заявления в своих СМИ. Таким образом они по сути признали, что тесно связаны с режимом Эрдогана.

    Ранее в Сирии неоднократно заявляли, что Анкара активнейшим образом поддерживает террористов на территории САР оружием, деньгами, военными инструкторами и т.д.

    «Ахрар аш-Шам» поздравляет правительство Турции и народ, положивших конец перевороту!» — заявляет один из видных боевиков группировки.
    После этого и официальный аккаунт бандформировавния «Ахрар аш-Шам» публикует заявление со словами поддержки в адрес Эрдогана и народа Сирии.

    Бандформирование «Свободная сирийская армия» выпустила целый меморандум в честь победы режима, с осуждением путчистов и одобрением деятельности Эрдогана:

  • Анонимно
    17.07.2016 19:48

    молодцы братья турки! как достойные мусульмане вышли и защитили своего президента

    • Анонимно
      17.07.2016 20:38

      Армия не стала стрелять в радикалов. В Египте стреляла и Мурси не стало.

      • Булгарин
        17.07.2016 21:57

        Не в радикалов, а в свой народ. Но думаю в Египте все еще впереди. Вот кончатся подачки, которые пока помогают им с голоду не умереть. А военные - это продажная элита, которые кормятся за счет своего народа, а защищают своих господ. Только вот господа в случае Египта сидят не в Каире. Тем и Эрдоган пришелся не ко двору, не то что Гюлен, миллиардер, близкий друг Израиля.

        • Анонимно
          18.07.2016 07:22

          Вам что, американцы платят, раз фактически оправдываете "арабскую весну" и "Братьев мусульман"?

    • Анонимно
      18.07.2016 07:23

      О, еще один с поддержкой ИГИЛ выступил, не понимая правда этого...

  • Анонимно
    17.07.2016 21:39

    Мой прадед вместе с Фрунзе защишал братьев турков в 1921 от стаи западных шакалов. Многие наши земляки положили там головы за светлое будущее турецкого народа. Эрдоган предал заветы великого АтаТюрка. АтаТюрк завещал военным и дал право убирать президентов если они вредят Турции. Эрдоган предатель

    • Анонимно
      18.07.2016 05:48

      Кемализм - это прошлое Турции, будущее за такими как Эрдоган. Надеюсь, он одержит окончательную победу над предателями. Народ с ним, военные тоже в большинстве своем.

  • Анонимно
    17.07.2016 21:54



    дни эрдогана сочтены в любом случае. Раз так много недовольных в армии.

    • Анонимно
      18.07.2016 07:26

      Там так все запутано, что многие военные имели оф. доход от предприятий, имеющих огромные прибыли от сделок с ИГИЛ.
      Куда теперь Эрдо повернет непонятно, но уже от народа Турции не зависит...

  • Анонимно
    18.07.2016 11:26

    Эрдогану, надо выйти из НАТО, и подружиться с Россией! Ведь если и на самом деле ему не предоставили убежище в Европе, то как известно "Друг познается в беде", с Европой дружить так близко не зачем. Если и на самом деле инсценировка путча, то для чего и ради кого столько людей своих же погубил!?? Ради того чтобы его свои же и боялись? Сейчас России надо первым делом дружить с Азией и смотреть на восток, а не в сторону Европы. Европа и Россия как слон и моська. Почему РФ должна зависеть от денег Европы. Европа сама скоро захлебнется беженцами, она итак прогнила насквозь. Еще пытаются правила диктовать. И диктуют то сразу все вместе (Евросоюзом типо), зная о том, что по одиночке они никто. Пытаются держаться вместе, но не получается, умные начали проводить референдумы о выходе.

  • Анонимно
    18.07.2016 14:16

    сами мятежники назвали себя «Советом мира» - на РУССКИЙ переводится как "ГКЧП"

  • Анонимно
    18.07.2016 21:38

    Сиси теперь свергнуть надо. Засиделся.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль