Общество 
20.07.2016

«Суфии – это не секта, это люди, которые больше поклоняются Всевышнему»

В Казани вспоминали Валиуллу Якупова, утверждавшего, что единственное мероприятие, на которое мусульмане приходят без опоздания, — это ифтар

В Апанаевской мечети Казани накануне презентовали документальный фильм «Татарские духовные наставники» — рассказ о суфиях, живших в эпоху развитого социализма. Эту ленту задумал в свое время Валиулла Якупов, убитый террористами четыре года назад. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, как помянули Валиуллу хазрата и что рассказывали о последнем ишане Татарстана.

... Вчера на мусульманском кладбище почтили память выдающегося религиозного и общественного деятеля Валиуллы хазрата Якупова Фото: dumrt.ru

«ДАЖЕ САМЫЕ ЛЕТЯГИ НА СЕКУНДУ НЕ ОТСТАЮТ»

Валиулла Якупов был, пожалуй, первым из духовных лидеров республики, кто начал возвращать широкой общественности имена татарских суфийских наставников. Погибший 19 июля 2012 года от руки киллера начальник учебного отдела ДУМ РТ и имам Апанаевской мечети в созданном им издательстве «Иман» печатал книги, посвященные наиболее ярким представителям тариката, в том числе жившим в эпоху развитого социализма.

«Тысячу книг он напечатал, может, сотню книг сам написал, на них росли современные мусульманские деятели Татарстана, — рассказал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. — Нет ни одного дома, где бы не было книг издательства «Иман». Мы сегодня с хазратами вспоминали его фразы. Они на самом деле были уникальными. Если что-то скажет, то это уходит в голову и остается в сердце. Например, вспоминали про ифтар. Его шикарную фразу, что мусульмане всегда опаздывают, а самое пунктуальное мероприятие — ифтар, даже самые летяги на секунду не отстают. Его наследие нуждается в изучении. Чтобы понять масштаб личности Валиуллы хазрата, понадобится еще время». Самигуллин накануне на мусульманском кладбище Казани при мечети «Аль-Марджани» вознес у могилы Якупова молитву за упокой его души, а затем принял участие в посвященной ему научной конференции.

Согласно официальной версии убийцы Якупова были установлены и ликвидированы в ходе спецоперации правоохранителей. Между тем муфтий Татарстана не так категоричен: «Мы не знаем больше, чем вы знаете. Вы, журналисты, к информации ближе. Мы не знаем скрытого».

Валиулла Якупов был, пожалуй, первым из духовных лидеров РТ, кто начал возвращать широкой общественности имена татарских суфийских наставниковФото: dumrt.ru

«ПРО ИШАНОВ МНОГО СТЕРЕОТИПОВ: С БОЛЬШИМ ПУЗОМ, ВСЕ ДЕЛАЕТ РАДИ ДЕНЕГ, МНОГО ЖЕН У НЕГО»

На прошедшей в Апанаевской мечети научно-практической конференции «Роль издательства «Иман» в возрождении татарского духовного наследия» делились воспоминаниями о Якупове, презентовали документальный фильм о духовных татарских наставниках. Снять его мечтал еще сам покойный, но осуществить удалось лишь его последователю Ниязу Сабирову — нынешнему имаму мечети и руководителю «Имана» .Для этого пришлось объездить весь Татарстан, Дагестан, Среднюю Азию, места , где жили известные ишаны XIX - XX веков: Мухаммадзакир Чистави (1804 - 1893), Зайнулла Расулев (1833 - 1917), его ученик Баязид Хайруллин (1871 - 1950), Мухаммадгали ишан (1857 - 1937) и Гарифулла Гайнуллин (1894 - 1984).

... Воздать дань памяти виднейшему мусульманскому богослову пришли муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин и религиозные деятели Татарстана
Фото: dumrt.ru

«Это часть нашей традиции. Как говорит Джалиль хазрат (главный казый — шариатский судья ДУМ РТприм. ред.): «Суфий бик буласым килә, булып чыкмый әле» («Как хочу быть суфием, да только вот не получается»). Что такое суфии в народе? Это были праведные люди, это не секта, это человек, который больше других поклоняется Всевышнему и более искренен в своих намерениях. Это традиция, она всегда была. Марджани был шейхом тариката, Баруди был шейхом тариката, — рассказал «БИЗНЕС Online» Самигуллин. — В исламе есть три основы: ислам, иман, ихсан. Ислам характеризует ханафитский мазхаб, иман — ту практика, которую установил Абу Мансур Матуриди, а ихсан — нравственность. Это и есть именно наука суфизма. Некий путь в работе над собой. Это не означает, что человек обязан. Человек должен быть искренним, а каким путем он достигнет искренности — это уже его дело. Про ишанов много стереотипов, это показывали в спектаклях: с большим пузом, все делает ради денег, много жен у него. Чтобы люди оторвались от ишана. Они были, говоря по-татарски, «рухи остазлар» (духовные наставники прим. ред.). Лекари душ, и весь народ аккумулировался вокруг них. Врагам нашего народа, врагам нашей религии нужно было очернить этих людей».

ПОСЛЕДНИЙ ТАТАРСКИЙ ИШАН

Самый известный из всех ишанов, возможно, в силу того, что еще живы люди, общавшиеся с ним, что называется, «вживую», это Гайнуллин. Участника трех войн — Первой мировой, гражданской и Великой Отечественной — можно было увидеть на Колхозном рынке, продающим семена растений. Книга о его жизни, начатая Якуповым, была опубликована в прошлом году. Жизнь Гарифуллы хаджи была полна необычного. Он был тяжело ранен во время Сталинградской битвы, его списали с фронта и выписали инвалидность, но несмотря ни на что он прожил долгую жизнь.

Пройдя всевозможные испытания, он сблизился с другим духовным наставником, Гайнуллин переезжает в Махачкалу и встречается с Хайруллиным. Работает в Дагестанском рыбном тресте бригадиром. В эти годы Гайнуллин становится мюридом Баязида ишана и посвящает себя в тарикат. А в 1957 году совершает паломничество к святым местам в Мекке и Медине, это ли не чудо по советским меркам? Воспитывает вместе с женой 13 детей. 89-летняя дочь ишана Зубарджат Мухаметзянова до сих пор жива, и она участвовала в презентации фильма «Татарские духовные наставники». Вот, что она рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» о своем отце: «С отцом я жила до старости. Воспоминаний очень много. И отец, и дед были из Накшбандийского тариката. У папы своя была группа. Они собирались у нас дома, проводили зикры. Всех их нет уже. Богатство его не привлекало. Когда я вышла замуж, мы начали строить дом. Мне хотелось, чтобы он большой был. Папа сказал: Доченька, «кечкенә генә булсын, эче тулы шатлык булсын», то есть пусть будет дом маленький, но чтобы он был заполнен радостью. Если есть место для совершения намаза, то этого достаточно».

Часть фильма посвящена наставнику последнего татарского ишана Хайруллину. Вскоре его имя и имя его наставника Расулева увековечат в Дагестане. Об этом сообщил Самигуллин: «1 - 2 августа в Махачкале пройдет научно-практическая конференция, где будут участвовать такие известные богословы, как Аллахшукюр Пашазаде, Альбир Крганов. Кроме того, будут открываться две мечети. Одна имени Зайнуллы ишана Расулева на 5 тысяч человек, он был учителем учителя Гарифуллы хаджи. Он также был наставником первого муфтия Дагестана. Именно этот путь от нас пришел к ним. Вторая мечеть имени Баязида хазрата Хайруллина».

Делегация Татарстана будет участвовать в церемонии открытии мечетей, названных в честь татарских суфиев. К этому времени, возможно, и документальный фильм будет переведен на родной язык устазов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (83) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.07.2016 09:31

    почему вахабиты не любят суфиев?

  • Анонимно
    20.07.2016 09:51

    Одного не могу понять у суфиев-это пляски с прихлопываемом ладошами в хороводе-что это за нововведение?или это хорошо забытое старое? Многие богословы утверждают о недопустимости исполнения зикров таким образом

    • Анонимно
      20.07.2016 10:43

      Где вы видели у татар пляски во время зикра?

    • Анонимно
      20.07.2016 11:15

      На счет прихлопывания не знаю, не видел.

      А обращение по кругу, против хода часовой стрелки, когда устаз находится в центре круга, символизирует подчинение всего мироздания, всего сущего могуществу и повелению Аллаha. Узтаз в центре круга символизирует полюс (кутб), знание, а обращение его учеников по периметру круга означает вверение себя повелению Аллаha (ислам). Метафизический смысл этого обряда - все в руках Аллаha и все существует, обращается, подчинено Его могуществу и воле.

      При этом действии произносятся зикры (имена и качества Аллаhа) и ритмичные движения с выдыханием.

      Например произносится имя Аллаhа - Хайи (Живой), при выдохе.

      При этом действии раскрывается и сердце совершающего зикр (поминающего Аллаhа) для постижении духовных знаний.

      • Анонимно
        20.07.2016 12:50

        Вас так сильно расстраивает то, что люди вспоминают Аллаха?

        • Анонимно
          20.07.2016 13:14

          Уважаемый, вы не поняли меня.
          Я истинный и законный тасаввуф очень почитаю.

    • Зубарджат апа говорила, что ее отец Гарифулла хаджи практиковал именно тихий зикр. Про себя.

  • Анонимно
    20.07.2016 09:54

    Потому что в исламе нет посредников, прямая линия человек-аллах. А суфизм пытается пролезть в эту цепочку

    • Анонимно
      20.07.2016 10:48

      А Пророка (сав) вы из слов шахады уже выкинули?

      • Анонимно
        20.07.2016 11:36

        А пророк не посредник.

        • Анонимно
          20.07.2016 12:33

          А ангел Джибриль (архангел Гавриил) который приносил откровения (аяты) пророку (с.а.с.) от Аллаha - кто?

        • Анонимно
          20.07.2016 13:01

          А кто же он? Если вы напрямую можете узнать волю Аллаха, то зачем Вам Пророк?

          • Анонимно
            20.07.2016 14:08

            Пророк, между прочим, был обычный человек. А посредничество его ограничено кратким историческим периодом. Поэтому сегодняшние претенденты на посредничество воспринимаются как самозванцы и шарлатаны.

            • Анонимно
              20.07.2016 17:55

              Если Пророк был обычный человек, то почему знания передавались именно через него? Наверное он уже был необычный!
              И заметьте, ни когда новые знания не даются через группы старых святгш, зацикленных на обрядах и своём статусе. Пророк всегда одиночка стремящийся к постижению Всевышнего, а не то как кто то рядом себя ведёт или одевается.

              • Анонимно
                21.07.2016 11:45

                Ой ей как Вы от веры убегаете верующий должен понимать, что это делал не сам Пророк, а Аллах его руками пророк обычный человек как и все) Большой грех наделять человека сверхъестественными способностью и необычностью т.к. все люди равны перед Аллахом и если у человека появляются какие то способности лечить например то это делает Аллах его руками, а не сам человек. Похоже Вам присуще самолюбие и гордыня.

          • Анонимно
            20.07.2016 16:36

            Пророк передал нам Коран и обучил религии Аллаха - Исламу. Нет посредников в Исламе между Аллахом и человеком. Сразу скажу, алим - не посредник, он знаток Шариата.

          • Анонимно
            21.07.2016 01:47

            Он инструмент Аллаха, посредством которого озвучено откровение. И не более того.
            А посредников в Исламе нет. И весь мир - мечеть.

  • Анонимно
    20.07.2016 09:56

    Сам соблюдпющи мусульманин, и большинству верующих не нравится что духовенство делает из религии большой бизнесс

    • Анонимно
      20.07.2016 10:44

      Примеры в студию, пожалуйста. Или вы просто так зашли, отсебятину ляпнуть?
      У меня ни разу ни копейки не попросили, либо сам даешь, либо нет.

      • Анонимно
        20.07.2016 12:06

        позвоните в мечеть, попросите бабая на похороны..

        • Анонимно
          20.07.2016 13:05

          А тебя не замучает совесть, если этот бабай будет рыть могилу покойному, омывать его тело, ставить ограду на могилу без пожертвования с твоей стороны? И при этом если еще этот бабай коммунальные услуги будет оплачивать со своего кармана. А ты будешь лишь критиковать его.

          • Анонимно
            20.07.2016 17:30

            Критикует он не этого бабая, он этого бабая встретит с большим уважением накормит напоит и отблагодарит, как то Вы не поняли, что Вам верующий человек написал ему даже в голову такое не придет то, что Вы тут ему понаписали.

        • Анонимно
          20.07.2016 16:40

          Ни разу не видел расценок. А если, кто требовал конкретную сумму, то не пробовали не давать? Гыйбат - грех.

    • Анонимно
      20.07.2016 10:59

      Ну расскажите мне, про делающих бизнес ,духовенство.Хвала Всевышнему хожу в мечеть,общаюсь со многими,и не могу понять где Вы все время видите "бизнес духовенства".Самосадержание мухаллей мечетей не в счет.

  • Анонимно
    20.07.2016 10:44

    Почему у представителей духовенства мусульман Татарстана кроме муфтия нет бород?Ведь буквально лет семь-восемь назад исключительно все носили роскошные бороды,в чем заключается массовое состригание бород?

    • Анонимно
      20.07.2016 12:12

      было велено состричь,чтоб не быть похожими на арабов с Ближнего востока,так как они экстремисты и воинствующие радикалы.

      • Анонимно
        20.07.2016 12:53

        И на порока Мухаммеда не быть похожим?

        • Анонимно
          20.07.2016 14:11

          На пророка Мухаммеда (САВ) надо быть похожим поведением, поступками и делами, а бородой необязательно.

        • Анонимно
          20.07.2016 14:23

          Вам же сказали: на арабов не надо быть похожими. И на Феофана тоже

      • Анонимно
        20.07.2016 16:41

        Не обобщай на всех мусульман-арабов.

  • Анонимно
    20.07.2016 10:56

    Для суфиев нет посредников в общении с Богом. Офиц ислам, мечети и прочие атрибуты здесь не имеют значения. Каждый сам на связи и достигается это личным восприятием. И ислам здесь не единственное через что достигается откровение. Суфием можно быть и не религиозным, религии и течения это все лишь пути достижения связи с Богом.

    • Анонимно
      20.07.2016 16:43

      Истинный суфий с Вами не согласится, он скажет, что настоящий суфизм без Ислама невозможен.

  • Анонимно
    20.07.2016 10:58

    Для ваххабитов это все неприемлимо. Их как научили, так они и действуют, преступая все законы человечности, полагая что им можно все. От истинного ислама как учения и пути достижения связи с Богом они безмерно далеки

    • Анонимно
      20.07.2016 11:14

      Кто такие вахаббиты? Смысл слова объясните пож-та. Или вы всех, кто не согласен с вами относите к вахаббитам?

  • Государству выгодно призывать к вере,потому что сама религия предполагает терпимость, послушание и т.д. т.е это готовый электорат. У нас не религия должна быть главной, и не новости с политической элитой, человек и общество,семья, создание государством условий для успешного функционирования этих важных социальных институтов. Поэтому не считаю религию приоритетом,а все проекты,подаваемые в прессу с религиозным оттенком это либо политическая составляющая либо просто бизнес интересы духовенства различных групп. Власть сама будет обогащаться,а людям предлагать потерпеть до лучших времен?! И при этом не стесняясь задействуя ресурсы религиозных организаций.

    • Regnum
      20.07.2016 15:22

      Так и хочется добавить - "и немедленно выпил!"
      "Государству выгодно призывать к морали, потому что мораль предполагает терпимость, доброту и пр...". "Государству выгодно пропагандировать сохранение брака, потому что семейным есть, что терять... готовый электорат... тра-ля-ля.." Ну в общем, демагогическая чушь.
      По мне так тихие ширнармассы - это прекрасно. Потому что непокорные ширнармассы - это трупы и горящие города, что в мировой истории было не раз.

  • Анонимно
    20.07.2016 11:34

    Нияз Сабиров не является руководителем Центра исламской культуры "Иман". Он только захватил Апанаевскую мечеть и типографию издательства "Иман", выгнал прежнего имама Наиля хазрата Гарипова, который был заместителем Валиуллы Якупова. Нияз, получив во владение мечеть и типографию, т.е. доход, стал себя позиционировать как продолжатель дела Валиуллы.

    • Анонимно
      20.07.2016 14:04

      Это Наиль Гарипов пишет? Сам Наиль может ответить куда делась часть имущества Имана в пору его хазратствования?

    • Анонимно
      20.07.2016 16:47

      Н. Гарипов опротестовал действия Н. Сабирова? Что он об этом говорит? Если нет, то это клевета.

      • Анонимно
        21.07.2016 02:19

        Это не клевета, а правда: внаглую Сабиров отобрал Апанаевскую мечеть, отжал Музей Валиуллыы Якупова, созданный Гариповым

  • Анонимно
    20.07.2016 13:52

    Наш мозг без труда творит целый мир воображаемых существ — духов, богов и чудовищ, и чем неувереннее мы себя чувствуем, тем труднее противиться этому искушению

    • Анонимно
      20.07.2016 14:21

      очередной надан.(неуч)

      • Анонимно
        20.07.2016 14:41

        Религиозное мышление — это наиболее примитивная и удобная для человека форма мышления, не требующая от индивида никаких знаний, никаких усилий.

      • Анонимно
        20.07.2016 14:48

        Религиозная вера – это не наличие особых знаний, а отсутствие элементарных

  • Анонимно
    20.07.2016 14:47

    21-ый век на дворе....

  • Анонимно
    20.07.2016 15:28

    а как сняли кремлевского хазрата за подельный диплом как светского так и недоучившего религиозного...и сколькоже оказалось недвижимости только в нижнекамске 3 квартиры автостоянка и кафе про казань вообше молчу и на свободе еще и грехи отпускает

  • Анонимно
    20.07.2016 16:26

    Хотелось бы, чтобы имамы и другие муллы выражались четким и понятным языком , без всякого мистического тумана.
    А то : суфий такого-то накшибайского тариката. Ну, что это говорит простому правоверному всей душой верящего в Аллаха, принимающего всей душой Коран, Его посланника Мухаммада (СГС) и других Его посланников (ГС).

    • Regnum
      20.07.2016 17:28

      Хотелось бы, чтобы всякие там ученые разговаривали четким и понятным языком, безо всякой там латыни и греческого, формул, там, всяких сложных, по слогам, желательно в картинках.

    • Анонимно
      20.07.2016 19:46

      Можно сказать , что Коран это книга для начинающих - ибо нельзя Всевышнего и его мироздание описать в одной книге! Вот суфии и стремятся узнать больше. В отличии от зацикленных на чужих разьяснениях ваххабитов, готовых ликвидировать всех кто их лучше.

      • Анонимно
        20.07.2016 20:09

        Настоящие суфии такого не скажут, ибо Коран - священная книга для мусульман и их руководство.

  • Анонимно
    20.07.2016 16:38

    Ризаитдин Фахретдин порицал в своих книгах ишанов и суфизм

    • Анонимно
      20.07.2016 18:01

      Приведи название его труда и место в книге где идет порицание.

  • Анонимно
    20.07.2016 17:53

    А когда появятся странствующие и оседлые дервиши которые будут создавать обители (завия, ханака, рибат), потом превращаясь в центры миссионерской пропаганды и религиозной жизни (как таблиги). Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным. Будучи изначально проповедью смирения и ухода от мирской суеты, он на протяжении своей истории не раз становился сначала идеологией повстанческих и махдистских движений, а позднее — антиколониальной борьбы. Среди известных восстаний: «восстание муридов» в Андалусии, религиозно-политическое движение в Анатолии во главе с шейхом Бадруддином, Кавказская война во главе с Шамилём и т. Суфизм — это особая, иррациональная исламская наука, которую невозможно постигнуть путём эмпирических опытов или логических доказательств. Положения суфизма должны постигаться душой и сердцем человека и приниматься на веру. По этой причине путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю и выполнение всех его указаний.В XV—XVII веках в результате постепенной бюрократизации структуры и канонизации ритуала отношения «наставник—ученик» сменились связью «святой—послушник». Теперь мюрид подчинялся не столько духовному наставнику, сколько руководству по внутренней жизни братства. Главным различительным признаком между тарикатами становится зикр[1].
    Основные особенности братства можно свести к следующим:
    1.полное подчинение главе тариката как наследнику «божественной благодати» и вилая;
    2.развитая организационная система, в основе которой заложен принцип иерархического подчинения;
    3.два типа последователей: полноправные и ассоциированные члены;
    4.эзотерический принцип инициации и посвящения;
    5.наличие внутреннего устава в соблюдении физических, аскетических и психологических упражнений и приёмов;
    6.особое значение коллективного зикра и его ритуала;
    7.наличие в тарикате культа, связанного с могилами «святых» (авлия)
    Прочитано в Википедии.
    Если назвались суфиями так опишите всю программу для простых смертных

    • Анонимно
      20.07.2016 18:15

      В точку.

    • Анонимно
      21.07.2016 13:51

      О чем и речь: нет у нас суфив, чтобы развивать это направление правильно, это больше развито на Кавказе у Шафигитов, а нам Ханафитам свой мирный ислам без восстаний и войн самый раз. Удивляет легкое попустительство ДУМ РТ, жилось нам спокойно без суфиев и дальше проживем, благо есть свои Марджани и другие татарские имамы.

  • Анонимно
    21.07.2016 11:34

    суфизм сегодня вводят в общество для укрепления демократических структур,ввиду роста политического Ислама,что не выгодно власти куфра.Куфру надо чтобы мусульмане оставались аполитичными и политически безграмотными.

    • Анонимно
      21.07.2016 13:43

      Совершенно верно, не надо мусульманам ни суфиев, ни вахабитов, нам нужен чистый ислам Ханафитского масхаба без излишеств.
      Суфизм навязывается сегодня в Татарстане для того, чтобы ислам стал тихим и жил отдельной жизнью от общества. Эту модель опробовали в Чечне, сегодня внедряют в Татарстане. У нас есть свой чистый ислам по учению Имама Марджани и Разетдин Фахретдина и не надо навязывать чуждое мышление и уводить от религии Ислам всех мусульман.
      Всем мусульманам надо понять, что суфизм приведет отделению врующих от общества, и чтобы мусульманин жил полноценной жизнью надо молиться и трудиться, жить в гыйбадате полноценно. Меня разочаровывает нынешний ДУМ РТ, который внедряет все, что ему спускают сверху.

      • Анонимно
        21.07.2016 15:16

        Это даже похуже будет что при Фаизове.

      • Анонимно
        21.07.2016 18:51

        Имам Марджани был суфием, просто об этом мало где упоминается...В Татарстане издавна были три состовляющих ислама : Акыда Матуриди, Мазхаб имама абу Ханифы и тарикат имама Накшбанди...и это был наичистейший ИСЛАМ с большой буквы!!!И люди были другими...были верующими, были настоящими братьями и в радостях и в бедах...всегда помогали друг другу, уважали старших, снисходительно относились к младшим...и так далее...можно перечислять на несколько томов...до тех пор, пока не начали делить ислам, и называть всех "неверующими" налево - направо...
        Суфизм - традиционный ислам - ханафитский ислам - называйте как хотите...это одно и тоже...

        • Анонимно
          22.07.2016 11:11

          Армии Ан Нахшбанди расскажи воюющей в Сирие и Ираке.

  • Анонимно
    21.07.2016 13:52

    Я против суфиев, нам нужен свой мирный ислам Ханафитского масхаба булгарской школы.

  • Анонимно
    21.07.2016 19:35

    Тут незнающие люди стали стали рассуждать про суфиев и суфизм среди татар. Между тем, эта практика была очень развита у наших предков. К нашему стыду, у нас не хватает своих ученых, чтобы изучать эту проблему и ее историю. А вот зарубежные ученые приезжают сюда, изучают старые архивы и пишут научные труды о татарских суфиях.
    "Много интересного происходит в последнее вре­мя в исторической науке Татарстана. Вспыхи­вают бурные дискуссии, в которых эмоции не­редко перехлестывают через край, появляются новые публикации, организуются представи­тельные научные конференции. Но, по-видимому, одним из самых важных явлений последнего времени являются все более тесные контакты татарстанских историков со своими коллегами за рубежом. В итоге мы получаем новые оригинальные исследования по татарской истории, в том числе и зарубежных авторов. Они оригинальны своим подходом к проблемам татарской истории, не совпадающим с мнением татарских историков. И это, безусловно, только на пользу: непредвзятый взгляд со стороны не­редко позволяет увидеть даже в знакомых со­бытиях прошлого совершенно новые стороны.
    Именно таким оригинальным, в высшей степени актуальным исследованием является работа ученого из Бохумского университета (Германия) Михаэля Кемпера "Суфии и ученые в Татарии и Башкирии. 1789-1889. Исламский дискурс под русским господством". Исламская тематика в последнее время действительно вы­зывает жгучий интерес. Какова роль ислама и духовенства в истории татар? Как наиболее точно определить роль мусульманского реформа­торства и джадидизма в развитии татарской культуры и общественной мысли? Каково соот­ношение религиозного и этнического факторов в формировании национального самосознания та­тар в XIX - начале XX веков? Эти вопросы сейчас правомерно занимают заметное место в проблематике исторических исследований татар­ских историков. И, очевидно, не случайно об­ращение современных западных историков (Михаэль Фридерих, Михаэль Кемпер, Кристиан Ноак - в Германии, Аллен Франк - в США, Стефан Дюдуаньон - во Франции)* к этим про­блемам".
    http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/1999_3_4/13/13_2/

  • Анонимно
    22.07.2016 11:50

    Программу ордена татарстанских суфиев в студию для простых верующих. а то похоже становится похожим на закрытую касту избранных. С тарикатами, иерархии танцами и прочими непонятными вещами

  • Анонимно
    22.07.2016 11:52

    Везде отсылочный характер почитайте здесь ,там и т.д. а сами конкретно?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль