Общество 
25.07.2016

Нижнекамский кряшенский храм: место есть, где взять деньги?

Руководитель местного общества кряшен пообещала помочь духовно

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион не приехал в Нижнекамск на торжественную церемонию освящения креста, установленного в честь строительства кряшенского храма. Крест освящали священнослужители Чистопольской и Нижнекамской епархии.

Мэр Нижнекамска Айдар Метшин и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен Мэр Нижнекамска Айдар Метшин и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен

«ЭТА МАЛЕНЬКАЯ ЗЕЛЕНАЯ ФИСТАШЕЧКА» СТАНЕТ НАЧАЛОМ БОЛЬШОГО ВКЛАДА

Можно смело сказать, что июль в Татарстане проходит под знаком кряшен. События, связанные с их жизнью, обычаями и культурой, следуют одно за другим. 16 июля в Мамадышском районе прошел республиканский праздник культуры кряшен Питрау. Уже в 17-й раз. А в самом большой кряшенском селе Лаишевского района Ташкирмень на днях спилили шестиметровый железный поклонный крест.

Вот и епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен приехал в воскресенье в Нижнекамск по кряшенскому «поводу» — освятить установленный в честь строительства нового храма крест. Приехать он должен был в компании с долгожданным гостем — митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, прибывшим чуть раньше в Казань на закладку капсулы в фундамент возрождаемого Храма Казанской иконы Божией Матери.

Однако высокий зарубежный гость до Нижнекамска не доехал, точнее, не доплыл. В тот день он вместе с американскими паломниками, планирующими посетить нижнекамские святые места, плыл на теплоходе по Каме. Так что Пармену оставалось только передать нижнекамцам благословение первоиерарха русской зарубежной церкви и его обещание в следующий приезд в Татарстан обязательно побывать в Нижнекамске.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (справа) не смог прибыть в Нижнекамск Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (справа) не смог прибыть в Нижнекамск Фото: synod.com

На месте, где в будущем появится храм, приезда гостей ждали три сотни горожан. Ансамбль кряшен организовал небольшой концерт, а местные казаки следили за порядком на площадке. Пармен отведал хлеба с солью (идущий рядом с ними мэр Нижнекамска Айдар Метшин тоже не отказался от угощения) и, облачившись в праздничное одеяние, приступил к торжественному обряду. Свой вклад в новый храм только службой епископ не ограничил. Передав организаторам тысячную купюру, он подчеркнул: «Надеюсь, эта маленькая зеленая фисташечка» станет началом большого вклада».

НИКОЛАЙ РОДИЛ ГЕННАДИЯ, ГЕННАДИЙ РОДИЛ ПЕТРА

О своем храме в Нижнекамске кряшены мечтали давно. По словам представителей нового прихода, они уже около полутора десятка лет добивались разрешения на его строительство. Однако мэрия якобы всякий раз отказывала им, ссылаясь на отсутствие в городе свободных участков.

Кряшены упорно стояли на своем — по их данным, в Нижнекамске на сегодняшний день проживают как минимум 50 тыс. представителей этой этноконфессиональной группы. Опираясь на историческое прошлое города, они использовали простую арифметику: Нижнекамск, как известно, пошел от двух чисто кряшенских, по их словам, деревень — Ахтубы и Чабьи. В каждой деревенской семье в далекие 60-е годы было по меньшей мере 5 - 6 детей, а в некоторых — и по 8 - 10. Дальше все пошло якобы по геометрической прогрессии — у тех детей родились свои дети, затем внуки. По принципу «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова»… А если учесть, что на строительство молодого города на Каме приехали сотни кряшен из соседних районов республики, их количество на сегодня вообще должно зашкаливать за 70 тысяч.

Епископ Пармен перед церемонией освящения установленный в честь строительства нового храма креста отведал хлеба с солью Епископ Пармен перед церемонией освящения установленного в честь строительства нового храма креста отведал хлеба с солью

При этом нижнекамских кряшен нисколько не смущало несоответствие их подсчетов результатам последней переписи населения, проведенной в 2010 году. Согласно данным отдела государственной статистики Нижнекамска, в районе на тот момент проживали всего 4720 кряшен, из них непосредственно в городе — 3380 человек. Представители общества и тут нашли свое объяснение: дескать, очень многие нижнекамцы во время переписи в графе «Национальность» указали либо «татары», либо «русские».

К слову, в мэрии историю о долгострое отметают напрочь. По словам начальника отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам исполкома Нижнекамского района Альберта Дирзизова, кряшены только в 2012 году вышли с инициативой построить в Нижнекамске свой храм. Добро на строительство Храма в честь Рождества Христова было дано после решения некоторых организационных вопросов, в частности после создания кряшенского прихода.

Эскизный проект храма в честь Рождества Христова

ПРОСИШЬ БОЛЬШЕ, ОТРЕЖУТ МЕНЬШЕ

Как бы то ни было, года три назад после вмешательства митрополита Анастасия вопрос со строительством сдвинулся, наконец, с мертвой точки. Однако к этому времени участки, на которые поначалу претендовали представители кряшенского общества, были уже заняты. Как горестно признался настоятель прихода в честь Рождества Христова Дмитрий Чурашов, сопливых вовремя целуют. Место возле парка им. Тукая отдали под «Макдоналдс», место возле ТЦ «Раздолье» на проспекте Мира тоже выделили кому-то другому. Участки на улицах Чабьинской и Ахтубинской, чуть ли не возле гаражей, не устраивали самих кряшен — по сути, это уже окраина города. В других старых микрорайонах свободного места практически не осталось.

В итоге остановились на новом 49-м микрорайоне, который устроил и муниципалитет, и представителей кряшенского общества. Землю, по словам Дирзизова, выделили в рамках соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенного с компанией «ПроФИТ Групп», председателем совета директоров которой является Валерий Самилов. Согласно соглашению, компания безвозмездно передала участок муниципалитету, а тот, в свою очередь, — новому приходу под строительство храма. Место действительно удачное. Там сейчас идет строительство жилья для работников промышленных предприятий, и через десяток лет центр Нижнекамска, который стал активно расширяться именно в этом направлении, должен сместиться в сторону новых микрорайонов. Плюс ко всему рядом находятся деревни Ильинка и Дмитриевка, где нет храмов. И отец Дмитрий рассчитывает на то, что люди будут приезжать сюда на службу.

Рабочий проект храма уже готов, сейчас идет его привязка к местности. Известно, что проект разрабатывали специалисты пензенской фирмы «Новая архитектура». В какую сумму он обошелся приходу, держится в строгой тайне.

Новый храм во многом напоминает тот, что находится в селе Алексеевское, разве что размером чуть меньше. Однако, по словам настоятеля прихода в честь Рождества Христова, это совершенно новый проект. В Чистопольской епархии подобный проект пока один, по нему сейчас строится храм в селе Егоркино Нурлатского района.

Здание будет двухэтажным, размер — 13,5 на 13,5 м, высота шпиля — порядка 30 метров. На первом этаже планируется трапезная и крестильная с купелью для крещения. Второй, основной этаж, согласно проекту, сможет вместить на богослужении одновременно до 250 человек. Для сравнения: площадь нового храма уступает тому, что в поселке Красный Ключ, но примерно в два раза больше площади Храма Воскресения Христова по улице Мурадьяна.

Помимо основного здания на участке собираются построить дом для священнослужителей, возможно, небольшую гостиницу на два-три места, отдельную трапезную, хозяйственный блок, беседки.

К слову, сами кряшены просили участок побольше, речь шла как минимум о 2 гектарах. Во-первых, перестраховывались: просишь, как и обычно, больше, а отрежут меньше… Во-вторых, как стало известно «БИЗНЕС Online», свой «кусочек пирога» намеревалась получить и местная общественная организация «Этнографическое культурно-просветительское общество «Кряшен», возглавляет которую Тамара Багаутдинова. Общество планировало построить рядом с храмом свой центр с небольшим музеем. Сейчас общество кряшен размещается вместе с другими национальными диаспорами в Доме дружбы народов, где занимает несколько помещений. Однако этим планам, похоже, не суждено сбыться. 1 гектара на комплекс храма бы хватило — и то слава богу…

НА ОДНИХ КРЯШЕНАХ НЕ ВЫЕДЕШЬ

Новый храм станет первым кряшенским храмом в Нижнекамске. В районе их уже два — в селах Большие Аты и Балчиклы. Еще в одном селе, Шереметьевке, службы на кряшенском языке проходят в местном храме.

Что же касается города, такие службы в Нижнекамске проходят дважды в неделю: один день —в храме поселка Красный Ключ, еще один день — в храме села Большое Афанасово. «В принципе, этого пока достаточно, — считает благочинный по Нижнекамску отец Георгий. — Но кряшен сейчас много, они хотят свой храм. Не нужен был бы, они не бились бы за него так. Рад, что власти пошли навстречу и нашлась точка соприкосновения».

Точка нашлась. Вопрос сейчас в другом — на какие средства построить храм. Муниципалитет не скрывает — свою миссию он выполнил, участок выделил, а строиться кряшены должны уже сами. «Наверняка посильный вклад окажут все промышленные предприятия Нижнекамска, фирмы и организации. Но основная масса затрат ляжет все же на меценатов и частные структуры», — считает Дирзизов.

Вклад понадобится, однако, немалый. И хотя члены прихода не озвучивают стоимость будущего храма, один из них все же признался: это как минимум 30 - 50 млн. рублей. Одни монтажные работы (без всяких строительных материалов) выльются в 10 млн. рублей. Понятно, что только кряшенские прихожане такие огромные деньги не потянут, ведь большую часть тех, кто приходит молиться в храм, составляют пожилые люди. Да и сам настоятель признает: «На одних кряшенах не выедешь, нужен интернациональный приход».

«Чтобы построить такой большой храм, нужно единство всех национальностей, причем не только православных, — татар, русских, удмуртов, марийцев, чувашей, хохлов. Только от нас, от нашего усердия и рвения зависит, соберем ли мы приход. Мы хотим проводить службы не только на кряшенском языке, но и на русском и чувашском. Возможно, в какие-то определенные дни будем чередовать службы. Может быть, совместим их. Священник, говорящий на чувашском языке, на примете уже есть», — поделился он с «БИЗНЕС Online».

Главную свою задачу как настоятеля кряшенского прихода отец Дмитрий видит в том, чтобы дать возможность прихожанам не столько послушать службу на родном языке, сколько пообщаться на нем со священнослужителем. «У людей появится возможность поговорить со священником, покаяться и исповедаться на своем родном языке. Это очень важно для тех, кто живет в глубинке, и для пожилых людей, которым трудно общаться на русском языке. Они вынуждены мысленно переводить слова вначале с русского языка на родной язык, потом снова на русский», — пояснил он.

Относительно перспектив строительства отец Дмитрий прогнозы давать не берется, но настроен весьма оптимистично: «Главное — скелет сделать, а плоть наращивать будем». Наращивать плоть храма планируется с вагончика, в котором уже можно будет проводить богослужение, а «там уже смотреть будем».

Один из вариантов южного фасада

Я БУДУ ПОМОГАТЬ ДУХОВНО

В принципе, строить храм есть на что. Главная кряшенка Нижнекамска Багаутдинова — известная далеко за пределами Нижнекамска бизнес-леди. Будучи генеральным директором ООО «Рыночный комплекс», комбината школьного и студенческого питания «Аш-Су», ООО «Аметист», она к тому же владеет рестораном «Гвидон». Только рыночный комплекс принес ей в 2014 году более 17 млн. рублей прибыли. Еще порядка 6 млн. рублей — «Аметист», 1,3 млн. — комбинат питания. Кстати, вклад Багаутдиновых в храм вполне мог быть и семейным — сын Тамары Алексеевны Руслан тоже человек далеко не бедный, он возглавляет Нижнекамский молочный комбинат — филиал ООО УК «Просто молоко».

Однако, похоже, руководитель общества кряшен не спешит внести финансовый вклад в строительство долгожданного храма. На вопрос «БИЗНЕС Online», сколько именно она собирается пожертвовать, Багаутдинова сослалась на то, что раз Бог место под храм дал, значит, даст и деньги на его строительство. «У нас есть мощные предприниматели, кто-нибудь что-нибудь да даст, всем миром обязательно построим. Мой вклад — быть председателем кряшен и очень сильно поработать: сплотить всех и дружно жить, мой вклад духовный», — подытожила она «денежный» вопрос.

Тамара Багаутдинова Тамара Багаутдинова

Кряшены возлагают большие надежды на Самилова. Во-первых, он сам, как они утверждают, из чистопольских кряшен. Во-вторых, кому, как не руководителю крупной строительной компании, помочь строительными материалами? Тем же бетоном, к примеру, сваями, кирпичами… Однако в разговоре с «БИЗНЕС Online» Самилов удивился такой постановке вопроса. «Кряшены к нам пока не обращались, и вопрос о финансовой помощи не ставился. У нас попросили землю — мы ее дали», — коротко прокомментировал он.

Стоит ли надеяться на Самилова — еще вопрос. Компания «ПроФИТ Групп», судя по информации «Контур-Фокус», переживает сейчас не самые лучшие времена — она находится в процессе реорганизации в форме преобразования. В настоящее время в отношении компании ведется исполнительное производство, остаток суммы к взысканию составляет 133,4 млн. рублей, задолженность — порядка 92 млн. рублей, взыскание на заложенное имущество — 41 миллион. Более того, как случайно проговорился один из членов прихода, выделенный под строительство храма участок заложен. Когда компания сможет его вернуть обратно и сможет ли вообще, неизвестно.

МЕЧЕТЬ СТРОИЛИ 8 ЛЕТ

Между тем опыт нижнекамских храмов показывает: от закладки камня до открытия проходит не один год.

«Храм можно и за три года построить, было бы финансирование. Деньги есть — стройка идет. Первый год — монтаж здания, потом внутренняя отделка», — поделился опытом бывший настоятель Храма Воскресения Христова отец Иоанн (сейчас он служит в Казани). Строительство этого храма, открытого спустя пять лет после закладки креста, пришлось на тяжелые 90-е годы, когда практически не было живых денег и все решал бартер. Отец Иоанн вспоминает, как промышленные предприятия, помогающие в строительстве, меняли шины на солярку, а солярку — на кирпичи. «Целая эпопея была. На строительство ушло больше 9 миллионов рублей, и это только на здание. Сумасшедшие по тем временам деньги! Предприятия города, хотя им и самим трудно было, помогали нам — и химики, и шинники, и строители. А вот все, что находится на территории храма, мы уже сами за свои деньги делали: часовню, хозяйственное здание, воскресную школу, беседки, церковный ларек. Мы очень мало просили — сами зарабатывали», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

Кстати, этому храму город вначале предлагал 4 га, но отец Иоанн отказался: куда столько? Взял только 1,5 гектара. «4 гектара — это ж футбольные поля! Даже если участок деревьями и цветами засадить, все равно много. Это же все надо чистить, убирать, содержать в порядке. Если хочешь Богу молиться— места много для этого не надо», — считает он.

Отец Иоанн тоже уверен, что на одни пожертвования храм не построишь, тем более такой большой. «Нужны частные инвесторы. Хотя общество кряшен большое и дружное, таких огромных денег у них нет. Там же не только храм нужно поставить — целый комплекс построить с коммуникациями и административными зданиями», — рассуждает он.

Кряшенский храм в селе Балчиклы – уникальный деревянный храм без единого гвоздя, названный в честь апостолов Петра и Павла Кряшенский храм в селе Балчиклы — уникальный деревянный храм без единого гвоздя, названный в честь апостолов Петра и Павла

Кряшенскому храму в селе Балчиклы повезло больше — уникальный деревянный храм без единого гвоздя, названный в честь апостолов Петра и Павла, построили на месте разрушенной в советское время каменной церкви всего за один год. Инициатор строительства — местный депутат и генеральный директор ООО «НПАТП» Юрий Иванов — тоже не спешит делиться информацией о том, в какую сумму он обошелся. Известно, что храм, в который сейчас ходят не только местные кряшены, но и прихожане из соседних деревень, помогли построить богатые выходцы из села, в том числе москвичи.

В строительстве храма в поселке Красный Ключ, как рассказал «БИЗНЕС Online» отец Георгий, принимали участие не только крупные промышленные предприятия Нижнекамска, много денег дали частные инвесторы.

Подошло, наконец, к завершению долгое строительство городской мечети «Нур» по улице Гагарина. Ее планируют открыть в сентябре, скорее всего, в Курбан-байрам. На ее строительство понадобилось долгих 8 лет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.07.2016 08:13

    Пг"остите, а кто такие кряшены?
    по моему ещё М.Ш. Шаймиев как-то высказался что национальность на основе конфессиональной принадлежности это нонсес...
    И почему на строительство храма все предприниматели должны делать пожерствования?

    • Анонимно
      25.07.2016 08:38

      Простите, а почему тогда говорят, что в Татарстане более миллиона мусульман? Ведь конфессиональная принадлежность на основе национальности - это тоже нонсенс. Разве все татары - мусульмане? Разве среди них нет атеистов? Разве среди них нет псевдомусульман, тех, кто соблюдает обряды, но не верит всей душой и нарушает главные морально-нравственные заповеди? А кряшены - это этническая группа в рамках национальности "татары", по крайней мере так их выделяли во время переписи населения.

      • Анонимно
        25.07.2016 09:46

        "Простите, а почему тогда говорят, что в Татарстане более миллиона мусульман?" - потому что кроме татар, здесь живут еще десятки тысяч башкир, таджиков, узбеков, турков, азербайджанцев и т.д. Надеюсь их конфессиональная принадлежность у вас вопросов не вызывает?

        • Анонимно
          25.07.2016 10:53

          и все мусульмане просто по национальности? про это и писали выше, что нельзя автоматом причислять.

      • Анонимно
        25.07.2016 10:18

        Кряшены- самостоятельный православный тюркоязычный этнос. Кряшены - не татары.

        • Анонимно
          25.07.2016 10:43

          Может и отдельный, а как давно православный? И есть ли мусульманская терминология в Писании кряшен"?

        • Анонимно
          25.07.2016 10:50

          Знаю большое количество кряшен, они почему-то, в отличие от вас, говорят что они татары.

          • Анонимно
            25.07.2016 14:38

            Не удивительно, если одним росчерком пера в 20-х годах ХХ века кряшен присоединили к татарам в соответствии со сталинской национальной политикой с целью укрупнения наций, лишили газет, журналов, школ, театра и в паспортах записывали татарин. Как это называется, когда целый народ вдруг пытаются стереть в истории?

            • Анонимно
              26.07.2016 00:09

              В России к татарам никого никогда не приписывали, а наоборот, татар разделяли.

              • Анонимно
                26.07.2016 09:12

                Ну-ну, историк. Татары - искусственно сконструированный этнос.

              • Анонимно
                27.07.2016 13:16

                Существенную роль в татаризации башкир Красноуфимского уезда оказала отмена в 1917 г. большевиками вотчинного права башкир на земли, а также осуществленный в 1920-1930-е гг. в рамках Уральской области официальный «перевод» башкир в татары. Это относилось не только к жителям этнически смешанных населенных пунктов, но и к жителям однородных башкирских селений.

        • Анонимно
          25.07.2016 10:55

          Вы ошибаетесь, это я вам крещенный татар говорю, меня сильно раздражает что церковь снова начал лезть в нашу жизнь, указывать кто мы, как должны жить. Я против церкви, не против религии, религия должно быть внутри, а не показушная, и дайте людям свободу от вездесущих клирикалов.

          • М.К.
            25.07.2016 12:23

            Так если Вы "крещенный татар", так и говорите о своих проблемах, публике совершенно неочевидено, что Вы авторитет ещё и в кряшенской тематике...

          • Анонимно
            25.07.2016 14:40

            Вот именно, есть православные татары, но это не кряшены.

  • Анонимно
    25.07.2016 08:13

    главное было бы желание, начало есть и храм обязательно будет!

  • Анонимно
    25.07.2016 09:08

    Кряшенам надо отделять свою церковь...в составе РПЦ им не выжить.

    • Анонимно
      25.07.2016 10:19

      Это провокационный вброс, кряшены видят себя лишь в рамках русской православнеой церкви Московского патриархата.

      • Анонимно
        25.07.2016 10:34

        Они русские что ли? Почему, например, у сербов или грузин своя Церковь?

        • Анонимно
          25.07.2016 12:02

          Будет татарская кряшенская православная церковь. На поместном соборе это одобрят.

      • Анонимно
        25.07.2016 10:58

        Большинство кряшен вообще равнодушны к церкви и им не нравится когда церковь считает что кряшены это какие то подопечные, тем более не следует так категорично заявлять что не представляют. Еще как представляют и даже будут счастливо без церковной опеки.

  • Анонимно
    25.07.2016 09:23

    Посредники между народом и Богом....берут на себя большой грех.

  • Анонимно
    25.07.2016 09:28

    50-70 тыс. кряшен, по-моему, завышенная цифра, получается, что, как минимум, 2/3 населения Нижнекамска - немусульманское. Разве чисто визуально татаро-мусульманских ФИО намного меньше немусульманских? Сомневаюсь.

  • Анонимно
    25.07.2016 10:13

    Очень Благое Дело! Пусть строят....

  • Анонимно
    25.07.2016 10:20

    Странный от Самилова подарок в виде земельного участка, который в залоге.

  • Анонимно
    25.07.2016 10:30

    Хватит демагогию разводить... По вере нашей воздастся нам. Как всегда - всем миром, как на Свияжск и Болгар собирали, так и на кряшенский храм надо организовать кампанию по сбору средств: СМС -ками, перечислением однодневного заработка и т.д... Дело святое и да поможет нам Господь в благом деле...

  • Анонимно
    25.07.2016 11:59

    у меня много знакомых кряшен, замечательные люди, вместе ходим в церковь. вместе праздники отмечаем и я рада за них, что наконец-то и в городе у них будет свой храм.

  • Анонимно
    25.07.2016 12:53

    А почему все земли Нижнекамска стали принадлежать какой-то "Профитгруп"??!!! С чем (или с кем) это связано?!

  • Анонимно
    25.07.2016 13:22

    Связано это непосредственно с Самиловым :)

  • Анонимно
    25.07.2016 14:12

    А в Заинске - Столице кряшен и деньги есть на строительство кряшенского храма, а землю не дают... Администрация города говорит, якобы нет земель подходящих под условия строительства...

    • Анонимно
      25.07.2016 14:44

      Пишите президенту! Он эти вопросы держит на контроле. В Набережных Челнах администрация тоже саботировала выделение участка, но после обращения к Р.Н.Минниханову дело сдвинулось.

  • Анонимно
    26.07.2016 08:33

    Посмотрите на количество могил на городском кладбище и Вы поймете сколько православных, а сколько мусульман.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль