Культура 
31.07.2016

Ришат Тухватуллин: «Я скажу, каким, на мой взгляд, должно быть лицо татарской эстрады...»

Один из самых популярных молодых певцов о 150 концертах в год, главной миссии артиста и важности иногда выступать себе в убыток

«Лет в 45 - 50 остановлюсь и уйду от всего этого. Артист должен быть молодым и красивым...» — считает Ришат Тухватуллин. Накануне он устроил традиционный концерт в формате open air в родном селе в Туймазинском районе Башкортостана, а незадолго до того рассказал «БИЗНЕС Online» о том, как распевается Николай Басков, почему необходимо отказываться от банкетов и корпоративов и как принимает татарских певцов московская публика.

Ришат Тухватуллин Ришат Тухватуллин: «Мы уже не можем, как раньше, приехать с двумя колонками и дать концерт» Фото: Ирина Ерохина

«МЫ УЖЕ НЕ МОЖЕМ, КАК РАНЬШЕ, ПРИЕХАТЬ С ДВУМЯ КОЛОНКАМИ И ДАТЬ КОНЦЕРТ»

— Ришат, лето — это время отпусков для публики, московские артисты в основном гастролируют где-то ближе к теплым морям. А вы чем занимаетесь?

— У нас гастроли до мая, а летом я в основном отказываюсь от всех мероприятий, в том числе и от сборных концертов, корпоративов, работаю над новым материалом, над новой программой. Месяц отдыхаю, люблю отдыхать у себя в деревне. Потом два или два с половиной месяца работаю в студии. Затем с сентября новые туры.

— Это не слишком большая роскошь — позволить себе без гастрольной деятельности провести несколько месяцев? Это ведь прежде всего заработок.

— Мы работаем в году 8 - 9 месяцев и для отдыха тоже находим время. Если не отдыхать, то это сказывается и на песнях, и на голосе, это отражается буквально на всем. Поэтому отдых для меня очень важен.

— А ваши музыканты не ругаются, это ведь и их заработок?

— Они зарабатывают у нас достаточно. У нас на уме не только деньги. Если честно, сколько я зарабатываю, столько же вкладываю в бизнес. А это бизнес, шоу-бизнес. Вот сколько в этом году заработал, столько же обратно вложил и даже больше. Я работаю ради музыки, чтобы развивать ее, делать интереснее и интереснее. Мы уже не можем, как раньше, приехать с двумя колонками и дать концерт, нужен свет, декорации, а все это стоит больших денег. Хочу, чтобы зритель развивался вместе со мной.

— Сколько у вас бывает сольных концертов в год?

— 150 концертов. При этом у нас много аппаратуры, а ее установка занимает немало времени. Мы выезжаем ранним утром, весь день проводим на площадке, на которой даем концерт, настраиваемся, два часа выступаем, собираем все обратно, ночуем и утром выезжаем. И так каждый день в течение года. Да, это тяжело, но мне это нравится. Если бы не нравилось, это было бы невозможно выдержать.

«ЛИЧНО Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО СО МНОЙ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОЗНАЧАЛО БЫ КАЧЕСТВО»

— Вы сказали, что сейчас работаете над новым материалом. А кто входит в вашу команду?

— У меня своя студия, там я работаю, записываюсь, делаю демоматериалы, затем мы с моей командой выбираем песни, подбираем к ним стихи. Это делают несколько человек, включая мою маму и моего хорошего друга Эмиля. В выборе текстов для композиций я советуюсь со своими друзьями, которые работают в этой сфере. А после выбора текста сам лично начинаю работать с песней дальше. Сотрудничаю исключительно с аражировщиками-профессионалами. У меня в Казани есть преданные друзья Марат Мухин и Айрат Шагитдинов — это самые известные, самые крутые аранжировщики в Татарстане. Больше таких я пока не знаю. Также ищу себе новых музыкантов, всегда в поиске.

— Вы так сразу заявили о своем очень серьезном отношении к выбору музыкального материала и не только к нему. Такое отношение к музыке, кажется, не слишком привычно для татарской эстрады...

— В человеке это либо есть, либо нет. Во мне эти качества есть с рождения, их я унаследовал от родителей. Я с детства на сцене, видел, как работают профессиональные музыканты и непрофессиональные. И конечно, всегда стремился попасть в их число. А там, где профессионалы, там лучшая аппаратура, которая требует больших вложений, чтобы был качественный звук. Немаловажную роль в отношении к работе играет и твое внутреннее состояние. Но вот само, скажем так, стремление к идеалу, наверное, дано Всевышним. Ведь не все хотят стремиться к этому идеалу. Лично я хочу, чтобы все, что связано со мной, в первую очередь означало бы качество. Что аранжировки, что записи, любой прописанный инструмент, любая композиция была качественной. Музыкантов в свою группу подбираю тоже с такими качествами — требовательных к себе.

— А вы уверены, что это надо зрителю? Получается, вам в какой-то степени приходится его воспитывать?

— Да, и это надо делать с умом. Потому что, если отступить от нашего национального колорита, уйти в современный московский стиль, татарский слушатель этого не воспримет. Никогда. Я лично хочу работать в своем национальном стиле, в моих песнях должен быть татарский колорит, и так будет. Наша публика не любит просто современные песни, пусть и на татарском языке, это не для них. Для них важнее душа. Когда в песне есть душа, когда песня сделана со вкусом, тогда ее воспринимают. И потихоньку в это надо вносить какие-то современные аранжировки, стиль и все остальное.

— Почему не воспринимаются современные песни?

— Не знаю почему. Мы в основном все выходцы из деревень, мы росли на песнях таких певцов, как Хайдар Бигичев, Ильхам Шакиров. Для меня они были и остаются кумирами, и я всегда стремлюсь достичь тех же вершин, что и они достигли. Хочется даже большего. Нашей публике нужна душа, она такова по своей природе. Есть такое слово у нас, определение — «мон». И если его нет в песне, нет души, то зрителю композиция не понравится. Да и в современной песне может быть мон. Например, есть такой молодой исполнитель Радик Юльякшин. Он привнес совершенно новый стиль в татарскую эстраду. И его также любят и слушают бабушки.

— У Юльякшина есть в песнях мон?

Да, там есть свой мон. И в целом у Радика стиль своеобразный, мне он очень нравится. Мне нравится, когда человек работает, когда человек не смотрит ни на кого, никого не копирует. Он работает с тем, что ему дано, вот этот его тембр голоса весьма оригинально звучит, его приятно слушать.

«СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЮ ЭТУ ЖЕ ЗАДАЧУ, ЧТО И ОСТАЛЬНЫЕ АРТИСТЫ. ПРОСТО ОНИ ТАМ, А Я ТУТ И БЕЗ ПРЕЗИДЕНТА»

— Кто еще из вашего поколения исполнителей вам близок, кого считаете своими музыкальными соратниками на татарской эстраде?

— Мне нравятся Филюс Кагиров, Раяз Фасихов. Многие артисты по-своему интересны в собственном жанре. Мне интересен и Фирдус Тямаев, Данир Сабиров, очень нравится Гузель Уразова. Сложно кого-то выделить, ведь у каждого есть свои плюсы, они востребованы. Я многих слушаю, многих уважаю. Почтительно отношусь к артистам старшего поколения, тоже многому у них учусь, что-то перенимаю. Не хочу кого-то обидеть, назвав или не назвав того или иного певца, но я люблю слушать профессиональных исполнителей.

— Скажем так, не слишком интересных исполнителей на татарской эстраде много?

— Вообще, нас, артистов, очень много, конечно. Но нельзя забывать, что мы все через это прошли, через неприятие и нелюбовь публики, я в том числе. Но каждый человек развивается, ищет себя. Человек может измениться буквально за год, а артисты — это те же люди. Надо просто работать, стараться.

— Кстати, а ваш плотный гастрольный график не мешает вам участвовать в правительственных мероприятиях? И можно ли вас назвать «правительственным артистом»?

— Вот в этом году часто звонили, приглашали. Конечно же, для меня это очень важно, но я был на севере, в Нижневартовске, и никак не успевал приехать. У меня цепочка гастролей, эти выступления запланированы за год, билеты проданы, и я не могу своих зрителей обидеть. Других причин, по которым я бы отказался, нет. В первые годы также активно ездил на такие концерты, постоянно. Сейчас выполняю эту же задачу, что и остальные артисты. Просто они там, а я тут и без президента (смеется).

— Кто-то из первых лиц республики бывает на ваших концертах?

— Честно говоря, не знаю. Помню, Сакина ханум приходила на концерт. Мне вообще обычно не говорят, кто приходит на мои концерты.

— Не бывает так, что приходят в гримерку, жмут руку: «Ришат, вы наш любимый певец!..»

— Часто кто-то приходит. Но если знаю, что кто-то сидит в зале, я начинаю сразу переживать. И думаю, что лучше бы я не знал. Для меня они все зрители, они такие же люди и должны получить удовольствие.

«РИФАТ ФАТТАХОВ — ХОРОШИЙ ОРГАНИЗАТОР, ОН УМЕЕТ ВЫБИРАТЬ ЛУЧШИХ»

— Расскажите, как вы пришли к нынешним вершинам татарской эстрады...

— Я всегда участвовал в различных музыкальных конкурсах, в том числе телевизионных. А серьезная работа началась в 2008 году после участия в «Хрустальном соловье» в Уфе. Именно там меня заметили. Затем в 2011 году я приехал на фестиваль «Татар моны» в Казань, в котором одержал победу. Определенную роль для меня сыграл фонд имени Рашида Вагапова, фестиваль его имени. Рифат Фаттахов, его руководитель, тогда организовал мои первые гастроли, благодаря которым я и нашел своего зрителя.

— Вы продолжаете работать с Фаттаховым как с продюсером?

— Нет, контракт закончился, сейчас я работаю самостоятельно. Мы очень хорошо, по-человечески расстались. Были свои нюансы, конечно, но все мы люди, мы все своеобразны. Хочу сказать, что с моей стороны все было выполнено, все было сделано. И я до сих пор благодарен этому человеку, потому что именно он во многом мне помог.

Нужно признать, что Рифат Ахметович — хороший организатор, он умеет выбирать лучших. Филюс Кагиров, скажем так, его первая работа, очень удачная. И вообще, у него много молодых певцов, с которыми он работает. Советовать я, конечно, никому не могу, но все, кто хочет, могут попробовать себя в фестивале имени Вагапова.

Недавно Фаттахов организовывал в филармонии сольный концерт Ильгама Валиева — это профессиональный оперный певец, мы учились с ним в Уфимской государственной академии искусств имени Исмагилова на факультете сольного пения в классе профессора Сагитовой, и я многому научился у него. Организовать такого плана концерт с таким певцом не все могут в татарской культуре. Фаттахов видит и чувствует, что нужно нашей публике. Судя по отзывам, концерт прошел на ура.

— Сложно начинать самостоятельный профессиональный путь, будучи еще молодым?

— Я ведь с самого начала делал многое сам. Стиль одежды, песни, еще какие-то нюансы. Конечно, я научился многому при фонде Вагапова, но и туда я пришел не с пустыми руками. То есть все, ставшие популярными песни, у меня уже были. В прошлом году мы объездили всю Россию, все большие города — Москву, Петербург, были на Крайнем Севере и еще много где. И весьма успешно. Без сложностей не обходится, но и это мне очень нравится.

«ЕСЛИ ЧЕСТНО, Я СТАРАЮСЬ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ БАНКЕТОВ»

— Вы сказали добрые слова про Ильгама Валиева, Хайдар Бигичев один из ваших кумиров. Это все люди, которые работали в оперном жанре. Каково ваше отношение к этому искусству?

— Опера — это тяжелое искусство, которому надо день и ночь учиться. Не всем даны такие голосовые возможности. Я замечательно отношусь к опере и хотел бы, чтобы у татарской культуры она развивалась еще больше. Почему? Выступая по всей России, я вижу, что татарская публика любит в основном народные песни, но хотелось бы, чтобы слушатель развивался — смотрел, слушал оперу. Это даже полезно. Да, его можно назвать самым сложным направлением. Но у каждого жанра есть свои сложности. Есть они и в моем жанре. Например, находить каждый год новые композиции нелегко. А в опере в большинстве своем исполняются уже написанные арии.

— А вам не поступали предложения участвовать в татарском мюзикле, например? Были попытки такие, к примеру, у того же композитора Эльмира Низамова.

— Нет, меня не приглашали, потому что я на гастролях целый год, у меня все расписано, для меня важен каждый концерт. Хотя такие проекты тоже были бы интересны, это что-то новое для меня. А развиваться я люблю и всегда готов это делать.

— Какую музыку вы слушаете или слушали сами?

— Я слушал практически все. Рок, поп-музыку, джаз, правда, немного, но слушал, все-таки в деревне это не самый популярный жанр. А вот когда уже начал учиться, там широко стал изучать и зарубежную музыку, и вообще разную музыку. Это было очень интересно.

— Если вас попросят составить список любимых музыкантов, кого туда включите?

— Мне очень нравится Лучано Паваротти, его отдача, тембр. Он мне ближе всех. Люблю Марио Ланца. Конечно, слушал и «Руки Вверх!», и «Иванушек». (Смеется.) Слушал «7Б», «Любэ»... У меня очень разносторонний вкус, я все могу послушать, проанализировать, понять и использовать в своей работе.

Однажды моя гримерка была рядом с гримеркой Николая Баскова, и я слушал, как он распевался. Доводилось быть в одной гримерке с Валерием Меладзе, с Григорием Лепсом. Безумно талантливые люди. И мне понравилось, что они также любят музыку, живут ею.

— А что вы делали в одной гримерке с ними?

— Это был большой корпоратив.

— Вообще, корпоративы в вашей работе какое место занимают? Есть мнение, что именно корпоративы — основной заработок татарского артиста, а отнюдь не сольные концерты. Это действительно так?

— Если честно, я работаю только концертами и стараюсь отказываться от банкетов. Почему? Мне не совсем это нравится, потому что даже такие выступления требуют сил, необходимо время для подготовки. Мне предлагают: «Ришат, давай приезжай, спой две песни и уедешь». Для меня это непросто. Нужно себя настроить, подготовиться, приехать, почувствовать этот коллектив, понравиться ему, выложиться. Не так все легко, как думают люди. И в большинстве случаев я отказываюсь от этих мероприятий. Но когда попросят по-хорошему, я могу согласиться.

— Вы такой идейный молодой человек, отказываетесь от легкого заработка. Наверное, директору непросто с вами работать?

Мы с друзьями работаем как одна команда. Мой директор больше заботится о моем здоровье и творческом развитии, требует серьезного отношения к концертам. Поэтому на корпоративы времени остается мало.

— И, как можно понять, вы не любите участвовать в сборных концертах. Это тоже принципиальная позиция?

— Да, не люблю. Когда мне будет 45 - 50 лет, буду участвовать, а пока у меня есть свои концерты, и я рад этой возможности.

«НЕ ПЕВЕЦ ИДЕТ ЗА НАРОДОМ, А НАОБОРОТ»

— Общаясь с татарскими артистами, мы часто спрашиваем, есть ли лицо у нынешней татарской эстрады и что оно из себя представляет.

— Конечно же, у татарской эстрады есть свое лицо, оно всегда будет. Я скажу, каким, на мой взгляд, должно быть лицо татарской эстрады. Это образованный в музыкальном плане человек, у него должен быть большой багаж знаний, он должен вести народ. Не певец идет за народом, а наоборот. Певец играет очень большую роль для публики, он ее воспитывает. Это действительно сложная и ответственная работа. И я стараюсь к этому прийти. И вне сцены стараюсь быть примером для других: у меня режим, веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом. Ну и не пить, не курить — это само собой.

— Но другой артист скажет, что его единственная задача — это развлекать публику.

Меня обучали очень грамотные педагоги, особенно в музыкальном училище. В академии я получил фундаментальное образование, причем не только в певческом плане. Я общительный, креативный человек. Может, поэтому мне и в жизни больше встречаются интеллигентные, образованные люди. Общаясь с ними, я учусь многому

— Значит, вы не согласны, что певец — это развлекательная работа?

— Нет. Это воспитательная деятельность, это работа с душами людей.

«НЕ ЛЮБЛЮ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАЯВКИ, ЛЮБЛЮ, КОГДА ВСЕ УХОДИТ С КАССЫ»

— Мы сейчас живем в тяжелое время: кризис, в мире все непросто складывается. Как-то на себе это ощущаете?

— Когда происходит кризис, случается и большой переворот. Но надо отметить, что наша публика не смотрит, кризис или не кризис, им все равно нужна музыка. У нас крепкий народ.

— Ваша основная концертная площадка в Казани?

— «УНИКС». Хотя мне очень нравится зал в филармонии имени Тукая, там такая аура. Но зал маленький...

— Сколько подряд аншлаговых концертов вы можете собрать в «УНИКСе»?

— Максмум три, наверное. Да больше мне и не надо. Знаете почему? Эти три концерта уже много на самом деле. Например, я не люблю собирать зрителей с организаций. Я всегда отказываюсь от этого. Мне предлагают, мол, давайте мы с организацией купим 100 билетов и т. д. Нет, не люблю коллективные заявки, люблю, когда все уходит с кассы. Аллага шокер, так и выходит. Наверное, если бы мы постарались, то и четвертый бы концерт продали, только я не хочу злоупотреблять. Лучше дать два концерта, но хороших. Как уже говорил, для меня важно качество. С нашей публикой мы не можем задрать цены, а другие залы, например «Пирамида», рассчитаны на федерального артиста, там аренда дорогая. Конечно, они более оснащенные... Но, несмотря на ни что, мы стараемся сделать лучший концерт.

— Кстати, а что за публика ходит на татарские концерты в Москве?

— Там своеобразная публика, и она меня хорошо приняла. Я езжу в Москву с большой ответственностью. Они в принципе видят всех российских артистов, но предпочитают прийти именно на татарский концерт. Когда они ценят твое искусство, значит, оно чего-то да стоит.

— Вообще, татары в разных точках России, которые собираются на концерты в Петербурге или в Тюмени, отличаются по предпочтениям?

— Отличаются, конечно. Чем они дальше, тем больше они скучают по этой музыке. Потому что не все артисты доезжают до них, не все могут позволить себе поехать туда и дать концерт. И в некоторых случаях мы даже даем «нулевые» мероприятия, без прибыли, чтобы просто отыграть концерт для татарских зрителей.

«ДА, ВСЕ РАВНО КОНЦЕРТ ВЫХОДИТ В МИНУС, ПУСКАЙ»

— В родную деревню часто ездите?

— Как появляется возможность. Я вот практически месяц там отдыхал.

— Вы там, наверное, большая звезда? Есть такая хрестоматийная история, скорее анекдот, когда Ильхам Шакиров, будучи молодым, но уже популярным, приехал к себе в деревню, а у него один бабай спрашивает: «Ну что, Ильхам, все поешь, работу так не нашел?» А вас на малой родине как встречают?

(Смеется.) Знаете, если у артиста есть родина, это очень счастливый артист. Многие мои коллеги рассказывают при встрече, что их не приглашают в свой район или город выступать. Меня же приглашают на все праздники, когда я там, приглашают каждый день. Конечно, я с удовольствием общаюсь со своими земляками. Я горжусь ими. У меня и песня про деревню есть, моя мама сочинила слова к ней. Мне очень приятно, что ее слушают по всей стране. Даже из Америки пишут люди, что они из наших краев.

— С чем связано то, что некоторые артисты потеряли связь с родными краями?

— Не знаю, я не углублялся в этот вопрос.

— Но концерты дома вы даете регулярно или все-таки там исключительно отдыхаете?

— Я каждое лето провожу там концерт на открытом воздухе — уже пятый-шестой год. Помню, начинали с маленькой деревянной сцены, собралось человек 200 тогда. Сегодня же это масштабный концерт на нашей, скажем так, поляне, на которую приходят порядка 5 тысяч человек. Из Казани приезжают на газельках и на автобусах, из Уфы, из близлежащих населенных пунктов. У себя в Туймазах я даю по два концерта, а порой и по три.

— Это какой-то «Тухватуллин-фест» получается.

— Да. Каждый год в последнюю субботу июля, в этом году она выпадает на 30-е число, мы провожаем лето. Народ приходит со стульчиками, бабушкам и дедушкам скамейки готовим заранее.

— Вход платный?

— Мы ставим символическую цену. Потому что если ставить бесплатно, то и отношение будет другое. Да, все равно концерт выходит в минус, пускай. Главное, чтобы народу нравилось.

... «Смысл жизни в этом и заключается — жить и радоваться, добиваться чего-то, видеть счастье в своем окружении. Не надо представлять себе золотые горы» Фото: Ирина Ерохина

«ЛЕТ В 45 - 50 ОСТАНОВЛЮСЬ И УЙДУ ОТ ВСЕГО ЭТОГО»

— Каким себя представляете в 50 лет?

— Пока я работаю, строю себе карьеру, строю свою жизнь. Лет в 45 - 50 остановлюсь и уйду от всего этого. Но к этому времени я должен себе что-то нажить, чтобы был свой дом, где мне будет уютно, а потом буду жить и радоваться.

— То есть после 50 собираетесь бездельничать?

— Не то чтобы бездельничать. Заниматься спортом, заниматься детьми. Это тоже серьезная задача, просто другая. Но можно уже будет чуть-чуть расслабиться.

— Ну вот у Салавата через несколько дней стартует 28-й концертный сезон...

— У меня другое видение на этот счет. Артист должен быть молодым, красивым на сцене. Я не знаю, как будет у меня, но надеюсь, что все сложится хорошо... В общем, до скольки лет будет голос звучать, до скольки буду хорошо выглядеть, так и буду петь. Если этого не будет, то я лучше сойду со сцены и буду заниматься другими делами.

— Чем еще кроме музыки смогли бы заниматься?

— Я делаю аранжировки. У меня есть два автобуса аппаратуры, которые я могу давать напрокат. Могу продюсировать молодых певцов, помогать им в творчестве. Куча дел — заниматься спортом, детьми, как я уже говорил. Смысл жизни в этом и заключается — жить и радоваться, добиваться чего-то, видеть счастье в своем окружении. Не надо представлять себе золотые горы.

— А вам никогда не говорили, что вы слишком серьезный для своего возраста?

— Говорили. Как уж по-другому? Никак. (Смеется.) Это же очень ответственная работа.

Ришат Айратович Тухватуллин родился 3 марта 1989 года в селе Карамалы-Губеево Туймазинского района Башкортостана.

Окончил Уфимскую государственную академию искусств им. Исмагилова.

В 2014 году получил приз зрительских симпатий музыкальной премии «Болгар радиосы».

Лауреат I степени международного фестиваля татарской песни им. Вагапова.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (92) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
31.07.2016 09:42

Отличный голос, приятная внешность, огромная работоспособность. Удачи и успехов.

  • Анонимно
    31.07.2016 09:22

    Какой приятный молодой человек!

    • Анонимно
      31.07.2016 19:40

      Согласен, очень приятный, умный не по годам мудрый. я чувашка люблю хорошие татарские песни и мелодии. Народные татарские и чувашские в чем-то похожи и эстрада идет параллельным с татарами курсом.

      • Анонимно
        31.07.2016 23:52

        Люблю сказки слушать от наших артистов про музыкантов и т.д. Давным давно, ещё во времена Зухры Шарифуллиной все перешли на народный татарский инструмент Ямаха и с тех пор музыканты на сцене лишь антураж или дрова (декорации). Корг Касио или Ролланд это лишь разновидности звуков. Из этих 500 или уже 5000 певцов возьми любого и заставь отработать живьём 1,5 часа под баян-все сдуются на 3-ц песне. Вот вам и культура. Умерло все . Сплошной шоу бизнес и только . Минкультуры отдельный привет за эту деградацию.

  • Анонимно
    31.07.2016 09:26

    Проникновенно, душу выворачивает'- вот так он поет! Успехов, счастья! Обожаю!

  • Анонимно
    31.07.2016 09:42

    Отличный голос, приятная внешность, огромная работоспособность. Удачи и успехов.

  • Анонимно
    31.07.2016 10:11

    А у нег парень такой красивый шикарный. Молодец

  • Анонимно
    31.07.2016 10:17

    Мой любимый певец! Удачи ему!!!

  • Анонимно
    31.07.2016 10:21

    У Ришата в группе молодая певица есть Алия Карачурина. Очень хороший голос. Тоже из Башкортостана.

    • Анонимно
      31.07.2016 21:12

      Да вообще то все приличные певцы,музыканты из Башкортостана,не считая Шакирова и Бигичева.а

  • Анонимно
    31.07.2016 10:42

    Молодец! Дерзай дальше в том же темпе!

  • Анонимно
    31.07.2016 11:18

    Удач Ришату с его замечательным лицом!

  • Анонимно
    31.07.2016 11:20

    Очень хороший голос, очень мне нравится его творчество! Просто обожаю Ришата!!!

  • Анонимно
    31.07.2016 11:25

    И этого замечательного певца не приняли в казанскую консерваторию. Так же в свое время не нашлось места в Татарстане Ильхаму Валееву и Альбине Шагимуратовой. Были такие времена, а эти чиновники живы. Не ценим само рожков. Одни приблатненные тусуются .

    • Анонимно
      31.07.2016 14:57

      Откуда вы взяли эти факты?
      К примеру, Альбина училась в Казанской консерватории, затем продолжила учиться в Москве и очень правильно сделала!
      И, к слову, уфимская вокальная школа очень высокого уровня и котируется даже повыше Казанской.

      • Анонимно
        31.07.2016 22:36

        Да уфимская вокальная школа выше Казанской вокальной школы. За то в Казани одни профессора вокалисты

    • Анонимно
      31.07.2016 22:34

      Кого готовит казанская консерватория? Этот вуз давно уже потеряло своё лицо. Правильно сделали ,что не взяли . Он бы там свой голос потерял...

  • Анонимно
    31.07.2016 11:27

    из Башкирии много талантов с 90 х

  • Анонимно
    31.07.2016 11:38

    Удачи, процветания в творчестве! Мы любим, уважаем и ценим Вас!!! Берегите себя и своих близких!!!

  • Анонимно
    31.07.2016 11:43

    Почему вся наша татарская эстрада родом из Башкортостана? Ответьте, кто знает?

    • Анонимно
      31.07.2016 12:37

      Потому что исторически тептяры были свободны,широта души,большая степь,раздолье.А заказанские татары были сжаты,под посоянным прессингом,многое им запрещалось,петь,танцевать,говорят они могли себе петь только в бане.

      • Анонимно
        31.07.2016 13:06

        Еще тептярских татар отличала слабость веры, даже сегодня начиная с Актанышского района до Уфы очень мало мечетей, население пьет и живет далеко не в исламе. Аларга шулай рэхет, шуна куре узенче яшилел, вакытлыча монланып, Аллахтан hэм Ахираттен ерак халык.

        • Анонимно
          31.07.2016 21:21

          Таулар аларга мон бирэ .Анысы белэн килешэм .

          • М.К.
            1.08.2016 13:17

            Нинди таулар?!

            Вот скажут же ...

            • Анонимно
              1.08.2016 16:23

              Про горы в Актанышском районе - это жесть. Оттуда до самой Уфы местность ровная как стол. Горы - это здесь в Пестрецах или под Мамадышем.

    • Анонимно
      31.07.2016 12:40

      Я вам отвечу: в исламе запрещено петь, население Татарстана с 90-ых годов болле религиозное, чем в Башкортостане, хотя до этого равных Ильхаму Шакирову, Хайдар Бигичеву и Альфие Авзаловой до сих пор нет, а они с родом Татарстана( ТАССР).
      В Башкортостане невысокий уровень доходов, соответственно более тяжелая жизнь, поэтому "алар монлана", но чем больше мусульмане Башкортостана будут жить в исламе, тем меньше они будут петь на публику и зарабатывать таким образом, что считается не желательным. А пение нашидов и салаватов не принесет им высокий доход.

      • идущий
        31.07.2016 13:46

        Туфту полную вы тут несете товарищ. Татары Башкортостана никогда не жили хуже своих татарстанских соотечественников. А уровень религиозности начал проявляться лишь в последние лет 15-20, но тенденция то была все время. Неслучайно поэтому основатели Татарстана были все родом из нынешнего Башкортостана.

        • Анонимно
          31.07.2016 20:59

          Ну раз человек туфту несет, вот вы нам объясните: почему в Уфе всего 7 мечетей, в городе Дюртюли с населением 24 тыс человек всего одна, а в некоторых крупных деревнях вообще нет, не говоря о мелких. Не раз сами были свидетелями того, как люди с Башкортостана масих на шерстяные носки делают, когда во всех медресе в Казани на первом курсе объясняют. что это делают только на кожаные носки.
          О чем и речь: все, что после Челнов с исламом в плане знаний и исповедования все туго и далеко. Но Иншалла будем молить Аллаха, чтобы Он дал тауфик и хидаят жителям обеих республик одинаково, и вам тоже.

        • Анонимно
          31.07.2016 21:03

          По поводу хуже не жили это в прошлом, сегодня среднестатистический житель Башкортостана зарабатывает меньше, а если перевести на авто, то может обновить свою машину на аналогичную, а в Татарстане купить классом выше. Недавно были статьи в БО, что Татнефть хочеть купить Башнефть, будем надеется, что это произойдет и вы выправите свою экономику за счет Татарстана, как никак вы наши братья и мы обязаны вам помочь.

        • Анонимно
          31.07.2016 21:06

          Извините пожалуйста, но складывается такое впечатление, что вы тоже не читаете намаз и далеки от Ислама. Поэтому не видите разницы между Таухидом, который в Казани и Уфе.

          • идущий
            31.07.2016 23:43

            Раз за живое задел. Отвечу обидчивым читателям оптом.Во-первых уровень духовности не определяется только количеством мечетей. В западном Башкортостане во всех крупных селах уже давно есть мечети. А какой толк от того, что в РТ в каждом мало-мальском селе (где не живет и 80-100 человек) есть мечеть. Хан саре сыман торалар, а йөрергә кешесе, чөнки авылларда яшьләр калмады. Лучше бы отправить деньги на другие благие дела. И в Уфе на сегодняшний день работают 9 мечетей (не считая рахимовского "долгостроя"). Что касается уровня жизни он одинаков. Просто социальный разрыв в РБ меньше, за счет этого средняя температура по больнице в Рт больше получается. Татары РБ не плачутся а работают, ездят на заработки, занимаются личным хозяйством (поэтому таких монстров агробаронов как в Рт здесь нет). А то что Башнефть в руках у москвичей, так это Рахимова "благодарить" надо (которого Казань всегда поддерживала). Он борясь с татарами РБ вынужденно отдал нефтянку лишь бы удержатьс на посту.

            • Анонимно
              1.08.2016 12:12

              Я так отвечу "идущему".
              Татары Башкортостана ( сам оттуда) и татары Татарстана (оттуда отец) не разделяют друг друга (имеется в виду настоящие по духу татары).
              Но центром притяжения татар является Казань, Татарстан. Мы верим в Татарстан, гордимся им. Никто, кроме Казани, не может сплотить татар.
              И Казань достойно ведет себя.
              По всем параметрам впереди в России.
              Хотя в сфере возрождения татарского языка работы непочатый край.
              А в Башкортостане в этой сфере полный крах. В городах дети растут без знания своих родных языков, хотя понастроены помпезные башкирские лицеи.
              А для чего жизнь без родного языка?
              Насчет мечетей. Это здорово , что они построены. Но соревноваться не надо в количестве мечетей. Надо соревноваться в воспитании татар-мусульман. Чтобы мечети стали и духовными центрами, и образовательными центрами, как было до революции.
              Я по утрам хочу слышать прекрасный азан. Хотя люблю спать. Моя благодарность муэдзинам беспредельна. Они несут службу перед Аллахом и показывают, что жизнь продолжается.

      • Анонимно
        31.07.2016 14:06

        Ислам слаб как в Башкортостане,так и в Татарстане,один уровень,обычный атрибутно-сувенирный ислам,духовности очень мало.

      • Анонимно
        31.07.2016 17:42

        Бигичев с Нижегородской области. Недавно же статья была.

      • Анонимно
        31.07.2016 21:15

        Бигичев не из татарии,это надо знать образованному человеку.

      • Анонимно
        31.07.2016 21:54

        петь не запрещено. не придумывайте. такие времена каждый неуч считает себя галимом.

        • Анонимно
          31.07.2016 22:36

          «И среди людей есть те, которые покупают забавы речи, для того, чтобы свести с пути Господнего без знаний, и делают веру Его предметом насмешек. Этим людям уготовано унизительное наказание» (Св. Коран, 31:6).

          • Анонимно
            3.08.2016 21:22

            вы это каждый день повторяйте, может до вас дойдет суть суры.... может... вряд ли... но может, может...

      • Анонимно
        31.07.2016 22:18

        Хайдар. Бегичев нижгар
        А есть Рашид Вагапов

    • идущий
      31.07.2016 13:42

      Просто уровень национального самосознания, а следовательно и тяги к корням, к родному у татар Башкортостана издавна выше чем у остальных соотечественников. Этому способствовало в том числе и то, что приходилось одновременно противостоять и башкиризации и русификации, а во-вторых на территорию Башкортостана еще со времен насильственной христианизации и конфискации земель у мусульман уходили пассионарии, которые не могли смириться с существующим порядком. А на местах оставались "терпилы" (не в обиду будет сказано их потомкам). Поэтому кровь дает о себе знать и поныне. Менталитет не позволил татарам Башкортостана и согласиться на их "башкиризацию", хотя всякого рода "терпилы" под предлогом тюркского единства всегда предлагали им "лечь" и "не сопротивляться". Кстати неслучайно "последний бунтарь" из числа татарстанских чиновников, премьер министр РТ Сабиров, был тоже из Башкортостана.

  • Анонимно
    31.07.2016 11:53

    Между прочим все звезды из других регионов России , а Татарстанских очень очень мало. Мне как поет Ришат тоже нравится но парень танцор вообще люблю красивый улибчивый такой няшка.

    • Анонимно
      31.07.2016 12:41

      Звезда на эстраде одна из Сарманово- это Ильхам Шакиров, все остальные звездочки.

      • Анонимно
        31.07.2016 13:35

        Звезды- это на небе,холодные и недосягаемые. Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова - это легенды и мэтры татарской эстрады, они- эталон. Сколько бы о них не судачили и не сплетничали, они делали свое дело не ради денег ( во всяком случае деньги были на втором месте), а потому что умели и хотели донести до публики истинную татарскую песню, в том числе и истинно татарскую народную песню. Они пели от души. А сейчас поют, чтобы показать красивый костюм, красивый макияж. Заставьте этих, нынешних спеть "Голжамал", которая была всегда мерилом и всегда на всех конкурсах испытания проходили через эту песню...Стыдно за состояние татарской эстрады. Ушли уже настоящие профессионалы, остались буквально несколько человек...И то они не котируются, никуда их не зовут на выступления, потому что проплачивать эфир не в состоянии. Одна Х.Тимергалиева в силу своего характера и поддержки Салавата пока на плаву из плеяды последних профессионалов.

  • Анонимно
    31.07.2016 12:36

    Хорош он пока голодный. Наестся станет как и все татарские певцы толстым и загрубевшим. Держись Ришат, не слушай критиканов. За тобой будущее двух дружеских республик.

    • Анонимно
      31.07.2016 12:59

      Правильно говорите, он пока голодный, а когда он будет сытый, то начнет думать о смысле жизни об Ахирате, вот тогда он поймет, что это не то, чем он должен заниматься. Низкий уровень жизни, заставляет население делать то, что не пристойно, а задумываются и грехи замаливают всегда после.

  • Анонимно
    31.07.2016 13:16

    Бигичев не был родом из Татарстана.

  • Анонимно
    31.07.2016 13:57

    почитал комменарии.бу татарны только мишэр чыгарыр упкыннан. Пока заказанские рулят

  • Анонимно
    31.07.2016 14:00

    Все гармонисты,баянисты были мишары

  • Анонимно
    31.07.2016 14:18

    Ришат своим высоким творчеством наполняет наши души светом и теплом, в отличие от пошловатых певцов и певиц. Он помогает жить и нацеливает на добрые поступки. Спасибо Ришат! Имин яшэ, бэхетле бул.

  • Анонимно
    31.07.2016 14:45

    А мишары это кто ? Не татары? Не надо раскол вносит, глупости не пишите.

  • Анонимно
    31.07.2016 15:00

    Из прочитанных комментариев можно сделать следующий вывод.
    Будто есть кто-то, кто специально направляет разговор по ложному пути, по пути разобщения татар, пытается их разделить на тептяр, башкир, мишар и т.д.
    Глупость и ложь все это. Даже хуже-преступление.
    Любой образованный татарин должен знать , что большими культурными татарскими центрами до революции были Казань, Уфа, Оренбург, Уральск, Чилябе, Актюбинск и Петербург.
    Разве может нормальный разумный татарин разделяться подобно скотине: поставили изгородь под названием "Башкортостан"-и все-это другие люди, поставили изгородь под названием "Оренбургская область"- и все-это из иного огорода,
    поставили изгородь "Казахстан"-и все-в Уральске-другие.
    Это у волков: поставили красные флажки и они не могут перейти какую-то мнимую линию.
    Отбросьте всякую недостойную чушь.
    Татарин звучит гордо везде, и Африке тоже.
    И таланты рождаются везде. Чингиз Айтматов родился в Киргизии,Генрик Сенкевич родился в Польше (писатель,нобелевский лауреат),Роальд Сагдеев -в Казани, Фарида Кудашева-в Уфе, Земфира-в Уфе, Ринат Ибрагимов-в Казани, Ринат Дасаев-в Астрахани, Вагиз Хидиятуллин-в Пермской области, и т.д, и т.д.

  • Анонимно
    31.07.2016 15:24

    Унышлар сина,Ришат!!!!!!

  • Анонимно
    31.07.2016 16:50

    Талантливая республика Башкортостан,надо уметь признать это!Вот у них не было суверенитета,универсиады,водное поло,"мусулькино",иннополис,и патриарха не вылизывают,цены на ЖКХ,газ,автобус,бензин дешевле,а популярное канал БСТ и радио юлдаш смотреть и слушать приятно!!!Хоть обидно нужно это принять и работать для татар,а не показухой заниматься!

  • Анонимно
    31.07.2016 17:33

    Слова благодарности маме Ришата, что вырастила такого достойного, зрелого, ответственного человека. Нравственного. За такого сына перед обществом не стыдно.
    Ришату - совершенствоваться и расти, расти, развиваться во всём и всегда. Видеоклипы симпатичные. Турецкий, из ещё мирной Турции, понравился.

  • Анонимно
    31.07.2016 17:49

    Красавчик!

  • Анонимно
    31.07.2016 19:01

    Скажите спасибо мишарину Рифату Фаттахову ! Это он вытащил Ришата!

  • Анонимно
    31.07.2016 20:33

    Молодец Ришат! И поешь проникновенно, с татарским моным, и интервью у тебя достойное, скромное. А это самое главное. Ни одного коллегу не обидел. Всегда оставайся таким, успехов тебе от души!

    • Анонимно
      31.07.2016 21:21

      А также пожелаем Ришату Тухватуллину начать строить мечеть у себя на родине пока в пике популярности и полного расцвета сил, а комметаторы БО тебе помогут, расчетный счет проанонсируй.

      • Анонимно
        2.08.2016 21:27

        В нашей деревне есть красивый мечеть,а это именно в деревне Карамалы-Губеево он помогал строить этот мечеть.Спасибо ему,дай бог ему здоровья.

    • Анонимно
      1.08.2016 21:51

      Салавата обидел.

  • Анонимно
    31.07.2016 21:31

    Молодец отличный певец!!!мне еще Раях фасихов нравиться!хотелеось бы и про него что нибудь почитать

    • Анонимно
      31.07.2016 22:45

      Как фасихов певцов пруд пруди в Татарстане . Голос такой среднинкий!

  • Анонимно
    31.07.2016 21:33

    Хватит опять ерундой заниматься- татар по группам разделять! Никому, кроме нас, это не интересно и по барабану наши диалекты - только московским политтехнологам.

  • Анонимно
    31.07.2016 22:31

    Как приятно, что большинство комментариев - положительные, показатель того, что народу нравится творчество Ришата! Значит, не все потеряно, значит есть еде те, кто отделяет основную массу певичек и певцов (язык еле поворачивается) конкурса Татар жыры от таких как Ришат! Другое понимание песни, музыки, слов к музыке, "мон"! Рэхмэт, Ришат! Уз йозенне югалтма! Не потеряй себя и свое лицо! Бозыла курмэ!

  • Анонимно
    31.07.2016 22:32

    Жырчы булсан - шундыйрак булырга кирэк!!! Афэрин!

  • Анонимно
    31.07.2016 22:33

    Ришат, говорить в "Туймазах" не правильно. Правильно "в Туймазе". Понятно, что большинство говорит так, даже дикторы телевидения. Но вы не должны идти за людьми, а ...
    Рим Дашкин

    • Анонимно
      2.08.2016 12:56

      Я с вами не согласна. Правильно будет говорить в Туймазах!

  • Анонимно
    1.08.2016 08:50

    Со всеми кто хвалит Ришата согласен, он красиво поет, но вроде в 2013 году у него на странице вКонтакте был график по которым он должен был проехать, и в них числился и город в котором я живу, но вот к указанному числу он не приехал... М.б ему не понравилось то что у нас в клубе 300 мест... не знаю... Но это повод задуматься, можно ли его назвать народным артистом, если он только в большие концертные залы приезжает. Например Фирдус к нам приезжает и в 300 местный зал и дает по 2 концерта за день в т.ч и благотворительные для детей сирот, инвалидов, пенсионеров с дальних деревень( их привозят на автобусах), теперь сделали 500 местный зал, но уже ставят дополнительно стулья, вот он настоящий народный артист и любимец публики, у важаю его и всегда покупаю билеты на его концерты. Фирдусу привет из Бавлов :)

    • Анонимно
      1.08.2016 17:04

      В 2013 году Ришат работал под руководством продюсера, значит продюсер так решил

      • Анонимно
        2.08.2016 07:52

        Интересно, будучи самостоятельным певцом , много посещает он маленькие клубы?! И сколько в год даёт благотворительных концертов ?! Даже если в своей родной деревне делает платный концерт ?! Вот вам и сказке о бескорыстности конец...

    • Анонимно
      2.08.2016 08:42

      У нас в Новой Атне тоже 300 местный зал. Ришат выступал с аншлагом, яблоку негде было упасть. Очень уважаю его. Ришат, приезжай еще с новой программой, мы тебя очень ждем!

  • Анонимно
    1.08.2016 09:07

    О чем он поёт. ? Про каеннар арасы или про маму как он скучает?

  • Анонимно
    1.08.2016 10:14

    Юлъяшкин по-моему татарский даже не знает толком... его слушать неприятно

    • Анонимно
      1.08.2016 11:26

      Он знает татарский. Он мне сначала не нравился , посмотрела с ним интервью поменяла мнение , тоже взрослый не по годам.

  • Анонимно
    1.08.2016 10:47

    Прекрасный артист и прекрасный человек с большой, доброй, открытой душой! Ришат, оставайся всегда таким, пусть деньги и шоу-бизнес тебя не портят.

  • Анонимно
    1.08.2016 12:49

    Татарда әлегедәй фикерле җырчылар булганга горурланырга кирәк. Алда да мәгънәле җырлар гына башкарырга язсын. Мәгънәсез җыр башкарган җырчы, ул профессиональ түгел. Җырчылар шуны аңласалар иде.

  • Анонимно
    1.08.2016 14:34

    Что то мало клипов у Ришата на телеканале Майдан!!! Жаль!!!

  • Анонимно
    1.08.2016 17:56

    Ришату успехов на сцене и в деле укрепления дружбы между татарами Башкортостана и Татарстана, За Единую Тартарию!

  • Анонимно
    2.08.2016 09:18

    Молодец Ришат!! Үз сүзеңне әйтә беләсең! Югалып калмадын! Моннан соң да югары үрләр яуларга язсын үзенә!!!

  • Анонимно
    4.08.2016 22:00

    Ришат, хоть ты и говоришь, что начинаешь волноваться, когда в зале кто-то высокопоставленный, этого почти не заметно)))Со временем , думаю, перестанешь волноваться совсем.Пусть у тебя всегда все будет отлично!!!Мы все тебя очень любим!!!

  • Анонимно
    6.08.2016 11:50

    ..Ришатның иҗатын күзәтеп барырга тырышам. Үзенең тавышы-моңы, югары башкару культурасы белән җәлеп итә. Өметле, акыллы егет, тоткан юлы туры. Мөмкинлектән файдаланып, аңа яңадан-яңа иҗат уңышлары телим.

  • Анонимно
    8.08.2016 07:12

    Красиво говорить, не значит сделать так! Уж больно сладко говорит, пусть допоет до 50, а потом и посмотрим! А то "уйду если буду не красивым и голос пропадет" еще никто просто так не уходил!

    • Анонимно
      12.10.2016 11:16

      Ришат я тебя очень люблю Ни одного концерта еще не пропустила. Успехов, удачи, оптимизма и много радостных дней

  • Анонимно
    7.11.2016 19:20

    Ришат молодец Такдержать Удачи успехов

  • Анонимно
    8.11.2016 14:55

    Ришат бик матур жырлый безнен Чакмагышта РБ эллэ ничэ концерты булды халык соравы буенча.

  • Анонимно
    10.11.2016 13:49

    Прочитав все комментарий ,я поняла что уже есть зависть Ришату.Такой голос у него.Он отличный певец,красавец ,как пишется на комментариях хорошо поет.двигается.Очень молодец.Мне очень-очень нравится.Успехов тебе ,счастья и здоровья! Ждем Тебя в Бакалах!!!!!

  • Анонимно
    17.11.2016 10:54

    Вчера был на концерт в Стерлитамаке. Большой молодец,Ришат!!! Прекрасный исполнитель!!! Приятный голос, Бриллиант татарской эстрады!!! Не пропускаем ни один концерт! О-очень нравится,желаем Ришату творческих успехов и здоровья!!!

  • Анонимно
    27.11.2016 17:02

    Были вчера 26 ноября на концерте Ришата Тухватуллина, концерт-супер!!!!

  • Анонимно
    27.11.2016 19:56

    Мы с дочерью были у него на концертах. Он-большой молодец! Как он умеет себя держать на сцене, как одевается- всё со вкусом. Молодец! А мон у него -это словом не описать! Какая счастливая мама у Ришата, она может гордиться им. Спасибо, отличный концерт был вчера-27.11.16. в Уфе. Ждем новых встреч!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль