Общество 
10.08.2016

«Раньше здесь летали, а теперь водку пьют»: время возрождать малые аэродромы?

Вчера — свалка, а сегодня — посадочная площадка: зачем энтузиасты и Арский район обратились к наследию СССР

Сегодня в Казани стартует форум «Авиакосмические технологии». Профессионалы в очередной раз будут рассказывать о том, как России строить авиацию. Однако, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», большое авиастроение невозможно, пока зарастают травой оставшиеся от СССР сотни небольших аэродромов, и нереально без массового низового увлечения авиацией малой. Шаг в этом направлении сделали казанские частные пилоты и администрация Арского района, вместе возрождающие забытую посадочную площадку.

Дамир Гатин (в центре): «Почему-то все думают, что владелец самолета это обязательно олигарх» Дамир Гатин (слева): «Почему-то все думают, что владелец самолета — это обязательно олигарх»

СКОЛЬКО СТОИТ САМОЛЕТ

Началось все с того, что несколько пилотов-любителей решили купить самолет, ведь арендовать дорого. «Почему-то все думают, что владелец самолета — это обязательно олигарх, — говорит исполнительный директор казанского аэроклуба «Авиатор» Дамир Гатин. — На самом деле мы обычные люди. Подержанную „Цессну“ можно купить за 1,5 - 2 миллиона рублей, а владение ей обойдется примерно в 100 тысяч рублей в год». Сказано — сделано: поехали в США, купили, привезли в Россию, прошли все круги ада по таможенному оформлению, регистрации, сертификации и так далее. Поняв, как все крутится и делается, создали фирму по приобретению в Штатах самолетов, запчастей и доставке их в РФ и уже поставили 5 самолетов, в том числе экзотический для наших мест пилотажный биплан Steen Skybolt.

Потом организовали аэроклуб — вместе легче решать пилотские проблемы. Но встал вопрос: где базироваться? Как ни крути, а лучшим местом в свое время был аэродром ДОСААФ «Куркачи»: полный порядок со всеми документами. Проблема лишь одна: это аэродром государственной авиации совместного базирования для отдельных организаций, а частные пилоты — лишь «побочный фактор». Летом, в самый летный сезон, безостановочно летают местные Як-52, тренируются парашютисты, и есть основания полагать, что скоро в небе станет еще теснее — систему ДОСААФ на самом высоком уровне решено развивать. «И для ДОСААФ, и для нас такое соседство не очень комфортно, — рассказывает Гатин, — так мы дозрели до мысли о собственном аэродроме. Почему нет? Ведь многие еще помнят, что при СССР в Татарстане действовала развитая сеть площадок сельхозавиации. Это была фундаментальная инфраструктура: грунтовые и асфальтовые полосы 400 на 20 метров, стоянки, заправки, емкости для хранения удобрений, ангары и многое другое. Колхозы скидывались и строили такие площадки. Ведь опыт показывает, что угодья размером более 4 тысяч гектаров выгоднее обрабатывать с воздуха. Но все это кануло в небытие, площадки зарастают, разрушаются и исчезают».

Решили возродить одну из таких площадок. Написали письма в администрации нескольких районов республики — безрезультатно. Интерес проявили только в Арске. «Причем умолять не пришлось, — рассказывает член аэроклуба Тимур Умаров. — От нас не требовали писать письма по каждому вопросу: глава дал понять — это нужно району. Там ведь до нас настоящая свалка была, место для распития». «Ребята изначально поставили перед собой цель, соответствующую нашему видению, — бизнес с социальным лицом, — объясняет «БИЗНЕС Online» первый заместитель руководителя исполкома Арского района Олег Спичкин. — Они сразу сказали: параллельно с коммерческой деятельностью будем участвовать в жизни района. Мы ответили: хорошо».

... Еще недавно на месте Казанбаша была свалка

«РАНЬШЕ ЗДЕСЬ ВОВСЮ ЛЕТАЛИ, А ТЕПЕРЬ ГАДЯТ И ВОДКУ ПЬЮТ»

Заключили договор долгосрочной аренды участка, легализовали воздушное пространство, привели в порядок взлетно-посадочную полосу, установили входные призмы, ветроуказатель и конусы, купили бытовку, бензогенератор, запаслись дровами. И к аэродрому, который по имени соседней деревни назвали Казанбаш, потянулось местное население: посмотреть на самолеты, полетать. «Нам сосед-фермер говорит: „Я маленьким был, здесь вовсю летали, а сейчас тут водку пьют, загадили все, слава богу, вы появились, — рассказывает Гатин. — Зимой он нам полосу чистит от снега, денег принципиально не берет. Но мы так не можем и периодически покупаем ему бочку дизеля. Если к кому из местных обращаешься с просьбой, все охотно помогают. В Арском районе замечательные люди! Поначалу мы были чужаками здесь, а сейчас тут наш родной дом». В ближайшем будущем ребята построят параллельно нынешней ВПП еще одну — грунтовую, на 800 м, а потом и третью — перпендикулярно. Появятся ангары и все, что нужно для развития аэродрома.

Для чего все это? На что надеются авиаторы? Конечно, у них есть коммерческий интерес: продажа, восстановление, обслуживание воздушных судов, их легализация, поставка запчастей, организация долевого владения бортами. То есть работа по принципу «самолет под ключ». Но этот интерес находится в рамках главной цели: «Хотим, чтобы Казанбаш стал одним из базовых для авиации общего назначения Татарстана, а вообще, чем больше аэродромов, тем лучше», — говорят в аэроклубе.

Девиз «Авиатора» — «Жить, чтобы летать!» Но речь, конечно, не идет только о потребности в ощущении полета отдельной группы людей. «Тема малой авиации общероссийская, но она незаслуженно запущена, в свое время была отдана на откуп только коммерсантам, — констатирует Спичкин. — Здесь же инициатива построена не столько на коммерческих интересах, сколько на принципах сотрудничества и создания клуба единомышленников. Бизнес с человеческим лицом, преобладающе человеческим. Надо понять, что авиационная тема не может развиваться только за счет коммерции: как только она переходит на коммерческие рельсы, все разваливается. Людей, которые создают такие вещи по собственной инициативе, за свои деньги, очень мало, и игнорировать их идеи — без пафоса — преступно».

Собственно, аэродром Казанбаш, можно назвать (тоже без пафоса) частью большого делания. «Россия — авиационная держава, у нас есть определенные амбиции, — говорит член аэроклуба Сергей Борзенков. — Но их реализация невозможна без массовости малой авиации. А ей пока занимаются только фанаты, общей доступности нет». «Развитие авиастроения невозможно без таких аэродромов, — поддерживает начинание генеральный директор ООО «Фирма «МВЕН» Виктор Ермоленко. — Это создание основания для большой авиации. Если мы хотим получить качественный сдвиг в авиастроении, надо, чтобы в основании пирамиды отрасли было много людей. Раньше страна заботилась о том, чтобы авиация стала доступной, а сейчас стоит только какой-то массовости зародиться, ее убивают на корню. Именно так происходит с кружками авиамоделистов, так было с федерацией любителей авиации, которая стала готовить летчиков-инструкторов, а они, в свою очередь, могли аттестовывать других. Ведь пошло воспроизводство — клубы по всей стране росли как на дрожжах! Но прошло несколько лет, и, использовав аргумент, что разбился самолет, федерацию уничтожили. По сути, запретили заниматься массовой подготовкой пилотов. А, вспомните, все успешные авиаконструкторы летали. Сейчас у молодежи такой возможности нет, поэтому институты работают вхолостую».

... Сергей Борзенков объясняет ребятам азы пилотирования

«ДЕТИ УЕЗЖАЛИ — ЧУТЬ НЕ ПЛАКАЛИ»

Для аэроклуба базирование в Арском районе, как было сказано, это и социальная нагрузка. «Как-то раз глава района спрашивает: „Могли бы с нашими детьми поработать?“ — рассказывает Гатин. — Конечно. Один из наших пилотов Сергей Юрьевич Борзенков — директор центрального детского дома творчества имени Чкалова, по собственным программам 30 лет ведет кружок „Пилот-Конструктор“. Он давно искал место, где может спокойно обучать детей. И в этом году на базе Дома школьников Арского района открыли кружок „Юный пилот“. А летом провели выездной лагерь. Отдельное спасибо за это управлению образования Арского района. Желающих участвовать в лагере было очень много, но пока взяли только два десятка ребят от 16 лет. Они жили в палаточном лагере, изучали матчасть, обслуживали самолеты, летали. А уезжали — чуть не плакали. По итогам нам рекомендовано углублять этот проект. Вот реальная работа с детьми. У ребят глаза горят!»

«Возрождение таких площадок и привлечение в авиацию молодежи — благородное дело, — рассказал «БИЗНЕС Online» советник генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. — Радует, что такие аэродромы потихоньку появляются в районах Татарстана. И люди здесь все равно будут летать, как в Московской области, где очень много площадок, как во всем мире».

Кстати, Казанбаш уже на практике стал частью авиационной инфраструктуры. В один из ноябрьских дней там совершил вынужденную посадку обледеневший транзитный самолет, которому попросту было некуда деваться. «Пилоты знали, что мы возрождаем аэродром и наугад пошли в нашу сторону, — рассказывает Гатин. — Мы очистили машину ото льда, пилотов отогрели и напоили чаем. Теперь транзитники постоянно прилетают на дозаправку, отдых, ночевку. То есть аэродром по факту уже встроен в транспортную систему республики, а все потому, что мы прошли весь путь легализации, внесены в карты и реестры. В ближайшее время будет собственная радиочастота, сможем полноценно управлять воздушным движением в районе аэродрома».

Гатин вспоминает, как такие вещи сделаны в США: «Как-то у нас в Штатах в полете отказал двигатель. Нашли на карте в 10 километрах посадочную площадку, подходим — людей не видно, а уже наступили сумерки. Читаем информацию о площадке: чтобы включить посадочные огни, на такой-то частоте нажмите 7 раз кнопку на штурвале. И — о чудо! — огни зажглись! Трудно было в это поверить! Спокойно сели. Асфальт и разметка просто идеальные, самостоятельно заправились по банковской по карточке. И в Татарстане инициативные люди могут сделать немало таких аэродромов и посадочных площадок. Это, прежде всего, безопасность полетов».

... Член аэроклуба Айдар Гафуров купил «Цессн» 1977 года выпуска и уверен в машине

«ВСЕ РАВНО БУДУТ ЛЕТАТЬ. ВОПРОС ТОЛЬКО В ТОМ, ПОДПОЛЬНО ИЛИ ЛЕГАЛЬНО»

Но одна лишь частная инициатива такие капитальные вещи не потянет. «Пока это не вопрос денег, пока это наши сбережения. Но что дальше?» — задается вопросом Гатин. «Понятно, что район не все может, но помогаем, например, с щебенкой, ПГС, организуем на площадке различные мероприятия, и, несомненно, будем помогать дальше, — рассказывает Спичкин. — Пытаемся помочь с созданием инфраструктуры, но тема тяжелая, без республиканской помощи это трудно сделать. Нужно ли это Татарстану? Если задуматься — под рукой почти идеальная площадка для инженерно-технической и практической авиационной подготовки молодежи и начинающих пилотов. Таких навыков, особенно предоставляемых опытными инструкторами и пилотами, не получить в кабинетах. Помимо моделистов, пара- и просто планеристов, владельцев коптеров, частных пилотов и просто сочувствующих авиации, площадка как стажировочная и испытательная может быть небезынтересна техническим вузам, КБ, промышленным авиапредприятиям».

Нужна, прежде всего, законодательная и, если угодно, идеологическая поддержка. «Хотя бы просто не мешайте, — категоричен Борзенков. — Автомобилисты платят транспортный налог, и с дорогами что-то делают. Владельцы воздушных судов платят такой же налог, и государство должно создавать авиационную транспортную инфраструктуру в регионе. Но где она? И смотрите, в Ульяновской области транспортный налог на воздушное судно — 0 рублей за лошадиную силу, в Марий Эл — 25 рублей, а в Татарстане — 125! Я написал письмо на сайт президента республики: можно ли снизить налоги? Мне ответили: все нормально, так и плати... Тем не менее наш опыт показывает, что можно сделать многое, и для этого не нужны глобальные финансовые вливания. Мы готовы участвовать в процессе».

... Казанбаш у истока Казанки

«Одна лишь частная инициатива такое дело точно не потянет, — поддерживает коллег-авиаторов Закаржаев. — Ведь даже элементарная аренда земли превращается в огромную проблему. Нужна республиканская программа по развитию малой авиации». Делать что-то подобное все равно рано или поздно придется, уверен председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким: «Есть люди, влюбленные в небо. И, несмотря на препоны, которые в России есть, они все равно будут летать. Вопрос только в том, подпольно или легально. Надо создать механизмы — экономические, административные. Убери тот же транспортный налог на воздушные суда — сразу будет толчок к развитию авиации. Денег не надо, ничего не надо, только создайте правовые и экономические механизмы, и все само начнет работать, потому что желающих летать много».

Он отметил, что в Татарстане уже есть положительный опыт: «В Мензелинске любители при поддержке главы вообще чудо сотворили: прекрасный аэродром, даже российские парашютные чемпионаты проводят. И деньги-то небольшие вложили». А Гатин указывает на опыт соседнего региона: «В Башкортостане есть известный всем частным пилотам аэродром „Первушино“. Буквально в поле ребята его организовали. И президент Рустэм Хамитов считает своей обязанностью помогать этому делу. Сейчас там огромный комплекс, который проводит всероссийские слеты малой авиации — живой праздник, на который не загоняют палками. И мы можем к этому прийти. Хорошее дело в копилку Татарстана».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (39) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
10.08.2016 08:35

А ведь когда то в каждом райцентре,был свой аэродром!
Поддерживаю,нужно возрождать.

  • Анонимно
    10.08.2016 08:11

    Молодцы! Хорошее начинание!

  • Анонимно
    10.08.2016 08:23

    Удачи в начинании!


    Вообще, очень рад, смотря на карту аэродромов можно увидеть как за последние годы в Республике появились несколько новых площадок, так держать!

    Алексей

  • Анонимно
    10.08.2016 08:35

    А ведь когда то в каждом райцентре,был свой аэродром!
    Поддерживаю,нужно возрождать.

  • Анонимно
    10.08.2016 08:49

    И не боятся летать на старых корытах?

    • Анонимно
      10.08.2016 09:07

      у летной техники нет понятия год выпуска - есть количество часов налета, после планового капремонта самолет считается новым

      • Анонимно
        10.08.2016 12:30

        Старое новым никогда не считается. Подтверждается лётная годность и соответствие заявленным характеристикам.

    • Анонимно
      10.08.2016 09:07

      Бред не говорите

  • Анонимно
    10.08.2016 08:55

    Молодцы! Арск, вперед! И вверх тоже!!! Успехов всем!

  • Анонимно
    10.08.2016 08:59

    В Мамадыше возрождайте! Там отличная площадка прежнего аэродрома над Вятскими лугами начинает застраиваться домами...

    • DamirG
      10.08.2016 23:04

      Вы очень правильно пишите! Очаги авиационной жизни еще сохранились практически в каждом районе нашей Республики. К нам обращаются авиаторы с инициативой (просьбой) по нашему примеру возродить их локальный аэродром и/или посадочную площадку. Мы, действительно, научились это делать правильно и эффективно. Но возрождение транспортной авиационной инфраструктуры Республики - это скорее задача государственного масштаба. На одном энтузиазме влюбленных в небо авиаторов сделать это практически невозможно. Наличие и качество соответствующей транспортной авиационной инфраструктуры - это база для развития авиационной отрасли и залог безопасности полетов.

  • Анонимно
    10.08.2016 09:18

    Это круто

  • Анонимно
    10.08.2016 09:27

    Самолётов и денег нет, но вы там держитесь!

  • Анонимно
    10.08.2016 10:15

    Ребята, вы молодцы! Вот на таких энтузиастах и держится всё! Удачи вам во всём!!! Власти должны помогать безусловно.

  • Анонимно
    10.08.2016 10:15

    С огромным уважением отношусь к Сергею Юрьевичу Борзенкову. Человек с большой буквы, всё своё время тратит на обучение детей

  • Анонимно
    10.08.2016 10:18

    Знаю Дамира, отличный человек и профессионал.

  • Анонимно
    10.08.2016 10:36

    Было бы здорово, если бы появился материал о бизнес-идеях в малой авиации, которые могли бы работать в современных российских условиях. В логистике, пассажирских перевозках, сельском хозяйстве. Реально ли на чем-то зарабатывать. Я думаю, желающих поучаствовать в таких романтичных бизнес-проектах нашлось бы много. Можно каждый самолет рассматривать как бизнес-проект и привлекать на него краудфандинговый капитал. Да я бы сам купил маленький самолет, если честно, если бы он потом инвестиции отбил. Нельзя ли такую статью написать, БО? У тех же ребят взять интервью.

    • Анонимно
      10.08.2016 14:58

      У нас законодательство ориентировано лишь на крупняков. Не захочешь на бумажки время тратить, езить на аттестации в маскау и за лицензии дикие деньги платить. государство сель своим задом и придавило малый бизнес и частную инициативу. Надо работать над законами и правоприменением, но в депутаты не за тем идут, чтоб работать и пользу приносить, а за тем что бы брать и пользу грести.

    • DamirG
      10.08.2016 22:35

      Вы затронули достаточно интересный вопрос. У нас как раз с бизнес-идеями все в порядке. Часть из них уже работают, другие ждут своего часа. Если это направление Вас действительно интересует, готовы обсудить с Вами отдельные инвестиционные проекты. Мы всегда рады активным людям, готовых участвовать в авиационных и не только проектах. Контакт для связи: live2fly@live2fly.ru.

  • Анонимно
    10.08.2016 11:02

    Единая Россия, ау!!!???

  • Анонимно
    10.08.2016 11:04

    Арчане, вы молодцы!!! Зовите в
    Казанбаш Рустама Нургалеевича. Без него никак.

  • Анонимно
    10.08.2016 12:36

    Наши заводы бы еще выпускали такие самолеты. Массовая малая авиация и для экономики двигатель и для большой авиации источник кадрового резерва.

  • Анонимно
    10.08.2016 13:06

    Молодцы ребята! Вед малая авиация в районах всегда много жизней спасала!

  • Анонимно
    10.08.2016 13:21

    Всей душой рад за Дамира, как говориться - "Талантливый человек талантлив во всем".

  • Анонимно
    10.08.2016 13:23

    Дамир молодец!! Надо поддержать ребят

  • Анонимно
    10.08.2016 13:30

    Если хорошая рентабельность - инвестировал бы в приобретение самолета для нужд сельского хозяйства......

    • Анонимно
      10.08.2016 14:40

      Только покупка специализированного самолета не является залогом прибыли сиюминутной прибыли. Но если Вам интересно, мы можем обсудить эту тему. Напишите мне на ящик umarov.kzn@gmail.com Ваш контакт. И мы свяжемся с Вами. Тимур Умаров.

  • Анонимно
    10.08.2016 16:27

    Скиньте координаты аэродрома,обязательно по возможности залечу. Молодцы

    • DamirG
      10.08.2016 23:16

      Информацию для прилета на наш аэродрома Вы найдете на авиационных картах, сборниках АНИ (с августа 20126 года), а также ниже по ссылке: http://maps.aopa.ru/id/UWTZ.
      Всегда рады гостям.

  • Анонимно
    10.08.2016 17:53

    За рубежом покупать самолёт в складчину на несколько человек является распространенной практикой, воздушное судно становится более доступным как при покупке, так и при содержании. Как правило это совершают друзья увлеченные небом. Кстати, в этом случае и обучение становится значительно дешевле, т.к. практические занятия можно осуществлять на своём самолёте. Если найдутся такие желающие, милости просим в наш аэроклуб Авиатор,Казанбаш. Поможем осуществить вашу мечту.

  • Анонимно
    10.08.2016 18:35

    Ещё в ноябре 2015 года заскочил на площадку -- там был полный бардак! Молодцы, ребята, быстро привели в порядок, площадка -- прелесть! Тимур, Дамир, как только будет возможность -- прилечу к Вам в Казанбаш на своём дельталёте. И мне развлечение, и курсанту тренировка! По поводу тех, кто сомневается купить самолёт: если грамотно использовать -- конечно же будет окупать себя. А что старые Цессны -- выбор за покупателем: можете новую купить -- их есть в продаже, кто спорит? В том числе можете купить и воздушное судно (не только самолёт) российского производства. Выбор за Вами. У Цессны есть неоспоримое преимущество -- массовость. А значит -- инфраструктура, запчасти, обучение, обслуживание.

  • Анонимно
    10.08.2016 21:22

    Заметили ,да- все в Татарии дорого,даже авиаторы жалуются что здесь конские налоги .То же самое с транспортным налогом на автомобили,я не удивлюсь,что и лодки с катерами обдирают по полной.Электроэнергия самая дорогая в регионе,проезд за транспорт,плата за детсады итд итп...

  • Анонимно
    10.08.2016 22:42

    Удивительно! Восхитительно! Какие же наши мужчины молодцы! Успехов вам, ребята!

    Недавно была в Азнакаево. И тоже очень удивилась и восхитилась тем, что там появилась аэродромная площадка "Азнакаево". Там тоже небольшой самолетик летает. Можно прокатиться даже.

    Сразу вспоминается "Единственная" Ричарда Баха, там как раз про "Цессну" речь идет и как он катал местных жителей, чтобы на топливо и обед заработать. Очень увлекательно!

  • Анонимно
    10.08.2016 23:14

    Удачи вам и чистого неба! Хотел пройти обучение в Авиаторе (замечательные люди и профессионалы), но выбрал школу в штатах (увы, при сравнении условий обучения явный перевес не в пользу наших). И первые вопросы по прибытию были: почему у нас так нельзя? Здесь множество аэропортов с отличными ВПП и развитой инфраструктурой для удобства полетов, никаких запретов и согласований. И не сомневаюсь, что наши инсы лучше. Цессны - идеальны для тренировок. Кто здесь говорит о рухляди?))) Сейчас в каждой установлен,как минимум, гармин 430, о гласскокпите вообще молчу.
    p.s. кликать 7 раз по микрофону-это high intensity lights, можно понизить яркость,кликнув 5 раз))

  • Анонимно
    11.08.2016 06:38

    Транспортный налог для авиаций 125 рублей ! Куда идет эти налоги +штрафы от видеокамер на дорогах РТ ?
    Наверно как укрепляется берега р.Казанки около Юсуповского замка дом Вагиза Мингазова на стоимостью 200 млн.рублей .
    Это П О З О Р для ЕР!

  • Анонимно
    11.08.2016 15:05

    Дорогу осилит идущий! Удачи вам ребята и чистого неба! Вы молодцы!

  • Анонимно
    22.08.2016 08:37

    Здорово, что есть ещё такие люди! Удачи парни

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль